Детское консультирование

Детское консультирование.

Статьи по теме
Искать по теме

Этапы консультирования детей дошкольного и младшего школьного возраста

- Совместная выработка рекомендаций

- Первичный прием, установление контакта

- Сбор психологического анамнеза

- Информирование родителей о содержании психологического заключения

- Верификация (проверка) гипотез

- Обработка и анализ результатов диагностики

- Согласование плана дальнейших встреч и рекомендаций

- Определение стратегии тактики проведения обследования; подбор комплекса методик (включая все необходимое и достаточное)

- Проверка гипотез о проблемах и причинах.

- Коррекция плана обследования

- Выявление жалобы и переформулирование ее в запрос

- Составление психологического заключения (постановка диагноза, формирование условно-вариативного прогноза, разработка рекомендаций – предварительный план)

- Формулирование гипотез о психологических проблемах и возможных причинах

- Проведение диагностического обследования

- Запись клиента на консультацию

- Переформулирование запроса и заключение контракта/договора

- Обработка результатов методик (количественный и качественный) анализ

Необходимо провести полный консультационный цикл (возможно без запроса на консультационную работу, а с целью практики): первичный сбор информации о ребенке с родителем, подбор и проведение психодиагностического комплекса, анализ диагностических результатов, заключительная беседа с обратной связью и выработкой рекомендаций.

Необходимо раскрытие истории развития ребенка, его актуальное состояние развития, особенности и возможные проблемы глазами родителей. Методики: а) Беседа с родителями с целью составления истории развития ребенка, б) Анкета для родителей

Затем необходимо обоснование выбора методик и диагностической программы (почему именно данные методики позволят наиболее полно определить картину развития ребенка), описание процедуры проведения методики, отношения ребенка к заданию, основные результаты методики, объединенные по сферам (эмоционально-личностная, мотивационно-потребностная, познавательная, сфера взаимоотношений, сфера деятельности), соотнесение хода развития ребенка с нормативным ходом, психологическое заключение с обобщенными рекомендациями (см. инструкцию для написания заключения).

Возможные методики:

1) Наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в процессе обследования.

2) Исследование умственного развития ребенка по методике Векслера (вербальные субт. 1-6)

3) Рисунок семьи

4) Рисунок человека (по Гудинаф-Харрису и проективный анализ)

5) Анализ семейного воспитания по Эйдемиллеру

6) Рисунок несуществующего животного

7) Самооценка по Дембо-Рубинштейн

8) "Два дома"

9) Пробы на мотивационное предпочтение.

10) Незаконченные предложения.

В заключение необходимо описание того, как родитель воспринял обратную связь, какие конкретные рекомендации были выработаны совместно, каков план дальнейших мероприятий и какой ожидается эффект, а также Ваше краткое впечатление от Вашей консультативной работы.

Составление заключения по результатам психологического обследования

Психологическое заключение представляет собой целостное (хотя и относительно краткое, сжатое) изложение основных результатов и выводов, полученных в ходе обследования ребенка или подростка. Оно ни в коем случае не сводится к простому перечислению конкретных результатов по отдельным методикам, но обязательно содержит интерпретацию совокупности всех полученных данных, а также ответы на поставленные перед психологом вопросы и рекомендации. Это весьма ответственный документ, для успешного написания которого обычно требуется достаточно большая практика.

Составление письменного заключения по результатам обследования чрезвычайно полезно как для психолога (в плане подготовки к заключительной беседе с родителями), так и для родителей: в этом случае они получают системную характеристику психологических особенностей и проблем ребенка, которая может служить им ценной опорой в ходе реализации рекомендаций и самостоятельного анализа дальнейшего хода развития ребенка.

В руководствах по психологическому консультированию (Анастази, 1982) справедливо подчеркивается, что каких-либо стандартных, однозначных форм написания заключения не существует. И по содержанию, и по стилю текст психологического заключения может очень сильно отличаться в зависимости от того, кому оно предназначается (родителям ребенка, педагогу, школьной администрации, медикам, суду и т.д.) и каковы цели консультации (профилактический контроль за ходом развития, определение готовности к поступлению в дошкольное или школьное учреждение и выбор его типа, установление причин трудностей ребенка в поведении, обучении или взаимоотношениях и т.д. и т.п.). В результате конкретные заключения оказываются очень не похожи и по стилистике изложения, и по объему, и, разумеется, по существу. Однако это не означает, что в написании психологического заключения нельзя наметить некоторой общей логики и правил изложения материала. Представим далее схему наиболее развернутого варианта психологического заключения в виде краткого описания общей последовательности и содержания обязательных разделов заключения.

1. Общие сведения о ребенке и его семье.

Такие сведения принято указывать, поскольку заключение представляет собой относительно самостоятельный документ, в котором фиксируются основные данные о ребенке на момент его обследования: фамилия, имя, отчество, возраст (с точностью до месяца, например 10 лет 5 месяцев, или год и месяц рождения), посещаемое дошкольное или учебное заведение, группа или класс, состав семьи, краткие сведения о родителях (возраст, занятие).

2. Причина обследования.

В этом пункте необходимо указать, кто обратился к психологу или по чьей инициативе проводилось обследование, а также кратко изложить содержание жалоб и/или основного запроса со стороны родителей, например, установить причину тревожности и страхов ребенка, помочь установить доверительные отношения с подростком и т.д. Инициатором обследования может выступить и учитель, по мнению которого, например, ребенок имеет проблемы в поведении, учебе и т.д. (указать какие конкретно).

3. Краткие сведения из истории развития ребенка.

Обычно в этом разделе дается сжатая характеристика того, насколько благополучно протекало развитие ребенка на последовательных этапах онтогенеза, начиная с пренатального периода, когда появились проблемы, указываются основные отличительные особенности социальной (прежде всего семейной) ситуации развития и здоровья ребенка, а также факторы риска (социально-психологические и медицинские).

4. Краткое описание содержания и результатов обследования.

Этот раздел заключения должен дать ясное представление о том, что было проделано психологом в процессе обследования ребенка. Другими словами, необходимо перечислить все использованные методики и приемы обследования и полученные с их помощью результаты. При этом учитываются не только диагностические средства в узком смысле слова (конкретные методики), но и такие методы, как наблюдение за ребенком в рамках консультации и, возможно, вне ее (например, на уроке в школе), беседа с лицами, имеющими отношение к воспитанию ребенка. Отмечаются также различные предоставленные документальные источники сведений о ребенке (например, педагогические характеристики, медицинские заключения и др.). Все это показывает объем и разносторонность базы данных, положенных в основу выводов психолога.

5. Психологический диагноз.

Фактически этот раздел содержит квалификацию психического развития ребенка и ответ на вопрос, что с ребенком. В соответствии с трехкомпонентной структурой психологического диагноза развития здесь дается

а) общая картина (оценка) психического развития ребенка с точки зрения соответствия возрастной норме, своего рода проекция результатов ребенка на шкалу периодизации, с учетом достигнутых им возрастных новообразований в сфере познавательного развития и личностного развития (например, психическое развитие ребенка протекает гармонично и соответствует высокой возрастной норме как в познавательной, так и в личностной сфере; или психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме, однако отличается определенной дисгармоничностью – высоким познавательным развитием при наличии признаков инфантильности в эмоционально-волевой сфере);

б) описание индивидуально-психологических особенностей развития ребенка, т.е. с разной степенью подробности дается описание как отличительные черт его личности в целом, так и отдельных сторон его психической деятельности; В основу такой характеристики может быть положена, к примеру, схема наблюдения (табл. ) за поведением и деятельностью ребенка в процессе обследования, где отмечаются особенности мотивации и эмоциональных реакций, внимания и организованности деятельности, речи и моторики, личностные черты ребенка (общительность либо застенчивость, активность либо пассивность и т.д. и т.п.). При этом приводятся только те характеристики, которые действительно служат отличительными чертами ребенка, т.е. выделяют его из массы сверстников;

в) психологическая квалификация характера (т.е. содержания) и степени трудностей, проблем ребенка (примеры некоторых распространенных проблем: низкая самооценка, тревожность, слабая учебная мотивация, несформированность средств общения со сверстниками и т.д.).

Трехкомпонентная структура психологического диагноза позволяет отобразить не только слабые, проблемные стороны развития ребенка, но общую картину развития ребенка, в том числе и его сильные стороны, на которые можно опереться в ходе оказания психологической помощи и коррекционно-развивающей работы. Необходимо также указать на степень надежности полученных выводов, а в случае наличия противоречивых данных дать им объяснение.

6. Причины установленных трудностей или нарушений.

В этом разделе заключения (по Л.С. Выготскому, это этиологический компонент диагноза развития) психолог указывает на факторы, обусловившие возникновение установленных трудностей, отклонений, или индивидуальных вариантов нормального развития. Выводы относительно происхождения проблем ребенка строятся на основе толкования всей совокупности данных о развитии ребенка, включая данные анамнеза и сведения об особенностях условий развития ребенка. Например, хроническое эмоциональное неблагополучие вследствие неуспеваемости в школе и педагогической запущенности. Установление реальных причин трудностей или нарушений служит необходимым условием правильного определения направления психологической помощи и выбора способов коррекции.

7. Прогноз.

После указания на причины психологических проблем ребенка целесообразно представить возможную картину его дальнейшего развития. Построение условно-вариантного прогноза предполагает ответ на три вопроса: 1) каков ожидаемый ход развития ребенка при сохранении сложившейся ситуации; 2) что и как может усугубить состояние ребенка, представляет для него опасность, иначе говоря, чего следует избегать, учитывая его слабые, уязвимые стороны (этот вектор прогноза важен с точки зрения предупреждения возможных осложнений, профилактики); 3) наконец, каков благоприятный вариант развития ребенка в случае снятия или ослабления существующих трудностей, проблем. Обсуждение третьего вектора прогноза прямо переходит в обсуждение следующего раздела заключения, где формулируются необходимые меры помощи и рекомендации.

8. Рекомендации.

Обычно в этом разделе указываются основные направления психологической помощи и кратко формулируются советы по воспитанию и обучению, предложения по коррекционной работе, а также в случае необходимости обосновывается целесообразность тех или иных организационных мер (перевод в другую школу, консультации у специалистов), повторных обследований и т.д.

9. Дата.

10. Подпись (как свидетельство личной ответственности составителя заключения).

В целом приведенная схема может служить основой заключения в значительном числе случаев из консультативной практики, однако, в зависимости от особенностей конкретного случая, а главное, от того, кому оно адресовано, подробность изложения в целом, содержание отдельных разделов и стилистика текста существенно варьируются. Прежде всего подчеркнем, что при написании заключения следует строго соблюдать этические принципы деятельности психологов, в частности принцип конфиденциальности результатов обследования: только родители (или замещающие их лица) имеют право на получение полной информации о ребенке, включая психологический диагноз и прогноз развития.

Что касается остальных лиц, участвующих в воспитании, обучении или определении судьбы ребенка (это могут быть учителя, представители администрации различных детских учреждений, судебных и иных инстанций), то адресуемое им психологическое заключение, как правило, следует ограничивать только той информацией, которая необходима им для решения конкретных поставленных вопросов, например, определением мер для преодоления школьной неуспеваемости, обоснованием целесообразности проживания ребенка с матерью или с отцом после их развода и т.д. В таких случаях основное внимание следует уделять описанию тех условий, которые могут благоприятно повлиять на состояние и развитие ребенка или, напротив, повредить ему (если такая опасность существует), а не на оценке его уровня развития. Понятно, что данное ограничение диктуется защитой интересов ребенка, оно призвано предупредить неправомерное использование сведений о нем. Следует помнить, что даже в случае необходимости раскрытие личной информации в заключении, адресуемом не родителям, возможно только с согласия самих родителей ребенка или подростка.

Независимо от характера и сложности случая психологическое заключение должно отвечать требованию безусловной доступности для понимания читателя. Поэтому в заключении, адресованном не специалистам (родителям, педагогам или иным лицам), не следует использовать профессиональную терминологию без крайней необходимости и соответствующих пояснений. Кроме того, в целях большей выразительности текста приводимые в заключении выводы желательно сопровождать иллюстрациями - ясными по смыслу примерами высказываний или поведенческих проявлений, отмеченных в ходе обследования ребенка. При этом особое внимание следует уделять четкости формулировок, не допускать двусмысленных или неопределенных выражений.

Литература

А. Анастази. Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 2. C. 119 – 121.