Организация досуга в детском оздоровительном лагере

Для детей детский лагерь летом – это спортивные соревнования и праздники, игры и конкурсы, мелкие шалости в тихий час и таинственный, еле слышный шепот после отбоя. Для родителей детский лагерь – это возможность отдохнуть от своих, пусть и любимых, детей.

Статьи по теме
Искать по теме

Современная организация детского отдыха

Детский отдых должен быть таким: уютные корпуса и коттеджи, экологически чистый воздух и трех- или пятиразовое питание – это то, что обязательно должен предложить вам любой детский лагерь.сейчас оборудован почти каждый детский лагерь отдыха в Подмосковье.

Детский отдых на море – это уже ставший традицией способ отдохнуть детям. Здесь ребят с головой накроет не только морская волна, но и волна удовольствий. Черное море, жаркое солнце и бронзовый загар – то без чего немыслим детский отдых на море. Лагерь, море – ах как хочется вернуться в детство! Но, увы, это невозможно. А вот дети обязательно должны узнать, как это прекрасно: лето, лагерь, море!

Детский летний отдых – это и детский отдых в Крыму, и детский отдых в Анапе, Сочи и в других замечательных гордах-курортах Краснодарского края. Стоит один раз подарить ребенку путевку на детский летний отдых – и вы еще долго-долго будете слушать: "Мама, какой классный был этот лагерь Сочи", "Папа, лагерь, море – это было круто!"

Суровых родителей, которые скажут: "что же это за детский отдых, море, море и ничего больше?" – можно успокоить. Детский отдых летом – это еще не значит, что ваше чадо весь день будет плескаться в воде. Экскурсии и занятия спортом, развлекательные мероприятия и дискотеки – все это так интересно, что уже на третий день море перестанет быть для ваших детей пределом мечтаний.

Детский отдых в Анапе – это самые лучшие детские лагеря отдыха и захватывающая дух природа. Это – два бассейна, бильярд и киноконцертный лагерь в знаменитом оздоровительном центре "Смена"; конные прогулки и теннисные корты – в детском лагере "Энергетик"; бильярд, многочисленные кружки и спортивные площадки – в лагере "Юбилейный". Анапа, детский лагерь на долгие годы станут для ребенка символом счастья и беззаботного детства, а главное, великолепным поводом вспомнить, каким прекрасным бывает детский отдых на море!

Детский отдых в Сочи и в детских оздоровительных лагерях близлежащих городов и районов, например Туапсе. Наверное, уже нет ни одного человека, который бы не знал знаменитый детский центр "Орленок" в Туапсе. В Сочи или в Туапсе – детский отдых, море в любом случае будут незабываемы. Ведь здесь уже давно научились встречать детей совсем как взрослых, и в то же время заботиться о них, как о самых маленьких.

Крымский полуостров ждет не только взрослых, но и детей. Огромной популярностью пользуется детский лагерь "Мандарин" на юго-западном побережье Крыма. Детский отдых в Крыму – это всегда воплощение мечты в реальность. Конечно, если выбрать любой другой детский лагерь в Крыму, поскромнее, детский отдых в Крыму все равно будет неповторимым.

Три заблуждения о детском отдыхе

Этот вопрос актуален для тех, кто выбирает детскую программу и летний детский лагерь, и хотел бы проанализировать возможные варианты всерьез, а не выбирать "вслепую" на основании банальных фраз о "незабываемом детском отдыхе". Чтобы правильно выбрать программу и лагерь для ребенка родителям необходимо отказаться от некоторых серьезных заблуждений, связанных с детским отдыхом.

Заблуждение первое. Считается, что на рынке детского отдыха чудесным образом не работает закон соответствия цены и качества, и можно за маленькие деньги подобрать ребенку великолепный отдых.

Дешевый отдых во многих случаях может быть просто опасным. Проведите элементарные подсчеты и определите в семейном бюджете расходы на ребенка в день, включив туда оплату жилья, питания, образования, медобслуживания, развлечений и так далее. Возможно, доля ребенка будет меньше доли взрослого, но не сильно. И если стоимость одного дня отдыха в детском лагере будет ниже стоимости Ваших расходов на ребенка, то, может быть, лучше не рисковать…

Заблуждение второе. Считается, что хороший детский отдых – это обязательно отдых за границей.

Во многих случаях это не так. Чаще всего за границей лучше бытовые условия: номера, мебель, сантехника. Но даже с питанием уже начинаются вопросы и проблемы, в рационе практически отсутствуют каши и супы, не везде хорошо с молочными продуктами. Еще больше проблем с занятостью детей. За границей другие традиции, нет педагогов и вожатых, а есть аниматоры, в их задачу не входят функции контроля за детьми. Российские сопровождающие, чаще всего студенты из регионов в количестве 1 человек на 20 – 25 детей, просто не могут организовать сколько-нибудь серьезной программы.

Заблуждение третье. Считается, что успех и качество детского отдыха определяются бытовыми условиями и комфортом. Это не так!

Действительно, в плохих бытовых условиях и особенно в отсутствии психологического комфорта отдых ребенка будет испорчен. Но для успешности детского отдыха комфортного быта мало. Необходима увлекательная, содержательная, позитивная программа, проводимая квалифицированными специалистами. Ведь именно летом на отдыхе происходит стремительное развитие и взросление наших детей!

Выбор программы летнего детского отдыха – это сложная и ответственная задача, и решать ее лучше заблаговременно.

Как обеспечены безопасность и здоровье детей?

Как обеспечены психологические комфорт и микроклимат?

Какова программа отдыха, насколько она соответствует возрасту и возможностям ребенка?

Но в современных условиях, отечественные детские лагеря стали перенимать с запада новые тенденции организации детского отдыха.

Одним из таких нововведений стало активное внедрение анимационной деятельности. При этом детские лагеря ставят своей задачей не просто внедрить анимационную деятельность, а действительно организовать полноценный детский отдых. А старые традиции приглашения на работу в лагеря студентов, не имеющих специального образования – это прошлый век.

Далее рассмотрим основные принципы анимационной деятельности в детском оздоровительном лагере.

Анимационная деятельность как новый способ организации досуга в детском оздоровительном лагере

Анимационный сервис – оживление отдыха и организацию непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Это социально-культурная и туристско-оздоровительная категория, интегрирующая представления об определенном типе туристской деятельности человека и характеризующаяся его общественной деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и социального поведения.

Аниматор – специалист по формированию и продвижению туристско-спортивного продукта на туристском рынке и организации спортивно-оздоровительной деятельности туристов.

Рассмотрим особенности детской аудитории анимации, так как при организации анимации для различных возрастных категорий следует предлагать разные формы досуговой деятельсности.

Детям дошкольного возраста, ведущим типом деятельности которых является игра, можно предложить игротеки, утренники, сказочные путешествия, конкурсы рисунков, прогулки.

Подросткам-школьникам до 13-14 к перечисленным формам целесообразно добавить и другие. Дети этого возраста активны, требовательны и даже придирчивы по отношению не только к себе, но и к окружающим их людям, отличаются широким кругом интересов. Это возраст романтики и мечты, поэтому для данной категории отдыхающих особенно привлекательны походы, романтические встречи и путешествия. Чем насыщеннее жизнь ребят в этом возрасте, тем она им больше нравится. Им можно предлагать экскурсии и беседы, спортивные соревнования и состязания юных туристов, конкурсы (вралей, эрудитов, парикмахеров, хозяюшек и пр.) и дискотеки, "живые" газеты и викторины, эстафеты и кольцовки (песен, стихов, загадок), школу вежливости и рыцарские турниры, веселые часы и праздники.

Для школьников постарше программы несколько меняются. К этому периоду жизни юноши и девушки становятся физически зрелыми, формируются их характер и мировоззрение. Основные виды деятельности молодых людей – учеба и производительный труд, что требует большого напряжения сил. Но энергии и задора в этом возрасте не занимать, поэтому в досуговую программу для них можно включать: КВНы, вечера и дискотеки, аукционы, ярмарки и театральные представления, фестивали и шоу, спартакиады, олимпиады и диспуты, походы, а также игры по типу телевизионных: "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Умники и умницы", "Колесо истории" и др.

Программное анимационное воздействие на детей во время их отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению их здоровья: соматического, физического, психического, нравственного.

Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ анимации:

  • первый тип – спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы;
  • второй тип – зрелищно-развлекательные, приключенческо-игро-вые программы;
  • третий тип – познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы. Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности;
  • четвертый тип – комплексные программы, комбинированные из однородных программ.

Спортивные анимационные программы предназначены для детей, увлекающихся тем или иным видом спорта и приехавших в спортивный лагерь для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

Спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на детей – любителей спорта и активного отдыха, для которых детский лагерь – это единственное место и единственная возможность восстановления сил и здоровья через активные физические нагрузки в условиях естественной природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательные программы ориентированы на детей любого возраста. Они строятся на вовлечении детей в активное движение через заманчивые, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Спортивно-познавательные программы подразумевают приобщение детей к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха.

Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают детям приобрести различные умения и навыки.

Культурно-познавательные программы приобщают детей к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, местности и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии.

Приключенческо-игровые программы позволяют соприкоснуться с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих детей.

Любительские (творческо-трудовые) программы строятся на привлечении к творчеству, сотворчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает интерес к местным национальным традициям. Участвуя в такой программе, ребенок учится общению на местном национальном языке, знакомится с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения любительских программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, фестиваль стихов и песен, концерт вокальных и инструментальных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т.д.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т.д.

Анимационные программы типа "общение по интересам" являются, по сути, комбинациями упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальным особенностям. Для этого необходим хороший аниматор – "затравщик", катализатор общения. При разработке таких программ ставятся, в частности, следующие цели:

  • удовлетворение потребности самовыражения;
  • поощрение детей в развитии своих умений;
  • направление развлечений и навыков в созидательное русло;
  • приобретение дополнительных знаний в разных областях.

Материальная база анимационных программ должна включать:

  • оборудование для отдыха на пляже;
  • оборудование для игровых детских площадок;
  • помещение, мебель и необходимый реквизит и инвентарь для мини-клуба;
  • оборудование для подвижных игр и тренажерных;
  • помещение, книги и мебель для библиотеки;
  • помещение и инвентарь для лодочных станций;
  • помещение, амфитеатр или оборудованную площадку на открытом воздухе для проведения массовых мероприятий и развлекательных шоу;
  • оборудование, декорации и набор костюмов и реквизита для сцены;
  • проекционное, звуковое, сценическое, светотехническое и другое оборудование для проведения шоу, дискотек, конкурсов и соревнований;
  • игровые автоматы.

Организация отдыха в детском оздоровительном лагере является очень важным фактором, как для организации в целом, так и для каждого ребенка в частности.

Для каждого ребенка поездка в лагерь – это источник незабываемых воспоминаний и впечатлений. Поэтому задача организации досуга в детском оздоровительном лагере требует особого внимания со стороны организаторов.

Необходимо сделать так, чтобы каждая минута, проведенная ребенком на отдыхе в оздоровительном лагере несла в себе не только положительные эмоции, но еще имела познавательную ценность. Для этого необходимо чтобы опытные воспитатели, вожатые и аниматоры следили за организацией досуга.

Литература

  1. Сенин В.С. Туризм: мини-словарь. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  2. Самойленко А.А. География туризма: учеб.пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  3. Новиков В.С. Инновации в туризме. – М.: Академия, 2007.
  4. Ушаков А.И. Технологии выездного туризма. – Ростов-на-Дону: Март, 2005
  5. Щербаков А. Детский отдых: как его правильно организовать? // Мир туризма. – 2007. – №4. – С. 24-31.