Детские и подростковые СМИ

Детские и подростковые СМИ.

Статьи по теме
Искать по теме

На современном этапе развития общества телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации. Оно является наиболее массовым и способным охватывать те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Поскольку телевидение выполняет различные функции, оно играет большую роль в жизни современных людей.

Средства визуальной коммуникации оказывают неоднозначное влияние на нравственное сознание и поведение детей и подростков.

Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на детей и подростков в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию кино героям, в богатстве воображения и чутком восприятия наблюдаемых событий. Склонность подростка к фантазиям, замене реальной жизни воображаемыми событиями, в которые он сам начинают искренне верить, также не безобидны, что становится фактором часто возникающих подростковых проблем.

Значимость телевидения как источника разнообразной информации особенно велика для подрастающего поколения, которое строит свою картину мира во многом под воздействием различных СМИ и по аналогии с тем, что предлагается ими. Необходимо подчеркнуть, что эта проблема понимается как одна из приоритетных при определении путей развития отечественного телевидения, что подтверждается созданием специального телеканала "Бибигон", однако в настоящее время передач для детей и подростков явно недостаточно.

В то же время подростки менее критично, чем взрослые, воспринимают модели поведения, предлагаемые телевидением. Это диктует особую ответственность СМИ за содержательно-ценностную направленность передач, адресованных детям и подросткам, и за их качество в целом.

Телевидение является по своей природе синтетическим средством массовой коммуникации, так как впитывает в себя опыт и традиции различных видов искусства, печати и радио, с одной стороны, рельефно и образно отражает различные стороны социально-экономической, политической, и, главное, культурной жизни современного общества, а с другой стороны, оно способно оказывать непосредственное и достаточно активное влияние на социокультурные, учебные и воспитательные процессы.

Дети и подростки, в силу возрастных и психологических особенностей, нуждаются в иных, отличных от передач для взрослых, критериях отбора и способах подачи материала в телепередачах.

Характеристика детских и подростковых программ на российском телевидении

Детское и юношеское телевидение – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Основным типоформирующим признаком является характер аудитории, на которую они рассчитаны.

Психологи делят эту аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6 лет), младших школьников (7–10 лет), подростков (11 – 15 лет), старшеклассников (15–17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

Знание возрастных особенностей помогает учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитана телепередача, определяется его содержание, структура, форма, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики аудитории.

В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Дошкольники еще не осознают разницы между миром реальным и фантастическим. Поэтому воспринимать им помогают ведущие – обычно это персонажи из народных либо созданных классиками русской или зарубежной литературы сказок.

Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а в младшем школьном возрасте – учение, хотя потребность в игре, в развлечении у ребенка по-прежнему велика. Программы для этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются в "серьезных" целях организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания.

В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности в познавательных интересах. У ребят возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного производства – науке и технике, литературе и искусству, бизнесу и предпринимательству, спорту. В этом возрасте подростков начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура (в особенности поп-, рок-музыка). До недавнего времени информация на эту тему в изданиях для подростков строго дозировалась, а проблема секса и вообще была под строгим запретом.

В последнее время телевизионные СМИ модернизировали свою структуру, стали более свободно освещать "трудные" проблемы.

Старший школьный возраст – время непосредственной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия "Я". Старшеклассники стремятся глубже понять себя, сложную область человеческих отношений. Старшеклассники стремятся к самовыражению, к проявлению индивидуальности.

Поэтому телепрограммы для них большое внимание уделяют стилю жизни современной молодежи: в них даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов и модельеров. Причем публикуемые материалы обращены к разным социальным слоям аудитории.

В условиях рынка происходит обращение сразу к нескольким возрастным группам. На телевидении и радио процесс расширения возрастных рамок аудитории затронул почти все передачи. Это телепередачи, рассчитанные на дошкольников и младших школьников – "В тридевятом царстве" (ОРТ), на подростков и старшеклассников "До шестнадцати и старше" (ОРТ), "Башня" (РТР), "Как заработать миллион" ("Радио-1") и др. Более того, детская редакции "Радио России" каждую передачу адресует сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и школьникам до 10 лет ("Полный вперед", "Играем в сказку", "Безумное чаепитие", "Летающий диван", "Школа Незнаек" (Москва), "Встреча с Котом Мурычем" (Санкт-Петербург) и др., выходящие под общим названием "Детский остров"), а также подросткам и старшеклассникам ("Лицей", "Счастливый билет", "Солнечный круг", "Любопытство не порок", "Квадраслов", "Шалтай-Болтай" и др.). Лишь некоторые теле- и радиопередачи рассчитаны на определенную возрастную группу: на дошкольников – "Спокойной ночи, малыши" (ОРТ), "Лукоморье" (РТР), "Радио-1" – малышам" или на старшеклассников – "Умники и умницы" (ОРТ), "Перекресток" ("Радио-1") и др.

Появление в детской и юношеской журналистике изданий, теле-и радиопередач, которые ориентированы на разновозрастную аудиторию, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу, с другой – отдельные издания "взрослеют" в силу экономических обстоятельств (детское и юношеское издание нерентабельно и не может существовать без государственной или спонсорской поддержки).

Анализируемая аудитория многослойна, поэтому и телепередачи, адресованные ей, можно разделить на группы по многим типоформирующим признакам, зависящим от характера аудитории: например, по признакам пола: для мальчиков и девочек; по мировоззренческим признакам: для верующих и т.д.

Детские и юношеские СМИ стали в большей степени соответствовать реальным запросам аудитории, учитывать ее разнообразные интересы и потребности.

Еще одним признаком, позволяющим группировать телепередачи в зависимости от характера аудитории, является масштаб их распространения.

По этому признаку можно выделить следующие группы: федеральные, региональные.

По характеру информации телепередачи делятся на универсально-тематические и монотематические.

По способу производства они подразделяются на традиционные и юнкоровские.

Универсальные телепрограммы отражают все сферы жизни общества, а монотематические отдают предпочтение отдельным темам – образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, экологии, географии, досугу, отдыху и т.д. Их тематический диапазон достаточно широк.

Традиционные передачи в основном представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, юнкоровские – самодеятельного детского творчества.

Телевидение для детей и юношества, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции.

В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

Заметное место в детской и юношеской журналистике занимает группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал.

Группа организаторских функций также играет в юношеской прессе большую роль. Телепередачи, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.

Функциональная структура детских и юношеских СМИ соответствует их типологической структуре.

По своему целевому назначению можно выделить:

В практике современного теле- и радиовещания для подрастающего поколения существует аналогичное разделение передач по целевому назначению: информационно-публицистические – "До шестнадцати и старше" (ОРТ);

научно-популярные – "Волшебный чемодан" (РТР), "Умники и умницы" (ОРТ), "Улица Сезам" (НТВ), "Полный вперед", "Школа Незнаек",; художественные – "Чудо-сказка" (РТР), "В тридевятом царстве" (ОРТ), "Играем в сказку" ("Радио России"); развлекательные – "Лукоморье" (РТР), "Летающий диван", и др.

Большинство телепередач, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны: они создаются по принципу "развлекая – поучать".

Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания.

На диаграмме 1 представлены в процентном соотношении к общему объему вещания детско-юношеские программы.

Диаграмма 1

Соотношение детско-юношеских программ к общему объему вещания (%)

Детские и подростковые СМИ

Таким образом, всего в среднем – 0,3 % отводится трансляции детско-юношеских программ и передач.

Консалтинговой группой "Старая площадь" было проведено с социологическое исследование по теме: "Мнение москвичей об освещении на телевидении детской и подростковой тематики", где значительная часть опрошенных (38,7%) считают, что доля детской тематики в телевещании должна занимать не менее 15 процентов общего эфирного времени. Более четвертой части всех опрошенных указывают на необходимость предоставить детской тематике на телевидении не менее 10 процентов эфирного времени. Это свидетельствует о том, что москвичи в своем большинстве заинтересованы в расширении детского телевещания. Считают, что доля на телевидении детско-подростковой тематики должна быть не менее 5 процентов только 3,1% опрошенных.

Несколько лет назад руководители центральных телеканалов с подачи комитета по информационной политике Госдумы подписали Хартию, обязуясь уменьшить количество рекламы и убрать из эфира насилие. Однако, по мнению депутата Резника, ни того, ни другого на телевидении меньше не стало.

По статистике ЮНЕСКО, средний американский подросток с рождения до совершеннолетия видит по телевизору 11 тысяч сцен насилия, а русский – 22 тысячи.

Сейчас реклама запрещена в религиозных передачах, передачах короче 15 минут и ограничена в детских программах и спортивных трансляциях. Рекламные ролики в детских, образовательных, научно-популярных, культурно-просветительских программах раздражают россиян в меньшей степени.

Запрет на размещение рекламы внутри детских телепередач (введенный в 2006 году) практически убил этот жанр, напоминает гендиректор "ТВ3" Александр Карпов. Теперь зрители могут лишиться художественных фильмов и сериалов, отчего пострадают прежде всего отечественные киностудии, продукция которых практически вытеснила из прайм-тайм ведущих каналов зарубежные фильмы, продолжает он.

Выводы

1. Основными типообразующими признаками СМИ названы: характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность.

2. Современное телевидение классифицируется: по способу трансляции, по типу деятельности, по охвату аудитории, по специализации программ, по форме собственности.

3. Обладая определенными особенностями, телевидение выполняет различные функции, такие как информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-культурная и управленческая функция, образовательная, организаторская и рекреативная.

Все телевизионные программы можно классифицировать по родовому и видовому признаку. Согласно родовому признаку выделяют публицистические, художественные, музыкальные программы и пр. Среди видов телепередач выделяют информационные, аналитические, информационно-аналитические и документально-художественные программы.

Эти параметры во многом связаны с ориентацией на адресата.

Телепередачи также можно классифицировать по звуковой специфике, выделяют монологовые, диалоговые и документально-художественные.

Детские телепередачи на российском телевидении

Влияние тех или иных источников информации оказывается разным не только в силу того обстоятельства, что они транслируют разное содержание, но и в силу их разного социального статуса и значимости (референтности) для детей. Рассмотрение возрастной динамики значимости различных источников информации позволяет выделить несколько моментов.

Во-первых, структура информационного поля имеет сходный характер у учащихся вторых – третьих – пятых классов и принципиально отличается у учащихся седьмых – девятых. Сам по себе этот факт позволяет не только говорить о принципиально разной субкультуре учащихся этих возрастных групп, но и поставить вопрос о возрастной границе начальной школы. Этот момент приобретает особую значимость в контексте реформирования школьного образования и перехода к 12-летней школе. Если придерживаться культурологических принципов построения содержания школьного образования,

Во-вторых, ключевым моментом в возрастном изменении структуры информационного поля является резкое возрастание значимости СМИ и параллельное падение значимости для учащихся учебника и общения с учителями. По своему рейтингу они занимают последние места. С одной стороны, подобное падение значимости учебника и референтности учителя свидетельствует об изменении места самой учебной деятельности в данный возрастной период и о том, что она перестает играть ведущую роль. С другой, – повышение статуса СМИ можно рассматривать как отражение общевозрастной психологической закономерности: "расширение социальной среды" в подростковом возрасте.

В-третьих, низкий статус учебников связан с особенностями общекультурной ситуации: низкой социальной оценкой статуса школьного образования в обществе. Так, кросскультурное сопоставление материалов исследований, проведенных в Москве и Амстердаме, показывает принципиально разный статус в оценке значимости учебных программ учащимися, родителями и учителями этих двух городов.

В-четвертых, различные источники информации обладают разной референтностью для подростков относительно той или иной тематической области. Другим примером может служить разное влияние СМИ на формирование своей национальной идентичности у подростков в национальных республиках. В частности, исследование, проведенное в республике Тува, показывает, что среди русских школьников с возрастом оценка значимости роли СМИ в формировании их национальной идентичности практически остается неизменной. В то время как среди тувинцев с возрастом все больше учащихся отмечает, что СМИ играют позитивную роль на формирование их представлений о своей национальной принадлежности.

В-пятых, влияние СМИ существенно определяется социально-стратификационными факторами. В частности, роль телевидения в формировании политических ориентации оценивается принципиально иначе учащимися, чьи родители имеют среднее, высшее образование или ученую степень.

Сравнение списков передач, обладающих в разные годы наиболее высоким рейтингом среди детей, позволяет выделить ряд характерных тенденций:

- исчезают явные передачи-лидеры, центрирующие вокруг себя детскую аудиторию;

- сокращается "цикл жизни" популярных передач в телевизионном эфире;

- исчезают ориентированные на детей и подростков передачи общественно политической направленности (подобные популярным в 80-е годы передачам: "12 этаж", "Мир и молодежь");

- изменяется жанровая специфика популярных среди детей и подростков телепередач (наиболее популярными становятся передач и конкурсы и ток-шоу).

Можно думать, что увеличившаяся вариативность телевизионной информационной среды привела к дезинтеграции возрастной поколенческой субкультуры. Иными словами, если в середине 80-х телевидение выступало как целостное информационное пространство ценностно-интегрирующее, достаточно крупные возрастные когорты, то в начале нового тысячелетия возрастные когорты учащихся все больше дефиринцируют для себя информационную среду телевидения. При этом характерно, что политика телевещания не ориентирована на создание специальных телепередач для детской и подростковой аудитории.

Подростковые программы на российском телевидении

Традиционно под "молодежным телевидением" понимались молодежные публицистические программы, например, тележурналы и ток-шоу. На сегодняшний день на российском телевидении сложилась беспрецедентная ситуация: в федеральном эфире практически нет публицистических программ, напрямую адресованных молодежной аудитории.

С учетом того, что отсутствие в эфире молодежных публицистических программ никак не повлияло на популярность телевидения среди подрастающего и взрослеющего поколений, можно предположить, что "молодежная тема" на телевидении – это отнюдь не всегда то, что обычно называлось "программами о молодежи".

Для того чтобы понять реальные телеинтересы и телепотребности нынешних молодых телезрителей, попробуем разобраться в особенностях молодежной аудитории как обособленного пласта общества. Здесь важно учитывать материальное и социальное положение, ценностную шкалу и культурные интересы.

Кого можно считать молодежью? По мнению исследователей, это – возрастная группа с 12 до 25 лет. Возраст становления личности, иными словами, время, когда молодой человек активнее всего учится жить. И как никогда нуждается в тактичных и мудрых учителях, способных поддержать и поделиться жизненным опытом. Взрослеющим сознанию и психике необходима поддержка. Так как телевидение – самый частый собеседник молодого человека, жизненно важно заботиться с помощью ТВ о его развитии.

Сегодняшняя молодежь – поколение, воспринимающее телевизор как нечто само собой разумеющееся, выросшее на свободе слова, образовательных программах, киноклассике не только советской, но и зарубежной и проводящее у телевизора большую часть свободного времени. Основная отличительная черта поколения нового века – информированность. К сожалению, факты, которыми оно располагает, дают ему мало оснований для оптимизма и социальной активности. У нынешних подростков и молодых взрослых нет героев и идеалов-образцов, а есть суррогаты, раздутые до невероятных пределов средствами массовой информации, которые каждый сезон появляются и исчезают, не оставляя после себя заметного следа. После развала Советского Союза произошло существенное расслоение аудитории. Может быть, единственное, что объединяет молодежь – это поиски смысла существования. А значит телевидение, которое всерьез будет искать смысл жизни вместе с молодыми, сможет охватить всю аудиторию.

Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет ее частная жизнь, где попытки выжить и как-то упрочить свое положение дополняются активным общением с друзьями, семейными проблемами, развлечениями и саморазвитием. Доминирующими в системе ценностей становятся деньги, материальное благополучие и ценности индивидуального характера. Социологические исследования Научно-исследовательского центра при Институте молодежи, в свою очередь, фиксируют распространение индивидуалистических ценностей в сознании молодежи, а именно: стремление к успеху, к достижению высокого социального положения, известности и славе, высокую инициативность, готовность к риску. В сфере межличностных связей и отношений растет влияние принципов конкурентной борьбы, преимущества частных, индивидуалистических интересов. Все чаше молодые люди видят в других соперников, конкурентов, уверены, что каждый должен жить сам по себе, не интересуясь "чужими" делами. Значение коллективистских ценностей в сознании молодежи резко упало.

Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения

Для того, чтобы говорить о социальной ответственности детского телевидения, необходимо разобраться в существе вопроса.

Ответственность возникает там и тогда, где существуют определенные обязательства, взятые на себя либо добровольно, либо в результате договоренности.

Когда мы говорим о социальной ответственности телевидения, то предполагаем, что телевизионные структуры взяли на себя обязательства, выдвинутые перед ними обществом, в обмен на возможность использовать государственное достояние – техническую эфирную частоту.

С формальной точки зрения, лицензия на возможность вещания, выданная государственным органом, выступает в качестве договора между телекомпанией и обществом.

Нынешние лицензионные обязательства регламентируют только процент детского к общему объему вещания. Сегодня телеканалы самостоятельно принимают решения по формированию программной политики, руководствуясь корпоративными интересами и политической целесообразностью. Пока остается лишь уповать на сознательную гражданскую позицию и добропорядочность журналистов и их руководителей.

В советское время детское телевидение было органично вписано в целостную образовательно-воспитательную систему, ее элементы плодотворно взаимодействовали, и каждое звено выполняло собственные задачи во исполнение единой цели – воспитания молодых советских граждан.

Сегодня межведомственные связи нарушены, детское вещание существует автономно от общества и его институтов. На лицо необходимость восстановления системного подхода к детскому вещанию в стране, когда во главу угла ставятся вопросы воспитания молодых граждан России, а не частные, корпоративные интересы.

Проблематику социальной ответственности детского телевидения стоит рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, – это означает вопрос присутствия детского вещания в эфире. В этом смысле, нас интересует выполнение держателями лицензий своих обязательств по объему вещания.

Во-вторых, необходимо говорить об ответственности за содержание программ для юной аудитории: за пропагандируемые экраном ценности, образцы и модели поведения.

Говоря об ответственности детского телевидения мы приходим к механизму контроля за соблюдением лицензионных обязательств.

В настоящее время за это отвечает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Вероятно, использование рычагов давления на нарушителей условий лицензионных обязательств в части детского вещания, представляется власти нецелесообразным. Существует достаточное количество проблем, где такое влияние необходимо, и тратить административный ресурс на "детские" вопросы, с их точки зрения, – неразумно.

Вторая сторона, обсуждаемой темы – это содержательное наполнение телепередач для детей и юношества.

Смоделируем ситуацию, когда телеканалы стопроцентно соблюдают обязательства по детскому вещанию, но в эфире демонстрируются лишь передачи импортного производства. Видимо, процентное ограничение западной детской телепродукции на отечественном экране – вопрос требующий вмешательства законодателей. В их же компетенции – урегулирование проблемы рекламы и спонсорства в детских передачах, с целью стимулирования этого направления вещания.

Одновременно с запретительными мерами необходимо стимулировать производство собственных конкурентно способных детских программ.

Выработка критериев, по которым может осуществляться контроль за содержанием передач – центральный вопрос современного детского и юношеского телевидения. Здесь мы опять сталкиваемся с отсутствием единой концепции детского вещания, где были бы сформулированы цели, определены генеральные направления деятельности, принципы, по которым должно строится современное детское и юношеское телевидение.

Для многих кажется понятным предназначение современного ДТВ или образ героя, востребованного временем. Однако в ходе дискуссий по этому поводу, возникает масса противоречий.

Сегодня часто говорят о защите национальной идентичности, о реальной угрозе информационной безопасности. В настоящее время и на детском телеэкране ощущается огромный дефицит передач, созданных на базе собственного, российского социокультурного опыта.

Возрождение детского телевидения на новом этапе должно означать ориентацию подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у него любви к Родине, ее прошлому, привитие детям чувства гордости за свою страну, уважения к языку и народным традициям.

Пути выхода из сложившейся ситуации.

Очевидно, что для выхода из создавшейся ситуации следует продолжать дискуссии в СМИ, в государственных органах, в обществе в целом. В центре обсуждения, на наш взгляд, должны стоять вопросы катастрофического положения детского вещания в стране, отсутствия системного подхода к телевидению для юных зрителей, реальной информационной опасности, исходящей от современного телеэфира, угрозы духовного перерождения молодого поколения российских граждан.

На определенном этапе развития российского государства в стороне остались вопросы социальной и культурной жизни общества. Надежды на самостоятельную и действенную работу институтов гражданского общества, до настоящего времени – не оправдались. Теперь, по слухам, государственная власть всерьез занялась гуманитарной политикой – наукой, культурой, образованием. (Новые структуры, отвечающие за формирование гуманитарной политики.)

Однако рассчитывать только на государственные структуры не стоит. Необходимо продолжать толкать, предлагать, настаивать.

Программа минимум – наказание телеканалов за неисполнение своих обязательств. Выработка действенных рычагов контроля.

Программа максимум – создание нового телевещания для детей в формате общефедерального канала (что сложнее, т.к. содержание детского вещания должно подчиняться программной политике телеканала в целом), либо общенационального детского канала, по схеме общественного телевидения.

Такие идеи должны подкрепляться разработкой целостной концепции Развивающего детского телевидения.

Ядром концепции является убеждение в востребованности обществом и временем воспитательной функции детского телевидения. Ошибочным представляется мнение, когда перед телевидением ставятся задачи, решением которых должен заниматься весь комплекс воспитательно-образовательной системы государства – школа, семья, общественные организации.

Телевидению под силу многое. Но его деятельность должна быть сфокусирована на сферах, где задачи воспитания и образования могут быть решены лучше, эффективнее с помощью телевизионного искусства. (С максимальной пользой для маленького зрителя ТВ может подкреплять, полученные в школе знания, стимулировать детское творчество и образное мышление, задавать верный, "правильный" вектор общего развития.)

На развитие детского вещания существенное влияние оказала смена функциональной парадигмы национального вещания: от пропаганды и воспитания советской эпохи в 90-е годы "Останкино" взяло курс на создание российского аналога американского информационно-развлекательного телевидения. Подобная модель вещания была принята и для детского телевизионного направления.

С точки зрения концепции развивающего телевидения детские передачи должны решать иные задачи, в числе которых, в первую очередь необходимо назвать культурно-просветительские и воспитательно-образовательные. Современные дети потеряли культуру общежития в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Поэтому детское вещание должно выстраиваться с учетом интегративной функции телевидения. Развлекательный характер передач уходит на второй план. Наиболее полно соответствовать развивающему характеру детского телевидения развлечение может лишь вспомогательно по отношению к основным функциям, выступая в качестве эмоционально-положительного и мотивационного подкрепления.

Выводы

Среди проблем в данной области необходимо выделить в целом недостаточное количество программ для детей и подростков на телевидении, низкое качество и невысокий профессиональный уровень некоторых телевизионных продуктов.

К проблемам также можно отнести и отсутствие специализированных каналов для детей и подростков, недостаток должного контроля содержания детских передач и появление телевизионных продуктов, сомнительных с точки зрения воспитания подрастающего поколения.

Среди открывающихся возможностей и недостаточно используемых воспитательных ресурсов детского и подросткового телевидения следует отметить увеличение доли фильмов и передач патриотической направленности для детей, пропаганду здорового образа жизни и спортивных достижений. К этим ресурсам можно также отнести дальнейшее повышение качества детских телевизионных передач и их художественного уровня.

Было бы целесообразно рассмотреть вопрос о повышении художественного и профессионального уровня детских телепередач и об улучшении качества телевизионных продуктов, адресованных детской аудитории. Также представляется крайне важным обратить особое внимание на воспитательную сторону вещания для детей и подростков. Для этого необходимо продумать, как сделать детские передачи высоконравственными и морально поучительными.

В настоящее время удается еще добиться успеха в решении многих важных проблем телевещания для детей.

Во-первых, речь о необходимости повышения художественного уровня передач для детей и подростков.

Во-вторых, необходимо увеличение доли фильмов и передач для детей и подростков патриотической направленности.

В-третьих, важно пропагандеировать для детей и подростков здоровый образ жизни и спортивные достижения.

В-четвертых, требуется расширять объем телевещания по детской и подростковой тематике.

В-пятых, необходимо развивать формы открытого образования для детей и подростков с привлечением ресурсов учебного телевидения.

В тоже время, у детских телепередач, которые демонстрируются на разных каналах, нет своего отличительного лица. В этой связи было бы целесообразно, наряду с повышением профессионального качества и художественного уровня детских телепередач, уделить особое внимание более четкому позиционированию детской тематики на разных каналах московского телевидения. Необходимо продумать концепцию детского телевещания на каждом канале московского телевидения.

Например, на отдельных телеканалах основной акцент в освещении детской тематики можно сделать на пропаганде здорового образа жизни и формирования интереса к спорту и занятиям физкультурой. На других каналах - на патриотическом и гражданско-правовом воспитании молодого поколения. На третьих – на формировании нравственного сознания и моральных норм поведения. Подобная специализация каналов в освещении детской и подростковой тематики позволит, как представляется, не только дифференцировать аудиторию по информационным предпочтениям и социальным интересам, но и повысить результативность воспитательного воздействия телевещания для подрастающих детей и подростков.

Литература

Книги

1. Азарин В. От замысла до экрана. М., 1995.

2. Багиров Э., Кацев И. Телевидение – XX век. М., 1968.

3. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – С, 107

4. Березин, В. М. Лики и гримасы массовой коммуникации / В. М. Березин. -М.: РИП-холдинг, 2003. – 173 с.

5. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.

6. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре, М. 2000.

7. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. Тбилиси, 1989.

8. Вильчек В. Под знаком ТВ. М., 2007

9. Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.

10. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 2006.

11. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.

12. Грушин, Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. – М.: Политиздат, 1987. – С. 185.

13. Дробашенко С. Пространство экранного документа. М., 1986.

14. Дэннис, Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэнис, Д. Мэррилл. – М.: Росс.-амер. Информ. Пресс-центр. Вагриус, 1997. – С. 205

15. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. С. 19.

16. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

17. Караванова, Е.Е. Взаимодействие автора и зрителя в телевизионной

18. коммуникации / Е.Е. Караванова // Тезисы доклада на Международной конференции "Психология общения 2000: проблемы и перспективы". – М., 2005, стр. 124-125.

19. Караванова, Е.Е. Телевизионная реклама: проблема информационно-

20. психологической безопасности / Д.В. Колесников // Тезисы научно-практической конференции "Журналистика в 2007 году: СМИ и вызовы нового века". М., 2006.

21. Комиссаров С.С. Государственная информационная политика в условиях реформирования российского общества. (Автореф. дисс.). М., 2008.

22. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.

23. Корнилов Е.А., Акопов А.И. Классификация в теории и практике журналистики//Филологические этюды. Сер. Журналистика. Ростов-на-Дону, 2005.

24. Кузнецов Г. Журналист на экране. М., 1985.

25. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

26. Кузнецов Г. ТВ-журналист. М., 1980.

27. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика: учебник / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик и др. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 304 с.

28. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Авантиплюс, 2004. -428

29. Отчет о проведении социологического исследования по теме: Мнение москвичей об освещении на телевидении детской и подростковой тематики. – М., 2008.

30. Очерки по истории Российского телевидения. М., 1999. С. 84-85.

31. Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988.

32. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.,2006.

33. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 2005.

34. Цвик В. Телевидение, системные характеристики. М., 1998.

35. Юровский А. Телевидение – поиски и решение М., 2003.

36. Борецкий Р.А.. Информационные жанры телевидения. – М., 2003.

37. Вакурова Н.В.. Пространственно–временная организация телевизионных передач. – Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. – М., 2001.

38. Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике. – М., 2005.

39. Засурский Я.Н. Журналистика. Средства массовой информации. – М., 2005.

40. Ковалев П. А. Привычки телесмотрения, или как мы смотрим телевизор // Телефорум. 2002. № 8.

41. Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным предпочтениям как способ изучения телеаудитории // Науч. труды МосГУ. Выпуск 60. М., 2005.

Статьи

42. Болотова Л.Д. Некоторые тенденции развития современного отечественного телевещания//Средства массовой информации в современном мире. СПб., 2008.