Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ.

Статьи по теме
Искать по теме

Цели, задачи и типы режимов денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической поликредитной тики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей, подсистемой государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной экономической политики.

Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому цели денежно-кредитной политики ранжируются. Промежуточной или тактической целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и денежное таргетирование, и стабилизация валютного курса.

Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные стратегические задачи, например, на регулирование количества денег в обороте через регулирование денежных агрегатов (денежное таргетирование) регулирование курса национальной валюты (таргетирование валютного курса), достижение установленных ориентиров по инфляции (таргетирование инфляции) и т.п.

Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты, и наоборот, при выборе цели денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, – учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит целью поддержание реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

Специфика экономических и организационных основ денежно-кредитной политики определяется спецификой ее объектов и субъектов. Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте. Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной "цены" денег – ставки процента. Выбор и достижение поставленных промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка через формирование как предложения, так и спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке подвижно, т.е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов.

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

При гибкой денежно-кредитной политике увеличение спроса на деньги может компенсироваться ростом денежного предложения для того, чтобы не повышалась процентная ставка.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями, и он нежелательный, то с помощью денежно-кредитной политики можно "сгладить" эти изменения. случае циклического "перегрева" экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.

Рассматривая денежный рынок, мы предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться и меняется под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что отражается и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах. Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, то он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (возрастает) скорость обращения денег.

В общем виде в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

– политика кредитной экспансии, или "дешевых" денег;

– политика кредитной рестрикции, или "дорогих" денег.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Знание теоретических основ и концепций денежно-кредитной политики еще не означает автоматической возможности ее эффективной разработки и достижения поставленных целей.

Практические аспекты формирования денежно-кредитной политики предполагают разработку целого ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:

1. выбор конкретной тактической цели денежно-кредитной политики, "работающей" наиболее эффективно на достижение стратегической цели;

2. выбор приоритетного объекта денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег;

3. насколько независим центральный банк в разработке и проведении денежно-кредитной политики;

4. будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т.е. будет проводить так называемую дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий;

5. будет ли политика проциклической или антициклической;

6. как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики;

7. как проведение денежно-кредитной политики влияет на инфляционные тенденции.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, по с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии.

Банк России следует принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем при реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, сильно зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, сегодня не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала платежного баланса нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использовать режим управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, который аккумулирует дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.

Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что "сильнее" воздействует на экономику – спрос на деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансовыми рынками центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объем денежной массы.

Использование процентной ставки как механизма денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целевому ориентиру развития экономики, приводит к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в кредитовании предприятий. Следует, однако, заметить, что изменения ставки рефинансирования не оказывают непосредственного влияния на производственный сектор экономики и рост ВВП, снижение ставки рефинансирования опосредованно приводит к снижению издержек обращения денег и корректировке рыночной ставки ссудного процента в свою очередь, что делает банковские кредиты более доступными для экономических агентов.

Вместе с тем необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам "овернайт" и по операциям "валютный своп", а также используется при расчете штрафов и пени, ставок налогов и налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. За рубежом изменение учетной ставки наполовину и даже на четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Этот весьма тонкий механизм настройки России пока не слишком доступен.

При воздействии на предложение денег в рамках. денежно-кредитной политики центральный банк проводит политику поддержания плановых темпов роста денежной массы (таргетирование) за счет связывания излишних денежных средств на счетах Правительства РФ (в том числе в Стабилизационном фонде) и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.

Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определяется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение преимущественно рыночных или административных методов контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведении денежно-кредитной политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования денежно-кредитной политики в значительной мере опирается на собственные прогнозы экономического развития.

Функциональная независимость центрального банка приводит к необходимости осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в соответствии с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого решения может служить резкое повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998 г. с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в качестве цели денежно-кредитной политики на 1998 г. было заявлено о постепенном снижении ставки рефинансирования. После преодоления "пика" кризиса ставка была снова снижена и имела тенденцию к уменьшению. Аналогично оценивается и поведение Банка России в июле 2004 г. при проявившихся признаках кризиса в банковской системе. Банк России исходит из того, что показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости для достижения конечной цели денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока/оттока капитала, а также от изменения других факторов.

В соответствии с основными и промежуточными целями денежно-кредитной политики центральный банк в целях стабилизации экономики должен проводить антициклическую политику. Проциклическая денежно-кредитная политика усиливает тенденции в экономике (например, способствует повышению цены в условиях тенденции к их росту и снижению – в условиях тенденции к их снижению). Такая политика будет ошибочной и не отражает активной роли денежно-кредитной политики в экономике.

Антициклическая денежно-кредитная политика должна сглаживать отрицательные проявления в ходе той или иной фазы экономического цикла (уменьшать денежную массу при росте цен и увеличивать ее при падении). Так, в формировании главной цели денежно-кредитной политики Банк России исходит из того, что достижение низкого уров ня инфляции является наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики, т.е проводит достаточно активную антициклическую политику.

Относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Существует определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в области денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен. При росте цен на протяжении длительного периода у центрального банка может не быть достаточной информации. Затем происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться.

Далее возникают временные лаги между началом применения той или иной антициклической меры и ее воздействием на экономические показатели, которое усложняется непредсказуемостью в поведении экономических субъектов.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно-кредитной политики. Так, на динамику потребительских цен в России большое влияние оказывают структурные и административные факторы (например, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые правительством). Банк России с помощью мероприятий денежно-кредитной политики может "сгладить" "шок" в экономике, но, естественно, с определенным, достаточно длительным лагом.

Проблемы денежно-кредитной политики тесно переплетаются с проблемами инфляции. Таргетирование инфляции может стать основной целью денежно-кредитной политики. Средством достижения этой цели может быть прямое регулирование денежной массы со стороны центрального банка, а именно проведение жесткой рестрикци-онной денежно-кредитной политики. Но применение центральным банком жестких монетарных мер может вызвать замедление темпов роста экономики, более или менее продолжительную рецессию. Кроме того, необходимо знать причины инфляции. Если она вызывается в основном немонетарными факторами (резкое подорожание услуг жилищно-коммунального хозяйства, активная социальная политика государства, вызвавшая опережающий спрос населения на товары и услуги, избыточный рост денежного предложения в результате рекордных мировых цен на нефть, политика естественных монополий и т.п.), то, по сути, центральный банк может только "сгладить" некоторые отрицательные последствия роста цен, но не устранить причины инфляции. Повышение цен на энергоносители, попытки государства переложить рост затрат в сфере жилищно-коммунального хозяйства на другие отрасли экономики и население приводят к необходимости увеличения денежной массы в обращении для удовлетворения минимальных потребностей населения в денежных средствах и предотвращения кризиса неплатежей у предприятий. Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

При формировании концепции и определении целевых ориентиров денежно-кредитной политики Банк России базируется на анализе развития экономики за предшествующий период и ее прогноза на предстоящий, программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета. Поэтому документ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включает следующие разделы:

1.концептуальные принципы, лежащие и основе денежно-кредитной политики. При разработке денежно-кредитной политики Банк России исходит прежде всего из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечении устойчивости национальной валюты. Основной целью денежно-кредитной политики Центральный банк считает постепенное снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне;

2.краткая характеристика состояния экономики;

3.прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики;

сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год;

4.прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год;

5.целевые ориентиры собственно денежно-кредитной политики на предстоящий год (с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов);

6.показатели денежной программы на предстоящий год. В ней приводятся прежде всего показатели по денежной базе и источникам ее формирования: за счет чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит правительству и чистый кредит банкам, и за счет чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования;

7.варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики для постижения целевых ориентиров.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое ЦБРФ, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер и служит инструментом их оперативной и гибкой поддержки.

Инструменты и методы ЦБ РФ в сфере денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – центральный банк как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как "проводники" денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются.

Временные лаги – это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно-кредитной политики. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация цен. В условиях, когда цены растут скачкообразно, а уровень инфляции изменяется "лавинообразно", приобретая характер галопирующей, у центрального банка может не быть достаточной информации о факторах, влияющих на цены. Кроме того, факторы инфляции могут носить немонетарный характер (например, структурные и административные факторы, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые правительством). Происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться.

Далее возникают временные лаги между началом применения той или иной меры и ее воздействием на экономические показатели, которое усложняется из-за непредсказуемости в поведении экономических субъектов.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке. В конечном счете они могут способствовать дезинтермедиации банков, снижению их конкурентных преимуществ по сравнению с другими финансовыми институтами, которые не находятся под прямым жестким контролем центрального банка.

Кроме того, следует учитывать то, что денежно-кредитная политика является частью общей экономической политики государства и влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдерживание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэкономического характера. Например, если таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со стороны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, то это приводит к резкому уменьшению уровня монетизации валового внутреннего продукта (ВВП), к деформациям в выполнении деньгами функции средства обращения и платежа, "натурализации" экономических отношений, появлению денежных суррогатов, к расширению "теневой экономики"

В свою очередь, расширение "теневой экономики" означает рост недоимок платежей в бюджет и, как следствие, увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам. В рамках макроэкономики происходит падение совокупного спроса, что сдерживает в целом развитие национальной экономики. Применение прямых жестких монетарных методов со стороны центрального банка может вызвать замедление темпов роста экономики и более или менее продолжительную рецессию. Экономика может при этрм попасть в так называемую инфляционную или ликвидную ловушку, а именно: резкое сокращение денег в обороте ведет к столь же резкому падению спроса и доли оборотных средств в общей структуре фондов предприятий. Следствием последнего является свертывание производства и неплатежи, а затем возникновение новой инфляционной волны при более низком уровне производства. Таким образом, временная финансовая стабилизация может достигаться за счет дальнейшего "умирания" производства.

Кроме того, необходимо знание факторов инфляции. Если в "раскручивании" инфляции преобладают немонетарные факторы (например, административный рост цен, результаты фискальной политики, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса и рынков капиталов), то снижение инфляции за счет прямого сокращения денежного предложения – явно неэффективная мера борьбы с инфляцией.

Следует учитывать и то, что со временем прямые методы воздействия на участников денежного рынка в случае "неблагоприятного" с микроэкономической точки зрения влияния их на хозяйственную деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в "теневую экономику" или за рубеж.

Прямые методы денежно-кредитной политики могут также вызвать усиление бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита я носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Индивидуальные меры контроля, применяемые к отдельно взятому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам.

Кредитный контроль за рядом банков (например, за банками, кредитующими определенные отрасли или регионы) оказывает искажающее влияние на рынки.

Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это – методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе – деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок) и спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики. С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот.

Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта (ВНП).

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денежного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно "сгладить" эти изменения. В случае циклического "перегрева" экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И, наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повысить деловую активность за счет увеличения инвестиционного спроса.

Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет "раскручивать" инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики в этом случае будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне.

Выбор методов денежно-кредитной политики зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что "сильнее" воздействует на экономику – спрос на деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики:

1. изменение норматива обязательных резервов, или так называемых "резервных требований";

2. процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

3. операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы – это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако сегодня изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

– если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

– при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать большие изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков.

Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе она может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финайсово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита возрастают резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки служит коммерческим банкам ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента денежно-кредитной политики показывает, что результаты последней достаточно слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, расширяющая денежное предложение. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь, спрос на депозиты уменьшится – мультипликатор уменьшится, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является расширительной мерой, а в долгосрочном – сдерживающей.

Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменяются проценты за пользование ломбардным кредитом, привлеченным в депозиты в центральный банк средствам банков.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку – влиять на размер денежного предложения. Депозитные операции используются как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок.

При этом Банк России регулирует с помощью указанных операций не только краткосрочную ликвидность банков, но и использует этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционнои политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные оумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики могут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществляться валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой (агрегатом МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, для его филиалов не существовало проблемы кредитных ресурсов, ибо они автоматически создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборотов. В этот период правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, ибо в России преобладало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам – это лишь обращение банковских записей, а не денег.

Современная деятельность центрального банка в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением России в международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX в. как реакция на "бегство капиталов" в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации й др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения – скупает ее в обмен на национальную валюту. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной.

Наряду с валютной интервенцией центральный банк может предпринять ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение "валютного коридора" способствует регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на финансовое положение банков.

Центральные банки придерживаются в основном системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию колебаний, адекватными кредитно-денежной программе. Они рассматривают политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли центрального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Участие Центрального банка Российской Федерации в регулировании системы расчетов и платежей является одной из основных его целей, определяемой ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с данной статьей Закона целью деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, наряду с защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы России.

Правовой основой реализации цели деятельности Банка России по обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы страны являются также ст. 80–82 упомянутого Закона. В соответствии с этими статьями Банк России:

– координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации;

– устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, обязательные для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения;

– проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения.

К правовой базе регулирования платежной системы России относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" и нормативные акты самого Банка России.

Безналичные расчеты и платежи осуществляются через платежную систему страны. Под платежной системой понимается совокупность юридических, организационных, экономических, технологических, технических и информационных средств, обеспечивающих проведение расчетов и платежей между участниками платежной системы.

Участниками платежной системы, предоставляющими 'и использующими платежные средства, являются, с одной стороны, конечные пользователи (предприятия и частные лица), обменивающиеся безналичными деньгами и имеющие счета в банках, и кредитные организации – с другой, предоставляющие в распоряжение участников средства платежа и осуществляющие перевод денежных средств.

Эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы, рассматриваемое как цель деятельности Банка России, должно соответствовать таким характеристикам, как:

– надежность и своевременность, исключающие возможность нарушения нормального функционирования системы расчетов и платежей.

– эффективность, обеспечивающая быстрое и точное проведение операций с минимальными затратами;

– справедливость – все участники системы расчетов и платежей должны соответствовать единым установленным требованиям.

Платежную систему России составляют два сегмента:

– платежная система Банка России, в рамках которой проводятся межбанковские расчеты через РКЦ;

– частные платежные системы, к которым относятся: внутрибанковские платежные системы для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежные системы кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций, системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации.

Оба сегмента платежной системы относительно самостоятельны и системно значимы. Но платежная система Банка России в платежной системе страны является наиболее значимой. Она обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России.

Территориальные учреждения Банка России расположены в регионах Российской Федерации, которые в основном совпадают по территории с субъектами Российской Федерации, а в некоторых случаях и в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации. В каждом территориальном учреждении Банка России функционируют региональные компоненты платежной системы.

Платежная система Банка России обеспечивает:

– зачисление средств на счета клиентов в день поступления; в отдельных регионах списание и зачисление

– указанных средств осуществляется в режиме, приближенном к режиму реального времени, с предоставлением возможности их немедленного использования;

– возможность управления ликвидностью путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом;

– реализацию мероприятий денежно-кредитной политики Банка России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;

– расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.

Платежная система Банка России является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам ведутся по счетам участников на индивидуальной основе. Расчеты на валовой основе (брутто-расчеты) предполагают проведение отдельной операции путем соответствующего перечисления средств по каждому поручению или требованию. Платежи совершаются последовательно по мере поступления платежных документов в течение дня.

В процессе функционирования платежной системы Центральный банк осуществляет регулирование системы расчетов и платежей по ряду направлений. Это:

– правовое регулирование (разработка инструкций, иных нормативных документов);

– осуществление расчетных услуг (расчеты между коммерческими банками);

– участие в урегулировании платежей по линии предоставления кредитов на завершение расчетов;

– надзор за участниками платежных систем;

– управление рисками, в первую очередь расчетными;

– организация системы электронных платежей, защиты банковской информации.

В рамках правового регулирования особое значение имеет Положение Банка России от 12 апреля 2001 г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Положение, разработанное в соответствии с ГК РФ, Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности" и иными законами Российской Федерации, регулирует осуществление безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и по счетам межфилиальных расчетов.

Эмиссионно-кассовые операции – это операции банка, связанные с выпуском наличных денег в хозяйственный оборот и кассовым обслуживанием клиентов. Соответственно, организация регулирования эмиссионно-кассовых и операций центрального банка как "главного банка" страны осуществляется в рамках следующих направлений его деятельности:

– организация и регулирование собственных эмиссионно-кассовых операций, в результате которых происходит выпуск наличных денег в хозяйственный оборот и кассовое обслуживание клиентов центрального банка (коммерческих банков, бюджетов различных уровней);

– регулирование кассовых операций коммерческих банков, которое центральный банк осуществляет как особый надзорный орган в рамках банковской системы страны.

Регулирование эмиссионно-кассовых операций как одно из направлений деятельности центрального банка любой страны является для него традиционным.

Федеральный закон "О Центральном банке (Банке России)" в части регулирования наличного денежного обращения на территории Российской Федерации возлагает на Банк России выполнение следующих функций:

– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

– установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

– определение порядка ведения кассовых операций.

Первая из указанных функций Банка России непосредственно связана с выпуском в хозяйственный оборот банкнот и монет как законных платежных средств в наличной форме, причем выпуск наличных денег в хозяйственный оборот может и не сопровождаться ростом денежной массы.

Под собственно денежной эмиссией понимается выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы.

Эмиссию банкнот и монет осуществляют центральные банки и казначейства, обладающие эмиссионным правом. Банкноты и монета по своей экономической сути являются обязательствами этих эмитентов.

Центральный банк фактически платит банкнотами, которые сам же создает, когда расплачивается требованиями на себя. Сегодня нет никакого законодательно установленного норматива обмена этих обязательств центрального банка, например, на золото и другие драгоценные металлы. В принципе, банкноты могли бы выпускаться в неограниченном количестве. Тем не менее существуют косвенные границы, которые определяются задачами, поставленными перед центральным банком, и его функциями: основная конституционная задача Банка России заключается в обеспечении устойчивого функционирования национальной валюты. Исходя из этих ограничений, центральный банк. предоставляет коммерческим банкам денежные средства лишь в ограниченном количестве – в пределах поставленных целей денежной программы.

Центральный банк, в конечном счете, берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или не выпускать такого количества банкнот, на которые владельцы товаров, исполнители работ и услуг не согласны обменивать свои собственные активы. Необходимость обслуживания товарооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег могут осуществляться либо для замены физически износившихся банкнот, либо под рост национального богатства.

Вместе с тем при всей важности наличной денежной эмиссии она является вторичной, производной от безналичной. Значительная часть современных денег как платежных средств создается безналично на основе кредитных операций коммерческих банков, которые выступают, собственно, эмитентами дополнительных платежных средств.

Наличные деньги, эмитируемые центральным банком, поступают в обращение и изымаются из него через систему коммерческих банков при выполнении последними расчетно-кассовых и кредитных операций.

Центральный банк выступает банком для кредитных организаций, через которые эмитированные деньги непосредственно поступают в обращение. Центральный банк передает из оборотной кассы РКЦ в кассу коммерческого банка денежные знаки против остатка средств коммерческого банка на корреспондентском счете в центральном банке. Клиент получает наличные деньги из кассы коммерческого банка, в котором открыт счет или депозит, против остатка средств на соответствующих счетах. Такой остаток средств может образовываться первоначально и в результате получения ссуды. Предоставление ссуды, в результате чего у клиента образовался остаток средств на счете, представляет собой депозитную эмиссию, осуществляемую коммерческими банками. То есть деятельность эмиссионного (центрального) банка составляет лишь часть процесса выпуска наличных денег в обращение, другая часть этого процесса происходит при участии коммерческого банка.

Налично-денежную эмиссию – выпуск наличных денег в обращение и обратный процесс – изъятие денег из обращения следует рассматривать как ограниченные только часами работы банковской системы непрерывные разнонаправленные потоки, различающиеся по интенсивности. Эмиссия (изъятие) определяется как разность сумм (сальдо оборотом) по выпуску и изъятию денег из обращения за определенный период времени на дату окончания периода, т.е. прирост (уменьшение) соответствующей денежной массы.

При организации налично-денежной эмиссии используются следующие основные агрегаты аналитических счетов банковского сектора и основные агрегаты аналитических счетов органов денежно-кредитного регулирования.

Денежная масса М2 (по методологии денежного обзора) – наличные деньги в обращении МО, остатки средств резидентов Российской Федерации (предприятий, организаций (кроме кредитных), физических лиц-предпринимателей и населения) на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием пластиковых карт), открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации, их срочные депозиты в валюте Российской Федерации и все депозиты в иностранной валюте;

Наличные деньги в обращении МО – выпущенные в обращение Банком России наличные деньги за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций.

Резервные деньги – выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, на корреспондентских счетах, и остатки других средств кредитных организаций (включая банки с отозванной лицензией) на счетах в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также депозиты до востребования нефинансовых предприятий и организаций, обслуживающихся в Банке России в соответствии с действующим законодательством.

Выпуск наличных денег в обращение складывается из нескольких этапов:

– составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного совершения расчетов;

– изготовление денежных знаков и их защита от подделок;

– организация резервных фондов денежной наличности;

– транспортировка денежной наличности в регионы;

– собственно выпуск денег в обращение.

Составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного совершения расчетов базируется на прогнозе кассовых оборотов на квартал в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации. На основе прогноза кассовых оборотов определяется:

– объем поступления наличных денег;

– источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков;

– направления выдачи наличных денег;

– собственно потребность в выпуске или изъятии наличных денег из обращения.

Прогноз кассовых оборотов составляется кредитными организациями ежеквартально по источникам поступлений и направлениям выдачи средств.

На основе этих прогнозов формируется заказ предприятиям ГПО "Гознак" на изготовление денежных знаков с указанием количества и покупюрного строения.

ГПО "Гознак", в состав которого входят Ленинградская и Краснокамская бумажные фабрики, Московская, Пермская и Ряжская печатные фабрики, Московская типография, Московский и Ленинградский монетные дворы, находится в подчинении Министерства финансов Российской Федерации. Поэтому все взаимоотношения Банка России с этим государственным производственным объединением по вопросам изготовления денежных знаков строятся на договорной основе, а сама изготовленная на предприятиях "Гознака" "продукция" оплачивается Банком России с учетом всех производственных затрат по ценам, утвержденным ГПО "Гознак" и согласованным с Банком России.

Следующим этапом выпуска наличных денег в обращение является организация резервных фондов денежной наличности. Резервные фонды – это запас банкнот и монеты для последующего выпуска их в хозяйственный оборот через оборотные кассы. Денежные знаки, находящиеся в резервных фондах, не считаются деньгами, выпущенными в оборот.

Для обеспечения бесперебойного подкрепления денежной наличностью соответствующих РКЦ создаются региональные резервные фонды, которые находятся в исключительном ведении Банка России и совершают все операции по распоряжению Департамента эмиссионно-кассовых операций.

Транспортировка денежной наличности в регионы является следующим этапом выпуска наличных денег в хозяйственный оборот. Правильная организация транспортировки имеет для нашей страны особое значение в связи с огромной территорией и неравномерностью территориального распределения денежных потоков.

Распоряжение на доставку наличности в соответствующие регионы страны выписывается Департаментом эмиссионно-кассовых операций после определения прогноза потребности в денежной наличности по регионам.

Доставка наличных денег с ГПО "Гознак" происходит:

1. через филиал Центрального хранилища Банка России;

2. через региональные резервные фонды Банка России;

3. непосредственно в территориальные учреждения Банка России.

Собственно выпуск наличных денег в хозяйственный оборот осуществляется в дальнейшем при выдаче подкреплений операционным кассам коммерческих банков. РКЦ Банка России обязаны удовлетворять потребность коммерческих банков в необходимой сумме и купюрном составе, удобном коммерческому банку для кассового обслуживания своих клиентов. Но для своевременной выдачи подкреплений операционным кассам коммерческих банков необходимым является, во-первых, представление заявки на получение подкрепления и, во-вторых, наличие соответствующей суммы на корреспондентском счете коммерческого банка в данном РКЦ.

Заявки на получение подкрепления операционной кассы коммерческого банка составляются на основе таких критериев, как объем денежной наличности, возможности банка по хранению и перевозке наличности.

Для приема от коммерческих банков излишней наличности также необходима предварительная заявка на сдачу наличных денег в РКЦ.

Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

Данные резервы относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Традиционно называется двоякое назначение резервных требований:

1. текущее регулирование банковской ликвидности;

2. текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Исторически возникновение системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками своевременность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Указанная наличность может использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами как непосредственно, так и путем кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль – обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования. В результате уменьшается (увеличивается) сумма свободных денежных средств коммерческих банков, используемых ими для активных операций, и, учитывая эффект кредитного мультипликатора, многократно сокращается (увеличивается) объем кредитной эмиссии.

В современных нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.

Решению первой задачи способствует совершенствование механизма функционирования данной системы в направлении повышения ее гибкости; решение второй задачи связывается с развитием системы рефинансирования.

В официальных документах Банка России, в частности Положении Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 255-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Реализация указанного назначения осуществляется на основе общеметодологических подходов к построению системы обязательного резервирования с учетом российской специфики.

В современных условиях состав резервируемых обязательств наиболее широк. Он охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

1. депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

2. средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обязательств находящихся на счетах в банках;

3. средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;

4. средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);

5. кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;

6. депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;

7. депозиты (до востребования и срочные) Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней;

8. депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);

9. депозиты (до востребования и срочные) и прочие; привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;

10. остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;

11. выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);

12. остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда;

13. по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются;

14. остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах.

Таким образом, в состав резервируемых обязательств в настоящее время включаются:

– подавляющая часть средств бюджета, банков, клиентов до востребования (не включаются лишь остатки средств на корреспондентских счетах у банков-резидентов и банков-нерезидентов в драгоценных металлах, а также срочных депозитов;

– определенная часть средств, отражающая расчеты клиентов и банков;

– незначительная часть полученных банками кредитов от других банков (включаются лишь кредиты, полученные от банков-нерезидентов). Кредиты, полученные от Банка России и на внутреннем межбанковском рынке, в состав резервируемых обязательств не включаются.

Кроме того, следует иметь в виду что в расчет отдельных составных элементов резервируемых обязательств Банк России рекомендует внести некоторые коррективы. Например, остатки срочных депозитов финансовых органов всех уровней, предприятий и организаций, а также сумма кредитов, полученных от банков-нерезидентов, должны уменьшаться на ту их часть, которая привлечена на срок не менее трех лет, т.е. представляет наиболее долгосрочный ресурс банка.

Данная корректировка позволяет сделать вывод, что современная политика Банка России по резервированию средств направлена на стимулирование долгосрочной ликвидности банковской системы.

Теперь перейдем к кредитной политике. С помощью процентной политики центральный банк получает возможность:

1. воздействовать на спрос и предложение на денежном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;

2. регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;

3. регулировать объем денежной массы в стране;

4. предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Изменяя процентную ставку по своим кредитам и депозитам, центральные банки могут оказывать воздействие на состояние денежно-кредитного рынка и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политики дешевых или дорогих денег.

Политикой дешевых денег центральные банки уменьшают процентные ставки по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам. В свою очередь, производители и инвесторы могут получать дешевые кредиты уже через коммерческие банки на развитие производства. Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она обычно сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета.

В качестве целей осуществления экспансионистской денежно-кредитной политики выступают стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

Но не всегда экономическая система готова к использованию льготных заемных средств. Дешевые заемные средства могут быть и не направлены на развитие производства, а увеличенная денежная масса напрямую вызвать повышение цен. В этом случае центральные банки должны проводить рестрикционную денежно-кредитную политику (сдерживания выпуска дополнительных денег), или политику дорогих денег.

Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы и расширять масштабы кредитных операций с клиентурой.

Диалогично установление базовой ставки рефинансирования – это косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – прямой (административный) метод.

Регулирование учетной ставки – достаточно тонкий инструмент регулирования, и центральному банку не всегда удается достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент проявляется тенденция к снижению стоимости кредитов в результате их повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредиты центрального банка. Если же официальная учетная ставка уже до ее понижения находилась на уровне ниже рыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собой соответствующую реакцию денежного рынка.

Ставка рефинансирования – процентная ставка, применяемая центральным банком в его операциях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупке государственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческих векселей. С помощью этого инструмента денежно-кредитной политики центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые центральный банк использует при предоставлении кредитов банкам в порядке рефинансирования. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынке, и тогда центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В то же время данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов центрального банка, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше учетная ставка, тем больше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Изменяя официальную учетную ставку, центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Изменение официальной учетной ставки как инструмент денежно-кредитного регулирования широко используется центральными банками развитых стран, в то время как в развивающихся государствах может отдаваться предпочтение прямому регулированию процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков. Официальная учетная ставка является для деловых кругов страны своего рода барометром экономической обстановки. Так, рост учетной ставки дает банкам побуждающий сигнал о намерении центрального банка проводить курс на сокращение деловой активности. Если же банки не следуют этому намеку центрального банка и продолжают наращивать свою кредитную активность, то в ход пускаются более жесткие меры.

Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки и перекладывают свои издержки на клиентов (повышая, соответственно, цену своих благ). В рамках экономики, переживающей проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в развивающихся странах и странах с перехфной экономикой выше, так как степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем в развитых странах Запада. Кроме того, регулирование ставки в определенной степени противоречит рыночной системе. Ограничивается роль конкуренции между банками. Колебания учетной ставки негативны для отраслей-должников.

В России в соответствии с Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

При этом могут устанавливаться одна или несколько процентных ставок по различным видам операций:

1. ломбардным кредитам;

2. кредитам "овернайт";

3. внутридневным кредитам;

4. депозитным операциям;

5. операциям РЕПО.

Процентная политика может проводиться и без фиксации процентной ставки (это означает, что ставка по той или иной операции Банка России устанавливается в результате проведения аукциона: по ломбардному кредиту, операциям РЕПО, депозитным операциям). Процентные ставки по операциям Банка России определяются исходя из уровня базовой ставки рефинансирования и текущих задач денежно-кредитной политики.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку – влиять на размер денежного предложения.

Депозитные операции Банк России проводит с ноября 1997 г. в целях регулирования уровня банковских резервов, что является также одним из направлений процентной политики Центрального банка Российской Федерации. Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок. В 1998 г. Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.

Литература

6. Банковское дело // под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Магистр, 2009. – 590с.

7. Банковское дело. / под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 576 с.

8. Банковское дело. / под ред. О.И. Лаврушина. – изд. 2-е. – М.: Кнорус, 2009. – 534 с.

9. Банковское дело. Учебник / под ред. Я.Е. Чернышевой. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 656 с.

10. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям.- М.: НОРМА, 2008

11. Братко А. Г. Банковское право. – М.: Эксмо, 2008. – 704 с.

12. Букато Ю.М., В.Г. Львов. Банки и банковские операции в России – М.: БЕК, 2008. – 489с.

13. Витогранн С.И. Деньги, кредит, банки. – М.: КноРус, 2009. – 560 с.

14. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академпроект, 2008. – 432 с.

15. Деньги, кредит, банки. / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 624 с.

16. Ефимова Л.Г. Банковское право, – М.: БЕК, 2007. – 674с.

17. Ключников И. К., Молчанова О. А., Ключников О. И. Кредит и банки. Вводный курс. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 176 с.

18. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования. / Афанасьева О.Н., Корниенко. С.Л., под ред. засл. деятеля науки РФ, д.э.н., проф. О.И. Лаврушина. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2009. – 256 с.

19. Малахова Н. Г. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Приор-издат, 2008. – 98 с.

20. Полищук А.И. Кредитная система: Опыт, новые явления, прогнозы перспективы. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С.59-156.

21. Розенберг Д.М. Словарь банковских терминов. – М.: Инфра-М, 2007. – 360 с.

22. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-н/Д: Март, 2009. – 288 с.

23. Скиннер К. Будущее банкинга. Мировые тенденции и новые технологии в отрасли. – М.: Гревцов Паблишер, 2009. – 400 с.

24. Тавасиев А.М. Основы банковского дела. – М.: Маркет ДС, 2008. – 431 с.

25. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки. – М.: Книжный дом, 2008. – 512 с.

26. Тютюнник А. В., Турбанов А. В. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 608 с.

27. Уэрта де Сото Х. Деньги, банковский кредит и экономические циклы Money. – М.: Социум, 2008. – 674 с.

28. Челноков В. А. Банки и банковские операции. – М.: Высшая школа, 2004. – 292 с.

29. Щегорцов В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки. Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 416 с.

Периодические издания

30. Астраханцева М. Развитие банковской системы в России // Рынок ценных бумаг. – 2008. – N 14. – С. 61-64.

31. Беликов И. Проблемы корпоративного управления и банки //Рынок ценных бумаг. – 2004. – №17(272).– С. 23.

32. Белов С.В. Банки на современном этапе // Экономика и Жизнь. – 2007. – №9. – с. 34.

33. Глущенко А.В. Банковская система – категориальный анализ // Финансы и кредит. – 2003. – N 14. – С.18-21

34. Гуманков К. Кредитная система РФ: особенности и перспективы // Финанс. – 2006. – N 10. – С.20-24

35. Едронова В., Хасянова С. Система взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими банками // Вестник МЭИ. – 2003. – №4.

36. Ермаков С.Л. Банковская система в России: современные тенденции развития / С.Л. Ермаков, Ю.А. Малинкина // Финансы и кредит. – 2006. – N 21. – С. 24-32.

37. Желобанов Д. Денежно-кредитная политика в современной экономике // Директор-дайджест. – 2004. – N 3. – C. 35-36.

38. Завъялова В. Эмиссионная политика // Финанс. – 2007. – N 27. – С. 57-59.

39. Краснов Ю. К. Правовые и организационные основы функционирования ЦБ РФ // Банковское дело. – 2007. – N 12. – С. 33-35.

40. Немировская Е.А. Стратегия развития денежно-кредитной политики в российской экономике / Е.А. Немировская, А.Н. Сырбу // среднее проф. образование. – 2005. – N 4. – С. 48-49.

41. Пещанская И.В. Кредит и оборотный капитал. // Вестник МЭИ. – 2003. – №4.

42. Стародубцева Е.Б. Организация безналичных операций в России // Банковские услуги. – 2006. – N 6. – С. 10-15.

43. Стребков Д. Основные типы и факторы денежно-кредитной политики. // Вестник МЭИ. – 2005. – №2.