Деловая журналистика

Деловая журналистика.

Статьи по теме
Искать по теме

Неотъемлемой частью системы бизнес-прессы являются деловые журналы, которые выполняют собственные функции и имеют свою читательскую аудиторию. Специфические характеристики журнальной прессы формируют собственное, весьма обширное поле для исследований.

В странах, сравнительно давно избравших капиталистический путь развития, формы и механизмы работы деловой журналистики уже сформированы, хотя это отнюдь не исключает возникновения сложных вопросов, требующих теоретического решения и практической апробации. В то же время в переходящих к рыночной экономике государствах, ныне активно адаптирующих принятые в западных странах формы хозяйствования, может появиться ряд сложностей в разработке оптимальных механизмов функционирования института деловой прессы. Вопросы возникают как при разработке теоретических основ функционирования бизнес-СМИ, так и при практическом их применении. Например, в России практикам журналистики пришлось с нуля создавать и впоследствии апробировать методики работы с деловой информацией (ее сбора, обработки, интерпретации и верификации), взаимодействия с источниками данных, определять и внедрять этические основы деятельности журналистов, работающих в деловых средствах массовой информации. Перед владельцами и менеджерами средств массовой информации стояли и стоят другие задачи -разрабатывать и применять оптимальные способы создания и продвижения информационного продукта (деловых СМИ).

Деловая журналистика как элемент экономической инфраструктуры

Для того, чтобы определить объективную ценность исследований, посвященных деловой прессе, необходимо осознать ту роль, которую она играет в жизни общества, сформулировать цели и задачи ее функционирования, проанализировать способы воздействия ее на деятельность субъектов деловой жизни. К сожалению, пока в постсоветской России не хватает фундаментальных трудов, которые могли бы описать общую картину функционирования деловой прессы и дать ответ на многочисленные теоретические вопросы, которые возникают при изучении ее деятельности. Хотя необходимость таких трудов и их полезность для теоретиков и практиков деловой журналистики объективно очевидна.

Место и роль деловой журналистики (прессы) в обществе (экономике) не является константой. Особенности базовой экономической среды, уровня деловых отношений определяют структуру, функции и роль бизнес-прессы в обществе. В итоге в странах с разными типами хозяйствования, разным уровнем проникновения бизнес-отношений в жизнь общества, различной деловой культурой формируются значительно отличающиеся друг от друга модели функционирования деловой прессы.

Из вышеупомянутого положения следует, что изменения базовой среды – экономики ~ неизбежно приводят к трансформации системы деловой прессы как элемента инфраструктуры, обслуживающей нужды экономической системы.

Для иллюстрации этого положения проведем краткий анализ места деловой журналистики в обществе и экономике. Также проследим, как изменялись особенности работы, роль и функции деловых СМИ и их предшественников на протяжении истории мировой экономики (основные этапы). В итоге мы сможем оценить значимость бизнес-СМИ как элемента экономической инфраструктуры не только в современном мире, но и на протяжении истории мировой экономики.

Сразу сделаем две оговорки. Во-первых, изучать особенности развития деловой прессы (а также деловых масс-медиа в целом) мы в основном будем на примере американской медиасистемы и экономики – с одной стороны, это способ лучше раскрыть специфику работы анализируемых нами журналов, с другой стороны, это позволит оценить роль деловой прессы в развитии крупнейшей экономики мира. Во-вторых, мы не будем оценивать типологическую специфику деловой журналистики.

Поэтому в качестве рабочего определения деловой прессы предлагаем принять следующую формулировку (ее теоретическое обоснование дано во второй главе нашего исследования): "деловая пресса – тип качественной прессы, предоставляющий информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной сфере деятельности". Представляется очевидным, что основная функция деловой журналистики – предоставление полезной информации, которая оптимизирует процесс принятия решений. Наша задача – понять, как это отражалось на развитии экономических отношений. И наряду с этим оценить, как запросы общества изменяли структуру деловых масс-медиа.

До сих пор многие исследователи – как отечественные, так и зарубежные – недооценивают роль, которую деловая журналистика играет в жизни общества. Тем не менее, еще в 1942 году канадский исследователь прессы Гарольд Иннис писал: "Расширение рынков, усиление конкуренции, снижение стоимости продукции..., эволюция... монетарной системы и развитие сложной экономики в целом следовало за развитием газет"7. Не оспаривая это смелое утверждение, отметим лишь, что, с нашей точки зрения, взаимосвязь экономики и бизнес-прессы двухсторонняя – как развитие экономики влияет на характер и способ отражения действительности в деловой прессе, так и бизнес-пресса воздействует на уровень развития экономических отношений и, в конечном итоге, на благосостояние общества (ниже мы приводим факты, которые подтверждают это положение).

Деловая журналистика – феномен, корни которого можно при скрупулезном подходе найти в глубоком прошлом. Например, известный американский ученый Д. Форсит в своей книге об американской деловой журналистике 18-19 веков начинает описание истории деловой прессы с отсылки к временам пещерных людей, Древнего Вавилона и Египта. "История бизнес-коммуникаций следует за историей человеческих нужд. В смысле, что человек впервые заговорил (или написал) для того чтобы обеспечить экономические потребности в пище, воде и тепле. По мере того, как его нужды становились более комплексными, усложнялись и коммуникации. Все это воздействовало на все виды письменных коммерческих посланий". Исходя из этой точки зрения, предшественниками современных деловых изданий вполне можно считать документы (например, деловую переписку) времен античности.

Следуя за Форситом, многие исследователи находят прямую связь между документами того времени и образцами, которые уже можно считать деловыми средствами массовой информации, – английскими "прейскурантами" (price-currents) 17 века и, впоследствии, американскими изданиями, созданными по их образу и подобию. Этот подход отражает признание крайней важности деловой прессы в жизни общества, однако ставит знак равенства между средствами бизнес-коммуникаций и деловой прессой, что, с нашей точки зрения, несколько смело.

Мы близки к точке зрения, что родина деловых изданий, близких к современному типу, – Европа на рубеже Нового времени (16-17 столетие).

Именно в это время в некоторых европейских странах (Голландия, впоследствии – Британия) стали появляться предпосылки для промышленной революции. Уже с середины 16 века в городах, где концентрировался капитал и велась активная деловая деятельность, начали развиваться два основных типа деловой информационной инфраструктуры: частные информационные сети, поддерживаемые влиятельными купцами и бизнесменами, и публичные издания, предоставляющие экономическую информацию. Оба типа "пра-изданий" характеризовались тем, что фиксировали самые заметные события в экономической жизни и давали лишь общую информацию о происходящем. Анализ и интерпретация фактов практически полностью отсутствовали. Например, в Лондоне лишь в конце 17 века появились некоторые издания, которые в какой-то степени выражали мнения авторов (в основном, это касалось торговых договоров и ситуации на финансовых рынках).

Самыми известными "частными информационными сетями" считаются системы, созданные семейством Фуггеров из Аугсбурга, Симоном Руизом из Медины и англичанином Томасом Гришэмом III. Эти бизнесмены организовали свои собственные сети репортеров, которые более или менее систематично снабжали их информацией о событиях, которые могли повлиять на состояние рынков, на которых эти бизнесмены имели коммерческие интересы. Например, в период с 1568 по 1604 год Фуггерам были отосланы сотни писем корреспондентов: информация, изложенная в них, использовалась при принятии решений о выдаче займов и их процентной ставке. Также в письмах содержались данные о ценах на продукты и услуги на определенном рынке9. Естественно, сети такого типа нельзя считать деловой прессой, но они представляют собой первый пример структуры, предназначенной для сбора и обработки экономической информации. "Что делает операции Фуггеров исторически важными – то, что они продемонстрировали, как специальная информация может давать предпринимателю конкурентное преимущество", – пишет исследователь журналистики Э.Грюнвальд10.

Примерно в то же время (16 столетие) стали развиваться первые публичные издания, которые доставляли потребителям экономическую информацию. Они создавались в таких городах, как Венеция, Антверпен, Франкфурт, Амстердам, а также в других крупных торговых центрах. Эти издания были очень похожи друг на друга, предоставляя в основном информацию о ходе торговли товарами и данные о ценах на товары на внутреннем и зарубежных рынках (примерами их могут служить британские "прейскуранты" "Ллойде лист" (Lloyd's List) и "Коре оф иксчейндж" (Course of Exchange)). По мнению большинства исследователей, именно эти периодические издания можно считать первыми экономическими изданиями в мире.

В течение 17 столетия на первое место в качестве торгового, экономического центра Европы вышел Амстердам. Венеция, Антверпен и Женева потеряли свое значение. И именно в Амстердаме – как до него в итальянских торговых городах (Венеция, Флоренция и т.п.) и после него в англосаксонских экономических центрах – одной из базовых основ рынка стала система сбора, обработки и распространения информации.

Частные коммерческие корреспондентские сети, аналогичные им информационные системы (например, корреспондентская сеть Ост-Индской компании) и "прейскуранты" ("прайс-листы") были основными коммуникационными элементами, используемыми в этом экономическом центре. Все большую роль в обеспечении общества экономической информацией играли периодические издания "общего интереса". В Амстердаме издавались, например, газеты "Холлантше меркуриус" (Hollantsche Mercurius) и "Амстердамзе Меркуриус".