Действия ОВД по борьбе с массовыми беспорядками и групповыми нарушениями общественного порядка.

Действия ОВД по борьбе с терроризмом, групповыми нарушениями общественного порядка и массовыми беспорядками.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Понятие, правовые основы борьбы с терроризмом, групповыми нарушениями общественного порядка и массовыми беспорядками

Терроризм – одно из самых опасных преступлений современности, нередко носящих не только национальный, но и международный характер. Террористические действия могут быть разнообразны, но всех их объединяет два общих элемента. Во-первых, они направлены на подрыв государственной власти, во-вторых, создают у населения чувство страха и беспомощности, возникающих под влиянием организованного и жестокого насилия террористов.

Терроризм представляет собой насилие или угрозу его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной, безопасности, устрашение населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельности; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Террористическая деятельность – это деятельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им;

В настоящее время действует Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 года; Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 года; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ статья 205; Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом". Все перечисленные нормативные акты направлены на борьбу с терроризмом.

Групповое нарушение общественного порядка представляет повышенную опасность для общества, так как может причинить значительный ущерб общественному порядку и интересам граждан, способно нарушить нормальную деятельность органов власти и управления, причинить значительный материальный ущерб государству, представителям власти и гражданам.

2. Задачи и функции ОВД по предупреждению и пресечению террористических актов, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

Специальная операция по ликвидации групповых нарушений общественного порядка в населенном пункте представляет собой комплекс оперативных, режимных, следственных, политических, войсковых и иных мероприятий и действий, осуществляемых ОВД совместно с войсковыми частями внутренних войск и другими взаимодействующими органами по общему замыслу и под единым руководством с целью пресечения преступных действий, задержания и изоляции организаторов и активных участников беспорядков.

К действиям по предупреждению и пресечению возможных групповых нарушений общественного порядка от МВД привлекаются значительные силы и средства, в том числе и специальные.

В республиканских, краевых, областных центрах и крупных городах заранее создаются специальные сводные отряды, в которые включаются полки, отдельные батальоны и роты ППС милиции, привлекаются участковые уполномоченные милиции, вневедомственная охрана, сводные отряды и отряды милиции особого назначения, а также учебные заведения МВД.

В горрайорганах внутренних дел, где подразделения ППС милиции численностью менее роты, создаются резервные группы. В их состав включаются наиболее подготовленные и опытные сотрудники подразделений охраны общественного порядка, уголовного розыска, следствия, участковые инспекторы милиции и других служб. Формирование и руководство резервными группами возлагаются на одного из заместителей начальника горрайоргана.

Из привлекаемых к специальной операции по ликвидации групповых нарушений общественного порядка сил и средств создается группировка войсковых сил. Основу этой группировки составляют специальные сводные отряды, резервные группы и подразделения специального назначения. В сотаве специального сводного отряда заблаговременно создаются следующие структурные элементы (элементы боевого порядка): цепочки, группы оцепления и рассредоточения, группы сопровождения, посты наблюдения, резерв, заграждения, группы патрулирования, ограничения движения транспорта разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и др.

От группы выставляются цепочки. Оцепление района операции может быть спонтанным или выборочным. При оцеплении района могут использоваться различные механические заграждения. Если для оцепления применяются автомобили, то они должны располагаться в линию или колонну на таком расстоянии друг от друга, чтобы обеспечивался их немедленный вывод из колонны в случае возгорания одного из них. Автомобили должны охраняться нарядами.

Группа сопровождения обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

Пост наблюдения обеспечивает своевременную информацию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

Резерв предназначается для выполнения внезапно возникающих задач и усиления или замены действующих нарядов. Резервы создаются во всех элементах группировки. Кроме того, создается мощный резерв руководителя операции, часть которого должна быть без оружия, часть -вооруженной. Вооруженный резерв используется только для отражения группового нападения на административные здания, аэропорты, самолеты, банки, телецентры и другие особо важные объекты во время перерастания групповых нарушений общественного порядка в массовые беспорядки, сопровождающихся погромами, крушениями, поджогами и иными опасными действиями.

Группа патрулирования создается из личного состава подразделений ОВД и учебных заведений МВД Российской Федерации в целях поддержания общественного порядка в местах, прилегающих к району операции путем высылки патрулей и выставления постов охраны порядка.

Группа ограничения движения транспорта формируется из работников дорожно-патрульной службы ГИБДД. Ее задача – воспрещение доступа транспорта и посторонних граждан к месту или району группового нарушения.

Группа разъяснения законов формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел учебных заведений МВД России. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников группового нарушения общественного порядка.

Группа обеспечения связи формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

Группа оцепления формируется из личного состава подразделений ППС, дорожно-патрульной службы ГИБДД, сотрудников уголовного розыска, вневедомственной охраны, участковых уполномоченных милиции. В ее задачи входит:

- изоляция района операции с целью воспрепятствования проникновения посторонних лиц в зону оцепления;

- создания условий для рассредоточения и рассеивания толпы и изъятия из нее активных участников и организаторов беспорядков;

-направления на фильтрационные пункты лиц, активно пытающихся

проникнуть в зону оцепления и покинуть ее;

- задержания преступников при попытке прорыва их через рубеж оцепления;

- прекращения доступа в зону проведения операции постороннего транспорта.

Группа фиксации правонарушителей формируется из сотрудников подразделений криминальной милиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

Для поддержания в постоянной боевой готовности сил и средств ОВД и внутренних войск, подготовки их к совместным действиям при чрезвычайных обстоятельствах, а в случае их возникновения – для управления этими силами и средствами в УВД республик, областных и крупных горрайорганах внутренних дел создаются оперативные штабы. В них входят: начальники ГУВД, УВД республик, краев, областей, заместители начальников, командиры соединений и частей внутренних войск, руководители управлений и отделов.

Основными задачами оперативного штаба являются:

- разработка и постоянное уточнение плана действий по предупреждению и пресечению возможных групповых нарушений в данном районе (зоне);

- организация и осуществление постоянного контроля за подготовкой сил и средств, поддержания их в высокой боевой готовности;

- обучение личного состава и проведение практических занятий, учений и тренировок с подразделениями, входящими в группировку сил и средств в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям;

- организация и постоянное поддержание взаимодействия между всеми входящими в состав группировки элементами;

- совершенствование системы оповещения и сбора личного состава отряда по тревоге;

- совершенствование системы управления силами и средствами, а при возникновении чрезвычайных обстоятельств – управление группировкой сил в специальной операции;

сбор, анализ и обеспечение данных об оперативной обстановке, разработка предложений, ведение карты и журнала действий.

Для непосредственного управления контртеррористической операции в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависит от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.

Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяется положением, утвержденным председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии, положение об оперативном штабе по управлению контртеррористическойоперацией разрабатывается на основании типового положения, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией.

Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со статьей настоящего федерального закона.

Федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств посольских представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы,

удостоверяющие личность, а в случае отсутствия таких документов

задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилье и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровья людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых в них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств посольских, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организации, а в неотложных случаях граждан, для предотвращения террористической акции для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествий.

3. Особенности оперативного планирования и тактических действий ОВД в обычных и особых условиях

Руководители оперативных штабов со своими заместителями по войскам заблаговременно принимают решение на возможные войсковые действия в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. В решении определяются возможные районы или места возникновения групповых нарушений общественного порядка, определяются силы и средства, привлекаемые к выполнению операции, их задачи, места, районы, маршруты и порядок выдвижения. В решении также определяются задачи по подготовке сил и средств, оперативные мероприятия, материальное обеспечение и др.

На основании принятого решения заблаговременно разрабатывается развернутый план действий по предупреждению, пресечению и расследованию групповых нарушений общественного порядка.

План оформляется на карте с приложением краткой пояснительной записки, необходимых расчетов и обоснований. На карту наносятся: административные границы района, города; пункты постоянной дислакации ОВД и всех взаимодействующих сил; особо важные объекты, подлежащие взятию под охрану при резком осложнении оперативной обстановки, места (пункты) сбора сил и средств, входящих в группировку, привлекаемую к операции; районы операции; районы наиболее вероятных действий и маршруты выхода в них. Определяются станции, пристани, аэропорты, в которые должны прибывать в случае необходимости дополнительные силы из других регионов.

В пояснительной записке к плану указываются:

- задачи органов внутренних дел, частей и подразделений внутренних войск, выполняемые при предупреждении и пресечении группового нарушения;

- силы и средства, привлекаемые к проведению специальной операции и их расчеты;

- состав и структура специального сводного отряда;

- расчет времени на сбор, экипировку и выдвижение к району предстоящих действий, порядок оповещения, связи и информации органов власти, подчиненных и соседних ОВД, состав оперативного штаба и организации управления.

План согласовывается с органами власти, прокуратурой, ФСБ и утверждается руководителем оперативного штаба.

Не реже двух раз в год, как правило, после проведения практических тренировок и учений, план уточняется.

При возникновении конфликтной ситуации органы внутренних дел обязаны прежде всего принять меры к тому, чтобы предупредить групповое нарушение общественного порядка. С этой целью в начальной стадии проводится ряд специальных мероприятий.

Дежурный по ОВД получив сигнал о возникшей конфликтной ситуации обязан уточнить время, место и характер происшествия, его масштабы и количество участников и доложить обстановку руководителю органа и вышестоящему дежурному. По распоряжению руководителя ОВД к месту конфликта высылается усиленная оперативная группа с задачей -не допустить перерастания конфликта 'В групповое нарушение. Оповещаются все наряды милиции, несущие патрульно-Опостовую службу вблизи.

Руководитель органа немедленно выезжает на место происшествия, лично оценивает обстановку, отдает необходимые распоряжения дежурному по органу и начальникам служб, докладывает руководителям местных и государственных органов, сообщает в прокуратуру. Немедленно принимает меры по устранению нарушений в деятельности ОВД, послуживших поводом к конфликту, организует разъяснительную работу среди участников конфликта. При необходимости дает указание на блокирование нарядами патрульно-постовой службы милиции и другими силами района или места конфликта в целях его локализации, а также организует наблюдение с использованием гласных и негласных методов за изменением обстановки, изучением настроений и намерений особенно агрессивно настроенных граждан.

В соответствии с заранее разработанным планом объявляется сбор оперативного штаба и личного состава специального сводного отряда (резервной группы) в пунктах дислокации частей и подразделений ОВД. Производится экипировка сотрудников, усиливается охрана зданий органов власти, ОВД, банков и других важных объектов.

Оперативный штаб прибывает на место происшествия, а специальный сводный отряд и другие силы и средства, входящие в созданную группировку, сосредотачиваются в установленных местах или районах.

Район группового нарушения изолируется путем перекрытия движения транспорта и доступа граждан. В зависимости от обстановки он может блокироваться частично или полностью.

Руководитель органа внутренних дел, используя технические средства, обращается к гражданам с требованием прекратить противоправные действия и покинуть место происшествия. Проводится и другая разъяснительная работа. За действиями нарушителей устанавливается постоянное наблюдение, ведется работа по выявлению подстрекателей и активных участников беспорядков. Если разъяснительная работа привела к положительным результатам и участники группового нарушения расходятся, то наряды милиции не препятствуют этому, но принимают меры к задержанию организаторов и активных участников, а если это невозможно, то ограничиваются установлением их личности для последующего их задержания.

Если проведенные меры не привели к предотвращению группового нарушения на начальной стадии и развитие событий ведет к резкому обострению оперативной обстановки, перерастанию их в массовые беспорядки, руководитель ОВД обязан перейти к решительным действиям по ликвидации этого нарушения и приступить к проведению специальной операции.

О своем решении провести специальную операцию руководитель оперативного штаба информирует вышестоящие органы внутренних дел, органы прокуратуры и безопасности; с помощью оперативного штаба лично организует специальную операцию и руководит ее проведением.

В своем решении руководитель операции определяет: замысел войсковых действий, время готовности операции, порядок применения оружия, боевой и специальной техники, специальных средств, организация управления, связи и оповещения.

Решение руководителя операции оформляется приказом и графически на карте или схеме с приложением краткой пояснительной записки.

По команде руководителя операции группировка сил и средств в назначенное время сосредотачивается на исходных позициях, всем элементам боевого порядка уточняются задачи на действия в операции.

С исходных позиций по заранее назначенным маршрутам к местам выполнения задачи выдвигаются подразделения, предназначенные для непосредственного оцепления толпы с целью пресечения ее перемещения и увеличения (внутренний рубеж оцепления), затем выдвигаются подразделения на внешний рубеж оцепления. Группы рассредоточения, изъятия и другие располагаются между внешним и внутренним рубежами, что обеспечивает им условия для подготовки к действиям.

С выходом на назначенные рубежи личный состав группы оцепления развертывается в цепочки и перекрывает улицы, переулки, бульвары, скверы, площади. Командир группы оцепления докладывает о готовности руководителю операции в оперативный штаб.

Проход граждан в район операции с этого момента полностью запрещается, а выход из него разрешается только через КПП.

Милицейские цепочки выставленные на внешнем рубеже оцепления, совместно с другими служебными нарядами, действующими за внешним рубежом оцепления, не допускают прохода граждан в район операции и обеспечивают маневр сил и средств, задействованных в операции для проведения рассредоточения толпы и других действий.

Если перед внешним или внутренним рубежом оцепления образовалась толпа, пытающаяся прорваться сквозь оцепление, то командир подразделения группы оцепления, используя свой резерв и часть сил, расположенных по рубежу оцепления, принимает меры к оттеснению толпы от занимаемого рубежа.

Перед началом активных действий группы рассредоточения руководитель операции вновь обращается к участникам группового нарушения, сообщает о мерах, принятых для устранения причин, вызвавших беспорядки, требует прекратить бесчинства и предупреждает о применении силы в случае не подчинения законным требованиям. Если это обращение не дает положительных результатов, руководитель операции отдает приказ группе рассредоточения, которая в касках с забралом, с противоударными щитами и резиновыми палками, с использованием БТР, водометных и специальных тепловых машин производит рассечение толпы с одного или нескольких направлений.

Действия личного состава должны быть активными и решительными, но вместе с тем исключать грубое применение физической силы, если это не вызывается необходимостью. Сотрудники должны проявлять смелость и выдержку. При оказании сопротивления продвижению группы рассредоточения по решению руководителя операции применяются водометные тепловые машины и специальное средство "Черемуха".

По достижению конечного пункта или соединения с подразделением, действующим навстречу, личный состав группы рассредоточения поворачивается двумя (тремя) шеренгами налево, двумя (тремя) – направо и начинают одновременно вытеснять толпу в противоположные стороны за рубеж оцепления.

В образующиеся при этом "коридоры" вводятся дополнительные силы (группы изъятия, применения спецсредств, резерв и др.) с целью последующего дробления толпы на более мелкие части, изъятия организаторов и активных участников беспорядков. Прорвавшиеся через шеренги одиночки и мелкие группы граждан задерживаются силами, находящимися в "коридоре" и передаются нарядам группы конвоирования.

Задержание активных участников групповых нарушений общественного порядка – наиболее трудная задача в общей системе мероприятий, проводимых в операции. Иногда такие лица пользуются поддержкой значительной части толпы. В этих случаях с разрешения руководителя операции могут применятся спецсредства "Черемуха", а группы изъятия надевают противогазы. Каждому расчету группы применение специальных средств назначается исходное положение за линией оцепления или за шеренгой группы рассредоточения с наветренной стороны.

По сигналу командира расчета проходят через линию цепочки (шеренги) на предварительно определенный рубеж, применяют специальные средства, после чего возвращаются в исходное положение. Порядок применения специальных средств определяется оперативной обстановкой, однако во всех случаях их применения против толпы должно обеспечиваться активными действиями нарядов милиции и войсковых подразделений. Применение специальных средств должно предшествовать объявление об этом через усилители речи.

Группа по применению специальных средств обеспечивается средствами оказания помощи лицам, получившим серьезные повреждения (2% раствор питьевой соды или борной кислоты, нашатырный спирт и питьевая вода).

Организаторы и наиболее активные участники беспорядков, задерживать которых при рассечении (вытеснении) толпы невозможно или нецелесообразно, задерживаются после вытеснения толпы из района операции. Если беспорядки сопровождаются непрекращающимися погромами, поджогами, разрушениями помещений (зданий), то подразделения группы рассредоточения рассекают толпу от объектов нападения и одновременно рассекают ее на отдельные части. Пожарные подразделения, привлекаемые к операции, тушат пожары и оказывают содействие в оттеснении толпы от объектов нападения.

Задержанных наряды групп конвоирования немедленно доставляют на фильтрационный пункт, обеспечивая их охрану и исключая освобождение бесчинствующей толпой. Для конвоирования, как правило, используются специальные автомашины, которые должны следовать по маршрутам, проходящим по немноголюдным улицам.

Для поддержания общественного порядка в местах, прилегающих к району операции, при необходимости организуется патрулирование нарядами милиции или нарядами военнослужащих, во главе которых ставится работник милиции.

После того как толпа рассечена и вытеснена, личный состав группы оцепления до особого распоряжения продолжает нести службу на занимаемых рубежах. Подразделения группы рассредоточения в развернутых строях продолжают вытеснять разрозненные группы граждан, последовательно очищая проезды, улицы, переулки. Конечный рубеж вытеснения уточняется руководителем операции. По мере нормализации оперативной обстановки часть нарядов снимается.

Высвободившийся личный состав используется для усиления патрулирования в городе. Полное снятие всех нарядов осуществляется по решению руководителя операции.

После выполнения задач по пресечению (ликвидации) беспорядков подразделения в установленном порядке сосредотачиваются в местах временной дислокации, где проверяются наличие и состояние оружия, техники и другого имущества, организуются мероприятия по совершению марша в места постоянной дислокации.

В последующем подводятся итоги, анализируются и оцениваются результаты проведенной операции.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г.

Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991, № 16, ст. 503.

3. Федеральный закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. //Российская газета, 1995, 18 августа.

4. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом".

5. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержден Приказом министра внутренних дел РФ от 18 января 1993 г. № 17, М., 1993.

6. Административная деятельность ОВД. Учебное пособие, М., 1996.

7. Дворяк И.А. Организация и тактика действий подразделений органов внутренних дел в специальных операциях по пресечению массовых беспорядков: Фондовая лекция. М.: МИ МВД РФ, 1996.

8. Тактико-специальная подготовка: учебник. – М.: МВШМ МВД СССР, 1989.