А.Л. Чижевский

А.Л. Чижевский.

Статьи по теме
Искать по теме

Александр Чижевский еще в 20-х гг. обнаружил, что солнечная активность влияет на экстремальные земные события – эпидемии, войны, революции. До этого астрологи в течение двух тысячелетий тщились доказать, что звезды управляют судьбой людей и государств. Иногда их предсказания сбывались – люди ведь внушаемы

Это имя на небосклоне науки ХХ в. блистает звездой первой величины. Не той, что занесена в толстые академические тома, а живой, трепетной, которая будет светить независимо от официального научного "рейтинга". Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) стал Коперником ХХ в., ликвидировав геоцентризм в его последнем прибежище. Земля не только обращается вокруг Солнца – все живое на нашей планете пульсирует в ритмах солнцедеятельности, – установил он. Всю жизнь он смотрел на Солнце, а Оно смотрело через него на современников.

Судьбу Чижевского легкой не назовешь. Вокруг его жизни сплетено множество небылиц, хотя в ней есть действительно загадочные страницы. Говорили, например, что большевики ненавидели и боялись его и потому-де упрятали в лагеря. На самом деле арестовали его во время войны в эвакуации по банальному бытовому доносу. Как он сам рассказывал, следователи НКВД, сочувствуя ему, постарались сделать все, чтобы он получил минимальный срок – 8 лет. В шарашке и лагерях, где он отбывал, находились начальники, позволявшие ему вести исследовательскую работу. Грязью в печати его действительно поливали всю жизнь, но частенько это делали не партийные идеологи, а коллеги-ученые.

Биография А.Л. Чижевского

Родился А. Л. Чижевский 26 января (7 февраля) 1897 года в посаде Цехановец Вельского уезда Гродненской губернии, где в то время была расквартирована одна из батарей 4-й артиллерийской бригады, в которой служил его отец.

В ранние годы жизни Александр вместе с отцом, бабушкой и Ольгой Васильевной провел несколько лет в местах квартирования артиллерийских частей, в которых служил его отец. Это были небольшие польские города – Замбров, Белы (первые три года он учился в Бельской мужской гимназии), крепость Зегрж под Варшавой, несколько месяцев жили в Серпухове под Москвой и даже в Париже.

В 1913 году Леонид Васильевич получил назначение в артиллерийский дивизион, размещенный в Калуге, и вместе с сестрой и сыном (бабушка умерла в 1910 году) переехал в этот старинный русский город. Здесь, на углу улиц Ивановской и Васильевской (ныне ул. Московская, 62), им был приобретен двухэтажный каменный дом с мезонином, в котором сразу же устроили для Александра физико-химическую лабораторию. Дом сохранился до наших дней.

Калуга в жизни и разнообразной творческой деятельности А. Л. Чижевского занимает особое место. Здесь произошло и становление его как ученого, и знакомство с К. Э. Циолковским, которое имело для Чижевского судьбоносное значение.

Мысли К. Э. Циолковского были созвучны идеям молодого Чижевского. Уже с 1914 года он начал разрабатывать вопрос о влиянии солнечной активности на биологические и социальные процессы, а чуть позже стал исследовать влияние искусственно ионизированного воздуха на животные организмы и человека. И для него было дорого внимательное отношение Циолковского к его поискам и исследованиям.

Окончив в Калуге 6-й и 7-й классы частного реального училища Ф. М. Шахмагонова, Чижевский в 1915 году поступает действительным слушателем в Московский коммерческий институт, а через несколько месяцев в том же году подает прошение о зачислении его вольнослушателем в Московский археологический институт. В одном он изучает физико-математические науки и статистику, в другом – гуманитарные науки и археографию.

Но как бы ни был увлечен молодой Чижевский науками, в 1916 году он добровольцем отправляется на Галицийский фронт. Глубоко любящий Россию, переживающий ее горе и радости, он был русским всем своим существом и не мог оставаться в стороне, когда шла война. В третьей артиллерийской бригаде, которой командовал его отец, он был разведчиком, бомбардиром в минометном расчете. За храбрость в боях был награжден солдатским Георгиевским крестом. Однако воевал недолго, так как был отправлен домой на лечение.

В 1917 году Чижевский оканчивает археологический институт и защищает диссертацию на тему "Русская лирика XVIII века", после чего его, как подающего надежды в науке, оставляют при институте для подготовки докторской диссертации.

В конце 1917 года он защищает еще одну диссертацию на тему "Эволюция физико-математических наук в древнем мире". И сразу же приступает к подготовке докторской диссертации, содержание которой составили материалы по изучению им солнечно-земных связей.

Еще в 1915 году он увлекся исследованиями солнечных пятен и обнаружил синхронность между максимальным количеством пятен, проходящих через центральный меридиан Солнца, и военными действиями на фронтах первой мировой войны, за которыми следил с большим вниманием. Подметив эту взаимосвязь, Александр ищет подтверждения у древних летописцев, хроникеров, зная, что они записывали подробно все происходящее на Земле и на небе, сопоставляя земные явления с необычайными явлениями на небе, например с солнечными затмениями.

Уже в мае 1918 года он защищает в Московском университете докторскую диссертацию. Тема ее: "О периодичности всемирно-исторического процесса".

Смысл концепции А. Л. Чижевского сводился к следующему. Циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается в динамике исторических событий: войн, восстаний, революций, политико-экономических кризов и т. д. Ему удалось, используя огромный материал, установить циклы и ритмы взаимодействия космоса и исторического процесса на Земле.

Оппонентами Чижевского на защите диссертации были известные историки – профессора С. Ф. Платонов и Н. И. Кареев. "...тема диссертации была сенсационной, – вспоминал Александр Леонидович, – но мало кто в те холодные и голодные месяцы думал о науке, и поэтому публики совсем не было. Защита свелась к чисто формальному чтению выводов. Оппоненты прислали свои письменные отзывы, и члены комиссии подписали протокол".

В 1924 году Чижевскому удается издать в Калуге извлечение из докторской диссертации под названием "Физические факторы исторического процесса". Издание такой работы в те годы требовало определенного мужества. Чижевский понимал, что публикация вызовет критику, ибо его теория не согласовывалась с официальной концепцией исторического процесса. И критика действительно последовала. "Сразу ушаты помоев были вылиты на мою голову, – вспоминал он. – Были опубликованы статьи, направленные против моих работ. Я получил кличку "солнцепоклонника" – ну, это куда еще ни шло, но и "мракобеса".

В 1920 году Чижевский приглашается знаменитым шведским ученым Сванте Аррениусом для совместной работы в Стокгольм. Но поездка перед самым отъездом была отменена по не зависящим от Чижевского обстоятельствам. Продолжая свои исследования в домашней лаборатории, слушание лекций в МГУ (в 1915–1919 гг. он учится на физико-математическом факультете, а в 1919–1922 гг. – на медицинском факультете Московского университета), А. Л. Чижевский одновременно является Председателем Калужского отделения Всероссийского союза поэтов.

На рубеже двух исторических эпох (1917–1918 гг.) Чижевский много размышлял о месте и роли искусства, и в частности поэзии, в жизни общества. Результатом его размышлений стал своеобразный эстетический трактат "Академия поэзии". В нем содержится небывалый проект академии, в которой "поэты... объединяются для общего плодотворного труда", а все желающие смогут получить "академическое" образование по грандиозной программе, насчитывающей 60 предметов. Среди них физика, химия, геология, биология, космография, философия и многое другое.

Все аспекты влияния космоса, и в частности Солнца, на Землю и человечество отражены Чижевским в стихотворении "Галилей". Анализируя эти стихотворения Чижевского, А. Н. Толстой писал: "Я не буду касаться других Ваших более чем удивительных по содержанию и виртуозному исполнению стихотворений... Их оценка может быть дана только в будущем".

Глубокие философские размышления, новое мировосприятие позволили Чижевскому проникновенно и верно запечатлеть природу не только в стихах, но и в живописных творениях.

Работам Чижевского в области аэроионизации и гелиобиологии придают большое значение за рубежом. В 20–30-е годы он избирается почетным и действительным членом более 30 академий, институтов, научных обществ Европы, Америки, Азии.

Патент на его изобретение аэроионизатора пытаются купить англичане. Американцы приглашают Чижевского на 8 месяцев для совместной работы в Саранакской лаборатории по лечению туберкулеза и для чтения лекций в университетах США. Конечно, Александр Леонидович мечтает о такой поездке, ведь там ему придется поработать совместно с выдающимися учеными Америки, с которыми он состоял в переписке, они ждут его. Но в очередной раз в поездке за границу ему отказывают.

В эти годы его заслуги в науке получают признание и в СССР. В 1931 году вышло "Постановление Совнаркома СССР о работе проф. А. Л. Чижевского", его награждают премией Совнаркома СССР и Наркомзема СССР. Одновременно с постановлением учреждается Центральная научно-исследовательская лаборатория ионификации (ЦНИЛИ) с целым рядом филиалов и опытных станций. Директором ее назначается А. Л. Чижевский.

Успехи лаборатории были отражены в четырех томах "Трудов ЦНИЛИ", из которых два (I и III) увидели свет, а два других (II и IV), бывших уже в наборе, по указанию свыше были рассыпаны. Несмотря на то, что исследования подтвердили благотворное действие аэроионов отрицательного знака на животных и растения, в 1936 году она была закрыта.

Только в 1938 году А. Л. Чижевский вновь приглашается на работу в качестве научного руководителя по аэроионификации Дворца Советов. А в сентябре 1939 года в Нью-Йорке состоялся I Международный конгресс по биологической физике и космической биологии, на котором Чижевский избирается Почетным президентом. Он вновь приглашается в Америку, но и на этот раз в поездке за рубеж ему отказывают.

Летом 1941 года Чижевский со своей семьей уезжает в дом отдыха Щелыково. Там и застала его война. Надежды на скорое окончание войны и разгром фашистов не оправдались. Война затягивалась, враг подошел к Москве. Семья Чижевского вместе с артистами Малого театра, с которыми Александр Леонидович дружил и вместе отдыхал, поздней осенью 1941 года эвакуировалась в Челябинск, где над ним снова сгущаются тучи.

На этот раз доносы о его неблагонадежности: "восхваление гитлеровской армии и критические высказывания в адрес научного и политического руководства СССР". 21 января 1942 года Чижевский был арестован, осужден на 8 лет, которые вначале отбывал в Ивдельлаге Свердловской области, а с 1945 года – в Карлаге, в степях Казахстана.

После освобождения еще 8 лет находился в ссылке в Караганде. Полностью реабилитирован был только в 1962 году.

Здоровье А. Л. Чижевского с каждым днем становится хуже, последние два года жизни он не работает официально, но ежедневно пишет по 25 страниц, такую норму он определил себе сам. Зная о неизлечимой болезни, спешит написать воспоминания о прадеде Никите Васильевиче Чижевском, прожившем 111 лет, пережившем пять царствований, участвовавшем более чем в ста сражениях, имевшем все ордена, какие полагались по его чинам; а главное – о своем старшем друге и учителе К. Э. Циолковском; приводит в порядок свой научный архив. Помогает ему в этих делах его верный друг и жена Нина Вадимовна. Впервые эти воспоминания, подготовленные Н. В. Чижевской, в сокращенном варианте вышли под заголовком "Вся жизнь" в 1974 году, и только в 1995 году они увидели свет в полном объеме под названием "На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским".

В 1964 году 20 декабря в 8 часов утра А. Л. Чижевского не стало. Похоронен он на Пятницком кладбище в Москве.

Идеи в концепции космизма А.Л. Чижевского

Системные представления в отечественной науке, в том числе философии, с уверенностью можно отнести к области научной эвристики. Отчасти это можно объяснить устойчивым интересом философов и науковедов к опыту, накопленныму зарубежной наукой в области теории систем и синергетики. Между тем философское наследие российских естествоиспытателей не изучено под данным углом зрения.

На этом фоне особое значение приобретает анализ системных идей в концепции А.Л.Чижевского, изложенной в его работе "Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы". Ее отличает методологическая направленность, и в этом ее основная ценность, кроме того, она представляет собой попытку проникнуть в суть и способ всеобщего разумного творения природы, Космоса и человека.

Как мыслителя его особенно интересовали относимые им "к вопросам величайшей важности" следующие проблемы: "... удастся ли нам когда-нибудь познать природу как она есть, а не как нам кажется, хаос или гармония управляют всем происходящим в мире; однородно или многоразлично вещество, создающее видимый мир, и что оно представляет из себя; смертна или бессмертна органическая жизнь, случайна или вездесущна она; смертен или бессмертен мир; конечно или бесконечно пространство". Вся совокупность поставленных проблем, размышление об этих взаимно-противоположных крайностях природы с необходимостью предполагает системный подход, открывающий перспективы оптимального и гармонического синтеза идей и гипотез о строении Вселенной и организации мироздания.

Работа состоит из введения, четырех глав ("Значение образа в открытии естественнонаучных законов", "Ритм как явление космического порядка. Гармония во времени", "Обмен как фактор прогресса", "Гармония неорганического мира. Гармония в пространстве. Мир неорганический") и заключения. А.Л.Чижевский признает, что его исследование не дает исчерпывающих ответов на поставленные проблемы, а лишь намечает некоторые принципы, объединенные одною общею целью осмысления и теоретико-физического обоснования единства природы. С точки зрения А.Л.Чижевского, "важно установить принцип гармонической и хаотической организации первопричины всех причин, начала всех начал, созидающего закона всех последующих законов".

Проблема единства и целостности мира, по существу, – это проблема его системности в целом. Единство мира А.Л. Чижевский понимал как его единообразие: "Вселенная, которой управляет один-единственный закон, части которого мы познаем с таким трудом, не может быть разнородна и не одинакова на всем своем великом протяжении". Принцип единообразия в контексте своего "энергетического космизма" ученый обосновывал следующим образом: "материальный мир есть арена последовательных, а потому и закономерных комбинаций единого субстрата – электрона". Взгляды А.Л.Чижевского на единый природный субстрат могут показаться "типично редукционистскими". Думается, что современные системные представления позволяют дать более расширенное толкование принципа единообразия как проявления "чего-то более общего, обладающего определенными закономерностями, которые и прокладывают себе дорогу через внешние проявления материальных процессов". В.Д.Могилевский полагает, что в основе системы должен лежать некий материальный продукт. Подобная точка зрения подтверждается в другом исследовании, где отмечается необходимость при определении критерия качества системы "первенство отдавать и элементам. Элементы определяют характер связи внутри системы". Безусловно, приведенные высказывания не отрицают основного качества системности – несводимости свойств целого к свойствам его элементов, но "в то же время целостность и единство мира сохраняется в природе благодаря монизму Космоса при доминирующем влиянии его структуры".

Рассуждая о единстве Космоса, А.Л.Чижевский отмечал, что оно полностью обусловлено общностью происхождения всех вещей и явлений. "Если мы попытаемся, – пишет он, – всю непосредственно воспринимаемую природу разложить на ее составные элементы, то с полной убедительностью, не допускающей сомнения, мы заметим в ней два самых общих, взаимно-присущих друг другу свойства: во-первых, материя, а во-вторых, движение". Поскольку материя представляет нечто единое и однородное, то и ее элементарная основа должна обладать неким единым и всеобщим качеством. А.Л.Чижевский настаивал на "атомно-электронном" мировоззрении, указывая в структуре мира на роль такой элементарной частицы, как электрон. Нисходя в глубину материи, мы познаем единое начало, единую основу всего сущего – единство материи – электрон. При этом дифференциация материи на ее составные элементы не означает разрыв целого. Поскольку материальная сущность проявляется во всех без исключения явлениях природы, то между ними сохраняется единство и непрерывная органическая связь, выражающаяся в "особой комбинации электронов, принадлежащих одновременно одному и другому атому, одной и другой молекуле".

Но всеобщая связь вытекает не только из структуры материи, она порождена также присущими миру наиболее общими закономерностями, которые действуют и проявляются как в неживой природе, так и в органической жизни. Принципом единства различных составных частей материального мира является для А.Л. Чижевского мировая гармония, устанавливающая преемственность и периодичность ряда зависящих от нее явлений. "Как у нас на Земле, так и на расстоянии миллиардов световых лет – властвует та же закономерность, та же целесообразность и гармония". Философ стремился осмыслить гармонию внутренней организации и структуры Космоса. Он считал, что наука "колеблется между двумя противоположными воззрениями на мир, как нечто целое, нераздельное и всеобщее. Хаос или гармония царствуют в мире – вот вопрос, который требует определенного ответа". Путь, избранный А.Л. Чижевским состоял в углубленном анализе проблем глобального эволюционизма на основе пронизывающего всю его концепцию Космоса принципа причинности.

Анализируя понимание А.Л. Чижевским принципа причинности в контексте современной научно-философской мысли, убеждаемся, что этому принципу он давал системную интерпретацию. Согласно обычному пониманию принципа причинности одно явление (причина) при определенных условиях способно порождать другое (следствие). От связей изучаемых явлений с остальными, а тем более с Космосом в целом, при этом отвлекаются, если же причина и следствие рассматриваются в контексте мирового целого, детерминизм как бы растворяется в образе всеобщего взаимодействия.

Специфика исследований А.Л.Чижевского состояла именно в том, что он решал комплексную проблему взаимодействия множества космических и земных факторов, в которой переплетаются "бесконечно большое число причин, совокупностью коих определяются разнообразные части явления". Поэтому идею хаоса А.Л.Чижевский рассматривал как итог действия исторически складывающихся факторов и комплекса всех местных и сопричастных их проявлению обстоятельств. Исследователь обычно принимает во внимание только некоторые из них, пренебрегая другими. Отсюда и возникают образы хаоса. Но если переходить от одного звена к другому в общей цепи явлений, то "усмотрим в них преемственную последовательность и закономерность, а следовательно, и известную гармонию" (там же). Поэтому с точки зрения Чижевского тенденция к гармоничности и упорядоченности носит доминирующий характер в развитии Космоса.

В работе А.Л.Чижевского делается попытка изложить целостную картину развития Космоса. "Очевидно, вселенная или ее отдельные части – звездные миры – подвержены тому же космическому принципу, который мы наблюдаем в царстве органической и неорганической материи. Человек, животные и растения рождаются, живут и умирают; металлы, минералы и прочие неорганические вещества созидаются, живут и разрушаются или диссоциируют. То же самое совершается и со звездными системами: они созидаются, живут и погибают. Каждая индивидуальность, будь то микроорганизм или планета, должна погибнуть, чтобы уступить место новой, и эта последняя опять повторяет весь цикл развития предыдущей, чтобы впоследствии дать место новой и т.д. до бесконечности".

Принцип эволюции был высказан А.Л.Чижевским в форме, которая, по сути, предвосхищает современную концепцию глобального эволюционизма. Философ склоняется к признанию генетической природы развития любых объектов Вселенной и генетического характера самого процесса развития. Он пишет: "Бессмертие материи <....>, а также бессмертие протоплазмы неминуемо вносит в последующие циклы развития Вселенной некоторые свои наследственные особенности. И возможно, что именно это наследство и есть та космическая эволюция, которая смутно угадывается нами". В качестве единого формообразующего принципа, организующего Космос на уровне микро- и макромира, выступает "непрерывно царствующий ритм". По мере проникновения в конкретные процессы развития неизбежно обнаруживаются всеобщие принципы, присущие мирозданию в целом. Таким принципом А.Л.Чижевский считает принцип всеобщего кругообращения -principium universale circulation, т.е. такого начала, в котором действуют причинность, повторяемость, правильное чередование взаимодействия явлении и процессов общих стадий эволюции. Идея А.Л.Чижевского о ритмах космической эволюции, о вечном возрождении Вселенной, представляет собой продукт и результат проявления глубинных сил и тенденций, заключенных в самом основании Космоса, в его целостности.

Таким образом, разработанные А.Л.Чижевским системные представления о единстве и целостности Космоса, о хаосе, ритмах, гармонии как формах проявления организованности мира, об общих закономерностях развития объектов, среди которых важнейшим является принцип вечного круговорота, вносят определенный вклад в концептуальное построение картины Космоса и познание закономерности развития единого и целостного мира как наиболее важной проблемы современности.

Система мироздания согласно представлениям Чижевского

Система мироздания, согласно представлению Чижевского, включает в себя следующие сферы: Космос, Солнечную систему, Землю, Психосферу. Следовательно, в нее входят единицы разного уровня сложности и качества.

1. Космос – в целом мироздание. Философ поднял вопрос о взаимосвязи всех звездных систем Вселенной посредством лучистой и иных энергий. Ввиду недостаточности научных данных эта проблематика была разработана слабо. Тем не менее, Чижевский выдвинул гипотезу о некотором (ввиду огромных расстояний) воздействии гравитации, проникающей радиации, верхней радиации и лучистой энергии, исходящей от звезд и туманностей, на Солнечную систему.

2. Солнечная система состоит из Солнца, как ядра целокупности, планет и иных небесных тел, связанных гравитацией. Солнечная энергия определяет основополагающие процессы как в системе в целом, так и в ее частях. Космос своими видами энергии, а планеты гравитацией действуют на "интенсивность солнцедеятельности". Следовательно, делает вывод русский космист, "периодическая деятельность Солнца не является процессом вполне самостоятельным".

3. Земля представляет собой систему, включающую ряд относительно независимых подсистем – Атмосферу, Гидросферу, Литосферу, из которых выросла Биосфера, а также Психосферу (человечество), являющуюся частью последней. Все эти подсистемы имманентны друг другу, кроме Психосферы, живущей по собственным, социально-экономическим законам. Земля испытывает влияние Космоса (радиация), элементов Солнечной системы (гравитация) и Солнца (Z-излучение). Солнечный фактор основополагающий. Атмосфера и Биосфера, воздействуют на Психосферу, и тем самым способствуют работе в ней "солнечных агентов" (различных типов солнечного излучения). Эти факторы определяют повышение степени нервно-психической возбудимости у людей.

4. Психосфера включает в себя такие главные подсистемы как сообщества (общества) и массы, элементами которых являются "отдельные индивидуумы".

Индивид наделен природой, или изначально соприсущей ему внутренней энергией, раскрывающейся под действием биокосмических и социальных факторов. Человек способен, в определенной мере, адаптироваться к внешним "физико-химическим влияниям". Однако, чем они сильней и ритмичней, тем значительней изменения внутреннего состояния субъекта. Эти реакции организма, трансформируясь "нервно-мозговым аппаратом", определяют поведение личности. В результате резких изменений во внешней среде умственная и высшая психическая деятельность человека может затормаживаться, а психомоторная – разтормаживаться, вследствие чего, над рассудочным поведением вверх берут инстинктивные реакции.

"Индивидуальный человек не свободен" от "биокосмических влияний", постоянно способствующих медленному или скачкообразному нарастанию в нем "нервно психической энергии" преобразующейся в энергию действия. Чем менее "отдельный индивид" социабилен (например, дети и умалишенные), тем сильней его восприимчивость и зависимость.

На уровне социальности действиями индивида руководят уже не столько факторы внешней среды, сколько сложившиеся внутри общества социально-экономические отношения. Благодаря "наличию в сообществах политико-экономического фактора" люди объединяются в массы (коллективы), то есть "большинство отдельных индивидуумов". При отсутствии социальных раздражителей большинство составляет "дифференцированную массу". Массы противостоят правительству, являющемуся в рамках государства меньшинством.

Социальные условия (например, войны и революции) могут способствовать повышению восприимчивости индивидов к биокосмическим раздражителям. При наличии социально-экономических предпосылок энергия масс может выливаться в широкие народные движения, а в случае их отсутствия – в "индивидуальные поступки", часто алогичные и антисоциальные.

Действия индивида во многом определяются его взаимоотношениями с другими членами отдельной массы. Нервно-психическая энергия внутри массы кумулируется. В результате складываются благоприятные условия для восприятия биокосмических раздражителей, что может дать толчок массовому движению. По мнению Чижевского "момент созидающий историю" то есть "гелиотараксис" наступает, "…когда человеческие массы из статического состояния переходят в динамическое, то есть когда начинается динамическая реакция коллектива на общую сумму внешних и внутренних (физико-химических и социально-экономических) раздражителей".

Однако масса может и противостоять влиянию биокосмических раздражителей, порождать отклонения в навязанное внешними факторами возбуждение. "...По мере культурного роста человечества, – утверждал мыслитель, – влияние социального фактора сказывается все заметней, в особенности на действия коллективов... ограниченных территориально"

Можно согласиться с выводом Голованова Л.В., что в воззрении русского космиста "…субъект исторического творчества реализующий своей жизнедеятельностью объективные законы социальной формы движения материи, наделен сознанием и волей: познав эти законы он способен в соответствии с ними корректировать как собственное поведение, так и меру осуществления этих законов и направление их действия".

Итак, социальный фактор в системе мира по Чижевскому А.Л. тесно взаимосвязан с биокосмическими и, даже, противодействует им, пропорционально уменьшению формы социальности, а так же повышению ее организованности и культуры.

Выводы

Неслучайно Международный конгресс биофизиков в Нью-Йорке в 1939 г. выдвинул А.Л.Чижевского кандидатом на Нобелевскую премию и назвал его "Леонардо да Винчи XX века".

Путь А.Л. Чижевского в науке не был легким. Его научные идеи опережали время на многие годы, и это приводило к несправедливым обвинениям, гонениям, а затем и к репрессиям. Как следствие – 8 лет сталинских лагерей, ссылка, забвение в научной среде, но при этом никогда Чижевский не допускал даже мысли о том, чтобы покинуть Россию или продать патенты своих открытий в другие страны, хотя таких предложений было немало. Все его изобретения навсегда остались достоянием русского народа.

Глобальная особенность наступающей новой эпохи, в которую вступает человечество – это переход к новому космическому мировоззрению. Известно, что человечество в своей истории прошло через три вида мышления, каждый из которых имел свою эпоху и культуру. Мифологический, религиозный и, наконец, научный вид мышления, который соответствует нынешнему периоду развития человечества. На подходе четвертый – космический вид мышления.

Формирование его началось на рубеже XIX и XX веков. Именно тогда в России возникло такое явление как русский космизм – представление о единстве человека и Космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях. Это мировоззрение проявилось в оригинальных разработках философов – Н.Федорова, В.Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского, Е.Блаватской; в трудах передовых ученых – К.Циолковского, В.Вернадского, А.Чижевского; в провидческом творчестве художников, музыкантов, поэтов Серебряного века – М.Чюрлениса, Н.Рериха, А.Скрябина, А.Блока, М.Волошина и других. А.Л.Чижевского справедливо относят к русским ученым-космистам. Своими трудами он внес значительный вклад в становление нового космического мировоззрения. Его гипотеза о влиянии солнечной активности на ход всемирно-исторического процесса, казавшаяся в то время безумной, заложила первые кирпичи в фундамент энергетического мировоззрения XX века.

Большое значение для человечества имеют исследования Чижевского по аэроионизации, которые принесли ему мировую известность. Они со всей наглядностью показали, что отрицательно ионизированный воздух умножает жизненные силы организма и может служить эффективным лечебным средством. А.Л.Чижевский изобрел аэроионизатор, известный сегодня всему миру как "Люстра Чижевского", который приближает затхлый воздух помещений по своим качествам к воздуху гор и хвойных лесов. К сожалению, масштабный план аэроионификации всей страны, разработанный А.Л.Чижевским, не был поддержан в XX веке. Хотелось бы надеяться, что он найдет свое место в повестке дня XXI столетия.

Литература

1. Александров И. А. Космический феномен человека: человек в антропном мире. М.: Профи 1999.

2. Александров И.А. Космология России. М.: Проспект 1996.

3. Алексей Манакин, Людмила ЭнгельгардтА. Л. Чижевский – Леонардо да Винчи XX века // Журнал Наш современник N11, 2002

4. Казютинский В.В. А.Л.Чижевский как мыслитель // Духовное созерцание. 1997. № 1-2.

5. Проблемы системности в истории отечественной науки и философии. М.: ИНИОН, 1994.

6. Системность – способ организации бытийствования объектов во Вселенной. Ставрополь, 1998.

7. Чижевский А.Л. Земля в объятьях Солнца. В кн.: Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., Мысль 1999

8. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Система Космоса. Проблемы // Духовное созерцание. 1997. № 1-2.

9. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Система Космоса. Проблемы // Духовное созерцание. 1997. № 1

10. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Система Космоса. Проблемы // Духовное созерцание. 1997. № 4

11. Захаров М.Л Архитектоника мира по А.Л. Чижевскому // http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/50ntk/section7/section7_6.html