Центральный банк, его инструменты и регулирующие функции

Центральный банк, его инструменты и регулирующие функции.

Статьи по теме
Искать по теме

Функции центральных банков

Как известно, традиционно центральный банк государства выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор. За центральным банком законодательно "закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег".

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем ставка рыночная, и потому вполне естественно, что банки обращаются за поддержкой к Центробанку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств.

Как правило, Центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном государственном банке, и с этого же счета покрываются правительственные расходы.

Первой и основной обычной функцией любого банка является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. Однако при этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции.

Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. И собранные денежные ресурсы используются им, в сущности, не на свои, а на чужие потребности, сам же банк только получает соответствующее вознаграждение за свою деятельность, которую можно в определенном смысле считать деятельностью посреднической.

Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора, иными словами, у клиентов банка. Аккумуляция средств становится, таким образом, одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение – лицензия.

Вторая функция банка – функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов; Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Третья функция банка – посредническая функция. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения.

Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это нельзя назвать примитивной посреднической деятельностью.

Банк может понемногу аккумулировать временно свободные денежные средства многих клиентов, взятые в небольших размерах, и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту.

Помимо этого, банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Кроме того, он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и/или в другие регионы.

Являясь центром экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого становится, правильнее сказать, функцией трансформации ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента.

Названные нами функции центрального банка создают вполне реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

Центральный Банк России, как и в любой стране, очень тесно связан с государством. Достаточно сказать, например, что в качестве банкира правительства ЦБР выступает его кассиром и кредитором, именно в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств.

Центральный Банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в ЦБР, и именно с этого счета покрываются правительственные расходы.

Для обеспечения стабильности банковской системы в целом ЦБ РФ создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций. Данные отчисления осуществляются на условиях и в порядке, которые определяет Банк России.

Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В случае такого вмешательства, Банк России должен проинформировать об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Распространение принципов рыночного либерализма привело к усилению роли денежно-кредитной политики и повышению ее значения в системе регулирования экономики.

Но именно это повлекло за собой усиление позиций центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования. Круг вопросов, непосредственно связанных с деятельностью Центрального банка, широк и многообразен, а проводимая им политика оказывает серьезное воздействие на экономическое развитие страны. Вместе с тем, процесс осуществления ЦБР своих функций неразрывно связан с организацией и осуществлением учета движения денежных средств, ценностей, требований и обязательств.

И упомянутые здесь тесные связи с государством отнюдь не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБР. Разве что оно, как недавно в России, попытается принять законы, дающие ему право на это влияние.

Существенная степень независимости ЦБР является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства.

Но в то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, ведь хорошо известно, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому ЦБР в определенной степени сочетает черты банка и государственного органа.

Центральный банк России и его место в банковской системе РФ

Центральный банк РФ – это банк, возглавляющий кредитную систему страны. Он имеет монопольное право эмиссии банкнот и осуществляет кредитно-денежную политику в интересах отечественной экономики. Местонахождение центральных органов ЦБ РФ – г. Москва.

Ныне существующая банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Банковская система России, как известно, является двухуровневой: ее первый уровень и есть Центральный банк РФ, называемый также -- Банк России.

Второй уровень банковской системы составляют нижеперечисленные субъекты:

- филиалы и представительства иностранных банков;

- кредитные организации;

- банковские и небанковские кредитные организации

- коммерческие банки;

- брокерские и дилерские фирмы;

- инвестиционные и финансовые компании;

- пенсионные фонды;

- кредитные союзы;

-кассы взаимопомощи, ломбарды, благотворительные фонды;

-лизинговые и страховые компании.

Банк России, согласно закону, является юридическим лицом, а также имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Деятельность Центрального банка РФ регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Защита и обеспечение устойчивости рубля – вот основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Банк России не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов (банков) и иных кредитных организаций непосредственно, но он принимает необходимые меры по защите интересов их вкладчиков.

Для обеспечения стабильности банковской системы в целом ЦБ РФ создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций. Данные отчисления осуществляются на условиях и в порядке, которые определяет Банк России.

Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Он, как и любое юридическое лицо, имеет право быть стороной в судебном процессе, а также обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В суде общей юрисдикции и в арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Таким образом, следует отметить, что Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой – юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Банк России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о федеральном бюджете, следующим субъектам:

- российским кредитным организациям;

- иностранным кредитным организациям;

- Правительству РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Цели деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы можно сформулировать следующим образом:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

В соответствии с указанными выше целями, поставленными перед Центральным банком РФ, он должен решать основные задачи, которыми являются следующие:

- активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;

- всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране и обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

- сокращение бюджетного дефицита, поддержание стабильного денежного обращения;

-обеспечение государственного фонда валютных резервов;

-максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что исходя из поставленных целей и задач, Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

-монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение и устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации

-является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, а также организаций. занимающихся аудитом;

-регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

-осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

-определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

-участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России:

Для реализации названных функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Центробанк РФ выполняет, помимо прочего, и функцию "банка банков" и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Такие функции как надзорные и регулирующие Банк России осуществляет непосредственно, либо через создаваемый при нем орган банковского надзора.

Само регулирование деятельности кредитных организаций, а также надзор за ними ЦБ РФ осуществляет по следующим направлениям:

- регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

-открытие корреспондентских счетов, депонирование на специальных счетах обязательных резервов кредитных организаций, а также принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

- управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг;

-кредитование кредитных организаций:

В целях воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки путем представления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. В его компетенцию входит также:

- установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

- регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

- надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.

Банк России в соответствии-с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами. Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Однако Банк России не имеет права:

- осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами. Исключение здесь составляют случаи, предусмотренные в ст. 47 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ";

- приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 вышеназванного Федерального закона;

- осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

-заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" пролонгировать предоставленные кредиты.

Исключение может быть сделано только по решению Совета директоров. Согласно тому же закону, Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской. Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно федеральному закону "О Центробанке России" этот банк может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.

Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов "О центральном банке РФ" и "О банках и банковской деятельности". А в 1995 и 1996 гг. соответственно, эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции.

Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти.

В названном Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, а также развит принцип независимости ЦБ РФ, то есть, четко и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ, в реализацию его функций. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти.

Правда, в последнее время атмосфера вокруг Банка России стала накаляться. Критику надзорной политики ЦБ высказали депутаты Госдумы, в кремлевских кулуарах заговорили о переменах в его руководстве. Министр финансов и председатель Национального банковского совета А. Кудрин сказал, что не возражает против проверки Центробанка Счетной палатой, давно желающей изучить качество управления резервами.

Качество управления в ЦБ беспокоит сегодня и ведущих финансистов, и министерство финансов.

Ведь еще 21 апреля 2006 года председатель правительства подписал постановление "О порядке управления средствами Стабфонда РФ", в котором средства Стабфонда были доверены в управление ЦБ, а инвестировать их разрешалось в доллары, евро, фунты стерлингов и долговые обязательства иностранных государств.

Тем нее менее, доходность от размещения средств отечественного Стабилизационного фонда в долларовых активах сегодня оказалась близка к нулю. Таким образом, качество управления Центробанка сегодня вызывает много вопросов.

В 2005 году, в ходе весенней сессии Госдума РФ уже рассматривала законопроект, принятие которого позволило бы российскому правительству контролировать эмиссию краткосрочных обязательств Банка России.

Этот законопроект мог стать началом экспансии государства в неприкосновенные доселе владения Центробанка, хотя некотрые специалисты считают эту инициативу правительства чисто экономической мерой.

Стоит отметить, что, по сути, в случае принятия подобного закона государство на юридической основе позволило бы самому себе в большей или меньшей степени контролировать одну из функций Центробанка. А такая ситуация противоречит правовому статусу Банка России.

Ведь, как обозначено в законе "О Центробанке РФ", "ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения".

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией России и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ЦБ при этом осуществляет независимо от федеральных и региональных госорганов. Правда, сейчас правительство в какой-то мере может контролировать выпуска облигаций Центробанка, однако напрямую в его деятельность оно не вмешивалось уже давно.

Но помимо этого, следует отметить, что реализуя свои функции сегодня, Центральный банк идет навстречу банкирам, давая широкий спектр возможностей и исключений при необходимости из общих правил и подходов, когда они ведут к ускорению и укреплению процесса слияния и присоединения банков.

Например, уже несколько лет как выпущен набор рекомендаций для добросовестных банкиров по распознаванию разного рода мошеннических схем, рекомендации по лучшему выстраиванию систем внутреннего контроля и выполнению принципа "знай своего клиента", а также принципа "знай клиента своего клиента", чтобы банкиры могли сами применять эти рекомендации в повседневной практике и не попадать в тяжелые ситуации, навязанные извне недобросовестными участниками делового оборота.

Основные инструменты деятельности ЦБ РФ

Денежно-кредитная политика России направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, на повышение уровня экономики страны. А основным проводником этой политики является ЦБ.

Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции, что особенно ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Итак, одной из основных функций ЦБР, по сути, является регулирование финансовой деятельности и банковских отношений в стране. К основным инструментам такого рода относятся:

- процентная ставка по операциям ЦБР – официальная учетная ставка, по которой ЦБР готов учитывать векселя, предоставлять кредиты другим банкам, т.е. ЦБР выполняет функцию кредитора последней инстанции. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (золото, драгоценные металлы, валюта, ценные государственные бумаги, векселя, гарантии и поручительства).

- регулирующие кредиты ЦБР, которые размещаются в банках с целью поддержания ликвидности. С этой целью ЦБР проводит аукцион, на который допускаются коммерческие банки:

1) действующие на финансовом рынке более одного года;

2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР;

3) соблюдающие все нормативы;

4) выполняющие резервные требования.

- нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых ЦБР. Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБР (нормы обязательного резервирования на 20.02.98 г. по счетам на срок до 30 дней – 14%, до 90 дней – 10%, свыше 90 дней – 8%, по валютным вкладам – 8%).

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно только в объеме пяти пунктов единовременно.

В настоящее время расчет отчислений в обязательные резервы производится по среднеарифметической формуле, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков по привлеченным средствам на отчетный период (на каждое 15 и 30 число месяца).

-операции на открытом рынке – операции ЦБР по купле-продаже ценных бумаг.

-формирование общих внутренних нормативов для кредитных учреждений.

-участие в деятельности международных банковских организаций.

- принятие решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществление контроля над объемом денежной массы.

- организация налично-денежного обращения.

Официальные отношения между рублем и драгоценными металлами не устанавливаются. Банкноты и монеты являются безусловным средством расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также обеспечиваются всеми активами ЦБР.

При этом банкноты и монеты согласно закону не могут быть объявлены недействительными без предупреждения о сроке их обмена, а этот срок не может быть менее пяти лет.

Кроме этого, ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.

К инструментам, позволяющим обеспечивать функции ЦБР, можно причислить также количественное и качественное стимулирование, или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий при полном объеме кредита процентов и сроков кредитования. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством или ЦБР инвестиционную программу развития отрасли или конкретной территории.

Помимо этого ЦРБ осуществляет еще и управление ресурсами коммерческих банков можно условно подразделить на два уровня – уровень государства и уровень самого на величину их пассивов.

При этом немалое значение имеет процентная политика, проводимая Центробанком Российской Федерации при межбанковском кредитовании. Ведь установленная Центробанком Российской Федерации официальная учетная ставка выступает фактором регулирования спроса на межбанковский кредит.

Минимальный размер уставного фонда не только прямо, но и косвенно влияет на величину собственного капитала коммерческого банка, поскольку образование других его фондов взаимосвязано с уставным фондом. Так, от величины уставного фонда зависят размер и порядок формирования резервного фонда, образуемого за счет отчислений от прибыли.

Однако не исключаются возможность размещения ресурсов среди одного или нескольких заемщиков, а также случаи неплатежей одним или несколькими заемщиками. Избежать этого позволяют устанавливаемые Центробанком РФ ограничения по выдаче кредитов одному заемщику.

Указанные инструменты Центробанка РФ в той же сфере регулирования ресурсов коммерческих банков могут быть эффективными только в условиях осуществлять мероприятия, которые стимулировали бы привлечение вкладов и обеспечивали бы их сохранность.

Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.

ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицензии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных организаций.

Поэтому Центробанк РФ тщательно соблюдает основные критерии надзора:

1) достаточность капитала, то есть отношение собственных средств к суммарным обязательствам;

2) оценка качества активов (с точки зрения риска и ликвидности);

3) качество менеджмента (квалификация работников и руководящего состава);

Российский Центробанк, как и Центробанк любой страны, решает задачу контроля объема и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь в виду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Центробанка есть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения.

Оказывая влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции, Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Напомним, что согласно ст.75 Конституции РФ основная функция ЦБ РФ – эмиссия и поддержание устойчивости рубля. Гражданам России, пережившим крах денежной системы 1991 -1992 года и дефолт 1998 года известно, насколько это важная функция.

Поэтому общество с пониманием относится к предоставлению Центробанку РФ огромных полномочий и особого статуса. Главное в этом – предусмотренная Конституцией независимость этого банка от других органов власти. Это полностью соответствует мировой практике – правительства всех стран, исходя из сиюминутных интересов, готовы тратить любые средства. И лишь сильный, независимый Центробанк способен противостоять такому напору исходя из долгосрочных интересов экономики.

Однако на Западе, откуда и позаимствован сам принцип "независимости ЦБ", независимость понимается исключительно как независимость от органов исполнительной власти. Однако общество в лице законодательной власти (конгресса США или парламента в других странах) имеет право осуществлять полный и ничем не ограниченный контроль за деятельностью Центробанка (в случае США – за деятельностью ФРС). Контроль может осуществляться как постфактум (назначением парламентского расследования или независимого прокурора), так и в текущем режиме (местными аналогами Счетной Палаты, типа GAO).

В российской ситуации можно говорить лишь об относительной независимости ЦБ от исполнительной власти. Хотя формально Госдума утверждает и Председателя ЦБ и членов Совета директоров, но представляет их Президент (причем, как показывает практика, даже неутверждение нисколько не мешает работе в статусе "исполняющего обязанности"). Очевидно, что по каналам спецслужб Президент имеет и необходимую независимую информацию о деятельности ЦБ и эффективные инструменты воздействия (иммунитета от уголовного расследования у сотрудников ЦБ нет).

ЦБР как регулятор экономической деятельности

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики.

Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Надежность и стабильность банковской системы необходима последующим причинам:

- без этого вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач, ведь коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;

- деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.

Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти еще весьма слабы.

Воздействие ЦБР на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.

2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объем и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

3. Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов.

Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные – направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).

Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Центробанка, имеет смысл уделить общим методам.

Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике это дисконтная политика, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов банков. Эти методы достаточно активно используются и в практике деятельности ЦБР.

Среди регулирования денежно-кредитной сферы ЦБР особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года).

В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определенную направленность движению кредита как по горизонтали (банк-заемщик), так и по вертикали (Центробанк – коммерческий банк).

Официальная учетная ставка служит при этом ориентиром для рыночных процентных ставок. Ее изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из официальной учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам.

Повышение учетного процента происходит в антиинфляционных целях поскольку политика "дорогих денег" ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и, разумеется, увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками.

В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика "дешевых денег", наоборот, выступает фактором развертывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Регулирующие мероприятия ЦРБ сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и экономику в целом.

К общим методам денежно-кредитного регулирования, хорошо известным из зарубежной банковской практики, относятся и операции Центробанка на открытом рынке.

Речь идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, что считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Центральный банк России мог бы внести значительный вклад в повышение активности банков с целью улучшения корпоративного управления в компаниях-заемщиках. В частности, вступившее в силу с 1 августа 2004 г., положение ЦБР "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" предусматривает различный размер резервирования по выданным кредитам в зависимости от качества полученного обеспечения.

К обеспечению второй категории этим документом были отнесены: ценные бумаги эмитентов ценных бумаг, допущенных к обращению на открытом организованном рынке или через организатора торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а также на открытом организованном рынке или через организатора торговли на рынках развитых стран.

Очевидно, что в сегодняшней кризисной ситуации одним из подходов, способных обеспечить устойчивость банковской системы, повысить ее капитализацию, является снижение рисков для акционеров банков путем внедрения значительно более совершенной системы корпоративного управления и усиления мониторинга, наличия и эффективности такой системы со стороны надзорного органа и органа регулирования.

Центральный банк России уже заявил о разработке рекомендаций по организации корпоративного управления в банках, которые будут затрагивать такие его аспекты, как персональный состав наблюдательных советов и правлений, механизм взаимодействия наблюдательного совета с внешним аудитором, подготовки и раскрытия информации о деятельности банков, управления рисками, кадровая политика. В рамках нового подхода к оценке состояния банков ЦБР предполагает оценивать состояние их корпоративного управления.

Еще летом 2003 г. Центробанк заявил о необходимости выдвижения жестких требований в отношении членов советов директоров банков, в частности их деловой репутации, предшествующей профессиональной карьеры. Однако это заявление, судя по всему, не было закреплено и детально разъяснено в нормативной базе и инструментарии проверки его соблюдения.

Характеризуя проблему корпоративного управления, необходимо отметить двоякую роль Центробанка в этом процессе. С одной стороны, он выступает как регулятор кредитно-банковской системы, и в этом качестве заинтересован в приоритетном обеспечении ее стабильности, что предполагает повышенное внимание к обязательствам банков по отношению к своим клиентам.

С другой стороны, он выступает в качестве регулятора банков как акционерных обществ, каждое из которых защищает, прежде всего, конечно, интересы своих акционеров. Такой внутренний конфликт не является характерным исключительно для ЦБР, а присущ всем национальным банкам. Как показывает опыт, из этих двух функций национальные банки чаще всего выбирают первую.

Следует стремиться к тому, чтобы работа Центрального банка России по разработке и внедрению принципов эффективного корпоративного управления в банках носила более открытый характер, сочеталась с работой регулятора фондового рынка и координировалась Национальным советом по корпоративному управлению, объединениями инвесторов, экспертными центрами.

И еще следует помнить, что основным источником ресурсов ЦРБ являются деньги в обращении. Их выпуск, то есть создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования Федерального правительства и коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются под их обязательства, а также в порядке учета коммерческих векселей. Правительство получает кредит в ЦБР, предоставляя свои обязательства. Эмиссия производится также для закупки золота и иностранной валюты.

ЦБР создает свои ресурсы двумя способами. При первом деньги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБР приходуются на баланс, то есть перемещаются в оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или на счетах других клиентов ЦБР. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой ЦБР. В этом случае речь идет о налично-денежной, то есть банкнотной эмиссии.

Второй способ заключается в том, что ЦБР увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, которые способствуют возрастанию остатков на счетах, то есть на депозитах. В этом случае речь идет о депозитной эмиссии.

Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение ЦБР не может выдать деньги из оборотной кассы коммерческому банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег.

Таким образом, эмитируемые ЦБР деньги, то есть создаваемые им ресурсы, в обоих случаях носят кредитный характер, а их обеспечением являются обязательства коммерческих банков и правительства, а также золото и иностранная валюта.

То есть, если говорить о наличии инструментов рефинансирования, следует признать, что их в принципе достаточно. У Центробанка РФ есть набор стандартных инструментов: аукционные формы предоставления ресурсов, окно постоянного доступа, ломбардные кредиты, операции репо, свопы и так далее. Большое предложение по срокам предоставления средств – от внутридневных до 180 дней.

Но пока остаются другие вопросы. Например: как много рефинансирования банковская система может получить в целом? Понятно, что это определяется объемом тех залогов, которые есть у кредитных организаций. Можно ли расширить объем этих залогов? Наверное, можно, но в то же время надо учитывать, что Центробанк не может принимать на себя слишком большие риски, и если залоги не имеют рейтинга или их рейтинг низок, то становится затруднительным принимать их в обеспечение кредитов.

В современной экономике роль ЦБР все возрастает. В конечном итоге вся деятельность Центробанка, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, исключение различного рода злоупотреблений.

Современная практика развития банковской системы, вышеназванные и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы и ее согласования с ЦБ РФ и банковским сообществом.

Состояние российской банковской системы является предметом особого беспокойства экспертов. Но структурные изменения означают отход от нынешней денежной политики ЦБ, а это уже политический вопрос.

Как известно, своим созданием и существованием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Но даже и другие мировые Центробанки, а не только ЦРБ РФ, возможно, не имеют достаточного количества инструментов для восстановления стабильности на кредитных рынках, и для достижения этой цели должны требовать повышения прозрачности деятельности финансовых компаний, считают эксперты международного рейтингового агентства Moody's.

Появление на рынке производных финансовых инструментов, а также увеличение числа хеджевых фондов, управляющих огромными объемами средств, усилило проблемы, связанные с повышением процентных ставок.

Для поддержки рынков Центробанки зарубежных стран использовали свои традиционные инструменты, такие как вливание дополнительной денежной ликвидности в финансовую систему и снижение процентных ставок. Однако эти попытки не принести значительных успехов, отмечают эксперты.

Таким образом, даже при наличии соответствующих инструментов для выполнения своих функций, ЦРБ отнюдь не застрахован от проблем, которые сегодняшний кризис поставил перед всеми банками всех стран.

Общий анализ политических и экономических факторов еще недавно позволял говорить о том, что Россия действительно постепенно уходит от роли экспортера капитала. Причин тому было много: улучшается инвестиционный климат, растут рейтинги, риски на Россию, оценивались как приемлемые, западные инвестиционные фонды расширяли лимиты на операции с нашей страной. При этом структура инвестиций тоже становилась лучше: доля прямых инвестиций возросла, а в структуре займов банков росла доля инвестиций долгосрочных. Возможно, и из сегодняшнего финансового кризиса Россия выйдет еще более успешной.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

3. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5,8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).

4. Банковское дело // под ред. Г.Г. Коробовой. – М.. НОРМА, 2007.

5. Белов С.В. Банки на современном этапе // Экономика и Жизнь. – 2007, №9.

6. Беликов И. Проблемы корпоративного управления и банки //Рынок ценных бумаг, №17(272) 2004. С. 23-24.

7. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям.- М. НОРМА, 2006.

8. Букато Ю.М., В.Г. Львов. Банки и банковские операции в России – М., БЕК, 2003.

9. Гаджиев К.С. Геоэкономические проблемы России. –СПБ: Питер, 1995.

10. Денежное обращение и банки / Под. ред. Г.В. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2005.

11. Деньги и финансовые институты / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005.

12. Деньги. Кредит. Банки./ Под ред. Е.Ф. Жукова.- М.: ЮНИТИ, 2004.

13. Ефимова Л.Г. Банковское право, – М.: БЕК, 2002.

14. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита, М., Финансы и статистика 2004.

15. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике.- М.: НОРМА, 2003.

16. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: – М.: Финансы и статистика, 2004.

17. Рубцова О.Л. Антиинфляционная политика Центрального банка в условиях переходной экономики.- М.: БЕК, 2006.

18. Сажина М.А., Чибриков Г.Г, Основы экономической теории. – М.: БЕК, 2005.

19. Экономическая теория, под ред., Николаевой И.П..- М.: Проспект, 2004.

20. Экономическая теория на пороге XXI века, под ред. Осипова Ю.М., М.: Дрофа, 2001