Цели, функции, статус и роль центрального банка

Цели, функции, статус и роль центрального банка.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность центрального банка, его место и роль в кредитно-банковской системе

Вопрос о сущности центрального банка, его месте и роли в кредитно-банковской системе, несмотря на то что центральный банк существует как институт финансового рынка уже более четырех веков, до сих пор остается дискуссионным. При определении сущности центрального банка возникает дилемма: центральный банк – это "банк-предприятие" или "банк-учреждение". На этом уровне определения сущности центрального банка появляются самые разнообразные толкования (обиходные и научные): общественный денежно-кредитный институт, орган экономического управления, банк банков, национальный денежно-кредитный центр, суверенный участник мирового финансового рынка. национальный орган экономического управления, эмиссионный центр, общенациональное учреждение в области кредита и денежного обращения и пр.

С экономической точки зрения центральный банк – это денежно-кредитное учреждение, находящееся на верхнем уровне двух- или трехуровневой банковской системы и выполняющее функции национального эмиссионного центра, банка банков, "банкира" правительства, главного расчетного центра, национального института регулирования экономики, контроля и надзора над кредитно-банковской системой и национальным финансовым рынком. В приведенном перечислении групп функций центрального банка присутствуют и экономические, и организационные, и материально-технические операции. Такая ситуация в значительной степени осложняет понимание сущности центрального банка, размывая границу между банком-предприятием и банком-учреждением.

Деятельность центрального банка разворачивается в рыночной экономике, в сфере экономических отношений. Как институциональный участник рыночной системы хозяйствования он предоставляет другим участникам рынка свои продукты и услуги, получая за них определенную цену (плату). В этой части его операций центральный банк по своей сущности аналогичен универсальным коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым институтам, представляющим собой доходные предприятия. Но в отличие от других институтов кредитно-банковской системы центральный банк не рассматривает получение дохода от операций на финансовом рынке в качестве основной цели своей деятельности в отличие от коммерческих банков и специальных кредитно-финансовых институтов. Конечно, определенная "предпринимательская" деятельность присутствует в ряде операций центрального банка. Но в общепринятом понимании предприятия и его роли в рыночной экономике центральный банк вряд ли можно определить как полноценное предприятие рыночной экономики, функционирующее в целях получения дохода.

С экономической точки зрения центральный банк – это типичное учреждение, выполняющее регулирующие, надзорные, контролирующие, информационно-исследовательские и аналитические функции. Отношения центрального банка с участниками финансового рынка (универсальными коммерческими, специализированными банками и т.п.) в основном строятся на административных принципах, что не противоречит основным принципам организации рыночной экономики. Что же касается клиентов – конечных потребителей банковских продуктов и услуг‚ то центральный банк практически не вступает с ними в рыночные отношения, цель которых – получение дохода.

Поэтому, говоря о сущности центрального банка, во-первых, необходимо отделять ее от сущности коммерческого или специализированного банка. Если центральный банк – это в основном денежно-кредитное учреждение, то коммерческий банк – типичное предприятие рыночной экономики, доходы и собственно существование которою зависят от того, насколько эффективно и хорошо он обслуживает клиентов. Коммерческий банк можно определить как денежно-кредитное предприятие, находящееся на нижнем по сравнению с центральным банком уровне кредитно-банковской системы и занимающееся на платной (коммерческой) основе оказанием банковских услуг физическим и юридическим лицам в условиях рыночной конкуренции с другими коммерческими банками. Аналогично можно определить сущность других кредитно-банковских институтов: специализированных банков, кредитных товариществ и кооперативов, разнообразных фондов и т.п.

Во-вторых, при определении сущности центрального банка нужно понимать, что центральные банки представляют собой экономический институт, так как функционируют преимущественно в сфере рыночных (экономических) отношений. Операции и другая деятельность центрального банка разворачиваются в экономической среде, сам банк использует в основном рыночные методы регулирования. Правда, нельзя забывать о надзорных, контрольных и регулирующих функциях центрального банка, которые осуществляются, как правило, административными и нормативно-правовыми методам. Но денежно-кредитная политика (ДКП) центрального банка – это набор методов и инструментов, основанных на использовании таких экономических категорий, как деньги, кредит, процент, валютный курс и т.п.

В-третьих, наряду с экономической центральному банку присуща административная природа. С этих позиций центральный банк – некоммерческая организация, а получение прибыли не является основной целью его деятельности. Центральный банк, в отличие от других банков, работает не "на себя", а на национальную экономику в целом. Понимание центрального банка как национального кредитного института не означает, что только он в единственном числе осуществляет все надзорные, контрольные и административные функции в сфере товарно-денежных отношений, которые возложила на него конкретное национальное государство. В этом смысле все государства можно разделить на две большие группы: в первой функции надзора возложены на центральный банк (Италия, Голландия, Китай, Индия), а во второй созданы специальные надзорные органы (ФРГ, Франция, Швейцария, Бельгия, США, Великобритания).

Общенациональный характер деятельности центрального банка чрезвычайно важен. Многие его Функции: регулирующая, контрольная, надзорная, аналитическая, исследовательская – присущи только ему. Но не следует при этом считать, что в кредитно-банковской системе только центральный банк является государственным. Практически во всех странах функционируют различные финансово-кредитные институты, проводящие в целом политику государства: государственные коммерческие банки, пенсионные и инвестиционные фонды и т.п.

Для понимания юридического статуса центрального банка приведем в пример особенности функционирования Банка России. Являясь юридическим лицом, Банк России занимает особое положение в системе государственных властных структур РФ. В пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Законодательно закрепленную независимость банка обеспечивают:

- неделимость уставного капитала банка и иного имущества, находящегося в федеральной собственности;

- самоокупаемость;

- освобождение от ответственности по обязательствам государства;

- нахождение в распоряжении банка особого инструментария регулирования денежно-кредитной системы;

- свобода выбора конкретных методов и инструментов;

Предоставление банку права издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц и пр. Банк России не имеет права предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита бюджета; покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Особый юридический статус Банка России находит выражение в ряде ограничений его правоспособности:

- по закону он не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральным законом;

- должен использовать процентную политику в целях укрепления рубля;

- вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Государственный статус Банка России, как и любого другого Центрального банка, подтверждается следующими положениями. Он разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику совместно с Правительством РФ; Председатель Банка участвует в заседаниях Правительства, а министры финансов и экономики – в заседаниях Совета директоров; Банк России и Правительство РФ должны информировать друг друга 0 предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координировать свою политику и проводить регулярные консультации.

В-четвертых, сущность центрального банка как специфического банка, отличающегося от всех других типов и видов кредитно-банковских учреждений, проявляется в его отличиях от коммерческих и других банков (см. приложение 1).

Юридический статус центрального банка вытекает из его экономической сущности, т.е. учитывает и его общеэкономическую природу, и отличия от других кредитно-финансовых институтов. Центральный банк имеет, как правило, статус юридического лица-органа государственного управления, т.е. государственного учреждения. Будучи госучреждением, центральный банк наделен конкретными полномочиями в системе органов государственного управления. Но властные полномочия центрального банка не распространяются в одинаковой степени на все экономические субъекты. Властными полномочиями центральный банк располагает только в области банковской деятельности в сфере отношений, возникающих на национальном финансовом рынке. Распоряжения центрального банка обязательны для всех участников финансового рынка, но не обязательны в сфере производства, оказания услуг‚ распределения и потребления продуктов, услуг, общественных благ. Распоряжения и приказы центрального банка в сфере денежного оборота обязательны для исполнения, а выпускаемые им денежные знаки (эмитируемые) обязательны к приему по всей территории национального государства.

Даже по отношению к другим участникам кредитно-банковской системы (коммерческим банкам и др.) властные полномочия центрального банка носят ограниченный характер. К примеру, центральный банк не наделен правом давать указания коммерческим банкам о том, как им осуществлять свою деятельность. Коммерческие банки должны выполнять указания центрального банка только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.

Центральный банк – это специфическое государственное учреждение, выделившееся благодаря своей специализации, которая возникла вследствие наделения его особыми полномочиями. Будучи специфическим госучреждением, центральный банк осуществляет все виды своей деятельности в основном на макроуровне; наделен статусом юридического лица с обособленным имуществом; независим в своей деятельности от других органов государственной власти, что означает, что государство и центральный банк не отвечают по обязательствам друг друга; не подчинен в своей деятельности другим органам государственной власти; наделен государственно-властными полномочиями вплоть до права применять меры государственного принуждения (отзыв лицензий, требования оплаты штрафов, принятия банками мер по финансовому оздоровлению и т.п.). С юридической точки зрения статус центрального банка определяется законодательством конкретной страны.

Задачи, функции и операции центрального банка

Для более глубокого понимания сущности центрального банка, его места и роли на финансовом рынке и в кредитно-банковской системе необходимо изучить цели, задачи, функции и операции центрального банка. Именно сущность центрального банка определяет содержание его целей, задач, функций и операций.

Опираясь на законодательную базу большинства государств, можно выделить следующие задачи центрального банка:

- Надзор и контроль над национальной банковской системой;

- Осуществление государственной денежно-кредитной политики;

- Выпуск в обращение (эмиссия) денежных знаков;

- Функционирование в качестве банка банков и банкира правительства;

- Управление средствами бюджетов всех уровней и всеми государственными фондами; контроль и управление международными резервами государства;

- Кредитование в качестве "кредитора последней инстанции";

- Взаимодействие с международными финансово-кредитными институтами.

Перечисленные задачи центрального банка могут быть сгруппированы по следующим трем основным направлениям (см. приложении 1.2):

1) по отношению к национальной экономике в целом;

2) по отношению к национальному правительству;

3) по отношению к национальной банковской системе.

Цели и задачи деятельности центрального банка реализуются через его функции. Под функцией центрального банка следует понимать его деятельность как отдельного субъекта рыночной экономики и одновременно отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам. Таким образом. Функции центрального банка – это разнообразные виды деятельности. установленные и регулируемые национальным законодательством и выполняемые центральным банком для реализации поставленных перед ним задач. Перечень функций центрального банка как государственного учреждения определяется национальным законодательством.

Выполняя регулирующую функцию. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование национального рынка. Центральный банк во всех рыночных экономиках в настоящее время является основным институциональным регулятором национального рынка. В функции денежно-кредитного регулирования центральный банк выступает как единый эмиссионный центр страны, организатор и регулятор денежного обращения и денежного оборота, институт поддержки ликвидности национального финансового рынка.

Проводя политику денежно-кредитного регулирования экономики, центральный банк может осуществлять ее совместно с национальным правительством либо самостоятельно.

Исторически, в процессе формирования и эволюции центрального банка эмиссионные банки, получавшие монопольное право выпуска в обращение денег, в той или иной степени зависели от государства. Зависимость центрального банка в проводимой им денежно-кредитной политике проявлялась в историческом аспекте, прежде всего в стремлении государства улучшить состояние бюджета и национальных финансов в целом за счет дополнительных денежных эмиссий центрального банка. Ведь если рассматривать центральный банк как государственный институт, то его эмиссионная деятельность основной инструмент покрытия дефицита государственного бюджета. Кроме того, центральный банк в рамках денежно-кредитной политики является кредитором правительства и кредитором последней инстанции для всех остальных банков. В процессе исторической эволюции национальных банковско-кредитных систем государства неоднократно в связи с истощением госбюджетов вынуждали свои центральные банки осуществлять дополнительные эмиссии, предоставлять правительствам громадные кредиты, которые, как правило, не возвращались. Все это приводило к сильнейшей инфляции, углубляло экономические кризисы, дезорганизовывало денежный оборот и в конечном итоге приводило к денежным и кредитно-банковским реформам.

В современной деятельности центральных банков стран с развитой рыночной экономикой денежно-кредитная политика (в зарубежной практике ее называют монетарной) осуществляется посредством достаточно четко ограниченного набора инструментов и методов (см. разд. П). В частности, монетарная политика центральных банков осуществляется посредством изменения процентной ставки, проведением операций на открытом рынке, изменением обязательных норм банковских резервов в центральном банке, таргетированием инфляции и т.п. При осуществлении роли кредитора последней инстанции для всех остальных институтов национальной кредитно-банковской системы центральный банк также активно влияет на ставку процента.

Вопрос независимости центрального банка при проведении им денежно-кредитной (монетарной) политики стал ключевым при объединении стран Западной Европы в Европейский союз (ЕС). В связи с тем, что была создана единая валюта – евро и единый центральный банк – Европейский центральный банк (ЕЦБ), Маастрихтскими соглашениями все центральные банки зоны евро были объявлены независимыми в ДКП от экономической политики своих правительств.

В последние два десятилетия идея обеспечения независимости центрального банка стала доминирующей в национальной, региональной и международной практике функционирования центральных банков. Она была закреплена законодательно во всех странах Евросоюза и ряде других стран с развитыми и развивающимися рынками. Принято считать, что наибольшей независимостью от национальных правительств обладают центральные банки Швейцарии и Германии. В этих странах правительства по закону не имеют права вмешиваться в монетарную политику своих центральных банков. Аналогичные законы действуют в Австрии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. ФРС США называют "независимым агентством внутри правительства", так как ее решения не подлежат ратификации ни правительством, ни президентом.

Надзорная и контрольная функции центрального банка возлагают на него следующие полномочия: надзора за деятельностью банков и других кредитных институтов; регистрации банков, выдачи им лицензий на осуществление банковских операций, приостановки их деятельности и отзыва лицензий; валютного регулирования и валютного контроля; регистрации банковских эмиссий ценных бумаг.

Ранее упоминался факт, что в ряде стран надзорные функции возложены на специальные государственные институты, помимо центрального банка. Интересная ситуация с надзорной функцией центрального банка сложилась в Евросоюзе. Поскольку ЕЦБ является наднациональным, а не национальным банком, то функция выдачи лицензий, их приостановки и отзыва возложена на центральные банки стран -членов ЕС.

Центральный банк выполняя свою надзорно-контрольную функцию, устанавливает целевые ориентиры по развитию и укреплению банковского сектора, проводит проверки на предмет соответствии деятельности конкретного банка законодательным нормам и правилам, защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Вопросы стабильности банка и транспарентности его деятельности контролируются центральным банком в соответствии со стандартным набором показателей, разрабатываемым Банком международных расчетов в Базеле.

Поскольку контроль со стороны центрального банка является самостоятельной формой наблюдения за деятельностью банков, то принято выделять несколько принципов этого контроля: отсутствие отношений подчиненности коммерческих банков центральному; законодательное ограничение вмешательства центрального банка в деятельность коммерческих; невозможность для центрального банка принуждать коммерческие к выполнению операций, не предусмотренных учредительными документами банка и/или национальным законодательством.

Нормативно-творческая функция центрального банка предусматривает разработку правил ведения банковских операций, расчетов и платежей с международными организациями, другими государствами, а также физическими и юридическими лицами; определение принципов организации национальной платежной системы и порядка и правил ведения бухгалтерского учета в других форм отчетности. Нормативно-творческая функция центрального банка – это деятельность по созданию нормативных актов, регулирующих банковские операции, порядок банковского учета и отчетности. В рамках этой функции центральный банк создает общую методическую базу, единые стандарты деятельности для всех кредитных организаций.

Информационно-аналитическая Функция центрального банка состоит в том, что он осуществляет анализ и прогнозирование состояния национальной экономики и финансового рынка, публикуя соответствующие статистические данные; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют в национальной валюте; участвует в разработке платежного баланса страны.

Операционная функция позволяет центральному банку осуществлять самостоятельно или по поручению правительства все виды банковских операций; управлять своими международными резервами; обслуживать счета бюджетов всех видов бюджетной системы посредством осуществления расчетов по поручению органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Осуществление центральным банком операционной функции основывается на его операционной независимости. Выполнение операций центральным банком осуществляется по разработанным им нормам. Эти нормы фиксируются в положениях, инструкциях, приказах, распоряжениях‚ указаниях и пр. В рамках операционной функции центральный банк осуществляет следующие операции: выпуск денег в обращение; кредитные, расчетные, кассовые и депозитные операции; покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке; покупка и продажа облигаций, выпущенных центральным банком, и депозитных сертификатов; покупка и продажа иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте; выдача поручительств и банковских гарантий; покупка, хранение и продажа драгоценных металлов и других валютных ценностей; хранение и управление портфелями ценных бумаг и других финансовых активов; осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками (деривативами и пр.); открытие счетов в национальных и иностранных кредитных организациях; проведение прочих предусмотренных национальным законом банковских операций.

Основные цели денежно-кредитной политики центрального банка

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой – обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики – поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

Разработку ДКП как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет ЦБ РА. Этот процесс организован следующим образом:

1. Ежегодно в течение 10 дней после утверждения государственного бюджета ЦБ представляет в Национальном Собрании и публикует Программу (Основные направления) денежно-кредитной политики на предстоящий год, основанную на анализе государственного бюджета РА и итогов осуществления ЦБ денежно-кредитной политики за предыдущий отчетный период.

2. Программа денежно-кредитной политики включает:

- анализ экономической ситуации и прогноз, связанный с социально-экономическим развитием РА и показателями государственного бюджета;

- предельный лимит денежной массы в обращении и кредитных инвестиций;

- уровень процентных ставок и курса;

- методы денежно-кредитного регулирования;

- иные установленные Советом ЦБ положения, необходимые для осуществления установленных законом задач.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип "компенсационного регулирования", основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

- политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") – ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;

- политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") – стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Совокупность мероприятий денежной политики и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;

2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;

4) равновесие платежного баланса.

Методы и инструменты денежно-кредитной политики

Имеющиеся в распоряжении денежных властей инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), но своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в системе, т.е. во взаимодействии друг с другом. В странах с развитой рыночной экономикой центральным банкам, как правило, предоставлена значительная функциональная независимость, предусматривающая их самостоятельность в выборе и применении инструментов денежно- кредитной политики.

Инструменты прямого контроля

Инструменты прямого контроля (или административно-количественные инструменты), как правило, имеют форму директив, инструкций, издаваемых Центральным банком и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).

Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).

Меры прямого контроля применяются, как правило, в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение этих инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в "теневую" экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Инструменты рыночного регулирования

Под инструментами рыночного регулирования подразумеваются способы воздействия Центрального банка на денежно- кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты воздействуют на мотивацию хозяйствующих субъектов и отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда могут быть точно определены заранее и не всегда оказываются в полной мере адекватными намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается все больший переход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным, что означает финансовую либерализацию в денежно-кредитной сфере.

Важным аргументом в пользу финансовой либерализации является развитие системы, которая содействует эффективному распределению сбережений в экономике. Косвенные инструменты действуют благодаря тому, что Центральный банк контролирует цену или объем предложения своих обязательств – резервных денег (денежной базы), которые, в свою очередь, могут оказать более широкое воздействие на процентные ставки, а также на количество денег и объем кредитования во всей банковской системе.

Резервные требования

Резервные требования представляют собой инструмент монетарной политики, использующийся во многих странах мира. Их суть заключается в следующем: при наличии в пассиве баланса банков определенного вида обязательств ("резервируемые обязательства") центральный банк требует от банков осуществить вложения в конкретные виды активов ("резервные активы") в определенном объеме. Данные вложения носят название обязательных резервов, а соотношение их объемов с объемами резервируемых обязательств задается путём установления набора коэффициентов – норм (нормативов) резервирования.

Данный механизм позволяет центральному банку оказывать воздействие на активную часть баланса банков, вынуждая банковский сектор осуществлять определенные виды вложений.

Описанная система обязательного резервирования получила название резервных требований, основанных на обязательствах (liability-based reserve requirements). В её рамках повышение резервных требований центрального банка может производиться путём

• расширения состава резервируемых обязательств;

• сокращения состава резервных активов;

• повышения нормативов резервирования.

В свою очередь снижение резервных требований может достигаться за счет

• сокращения состава резервируемых обязательств;

• расширения состава резервных активов;

• снижения нормативов резервирования.

Таким образом, несмотря на то, что изменение резервных требований чаще всего производится за счет изменения норм резервирования, ставить знак равенства между резервными требованиями инормами резервирования некорректно. Именно резервные требования являются инструментом монетарной политики, а нормы резервирования – всего лишь одним из элементов обязательного резервирования.

В зависимости от периода формирования резервов их можно разделить на синхронные и асинхронные. Синхронные резервы формируются в течение отчетного периода, то есть в тот же отрезок времени, в котором определяются резервируемые обязательства (contemporaneous reserve requirements). Асинхронные резервы формируются в иные отрезки времени, как правило – более поздние по отношению к отчетному периоду (lagged reserve requirements).

Процентная политика

Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает свою процентную политику, которая является важнейшим методом денежно-кредитного регулирования. Она предполагает установление Центральным банком шкалы процентных ставок по своим операциям с кредитными организациями и оказание соответствующего воздействия на рыночные процентные ставки. При этом, как правило, выбирается одна официальная процентная ставка по предоставлению ресурсов кредитным организациям, которая служит базой для расчета остальных ставок.

В зависимости от применяемых инструментов рефинансирования официальная ставка, устанавливаемая Центральным банком, называется учетной (дисконтной) либо ставкой рефинансирования.

Официальная учетная, либо дисконтная, ставка – это ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по переучету коммерческих векселей либо учету (покупке) других ценных бумаг, отвечающих требованиям центральных банков, например, краткосрочных облигаций и других долговых обязательств до наступления срока оплаты по ним. В западной литературе для обозначения данного инструмента денежно-кредитной политики используется также термин "дисконтное окно", получивший распространение в США в связи с тем, что банки, испытывавшие недостаток в средствах, посылали своих кассиров в один из федеральных резервных банков (т.е. к окну выдачи) с просьбой о предоставлении им дополнительных ресурсов.

Ставка рефинансирования определяет уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые центральными банками другим банкам, обычно под залог. Как правило, ставка рефинансирования выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (например, ломбардный и другие виды кредитов) являются при прочих равных условиях более рискованными, а следовательно, более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

Устанавливая официальную процентную ставку, Центральный банк тем самым влияет на стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками, а значит, воздействуя на спрос и предложение на кредитном рынке, влияет на величину денежной массы в обращении. Если Центральный банк преследует цель ограничить (уменьшить) кредитные возможности коммерческих банков, т.е. проводит политику денежно-кредитной рестрикции, то он повышает официальную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; в целях реализации политики кредитной эмиссии центральный банк снижает официальную ставку.

Центральные банки могут устанавливать несколько видов процентных ставок в зависимости от вида операций, срока, надежности покупаемых ценных бумаг либо надежности залога. Посредством регулирования ставок по своим операциям центральные банки воздействуют на состояние не только денежного рынка, но и финансового (рынка ценных бумаг). Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает увеличение их предложения. При этом спрос на ценные бумаги падает, поскольку более привлекательным вложением ресурсов для небанковских учреждений и физических лиц становятся банковские депозиты. С другой стороны, при дорогих кредитах более выгодным для юридических лиц становится прямое финансирование, т.е. получение дополнительных ресурсов за счет выпуска ценных бумаг (акций, облигаций), в связи с чем предложение ценных бумаг на рынке возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной ставки ведет к противоположному результату: кредиты и депозиты удешевляются, а рыночная стоимость ценных бумаг растет (в условиях повышения спроса на них и снижения предложения).

Коридор процентных ставок

При осуществлении процентной политики Центральный Банк исходит из того, что он может оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые на межбанковском рынке и во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям и динамики денежного предложения.

Система процентных ставок Банка России в основном соответствует мировой практике и включает в себя в качестве официальной ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям, а так же по операциями на открытом рынке. Изменение ставок в зависимости от экономической ситуации является сигналом, который дает участникам рынка информацию об оценке Центробанком уровня инфляции и перспектив ее развития. Воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, Центральный банк стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики и соответственно экономический рост.

Операции на открытом рынке применяются Центральным банком в нужные моменты для более тонкого регулирования уровня процентных ставок межбанковского рынка в целях их удержания в оптимальном диапазоне и предотвращения их чрезмерных колебаний.

При проведении денежно-кредитной политики центральные банки в конечном итоге ориентируются преимущественно либо на политику ликвидности, либо на политику процентных ставок, при этом они могут непосредственно влиять только на денежный рынок. В качестве показателей (ориентиров), которые они могут оценивать при проведении денежно-кредитной политики, используется соответственно либо общий объем ликвидности банков, либо ставки денежного рынка.

Управление ликвидностью в банковском секторе и в экономике в целом, как было показано, означает для центрального банка необходимость:

Предоставления дополнительной ликвидности при ее недостатке путем рефинансирования банков, включая проведение сделок "валютный своп", покупки ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок снижения норм обязательных резервов;

Связывания (абсорбирования, стерилизации) избыточной ликвидности путем проведения депозитных операций, продажи ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок выпуска облигаций Центрального банка либо повышения норм обязательных резервов.

Поступление денежных средств в банковский сектор возможно также по бюджетному и валютному каналу. В первом случае рост денежного предложения возможен, например, в условиях финансово-экономического кризиса при финансировании дефицита государственного бюджета за счет использования средств Резервного фонда; кроме того, поступление дополнительной ликвидности банкам возможно при размещении временно свободных средств федерального бюджета на депозиты кредитных организаций. Во втором случае проведение валютных интервенций Банком России также приводит к росту ликвидности банковского сектора и росту денежного предложения.

В иных экономических условиях бюджетный и валютный каналы могут действовать в обратном направлении. Так, при благоприятной конъюнктуре дополнительные доходы государственного бюджета могут направляться в Резервный фонд, что ограничит возможности роста денежной массы. Аналогичные последствия будут иметь валютные интервенции ЦБ, направленные на продажу иностранной валюты в целях поддержания курса рубля.

В настоящее время большинство стран стремятся перейти к другому, более современному подходу, когда ЦБ воздействует на общий объем денег в экономике с помощью своей процентной политики. При этом во главу угла не ставятся количественные индикаторы с их четкой связью с инфляцией. Проводя свою процентную политику, ЦБ даст свои оценки спроса и предложения, которые возникают на рынках, чтобы прогнозировать возможное изменение общего уровня инфляции.

Литература

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности"

Организация деятельности центрального банка: Учебник / Е.А. Звонова, В.С. Акопов и др.; Под ред. Е.А. Звоновой – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 400 с.

Курьянов А. М.. Денежно-кредитная политика: от теории к практике.– М.: Изд-во "Бухгалтерский учет",2006.– 176 с