Бюджетная система и политика в Российской Федерации

Бюджетная система и политика в Российской Федерации.

Статьи по теме
Искать по теме

Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы страны. Структура бюджетной системы РФ

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство страны закреплено в Бюджетном Кодексе РФ.

Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве (административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии) бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства (это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций) характерны три уровня – государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Согласно действующему российскому законодательству, бюджеты разделены на две самостоятельные категории: местные и государственные.

Составная (главная) часть бюджетного устройства страны – это бюджетная система, схема бюджетной системы представлена на рис. 1.

Бюджетная система и политика в Российской Федерации

Рис. 1. Бюджетная система Российской Федерации

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на рис.2.

Бюджетная система и политика в Российской Федерации

Рис. 2. Консолидированный бюджет Российской Федерации

Консолидированный бюджет представляет, в соответствии с Бюджетным Кодексом, свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Таким образом, федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Вместе с тем, районные бюджеты (районов в городе) и городской образуют консолидированный бюджет города; бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет образуют консолидированный бюджет района; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области, и областной бюджет образуют консолидированный бюджет области и т.д.

Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, он не утверждается, т.е. не имеет правовой нагрузки и служит для аналитических и статистических целей. Он используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня, его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

То есть, бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поэтому бюджетная система РФ включает три уровня: первый уровень бюджетной системы состоит из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; второй уровень бюджетной системы представлен бюджетами субъектов Федерации и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, а третий – местными бюджетами.

В любом государстве бюджет – это наиболее точная форма выражения существа государственной власти, и процесс его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Политические силы, представленные в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, имеют возможность существенно и ежегодно влиять на общую социально-экономическую политику посредством принятия того или иного варианта закона о бюджете. В то же время бюджет в материальном смысле – это общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями. Таким образом, реально действующий бюджет находится постоянно в динамическом работающем состоянии: государственные доходы поступают и, как правило, сразу обращаются в государственные расходы.

Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга, между ними происходит передача средств от одного бюджета другому, так называемые, межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

Важной чертой бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

Бюджет играет важную роль в формировании и развитии социальной, экономической и политической структуры государства и общества. При правильном подходе бюджет может быть не только средством государственного экономического регулирования, но и реальным фактором, который может оказывать влияние на рост социальной сферы и экономики государства, ускорение темпов научно-технического прогресса.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности имеет много аспектов, что находит свое отражение, как в законодательстве, так и в научных формулировках.

С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды. А также программы по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.

Успех экономического развития страны в большой степени зависит от того, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Поэтому развитие экономики России затрагивает различные стороны бюджета как важнейшего финансового источника и инструмента роста экономики страны, и делает актуальными поиски путей усиления его воздействия на повышение эффективности отечественного производства в целом.

Отмечая важную роль бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике и разбалансированность финансовой системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, не собираемость доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.

Таким образом, с одной стороны, говоря о значимости бюджета в жизни государства, нельзя не учитывать, что любые негативные явления в экономике могут быть преодолены благодаря разумной и перспективной бюджетной политике. С другой стороны, ошибки или экономически необоснованные реформы бюджета являются основными причинами финансовых кризисов, спадов производства, инфляционных процессов и т.п.

Правовые основы функционирования бюджетной системы страны. Бюджетный кодекс РФ

Современное развитие России как правового государства предполагает создание четкой системы законодательства. Бюджетное законодательство РФ – это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Несовершенство бюджетного законодательства отрицательно сказывается на финансовой обеспеченности Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований, в итоге приводя к невыполнению государством стоящих перед ним задач и функций.

Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования, прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням. Первый уровень составляет Бюджетный Кодекс РФ. Второй представлен федеральными и субфедеральными законами и нормативными актами органом местного самоуправления. Третий представлен постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления. Четвертый уровень представлен правовыми актами Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным Кодексом РФ или федеральным законом.

Конституцией РФ закреплено, что Российская Федерация является федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов РФ: краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. Указанные субъекты федерации имеют право принимать нормативно-правовые акты, соответствующие федеральным законам РФ, а граждане обязаны уплачивать законодательно установленные налоги и сборы.

Построение и развитие современной бюджетной системы в РФ обеспечивается принятием ряда законодательных актов, предусматривающих правовые основы её построения на принципах демократизации и усиления территориальных подходов. Основными документами, регламентирующими функционирование всей бюджетной системы страны, являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. №145-Ф3, Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.98 г. №146-Ф3 и вторая от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ). А также принимаемый ежегодно Федеральный закон "О Федеральном бюджете на …. год", налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ.

Умело организованный бюджетный процесс является одним из условий эффективной реализации бюджетно-правовой политики государства в целом, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В результате бюджет приобретает определенную правовую форму.

Важным представляется определение в Бюджетном Кодексе РФ правовой формы бюджетов. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих федеральных законов, а бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

В законодательстве содержится юридическая характеристика понятия бюджета с позиции права собственности. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, "средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа".

Таким образом, средства государственного бюджета являются частью государственной казны, а "средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования" (абз. 2 п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Такая характеристика важна тем, что определяет собственников бюджетных средств – государство и административно-территориальные образования. Соответствующие же органы власти и управления могут распоряжаться этой собственностью в пределах своих полномочий.

В законодательстве РФ дается более упрощенное понятие бюджета как формы "образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления" (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетное законодательство РФ образуют Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 году ФЗ № 145, совокупность ежегодно вступающих в силу и действующих на протяжении бюджетного года законов о Федеральном бюджете и законов о бюджетах субъектов Российской Федерации.

Весьма существенные изменения претерпело бюджетное законодательство в связи с принятием Государственной Думой в апреле 2007 года Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". В соответствии со статьей 2 данного закона, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие порядок формирования и состав доходов бюджетов субъектов РФ и их расходных обязательств, разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, объем прав субъектов РФ при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере.

Интерес представляют статьи Кодекса, определяющие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. Каждая из них точно устанавливает круг вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Безусловно, это способствует четкой организации бюджетных правоотношений и обеспечивает права их субъектов.

Самостоятельную часть Бюджетного кодекса представляет собой комплекс норм об ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Закон содержит перечень конкретных мер принуждения, которые могут быть применены к нарушителям. Среди них обозначены: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры, предусмотренные законом. Точно установлены основания применения данных мер и порядок их реализации.

Бюджетные правоотношения включают:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроль за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные правоотношения относятся к области публичного права, они определяют бюджетные права каждого из субъектов этих правоотношений. Нормы гражданского права в сфере бюджетных правоотношений не действуют.

Компетенция органов государственной власти в области организации бюджетных правоотношений определена ст. 7 БК РФ.

Бюджетный кодекс РФ установил правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

Традиционно при регулировании отношений, связанных с бюджетным процессом, предусматривалась ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на возвратной или безвозвратной основе, несвоевременное зачисление и перечисление бюджетных средств.

Наиболее распространенное бюджетное правонарушение – это использование бюджетных средств не по целевому назначению. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства складывается из:

- определения органов, применяющих меры к нарушителям бюджетного законодательства (органы Федерального казначейства РФ, арбитражный суд РФ, Счетная палата РФ);

- установления системы санкций и мер воздействия на правонарушителей (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов и др.);

- определения процедуры применения мер принуждения (списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, предупреждение органам власти о ненадлежащем исполнении бюджета и др.).

Размеры штрафов и пени устанавливаются Бюджетным Кодексом РФ и законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также они предусмотрены и региональным законодательством.

Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетный Кодекс РФ устанавливает и регламентирует следующие принципы построения, организации и функционирования бюджетной системы РФ:

1.единства бюджетной системы Российской Федерации;

2.разграничения доходов и расходов, и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3.самостоятельности бюджетов;

4.равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5.полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6.сбалансированности бюджета;

7.эффективности использования бюджетных средств;

8.общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9.прозрачности (открытости);

10.достоверности бюджета;

11.адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. подведомственности расходов бюджетов;

13. единства кассы.

Рассмотрим указанные принципы организации бюджетной системы, которые определяют деятельность всей бюджетной системы страны.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы (бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы страны). А также означает единство форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Кроме этого – единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Причем, в статье 30 Бюджетного кодекса указано, что "органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий".

Поправки в Бюджетный Кодекс в части регулирования межбюджетных отношений создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В результате упорядочено бюджетное устройство субъектов РФ, разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти (ФОГВ), органами государственной власти (ОГВ) субъектов РФ и органами местного самоуправления (ОМСУ). Также установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, улучшилось, в связи с этим, качество управления финансами на региональном и местном уровнях.

Принцип самостоятельности бюджетов заключается в следующем:

- в праве законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- в праве и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом;

- в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

- в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

В соответствии с рассматриваемым принципом, недопустимо изъятие дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип полноты отражения доходов, расходов бюджетов означает, что они подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Заметим, что в ранее действовавшей редакции статьи 32 Бюджетного Кодекса РФ (до принятия ФЗ№ 63 от 26.04.2007 года в ред. от 25.12.2012 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013 года) указанный выше принцип носил название "полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов". Принцип означал, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета, то есть, минимизации превышения расходов бюджета над его доходами.

Дефицит федерального бюджета РФ утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Поэтому с 1 января 2014 года пункт 1 статьи 92.1 после слов "Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации" будет дополнен словами "на очередной финансовый год и каждый год планового периода".

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 Бюджетного Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ, дефицит бюджета субъекта может превысить ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ.

Принцип эффективности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов при использовании наименьшего объема средств или наилучшего итога с применением определенного бюджетом объема средств. Разработчики Бюджетного Кодекса ввели понятие "результативности" использования средств, то есть, достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип совокупного покрытия расходов (статья 35 Бюджетного Кодекса) заключается в том, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации. А также если иное не предусмотрено законом о бюджете в части, касающейся расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете), начиная с очередного финансового года и расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Принцип прозрачности означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Важна при этом полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов. Принцип также означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти, процедуру рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Федеральным Законом № 104 от 07.05.2013 г. "О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием бюджетного процесса" введен абзац в данную статью об обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

Реализация рассматриваемого принципа "прозрачности" бюджета предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Его соблюдение в бюджетной сфере позволило бы реально оценивать текущее и перспективное финансовое положение государства, жестче обосновывать экономическую политику, обеспечивать более детальный контроль за действиями правительства, оперативно сравнивать финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими операциями.

Следует отметить, что для эффективности бюджетного процесса существенным фактором является обеспечение принципа достоверности бюджета, что означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных программ. Этот принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся именно до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. При этом подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. При этом подведомственность получателей средств бюджета главному распорядителю и распорядителю бюджетных средств регулируется законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного государственного органа власти субъекта Российской Федерации или местной администрации муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Исключение составляют операции по исполнению бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ.

Рассмотренные выше принципы бюджетной системы, закрепленные в Бюджетном Кодексе РФ, раскрывают их содержание, а также принципы регулярно пересматриваются и включаются в перечень принципов бюджетной системы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России.

Выводы

Бюджетное устройство страны закреплено в Бюджетном Кодексе РФ и представляет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, принципы построения бюджетной системы. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Конституцией РФ закреплено, что Российская Федерация является федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов РФ: краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поэтому бюджетная система РФ включает три уровня: первый уровень бюджетной системы состоит из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; второй уровень бюджетной системы представлен бюджетами субъектов Федерации и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, а третий – местными бюджетами.

Бюджет играет важную роль в формировании и развитии социальной, экономической и политической структуры государства и общества. При правильном подходе бюджет может быть не только средством государственного экономического регулирования, но и реальным фактором, который может оказывать влияние на рост социальной сферы и экономики государства, ускорение темпов научно-технического прогресса.

Построение и развитие современной бюджетной системы в РФ обеспечивается принятием ряда законодательных актов, предусматривающих правовые основы её построения на принципах демократизации и усиления территориальных подходов.

Принципы бюджетной системы, закрепленные в Бюджетном Кодексе РФ, раскрывают их содержание: принцип единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; принцип единства кассы.

Принципы организации и функционирования бюджетной системы регулярно пересматриваются и включаются в перечень принципов бюджетной системы.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая ред. от 08.05.2013 г.)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая), с учетом измен. и доп. на 30.07.2013 г.

3. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.03.2013 г.).

4. Заключение Счетной палаты РФ на проект ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов": [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru

5. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 г.г.: Электронные данные. – Режим доступа: www.cbr.ru

6. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах (от 13.06.2013 г.).

7. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. – Бюджет и бюджетная система – М.: Юрайт, 2012. – 784 с.

8. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации – М.: Дашков и Ко, 2009. – 344 с.

9. Воронин Ю.М. Бюджетная система Российской Федерации – М.: ИПК "Коста", 2011. – 864 с.

10. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации/ О.В. Врублевская, М.В. Романовский. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с.

11. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федераци. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 628 с.

12. Иванова Н.Г. Бюджетная система Российской Федерации – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2010. – 104 с.

13. Леонова Т.А., Щеголева Н.А. Бюджетная система Российской Федерации – М.: Маркет ДС, 2010. – 168 с.

14. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации – М.: Дашков и Ко, 2010. – 320 с.

15. Поляк Г.Б. Бюджетная система России – М.: Юнити-Дана, 2010. – 704 с.

16. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации – М.: Магистр, 2010. – 384 с.

17. Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.