Бухгалтерский учет в торговых организациях

Бухгалтерский учет в торговых организациях.

Статьи по теме
Искать по теме

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в торговле

Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет и отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и тому подобное.

Статья 5 Закона № 129 "О бухгалтерском учете" определяет три уровня системы регулирования бухгалтерского учета ( рис 1.1).

Регулирование бухгалтерского учета

1. Общее методическое руководство Бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ

2. Органы, которым Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ

3. Организация, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют  свою учетную политику, исходя из своей структуры.ю отрасли и других особенностей деятельности

Рисунок 1.1 – Регулирование бухгалтерского учета

Впервые на уровне Федерального закона было установлено, что именно Правительство Российской Федерации, а не центральные органы исполнительной власти, например, Министерство финансов, осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации.

Таким образом, из ведения Министерства финансов бухгалтерский учет перешел в ведение Правительства Российской Федерации, а это означает, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы они не разрабатывались,должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ.

В соответствии с Положением о министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г № 237, в число основных задач МФ России входит "обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях.

Согласно ст. 6 этого Положения Минфин РФ подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации; утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности( кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.

Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров в России, Центральному Банку РФ, Федеральной комисии по рынку ценных бумаг, Комитету по валютному регулированию и валютному контролю.

Свод правил бухгалтерского учета – это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням, указанным в таблице 1.1:

Таблица 1.1- Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

Ι уровень- законодательный

Федеральные законы, кодексы, указы, постановления

Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ

ΙΙ уровень- нормативный

Положения(стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

ΙΙΙ уровень- методический

Нормативные акты( иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

ΙV уровень- учетная политика организации

Организационно- распорядительная документация( приказ, распоряжения и т.п.)

Организации, консультационные фирмы

Документы первого уровня составляют Федеральный закон "О бухгалтерском учете", иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации. Важными документами первого уровня являются Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах".

Закон "О бухгалтерском учете" определяет:

- состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность;

- правовые основы бухгалтерского учета;

- содержание, принципы и организацию бухгалтерскогоучета;

- порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете- обеспечить единообразный учет имущества,обязательств и хозяйственный операций организаций, а также составление и предоставление сопопставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Закон "О бухгалтерском учете" устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране и состоит из четырех разделов и 19 статей.

В первом разделе- "Общие положения"- дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты( имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерским учете( синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и тому подобное).

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения( стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организации.

Во втором разделе- "Основные правила ведения бухгалтерского учета"- изложены требования к ведению бухгалтерского учета( обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных( финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе- "Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности"- изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее предоставления, основные правила составления свобдной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

В четвертом разделе-"Заключительные положения"- раскрыты вопросы ответственности за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.

В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" к ведению бухгалтерского учета на торговых предприятиях предъявляются требования, составляющие основные его принципы.

1) Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведется в валюте Российской Федерации- в рублях.

2) Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц. В бухгалтерском учете и балансе отражается только собственное имущество предприятия. Имущество, принадлежащее другим предприятиям и находящееся у данного предприятия, учитывается на забалансовых счетах.

3) Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют закон о бухгалтерском учете и устанавливают принципы, правила и способы ведения организацими учета хозяйственных операций, составление и предоставление бухгалтерской отчетности, являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом "О бухгалтерском учете".

Разработка положений( стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методолгических принципах, предусмотренных международными станадартами и в целом структура каждого стандарта включает:

- введение( общие положения);

- определение;

- содержание;

- необходимые пояснения, регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения.

- дату вступления в действие.

Разработка ПБУ осуществляется Минфином России в соответствиии с "Планом внедрения положений( станадартов) бухгалтерского учета в практику", утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 года № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соотвтетсвии с международными стандартами финансовой отчетности"

Важнейшим документом 3-го уровня является приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению.

План счетов- это систематизированны перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности( кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно- правовой формы.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи.

Задачи и основы организации бухгалтерского учета в торговле

Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, совевременное предоставление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

- проверка правильности документального оформления товарных операций, совевременно и правильное отражение их в учете;

- контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

-контроль за финансовыми показателями( размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и другое), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

- учет расходования фонда заработной платы, выявлениесоотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платой;

-выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства( издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);

- контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также совевременно и качетсвенно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговом предприятии могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом к использования предпятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации учет приводят к его запутанност, созданию условий для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учетного персонала.

На предприятиях торговли бухгалтерский учет осуществляется специальным подразделением- бухгатерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский учет в них ведут работники, на которых возложены соответствующие обязанности.

В организации, не имеющей бухгалтерской службы или бухгалтера бухгалтеский чет может осуществляться специализированной организацией или специальистом на договорных началах. Кроме того, руководитель при небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.

Главный бухгалтер( финансовый директор, бухгалтер малого предприятия), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Федеральным законом " О бухгалтерском учете". Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования его по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении финансово- хозяйственных операций возлагается на руководителя предприятия торговли.

Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится в порядке, установленном руководителем торгового предприятия. При этом на соотвтетствующую должность назначаются, как правило, лица, имеющие высшее специальное образование или стаж работы по специальности не менее трех лет.

Прием и сдача дел при назначении и особождении главного бухгалтера оформляются актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.

Следует отметить, что на главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной метариальной ответственностью за ценности и денежные средства, он не может сам получать по чеками денежные средства и товарно-материальные ценности для предприятия. Вместе с тем для малых предприятий сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер имеет право выполнять обязанности кассира.

На время отсутствия главного бухгалтера его функции переходят к заместителю или другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию.

Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредитные, расчетные и денежные обязательства. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недейтсвительными и не должны приниматься к исполнению.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности. Структура бухгалтерии зависит от объема и сложности учетной работы. Возможно выделение следующих структурных единиц:

-по учету основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей:

- по учету расчетов( расчеты с поставщиками и покупателями, с бюджетом и фондами, по краткосрочным и долгосрочным ссудам, прихода и расхода денежных средств) и издержек обращения;

- по учету приобретения и реализации товаров;

- по учету кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами;

- по учету расчетов с рабочими и служащими;

- по учету остальных операций и составлению отчетности.

Немаловажное значение при организации бухгалтерского учета имеет правильное использование учетных измерителей, с помощью которых выявляются: объем проиводства и реализации, товорооборот и прочие показаетли деятельности предприятия. Применяются три вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители необходимы при учете материальных ценностей, основных средств, готовой продукции и другого. Единицами измерения могут быть: килограмм, метр, штука, квадратный метр и другое. С помощью натуральных измерителей производится контроль по весу, количеству, длине, площади, объему.

Рудовые измерители позволяют измерить затраченное на производство и реализацию время и вложенный труд. Для этого существуют следующие едниницы измерения: минута, час, день, месяц и тому подобное. На их основе рассчитывается производительность труда и начисляется заработная плата.

Денежный измеритель – универсальный, обощающий измеритель, он выражается в рублях. С его помощью можно получить сводные данные, проанализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять различные расчетные операции, а также определить произведенные затарты предприятия( суммировать расходы, ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях).

Кроме того, при организации бухгалтерского учета необходимо уяснить сущность таких понятий как предмет и метод бухгалтерского учета.

Предметом изучения бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия. При этом в ходе работы предприятия, осуществления финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств; здесь можно выделить процессы снабжения, реализации, представленные в учете отдельными хозяйственными операциями. Объекты изучения бухгалтерского учета можно рассматривать в разрезе двух групп: к первой относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй- хозяйственные процессы и их результаты.

Хозяйственные средства предприятия – товарно- материальные ценности и денежные средства, как принадлежащие предприятию, так и временно или постоянно находящиеся вне его собственности. Они являются активом предприятия и по составу и функциональной роли подразделяются на основные, оборотные и отвлеченные.

Совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия, называется методом бухгалтерского учета, который складывается из нескольких элементов:

- документация;

-инвентаризация;

-оценка и калькуляция;

-счета и двойная запись;

- баланс и отчетность.

Документация используется для организации сплошного и непрерывного учета оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с нимим. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции должен быть составлен первичный документ, обязательно содержащий следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Первоочередные требования к документам- своевременность составления, полнома и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результаты его работы.

Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета, через проверку в наличии материальных ценностей, основных и денежных средств позволяет определить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляетс неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность собственности торгового предприятия, а также проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств.

Оценка необходима для получения обощающих показателей о наличных средствах, их источниках, операциях с ними. Такая оценка осуществляется в денежном выражении. Основные принципы оценки устанавливаются правительством. Например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к использованию; готовая продукция- по производственной или нормативной себестоимости; материалы- обычно по заготовительной себестоимости с включением транспортно- заготовительных расходов; товары- по оптовым или розничным ценам.

Калькуляция- себестоимость единицы товаров- необходима для осуществления контроля и установления цен. Для определения себестоимости единицы все производственные затраты по данному виду товаров делят на количество единиц реализованных товаров.

В процессе деятельности торгового предприятия происходят различные хозяйственные процессы, которые ведт к изменению хозяйственных средств и их источников. Для отражения движения объектов учета наблюдения и контроля за ними используются бухгалтерские счета.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители. Все изменения, просиходящие со средствами, представляют сосбой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельного учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части- дебет и кредит. По дебету отражается уведичение средств и уменьшение их источников, по кредиту- уменьшение средств и увеличение их источников.

Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержания каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также смены форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета- корреспондирующимися.

Различают два вида счетов- активные и пассивные. На активных счетах отражается движение средств предприятия, на пассивных- их источников. Если в результатате бухгалтерской обработки первичного документа активный счет дебетуется, то его остаток увеличивается; если он кредитуется, то сальдо( остаток) уменьшается. Активные счета имеют дебетовое сальдо, пассивные- только кредитовое. Счета, которые могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо, называются активно-пассивными. Таким образом, назначение сторон( дебета и кредита) активных и пассивных счетов различно.

В бухгалтерском учете для получения различных по степени детализации показателей используются два вида счетов: синтетические и аналитические.

Синтетические счета предназначены для учета информации о составе и движении денежных средств предприятия, их источниках и хозяйственных процессах в обобщенном виде и в едином денежном измерителе( выражении). Учет, осуществляемый на этих счетах называется синтетическим; он используется при заполении форм отчетности, прежде всего баланса, а значит, и для анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Но некоторые синтетический счета обощают учет объектов, которые при имеющихся однородных экономических характеристиках по своим техническим свойствам и назначению могут быть отнесены к самостоятельным группам внутри ситетического счета. Для учета таких групп открываются субсчета( счета второго порядка). Некоторые ситетически счета не имеют субсчетов, а непосредственно подразделяются на аналитические счета, которые необходимы для наблюдения детальных показателей по каждому виду основныхстредств, материалов, каждому рабочему и тому подобное. При ведении аналитических счетов используются не только денежные, но и натуральные и трудовые измерители.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь: на аналитических счетах отражаются те же операции, что и на синтетических счетах, но по более детальным экономическим группировкам. Поэтому общие итоги записей по аналитическим счетам должны соответствовать сумме на синтетическом счете. Сальдо синтетического счета равно сумме остатков всех аналитических счетов, к нему относящихся; кредитовы и дебетовые обороты синтетического счета должны быть равны сумме соответсвующих оборотов всех относящихся к нему аналитических счетов.

Для ведения учета необходимо правильно определить счета, затрагиваемые хозяйственными операциями. Процедура отражения на счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой. При этом для соствления проводки следует определить сущность изменений в средствах предприятия в результате данной операции, а также выбрать счета по Плану счетов для отражения ее суммы методом двойной записи.

Средства предприятий участвуют в процессе проиводства непрерывно. Для того, чтобы определить величину средств и дать им экономическую оценку в определенный момент времени, составляют бухгалтерский баланс. Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату в едниой денежной оценке.

Бухгалтерский баланс является основной отчетной формой, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия. Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов находят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые-в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива баланса(информация о хозяйственных средствах) находится в соответствии с суммой всех статей пассива баланса ( информация об источниках хозяйственных средств). Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и прочее.

Однако вследсвие необходимости сведений о других сторонах деятельности предприятия составляют ряд других форм отчетности. Таким образом, отчетность представляет собой систему обощающих технико-экономических показателей операций организаций. Она предназначена намного шире освещать деятельность предприятия и, поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и прочее. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.

Следует отметить, что перечисленные выше методы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании документов осуществляют отражение операции на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку; для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости путем калькуляции, а также для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

Организация бухгалтерского учета на торгововм предприятии зависит от объема учетных работ, наличия компьютерной техники, других условий, а также от той учетной плитики, которую ведет предприятие. При этом свою учетную политику предприятия разрабатывают самостоятельно на основе установленных общих правил бухгалтерского учета.

Под учетной политикой организации понимается принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета- первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Каждое торговое предприятие должно в пределах установленных законодательством способов само определять методы отражения в учете закупок, транспортировки, хранения и реализации товаров, а также порядок проведения связанных с ними хозяйственных операций. Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией( приказом и тому подобным).

Она должна обепечить:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозйяственной деятельности( требование полноты);

- большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходв и активов, не допуская сождания скрытых резервов( требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования ( требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также тождество показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета( требование непротиворечивости);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности ( требование осмотрительности);

- рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия( требование рациональности)

Операции, произведенные предприятием, отражаются в целях их систематизации сначала в регистрах бухгалтерского учета, которые могут иметь различную структуру. Под формой бухгалтерского учета понимается определенная истема использования учетных регистров, обусловливающая последовательность и способы учетных записей. В настоящее время на предприятиях используются различные формы учета. Наиболее широко применяются:

- журнально-ордерная форма;

- мемориально-ордерная форма и ее разновидности ( Журнал- Главная;, Книга учета хозяйственных операций( упрощенная форма));

- таблично-автоматизированная;

Объекты бухгалтерского учета в торговле и их классификация

Предметом бухгалтерского учета торгового предприятия является хозяйственная деятельность. Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно иметь соответствующее имущество- основные средства, товары и так далее. Приобретенное, созданное или поступившее по другим причинам имущество является объектом бухгалтерского учета ( его необходимо учитывать по видам имущества, местам хранения, материально-ответственным лицам). Формирование имущества происходит за счет различных источников. В торговых организациях такими источниками являются вклады учредителей, кредиты банка, займы, собственная прибыль.

Хозяйственная деятельность торговой организации включает в себя следующие процессы:

- закупка товаров;

- хранение;

- последующая перепродажа.

Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых является движение товаров, смена одной формы имущества на другой ( например, при реализации товаров имущество организации меняет товарную форму на денежную).

У организации могут быть и другие хозяйственные операции –по ремонту основных средств, капитальному строительству и другое. Однако основным содержанием ее работы является закупка товаров и их последующая перепродажа. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учета.

Таким образом, составными частями предмета бухгалтерского учета являются объекты бухгалтерского учета. К ним относятся:

1) имущество (активы организации);

2) обязательства организации (источники формирования имущества);

3) хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.

В зависимости от состава и функциональной роли( характера использования) имущество организации разделяют на две группы: внеоборотные активы( основной капитал) и оборотные активы( оборотный капитал).

Таблица 1.2 – Классификация имущества по составу и функциональной роли

Активы организации

Внеоборотные активы (основной капитал)

Оборотные активы (оборотный капитал)

основные средства

 материальные оборотные средства

нематериальные активы

 денежные средства

 вложения во внеоборотные активы

  краткосрочные финансовые вложения

капитальные вложения

 средства в расчетах

Долгосрочные финансовые вложения

К основным средствам относится часть имущества, используемая в качестве средств труда более 12 месяцев. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- использование в реализации товаров или для управленческих нужд организации;

- способность приносить организации экономические выгоды( доход) в будущем;

– организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

– использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Это могут быть здания, контрольно-кассовые машины, торговые прилавки, весы.

Нематериальные активы не имеют физической основы, но имеют стоимостную оценку и приносят доход организации.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- отсутствие материально-вещественной структуры

– возможность идентификации( выделения, отделения) организацией от другого имущества;

– использование в процессе деятельности организации либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительность свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способность приносить организации экономические выгоды( доход) в будущем;

– наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности( патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки(приобретения) патента, товарного знака и так далее).

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных;

– имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

– исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

Под вложениями во внеоборотные активы понимают вложения организации в часть имущества, здания, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование.

Капитальные вложения- это затраты на строительно- монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные затраты.

Долгосрочные финансовые вложения- это инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы, используемые предприятием свыше 1 года.

Оборотные активы состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах.

Материальные оборотные средства – это товары, предназначенные для продажи, хозяйственный инвентарь (сроком службы менее 12 месяцев), тара, упаковка, чековая лента и прочие расходные материалы, расходы на продажу на остаток товара, расходы будущих периодов.

К денежным средствам относятся наличные деньги в кассе торговой организации, денежные документы, деньги на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, переводы в пути.

Краткосрочные финансовые вложения – это инвестиции в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций, долговые ценные бумаги, вклады по договору простого товарищества, предоставленные другим организациям займы, используемые предприятием менее 1 года.

Средства в расчетах – это дебиторская задолженность покупателей за проданные товары, поставщиков товаров по полученным авансам, покупателей и поставщиков по предъявленным претензиям, работников организации по подотчетным суммам, возмещению материального ущерба, предоставленным им организацией займам и другое.

Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

Таблица 1.3 – Классификация имущества по источникам образования и целевому назначению.

Источник формирования имущества (активов) организации

Собственный капитал

Заемный капитал

уставный капитал

кредиты банка

 выкупленные акции (доли)

заемные средства

добавочный капитал

 кредиторская задолженность

резервный капитал

 обязательства по распределению

нераспределенная прибыль

целевое финансирование

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов( имущества) организации и ее обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений, нераспределенной прибыли, целевых финансирования и поступлений.

Определяется по формуле:

ЧА = А – ЗК, (1.1)


где ЧА – стоимость чистых активов;

А – стоимость активов организации;

ЗК – заемный капитал.

Собственный капитал отражен в Ι разделе пассива баланса. Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая часть- за счет обязательств организации перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками.

Обязательствами организации являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, заемные средства, кредиторская задолженность, обязательства по распределению. Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года на внедрение новой техники и так далее.

Заемный капитал – это часть стоимости активов организации, сформированная за счет обязательств (заемных средств) организации перед другими организациями, физическими лицами, собственниками, своими работниками.

Кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них товаров, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям- прочими кредиторами.

Обязательства по распределению- это задолженность рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты.

Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не получают со стороны.

Основные хозяйственные процессы торговой организации покупка и продажа товара. Эти процессы состоят из множества хозяйственных операций, связанных с товарным и денежным оборотом. Кроме основных торговых операций необходимовыполнять управленческие функции, содержать, обслуживать и ремонтировать помещения, оборудование, инвентарь, обеспечивать снабжение электроэнергией, теплом, водой и т. д. Эти хозяйственные операции направлены на обслуживание торгового процесса. Как мы видим, все хозяйственные операции взаимосвязаны и являются объектами бухгалтерского учета.

Литература

1) Положения по бухгалтерскогому учету- М: Эксмо, 2007

2) Закон РФ по бухгалтерскому учету- М: Эксмо, 2007

3) Агафонова, М.Н., Бухучет в оптовой и розничной торговле,- М.; "Бератор-пресс",2003.

4)Алборов, Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 1995г. стр. 8.

5)Андросов, А.М., Викулов Е.В. Бухгалтерский учет. М.,2000

6) Арустамов, Э.А. Оборудование предприятий( торговля): Учеб. Пособие. М.: ИД "Дашков и К", 2001

7)Бухгалтерский учет в торговле/Под. Ред. В.В, Кожарского. Мн.: Экоперспектива

8) Бакаев, А.С., Шнейдман, Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: "Бухгалтерский учет" 1994г. стр. 7

9) Богатая, И.Н, Хахонова, Н.Н. Бухгалтерский учет – Ростов н/Д: "Феникс", 2003

10) Волков, Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2002

11) Ганеев, К.Г. Схема бухгалтерских проводок финансово-хозяйственных операций предприятий. М.: Антей, 1992

12) Гаськов, А.Л., Нестеров, А.А. Торговая организация: практическая бухгалтерия с учетом требований налоговых органов. Практические рекомендации для бухгалтера. Изд. Перераб. И доп. М.: АКДИ "Экономика и жизнь", 2003

13)Глушков, И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. М.: "КНОРУС", 2000

14) Гончаров, К.Н, Середа, Т.П. Бухгалтерские проводки / Под общ. ред. В.П. Астахова. Ростов н/Д: Феникс, 2001

15) Даненбург, В., Монкриф, Р., Тейлор, В. Основы оптовой торговли.

Практический курс. Спб.: Нева-Ладога-Онега, 2000

16) Джоунз, Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять/Пер. с англ. М: ИНФРА-М, 2000

17) Дымова, И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: Главбух, 2000

18) Захарьин, В.Р. Бухгалтерский учет на малом предприятии. М.: "Налоговый вестник", 1999

19) Кожинов, В.Я. Бухгалтерский учет в торговле Издательство "Экзамен", 2006 г

20) Колесников, М.И., Бухгалтерская схема оптовой торговли, – С.-Пб.; "Пальмира",2001.

21) Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2005;

22) Климова, М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров М.: Бератор-Пресс, 2003

23) Кутер, М.И. Бухгалтерский учет: основы теории: Учебное пособие. М.: Экспертное бюро-М, 1997

24) Кутер, М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Финансы и статистика, 2002

25) Крутякова, Т.Л., Гиндзбург, Л.М. Рациональные схемы налогового учета и отчетности. Практическое пособие. М.: "АКДИ Экономика и жизнь", 2002

26) Ларионов, А.Д. Бухгалтерский учет торговых операций / А.Д. Ларионов, Ж.Г. Леонтьева, А.Ф. Залялеев, Р.Р. Хуснутдинов. Учебно-практическое пособие/Под ред. А.Д. Ларионова. М.: Проспект", 2000

27) Малькова, Т.Н. Международные стандарты финансвой отчетности в примерах и задачах. – М.: Ф и С, 2005;

28) Мизиковский, Е.А. Бухгалтерский учет: корреспонденция счетов. М.: Финансы и статистика, 2000

29) Морозова, Т.В. Малое предприятие: учет, отчетность, налоги. М.: Главбух, 2000

30) Нидлз, Б. Принципы бухгалтерского учета/Б. Нидлз пер. в англ. М.: Финансы и статистика,1993

31)Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учеб. для вузов. М.: НОРМА, 1999

32) Никоненко, В.С,Оптовая торговля,- С.-Пб.;"Раторин", 1999

33) Палий, В.Ф. Бухгалтерский учет. -М.: ИПБ-БИНФА, 2004;

Палий В.Ф. Введение в теорию бухгалтерского учет/В.Ф. Палий, Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1999

34)Полякова, С.И., Старовойтова, Е.В., Соловьева, О.В. Бухгалтерский учет – М.: ИНФРА – М, 2004;

35)Самохвалова, Ю.Н. Бухгалтерский учет: Краткий курс. – М.: ИНФРА – М, 2003

36) Соколов, Я.В. Концепция бухгалтерского учета и аудита. Консультант. 1997№ 23 с.64-69

37) Соловьев, А.А. Розничная торговля М.: ПРИОР, 2000

38) Соснаускене, О.И., Субботина И.В. Товары: Бухгалтерский учет и налогообложение. М.: Альфа-Пресс, 2005

39) Тзор, А.Я., Торговля как объект бухгалтерского учета, – М.; "АСТ-пресс",2002.

40) Ткач, В.И. Международная система учета и отчетности /В.И. Ткач, М.В.Ткач, М.: Финансы и Статистика, 2000

41)Тумасян, Р.З. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ООО "НИТАР АЛЬЯНС",2003

42) Тяжких, ДС. Типичные ошибки бухгалтерского учета в торговле. Спб.:Авторская серия, 1999

43) Удрич, Н.Н, Типовые бухгалтерские проводки, – М.; "Дашкова и К’", 2003.

44)Хахонова, Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Ростов н/Д: Феникс, 2003

45)Хендриксен, Э.С. Теория бухгалтерского учета/Э.С. Хендриксен пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000

46) Швецкой, В.М, Учет доходов и расходов торговых организаций, – М.; "Премия", 2003.

47)Шнейдман, Л.З. Рекомендации по переходу на новый план счетов. М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2000

48) Щур, Д.Л. Справочник по торговле. М.:ПРИОР, 2000

49) Щур, Д.Л., Труханович, Л.В. Документация торгового предприятия: Сборник форм и образцов заполнения с комментариями. М.: Дело и Сервис, 2000

50) Щур, ДЛ. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста- М.: Дело и Сервис, 2000