Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие, сущность, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги

В процессе своей хозяйственной деятельности каждая организация вступает в денежно-оборотные отношения, одновременно одна организация может вести расчеты с покупателями – за проданные ими товары, и с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

Заказчик – лицо (физическое или юридическое), которое заинтересованно в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого-либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно [18].

Покупатель – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет оплату деньгами и является приобретателем товара или услуги [18].

Для защиты интересов, как и покупателей, так и заказчиков заключаются договоры, на основании которых и осуществляются расчеты с покупателями и заказчиками. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания.

Договор должен содержать разделы, условия и все необходимые реквизиты в соответствии с требованиями заключения и оформления договоров:

- название договора;

- условия поставки;

- способ обеспечения обязательств;

- дата и место заключение договора;

- цена и сумма договора;

- транспортные условия сделки;

- участники сделки;

- порядок расчетов;

- упаковка и маркировка;

- предмет и объект договора;

- особые условия;

- приемка товара по качеству и количеству;

- количество и качество единиц;

- срок действия договора;

- страхование;

- обязанности сторон;

- порядок разрешения споров;

- и другие.

Основными видами договоров, которыми наиболее часто оформляются взаимоотношения с покупателями и заказчиками являются:

- Договор купли – продажи, по этому договору продавец обязан передать товар в собственность покупателю, а покупатель в свою очередь должен принять этот товар и уплатить за него оговоренную сумму. Товаром по договору купли-продажи могут быть любые товары. Также договор может быть заключен на куплю-продажу товара имеющегося в наличии и у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара [22].

- Договор поставки – разновидность договора купли-продажи, его главные различия заключаются в том, что:

- товар по договору поставки приобретается для осуществления в последующем в хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- по договору поставки, в отличие от договора купли-продажи, доставить товар всегда должен поставщик;

- исполнением договора поставки является передача товара покупателю, а не его возможная передача перевозчику, если только у него нет таких полномочий, выданных покупателем;

- договор поставки не может быть заключен организацией, не занимающейся предпринимательской деятельностью.

Договоры поставки и купли-продажи продукции и товаров являются наиболее распространенными обязательствами в предпринимательской деятельности. Данные договоры охватывают большую часть товарных отношений в финансово-хозяйственной деятельности, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

- Договор возмездного оказания услуг – по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги [22].

У каждого из перечисленных договоров есть свои существенные условия, которые очень важны для бухгалтера, в том числе в части учета расчетов с покупателями и заказчиками.

В зависимости от видов заключенных договоров возникают различные виды и формы расчетных отношений.

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 1 – Виды расчетов с покупателями и заказчиками

Из выше представленного рисунка 1 видно, что расчеты с покупателями и заказчиками бывают денежные или неденежные.

Наибольшее распространение при расчетах с покупателями и заказчиками в организации получили денежные расчеты.

Денежные расчеты могут осуществляться как наличной, так и безналичной формой, представленные на рисунке 2.

Если организация осуществляет расчеты со своими покупателями или заказчиками за приобретенные товары (работы, услуги) наличным путем, то денежные средства вносится в кассу организации, следовательно, оно в обязательном порядке должно использовать контрольно-кассовую технику (ККТ), то есть выдавать покупателю кассовый чек, подтверждающий прием наличных денег. Копии чеков (контрольные ленты) и другие подобные документы организации необходимо хранит в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарных отчетов [6]. Также организации могут использовать бланки строгой отчетности, в этом случаи они могут не использовать ККТ для расчетов с населением, например, при внесении денежных средств в кассу организации покупателю или заказчику, кроме отгрузочных документов на товар предоставляют документ об оплате этого товара – квитанцию к приходному кассовому ордеру [28]. В этом документе указывается дата и номер приходного ордера, от кого получены денежные средства, сумма прописью и цифрами, а также подписи кассира или главного бухгалтера с расшифровкой подписей. На квитанцию ставиться печать. Существует лимит расчета наличными денежными средствами, который составляет 100 тыс. рублей по одному договору, согласно указанию ЦБР от 20 июня 2007 г. №1843-У [14].

Под безналичным расчетом понимают оплату денежных средств на банковский счет организации – продавца. При таком расчете покупателю выставляют счет на оплату, в котором указывает реквизиты расчетного счета организации – продавца, наименование товара (работ, услуг), их количество, сумму и общую стоимость [13].

Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре.

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 2 – Денежные расчеты с покупателями и заказчиками

Большинство расчетов между организациями, бюджетами и внебюджетными фондами производятся в виде безналичных платежей, рассмотрим их подробнее [25]:

- Расчёты платёжными поручениями – требованиями. Такие расчеты ведутся, когда получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

Оплата платёжных поручений – требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта.

- Акцептная форма расчетов применяться тогда, когда уже готовую продукцию отгрузили, а услуги оказали. Данная форма расчетов позволяет покупателю контролировать выполнение поставщиком таких условий договора, как срок, соблюдение оговоренных условий поставки или цены.

Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату.

Плательщик имеет право:

- отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной продукции.

- сделать частичный отказ от акцепта, который может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной продукции;

- Платёжное поручение – это распоряжение владельца счёта банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт получателя денег. В обязательно порядке в нём указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг.

- Аккредитивная форма расчетов чаще всего применяется в международной торговле.

Аккредитив – это форма расчетов между компаниями и организациями, смысл которой состоит в том, что покупатель дает поручение своему банку, чтобы банк, обслуживающий поставщика, оплатил требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, записанных в аккредитивном заявлении покупателя.

Аккредитив может выставляться как за счет собственных средств покупателя, так и за счет кредита банка. По данной форме продукция (работы или услуги) оплачиваются по месту нахождения поставщика за ее отгрузку, но перед этим поставщик должен предъявить своему банку документы (счета, товарно-транспортный накладные), подтверждающий факт отгрузки продукции или оказания работ, услуг.

Таким образом, аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку продавца оплатить расчетные документы.

Расчеты аккредитивом следует применять, когда продавец сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится заранее перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать способом решения конфликта.

Такую форму целесообразно применять, когда имеются постоянные расчеты с покупателями, своевременно производящими платежи по своим обязательствам.

- Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется покупателем, но в отличие от платежного поручения чек передается покупателем поставщику в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты [31].

- Расчёты в порядке плановых платежей. Сущность данной формы заключается в том, что заказчик оплачивает будущую продукцию равными суммами и в сроки, установленные соглашением.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрены также и другие, неденежные формы исполнения обязательства [1].

Неденежные формы расчета – это разные способы погашения взаимных финансовых обязательств без использования денежных средств, также они могут сочетаться с денежными в рамках исполнения одного обязательства. Например, организация может погасить часть долга перед поставщиком сырья своей продукцией, а часть – деньгами. Обычно к неденежным формам расчетов прибегают компании, испытывающие недостаток оборотных средств, данные формы расчетов рассмотрены на рисунке 3.

Однако в нормальных условиях распространение неденежных форм расчетов ограничивается двумя основными факторами [18,23]:

- Во-первых, заменители денег, которые используются в неденежных расчетах, обладают меньшей ликвидностью, чем деньги. Это значит, что их трудней обменять на что-то нужное данному участнику экономической деятельности.

- Во-вторых, налогообложение при неденежных расчетах отличается от налогообложения при использовании денег.

- До 2009 года в России закон обязывал при осуществлении неденежных расчетов уплачивать контрагенту НДС на основании отдельного платежного поручения, то есть "живыми" деньгами. Это, разумеется, ограничивало возможности неденежных расчетов, необходимость в которых как раз и вызвана нехваткой у организаций денежных средств.

- С 1 января 2009 года это обязательство было отменено поправками в Налоговый кодекс РФ, и неденежные расчеты для российских компании приобрели большую привлекательность. Однако, распространение неденежных расчетов сокращает налогооблагаемую базу (общую сумму, на которую начисляются налоги), поэтому такие сделки не приветствуются налоговыми органами.

В обстановке кризиса все больше организаций начинают испытывать нехватку оборотных средств. Проще говоря, они не имеют достаточно денег, чтобы расплатиться друг с другом за сырье, продукцию, электроэнергию, выплатить зарплату. При этом организация может иметь достаточный портфель заказов, поставщики ее тоже заинтересованы в продолжение поставок сырья. Но отсутствие денег "замораживает" производственные цепочки. Чтобы расшить их, все шире применяются неденежные формы расчетов.

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 3 – Неденежные расчеты с покупателями и заказчиками

Порядок расчетных операций с покупателями и заказчиками за готовую продукцию, работы и услуги, нередко приводит к возникновению дебиторской задолженности, которая представлена на рисунке 4.

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 4 – Дебиторская задолженность и ее классификация

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации со стороны других компаний и физических лиц, являющихся ее должниками, дебиторами.

Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга оказана, товар продан, а деньги за них не получены. Покупателю, как правило, не предоставляется подтверждения задолженности, кроме подписи на товаросопроводительных документах, товарных накладных, актах об оказанных услугах [21].

Дебиторская задолженность относится к оборотным активам организации вне зависимости от сроков ее погашения.

Управление дебиторской задолженностью – это отдельная функция, основной целью которой является увеличение прибыли организации за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента [25].

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги

По степени, в которой детализована вся учетная информация, счета делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета бухгалтерского учета подразумевают собой обобщенную характеристику данных, в которой вся информация представлена, сжато и без уточнений. Для внесения в документ каких-либо дополнительных сведений используются субсчета [22]. Субсчет – это составляющая синтетического счета. Учет ведется в денежном выражении.

Для наиболее высокого уровня детализации используют аналитические счета, в которых требуемые данные отображены подробно, с включением всех необходимых элементов и нюансов. На аналитических счетах учет может вестись и в других эквивалентах: в килограммах, метрах, литрах, штуках и прочие, как удобно бухгалтеру.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками, согласно плану счетов бухгалтерского учета предназначен синтетический счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – активно – пассивный на нем ведется учет активов и пассивов, представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Счет 62 ""Расчеты с покупателями и заказчиками"

Дебет

Кредит

Начальное сальдо – размер задолженности покупателей (заказчиков) перед организацией за полученную продукцию (товары, работы, услуги) на начало отчетного периода.

Начальное сальдо – размер задолженности организации перед покупателями и заказчиками по полученным от них авансам под поставку продукции (работ, услуг) на начало отчетного периода.

Оборот дебетовый – суммы предъявленных покупателям и заказчикам расчетных документов, т.е.

увеличение задолженности покупателя при реализации продукции. 62 – 90 (счет фактура).

Оборот кредитовый – суммы поступивших платежей, включая суммы полученных авансов, т.е. уменьшение задолженности покупателя при оплате за материальные ценности 51 – 62, платежное поручение (выписка банка).

Конечное сальдо – размер задолженности покупателей (заказчиков) перед организацией за полученную продукцию (товары, работы, услуги) на конец отчетного периода.

Конечное сальдо – размер задолженности организации перед покупателями и заказчиками по полученным от них авансам под поставку продукции (работ, услуг) на конец отчетного периода.

По счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" аналитический учет ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а если организация применяет форму расчетов плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику [24].

Такое построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

- авансам полученным;

- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

- векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

- векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Синтетический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", как правило, совмещается с аналитическим учетом не только в условиях автоматизированной обработки учетной информации. Такая взаимосвязь определяет удобство и наглядность учета расчетов с покупателями, где раскрывается информация о покупателе в разрезе каждого выставляемого счета, поступившего аванса, а так же векселей, полученных в качестве оплаты. Кроме того, связь синтетического и аналитического учета расчета с покупателями способствует организации оперативного управления, целью которого является выявление резервов по ускорению расчетов с покупателями за готовую продукцию, выполнение работ и оказание услуг [22,28].

Бухгалтерский учет этих расчетов с покупателями и заказчиками ведется на основании первичных документов:

a) При отгрузке продукции:

1) Счета – фактуры;

2) Накладные;

3) Товарно-транспортная накладная;

4) Акт выполненных работ.

b) На оплату от покупателей:

1) Платежные поручения;

2) Квитанции приходного кассового ордера.

На счете 62 могут быть открыты несколько субсчетов:

- Субсчет 1 – для учета расчетов в общем случаи;

- Субсчет 2 – для учета полученных авансов.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется с кредитом счетов учета:

- 90 "Продажи" используется при продажах покупателю товаров, продукции или за выполненные работы (оказанные услуги), когда это является обычном видом деятельности организации:

- Проводка: Дебет 62 Кредит 90.1

- 91 "Прочие доходы и расходы" используется при разовых продажах активов: ОС, материалов, НМА, когда это не является обычным видом деятельности предприятия.

- Проводка: Дебет 62 Кредит 91.1

Кредит счета 62 отображает факт оплаты от покупателя, то есть погашение имеющейся задолженности. Кредит счета 62 корреспондирует с дебетом счетов учета денежных средств:

- Проводка: Дебет 50,51,52,55 Кредит 62

Стоимость реализованных ТМЦ отображается по дебету счета 62 с учетом НДС.

Если организация находится на общей системе налогообложения, то она обязана начислить данный налог в соответствии с применяемой ставкой и оплатить его в бюджет.

- Проводка: Дебет 90.3 (91.2) К 68/НДС (в зависимости от того, что продается)

Уплата налога отображается проводков:

- Дебет 68/НДС Кредит 51

Данные проводки отображаются при обычной продаже, когда организация отгружает ТМЦ, а покупатель после этого их оплачивает.

В данном случае счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведет себя как активный (см. таблицу 3):

- по дебету счета отображается дебиторская задолженность (актив);

- по кредиту погашение задолженности (то есть уменьшение актива).

Таблица 3 – Бухгалтерские проводки по счету 62 в общем случае

Дебет

Кредит

Содержание операции

62

90.1

Отражена выручка от продажи готовой продукции, товаров

90.3

68/НДС

Начислен налог к уплате с проданных товаров

62

91.1

Отражена стоимость проданных основных средств, нематериальных активов, материалов

91.2

68/НДС

Начислен налог с проданных активов

51(50)

62

Поступили денежные средства в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).

Существует и другой альтернативный вариант расчетов с покупателями, когда организация сначала получает предоплату от покупателя (аванс), после чего производит отгрузку. Учет расчетов будет вестись несколько по-другому [22].

Для начала, открывается дополнительный субсчет 2 "Авансы полученные. При этом на первом субсчете ведется учет расчетов в общем случае.

Получение предоплаты формирует кредиторскую задолженность продавца перед покупателем:

- Проводка: Дебет 51 Кредит 62.2

Если организация находится на ОСН, следовательно, она является плательщиком НДС, то с полученного аванса она должна выделить налог для уплаты его в бюджет.

Для этого можно воспользоваться дополнительным счетом 76, на котором открывается субсчет "НДС с авансов полученных". Проводка по начислению налога к уплате с полученного аванса имеет вид:

- Дебет 76/НДС с авансов Кредит 68/НДС – данная проводка выполняется в день получения аванса.

Далее организация продавец производит отгрузку товаров, продукции, активов, погашая эту задолженность:

- Проводка: Дебет 62.1 Кредит 90.1 (91.1).

Уже с реализованных товаров также следует начислить НДС к уплате проводкой:

- Дебет 90.3 Кредит 68/НДС – данная проводка выполняется в день отгрузки.

После того, как отгрузка произведена, необходимо зачесть полученный аванс в качестве оплаты за отгруженные ценности с помощью проводки:

- Дебет 62.2 Кредит 62.1

Из выше написанного, следует, что НДС, начислен к уплате дважды:

- с аванса;

- с реализации.

Конечно, в двойном размере уплачивать организация его не будет, поэтому необходимо вычесть НДС с аванса, для этого выполняется проводка

- Дебет 68/НДС Кредит76/НДС с авансов.

В получении предоплаты от покупателя счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" будет выступать как пассивный:

- по кредиту формируется кредиторская задолженность (пассив);

- по дебету погашение задолженности (уменьшение пассива).

Именно поэтому счет 62 является активно-пассивным, так как может вести себя как пассивный и как активный счет (см. таблицу 4).

Таблица 4 – Бухгалтерские проводки по счету 62.2 по учету полученных авансов

Дебет

Кредит

Содержание операции

51

62.2

Поступили авансовые платежи в счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг) (включая НДС)

76/НДС с авансов

68/НДС

Начислен налог с аванса

62.1

90.1

Отражена выручка от продажи готовой продукции, товаров

90.3

68/НДС

Начислен налог с проданных товаров

62.2

62.1

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

68/НДС

76/НДС с авансов

Принят к вычету НДС, в связи с  продажей товара, оплаченного авансом

Как только счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется, то есть по его дебету отражается стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей – у организации возникает дебиторская задолженность (выручка от продаж). Если имеет место предоплата или получение аванса – у организации возникает кредиторская задолженность [26].

В бухгалтерском учете необходимо особое внимание уделить срокам давности дебиторской и кредиторской задолженности. Согласно ст. 197 ГК РФ общий срок исковой давности установлен три года [1]. Однако законодательство предусматривает и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и более длинные по сравнению с общим сроком.

Важным моментом считается, что отсчет срока исковой давности начинается не с момента возникновения дебиторской задолженности, а только с момента, когда задолженность перейдет в разряд просроченной исходя из условий договора. Поэтому, при заключении договора необходимо предусмотреть сроки расчета, так как именно с этого момента начинается отсчет срока исковой давности [27]. В случае отсутствия в договоре условий по срокам оплаты фиксация производится через предъявление претензии должнику, а течение исковой давности начинается через семь дней.

Дебиторская задолженность по истечении 3 лет списывается на уменьшение прибыли или за счет резерва по сомнительным долгам.

Списание дебиторской задолженности оформляется приказом руководителя, в бухгалтерском учете делаются проводки, представленные в таблице 5.

Таблица 5 – Списание дебиторской задолженности

Дебет

Кредит

Содержание операции

91.2

62

Списание неистребованной дебиторской задолженности

63

62

Если ранее под эту задолженность был создан резерв по сомнительным долгам

007

Принятие к учету на забалансовый счет на сумму задолженности

Согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" суммы списанной дебиторской задолженности включаются в состав прочих расходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.

В каждой организации с 2011 года создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью организации, о чем в пункте 70 Положения №34н были внесены изменения от 24.12.2010 г., резерв создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности [8].

Существует Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина №34н от 29.07.1998 г., где в пункте 70 регламентирован порядок формирования и использования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете [8]. Этот пункт гласит о том, что организация создает резервы по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу, в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При определении суммы резерва, в него включаются все суммы дебиторской задолженности, выявленные при инвентаризации, независимо от подтверждения их дебиторами, об этом сказано в Письме Минфина №03-03-04/1/612 от 26.07.2006г.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" отчисления в резерв по сомнительным долгам являются прочими расходами организации [12].

Вся информация о резервах по сомнительным долгам формируется на счете 63 "Резервы по сомнительным долгам", рассмотрим таблицу 6.

Таблица 6 – Информация о резервах по сомнительным долгам

Дебет

Кредит

Содержание операции

91.2

63

Списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности или не реальная к взысканию (в том числе не покрытая за счет резерва)

63

62

Списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, либо не реальная к взысканию за счет ранее созданного резерва

63

91.1

Неизрасходованные суммы резервов присоединяются к прибыли года, следующего за годом их создания

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Списанная дебиторская задолженность в целях контроля отражается на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", которая хранится в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника [29].

Принятие к учету на забалансовый счет отражается проводкой:

- Д007 – на сумму задолженности;

По истечении 5 лет делается запись:

- К007 – на сумму задолженности.

Задолженность может быть списана со счета 007 и ранее этого срока в двух случаях:

- Должник погасил задолженность;

- Организация-должник ликвидирована.

Таблица 7 – Погашение дебиторской задолженности

Дебет

Кредит

Содержание операции

50,51,52

91.1

Поступление денег по ранее списанной дебиторской задолженности

007

Организация-должник ликвидирована, всю сумму задолженности

Аналитический учет по счету 007 ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток, и по каждому списанному в убыток долгу.

Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги"

Для расчетов с покупателями и заказчиками организация использует синтетический активно-пассивный счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Синтетический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" представляет собой обобщенную информацию – сжато и без уточнений. Такие данные можно посмотреть в оборотно – сальдовой ведомости по счету 62 за определенный месяц, квартал, отчетный период [18].

Для того, чтобы информация по счету 62 была более информативна используют субсчета.

В рабочем плане счетов бухгалтерского учета по хозяйственным операциям организации предусмотрено два субсчета к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками":

- 62.1 – "Расчеты с покупателями и заказчиками" по обычному виду деятельности, предназначен для обобщения информации о расчетах за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги в порядке выполнения договора.

- 62.2 – "Расчеты с покупателями и заказчиками по авансам полученным" – на данном счете отображается информация о полученных авансах за продажу товара, выполнения работ и оказанных услуг;

Сумма полученных авансов и предварительной оплаты отражается по кредиту 62.2 "Расчеты по авансам полученным" в корреспонденции со счетами денежных средств.

Со своими постоянными клиентами организация работает без предоплаты, с новых клиентов берет предоплату в размер 30% от стоимости всей работы в целом. В основном эти 30% идут на приобретение материалов для СМР.

Ведение бухгалтерского учета на ПК осуществляется с помощью системы 1С: Предприятие: Бухгалтерия версия 8.2. В программе автоматизированы операции начисления дебиторской задолженности по выполненным работам и оказанным услугам по основной деятельности, в том числе по предоставлению аренды имущества, начисление заработной платы работникам, формирование отчетов, таких как – декларация по налогу на прибыль, налоговая декларация по НДС, декларация по НДФЛ, оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 – "Расчеты с покупателями и заказчиками" и другое, анализ счета по субконто 62 и другое.

По дебету счета 62 показывается увеличение дебиторской задолженности, а по кредиту поступление от покупателей или заказчиков авансов или погашение ими кредиторской задолженности.

Информация о доходах и расходах организации, связанных с обычными видами ее деятельности, отражается на счете 90 "Продажи", на котором:

- по дебету отражают себестоимость (расходы, связанные с продажей).

- по кредиту отражают выручку (доход от продажи);

Полученные данные из первичных документов в организации ООО "АрмСтрой" подлежат компьютерной обработки, где они группируются по определенным признакам и заносят в компьютер.

После соответствующих обработок первичных и сводных данных составляются регистры аналитического и синтетического учета, а именно:

- Карточка счета 62 – в этом отчете формируются детальные данные и движение по всем проводками и датам по конкретному покупателю или заказчику по принятым документам и по конкретным значениям объекта аналитического учета, а также показываются остатки на начало и конец месяца (квартала, периода), обороты за месяц (квартал, период) и остатки на конец после каждой проводки [32,33]. Данный отчет позволяет отследить расчеты с определенным покупателем или заказчиком за любой указанный период, который выставляется в параметре карточки счета (Приложение Р – Карточка счета 62).

По истечение календарного года ежемесячные данные карточек каждого отдельного контрагента обобщаются в сводную карточку счета 62 по контрагентам.

- Анализ счета 62 – данный отчет получается после обработки карточки 62, в ней отражаются те же данные, что и в карточки, но уже сведенные в итоговые суммы по определенным счетам, корреспондирующим со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", в данном случае суммы указываются по дебету и кредиту счетов с корреспондирующими счетами [32.33].

В данном документе отражаются сальдо на начало и конец отчетного периода и суммы дебетовых и кредитовых оборотов по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (Приложение С – Анализ счета 62).

- Оборотно – сальдовая ведомость по счету 62 составляется ежемесячно и собирает в себе все данные по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" она охватывает всех покупателей и заказчиков. Данный отчет составляют на основании анализа счета 62.

В этом регистре в разрезе всех покупателей отражают суммы дебиторской и кредиторской задолженности на начало месяца, суммы дебетовых и кредитовых оборотов по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и, соответственно, суммы остатков задолженности на конец месяца (Приложение Т – Оборотно – сальдовая ведомость счета 62). Ежемесячные оборотно-сальдовые ведомости по счету 62 по истечению года обобщаются в годовой оборотно-сальдовой ведомости по счету 62 [32,33]

Организация использует метод продажи "по отгрузке" как момент определение налоговой базы, – как наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки товара (работ, услуг) или передача права собственности на товар;

- день оплаты товаров (работ, услуг).

Для детального учета используют аналитические учет, в котором отражаются подробные данные, с включением всех необходимых элементов и нюансов.

Рассмотрим на рисунке 9 схематично аналитический учет счета 62 в организации.

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 9 – Аналитический учет по счету 62

В программе 1С – Предприятие аналитический учет счета 62 выглядит так (см. рисунок 10,11,12):

- в разрезе контрагентов (покупатели и заказчики);

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 10 – Аналитический учет в разрезе контрагентов организации

- внутри контрагента по договорам;

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 11 – Аналитический учет контрагента в разрезе по договорам

- Внутри контрагента по договорам и выставленным счетам – фактуры;

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 12 – Аналитический учет в разрезе по выставленным счетам – фактурам

С постоянными покупателями и заказчиками организация практикует взаиморасчеты, которые осуществляют один раз в квартал .

После того как сделан взаиморасчет, можем увидеть в чью пользу возникает долг:

- Если в пользу организации, то он должен совпадать с остатком по субсчету 62.1., в последствие, заказчик перечисляет данные денежные средства на расчетный счет;

- Если в пользу заказчика, значит, данная сумма является авансом за выполненные работы и должна совпадать с остатком по счету 62.2.

Для сверки взаиморасчетов с покупателями и заказчиками используется документ – "Акт сверки взаиморасчетов", который может быть сформулирован отдельно по договору, по контрагенту. Акт сверки составляется по согласованию сторон в оговоренный период времени.

Рассмотрим учет расчетов с покупателями и заказчиками в корреспонденции счетов на конкретном примере.

Организация ООО "АрмСтрой" заключила договор на СМР (строительно –монтажные работы) с ЗАО "НРСК" на сумму 129 905 рублей 02 копейки (в том числе НДС 19 816 рублей 02 копейки).

Далее организация выполняет работы, указанные в соответствующем договоре. После подписания обоими сторонами Акта о приемки выполненных работ, оформляется в программе – "1С: Предприятие 8.2", заносятся данные на основании, которых формируется проводки и счет – фактура, вкладка "Производство" → "Акт об оказанных услуг производственного характера" (см. рисунок – 13).

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 13 – Акт об оказании производственной услуги

Данный документ оформляется следующими проводками – рисунок 14.

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 14 – Результат проведение Акта об оказании производственной услуги

После проведения данного документа у организации ООО "АрмСтрой" возникает дебиторская задолженность, которую в течение оговоренного срока в договоре заказчик – ЗАО "НРСК" обязан перечислить денежные средства со своего расчетного счета подрядчику – ООО "АрмСтрой".Оплата выполненных работ ожидается в течение 30 дней со дня подписания акта.

В феврале Организация ООО "АрмСтрой" выполнила еще работу на 1 200 000 рублей 00 копеек. В марте заказчик – ЗАО "НРСК" оплатила сразу две работы:

- полностью всю работу выполненную в январе в сумме 129 905 рублей 02 копеек.

- частичную работу выполненную в феврале в сумме 870 094 рублей 98 копеек.

Это отображается в банковской выписке "Поступление на расчетный счет" ЗАО "НРСК" перечислила на расчетный счет подрядчику – ООО "АрмСтрой" – 1 000 000 рублей.

Организация ООО "АрмСтрой" использует систему "Сбербанк Онл@йн бизнес" получают выписку с расчетного счета и в программе "1С Предприятие 8.2" привязывается оплату к договору, по которому прошла данная оплата. Номер договора указывается в платежном поручении заказчика, а также сверяется, к тому ли договору были выполнены работы и выставлена счет – фактура.

Поступление денежных средств контролируется с помощью банковской выписки – вкладка "Банк" → "Банковская выписка" → "Поступление на расчетный счет", данное действие и формируется проводку оплаты (см. рисунок 15,16).

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 15 – Поступление на расчетный счет организации

Для признания доходов и расходов организация ООО "АрмСтрой" использует для целей налогообложения прибыли метод начисления, то есть выручка в налоговом учета признается, когда работа выполнена и это не зависит от того, оплачена она или нет [38]. Все расчеты по НДС ведутся по отгрузке, поэтому с уплаченной суммы не выделяется НДС, так как его уже выделили, когда выполнили работу.

учет расчетов с покупателями и заказчиками за работы и услуги

Рисунок 16 – Результат проведение документа "Поступление на расчетный счет"

Оставшаяся неоплаченная сумма 329 905 рублей 02 копейки может быть оплачена в последующем периоде на расчетный счет ООО "АрмСтрой" или организации могут произвести взаимозачет, как правило, это одинаковые суммы задолженности. При этом в обязательном порядке в акте о взаимозачете нужно указать не только дату его составления и даты проведения сделок и возникновения задолженностей, но и дату проведения взаимозачета. Нужно следить, чтобы дата проведения зачета не оказалась более ранней, чем даты осуществления операций и возникновения задолженностей.

Для проведения взаимозачета на первом этапе составляется акт сверки расчетов.

Поскольку его форма нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не установлена, в ООО "АрмСтрой" он составляется в произвольной форме.

Акт составляется в 2 экземплярах и направляется на сверку ЗАО "НРСК", который подписываются оба экземпляра:

- первый экземпляр возвращается бухгалтерию ООО "АрмСтрой";

- второй экземпляр остается у ЗАО "НРСК".

Акт хранится в архиве ООО "АрмСтрой" 5 лет.

После составления акта сверки взаиморасчетов на следующем этапе ООО "АрмСтрой" направляет в адрес ЗАО "НРСК" заявление о проведении взаимозачета.

ЗАО "НРСК" подтверждает, что заявление о проведении взаимозачета организацией получено.

ООО "АрмСтрой" арендовала бульдозер у ЗАО "НРСК" на сумму 65 000 рублей, так как за ЗАО "НРСК" числиться долг за СМР в сумме 329 905 рублей 02 копейки, можно произвести взаимозачет на 65 000 рублей.

Бухгалтерией ООО "АрмСтрой" будет сделана проводка:

Дебет 60 Кредит 62 – 65 000 рублей – произведен зачет встречных однородных требований.

Остаток долга ЗАО "НРСК" за СМР 264 905 рублей 02 копейки перечисляются на расчетный счет ООО "АрмСтрой".

Бухгалтерией ООО "АрмСтрой" будет сделана проводка:

Дебет 60 Кредит 62 – 329 905 рублей 02 копейки – произведен зачет встречных однородных требований.

Литература

1 Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2 от 30.11.1994г. № 52-ФЗ и от 26.01. 1996г. № 15-ФЗ (ред. от 05.05.2014г. и 21.07.2014г.).

2 Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 1 и 2 (от 31.07.1998 № 146-ФЗ ред. от 21.07.14 и от 05.08.2000 № 117-ФЗ ред. 21.07.14 вступил в силу 01.10.2014).

3 Федеральный закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 года №402-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ,от 02.11.2013 N 292-ФЗ, от 02.11.2013 N 292-ФЗ, от 21.12.2013 N 357-ФЗ,от 28.12.2013 N 425-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ);

4 Федеральный закон от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе";

5 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

6 Федеральный Закон РФ от 22.05.2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт";

7 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость";

8 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н.

9 Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ-1/2008). Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

10 Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99);

11 Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99.

12 Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99

13 Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Утверждено ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П (ред. от 22.01.2008);

14 Указание ЦБР № 1843 – У "О предельном размере расчетов наличными деньгами";

15 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н (от 18.09.2006 № 115н);

16 Бабаев Ю. А., Петров А. М. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: Учебное пособие. – М.: Издательство "Проспект", 2010.

17 Бастриков А.А. счет – фактура: вопросы оформления, применения // бухгалтерский учет. – 2011 – №12.

18 Безруких П.С., Бакаев А.С., Врублевский Н.Д. и др. Бухгалтерский учет / под ред. П.С. Безруких. – 4-е изд.; перераб. и доп.- М.: Бухгалтерский учет, 2012.- 719с.

19 Вехорева А.А. Анализ финансовой отчётности: учебно-методическое пособие / А.А. Вехорева, Я.Н. Бабенко, ФГБУ ВПО Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации, – 2-е изд. – Архангельск: КИРА, 2012. – 144 с.

20 Вехорева А.А. Теория экономического анализа: учебно-методическое пособие / А.А. Вехорева, Я.Н. Бабенко, ФГБУ ВПО "Всерос. Заоч. финансово-экон. Ин-т" Фил. В г. Архангельске – Архангельск: КИРА, 2011. – 90 с.

21 Ивашкевич В.Б Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова. – М.:Бухучет, 2011. – 192 с.

22 Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – М.: Экономика, 2011.

23 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 717 с.

24 Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет / Краснова Л.П. и др. – М.:Юристь, 2011. – 550с.

25 Казачков Д., Соколов Д. Управление дебиторской задолженностью. //Управляем предприятием.- №2(13).-2012.

26 Макальская М. Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет / Макальская М. Л., Фельдман И.А. – М.: Высшие образования, 2010.- 443с.

27 Макарова В.И. Учет расчетов. М.: Бератор-Пресс. 2010. -654с.

28 Соколова Я.В. Бухгалтерский учет / под ред. Я.В. Соколова – М.: Проспект, 2012. – 771 с.

29 Сысоева И.А. Дебиторская и кредиторская задолженность./ Бухгалтерский учет, 2010. – № 1, С.23-35

30 Основные документы бухгалтерского учета. Сборник. – М.: "Издательство Элит", 2012 г. – 240 с

31 Жуков В.Н. Учет расчетов чеками // Бухгалтерский учет.- 2011-№2

32 Журнал БУХ.1С "Бухгалтерский ежемесячник фирмы "1С"" №6 июнь 2014;

33 Журнал БУХ.1С "Бухгалтерский ежемесячник фирмы "1С"" №7 август 2014;