Бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками.

Статьи по теме
Искать по теме

Основные требования к организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями

Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Это активно-пассивный счет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию. Сальдо этого счета показывается развернуто. Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных; сальдо кредитовое – сумму полученных авансов; оборот по дебету – отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце и сумму погашенных авансов; оборот по кредиту – суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности. Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю и заказчику в ведомости № 16. Кредитовый оборот по счету 62 заносится в журнал-ордер № 11, а затем в Главную книгу.

К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 62 – 1 "Расчеты по авансам, полученным в рублях"; 62 – 2 "Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях"; 62 – 3 "Расчеты по авансам, полученным в валюте"; 62 – 4 "Расчеты с покупателями и заказчиками в валюте "; 62 – 5 "Расчеты по векселям полученным"; На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит бухгалтерскую запись: Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90 "Продажи". При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают сумму данной задолженности с кредита счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в дебет счетов денежных средств:

Дебет счета 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета"

Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет 1 "Расчеты с покупателями в рублях" (субсчет 3 "Расчеты с покупателями в валюте").

Каждый законченный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализованных выполненных работ данного отчетного периода. Стоимость законченных организацией этапов работ, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в дебет счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" в корреспонденции с кредитом счета 90 "Продажи". По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46, списывается в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками ". Аналитический учет по счету 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" ведется по видам работ.

При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по авансам в рублях и в валюте и расчетов с покупателями в рублях и в валюте (иностранными покупателями). Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки.

При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.

При получении аванса с него начисляют в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом оформляются бухгалтерские записи:

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет 1 "Расчеты с покупателями в рублях" (субсчет 3 "Расчеты с покупателями в валюте")

Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

После того как произошла отгрузка, в счет оплаты засчитывается сумма полученного аванса:

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет 1 "Расчеты с покупателями в рублях" (субсчет 3 "Расчеты с покупателями в валюте")

Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет 2 "Авансы, выданные в рублях" (субсчет 4 "Авансы, выданные в валюте").

При этом восстанавливается сумма НДС, начисленная ранее в бюджет:

Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"

Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет 1 "Расчеты с покупателями в рублях" (субсчет 3 "Расчеты с покупателями в валюте").

Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской и кредиторской задолженности, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:

1. Конституция РФ.

Согласно статье 34 каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Гражданский кодекс РФ.

огласно ГК РФ, обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно статье 317 ГК РФ, денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Договором может быть предусмотрено, что денежные обязательства по сделке подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. При этом дебиторская задолженность всегда оценивается в сумме выручки от реализации продукции. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1 ст. 861 ГК РФ).

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).

3. Налоговый кодекс РФ в части I и II.

В налоговом кодексе сформулированы принципы учета расходов налогоплательщика, применяющего метод начисления на формирование резервов по сомнительным долгам; отражение в учете НДС по выставленным и полученным счетам – фактурам, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

4. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в редакции от 01.01.2013г. № 402-ФЗ).

Этот закон определяет особенности организации бухгалтерского учета, основные требования к его ведению и первичным документам, декларирует права и обязанности главного бухгалтера. Устанавливает нормы оценки имущества и обязательств хозяйствующих субъектов, регламентирует состав и содержание бухгалтерской отчетности, а также ответственность за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 01.01.2013 № 402н, в редакции от 06.12.2011г.):

- расчеты с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в суммах, признаваемых организацией правильными. Исходя из данной нормы, дебиторская задолженность отражается в учете в оценке, установленной договором, и зависит от количества и цены реализованной продукции с учетом скидок и накидок, предоставляемых по окончании сделки;

- при совершении операций в иностранной валюте дебиторская задолженность отражается в рублях, в сумме, определяемой путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату предъявления счетов и иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисления денежных средств на валютный счет организации. При этом в соответствующих случаях делаются следующие записи: при отражении в учете дебиторской задолженности придерживаются принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления) согласно которому все факты хозяйственной деятельности организации отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от состояния расчетов по ним, для целей налогообложения.

6. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 06.10.2008г. № 106н).

Настоящее Положение определяет необходимость и основы формирования учетной политики в организациях.

7. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (приказ Минфина от 23.11.2013г. № 22н, в редакции от 27.11.2006г. № 156н).

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организации.

8. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организации.

9. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000г. № 914 (в редакции от 26.05.2009г. № 451) "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Согласно Постановлению организация обязана отразить задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость по отгруженной продукции не позднее 5 дней со дня ее отгрузки.

10. Безналичные расчеты регулируются гл. 46 ГК РФ, определившей основные формы безналичных расчетов, а также рядом нормативных актов Банка России. Наиболее известные из них "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ от 03.10.2002г. № 2-П, в редакции от 22.01.2008г. № 1964-У). Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством. Определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов.

11. Положение ЦБ РФ от 12.12.2011г. № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации".

12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению от 08.11.2010г. № 94н.

Определяет порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками на счетах бухгалтерского учета.

Общее методологическое руководство учетом обеспечивает Министерство финансов РФ. В его функции входит утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета, инструкций по их применению и порядку составления отчетности. Кроме того, Минфин РФ устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета, а также разрабатывает положения (стандарты) по учету и другие нормативные акты и методические указания по вопросам учета. Они обязательны к исполнению всеми организациями на территории РФ.

Процедуры аудита расчетов с покупателями

Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) N 3 "Планирование аудита".

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора.

Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии со стандартом аудита "Планирование аудита". Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе международных стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

-предварительное планирование;

-изучение системы бухгалтерского учета;

-оценка системы внутреннего контроля;

-установление уровня существенности;

-построение аудиторской выборки;

-подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, – выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это – величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.

Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации.

Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

покупатель заказчик аудиторский проверка

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

Программа аудита расчетов с покупателями заказчиками, операций по реализации продукции, товаров, работ, услуг представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

При проверке необходимо установить:

-заключены ли договора купли-продажи продукции;

-реальность задолженности покупателей и заказчиков, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

-правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;

-соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита – собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух – трех аудиторов (специалистов в сфере торговли).

Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты.

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

Таким образом, планирование аудита – очень важный этап аудиторской проверки. Основными рабочими документами на данной стадии выступают план и программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения.