Бухгалтерский учет и аудит движения товаров в розничной торговле

Бухгалтерский учет и аудит движения товаров в розничной торговле.

Статьи по теме
Искать по теме

Экономическая сущность розничной торговли, её виды и формы

Торговля – важная составляющая экономики любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень [26, с.117].

Эпоха торговли уходит корнями в далекое прошлое. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. С развитием производства, новых отраслей хозяйства и появлением уникальных технологий и продуктов дифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с целью потребления необходимость получения ресурсов "на стороне". Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром [24, с.55].

Условием для образования мирового рынка торговли послужил технический и научный прогресс транспорта и связи, которые в сочетании с торговыми отношениями превратили мир в единое экономическое пространство. Торговля – это связующее звено между производителем ресурсов – товаров и потребителем – покупателем, обеспечивающая производственную цепочку превращения "деньги-товар-деньги" (Рис.1.1) зачастую не всегда производитель имеет возможность как физическую, так и экономическую донести свой продукт до конечного потребителя. В то же время производители являются потребителями ресурсов с целью дальнейшего воспроизводства, поэтому также сами являются покупателями и приобретают ресурсы – товары не только у поставщиков-производителей, но и в большинстве случаев через торговую сеть [27, с.255].

Бухгалтерский учет и анализ движения товаров в розничной торговле

Рис. 1.1 Схема товарных взаимоотношений между субъектами торговли.

Понятие торговли можно найти в Большой Советской Энциклопедии, согласно которой под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления [11, с.17]. В Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" в пункте 2 подраздела 2.1 "Общие понятия" записано: "Торговля: вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям". Как видно из разных определений суть торговой деятельности заключается в том, чтобы купить товар и перепродать его.

Среди характерных особенностей торговли необходимо отметить следующие [34, с.10]:

– завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля);

- результаты торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве;

– аккумулирование наличных денежных средств, необходимость организации строго контроля соблюдения действующих норм и правил организации налично-денежного оборота;

– оказание дополнительных сопутствующих продаже товаров услуг в доведение товара до потребителя;

– высокая адаптивная способность хозяйствования;

– высокий уровень оборачиваемости капитала, зависимость результатов торговой деятельности от скорости оборота средств;

– отсутствие как такового производственного процесса обуславливает отсутствие в учете незавершенного производства;

- цена и ассортимент реализуемых товаров находятся в значительной зависимости от характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения;

– доходы от торговли подвержены сезонным колебаниям в зависимости от времени года, дней недели, часов суток, например, активизация спроса и на фоне роста цен в новогодние праздники;

– личная ответственность работников торговых организаций за сохранность материальных и финансовых ресурсов.

Основной функцией торговли является продажа товаров. Однако для обеспечения конкурентоспособности с развитием рынка торговые организации должны оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся следующие: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров "на дом" покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Причем торговлю можно условно разделить на следующие виды: внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами; внутренняя торговля – предполагающая обращение товаров внутри одной страны. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из каналов распределения в торговле можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника [34, с.23].

Розничные субъекты торговли осуществляют продажу товаров и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Цель коммерческой деятельности розничного предприятия – получение прибыли.

Основные задачи субъектов розничной торговли: удовлетворение покупательского спроса по объему и структуре; организация соответствующего уровня обслуживания населения с предоставлением покупателям разнообразных услуг [33, с.38].

Организации розничной торговли реализуют товар хозяйствующим субъектам, приобретающим товар для последующей перепродажи или для производства какого либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Субъекты розничной торговли занимаются коммерческим посредничеством и являются промежуточными звеньями в товаропроводящей цепи. Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки. Розничные предприятия специализируются на установлении хозяйственных связей между производителями товаров и розничными торговыми фирмами и другими покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании соответствующих услуг.

Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара – цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве.

В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.

Кроме этого, торговля – это отрасль с высоким уровнем занятости населения и в трудный переходный период обеспечила рабочими местами значительную часть трудоспособного населения, оставшуюся без работы в связи с упадком производства и массовым закрытием ряда предприятий и организаций [33, с.47].

Несмотря на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли [33, с.51].

Важность вопроса в поиске компромиссного решения актуальных проблем, сдерживающих развитие торговых организаций, подтверждается их ролью в системе общественного воспроизводства.

По мере развития общественного разделения труда, товарного производства и обращения происходит обособление торговли в самостоятельную отрасль.

Одним из признаков, на основании которого торговля выделяется в самостоятельную отрасль, является обособление товарного обращения в самостоятельную сферу деятельности. Как отрасль торговля имеет свою специфику, которая выражается в присущих только ей торгово – технологических процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, хранению, подготовке товара к продаже, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в материально – технической базе (складской и торговой сети, специальном оборудовании, транспортных средствах и т.д.); в организации торгового обслуживания. Обособление торговли ведет также к образованию особой группы работников сферы обращения, специализирующихся на выполнении операций купли и продажи товаров. Таким образом, появляются новые субъекты рыночных отношений помимо производителей и потребителей товаров.

Таким образом, анализ сущности торговли, как формы товарного обращения, позволяет определить ее место в системе рыночной экономики. Так как в условиях товарного производства непосредственный контакт между производством и личным потреблением осуществляется через товарно-денежный обмен и рынок, то торговля является посредствующим звеном в процессе воспроизводства.

Таким образом, большое значение должно придаваться активизации сотрудничества производителя и торговли, оптимизации экономических отношений между структурами торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста.

Объектом любой торговли является товар. Товар – это продукт деятельности (включая работы и услуги), предназначенный для продажи и обмена. Неотъемлемым признаком товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребностей. В зависимости от вида торговли применяют различные методы оценки товара.

Цели, задачи и информационная база учета товаров при осуществление розничной торговли

Торговля – огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.

По общему определению, бухгалтерский учет – это система сбора, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйственных операциях юридического лица, его имуществе, источниках формирования этого имущества, возникновении и движении обязательств организации. Первоначально бухгалтерский учет с его балансом, двойной записью и инвентаризацией возник именно в торговле.

Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Основными целями бухгалтерского учета товарных операций являются следующие:

контроль за сохранностью товаров;

своевременное представление руководству организации информации о выручке, расходах, связанных с продажей товаров, прибыли от продаж, состоянии товарных запасов [26, с. 15].

Для достижения этих целей необходимо решить следующий комплекс бухгалтерских задач:

обеспечение совместно с другими службами организации материальной ответственности за товары;

проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

проверка полноты и своевременности оприходования товаров материально ответственными лицами, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;

обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

установление контроля совместно с другими службами за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление и отражение в учете ее результатов;

установление контроля совместно с другими службами организации за правильностью цен;

своевременное и правильное выявление валового дохода [23, с. 56].

В основе решения перечисленных задач лежат следующие принципы учета товаров:

1. Организация учета по каждому материально ответственному лицу (бригаде). Только в этом случае достигается практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица. В данном случае эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности. При нарушении этого принципа администрация не может предъявить обоснованный иск виновным.

2. Выбор схемы учета товаров, наиболее целесообразной в условиях работы данной организации. Возможны три схемы:

а) индивидуальная (по предметная) – фиксируется движение каждой единицы товаров; применяется, как правило, в комиссионной торговле; материально ответственное лицо должно отчитаться за каждую товарную единицу (по индивидуальному признаку);

б) натурально-стоимостная – фиксируется движение товаров по отдельным наименованиям в натуральном и стоимостном измерениях; применяется, как правило, для учета товаров на складах, для учета тары; материально ответственное лицо обязано отчитаться за товары по каждому наименованию;

в) стоимостная – фиксируется общий объем товарной массы; материально ответственное лицо должно отчитаться за весь объем ценностей.

3. Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии. Если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам. Списание товаров по ценам выше или ниже цен их оприходования привело бы в первом случае к образованию излишков товаров, а во втором – к недостаче.

4. Единство показателей учета и плана, то есть формирование информации в бухгалтерском учете, должно осуществляться по показателям торгово-финансового плана. Если, например, план товарооборота устанавливается не только в целом, но и раздельно по структурным подразделениям, то и учет фактического товарооборота должен осуществляться отдельно по подразделениям.

5. Периодическая проверка путем проведения инвентаризации фактических остатков товаров и ее сравнение с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей.

6. Контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки. Например, все списания товаров со складов магазина должны совпадать с оприходованием этих ценностей в секции [14, с. 37]. Анализируя движение товаров, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров, повышению качества обслуживания покупателей.

Таким образом, полный и достоверный учёт и глубокий анализ движения товаров даёт возможность торговой организации влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль сохранности товаров, предупреждать образование недостач и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль [29, с. 13].

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое предприятие – за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

– товар как объект продажи;

– продажи как формы движения товара от производителя к потребителю [24, с. 215].

Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать: во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект; во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.

В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

В экономической литературе существуют различные определения розничного товарооборота.

По мнению экономиста Лебедева С.Н., "розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы. Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру" [27, с. 103].

По мнению профессора Брагина Л.А. и профессора Данько Т.П., "под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается – он поступает в сферу потребления" [24, с. 165].

Экономистами в учебнике под общей редакцией Кожарского В.В. подчеркивается, что "товарооборот розничной торговли – это продажа товаров населению как через специально организованную торговую сеть, так и непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях; продажа товаров рыночного фонда из розничной торговой сети организациям, учреждениям и предприятиям по мелкому опту для их хозяйственных нужд или для организации питания соответствующих контингентов населения; продажа порожней тары населению" [23, с. 319].

К задачам анализа розничного товарооборота относятся:

– контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам;

– оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;

– изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;

– изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет;

– выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;

– определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;

– вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;

– изучение качества обслуживания населения;

– выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения [25, с. 196].

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия относят:

– объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

– объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;

– ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в рублях, процентах);

– однодневный объем товарооборота (руб.);

– объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

– объем товарооборота на 1 кв. м общей площади, в том числе торговой площади;

– время обращения товаров, дни оборота;

– скорость товарооборота, число оборотов [22, с. 308].

Для анализа розничного товарооборота используются: данные о социально-экономических показателях района деятельности организаций и предприятий (численность и структура населения, их денежные и покупательные фонды и др.); планы, составляемые самими организациями и предприятиями; данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований и др. [27, с. 49].

Розничный товарооборот – один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов [22, с. 149].

Основными резервами роста товарооборота являются:

– дополнительная закупка товаров непосредственно у производителей на льготных условиях;

– повышение производительности труда торговых работников;

– оптимизация времени работы торгового предприятия;

– дополнительное открытие торговых точек и внедрение прогрессивных форм торговли.

Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

С другой стороны, розничный товарооборот – это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Формирование и поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из наиболее важных задач торговых организаций. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников.

Когда в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.

Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

Нормативно-правовое регулирование розничной торговли

В последнее время в РФ используются различные способы публично-правового воздействия государства на торговую деятельность. Сюда относятся не только меры ограничительного характера, но и государственная поддержка тех видов деятельности, которые особенно важны для государства и общества. Применяются такие меры государственного регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономического развития, государственная поддержка малого предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, техническое регулирование и другие.

На уровне регионов разрабатываются концепции развития торговли, целевые программы развития потребительского рынка. Но этого явно недостаточно. Внутренняя торговля нуждается в развитии собственного торгового законодательства.

Современный механизм государственного регулирования торговой деятельности является слабо интегрированным. Хотя регулирование осуществляется на трех уровнях государственного управления: федеральном, субъектов РФ, а также на уровне органов местного самоуправления, – оно не всегда достигает нужного социального эффекта, а иногда и вовсе отсутствует.

Несмотря на значительную экономическую и социальную роль торговли, законодательство о внутренней торговле в России развивается медленно и имеет ряд особенностей.

В силу исторических особенностей развития правовой системы в российском праве нет дуализма частного права, последнее не разделено на гражданское и торговое, нет Торгового кодекса, никогда не принимался и Хозяйственный кодекс.

Особенностью нормативно-правового регулирования внутренней торговли в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится Гражданский кодекс Российской Федерации, который определяет правовые рамки государственного регулирования рыночных отношений, регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет гражданско-правовой статус коллективных и индивидуальных предпринимателей, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Поскольку торговый оборот является частью имущественного, а торговая деятельность одним из видов предпринимательства, то практически все институты гражданского законодательства распространяются на торговлю.

Однако, Гражданский кодекс, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. К отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Некоторые ученые, прежде всего специалисты по гражданскому праву, считают, что предпринимательское также как и коммерческое (торговое) право составляют часть гражданского права.

Одним из доводов в пользу этой позиции является то, что некоторые нормы предпринимательского права включены в Гражданский кодекс РФ. По мнению сторонников этой концепции, все вопросы регулирования предпринимательской деятельности решены путем издания Гражданского кодекса РФ.

Но с этим нельзя согласиться, поскольку Гражданский кодекс охватывает только частноправовые аспекты регулирования предпринимательских отношений, тогда как правовое регулирование любой хозяйственной деятельности (в том числе и торговой) осуществляется на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал.

Некоторые важные вопросы правового регулирования внутренней торговли отражены в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28 декабря 2009 года (ред. от 30.12.2013).

Основной идеей закона является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории России, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.

Ведение бухгалтерского учета в РФ осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии) [22, с.3].

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде четырехуровневой системы, изображенной на рисунке 1.2

Бухгалтерский учет и анализ движения товаров в розничной торговле

Рис. 1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Основным актом первого уровня является Федеральный закон от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон содержится четыре главы, в которых раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего, в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации; регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушения действующего законодательства по бухгалтерскому учету. Федеральным законом установлены общие положения по бухгалтерскому учету, порядок учета финансово-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет и анализ движения товаров в розничной торговле

Рис. 1.3. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие торговый товарооборот в РФ

К нормативным документам первого уровня также относится Гражданский кодекс РФ. Гражданский кодекс определяет такие понятие как "сделка", "договор купли-продажи", "договор поставки", "цена товара", "качество товара" и д.р. Также в Гражданском кодексе определены обязанности продавца и покупателя, порядок совершения сделок, виды оплаты товара, условия поставки товара, порядок обмена товара, основания изменения и расторжения договора и т.д. [15]

Налоговый кодекс РФ регулирует вопросы торгового товарооборота в части порядка формирования налоговых баз по налогам и сборам, в случае если налоговым законодательством допускается вариантность их определения, а также в части ведения налогового учета.

К данному уровню нормативного регулирования относятся также Трудовой кодекс, Законы "Об упрощенной системе налоогоблажения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", " Об акционерных обществах", "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", постановление правительства "О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" и т. п.

Нормативные акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные и утвержденные Министерством финансов РФ.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности [22]. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности. Положения (стандарты), разрабатываемые в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, а также Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Последние служат обязательными для исполнения организациями. Однако данное условие не исключает в определенных рамках использования своих различных учетных процедур (методов, вариантов), их воплощения в практической организации бухгалтерского учета.

Основными положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими торговый товарооборот в РФ являются Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации".

В соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ первичные документы должны оформляться и содержать обязательные реквизиты.

ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений). Учетная политика включает совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с ПБУ 9/99 " Доходы организации" п. 5 и п.6 "доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности" [5].

ПБУ 10/99 "Расходы организации" устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Пункт 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации" устанавливает, что "расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)" [31].

К третьему уровню следует отнести методические указания, различные рекомендации и инструкции по отдельным вопросам бухгалтерского учета. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Кроме того, третий уровень должны определять профессиональные организации по бухгалтерскому учету и аудиту как входящие, так и не входящие в состав Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, Аудиторской палаты России, а также независимые аудиторы. В их компетенцию входит предоставление разъяснений, рекомендаций, консультаций и других услуг предприятиям по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения.

"Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Методические указания устанавливают случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. В то же время в соответствии с п.2.1 "количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации" [27].

"Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли" устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности [26].

К нормативным документам четвертого уровня относятся рабочие документы самого предприятия. Рабочие документы определяют особенности организации и ведения учета на предприятии. Основными из них являются:

документ по учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

графики документооборота;

утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы

или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативными документами [22].

Документальное оформление продажи товаров в ООО "КСК"

Схема документооборота представлена на рисунке 2.3.

Бухгалтерский учет и анализ движения товаров в розничной торговле

Рис. 2.3. Схема документооборота продаж товаров

Например, предприятие проводит приемку товара либо на станции железной дороги, либо на складах организации.

В первом случае приемка товара производится материально ответственным лицом при предъявлении доверенности. На полученный от железной дороги товар экспедитор выписывает накладную на его отправку на склад автомобильным транспортом (через агента-водителя). В случае обнаружения недостачи товаров при приемке их на складе от агента составляется акт. Если товары от органов транспорта принимает кладовщик, являющийся материально ответственным лицом, то он расписывается в получении товаров в сопроводительных документах либо составляет "Акт о приемке товаров" (ф. № ТОРГ-1), который применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора.

Во втором случае порядок приемки товаров на розничных складах и сроки ее проведения устанавливаются в договорах на их поставку. Приемка товаров по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, описи, упаковочным ярлыкам), а по качеству и комплектности – по сопроводительным документам, удостоверяющих их качество и комплектность (сертификат).

Поставщики при отгрузке товаров выписывают следующие документы: коммерческие (товарные); транспортные.

Коммерческие (товарные) документы дают количественную, качественную и стоимостную характеристики товаров. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 было утверждено "Правило ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Счет-фактура составляется поставщиком на имя покупателя и дает право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость покупателям. В счет-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес продавца и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров; наименование поставляемых товаров; цена за единицу без учета налога; стоимость товаров без учета и с учетом налога и т.д. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. Товарная накладная (ф. № ТОРГ-12) составляется в двух экземплярах: один остается у поставщика, другой – передается покупателю. Сертификат о качестве удостоверяет качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям договора.

Транспортные документы обычно выписываются грузоперевозчиком, они удостоверяют, что товар принят ими к перевозке.

Также с этими документами поставщик передает счет на оплату поставленного товара, в котором указан образец заполнения платежного поручения. В платежном поручении указываются: его номер, дата составления, вид платежа, плательщик, его идентификационный номер (ИНН), местонахождение, расчетный счет, банк плательщика, его код; наименование получателя, его реквизиты (ИНН), банк получателя, код; сумма прописью и цифрами; дата получения товара, оказания услуги; назначение платежа, наименование товара, номера и суммы товарных документов; вид операции, срок платежа и его очередность, проведено банком, подписи клиента, место печати, отметки банка и др. Форму платежного поручения и порядок его заполнения устанавливает Банк России [6, с.39].

Документальное оформление розничной реализации товаров производится в зависимости от способов реализации. Организация реализует товары только со складов. Отпуск товаров производится непосредственно представителю покупателя в порядке самовывоза. Предприятие осуществляет реализацию товаров на условиях отсрочки платежа, в течении 14 дней. Любая отгрузка товаров с розничной базы осуществляется на основании договора поставки. В договоре поставки фиксируется наименование товара, единица измерения, цена единицы продукции в рублях, размер розничной надбавки, ставка НДС в процентах и по сумме, итоговая стоимость с учетом надбавки и НДС. Договор поставки вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до окончания расчетов его сторон. Так как отгрузка товаров со склада на предприятии производится автомобильным транспортом, то основным сопроводительным документом является товарно-транспортная накладная. На предприятии товарно-транспортные накладные выписываются с применением персональных ЭВМ, используются бланки строгой отчетности. Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах:

- первый экземпляр сдается водителем (экспедитором) грузополучателю и предназначен для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;

- второй экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;

- третий экземпляр сдается перевозчику и служит основанием для расчетов. Этот экземпляр прилагается к счету за перевозку и высылается плательщику;

- четвертый экземпляр также передается перевозчику и прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

При отпуске товаров путем самовывоза представителю покупателя необходимо предъявить доверенность на бланках типовой формы № М-2 и паспорт.

Доверенность выдается лицам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Выдается доверенность сроком не более чем на 15 дней под расписку в специальной книге регистрации. Исключением являются доверенности на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые ведутся в порядке плановых платежей. Срок действия таких доверенностей – месяц или квартал.

Отпуск товарно-материальных ценностей не производится в случаях:

- предъявления доверенности, выданной с нарушением установленного порядка ее заполнения или с незаполненными реквизитами;

- предъявления доверенности, имеющей поправки и помарки;

- непредъявления паспорта, указанного в доверенности;

- окончания срока, на который выдана доверенность;

- получения сообщения получателя об аннулировании доверенности.

При реализации товара составляются товарные накладные (ф. № ТОРГ-12) в двух экземплярах с соблюдением правил заполнения необходимых реквизитов:

- в строке "Грузоотправитель" указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами.

- в строке "Грузополучатель" указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес.

- в строке "Поставщик" указывается полное или сокращенное наименование поставщика в соответствии с учредительными документами.

- в строке "Плательщик" указывается полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами.

- в строке "Основание" указываются номер и дата договора, а также номер и дата транспортной накладной, выписанной для организации-перевозчика.

Товарную накладную подписывает работник организации-продавца, разрешивший отпуск груза, главный бухгалтер организации-продавца, а также работник организации-продавца, производящий отпуск груза.

Если товар принимается по доверенности, то ее данные вносятся в накладную и заверяются подписью, причем подпись ставит лицо, указанное в доверенности.

Подписи уполномоченных лиц на товарной накладной заверяются печатями организации-продавца и организации-покупателя.

Кроме того, в документе не допускаются подчистки и помарки. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.

Данные о товаре, указанные в накладной, должны соответствовать данным счета-фактуры [6].

В процессе торговой деятельности может возникнуть необходимость возврата товара вследствие ненадлежащего качества или брака товара возникшего не по вине покупателя. Так как при возврате товара, как поставщику, так и при возврате товара покупателем составляется аналогичный пакет документов, то рассмотрим тот вариант, когда выступает в роли покупателя, т.е. рассмотрим документальное оформление возврата товара поставщику.

Товар может быть возвращен покупателем продавцу по различным основаниям. В соответствии с действующим законодательство возможны два варианта:

- товар возвращается из-за того, что не соответствует требованиям, указанным в договоре (некачественный или не соответствующий заказанному);

- возвращается качественный товар по взаимному согласию сторон (например, если стороны не желают оформлять договор комиссии, а дальнейшая продажа товара не возможна либо не дает планировавшегося эффекта).

Ненадлежащее качество может выявиться покупателем в процессе оприходования товара, после его оприходования, в процессе дальнейшей реализации. По гражданскому законодательству продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (ст. 476 ГК РФ). Если на товар выдавалась гарантия качества, то продавец отвечает за недостатки, если не будет доказано, что они возникли по причине нарушения покупателем правил пользования товаром, его хранения, действий третьих лиц либо непреодолимой силы.

Если товар несоответствующего качества выявлен в момент приемки товара на склад, тогда организация-покупатель должна оформить следующие документы:

Акт "Об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" (по форме №ТОРГ-2) или Акт "Об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров" (по форме №ТОРГ-3).

Образцы актов по форме №ТОРГ-2 и по форме №ТОРГ-3, утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций". В соответствии с Указаниями по применению данных документов, утвержденных вышеназванным Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132, Акт по форме №ТОРГ-2 и (или) по форме №ТОРГ-3 применяются для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, и является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Акты о приемке товаров по количеству составляется в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности – требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет".

При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и так далее) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

Акт по форме №ТОРГ-2 составляется на отечественные товары в четырех экземплярах.

Акт по форме №ТОРГ- 3 составляется на импортные товары в пяти экземплярах.

На основании составленных актов оформляется претензия поставщику.

Действующим законодательством не установлена типовая форма уведомления о ненадлежащем качестве товара. В связи с этим, покупатель составляет претензию в адрес поставщика о выявленных недостатках качества товара в произвольной форме, при этом в данном документе рекомендуется отразить следующую информацию:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- ссылка на существующий договор поставки, поставленный товар (наименование, количество, цена, ассортимент, партия) с указанием на товаросопроводительные документы;

- детальное описание товара и характер брака по каждому изделию (вид товара, номер партии и упаковки);

- ссылку на документ (акт) о браке с указанием составивших его лиц;

- четкое изложение требований покупателя относительно выявленной некачественной продукции;

- ссылки на приведенные нормы гражданского законодательства в обоснование своей позиции;

- ссылку на заключение независимой экспертизы, в случае, если покупатель по своей инициативе проводил независимую экспертизу (В дальнейшем покупатель, защищая свои права, руководствуясь положениями статей 15, 393 и 395 ГК РФ, может потребовать от продавца компенсировать расходы (возместить убытки) на организацию экспертизы;

- требование о возмещении убытков, связанных с ненадлежащим исполнением договора поставки;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Если некачественный товар передается продавцу, то фактический возврат товара поставщику оформляется покупателем товарной накладной по форме №ТОРГ-12 (Форма ТОРГ-12 утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций").

Если между продавцом и покупателем заключено соглашение о замене некачественного товара на другой товар, то в этом случае необходимо оформить соответствующие документы, например акт о замене товара.

Когда товар несоответствующего качества был выявлен после принятия к учету товара на склад, тогда необходимо оформить следующие документы:

Акт о выявленных расхождениях по количеству и качеству товарно-материальных ценностей после принятия к учету товара.

Действующим законодательством не установлена типовая форма акта в случае, если расхождения по количеству и качеству товарно-материальных ценностей выявлены после принятия к учету товара на склад. В связи с этим, покупатель может составить акт о выявленных расхождениях по количеству и качеству товарно-материальных ценностей после принятия к учету товара в произвольной форме. При этом данный акт, должен содержать следующие обязательные реквизиты, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете":

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Также можно воспользоваться актом по форме №ТОРГ-2, несмотря на то, что данная форма предусмотрена для отражения установленных расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей.

На основании составленных актов оформляется претензия поставщику.

Если некачественный товар передается продавцу, тогда фактический возврат товара поставщику оформляется покупателем товарной накладной по форме №ТОРГ-12;

Если между продавцом и покупателем заключено соглашение о замене некачественного товара на другой товар, в этом случае необходимо оформить соответствующие документы, например акт о замене товара.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной (п. 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5).

Накладная оформляется по унифицированной форме ТОРГ-12 с указанием, например, текста "Накладная на возврат некачественного (некомплектного) товара". Кроме того, она должна содержать ссылку на реквизиты акта о признании товара некачественным. Это акт унифицированной формы № ТОРГ-2 или ТОРГ-3. Также как и в остальных случаях в адрес поставщика направляется претензия.

Все выше перечисленные документы сведем с таблицу 1.

Таблица 1

Документальное оформление продажи товаров

Наименование документа

Назначение документа

Применение на предприятии

Договор на отгрузку товара

Определяет права и обязанности сторон

нет

"Акт о приемке товаров" (ф. № ТОРГ-1)

Применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора.

да

Товарная накладная (ТОРГ-12)

Дают количественную, качественную и стоимостную характеристики товаров.

да

Счет фактура

Дает право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость покупателям. В счет-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес продавца и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров; наименование поставляемых товаров; цена за единицу без учета налога; стоимость товаров без учета и с учетом налога и т.д.

да

Товарно-транспортная накладная (ТТН)

Перевозка грузов товарного характера оформляется товарно-транспортными накладными. Грузоотправитель представляет автотранспортному предприятию на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Таким образом, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

да

Акт "Об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" (по форме №ТОРГ-2)

Применяются для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, и является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

да

Синтетический и аналитический учёт продажи товаров

Учет товаров ведется по продажным ценам, учетная стоимость проданных товаров списывается с кредита счета 41 "Товары" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж".

В организации, ведущей учет товаров по продажным ценам, факт предоставления такой скидки отражается сторнировочной записью по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 42 "Торговая наценка" на сумму предоставляемой скидки с продажной цены товаров.

Суммы НДС по проданным товарам, определенные на основании показаний контрольно – кассовой техники, отражаются по дебету счета 90 "Продажи", субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

Что касается определения даты получения дохода для целей начисления налога на прибыль (статьи 271, 273 НК РФ) и НДС (статья 167 НК РФ), то , как правило, поступление выручки в кассу и передача товаров покупателю совпадают, поэтому дата продажи товаров при любом выборе метода определения выручки определяется одинаково.

Таблица 2

Корреспонденция счетов по учету товаров в розничной торговле

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Сумма

Наименование документа

Дебет

Кредит

Учет товаров ведется по продажным ценам

1.

Поступила в кассу выручка

50

90-1

50 000

Приходный кас. ордер

2.

Списание стоимости проданных товаров:

Товарный отчет

-стоимость проданных товаров по продажным ценам

90-2

41

20 000

Товарный отчет

-торговая наценка, относящаяся к проданных товарам (сторно)

90-2

42

6 000

Товарный отчет

3.

Начисление НДС по проданным товарам

90-3

68/НДС

10 000

Счет-фактура

4.

Операции в конце отчетного периода:

-списание расходов на продажу

90-2

44

1 000

Товаротрансп. накладная

-прибыль от продажи

90-9

99

185 000

В товары учитываются на счете 41-2. При этом, если одновременно с товаром предприятие получает и возвращает ее поставщику, то на товарно-транспортной накладной указывается "возврат тары" и сумма (например накладная № 35 от 26.06.12. поступала сельдь с/с, тара была возвращена поставщику). На указанную в документах сумму производится зачет расчетов с поставщиком и составляется проводка: Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Kт 41-2 "Товары в розничной торговле",

Все транспортные расходы, возникающие в процессе приобретения товаров, относятся к расходам на продажу, учитываются на счете 44 субсчет "Транспортные расходы". При этом НДС, включенный в счета за оказанные транспортные услуги, отражается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Порядок ведения учетных регистров по счетам 41-2 "Товары в розничной торговле" и 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обеспечивает, с одной стороны, контроль за поступлением товаров и своевременным оприходованием их материально ответственными лицами, а с другой – контроль за расчетами с поставщиками. В поступление товаров и тары от поставщиков оформляется следующими записями.

Таблица 3

Корреспонденция счетов по поступлению товаров

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Сумма

Наименование документа

Дебет

Кредит

1.

Оприходование поступивших в магазин товаров от поставщика, при этом НДС фиксируется отдельно

41-2

19

60

60

15 000

3 000

Накладная №21

2.

Транспортные расходы относятся на издержки обращения

44

60

5 000

3.

Учет товаров в ООО ведется по продажным ценам, на сумму торговой наценки

41-2

42

20 000

Накладная №21

4.

Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары

60

51

10 000

Счет №21

5.

перечисление авансов и предварительной оплаты поставщикам

60

51

5 000

Расходный кассовый ордер

6.

После оплаты оприходованных ценностей возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом

68

19

10 200

Счет-фактура

7.

После предварительной оплаты была отменена поставка товара

51

60

5 000

Счет

Порядок возврата товаров, приобретенных в организации, регулируется Гражданским кодексом РФ и Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Прием возвращаемого покупателем товара оформляется товарной накладной (форма № ТОРГ-12) в 2-х экземплярах. Один экземпляр товарной накладной прикладывается к товарному отчету, а другой – вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за данный товар. Порядок оформления возврата денежных средств за принятые от покупателей товары различается в зависимости от сроков возврата денежных средств. Если деньги возвращаются в день покупки товара, то возврат денежной суммы производится из операционной кассы магазина по выданному в этой кассе чеку ККМ (в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Министерства финансов РФ от 30.08.93 № 104). На сумму возврата денежных средств составляется акт по форме КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12^1998 № 132. Принятые от покупателя и погашенные кассовые чеки наклеивают на лист бумаги и вместе с вышеуказанным актом сдают в бухгалтерию вместе с кассовым отчетом.

Если деньги за товар возвращаются не в день покупки или кассовый чек покупателем утерян, то возврат денег осуществляется только из главной кассы по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2) на основании письменного заявления покупателя при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Например, если покупатель принес на следующий день некачественный товар, а кассовый чек потерял, то возврат производится по расходному кассовому ордеру.

Факт возврата товара покупателем означает, что ранее произведенная передача товаров покупателю не может быть признана его продажей, а полученные от покупателя деньги не являются выручкой. В налоговом учете возвращенный покупателем товар также не признается реализованным.

При возврате покупателями товаров в бухгалтерском учете следует откорректировать оборот по продаже и задолженность перед бюджетом по налогам и сборам.

Приведем журнал хозяйственных операций

Таблица 4

Журнал хозяйственных операций

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Регистры

Признана выручка от продажи товара

62

90-1

480 000

Товарная накладная

(Приложение 7)

Начислен НДС с выручки от продажи товара

90-3

68-1

80 000

Счет-фактура

(Приложение 6)

Списана фактическая себестоимость проданного товара

90-2

41

300 000

Бухгалтерская справка

Начислен налог на пользователей автомобильных дорог ((480 000 – 80 000 – - 300 000) х 1%)

44

68-2

1 000

Бухгалтерская справка-расчет

Списан налог на пользователей автомобильных дорог

90-2

44

1 000

Бухгалтерская справка

Получена оплата от покупателя за проданный товар

51

62

480 000

Выписка банка по расчетному счету

Отражен финансовый результат от продажи товара (заключительными оборотами месяца, без учета других хозяйственных операций)

90-9

99

99 000

Бухгалтерская справка-расчет

Начислен ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль организаций (99 000 х 24%) <5>

99

68-3

23 760

Бухгалтерская справка-расчет

Признана выручка от продажи товара

62

90-1

480 000

Товарная накладная

Начислен НДС с выручки от продажи товара

90-3

68-1

80 000

Счет-фактура

Списана фактическая себестоимость проданного товара

90-2

41

300 000

Бухгалтерская справка

Начислен налог на пользователей автомобильных дорог ((480 000 – 80 000 – - 300 000) х 1%)

44

68-2

1 000

Бухгалтерская справка-расчет

Списан налог на пользователей автомобильных дорог

90-2

44

1 000

Бухгалтерская справка

Получена оплата от покупателя за проданный товар

51

62

480 000

Выписка банка по расчетному счету

Отражен финансовый результат от продажи товара (заключительными оборотами месяца, без учета других хозяйственных операций)

90-9

99

99 000

Бухгалтерская справка-расчет

Оприходован неучтенный товар, выявленный при инвентаризации (18 х 50)

41-1

91-1

900

Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ

Списано сальдо прочих доходов и расходов (заключительными оборотами месяца, без учета других прочих доходов и расходов)

91-9

99

900

Бухгалтерская справка-расчет

Начислен ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль организаций ((99 000 + 900) х 24%) <5>

99

68-3

23 976

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено закрытие субсчета 90-1 (480 000 х 12 мес.)

90-1

90-9

5760000

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено закрытие субсчета 90-2 ((300 000 + 1000) х х 12 мес.)

90-9

90-2

3612000

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено закрытие субсчета 90-3 (80 000 х 12 мес.)

90-9

90-3

960 000

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено закрытие субсчета 91-1

91-1

91-9

900

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено списание заключительными оборотами декабря суммы чистой прибыли отчетного года ((99 000 х 12 мес.+ 900)- – (23 760 х 11 мес. + + 23 976))

99

84

903 564

Бухгалтерская справка

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.

Приемка товаров на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта.

Доверенность оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании ., должна иметь штамп и подписи).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации – часть вторая от 05.08.2000г. № 117-ФЗ Принят ГД ФС РФ 19.07.2000 (в ред. от 04.12.2013, с изм. от 06.12.2013).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" от 24.07.2013 №209-ФЗ (ред. от 18.10.2013). Принят ГД ФС РФ 06.07.2013.

5. Постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132

"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"

6. Приказ Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательствах"

7. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции к его применению (ред. от 18.09.2012).

8. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ1/2008, утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.2008 № 60н (ред. от 30.12.2013);

9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н (с изм. и доп. от 26 марта 2013 г.

10. Агафонова М.Н. Розничная и розничная торговля. – М.: Бератор-Пресс, 2008. – 422 с.

11. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. – М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 264 с.

12. Баканов М.И. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 642 с.

13. Барсукова И.В. Учет расходов в торговых организациях в целях налогообложения // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2013. – №3. – С.61-73.

14. Борисенко Т.Н. Учет в розничной торговле. – М.: Налоговый вестник, 2008. – 388 с.

15. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в розничной и розничный торговле. – М.: Гросс Медиа. – 2013. – 402 с.

16. Воронцов Л.Д. Оценка товаров: оптимизация учета // Главбух. – 2013. – №21. – С.38-45.

17. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2013. – 384 с.

18. Гейц И. В. Торговля – варианты реализации товаров // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2008. – № 5. – С. 5-14.

19. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: КНОРУС, 2008. – 846 с.

20. Гуккаев В.Б. Розничная торговля. Правила, учет и налогообложение. – М.: Бератор, 2008. – 368 с.

21. Касьянова Г.Ю. Инвентаризация: бухгалтерская и налоговая. – М.: ИД "Аргумент", 2008. – 272 с.

22. Лесных О.А. Учет товарных операций в розничной торговле Понятие розничного товарооборота // Финансовая газета. – 2013. – №7. – С.7-8.

23. Лукин Е.Е., Сперанский А.А. Розничная торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: Юстицинформ, 2008. – 468 с.

24. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансового экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 462 с.

25. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Приор-издат, 2013. – 332 с.

26. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 268 с.

27. Патров В.В. Учет товарных операций в розничной торговле // Бухгалтерский учет. – 2008. – № 9. – С.7-11.

28. Патров В.В. Учет продаж продукции в розничной торговле // Бухгалтерский учет. – 2008. – №2. – С.18-22.

29. Соколов В.Я. Учет скидок в розничной торговле // Бухгалтерский учет. – 2013. – № 8. – С.18-20.

30. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И.Кравченко. – 9-е изд., испр. – Калининград: Новое знание, 2013. – 509 с. – (Экономическое образование).

31. Бухгалтерский учет в торговле: практ. пособие / О.И. Соснаускене. – 2-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2008. – 328 с.

32. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие // Под ред. А.Н.Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 362 с.

33. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 400с.