Бухгалтерский учет движения материалов в организации

Бухгалтерский учет движения материалов в организации.

Статьи по теме
Искать по теме

Материально-производственные запасы являются долей оборотного капитала, их правильный, классифицированный учет является гарантией оперативного управления организацией.

Отсутствие точности в данных о наличии и движении материально-производственных запасов может привести к неправильному управленческому учету и как последствие, к убыткам.

Затраты на материально-производственные запасы служат основой и являются непременным условием выполнения плана выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Особенно важное значение имеет эксплуатация материально-производственных запасов и их расход.

Параметры продукции и улучшение ее качества в большой степени зависят от благополучия предприятия материально-производственными запасами и правильного их использования. От объективности и достоверности сведений, формируемых на участке учета материально-производственных запасов, зависят сумма налога на добавленную стоимость, себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль, сумма налога на прибыль.

Запасы представляют собой один из главнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту главную роль играют все составные части материального запаса, в том числе товарно-материальные ценности, находящиеся в организации.

При рассмотрении учета и анализа материально-производственных запасов основное обращение делается на изучение учета сырья и материалов, т.к. они составляют значительную часть затрат организации в себестоимости продукции. Поэтому увеличение оперативности их использования является одним из важнейших причин снижения себестоимости продукции и роста прибыли. Разумное использование сырья и материалов во многом определяется положением бухгалтерского учета и организации аналитических работ. В связи с приближением учета к международным стандартам, роль и значение учета материалов и сырья трудно переоценить, а обсуждение актуальных проблем учета весьма своевременно. Данный факт придает огромное значение учету и анализу по сырью и материалам.

Постоянность производства требует, чтоб всегда находилось на складах достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения требований производства в любой момент их использования. Следовательно, необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса поставок, способствует созданию на предприятиях материальных запасов, то есть ТМЦ.

Понятие, классификация материалов

Материально производственные запасы (МПЗ)- это часть оборотных активов организации, которые представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе однократно, и их стоимость полностью переносится на вновь созданный продукт.

Бухгалтерский учет регламентируется ПБУ 5/01 "Учет материально производственных запасов" утвержденное (Министерством Финансов Российской Федерации Приказ от 9 июня 2001 г. N 44н), методическими указаниями по бухгалтерскому учету (МПЗ) и методистскими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента.

К бухгалтерскому учету в качестве (МПЗ)принимаются активы: используемые в качестве сырья и материалов при производстве продукции, предназначенные для продажи используемые для управленческих нужд организации. В состав (МПЗ) входит готовая продукция и товары, предназначенные для продажи.

Материалы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая зависит от способа поступления в организацию. Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретения, за исключением НДС.

Для учета материалов используется активный счет 10 "Материалы", к которым могут быть отнесены субсчета. Материалы учитываются на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам. 115с.

Классификацию материалов удобно использовать для построения синтетического и аналитического учета, составления статистических отчетов, информации о поступлениях и расходов материалов в производственно-хозяйственной деятельности организации для определения остатков.

В зависимости, от той роли которую играет производственный запас в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг их подразделяют на следующие группы:

- сырье и основные материалы

- вспомогательные материалы

- Полуфабрикаты собственного производства

- возвратные материалы (отходы)

- топливо

- тары и тарные материалы

- запасные части 267с.

На основе вышесказанного рассмотрим более подробно группировку материалов в зависимости от их назначения и использования в процессе производства табл.1.1. 7с.

Таблица 1.1.

Виды и сущность материалов

№ п/п

Виды

Определение

1

Сырье и основные материалы

Предметы труда, из которых изготавливают продукт и которые образуют материальную основу продукта

2

Вспомогательные материалы

Материалы, которые используют для воздействия на спрос и основные материалы или для обслуживания и ухода за орудиями труда

3

Полуфабрикаты собственного производства

Материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся, готовой продукцией, т.е. составляют его основу

4

Возвратные материалы (отходы)

Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества и поэтому используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению

5

Тара и тарные материалы

Предметы труда, используемые для упаковки, хранения и транспортировки материалов и продукции.

6

Топливо

Подразделяют на хозяйственное (отопление жилых помещений), технологическое, двигательное

7

Запасные части

Служат для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" устанавливает, что в качестве единицы бухгалтерского учета выбирается номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе наименований и однородных групп, т.е. каждый вид, сорт, размер материалов. Поэтому необходимо классифицировать материалы по каждому наименованию, виду, размеру, сорту, марке и профилю, на которые подразделяются эти группы.

Таблица 1.2.

Классификация материалов

По характеру владения:

Принадлежащие организации по праву собственности

Не принадлежащие организации по праву собственности

По порядку использования:

Используемые в производстве

Используемые как средства труда

Материалы, которые могут быть проданы

По функциональной роли и назначению в процессе производства

сырье и основные материалы

покупные полуфабрикаты

топливо

запасные части

вспомогательные материалы

возвратные материалы (отходы)

тара и тарные материалы

прочие материалы

Методика бухгалтерского учета движения материалов

Синтетический учет материалов ведется на активных счетах 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку". Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике.

Таблица 1.3. 25с.

Система счетов по учету материалов

Счет

Субсчета

10 "Материалы"

10-1 – "Сырье и материалы"

10-2 – "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали"

10-3 – "Топливо"

10-4 – "Тара и тарные материалы"

10-5 – "Запасные части"

10-6 – "Прочие материалы"

10-7 – "Материалы, переданные в переработку на сторону"

10-8 – "Строительные материалы"

10-9 – "Инвентарь и хозяйственные принадлежности"

10-10 – "Материалы, специального назначения"

10-11 – "Материалы, специального назначения, в эксплуатации"

15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"

16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

002 "Товарно-материальные ценности, принятые на хранение"

003 "Материалы, принятые в переработку"

Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" используются для отражения информации о приобретении заказов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения материально – производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей. 281с.

На счете 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально – производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений. 281с.

Организация самостоятельно выбирает способ учета материалов и фиксирует это в учетной политике.

Учет с использованием счетов 15 и 16 имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без использования указанных счетов – когда учет ведется по фактической себестоимости

Таблица 1.4. 282с.

Типовые проводки по оприходованию материалов

№ п/п

Операция

Дебет счета

Кредит счета

1

Приобретены материалы у поставщика

15

60

2

Отражена сумма НДС

19

60

3

Принят НДС к возмещению

68

19

4

Оприходованы материалы

10

15

5

Разница оборотов счета 15

16

15

Запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда поступили материалы – до или после получения расчетных документов поставщика. При этом по дебету счета 15 показывается стоимость приобретенных запасов по покупным ценам. После оприходования и оплаты материалов НДС, уплаченный поставщикам, относится на расчеты с бюджетом по НДС. Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, осуществляется по учетным ценам. В результате произведенных записей по каждой партии материалов на счете15 возникает разность между оборотом дебета и оборотом кредита. Если дебетовый оборот оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. В результате этого обороты по дебету и кредиту счета 15 будут отражать сумму заготовленных производственных запасов по фактической себестоимости. Если оборот по кредиту счета 15 превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делается бухгалтерская запись отрицательным числом ("красная сторно"):

Д-т 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

К-т 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"

При таком порядке учетов материалов их фактическая себестоимость будет слагаться так: сальдо счета 10 "Материалы" по учетным ценам плюс или минус сальдо счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". 283с.

Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) материалов должны оформляться первичными учетными документами.

Таблица 1.7.

Первичные документы по учету материалов.

Название документа

Типовая форма

1

Доверенность

М-2, М2а

2

Приходный ордер

М-4

3

Акт приемки материалов

М-7

4

Лимитно-заборная карта

М-8

7

Требование-накладная

М-11

8

Накладная на отпуск материалов на сторону

М-15

10

Акт об оприходовании материалов

М-35

Показатели документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитами. Исходя из требований ФЗ "О бухгалтерском учете" все первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа

- дата составления документа

- наименование организации, от имени которой был составлен документ

- содержание хозяйственной операции

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении.

- наименования должностных лиц ответственных за совершение и правильность отражения хозяйственной операции.

- личные подписи ответственных лиц 60с.

Учет материалов на складе и в бухгалтерии

Для целей оценки материалов при их выбытии используется оценка материально- производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе путем деления общий себестоимости группы запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количество остатка на начало месяца и поступлений запасов в течение данного месяца. 166с.

На производственном предприятие для хранения материалов могут создаваться обще заводские склады, так и кладовые выполняя функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

На складах (в кладовых) материалы размещаются по секциям, а внутри них – по группам, типам и сортам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

Кроме того, на каждый номенклатурный номер материалов материально ответственное лицо должен заполнять материальный ярлык, который прикрепляется к месту хранения материалов. В материальном ярлыке указываются наименование материалов, номенклатурный номер, единица измерения, цена и лимит наличия материалов. 149с.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов (форма № М-17). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Такой учет, называемый сортовым, осуществляют только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в них следующие данные: номер склада, наименование материалов, их марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит; затем передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных в день совершения операций, после каждой записи выводя остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии их запасов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в службу снабжения (менеджеров). 150с.

В установленные сроки, заведующие складами на основании первичных приход и расходных документов составляют отчет о движение материальных ценностей, которые сдают в бухгалтерию для последующей проверки и обработки. Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. 151с.

Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии.

При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которые записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. Этот вариант менее трудоемок, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах. Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность записей кладовщика в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп в крупных организациях бывает несколько десятков. Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Сальдовый метод учета материалов является одним из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.

При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляются автоматически.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением компьютеров можно осуществлять и посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При переносе данных из карточек складского учета в компьютер на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.

Изложенные варианты аналитического учета материалов с применением компьютеров имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверка с карточками складского учета производится вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

В настоящее время разработано несколько вариантов программ учета производственных запасов с применением компьютеров, в которых эти проблемы успешно решены.

Документальное оформление операций по движению материалов

Учет материалов в бухгалтерии делится на 4 этапа: поступление, внутреннее перемещение, списание на производство, выбытие по иным причинам.

Все операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском материалов, должны оформляться первичными документами. Разумно разработанная первичная документация по учету материалов дает возможность получать необходимые сведенья для оперативного руководства предприятием и осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за их использованием. 141с.

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. Естественно по первичным документам осуществляется контроль за движением, сохранностью и разумным использованием материальных ресурсов.

Порядок документального оформления поступления сырья и материалов зависит от источников их поступления, способов поставки и места приема продукции. Существенными источниками поступления сырья и материалов в организации являются промышленные предприятия (напрямую производители продукции), торговые и посреднические организации, подотчетные лица (заготовщик), закупающие материалы в порядке наличного расчета.

Приемка материалов осуществляется в соотношении с производственной программой организации на основе заключенных общехозяйственный договоров с поставщиками продукции.

Контроль за исполнением плана материально-технического снабжения, своевременностью притока и оприходования, материалов осуществляет главный бухгалтер. Поставка материалов на предприятие может осуществляться как по предложению поставщика – доставка, так и по предложению самого предприятия – самовывоз.

В нем прописывается количество поставленных материалов и цена за единицу каждого вида материалов (например, лист стали: количество – 20 штук по цене за единицу 5000 рублей), рассчитывается стоимость материалов без учета налога – всего к уплате составляет 100000 рублей. Так же раскрывается сумма начисленного НДС по видам материалов – 18000 рублей и общая стоимость товаров с учетом налога – 118000 рублей. Счет- фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия – поставщика. Счет- фактура выписывается в двух экземплярах один, из которых остается у поставщика, а второй направляется покупателю. А также выписывается товарная накладная №1546 от 05 октября 2013 года.

Она выписывается на счет -фактуру №00001546. В ней так же указано количество материалов, цена, сумма без учета НДС, сумма НДС, сумма с учетом НДС. А также указывается количество наименований материалов, масса груза, должностное лицо, разрешившее отпуск материалов и должностное лицо которое произвело отпуск материалов и главный бухгалтер организации поставщика. Указываются должностное лицо, принявшие груз к учету и получившие материал. К ним обязательно прилагаются документы, характеризующие как количество материалов (упаковочные ярлыки, накладные, отвесы), так и качество (сертификаты, качественные удостоверения и др.). Пришедшие от поставщиков документы после качественной проверки и регистрации передаются для оплаты.

Поступление на склад производственного подразделения, материалов собственного производства, отходов производства и других, оформляют требованиями-накладными. Материалы от сооружения и здания, полученные при разборке и демонтаже, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей. Документальное оформление расхода и прочего выбытия материалов. 145с.

Ход документального оформления отпуска материалов зависит от организации производства, направления расхода и периодичности отпуска.

Оформление отпуска материалов из-за большого объема и разновидности выписываемых первичных документов носит трудоемкий характер и требует больших потерь во времени. В связи с этим важное значение имеет упрощение учета на этом участке. Для сокращения числа первичных документов там, где это возможно отпуск материалов целесообразно оформлять непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расход документов на отпуск материалов не оформляются, а сома операция производится на основании установленных лимитов. Факт получения материалов подтверждается подписью цеха- получателя непосредственно в карточке складского учета материалов. 148с.

Их составляют материально ответственные лица участка, отпускающего материальные ценности (кладовщик), в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя остается на месте, а второй с распиской лица, отпускающего ценности (кладовщик), передается получателю материалов.

Отпуск материалов сторонним организациям или своим хозяйствам, расположенным за пределами предприятия, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону. Первый экземпляр накладной остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов (счетов, счетов-фактур).

В начале каждого квартала документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию предприятия. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах, которые составляются кладовщиком, с приложением к нему накладных.

При отпуске материалов хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям выписываются накладные на отпуск материалов на сторону. 147с.

Списание материалов на производство регистрируется отчетом о расходе основных материалов в организации, если на материалы установлены нормы списания на единицу работ или актом, то списание производится в зависимости от срока службы и не зависит от объема работ.

Списание материалов может производиться по следующим причинам: недостачи, потеря качества, реализация. Недостача материальных ресурсов выявляется проведением инвентаризации, которая представляет собой проверку фактического наличия материально производственных запасов с данными бухгалтерского учета путем замера, перевеса, пересчета. Результаты инвентаризации регистрируются в инвентаризационной описи и акте сверки фактического наличия материально производственных запасов. Руководство выносит решение о способе списания материалов, который оформляется актом, подписанным членами инвентаризационной комиссии.

При продаже материалов другим организациям оформляется накладная на отпуск материалов на сторону и выписывается счет-фактура.

В конце каждого месяца кладовщик сдает в бухгалтерию материальный отчет с приложением документов по приходу и расходу материалов.

Передвижения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. Запись в карточках делает кладовщик на основании первичных документов – накладных в день совершения проведенных операций. Потом в конце месяца определяют сведения о состоянии запасов.

Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия предоставляются в бухгалтерию. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножение количества материалов на их цену). Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурному номеру, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотно – сальдовые ведомости по счету: 10.1. В оборотной ведомости раскрывается информация по материалам в разрезе видов и сортов.

Синтетический и аналитический учет материалов

На синтетических счетах учет материальных запасов ведут по фактической себестоимости. При этом в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению. Синтетический учет материалов на производстве ведется на счете 10 "Материалы". Этот счет имеет следующие субсчета:

1. "Сырьё и материалы";

2. "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";

3. "Топливо";

4. "Тара и тарные материалы";

5. "Запасные части";

6. "Прочие материалы";

7. "Материалы, переданные в переработку на сторону";

8. "Строительные материалы";

9. "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".

В соответствии с "Планом счетов бухгалтерского учета" учет материалов на синтетическом счете 10 "Материалы" ведется по фактической себестоимости.

При этом способе на счете 10 "Материалы" отражаются по их приобретению и изготовлению все расходы.

Установленным и более простым является учет материалов по фактической себестоимости. Таким образом на пришедшие материалы в бухгалтерии проводят по дебеты счет 10 "Материалы" и кредитуют счета:

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"-производится на стоимость услуг, проплаченные чеками транспортным организациям, а также за услуги информации и консультации, таможенные пошлины и др.;

71 "Расчеты с подотчетными лицами" – производятся на стоимость купленных и оплаченных из подотчетных сумм сырья и материалов.

23"Вспомогательные производства"- производятся на затраты материалов по доставке собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

20 "Основное производство" -на стоимость полученных возвратных отходов из производства и др.

Если при приемке материалов обнаружена их недостача или порча, то эта операция не отражается на материальных счетах.

В случаях, когда нахватает сырья и материалов не превышает норму естественной, убыли в пути, то она списывается на общехозяйственные расходы предприятия. При обнаружении недостачи и порчи сырья и материалов по вине поставщика, поставщику предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 "Расчеты по претензиям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 "Материалы" открываются два аналитических счета:

- материалы по учетным ценам;

- транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.

Отпуск сырья и материалов из центральных складов на склады цехов производства рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерии отражается записью:

дебет счета 10 "Материалы", аналитический счет "Центральный склад"; кредит счета 10 "Материалы", аналитический счет "Производственный цех".

Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счетов:

20"Основное производство"-на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;

23"Вспомогательные производства"-на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;

25"Общепроизводственные расходы" -на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;

26"Общехозяйственные расходы" -на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;

28"Брак в производстве" -на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции и др.

В течение месяца списание сырья и материалов производится по учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактическими издержками использованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, то перепад между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу – способом "красное сторно", т. е. отрицательными числами (сторнировочная запись).

В бухгалтерии организации, наряду с синтетическим учетом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Оперативно-бухгалтерский способ учёта предполагает ведение натурального учета материалов на складах. Работник бухгалтерии, принимая отчеты от кладовщиков, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостной учет не ведут, а применяют суммовой учет движения материалов. В конце месяца на основании данных первичных документов со складов бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по их отдельным видам в специальную сальдовую ведомость учета остатка материалов на складе (без остатков прихода и оборота). Затем бухгалтер делает таксировку и подсчет итогов остатков материалов по каждой учетной группы материалов и в целом по складу.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов – один из самых действительных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. Его использование позволяет избежать огромного натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и дублирования с записями складского учета. Оперативно-бухгалтерский учет материалов в организации ведется в журнале-ордере №10. Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оперативно-бухгалтерский учет материалов в организации ведется в журнале-ордере №10. Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляют по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется.

В последующем месяце при поступлении платежного требования стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактической сумме, указанной в документах поставщика.

При приеме материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически пришедшего количества материалов по сравнению с данными в документах. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам предприятия или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимость излишек. Если при приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их стоимость отражают по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчета 2 "Расчеты по претензиям", и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не отражают. Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам.

Обеспеченность предприятия материальными ресурсами

Потребность в материальных ресурсах определяется в трех оценках:

1. натуральных единицах измерения, что требуется для установления потребности на складах;

2. по стоимости для выявления потребности в оборотных средствах, для связки с финансовым планом;

3. в днях обеспеченности – для планирования и организации контроля. 41с.

Степень обеспеченности потребности в материальных ресурсах договорами на их поставку оценивается с помощью следующих показателей:

Коэффициент обеспечения по заключенным договорам на поставку:

Коб дог= (Qвнут + Qдог): Qплан (3.1.)

Где:

Qвнут – объем поставок из внутренних источников;

Qдог – плановый объем поставок в соответствии с заключенными договорами на поставку;

Qплан – плановая потребность

Коэффициент обеспечения по фактическому выполнению договоров на поставку:

Kоб факт= (Qвнут + Qфакт): Qплан ( 3.2. )

Где:

Qвнут – покрытие потребности из внутренних источников;

Qдог – плановый объем поставок в соответствии с заключенными договорами на поставку;

Qфакт – фактический объем поставок из внешних источников;

Qплан – плановая потребность.

Здесь объем материальных ресурсов оценивается в натуральных единицах измерения. В последствии, когда окончательно определен объем закупок внешних материально-сырьевых ресурсов, оценивают правильность выбора поставщиков. Такая оценка обычно проводится в два этапа.

На первом этапе анализируют правильность отбора потенциальных поставщиков по общим критериям: цена с транспортно-заготовительными расходами, качество и комплектность поставок, производственная мощность, удаленность, вид оплаты, упаковка.

На втором этапе производят окончательный отбор по частным специфическим критериям, которыми могут, быть финансовые условия, время и периодичность поставок, наличие складов и т.д. На заключительном этапе ретроспективный анализ выполнения заключенных договоров по видам ресурсов или по поставщикам.

Проводимый анализ дает необ­ходимую информацию для выбора поставщиков в последующих периодах, а исследование причин невыполнения договоров может стать базой для проводимой работы по улучшению ситуации.

Эффективность работы организации в прошедшем периоде оценивается следующими показателями:

 Коэффициент удовлетворения заявок (K1):

К1= Количество заключенных договоров х 100% /     (3.3.) 

 Количество заявок на заключение договора                              

 Коэффициент выполнения договоров (К2):

К2= Количество выполненных договоров х 100% /        (3.4.)

Количество заключенных договоров               

Коэффициент качества поставок (К3):

К3= Количество качественно выполненных договоров х 100% /        (3.5.)

 Количество выполненных договоров                             

Сводный коэффициент организации внешних поставок (K4)

К4= Количество качественно выполненных договоров х 100% /        (3.6.)

Количество заявок на заключение договоров                             

В процессе исследования выявляют основные виды ресурсов, в по­ставке которых организация испытывает определенные трудности, а также поставщиков, не выполняющих договорные обязательства поставки ресурсов и не желательных для сотрудничества в будущем.

Несмотря на это, данный анализ предоставляет отличный материал для оценки эффективности работы организаций материально-технического снабжения и личных компетенций отдельных служащих. При этом желательно дополнять его показателями, характеризующими долю простоев в производстве по вине организаций материально-технического снабжения.

Результаты позволяют предъявлять обоснованные претензии конкретным службам возникшие по их вине вынужденных про­стоев и разработать систему их ответственности.

Анализ соответствия планов производства товаров и постав­ок материальных ресурсов со стороны отражает обеспеченность договорами на их поставку и оценивается с помощью следующих показателей:

 Коэффициент обеспеченности плана производства поставка­ми со                     стороны:

Кдог пл. = Сумма по заключенным договорам / Плановая потребность    (3.7.)

Коэффициент обеспечения по фактическому выполнению договоров на поставку:

Кдог ф= Стоимость фактически поставляемых материальных ресурсов /

Плановая потребность                                                              (3.8.)

Анализ этих коэффициентов проводится по каждому виду материально-производственных запасов. [1]355с.

Анализ потребности в материальных ресурсах

Потребность в материальных ресурсах определяется в разрезе их видов на нужды основной и не основной деятельности предприятия и на запасы, необходимые для нормального функционирования на конец периода.

Определение потребности в материальных ресурсах включает анализ их использования в производстве и определяется путем сравнения фактического полезного использования материальных ресурсов к плановому или к фактическому использованию в базисном или предыдущем периодах. 227с.

Анализ эффективности использования материальных ресурсов и поиск резервов сниже­ния их расхода

Анализ использования материальных ресурсов проводится по следующим показателям: Обобщающим показателем, характеризующим использование всей совокупности материальных ресурсов на промышленном предприятие, являются:

1) Показатель материалоемкость продукции определяется как отношение стоимости потребленных при производстве продукции материальных затрат к объему ее выпуска и характеризует величину материальных затрат, приходящихся на один рубль произведенной продукции.

Ме = МЗ/V         (3.13.)

Где: Ме – показатель материалоемкости продукции

МЗ – материальные затраты

V – Объем выпуска продукции

2) Показатель материалоотдачи является обратной величиной по отношению к показателю материалоемкости и характеризует выход продукции с каждого рубля материальных затрат.

М0=V/МЗ.          (3.14.)

Где: Мо – показатель материалоотдачи продукции

 V – Объем выпуска продукции

  МЗ – материальные затраты

3) Рентабельность материальных затрат характеризует величину прибыли на один рубль материальных затрат. Этот показатель определяется как отношение прибыли от продаж к сумме материальных затрат на производство за период.

Rмз = Р прод. / МЗ         (3.15.)

Где: Rмз – рентабельность материальных затрат

Р прод. – прибыль от продаж

МЗ – материальные затраты

4) Показатель относительной экономии материальных затрат определяют, как разность между фактической суммой материальных затрат учтенных в себестоимость продукции и базовой величиной затрат пересчитанной на индекс объема продукции.

Э = МЗi – МЗо * Iоп        (3.16.)

Где: Э – относительная экономия материальных затрат

МЗi, МЗо – материальные затраты в отчетном и базовом периоде

Iоп – индекс объема продукции [2] 231с.                                      

Для оценки эффективности использования материальных ре­сурсов используется система общих и частных показателей. Применение общих показателей исследования позволяет получить общее представление об уровне оперативности использования ма­териальных ресурсов и возможность его повышения.

Частные показате­ли используются для оценки эффективности расходования отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомога­тельных материалов, топлива, энергии и др.), а также для определения снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).

Пути оптимизации материально-производственных запасов

От оптимальности запасов зависит окончательный финансовый результат деятельности организации.

Задачи повышения эффективности управления запасами и затратами сводятся к следующим:

1. оптимизировать общий размер и структуру запасов;

2. минимизировать затраты по их обслуживанию;

3. обеспечить эффективны контроль за их движением.

Управление запасами имеет большое значение в технологических и финансовых моментах. С позиции управления финансами организаций запасы – это иммобилизованные средства, то есть средства, отвлечённые из оборота.

Без вынужденной иммобилизации не обойтись. Тем не менее вполне нормальным является желание минимизировать вызываемый этим процессом непрямые потери, равные доходу, который можно было получить, при вложении соответствующих сумм в альтернативный проект. Эти косвенные потери при определённых условиях могут стать и прямыми.

Анализ показывают, что принудительная реализации активов, например, в случаи банкротства организации, многие оборотные средства попадают в разряд неликвидных, а вырученная от их реализации сумма может быть гораздо ниже учётной стоимости. Эти видимые замечания и объясняют от части распространённость формализованных форм управления запасами.

Независимо от того используется формализованная форма или нет, руководители любой организации следуют некоторым принципам управления запасами, выбирают стратегию их финансирования. Эти принципы предполагают ответы на два вопроса:

1. какой должна быть структура запасов;

2. какой должен быть объём запасов.

Оптимизация запасов осуществляется по разным видам запасов на основе применения различных моделей и систем управления запасами.

Одна из самых простых определений объема оптимальной партии заказа и частоты заказов осуществляется по формуле известной как модель Уилсона – "Модель экономически обоснованного заказа" (модель EOQ). Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов материальных ценностей в организации. Поведение этих затрат противоречиво. С одной стороны, предприятию выгодно завозить сырье и материалы более большими партиями, что снижает затраты на размещение заказа (расходы на документальное оформление, транспортировку и приемку материалов). 358с.

Тогда сумма операционных затрат на размещение заказа будет определяться по формуле:

ОЗР.З= ОПП/ РПП х СР.З.                                      (3.17.)

Где: ОЗр.з – затраты на размещение заказа,

ОПП – годовой объем производственной потребности в материале,

РПП – средний размер одной партии поставки,

СР.З. – средняя стоимость размещения одного заказа.

Из формулы (3.18) видно, что при постоянной необходимости в материальных ресурсах и постоянной стоимости с увеличением размера одной партии запасов затраты на их размещение уменьшается.

С другой стороны большой размер одной партии сырья и материалов вызывает рост затрат по их хранению на складе. Затраты на хранение материалов будут определяться..

ОЗХ = РПП/2 х СХ                                                       (3.18.)

Где: ОЗХ- затраты на хранение материальных ресурсов на складе,

СХ. – стоимость хранения единицы материала на складе.

Следовательно, при неизменной стоимости хранения запасов сумма затрат по хранению материалов на складе уменьшается при сокращении среднего размера одной партии поставки.

При минимизации затрат на хранение и размещение заказа идеальный средний размер партии поставки определяется по.

Бухгалтерский учет движения материалов в организации (3.19.)

где РПП ОПТ – оптимальный средний размер запаса.

Выходит, что оптимальный размер запаса будет равен.[1]359с.

 ПЗОПТ = РППОПТ /2                          (3.20.)

Получается годовая потребность в синем красителе 1124 кг. Средняя стоимость одного заказа (СР.З.) – 2900 руб. Средняя стоимость хранения единицы запаса на складе (СХ) – 8руб.

Средний размер партии поставки составит:

РПП ОПТ = Ö(2 х 1124 х 2900) /8 = 902 кг.

Определим оптимальный размер запаса:

ПЗОПТ = 902/2 = 451 (кг.)

Расчет показал, что затраты по обслуживанию запасов будут минимальными при размере партии поставки в 902 кг.


[1] Кириченко Т. В. Финансовый менеджмент: учебник М.: Дашков и Ко, 2014-484с.

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. – N 148-149. – 06.08.1998.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 07.08.2000. – N 32. – Ст. 3340.

3. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года.

4. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"

5. План Счетов Бухгалтерского Учета 2014 – 128с.

Монография, научная и учебная литература

6. Алексеева Г. И., Богомолец С. Р., Сафонова И. В., Алавердова Т. П., Самохина Н. А. Бухгалтерский Учет: Учебник М.: Московский Финансово-Промышленный Университет "Синергия", 2013- 720c.

7. Астраханцева Е. А. Бухгалтерский Финансовый Учет: Учебное Пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2014- 220c.

8. Бабаев. А. Комиссарова И. П. Бухгалтерский Учет: Учебник М.: Юнити-Дана, 2012- 530с.

9. Журавлев В. А., Саевец А. Н. Управление закупками и снабжением на предприятии: конспект лекций Минск: ТетраСистемс, 2012- 144с.

10. Керимов В. Э. Бухгалтерский Финансовый Учет: Учебник М.: Дашков и Ко, 2014- 686c.

11. Кириченко Т. В. Финансовый менеджмент: учебник М.: Дашков и Ко, 2014-484с.

12. Лазарева Н. А. Теория Бухгалтерского Учета. Схемы и Комментарии. Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта 2010- 108с.

13. Любушин Н. П. Экономический анализ: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2012-424с.

14. Потапова Е. А. Бухгалтерский Учет. Конспект Лекций М.: Проспект,

2015-126c.

15. Смурнов Е. С. Автоматизация учета материала 2010- 110с.

16. Стародубцева О. А., Татьянина В. Г., Тишкова Р. Г.,Яцко В. А. Практикум По Дисциплине "Планирование на Предприятии" Новосибирск: НГТУ, 2011- 95c.

17. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Анализ финансовой отчетности организации: учебное пособие Юнити-Дана, 2015- 583c.

18. Толкачева О. М. Толкачева Н. А. Бухгалтерский Учет и Анализ: Учебное Пособие М.: Директ-Медиа, 2013 – 174с.