Бухгалтерский учет, анализ и аудит расходов и доходов по продаже товаров

Бухгалтерский учет, анализ и аудит расходов и доходов по продаже товаров.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие продаж, доходов и расходов, их классификация

Продажи – бизнес-понятие, описывающие практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажи чаще всего являются завершающим этапом бизнес – цикла коммерческого предприятия. Употребляется только во множественном числе, в отличие от термина "продажа" (разовая продажа чего-то конкретного).

Продажи – западный термин, подчеркивающий современный подход к организации торговли в компании, применение эффективных методов, нацеленность на конкретный результат. В современном понимании продажи считаются неразрывно связанными с маркетингом, служат логическим продолжением, практическим результатом и подтверждением правильности ведущейся маркетинговой работы компании. Считается, что само понятие маркетинг появилось из продаж, является их неким теоретическим осмыслением.

В настоящее время продажи являются скорее практической, нежели теоретической дисциплиной. Продажам посвящены многочисленные обучающие практические тренинги по развитию конкретных навыков продаж, статьи и книги по специфике того или иного вида продаж и т. п.

Разработаны многочисленные классификации продаж. Например – оптовые и розничные продажи, прямые продажи, многоуровневые продажи, "длинные" продажи, мобильные продажи, продажи товаров и услуг, всевозможные отраслевые продажи (продуктов питания, стройматериалов и т. п.).

Понятие продажи входит в качестве базового и основополагающего в большое количество других современных терминов и бизнес-понятий: профессия менеджера по продажам является одной из наиболее распространенных на рынке труда, составление плана продаж является основой для составления бизнес-плана, отдел продаж

Легче всего рассматривать сущность и роль продаж только как о функции, имеющей целью что-то продать. Однако за этим вполне очевидным утверждением часто скрывается очень сложный процесс, включающий использование полного набора принципов, приемов и важных личностных навыков и умений, а также охватывающий широкий диапазон различных типов задач, которые решаются при продаже.

Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг. Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость (далее НДС) и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, и затратами на ее производство и продажу.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников[16].

Приведенное определение доходов организации содержится в пункте 2 Положения по бухгалтерскому учету 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н. Данное Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных и страховых организаций.

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

1) Сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей. Суммы НДС, в частности, не могут быть признаны доходом организации, поскольку суммы поступившего налога, после вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении продукции, товаров, работ и услуг, подлежат уплате в бюджет.

2) По договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобного.

3) В порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг, а также суммы авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг. Суммы, полученные в порядке предварительной оплаты и суммы авансов, не включаются в доходы до момента отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг. Данные суммы отражаются на отдельном субсчете к счету, предназначенному для учета расчетов с покупателями и заказчиками.

4) Задатка, так как согласно статье 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации он является одним из видов исполнения обязательств.

5) Залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю

6) Погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

В соответствии с пунктом 12 положения по бухгалтерскому учету 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях:

7) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

8) сумма выручки может быть определена;

9) имеется уверенность в увеличении экономических выгод в результате конкретной операции;

10) право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

11) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств или иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

- штрафы, пени, неустойки – в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, – в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности;

- суммы дооценки активов – в отчетном периоде, к которому относится дата переоценки;

- иные поступления – по мере образования (выявления).

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Приведенное определение расходов организации содержится в пункте 2 Положения по бухгалтерскому учету 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Данное Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных и страховых организаций.

Не признается расходами организации выбытие активов:

1) в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов);

2) вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

3) по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала;

4) в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

5) в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

6) в погашение кредита, займа, полученных организацией.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

2) сумма расходов может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов)[17].

Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью. В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности расходы признаются в том отчетном периоде, в котором совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. В соответствии с Налоговым кодексом РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты и убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Они учитываются на счете 90 "Продажи". Прочими расходами являются расходы не связанные с производством и продажей продукции такие как:

1) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

2) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);

3) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

4) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

5) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

6) суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания и другие.

Таким образом, доходы организации подразделяются на доходы по обычным видам деятельности (выручка от продажи продукции, товаров, услуг, работ) и прочие доходы (выручка от продажи основных средств, материалов, нематериальных активов, от сдачи в аренду основных средств, нематериальных активов). Бухгалтеру необходимо правильно уметь классифицировать данные виды доходы и расходов, так как бухгалтерский учет доходов и расходов по обычным видам деятельности и прочих доходов расходов ведется на разных счетах бухгалтерского учета.

Нормативно-правовое регулирование учета расчетов по продажам

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету – ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов бухгалтерского учета, методические указания, комментарии)

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

- 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

- 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

- 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и других ведомств;

- 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011г. № 402-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

Сделки по продаже продукции (работ, услуг) осуществляются организациями в соответствии с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ. К ним относятся договоры купли-продажи, поставки, мены, комиссии и др. несмотря на многообразные формы договоров в них обязательно должен быть сформулирован предмет договора – конкретные наименования и количество товаров или услуг, подлежащих реализации, а также сроки и условия выполнения договора.

В п. 13 Положения "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)" указано, что предприятие для целей налогообложения может определять выручку от реализации продукции (работ, услуг) либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет), исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.

Одним из наиболее существенных моментов в договорах купли-продажи является условие о переходе права собственности на продукцию (работы, услуги), переданную организацией покупателю. Другими словами, момент отчуждения имущества обязательно предусматривается в договоре между сторонами сделки (статьи 458, 459 ГК РФ), поскольку это условие является определяющим для отражения совершения факта продажи на счетах бухгалтерского учета. Если в договоре не указываются условия перехода права собственности, то в таких случаях право собственности у покупателя-контрагента возникает с момента передачи продукции. При этом моментом передачи продукции является не только момент ее вручения непосредственно приобретателю, но и сдача ее перевозчику для отправки покупателю или предприятию связи для пересылки (статьи 223, 224 ГК РФ).

Согласно главе 7, части 1, статье 39 Налогового Кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

-осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;

-передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы);

-передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного имущества при проведении приватизации;

-передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора о совместной деятельности или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

-иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

Порядок отнесения поступлений к доходам от обычных видов деятельности определен в ПБУ 9/99 "Доходы организации" исходя из предмета деятельности организаций 06.05.1999.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основные нормативные документы по учету продаж:

- Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 № 32н (с учетом последующих изменений и дополнений).

- Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Утв. приказов Министерства финансов РФ от 06.05.1999 № 33н (с учетом последующих изменений и дополнений).

- Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н (с учетом последующих изменений и дополнений).

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002 № 114н (с учетом последующих изменений и дополнений).

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (с учетом последующих изменений и дополнений).

- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с учетом последующих изменений и дополнений).

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49.

- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации: Утв. постановлением Госкомстата России от 18.68.1998 № 88 (с учетом последующих изменений и дополнений).

- Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 21.03.2000 № 29н.

Учет результатов от продаж товаров, продукции, работ и услуг

Наличие и движение товаров, их реализация отражаются на следующих счетах:

На счете 41 "Товары" товары учитываются как по покупным ценам, так и по ценам продажи. Предприятия оптовой торговли ведут учет на счете 41 "Товары" по покупным ценам (фактической себестоимости) за минусом НДС, предприятия розничной торговли – по покупным ценам, если учетной политикой предусмотрено ведение учета товаров в покупных ценах, или по продажным ценам, если учетной политикой предусмотрено ведение учета товаров в продажных ценах с использованием счета 42 "Торговая наценка". Если предприятие розничной торговли ведет учет товаров в продажных ценах, стоимость остатка товаров отражается в, балансе в покупных ценах без учета начисленной торговой наценки, приходящейся на остаток товаров.

Счет 42 "Торговая наценка" используется при учете товаров на счете 41 "Товары " по ценам продажи. Данный счет предназначен для учета торговой наценки. При этом методе облегчается учет движения товарных запасов, но снижается возможность регулирования цен реализации.

Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

На предприятиях торговли на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):

- на перевозку товаров;

- на оплату труда;

- на аренду;

- на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

- по хранению и подработке товаров;

- на рекламу;

- на представительские расходы;

- другие аналогичные по назначению расходы.

На нем в течение отчетного периода собираются все затраты торгового предприятия, которые в конце отчетного периода списываются в дебет счета 90 "Продажи".

При учете товаров по ценам продажи делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

- на стоимость приобретенных товаров:

Д41 "Товары"

К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

- на сумму НДС по приобретенным товарам:

Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

субсчет 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам"

К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Начисление суммы торговой наценки отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

Д 41 "Товары"

К 42 "Торговая наценка".

Списание реализованных товаров по ценам продажи отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

Д 90 "Продажи" субсчет 90-2 "Себестоимость продаж

К 41 "Товары".

Списывается сумма торговой наценки. Бухгалтерская запись делается на отрицательное число, соответствующее торговой наценке по реализованным товарам:

Д 90 "Продажи" субсчет 90-2 "Себестоимость продаж" К 42 "Торговая наценка".

Списываются расходы на продажу товаров бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

Д 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" К 44 "Расходы на продажу".

На сумму выручки, полученной от реализации товаров (в том числе налог на добавленную стоимость), делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

К 90 "Продажи" субсчет 90-1 "Выручка" или при реализации в розницу:

Д 50 "Касса"

К 90 "Продажи" субсчет 90-1 "Выручка".

На сумму НДС в цене реализации товаров делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 90 "Продажи" субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость"

К 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС".

На сумму прибыли от реализации товаров делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 90 "Продажи" субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"

К 99 "Прибыли и убытки".

Финансовый результат организации определяется в сумме нераспределенной прибыли (чистой прибыли), которая подлежит распределению между акционерами (участниками) организации. Нераспределенная прибыль определяется как результат от продаж по обычным видам деятельности организации, от прочих доходов и расходов, а также чрезвычайных доходов и расходов организации, уменьшенных на причитающиеся платежи в бюджет по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет операций по продаже товаров, готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг ведется с использованием счета 90 "Продажи", где отражаются доходы (выручка), расходы, а также финансовый результат по обычным видам деятельности организации. На этом счете отражаются также операции тех организаций, предметом деятельности которых является осуществление следующих операций:

- предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;

- предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- участие в уставных капиталах других организаций и т.п.[22].

В бухгалтерском учете доход (выручка) от продажи по обычным видам и предметам деятельности организации отражается в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципом начисления), т.е. по мере отгрузки товаров, продукции, работ и услуг и предъявления расчетных документов к оплате[20].

Показатель выручки (дохода) от продаж товаров, продукции, работ и услуг, являющихся продуктом их обычной (уставной) деятельности, определяется в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

При этом по мере отгрузки товаров, продукции, работ и услуг и предъявления к оплате расчетных документов производятся записи:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 – отражена договорная (продажная) стоимость ценностей;

Д-т сч. 90 К-т сч. 20, 23, 43 – списана себестоимость производства продукции, работ и услуг

или

Д-т сч. 90 К-т сч. 41, 44 – списана стоимость проданных товаров и сумма издержек обращения.

Не признается операцией по продаже поставка продукции (товаров), если в соответствии с договором выручка определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. Например, при экспорте, когда момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику) определяется датой перехода права собственности или иной датой, устанавливаемой сторонами в договоре. При этом делаются записи:

Д-т сч. 45 К-т сч. 41, 44 – списаны стоимость проданных товаров и издержки обращения, приходящиеся на них;

Д-т сч. 45 К-т сч. 43, 44 – списана стоимость проданной продукции и сумма расходов на продажу, приходящихся на нее;

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 – отражена выручка от продажи ценностей, выполненных работ и услуг при ее признании;

Д-т сч. 90 К-т сч. 45 – одновременно списана стоимость ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.

Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 "Продажи" в корреспонденции со счетами, на которых учитывалась эта продукция.

При условии участия организации в расчетах в учете делаются записи:

Д-т сч. 004 – отражена стоимость полученных для продажи товаров согласно расчетным документам поставщиков;

Д-т сч. 62 К-т сч. 76 – отражена продажная стоимость проданных товаров;

Д-т сч. 76 К-т сч. 90 – отражена сумма выручки посреднической организации (комиссионное вознаграждение);

Д-т сч. 90 К-т сч. 68 – отражена сумма НДС от выручки посредника;

Д-т сч. 51 К-т сч. 62 – получены денежные средства от покупателя;

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 – перечислены денежные средства продавцу.

При условии продажи товаров без участия организации в расчетах на сумму причитающегося к получению (полученного) комиссионного вознаграждения делаются записи:

Д-т сч. 62 (51) К-т сч. 90 – отражена выручка;

Д-т сч. 90 К-т сч. 68 – отражен НДС;

Д-т сч. 51 К-т сч. 62 – отражено получение денежных средств по договору комиссии.

При продажах товаров на экспорт выручка от продаж отражается по кредиту счета 90 в рублях в сумме, определенной путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату ее признания – дату отгрузки и предъявления документов к оплате либо поступления денежных средств на расчетный счет организации.

Оценка выручки от продаж может осуществляться в условных денежных единицах. В этом случае выручка отражается по кредиту счета 90 в рублях в сумме, исчисленной путем пересчета используемой для оценки обязательств иностранной валюты по установленному курсу пересчета на дату, принятую в договоре.

Приведем примеры отражения в учете данных операций.

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 – отражена выручка и задолженность покупателя в оценке на дату отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате;

Д-т сч. 51 К-т сч. 62 – получены денежные средства и погашена задолженность в оценке (например, на дату перечисления покупателем денежных средств).

На разницу (суммовую разницу) делается дополнительная запись:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 – на увеличение выручки и обязательств, если курс рубля понизился

или

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 – сторнируется договорная стоимость отгруженных товаров, продукции (работ, услуг) и величина дебиторской задолженности на суммовую разницу;

Д-т сч. 90 К-т сч. 68 – доначисляется (сторнируется) НДС.

Оценка выручки при товарообменных операциях производится по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

В бухгалтерском учете указанные сделки отражаются в следующем порядке:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 – отражена выручка в оценке получаемых товаров (ценностей);

Д-т сч. 07, 08, 10, 20, 41 и др. К-т сч. 60 – отражена стоимость полученных ценностей, принятых работ или услуг;

Д-т сч. 60 К-т сч. 62 – произведен взаимозачет задолженностей.

Для целей налогообложения организация (кроме расчетов по налогу на прибыль) может в соответствии с налоговым законодательством и своей учетной политикой определять выручку от продажи товаров, продукции (работ, услуг) по мере их отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате (по отгрузке) или на дату поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции (по оплате). При выборе организацией метода определения выручки для целей налогообложения по оплате данные ее бухгалтерского учета по продажам требуют приведения их в соответствие с оплаченной частью выручки[19].

Бухгалтерский учет операций по продажам товаров, продукции, работ и услуг на счете 90 "Продажи" ведется в порядке, позволяющем организациям, с одной стороны, определять ежемесячно финансовый результат (прибыль или убыток), с другой – для целей бухгалтерской отчетности накапливать в течение отчетного года информацию о данных, формирующих структуру показателей счета 90, которые участвуют при определении финансового результата. Для этого организации открывают на счете 90 следующие субсчета:

90-1 "Выручка" – для учета выручки от продаж;

90-2 "Себестоимость продаж" – для учета себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг, по которым на субсчете 90-1 признана выручка;

90-3 "Налог на добавленную стоимость" – для учета сумм налога на добавленную стоимость, включенных в цену проданных товаров, продукции, работ и услуг;

90-4 "Акцизы" – для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции;

90-5 "Экспортные пошлины" – для учета сумм экспортных пошлин;

90-9 "Прибыль (убыток) от продаж" – для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Методика аудита доходов и расходов от продаж товаров

Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск не обнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента[21].

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 "Планирование", а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

При аудите операций по отгрузке и продаже готовой продукции одной из задач является проверка правильности учета расходов, связанных со сбытом и продажей продукции. От их размеров зависит величина прибыли от продажи продукции.

В ходе проведения аудита расходов на продажу можно выделить следующие направления проверки:

1) Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2) Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете (проверка оборотов и сальдо по счетам);

3) Проверка правильности формирования отчетных показателей.

При оценке эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе проверки коммерческих расходов применяются следующие процедуры.

1) Ознакомиться с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и содержащим синтетические и аналитические счета. Установить его особенности и проверить соответствие применяемых на практике синтетических и аналитических счетов рабочему плану счетов.

2) Ознакомиться с учетной политикой организации с целью установления способов ведения бухгалтерского учета (позиции, по которым действующее законодательство допускает возможность выбора одного способа из нескольких) требованиям нормативных актов.

Учетной политикой организации должен быть предусмотрен порядок списания и распределения расходов на продажу.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.

Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.

Аналитический учет является наиболее трудоемким, так как составляет основу бухгалтерского учета в той степени детализации учитываемых объектов, в какой это нужно для аппарата управления торговой организации, а также ее внешним пользователям. Аналитический учет коммерческих расходов в соответствии с Планом счетов ведется по видам и статьям расходов.

Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя методику аналитического учета. При этом могут быть использованы многографные карты или ведомости, в которых для каждой отдельной статьи отводится специальная графа. Итог записанных в каждой графе сумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графе фиксируется общая сумма издержек, которая должна быть равна данным на синтетическом счете 44 "Расходы на продажу", субсчет "Издержки обращения". Учет в картах или ведомостях ведется отдельно по структурным подразделениям, а внутри них – по статьям издержек обращения. Возможен вариант, когда аналитический учет ведется в разрезе статей издержек обращения, а внутри – по структурным подразделениям.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Аудиторы проверяют:

- соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне;

- наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;

- правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;

- наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

- правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;

- правильность отражения документов в учетных регистрах.

При изучении первичных документов также следует провести юридическую экспертизу договоров на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров; изучить регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность, регистры налогового учета в части учета коммерческих расходов.

Первичными документами, подтверждающими факт выполнения рекламных работ и услуг, являются:

- договор на оказание рекламных услуг;

- протокол согласования цен на рекламные услуги;

- документация, предоставляющая право размещения средства наружной рекламы и информации;

- акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанный рекламораспространителем и рекламодателем;

- счета-фактуры от исполнителя рекламных услуг;

- документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера);

- требование-накладная (ф.М –11) и накладная на отпуск материалов на сторону (ф.М-15); лимитно-заборная карта (форма N М-8) для оформления перемещения материалов, используемых в рекламных целях;

- требование-накладная (унифицированная форма N ТОРГ-12) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товара (унифицированная форма N ТОРГ-13) для оформления перемещения товаров, используемых в рекламных целях;

- расчетно-платежная ведомость (унифицированная форма N Т-49) для учета заработной платы, начисленной в связи с производством рекламных расходов;

-акт о списании товаров (готовой продукции) в рекламных целях;

- акт об уценке товаров;

- бухгалтерские справки-расчеты и др. документы.

Расходы на представительские цели подтверждают следующие документы:

- счета предприятий общественного питания;

- товарные чеки;

- чеки ККТ;

- документы, подтверждающие оплату транспортных расходов;

- документы, подтверждающие оплату услуг переводчика;

- накладные, торгово-закупочные акты и т.п.

При документальном оформлении транспортных расходов, связанных с исполнением договора поставки или купли-продажи товаров, наиболее важными моментами являются следующие:

- в договоре должно быть определено, какая из сторон несет расходы по доставке товаров;

- документальным подтверждением того, что транспортные расходы действительно произведены (не фиктивны), являются соответствующие товаросопроводительные документы.

Таким образом, на этапе планирования аудитор получает информацию о деятельности аудируемого лица, которая необходима ему для разработки (составления) программы аудита.

Программа аудита расхода на продажу в части процедур по проверке систем бухгалтерского учета, а также процедур по проверке оборотов и сальдо по счетам представлена в Приложении Б.

При проверке правильности отражения операций в бухгалтерском учете применяются следующие процедуры проверки оборотов и сальдо по счету 44 "Расходы на продажу".

1) Проверить правильность включения затрат в состав расходов на продажу в соответствии с действующими нормативными документами.

2) Проверить соблюдение установленных нормативов расходов на рекламу и представительских расходов.

Аудитор проверяет:

- связаны ли расходы на рекламу с основной производственно-коммерческой деятельностью организации;

- существует ли смета расходов на рекламу, утвержденная руководителем (вопрос о составлении сметы решается на усмотрение руководителя предприятия);

- соблюдается ли порядок признания расходов исходя из принятого метода (начисления или кассового). При применении метода начисления расходы, связанные с рекламными мероприятиями, как и представительские расходы, должны быть отнесены к тому отчетному периоду, когда они возникли, независимо от времени их оплаты;

- соблюдаются ли нормы расходов на рекламу, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения, так как в бухгалтерскую себестоимость данные расходы включаются полностью (в полном размере фактически произведенных затрат), а для исчисления налогооблагаемой прибыли составляется корректировка в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.

- правильно ли отражены в бухгалтерском учете разницы, возникающие по представительским расходам. Причем в отношении представительских расходов, не всегда можно сразу сказать однозначно, какая разница возникнет у налогоплательщика: постоянная или временная. Исключение составляет случай, когда расходы, произведенные налогоплательщиком, не могут считаться с точки зрения НК РФ представительскими. Такая разница сразу признается постоянной, формирует постоянное налоговое обязательство, представляющее собой сумму налога, приводящую к увеличению налога на прибыль в отчетном периоде.

- применяются ли вычеты по НДС в отношении представительских расходов. Если налогоплательщик, осуществляя представительские расходы, уплачивает сумму налога, предъявленного ему поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг), то он имеет право на вычет "входного" НДС, но только в размере, соответствующем нормативу представительских расходов, установленному п. 2 ст. 264 НК РФ[15].

Аудитор проверяет списание тары, использованной для упаковки продукции, после завершения процесса производства и сдачи продукции на склад на счет 44 "Расходы на продажу". Он проверяет, обоснованно ли ее стоимость включена в полную себестоимость продукции прямым путем проводкой: Д-т сч. 44 "Расходы на продажу" К-т сч. 10 "Материалы", или стоимость расходов по таре следовало распределить между отдельными видами реализованной продукции, исходя из их веса, объема, производственной себестоимости, проверяет периодичность этой процедуры.

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету (п.9 ПБУ 10/99) расходы на продажу участвуют в формировании расходов по обычным видам деятельности, на базе которых, в свою очередь, формируется финансовый результат от обычных видов деятельности. При этом расходы на продажу могут признаваться в себестоимости проданной продукции полностью или частично[18]. Однако аудитору необходимо определить возможность применения данного положения для конкретного предприятия, исходя из его учетной политики и реальной ситуации, так как в настоящее время возможно применение двух вариантов списания коммерческих расходов.

Выявленные аудитором нарушения, связанные со списанием расходов на продажу в полной сумме, приводят к:

- недостоверности учетных и отчетных данных;

- искажению налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Полнота и правильность отражения в учете расходов на продажу изучаются при проверке операций по движению материалов, денежных средств, расчетных и других операций. В процессе проверки сопоставляются записи о расходах, приведенные в соответствующих журналах-ордерах, с записями в ведомости аналитического учета коммерческих расходов как по общему итогу за месяц, так и по отдельным статьям расходов, а также с данными счета 44 "Расходы на продажу" и Главной книги.

При осуществлении проверки правильности формирования отчетных показателей аудитор должен проверить соответствие данных синтетического учета показателям бухгалтерской отчетности (формы № 2).

В форме № 2 расходы на продажу в статью "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" не включаются, а отражаются по статье "Коммерческие расходы". По этой строке должна быть записана сумма, которая списана с кредита счета 44 "Расходы на продажу" в дебет счета 90 "Продажи".

В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету, если организации, осуществляющие торговую деятельность, не признают учтенные издержки обращения в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров, отражается в форме № 1 по статье "Затраты в незавершенном производстве" группы статей "Запасы".

По окончании выполнения контрольных процедур, а также аудиторских процедур по проверке расходов на продажу, в рамках перечисленных направлений аудитор должен сформировать мнение о выполнении аудируемым лицом предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые для аудитора будут выступать критериями оценки ее достоверности, а выражение мнения о достоверности отчетности является, согласно законодательству, целью аудита.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ. – Ч. 1, 2.

2. Налоговый кодекс РФ. – Ч. 1, 2. – М.: Проспект, 2000 с изменениями и дополнениями от 08.06.2013г.

3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 06.12.2011.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н.

5. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П

6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.

7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006, утв. приказом Минфина РФ от 27.11. 2006 № 154 н.

8. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.

9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н.

10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н.

11. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн.

12. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14 / 2000, утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2007 № 91 н

13. Положение по бухгалтерскому учету "Материально-производственные запасы" ПБУ 5/01: Приказ МФ РФ от 09.06.2001 № 44н.

14. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: Приказ Минфина РФ от 06.05.99г. № 32н.

15. Бухгалтерский учет: Учебник/ И. И. Бочкарева, В. А. Быков и др.; Под ред. Я. В. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011 г. – 768 с.

16. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.А. Галанин, 2-е изд. доп.-М.: Финансы и статистика, 2012.

17. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб. практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011. – 504 с.

18. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 591 с.

19. Пошерстник Н. В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб. – практ. пособие: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 532 с.

20. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2012.- 496 с.

21. Суглобов А. Е. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие/ А. Е. Суглобов, Б. Т.Жарылгасова. – М.: КНОРУС, 2012. – 496 с.

22. Финансовый учет: Учебник/Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- 2- е изд. перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика, 2012-784 с.