Благотворительность

Что такое благотворительность и его роль в современном российском обществе

Статьи по теме
Искать по теме

Основные теоретические подходы к понятию "благотворительность"

Социальная помощь – это основная категория в социальной работе, активно развивающейся в последние десятилетия отрасли отечественной науки, учебной дисциплины и практики.

Применительно к благотворительной деятельности, в советский период доктрина исходила из решенности социальных проблем в стране.

Во-первых, социальная помощь – это один из видов социального взаимодействия, одна из форм социального содействия. Социальное взаимодействие – это взаимный обмен опытом, знаниями, понятиями, оно осуществляется в процессе взаимообмена. Обмен деятельностями лежит в основе разделения труда (возможность обмена товарами или услугами есть необходимое условие разделения труда), и именно деятельностное взаимодействие связывает отдельные личности в общество, а значит, оно оказывается специфически социальным.

Благотворительность – это определенные действия относительно отдельных лиц, а также относительно организаций в виде оказания материальной безвозмездной помощи или выполнения услуг или работ. Также, понятие благотворительности предполагает поощрение и развитие каких-либо, имеющих общественную значимость, форм или видов деятельности.

Можно привести различные варианты трактовки понятия благотворительности. Это связано с тем, что этот непростой феномен общественного проявления очень многогранен и выполняет определенные функции в устройстве самого общества. Определений благотворительности существует немало. Рассмотрим подробнее некоторые из них:

- Благотворительность – проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

- Благотворительность – действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.

- Благотворительность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.

- Благотворительность – негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.

- Благотворительность – оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие.

Несмотря на некоторое различие в позиции авторов, очевидно одно – понятие благотворительности обладает высоким аксиологическим статусом. Пожалуй, ни одно из явлений современной действительности не откладывает такой отпечаток в сердцах людей как благотворительность.

Благотворительность в своей основе тесно связана с такими значимыми категориями человеческой жизни как милосердие, любовь, сострадание, нравственная ответственность.

Благотворительность любого рода необъяснимым образом объединяет людей разного социального статуса и возраста в общем порыве делать добро.

В РФ регулируется ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г.

Благотворительная организация не может отправить человека в тюрьму или заставить его платить налоги. Однако благотворительность все-таки несет в себе элемент принуждения: мнение окружающих (давление общественного мнения – великолепный способ увеличить сбор средств) или давление некоего особого положения.

Благотворительность в России становится все более популярной информационной темой и все более профессионально организованной сферой деятельности.

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы.

Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Важной вехой этого периода явилось открытие при Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных домов для детей-подкидышей.

При Екатерине II для открытого ею в 1764 году Воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения. Императрица выделила на новое заведение 100 000 руб. личного капитала, остальные деньги поступали от добровольных пожертвователей. Воспитательный дом стал первым коллективным делом состоятельных москвичей.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых.

В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях. Вдовьих детей отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для женского воспитания и образования.

До конца XIX века в России дело попечения о нуждающихся было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.

Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души. Так супруга Александра I Елизавета Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия для нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти.

Обращаясь к истории благотворительности в России, мы находим множество подтверждений тому, что путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны.

С 1917 и до середины 80-х годов добровольной благотворительности как таковой не существовало. Собираемые с населения различные взносы (на строительство памятников и т.п.) носили обязательный характер.

Второе рождение благотворительность получила в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. В этот период стали создаваться и активно функционировать благотворительные фонды, благотворительные общественные организации и др. Граждане, предприятия, банки стали участвовать в финансировании тех или иных благотворительных программ, проектов.

Благотворительная деятельность может осуществляться самостоятельно как отдельными гражданами, так и обществами, товариществами, учреждениями и т.д. Однако, как показывает мировой опыт, включая отечественный, благотворительная деятельность наиболее эффективно ведется благотворительными организациями.

В современных исследованиях благотворительности существует точка зрения, согласно которой "меценат" – "спонсор" – "филантроп" – это разные "имена" человека, занимающегося благотворительностью. Рассмотрим подробнее разницу данных понятий. Такие заимствования как "меценат", "спонсор", "филантроп" активно используются как в России, так и в Европе.

Филантроп – человек, который любит людей. В сознании современного человека филантроп и благотворитель – единые понятия. С функциональной точки зрения это действительно так: и филантроп и благотворитель добровольно распределяют частные ресурсы в интересах нуждающихся. Однако существуют ситуации, при которых благотворительность не есть филантропия. Речь идет об оказании помощи животным. Такой акт благотворительности нельзя назвать "любовью к людям".

Если человек считает себя филантропом, это возвышает морально не только его, но и того, на кого направлена его любовь. В случае благотворительности, моральный статус благодателя выше, чем у обычного человека.

Меценат – имя собственное, перешедшее в разряд имен нарицательных. На первый взгляд, меценат отличается от благотворителя тем, что занимается более узкой сферой деятельности: меценат оказывает помощь в области науки, культуры, искусства. Однако существует различие: меценат помогает не самому человеку, а той роли, которую он играет в обществе. Проще говоря, меценат поддерживает нищего гениального музыканта не потому, что он беден, а из-за того, что он музыкант. То есть поддерживает талант человека.

Спонсор – организация или частное лицо, участвующее в финансирование какого-либо мероприятия. Одно из основных различий спонсора и благотворителя состоит в том, что спонсор всегда стремится получить максимальную выгоду из вложенных им средств. В основном такой "наградой" за финансовые вложения становится реклама организации. Однако повышение статуса и экономическая выгода здесь не единственна. Образно говоря, филантроп или благотворитель помогаю человеку, потому, что он нуждается в помощи, меценат – ради его таланта, спонсор помогает, например, бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом.

По общечеловеческому моральному принципу жертвовать на благотворительные цели может любой человек. Существует следующая последовательность: индивид – семья – организация – государство. В рамках данной последовательности можно выделить полярные точки.

1. Для индивида и семьи благотворительность – это глубоко личный акт, нагруженный эстетически и аксиологически, представляющий собой одно из проявлений нравственной зрелости человека. То есть приватна и не терпит любого вмешательства извне, в том числе и со стороны государства. Такое отношение к благотворительности было свойственно человеку на протяжении многих столетий. Действительно, в допетровскую эпоху одной из важных форм общины являлась помощь другим людям. Благотворительная деятельность была одним из компонентов ментальности русского человека, для которого не существовало инновационного, социопроектировочного процесса в сфере благотворительности.

2. Для организации и государства благотворительность – это организованная помощь, которую обеспечивают благотворительные институты. Высшей формой благотворительности при таком подходе является социальная политика государства. То есть только при правильном подходе к проблеме благотворительности со стороны государства можно рассчитывать на высокие результаты в данном вопросе.

Феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук и отдельные исследователи.

История

- Благотворительность как краеведение, часть истории края, местности.

- Персональная история. Биографии и деяния благотворителей и их семей.

- Материальная история зданий, памятников культуры, произведений искусства, являющихся дарами благотворителей.

- Исторические формы и механизмы благотворительной деятельности.

- История деятельности благотворительных организаций.

Психология

- Мотивация частных и корпоративных благотворителей, добровольцев и работников посреднических структур НКО, фондов.

- Особенности ценностной сферы активных участников благотворительного процесса.

- Благотворительное поведение как групповая норма. Влияние групповых норм, стереотипов, предписаний на благотворительные установки и поведение личности.

- Жизненная ситуация как объект благотворительности ситуационный анализ.

Социология

- Общественное мнение по поводу благотворительной деятельности.

- Благотворительность как социальное движение.

- Благотворительность как совокупность общественных институтов.

- Благотворительность как механизм снижения социальной напряженности.

- Благотворительность как фактор преодоления социальных эксклюзий.

- Благотворительность как социальный капитал и средство социальной мобильности.

- Благотворительность по отношению к различным социальным группам (сироты, заключенные, безработные, малообеспеченные и т. д.).

- Влияние благотворительности на общество в целом и на отдельные сферы общественной жизни (например, на культуру).

- Социальная работа и благотворительность.

Политология

- Благотворительность как идеология (государственная политика, национальная идея).

- Благотворительность как способ укрепления доверия и кооперации в обществе.

- Благотворительность как проявление гражданского общества, арена взаимодействия общества и государства.

- Благотворительность как элемент политических PR.

- Благотворительность как орудие политических элит.

- Социальная политика государства и благотворительность (их соотношение, контроль, законодательное регулирование).

Экономика

- Объемы инвестиций в благотворительность.

- Источники финансирования благотворительной деятельности, эффективность подобных вложений.

- Рынки благотворительности.

- Посредничество в благотворительности и трансакционные издержки.

- Благотворительная деятельность и рынок труда.

Управление

- Маркетинговый взгляд (посреднические услуги по благотворительности как продукт; жизненный цикл и продвижение благотворительных продуктов).

- Менеджерский взгляд (благотворительность как технология управления организацией, фандрайзинг, подготовка и проведение благотворительных мероприятий).

Можно выделить три специфические группы исследований, каждая из которых объединена общим объектом. Основной фокус этих работ направлен на то, каким образом и почему осуществляют благотворительную деятельность представители каждого из трех секторов общества. Таким образом, общий объект исследования может стать еще одним основанием для классификации исследовательских работ.

Благотворительная деятельность малого и среднего бизнеса исследуется достаточно часто, но при этом работы достаточно фрагментарны, ориентированы на особенности отдельных регионов и во многом отражают экономическую ситуацию в них. Чаще всего исследуется мотивация благотворительности бизнесменов: кому, на что и в каком виде и объеме они делают пожертвования. Исследования НКО (в том числе и благотворительных фондов) как посредников в благотворительной деятельности.

Роль благотворительности в современном российском обществе

В наше время благотворительность часто приобретает отличный от традиционного смысл и значение. Например, А.Лебедев считает, что она испытывает влияние захватившего общество и культуру "рыночного фундаментализма" (выражение Джорджа Сороса). Гуманитарная помощь нередко выполняет роль инструмента геополитического влияния. Часто благотворительность превращается в род рекламной деятельности, в фактор влияния на рынок его субъектов, и это хорошо, так как "делается что-то реально полезное не только для фирм, утверждающих собственный копирайт, но для общества в целом".

По мнению О.В.Папковой, предприятия используют спонсорство и благотворительность как способ влияния на общественное мнение, а также "для активного диалога с представителями государства в процессе продвижения бизнесом своих интересов в сферу законодательного регулирования".

Можно с уверенностью утверждать, что сегодня благотворительность является одним из главных видов социальной ответственности бизнеса.

Благотворительность – это колоссальная работа, требующая максимум затрат как материальных так и душевных. Людей, занимающихся благотворительностью по праву можно назвать "героями нашего времени". Для успешной благотворительной деятельности необходимо сначала разработать программу, обеспечить ее юридическую безупречность, привлечь людей, которые способны помочь каждый в своей области, изыскать средства в добросовестных источниках, подготовить техническую сторону, проанализировать всю ситуацию

Проблемы российской благотворительности заключаются в следующем:

- во-первых, это плохое освещение в прессе и иных видах СМИ темы меценатства, благотворительной деятельности;

- во-вторых, российская благотворительность не имеет пока систематического характера.

Часто благотворительные акции совершаются эпизодически перед какими-либо важными событиями, например, политические партии вспоминают о благотворительности перед выборами. Организациям целесообразно действовать через благотворительные фонды, которые собирают денежные пожертвования (например, фонд "Союз Возрождения", "Благотворительный Резервный фонд", а также множество других фондов), а потом распределяют их в соответствии с имеющимися заявками. Многие коммерческие банки сегодня уже идут по этому пути, перечисляя средства в программы существующих благотворительных фондов или создавая собственные структуры и самостоятельно определяя политику и практику благотворительности.

Конечно, благотворительность не может и не должна подменять собой социальную политику государства, но "она может способствовать ее формированию с помощью механизма социального заказа". Государство должно активно взаимодействовать с бизнесом в решении социальных проблем, в частности, стимулируя благотворительность.

В России влиятельные люди помогают в основном деньгами, так же как и в Европе. Также существуют многочисленные волонтерские организации, помогающие старикам и инвалидам.

Решение проблем социального благополучия общества напрямую зависит от обеспечения комплексного подхода и уровня взаимодействия всех министерств, ведомств и организаций, ответственных за решение актуальных проблем. Именно эффективное взаимодействие социально-ориентированного бизнеса, общественных объединений и органов государственной власти – основа реализации социальной политики республики. Большую роль в этом играет развитие благотворительности и добровольчества.

Анализ регионального законодательства ряда субъектов Российской Федерации показывает, что в последние десятилетия благотворительность получила активное развитие. В частности, установлены налоговые льготы и предоставляются субсидии, созданы общественные Советы по вопросам благотворительности при исполнительных органах власти, утверждены почетные знаки и награды "За милосердие и добровольчество", проводятся благотворительные марафоны, конкурсы СМИ на лучшее освещение благотворительной деятельности и др.

Развитие благотворительности в России сегодня возможно только при осознании как власти, так и самого гражданского общества, что обусловлено общественным пониманием, что только за счет действия рыночных механизмов и государственных расходов невозможно решение всех социальных вопросов, и прежде всего, обеспечить преодоление главной социальной проблемы – бедности.

Для предпринимательского сообщества благотворительность является одним из инструментов маркетинга. В сложившейся устойчивой высоко конкурентной рыночной среде социальная ответственность становится одним из факторов успешного бизнеса. Благотворительные программы фирм используются как аргументы для завоевания доверия клиентов и роста репутации.

Государство должно создавать благоприятные условия для осуществления благотворительной деятельности, понимая, что это увеличивает поток частных средств на социальные программы, которые обычно финансируются из бюджетов. В дополнение к этому неправительственные организации должны рассматриваться государством как исполнители государственных программ, финансирование которых строится на конкурсной основе через гранты и тендеры. Для поддержания высокой конкуренции и эффективности расходования общественных ресурсов в интересах самой власти, необходимо создавать наиболее благоприятные правовые экономические возможности для деятельности, развития и укрепления благотворительной организации.

За десятки лег в развитых гражданских обществах сформировался устойчивый сектор благотворительных организаций. Этот сектор следит за социальной ситуацией на самом нижнем общинном уровне, гибко и оперативно сигнализирует государству о его "болевых точках". Благотворительные организации осуществляют давление на обеспеченную часть общества, привлекая пожертвования на реализуемые ими проекты; вовлекают добровольцев в безвозмездную деятельность. Являясь посредниками между жертвователями и благополучателями, они обеспечивают прозрачный и эффективный механизм перераспределения общественных благ.

Таким образом, благотворительность превратилась в специфическую индустрию со своей инфраструктурой, средствами влияния на власть и общественное мнение, инструментами генерации необходимых ресурсов и профессиональными кадрами.

Исторически благотворительные организации успешно функционируют в обществах, где появлялся избыточный общественный ресурс, который мог быть использован не на личное потребление, а на общественные нужды.

Наиболее значительным фактором институциональной благотворительности являются религиозные организации. Этому способствовали их политическое и имущественное положение в обществе, духовные доктрины и потребность в расширении паствы.

Последние десять лет двадцатого столетия благотворительность развивалась в нашей стране, переживая взлеты и падения, удачи и разочарования. С 1995 по 2005 год число общественных и некоммерческих организаций увеличилось в 10–12 раз. Сегодня в России по данным Госкомстата действует более 500 тысяч некоммерческих организаций, более 14 из них (согласно заявленным целям) занимаются социально ориентированной деятельностью, более 6 тысяч из которых зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ как благотворительные. В некоммерческом секторе работает около полумиллиона трудоспособного населения в качестве сотрудников, добровольцев и консультантов.

Результатом их деятельности стало оказание помощи и услуг для десятков миллионов человек. Ежегодно эти организации только официальным путем привлекают в социальную сферу в виде пожертвований, грантов и иных целевых поступлений 60-70 млрд. рублей из внебюджетных источников.

Главной целью развития благотворительности является создание таких условий в Российском государстве и обществе, которые позволят значительно увеличить объем ресурсов, поступающих в благотворительную сферу, за счет более полного использования частного и корпоративного потенциала, ресурсов общественных объединений, некоммерческих благотворительных организаций, скромных, но многочисленных пожертвований отдельных граждан, а также поступлений от крупных меценатов для поддержки самых обездоленных и наиболее уязвимых слоев населения, повысить эффективность и установить прозрачность благотворительной деятельности.

Для достижения этой цели необходимы совместные усилия государства, гражданского общества в лице всех его институтов, и прежде всего, предпринимательских объединений, признающих принципы и стандарты социальной ответственности и партнерства, по трансформации благотворительности в эффективный инструмент социальной политики.

Этому может способствовать решение следующих основных задач, которые для себя определила Комиссия Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства:

- Проведение анализа и экспертно-аналитических исследований по инвентаризации состояния благотворительности, милосердия и волонтерства в России, реально действующих в этой сфере благотворительных организаций, фондов, общественных и некоммерческих объединений и создание соответствующей электронной информационно-справочной базы данных.

- Совершенствование действующего российского "законодательства в области благотворительности, милосердия и волонтерства (подготовка предложений к принятию новой редакции ФЗ № 135 от 11.08.1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", поправок к сопрягаемым с ним законам, прежде всего, Налоговому и Гражданскому кодексам, а также дополнений и поправок к иным законам, связанных как с определением четких условий и форм контроля за финансовой деятельностью некоммерческих организаций, так и предоставлением льгот и преференций на благотворительную деятельность, в частности, введения льгот).

Ключевое направление благотворительности 21-го века, по нашему мнению, – глобализация, и эта тенденция еще усилится при помощи филантропов-граждан мира, то есть людей, способных видеть не только локальные нужды. Глобальные современные средства коммуникации – еще один фактор расширения благотворительности в смысле ее охвата и целей.

Законодательная база благотворительной деятельности в РФ

Понятие благотворительности регламентируется следующими документами:

- часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.582);

- Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

- Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (ст.1);

- Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (пп. "в" п.1 ст.6);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 №1046 "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 №1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации".

Согласно российскому законодательству, благотворительная организация – это разновидность некоммерческой организации. Для нее предусматривается несколько специфических юридических форм (общественная организация, фонд, учреждение). Юридический статус некоммерческих организаций устанавливается Гражданским кодексом РФ (далее – ГК) и Закон "О некоммерческих организациях" №7-ФЗ от 12 января 1996 г. (далее – ЗНО).

Коммерческие организации включают хорошо всем знакомые акционерные общества (закрытые и открытые), общества с ограниченной ответственностью, а также более экзотические общества с дополнительной ответственностью, товарищества (полные и коммандитные), производственные кооперативы, унитарные предприятия (государственные и муниципальные).

А вот для некоммерческих организаций кодексом предусмотрены совершенно иные организационные формы: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и другие фонды, "а также другие формы, предусмотренные законом". Что касается других форм, то ЗНО дополнительно к тем, что упомянуты в ГК, предлагает некоммерческое партнерство, автономную некоммерческую организацию и государственную корпорацию. Помимо этого, ЗНО устанавливает, что объединения (ассоциации, союзы) некоммерческих организаций также имеют статус некоммерческой организации, а равно и объединения коммерческих организаций, не ведущие предпринимательской деятельности.

Каждая из форм некоммерческой организации имеет свою специфику, устанавливаемую законом.

Общественные или религиозные организации – это добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Такие организации обладают ограниченной ответственностью и имеют полное право вести коммерческую деятельность для достижения своих уставных целей.

Деятельность различного рода организаций регулируется отдельными законами: "Об общественных объединениях", "О политических партиях", "О свободе совести и религиозных организациях" и др.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Таким образом, у фонда нет участников, он является объединением не граждан (или юридических лиц), а их имущества, которое переходит в собственность фонда. Надзор за деятельностью фонда осуществляет попечительский совет.

Учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Перейдем теперь собственно к благотворительным организациям. Их юридический статус определяется Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" №135-ФЗ от 11 августа 1995 г. (далее – ЗБД).

Прежде всего закон дает определение благотворительной деятельности.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Для того чтобы такое бескорыстное пожертвование считалось благотворительностью, его цель должна соответствовать одному из пунктов закрытого списка, предлагаемого ЗБД. Список этот довольно длинный и включает (формулировки сокращены):

- социальную поддержку и защиту граждан;

- подготовку к преодолению стихийных бедствий;

- оказание помощи пострадавшим;

- укрепление мира;

- укрепление роли семьи;

- защиту материнства и детства;

- содействие образованию, науке, культуре;

- содействие охране здоровья;

- содействие физкультуре и спорту;

- охрану окружающей среды;

- охрану исторических памятников.

Особо законом оговорено, что помощь коммерческим организациям, а также политическим партиям, благотворительностью не является.

Отметим, что пожертвования в адрес религиозных организаций, во многих странах по определению считающиеся благотворительными, в списке отсутствуют.

Благотворительные организации могут создаваться не в любых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций. ЗБД устанавливает, что благотворительные организации создаются в форме общественной организации (объединения), фонда или учреждения, "и в иных формах, предусмотренных федеральными законами" (в настоящее время иных форм благотворительных организаций федеральными законами не предусмотрено). При этом благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, только если ее учредителем является другая благотворительная организация.

Благотворительная организация, помимо сбора пожертвований, имеет право вести коммерческую деятельность, получать доходы от учрежденных ею коммерческих организаций и т.д. При этом не менее 80% ее доходов должно идти на финансирование собственно благотворительных программ, и не более 20% – на оплату труда персонала организации.

Таблица 1. Распределение благотворительных организаций Москвы по организационно-правовым формам (по данным ведомственного реестра Министерства юстиции РФ)

Организационно-правовая форма

%

Некоммерческие фонды

37,6%

Общественные организации

33,6%

Общественные фонды

25,7%

Автономные некоммерческие организации

1,7%

Общественные движения

0,4%

Учреждения

0,3%

Некоммерческие партнерства

0,3%

Союзы/ассоциации

0,2%

Иные некоммерческие организации

0,2%

Установленный ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" перечень целей благотворительной деятельности является закрытым. Его расширение может осуществляться путем внесения соответствующих изменений в Закон.

Формулируемые в Законе цели благотворительной деятельности фактически являются третьим признаком, определяющим эту деятельность. То есть, как это следует из п. 1 ст. 2 Закона, деятельность, предусмотренная ст. 1 Закона, будет признана благотворительной только в том случае, если она направлена на реализацию целей, предусмотренных ст. 2.

Реализация целей благотворительной деятельности может осуществляться как "прямо" так и "опосредованно".

В первом случае речь идет, например, о выделении материальной помощи малообеспеченным гражданам, предоставлении грантов деятелям науки, культуры, выделении средств организациям здравоохранения, образования, организациям, осуществляющим природоохранные мероприятия и т. п.

Во втором – об оказании содействия другим лицам (прежде всего благотворительным организациям) в реализации ими целей благотворительной деятельности.

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

В соответствии с п.1 указанной статьи благотворительной организацией может быть признана организация, обладающая тремя признаками.

Во-первых, она является некоммерческой организацией. Под некоммерческой организацией ГК РФ понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона "О некоммерческих организациях". Таким образом, организация для признания ее некоммерческой должна:

- не иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;

- не распределять прибыль, если таковая и получена, между участниками организации. Последнее требование к некоммерческой организации воспроизведено и в комментируемой статье Закона (п. 2 этой статьи).

Во-вторых, – это неправительственная (негосударственная и немуниципальная) организация.

В-третьих, благотворительная организация создается для реализации целей, предусмотренных ст. 2 Закона путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Из последнего следует, что благотворительная организация не может создаваться для оказания поддержки только своим учредителям, членам, какому-то конкретному человеку, организации или группе персонально поименованных лиц.

Названные признаки являются базовыми, определяющими признаками благотворительной организации. Вместе с тем она должна отвечать и другим предусмотренным Законом требованиям.

Итак, существующие организационно-правовые формы НКО благотворительной направленности и проблемы, которые встают перед ними, как нам представляется, тесно взаимосвязаны. В современном российском законодательстве есть несколько правовых актов, трактующих юридические формы некоммерческих организаций, в том числе благотворительных. Однако профильный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" называет только три формы: общественная организация (объединение), фонд и учреждение. Далее ст. 7 этого закона отсылает к "федеральным законам для благотворительных организаций". Таким образом, законодателями упущена возможность создания четкого перечня.

Литература

Литература

1. Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство // Семья России. – 2006. – С.12.

2. Алексеева О. История доверия в недоверительные времена. Современная российская благотворительность. М.: Эксмо, 2008.

3. Анисина Е.А. Модели меценатской деятельности в современной России // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. – 2012. – №1 (январь-февраль). – С. 38-45.

4. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. – 2009. – №№8-9. – С.22-25.

5. Антонов Е.Н. Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. -№ 631. – С. 20-22.

6. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: Историогр. аспекты проблемы. С-Пб., 2006.

7. Бобровников В.Г. Благотворительность и предпринимательство в России: сравнительный исторический анализ // Клио. – 2011. – №1. – С.51-53.

8. Большой энциклопедический словарь. – М.: Астрель, 2008.

9. Борис О.А. Развитие благотворительной деятельности компаний как фактор улучшения финансирования НКО // Некоммерческие организации в России. – 2010. – №6. – С.28-35.

10. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2008.

11. Буданцева С.В. Экономическая сущность явления "благотворительность": цели и принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – №3. – С. 81-85.

12. Булгакова Л. Благотворительность в истории России. Новые документы и исследования. СПб.: Нестор-история, 2008.

13. Быков А.А. Благотворительность как социокультурный феномен: генезис идей и практик // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2012. – №1 (17). – С.5-10.

14. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М.: Вершина, 2006.

15. Власов П.В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М., 2006.

16. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. – 2006. – №10.

17. Гражданский кодекс РФ. М., 2008.

18. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. СПб.: ЗАО Издательский дом "Питер", 2006.

19. Демидова Т.Е. Благотворительность как феномен современного общества: практика, проблемы исследования, противоречия//Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – №10. – С.11-18.

20. Деревягина Т.Г. Теоретико-методологические аспекты благотворительности // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2006. – №4. – С. 35-47.

21. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. М.: МГУ, 2006.

22. Журавлев В.И. Конституционные вопросы благотворительности в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

23. Закон Республики Башкортостан от 08.12.97 №125-з "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях в республике Башкортостан" (Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 16.10.1997).

24. Закон Республики Башкортостан от 27 сентября 2012 года №587-з "О государственной поддержке благотворительной деятельности в Республике Башкортостан"

25. Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" №135-ФЗ от 11.08.1995//Российская газета. – 1995. – 17 июля.

26. Закон РФ "Об общественных объединениях" №82-ФЗ от 19.05.1995//Российская газета. – 1995. – 25 мая.

27. Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. – 2007. – Т. XVI. – №4. – С.73-112.

28. Зеленова Е.А. Современный институт благотворительности (благотворительных услуг) // Маркетинг. – 2009. – №6. – С.98-114.

29. Конституция Российской Федерации. М.: "Тандем", 2003.

30. Кудринская Л.А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа // Омский научный вестник. – 2009. – № 6. – С. 73-77.

31. Кудринская Л.А. Теоретическая реконструкция феномена добровольческого труда и разработка концептуального подхода к его исследованию // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – №1. – С.66-74.

32. Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). – М.: Трикста, 2006.

33. Мартынова Е.А., Костина Р.Г. Благотворительность как проявление социальной ответственности // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – №1. – С. 44-46.

34. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2009.

35. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

36. Некоммерческий сектор: экономика, право и управление: докл. Междунар. науч. конф., Москва, 25-26 мая 2007 г./ Гос. ун-т – Высшая школа экономики; Лаборатория исследования гражданского общества; отв. ред. Л.И.Якобсон. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.

37. Некрасов А.Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2007.

38. Нуруллина А.Х. К вопросу о социально-экономическом содержании благотворительности// Проблемы современной экономики. – №2 (30), 2009.

39. Пагава И. О благотворительности российских компаний // Неприкосновенный запас. – 2006. – №4-5. – С. 6-7.

40. Понятовская О. Проблемы на каждом шагу // Социальная защита. – 2011. – №8 (230). – С.2-5.

41. Потенциал и пути развития филантропии в России / под ред. И.В.Мерсияновой, Л.И.Якобсона. М.: ГУ-ВШЭ, 2010

42. Привалов Н.Г. Экономическая основа благотворительности // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2006. – Т. 2. – № 14. – С. 89-96.

43. Руденко Б. Волонтеры // Наука и жизнь. – 2009. – №5. – С.74-76.

44. Сидорина Т.Ю. Феномен благотворительности и моральное самосознание // Вопросы философии. – 2011. – №2. – С.44-56.

45. Соломакина Л.А. Теоретические аспекты функционирования волонтерского движения // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №11. – С.91-92.

46. Степанова Е.Е. К вопросу об уточнении понятия благотворительности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2006. – №3, ч. 1. – С. 175-178.

47. Стрекаловская М.Ф. Благотворительная деятельность в современных условиях России // Власть. – 2007. – №3. – С. 72-74.

48. Толковый словарь русского языка/ Сост. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: А Темп, 2009.

49. Тульчинский Г.Л. Проблемы благотворительности в современной Россиий // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2006. – №2. – С. 35-44.

50. Фомин Э.А. Благотворительность как социокультурный феномен в России. – СПб.: Питер, 2009.

51. Холостова Е.И. Социальная работа. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006.

52. Хорева Л.В. История благотворительности в России. – СПб.: Питер, 2009.

53. Циткилов П.Я. История социальной работы. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

54. Штрейс В.А. Феномен благотворительности в России: социально-философский анализ //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2011. – №132.- С. 81-85

55. Щитова Н.Г. Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства // Сводный сборник журнала Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2010. – № 1-4. – С. 11-12.

56. Юрченко Л. Благотворительность как удовольствие // Советник. – 2008. – №6. – С. 18-20.