Библиотека как информационная система

Библиотека как информационная система.

Статьи по теме
Искать по теме

Библиотеки России являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, осуществлении конституционных прав граждан на доступ к информации и культурным ценностям. В этом смысле роль библиотек как информационных центров и центров культурной жизни приобретает особую актуальность и значимость.

Одна из важнейших задач в этой связи – возрождение библиотечного дела на основе современных технологий. Сегодня эта задача последовательно реализуется. Началось формирование современного электронного библиотечного фонда.

Основной целью и смыслом деятельности в информационной индустрии является преобразование информации, переработка информационных ресурсов и обеспечение условий для доступа потребителей к необходимой им информации. Производство информационного, а не материального продукта становится движущей силой развития общества, а последний, в свою очередь, становится все более информационно емким.

Библиотека, цель и смысл деятельности которой заключается в выполнении информационных процессов и подготовке информационных услуг, никогда не рассматривалась как производственная система. Однако, являясь местом концентрации информационных ресурсов, объединенной памяти человечества, местом сосредоточения методов структуризации и поиска знаний, библиотека в информационном обществе призвана направлять свои усилия на создание информационных продуктов и услуг, всеобъемлющих стратегий поиска, структурирования, использования и предоставления электронных ресурсов, интегрированного знания прошедших веков и производство упорядоченного знания.

Роль библиотеки как производственной системы, решающей задачи индустриальной обработки информационных потоков, возрастает, выдвигая на первый план проблемы гуманизации библиотечно-информационного производства.

Существенным компонентом функционирования библиотеки является взгляд на нее как на информационно-библиотечную среду, систематизирующую имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающую открытый доступ к информации, формирующую информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющую комфортные условия для самостоятельной работы студентов.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

Хранение и использование информации привело к тому, что библиотеки стали главной системой, где были сосредоточены все информационные ресурсы общества, а сама библиотека стала самым главным информационным ресурсом общества, где пользователь может найти всю ту информацию, которая его интересует по той или иной теме.

Библиотеки как информационные центры.

С возрастанием запросов на информацию, в период перехода к постиндустриальному информационному обществу, с привлечением к ней все более широкого круга людей возрастает потребность в совершенствовании работы библиотек, превращающихся в общественные информационные центры широкого назначения; в обеспечении их квалифицированными информационными работниками, посредниками между производителями и пользователями информацией, между имеющимся в обществе информационным ресурсом и социальными структурами, базирующимися на нем.

Библиотеки должны стремиться отвечать сегодняшним требованиям, успешно выполнять роль важнейшего элемента инфраструктуры управления информационными ресурсами общества, если их технологическая база будет обеспечивать возможность качественного управления электронными потоками информации;

Они смогут эффективно работать в глобальном информационном пространстве, отбирая необходимую нашему обществу информацию;

они станут центрами надежного хранения новой электронной и переведенной с других носителей в электронную форму информации, структурированной и надежно управляемой.

Переведенная в электронную форму информация фондов библиотек будет вводиться в активный оборот, создавая единые массивы. За счет планомерного комплектования фондов будут восполнены массивы информации, способствующие укреплению междисциплинарных связей в науке, укреплению всей системы информационных баз общества.

Библиотеки, активизируя работу по обслуживанию пользователей, будут отрабатывать технологии, направленные на повышение эффективности использования информации, в том числе и путем адаптации к потребностям заказчика, с учетом специфики его восприятия использования данной информации;

Начался процесс вхождения библиотек на информационные рынки в качестве полноправных субъектов, что имеет для них не только материальные стимулы. Ведь рынок хороший индикатор всякой деятельности. Библиотеки в качестве общественных информационных центров, становятся также центрами передового опыта, научной мысли, просвещения и образования для всех категорий граждан, которые используют современные информационные технологии в качестве важного элемента своего образа жизни [15, с. 66].

Общественная востребованность обуславливает направление изменений акцентов в системе проявления социальных функций библиотек. Реализация главной, информационной функции, с применением электронных технологий способствует получению библиотеками статуса равноправного партнера других общественных институтов в перестройке всей жизни на новых, информационных основах, сохраняя при этом возможности традиционной работы с книгой.

Электронные технологии дают возможность для практически безграничного расширения социальных связей пользователей. Библиотеки приобретают возможности и постепенно входят в процесс реализации информационного сопровождения таких связей. С развитием электронных технологий разнообразие жанров электронной информации будет обогащаться, да и сам факт их развития свидетельствует о тенденции эволюции информационной функции библиотек в информационно–аналитическую. Электронные технологии осуществляют влияние также и на развитие других функций современной библиотеки: образовательной, кумулятивной и т.д.[7, c. 54].

Концентрированной формой утверждения электронных технологий в библиотечной сфере сегодня стали электронные библиотеки. Они, как правило, являются структурными составляющими крупных библиотек. Несмотря на то, что сегодня уже есть определенный опыт работы этих библиотек, взгляды на их сущность в среде исследователей достаточно различны.

Специалисты, в частности, утверждают, что это структуры, дающие возможность руководить информационными ресурсами с помощью компьютеров, а их сотрудникам – быть посредниками в электронном взаимодействии, что это набор электронных ресурсов и сопутствующих технических возможностей для создания поиска и использования информации, что это база данных, мешающая цифровые информационные объекты в разных формах и предоставляющая непосредственный доступ пользователям, что это набор электронных ресурсов и сопутствующих технических возможностей для создания, поиска и использования информации. Специалисты считают, что библиотека как база данных, вмещающая цифровые информационные объекты в разных формах и предоставляющая непосредственный доступ пользователям, что это составляющая системы информации, оказывающая помощь в удовлетворении информационных потребностей пользователей, предоставлении информационных услуг, организации информации в удобной для пользователя форме и т.д.. Шагом вперед предусматривается включение в творческий процесс вместе с заказчиком, работников электронных библиотек, при подборе и подготовке к использованию необходимых материалов. Включение в эту работу профессиональных информационных работников делает ее более продуктивной, способствует более эффективному использованию информации. По-видимому, в недалеком будущем более ощутимой станет навигаторская функция работников библиотеки. И не только в библиографической сфере, как это мы имеем сегодня в практике. Речь идет об обеспечении доступа заказчика к полнотекстовым материалам, активной помощи в отборе такой информации, ее обработке.

Являясь самостоятельной информационной базой для всей системы своих пользователей, библиотека, вводя в оборот все более существенную часть своих фондов, становится фактически центром сохранения значительного числа распределенных баз: государственных органов управления, экономических, политических структур, научных центров и др.

В связи с развитием процессов становления демократического общества, ростом значения и самобытности разнообразных социальных структур в обществе, значение библиотек как общественных информационных центров, организующих доступ к информации этих общественных подсистем будет расти. Будут возрастать также и требования к качеству предоставления информационных услуг, обеспечению комплексного, многоаспектного подхода к решению информационных задач.

Современное общественное развитие и роль библиотеки в информационном развитии общества.

Современный этап развития общества называют переходным. Технологическая революция как основная материальная составляющая происходящих изменений, началась более тридцати лет назад и приобретает все больший динамизм. Технологический процесс обеспечил невиданное ранее развитие социума, выражающееся в резко возросшей власти человека над природой. Подтверждением тому является высокий уровень развития информационных технологий, распространение компьютерной техники.

Развитие нового общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. Информационное пространство, есть продукт человеческой культуры.

Материальную основу информационного пространства составляют информационные ресурсы ( базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных информационных ресурсов, библиотеки, музеи и прочее); информационно-телекоммуникационная инфраструктура; система массовой информации; технологии, средства связи, информатизации и телекоммуникации; информационные продукты и услуги; система защиты информации. Все это функционирует для обеспечения идеальной составляющей информационного пространства, движения и развития смыслов и значений, созданных человеческим сознанием.

Информационное пространство – это результат развития фазы сохранения и передачи информации. Понятие единого информационного пространства социума достаточно четко ассоциируется с единой системой общественных отношений, существующей на определенной территории.

Включение в систему коммуникаций новейших технических достижений, создание новых средств тиражирования и транспортировки информации обеспечивают непрерывность и развертывание информационного пространства [8, c. 155].

Появление электронных носителей информации вызвало новые способы хранения, обработки и распространения информации, иной среды обитания текста. Количественное увеличение информации привело к необходимости создания особых центров ее хранения, в которых существовали бы специальные правила, нормы, ритуалы получения знания.

Основная отличительная черта современного информационного пространства заключается в образовании системы информационных коммуникаций, позволяющей получить доступ социально значимой информации в любом месте, в любое время.

В результате удешевления доступа к Интернету, сетевые информационные ресурсы становятся достоянием все большей части населения планеты. Рост популярности Интернет, в свою очередь, способствует тому, что все больший массив информации перемещается в виртуальную сферу, которая в последние годы обогатилась, в частности, множеством мультимедийных источников, включая телевизионные передачи.

Информационное пространство – это, прежде всего, система отношений между производителями, распространителями, хранителями и потребителями информации, то есть между всеми участниками нынешней системы информационных коммуникаций. Модификация возможностей, вида и формы предоставления данных закономерно приводит к перераспределению ролей во всей этой системе. В связи с этим, специфической чертой информационного общества признан рост "нового политического класса – класса консультантов, экспертов, или технократов", а интеллектуальные институты превращаются в ведущие социальные институты [12, c. 24].

Использование компьютерной техники, новых информационных технологий, систем и сетей, возможность быстрой передачи информации в режиме реального времени на любые расстояния придает процессу информационного производства индустриальный характер.

Происходит выделение и относительное обособление новой сферы деятельности – производства информации. Информационная индустрия, являясь основой информационного общества, представляет собой цивилизационное явление, которое влияет на все стороны жизни, политику, технологии, образование, коммуникативные отношения.

Информационное общество формируется на том уровне знания, когда оно существует уже как социальная система, т. е. максимально проникает во все сферы жизнедеятельности социума и превращается в ведущий фактор его развития. В ходе информатизации и компьютеризации общества идет процесс проецирования фундаментального знания в информационную реальность и через нее в социально-практическую деятельность. Иначе говоря, информатизация общества превращает знание в актуальныйпроцесс формирования информационной картины мира, что позволяет отобразить мир как бытие и существование информационной реальности".

Анализируя современное общество, ученые и политики пришли к выводу, что выгоды от использования информационно-коммуникационных технологий неравномерно распределены среди развитых и развивающихся стран.

Развитие информации неизбежно приводит к возникновению специфических, этических и правовых различий, так как информационная среда "имеет человеческий характер". Неравномерная плотность информационного пространства приводит к нарушению сбалансированности диалога в обществе, создавая неравенство. Между меньшинством, занятым производством культурных ценностей и большинством, воспринимающим их, между коренным населением и мигрантами, между приверженцами доминирующей культуры и носителями субкультур.

В результате глобализации происходит размывание границы национальных культур, стандартизация, как основа взаимодействия, неизбежно приводит к унификации.

Язык любой культуры "представляет собой систему знаков, знаний и их корреляций, структур осмысления и отношений взаимодействия, функция которых состоит в обеспечении основы для взаимопонимания носителей данного языка, в формировании ценностно-коммуникативных ориентации сознания его носителей в определении ведущих стратегий их жизненной и исследовательской активности".

Последствия глобализации в сфере культуры выражаются в изменении пространственных связей в результате структурной трансформации общества и в образовании взаимозависимых полюсов: территориальных компонентов и сетевых потоков, не исключают друг друга, более того, глобализация стимулирует регионализацию.

развитием объединений политических, экономических, социальных, культурных субъектов на уровне регионов.

Одна из базовых предпосылок формирования обществ знаний – всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием. Общество знаний можно считать справедливым только в том случае, если оно обеспечивает всем людям равные преимущества для использования общественного достояния. В этом контексте достояние рассматривается как стратегический ресурс общественного развития. Главная роль в нем принадлежит библиотеке.[34, c. 359].

Внедрение и использование информационно- коммуникационных технологий должно обеспечить создание условий для развития локальных или национальных культурных проектов, информации и информационного обмена, особенно в сфере образования и культуры.

Важным аспектом культурного развития нового общества является сохранение языкового разнообразия. Каждый язык представляет единственно целостное видение мира, и когда он исчезает, целая часть человеческой мысли, литературы и мифологии уходит в небытие. Каждый язык соответствует частной этнической идентичности, следы и историю которой он несет. В силу этого, язык является главным наследием человечества.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает: публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);

систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;

информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

библиотечную сеть высших учебных заведений России;

сеть медицинских библиотек;

сеть сельскохозяйственных библиотек;

другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.

На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздания, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии, и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого развития их информационных функций, аккумулирования сторонних и создания собственных информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям. Активизируется использование электронных изданий.

Автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 – муниципального уровня. Почти во всех центральных

универсальных научных библиотеках субъектов РФ, созданы локальные

вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. В библиотеках активно создаются электронные каталоги (в том числе, на основе ретро конверсии карточных каталогов), другие библиографические базы данных.

Самые значительные базы данных сформированы в ИНИОН (более 2 млн. записей), РНБ (около 2 млн. записей), РГБ (более 1 млн. записей), ГПНТБ России (более 1 млн. записей, из них "Сводных каталог научно-технической литературы" – около 480 тыс. записей), ЦНСХБ (750 тыс. записей), ГЦНМБ (БД "Российская медицина" – 450 тыс. записей) и другие. РКП, компания "Мир-Диалог" и издательство "К.-G. Saur" выпустили 3-е издание Российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей обо всех изданных в СССР и России с 1980 по 1996 гг. книгах и базу данных диссертаций (60 тыс. записей).

Набирает темпы процесс формирования собственных электронных ресурсов и в центральных региональных библиотеках. В Мурманске, Туле, Перми, Ставрополе, Челябинске, Омске, Смоленске и Петрозаводске они превысили 200 тыс. записей, а в Кемерово и Екатеринбурге приблизились к 400 тыс. записей. На повестке дня – задача максимального представления этих ресурсов в Интернет. Наиболее продвинулись здесь ГПНТБ России, ЦНСХБ, Научная библиотека МГУ, ГЦНМБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН.

Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов и обеспечения к ним доступа пользователей сети Интернет, составляют важнейшую часть программы "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – ЛИБНЕТ", реализуемой под эгидой Минкультуры России. Между тем, расширение числа задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе, пока еще плохо осознается властными структурами на всех уровнях,в результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большинства библиотек в 1996-1997 гг. (средства выделялись практически только на выплату заработной платы).

Сложилось тяжелое положение по важнейшим направлениям их деятельности, прежде всего таким, как пополнение библиотечных фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности пользователям. В результате до 80-90 % издаваемых в России новых книг отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. Приток новых изданий в библиотеки Минкультуры России в 1996 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем в два раза.

Ситуация с поступлением новых изданий в библиотеки других систем в последние годы была намного хуже. Списание литературы в ГПНТБ России превышает объемы пополнения фондов.

Одним из наиболее перспективных путей поддержания и развития библиотечной сети является активное использование для библиотечного обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе, создаваемых в органах государственной власти.

Примером может служить сотрудничество ряда крупных федеральных и региональных библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией. Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.

Таким образом, современный этап общественного развития характеризуется следующими тенденциями, определяющими трансформацию библиотеки как социального институт:

технологический прогресс, обеспечив высокий уровень развития информационных технологий, распространение компьютерной техники, вызвал глобальную социальную революцию, имеющую как позитивное, так и негативное влияние на общество;

информация и знания становятся главной преобразующей силой современного общества, обеспечивающей дальнейшее развитие человечества;

важную роль в современной социальной системе играют институты

воспроизводства и сохранения информации и знаний, обмена и доступа к ним;

неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности становится непрерывное образование, результатом которого должно стать умение своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Необходимым фундаментом формирования нового общества становится развитие не только информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также образования, науки и культуры. Процесс утверждения единых мировых стандартов ведет к размыванию границ национальных культур и унификации, которые в свою очередь являются прямой угрозой для существования локальных культур и этносов, а значит, возрастает значение культурных институтов, обеспечивающих развитие культурного контента и сохранение культурной идентичности.

Происходящие в обществе изменения являются мощными факторами развития современных библиотек. Они в значительной степени влияют на выбор миссии и социальных функций, подходов к формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей, развитию библиотечных технологий и персонала, модернизации традиционных и освоению новых направлений деятельности.

Виды электронных библиотечных систем и ресурсов.

Ресурсы электронных каталогов и библиографических баз данных, представленных в Сети, помогают в организации работ по профессиональному их использованию.

Во-первых, все рассматриваемые ресурсы имеют одинаковую содержательную основу: библиографические записи первоисточников.

Во-вторых, поисковые инструменты, используемые в системах, определены целым набором поисковых полей, которые можно назвать ключевыми или тождественными по отношению к другим системам.

В-третьих, принятые библиотечные стандарты и Госты составления библиографических описаний и универсальная система каталогизации информации является обобщающим фактором в выработке основных стратегических подходов библиографического поиска.

Выводы, о которых было сказано выше, дают возможность перейти к подробному рассмотрению и описанию основных поисковых полей, которые являются универсальным инструментом при работе с библиотечными каталогами и библиографическими базами данных.

Организация en:Delos, разработавшая образцовую модель электронной библиотеки, определяет электронную библиотечную систему, как информационную систему, основанную на заданной архитектуре и предоставляющую пользователю всю функциональность, определяемую задачами данной электронной библиотеки. Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через соответствующую информационную систему.

С организационной точки зрения электронные библиотечные системы можно разделить на внутренние и внешние, в зависимости от источника и принципа их формирования. Внутренняя электронная библиотечная система разрабатывается библиотекой самостоятельно.

В данном случае, информационная система принадлежит библиотеке, что позволяет ей беспрепятственно пополнять свою электронную библиотеку, разрабатывать дополнительную функциональность, интегрировать её с другими информационными системами, например, АБИС, сайт библиотеки, СДО, вести сквозные поиски и т.д.

Наполнение материалами в такой библиотеке может осуществляться как собственными фондами, например, трудами преподавателей университета в случае вузовской библиотеки, так и внешними, если имеются соответствующие договоры.

Внешняя электронная библиотечная система работает на основе прямых договоров с правообладателями, агрегируя в одном месте большое количество изданий и сотрудничая одновременно с несколькими издательствами. Конечному пользователю, необходимые материалы доставляются посредством платных онлайн – подписок разной длительности. В таких сервисах разработана своя собственная функциональность. Доступ может предоставляться не только библиотекам, но и отдельным пользователям.

30 августа 2010 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий.

На заседании был рассмотрен вопрос "О комплексе организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования электронных библиотечных систем". Отмечено, что в настоящее время существует три вида электронных библиотечных ресурсов:

- цифровой информационно-библиотечный комплекс – включает только использование электронных ресурсов без возможности копирования и без предоставления в интернете;

образовательная электронно-библиотечная система – воспроизводит и доводит пользователям интернета актуальную учебную литературу на основе приобретения лицензийу издателей и авторов;

специализированные электронные базы данных – включают научные и иные материалы по тематическим направлениям.

Все три группы электронных библиотечных ресурсов являются взаимодополняющими средствами обеспечения образовательного процесса, однако в рамках выполнения требований ФГОС ВПО и поручения президента Российской Федерации от 31.10.09 № Пр-2920 необходимо было в первоочередном порядке обеспечить внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования электронно-библиотечных систем, обеспечивающих широкий доступ студентов вузов и специалистов к учебным материалам. Таким образом, для соответствия требованиям новых ФГОС ВПО учреждения могут воспользоваться как внешней системой, так и создать собственную электронную библиотечную систему, при условии, что она будет удовлетворять критериям, предъявляемым к ЭБС.

Условно весь массив поисковых полей можно разделить на три структурные группы.

Первая группа объединена основным библиографическим ГОСТом, принятым в российской системе каталогизации и имеющим определенный набор библиографических полей, спроектированных на соответствующие поисковые элементы.

Вторая группа, имеет специализированные характеристики, связанные с индексацией и предметизацией фондов и может быть отождествлена с набором универсальных рубрикаторов и классификаторов, таких как УДК, ББК, ГРНТИ и т.п.

Последняя группа поисковых полей имеет индивидуальные характеристики и зависит в большей степени от персональных особенностей поисковых инструментов, принятых для каждого конкретного случая поиска.

Все представленные группы могут состоять в логическом или концептуальном взаимодействии, позволяющим моделировать многообразные варианты поисковых алгоритмов.

Одна из особенностей работы с библиографическими базами данных и электронными каталогами, представленными в российском секторе Интернет, заключается в том, что все названные ресурсы не представляют в полном объеме свои книжные коллекции с достаточной глубиной поиска.

В настоящее время проводятся работы по ретроспективной конверсии карточных каталогов в электронную форму, но эти процессы не приняли пока массовый характер и относятся скорее к пилотным проектам.

Основные рекомендации по проведению результативного информационного поиска можно свести к следующему перечню мероприятий:

предварительное изучение информационного пространства предложенных к рассмотрению электронных каталогов и библиографических баз данных;

оценка индивидуальных особенностей поисковых систем, удобства и результативности поиска даже в тестовых вариантах.

Начальный этап поиска определяется тематической ориентацией обрабатываемых запросов и подбором соответствующих каталогов, способных в полной мере удовлетворить данную тематику.

Оценка выбора той или иной поисковой системы во многом определяется наличием сопровождающих терминологических словарей, которые оказывают существенное значение на результаты поиска при использовании ключевой концепции поиска, отвечающей характеристикам данной системы.

Максимальное использование знаний по предметизации и каталогизации документальных потоков, способность организовать поиск по индексной системе адресации с учетом соответствующих кодов классификаторов УДК, ББК, ГРНТИ а также шифров ISBN/ISNN. Данный алгоритм поиска имеет значительную результативность по сравнению с другими методиками.

Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Услуги документального (библиотечного) обслуживания библиотеки, как информационной системы.

Документальное обслуживание – это предоставление пользователю полного текста документа независимо от вида материального носителя, на котором зафиксирована информация.

Поскольку оно является наиболее традиционным и обязательным для библиотек. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на "привычность" этого вида обслуживания (именно с выдачей книг и ассоциируется у рядового человека образ библиотеки), документальное обслуживание не утрачивает ведущего положения и обладает большим потенциалом. Объясняется это просто – постоянством потребностей пользователя в тексте первоисточника, будь то роман любимого автора, учебник, без которого невозможно сдать экзамен или государственный стандарт, необходимый для производства продукции. Но, если прежде книжные магазины, библиотеки и информационные службы были единственным источником удовлетворения этих потребностей, то сейчас им приходится конкурировать на рынке информационных услуг, как с коммерческими организациями, так и друг с другом.

В рамках документального обслуживания сохраняются традиционные виды услуг: выдача документа на дом (обслуживание на абонементе) и их предоставление для работы в читальном зале, однако за последнее десятилетие они претерпели существенные изменения под влиянием новых информационных технологий, как следствие, выросших пользовательских требований. Пользовательские требования к документальному обслуживанию касаются расширения ресурсной базы и повышения комфортности обслуживания, в связи с чем, все чаще используется термин электронно-документальный сервис.

Ресурсная база документального обслуживания подверглась существенным качественным изменениям. От обслуживания на базе собственного фонда и СПА библиотеки, информационные службы перешли к обслуживанию с использованием совокупных (распределенных) ресурсов, в том числе и электронных.

В настоящее время документальное обслуживание невозможно без использования полнотекстовых документов в электронной форме. Для этого есть несколько путей:

приобретение электронных документов, закрепленных на материальном носителе (дискете, CD-ROM, DVD);

оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним, как в сетевом режиме, так и с помощью переноса информации на материальный носитель;

организация доступа к полнотекстовым электронным документам, размещенным в сети Интернет и доступным в режиме оn-line.

Библиотеки идут по "официальному" пути, на законных правах предоставляя своим пользователям доступ к издательским базам данных. Однако этот путь связан с решением огромного количества организационных, финансовых и других вопросов, решение которых не под силу отдельной библиотеке.

Поэтому во всем мире усиливается тенденция создания библиотечных консорциумов – объединений библиотек в целях решения одной или нескольких общих задач. Несмотря на то, что в России только начинается формирование библиотечных консорциумов, существует уже значительный опыт работы с информацией в режиме on-line.

Первый проект – "Научная электронная библиотека" (НЭБ) – поддерживается РФФИ, имеет государственное финансирование и направлен в основном на обеспечение ученых России информацией в области точных и предоставление доступа к массиву электронных журналов целого ряда зарубежных издательств.

Для повышения оперативности работы большая часть полных текстов статей хранится на сервере в Москве и нескольких зеркальных серверах в других городах России (Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске).

Все пользователи НЭБ разделены на категории и имеют различные права доступа к базам данных, определяемые руководством проекта либо издателями.

Второй проект, направленный на предоставление российским читателям электронной научной информации, – это elFLDirect ("Электронная информация для библиотек") Института "Открытое общество". Он объединяет более 2100 библиотек в 44 странах и обеспечивает своим участникам доступ более чем к 6000 полнотекстовых журналов крупнейших международных издательств и 500 российским журналам и газетам на русском языке. В России участники проекта входят в Ассоциацию ЭИКОН ("Электронный информационный консорциум"), который является неформальным объединением библиотек.

Преимуществом создания консорциумов является возможность доступа к их электронным каталогам, а иногда и к полнотекстовым ресурсам, даже для библиотек, не являющихся их участницами. Сведения о библиотечных консорциумах и их ресурсах можно найти на сайте ГПНТБ России.

Библиотеки приобретают все больший опыт работы с электронными документами. Так, в библиотеке Государственного университета Тюмени доступ пользователей к электронным ресурсам осуществляется в медиа центре. Наряду с мульти медийными компьютерами имеется парк копировально-множительной техники (сканер, цветной и черно-белый принтеры, ксерокс), позволяющий производить любые преобразования информации. В локальной университетской сети также представлены полнотекстовые базы данных (книги по философии, психологии, политологии, справочно-правовые системы "Гарант" и "Консультант+"). Ведется активная работа по созданию собственных электронных коллекций путем оцифровки книг из своего фонда.

Возможности деятельности Аксубаевской ЦБС как информационной системы.

Новейшие информационные технологии и компьютерная техника задействованы сейчас практически во всех сферах человеческой деятельности. Информационные системы становятся неотъемлемой частью деятельности современного человека и успешного функционирования организаций и учреждений. Использование их в учебном процессе любого образовательного учреждения стало вопросом престижа.

Новейшие информационные технологии и компьютерная техника задействованы сейчас практически во всех сферах человеческой деятельности. Информационные системы становятся неотъемлемой частью деятельности современного человека и успешного функционирования организаций и учреждений.

Библиотеки Аксубаевской ЦБС имеют систематические картотеки статей (СКС), как в электронном, так и традиционном виде, картотеки журнальных статей, картотеки статей из сборников включают карточки на статьи и материалы из периодических изданий, статьи из сборников, посвященных актуальным вопросам.

Объем картотек составляет примерно 21 тыс. карточек. Порядок расстановки карточек обратно – хронологический – это необходимо при работе с нормативно-правовыми источниками, потому что дает возможность пользователям ознакомиться с новейшими публикациями, а также облегчает работникам библиотеки расстановку карточек, исключение устаревшего материала.

Ведет и редактирует картотеки библиограф. Нормативной базой для

организации и ведения картотек служат комплекты печатных карточек Всероссийской книжной палаты на статьи из журналов и сборников (сокращенный комплект для массовых библиотек), на статьи из газет, на рецензии из журналов и газет.

Фонд выполненных справок ведется с момента организации отдела информационно-методической работы библиотеки. Ведется учет выполненных справок за каждый текущий год.

Система каталогов и картотек формируется как единый комплексный справочно-информационный аппарат, всесторонне раскрывающий и пропагандирующий единый фонд.

Система каталогов и картотек включает:

алфавитный каталог (в обновлённом виде с 2004 г.) – библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов;

систематический каталог библиотечный каталог (в обновлённом виде с 2004 г.), в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации;

каталоги и картотеки отдельных видов изданий и материалов (с 2006 г.).

систематические картотеки статей (с 2004 г.);

картотеки библиографических и методических пособий (с. 2006 г.);

краеведческие картотеки (с 2005 г.);

фонд тематических библиографических справок 8676; (Табл.1)- уточняющих библиографических справок 857;

адресно-библиографических справок 6540;

фактографических справок 1842;

архив сложных справок – 8, в том числе 5 списка (7, 9, 12, 12, 5 названий).

форма регистрации справок – тетрадь учета библиографических справок. (Табл. 1, 2).

Таблица 1

Анализ выполненных библиографических справок по категориям потребителей информации

№№

Категория потребителей информации

Кол-во справок

1

Учёные

1072

2

Специалисты с высшим образованием

2265

3

Специалисты со средним образованием

1086

4

Студенты

4528

5

Учащиеся общеобразовательных учебных заведений

3677

6

Читатели рабочих специальностей

233

7

Предприниматели

157

8

Другие читатели

4529

9

Предприятия

50

10

Учебные заведения

201

11

Издательства, редакции

82

12

Учреждения культуры

54

Всего

17923

Таблица 2

Анализ выполненных библиографических справок по целям запросов

№№

Цель запроса

Кол-во справок

1

Отдых (художественная литература)

6027

2

Научная работа

1803

3

Производственно-практическая работа

1157

4

Предпринимательская деятельность

819

5

Политическое просвещение

880

6

Воспитание

1139

7

Учёба

6064

8

Самообразование

534

Всего

17923

Таблица 3. Анализ выполненных библиографических справок по отраслям знания

№№

Отрасли знания

Кол-во справок

1

Художественная литература

10856

2

Общественно-политические науки

2305

3

Точные и естественные науки

1234

4

Техника

389

5

Сельское хозяйство

195

6

Медицина

1050

7

Культура, искусство

287

8

Спорт

211

9

Краеведение

1396

Всего

17923

Большинство ресурсов имеет одинаковую содержательную основу: библиографические записи первоисточников. поисковые инструменты, используемые в системах, определены целым набором поисковых полей, которые можно назвать ключевыми или тождественными по отношению к другим системам.

Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения МБУ "Централизованная библиотечная система АМР", обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. Библиографический запрос принимается в устной (как лично, так и по телефону) и письменной форме. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

В рамках информационно-библиографической работы библиотекой осуществляются следующие мероприятия:

Создание новых тематических папок и новых картотек:

Редактирование СБА: исключение устаревших материалов (в первую очередь правового характера); введение новых рубрик и разделителей.

Характерные черты работы МБУ "Централизованная библиотечная система АМР" следующие:

- оперативное предоставление библиографических справок, в том числе и по изданиям, не представленным в библиотеке.

- проведение массовой и индивидуальной работы с читателями, пропаганда библиотечно-библиографических знаний.

- ведение тематических картотек, облегчающих библиографический розыск информации, по наиболее часто запрашиваемым темам.

Все это позволяет Аксубаевской ЦБС проводить свою работу на качественно новом уровне, используя новейшие технологии в своей работе. Главная цель при этом, качественное обслуживание пользователей, успешно достигается. Потому что взаимодействие многих библиотек, как информационных систем, позволяет эффективно решать задачи, стоящие как перед библиотекой, так и перед пользователями библиотек системы.

Выводы

На разных исторических этапах менялись подходы к пониманию роли библиотеки в общественной жизни, ее социального статуса. Все эти изменения происходили последовательно и закономерно, и лишь конец XX – начало XXI вв. привнесли в эту эволюцию небывалый размах.

В современных условиях постоянной модернизации социальной системы вопрос о функционировании библиотеки как социальной структуры становится все более актуальным. Изменения в социальной структуре общества, разнохарактерность социальных групп с новыми культурными и информационными потребностями, определяют сегодня философию деятельности библиотеки, организующей взаимодействие между собой и с окружающим социумом.

Библиотека – социально-востребованный институт, оптимизирующий свою роль в обществе решением задач социального включения читателей в общественную жизнь. Практическое осуществление данной роли библиотека может выполнять посредством социально-ориентированной деятельности, которая рассматривается как направление профессиональной деятельности в целях оптимизации социального статуса и субъективной роли личности во всех сферах жизни общества.

Современная библиотека – это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей как в локальном, так и в удаленном режимах и предоставляющий им широкий комплекс услуг. Это центр работы с книгой и информацией, центр общения и досуга, центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей.

Для основной массы населения библиотека является одним из важнейших источников информации.

В настоящее время идет информатизация общества, осуществляется информатизация библиотечного дела. Уже сегодня более чем в 70 регионах Российской Федерации функционируют локальные библиотечные компьютерные сети. Внедряется информационная система "Книга в наличии и печати" – это требует от библиотекарей творческого отношения к своей работе, новаторства, поднятия престижа библиотеки среди населения и различных организаций, пользующихся ее услугами.

Для традиционных библиотек получение доступа к базам документов в значительной степени меняет подходы к информационной работе в целом, так как позволяет читателям обходиться без обращения к печатным оригиналам изданий, и, следовательно, избавляет потенциальных клиентов от необходимости физического посещения библиотек.

Литература

1. Абрамов, К. И. История библиотечного дела в России: учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков/К. И. Абрамов. -М., 2011. -Ч. 2.-158 с.

2. Ажеева, Е. Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/u15.htm.

3. Акилина, М. И. Информационное учреждение? Да! / М. И. Акилина // Библиотека. 2013. – № 12.-С. 61-63.

4.Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: научно-методич. пособие/ А. Б. Антопольский.-М.: Либерея, 2010.– 424 с.

5. Берестова, Т.Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров // Библиотековедение.– 2011 – № 1 – С. 53-56

6. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки: научно-методическое пособие / Т. Ф. Берестова.–М., 2012. – 240 с. – (сер. "Библиотекарь и время. XXI век."; № 76).

7. Беспалова, Э. К. Формирование библиографической мысли в России: до 60-х гг. XX в. / Э. К. Беспалова.- СПб., 2012. – 320 с.

8. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /под ред. О.П. Коршунова. – М.: Книжная палата, 2013. – 254 с.

9. Брежнева, В. В.Информационное обслуживание: концепция сервисного развития, автореф. диссерт. докт. пед. наук / В. В. Брежнева.– СПб., 2013. -42 с.

10. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения / М. И. Вершинин.- СПб., 2015. – 250 с.

11. Дворкина, М. Я. Библиотечно-информационная деятельность / М. Я. Дворкина.- М., 2015. – 256 с.

12. Дворкина, М. Я. Библиотечно-информационная деятельность в электронной среде / М. Я. Дворкина // Румянцевские чтения 2014: материалы междунар. конф. – М., 2014. – С. 66-70.

13. Елепов, Б. С. Библиотека в системе научных коммуникаций / Б. С. Елепов, О. JI. Лаврик // Библиосфера,- 2015. – N° 1. – С. 5-13.

14.Елисина, Е. Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде / Е. Ю. Елисина. Библиотековедение. – 2015. – № 1. – С. 39-46.

15. Елисина, Е.Ю. Электронные услуги библиотек/Е.Ю. Елисина.-СПб: Профессия,2012.-304с.

16. Ерохо, Т.А. Изучение эффективности справочно-библиографического обслуживания. – М.: Наука,2010.- 215 с.

17.Жабко,Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Е. Д. Жабко; Рос. Нац. Б-ка. – СПб.: РНБ, 2016.-387 с.

18.Захарчук, Т.В. Информационные ресурсы для библиотек: учеб.-практ. пособие/ Т.В. Захарчук.-СПб. Профессия,2011.-128 с. – (Азбука библиотечной профессии).

19.Моргенштерн, И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: научно-практич. пос. – М.: Либерия, 2015. – 80 с.

20.Пашин, А.И. Библиотека как социальный институт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// libconfs.narod.ru/2004/s1/s1_p19htm.

21.Пилко, И. С. Информационные и библиотечные технологи / И. С. Пилко.- СПб., 2016. – 342 с.

22.Редькина, Н. С. Технологическая работа в библиотеке:практич.пос. / Н. С. Редькина; ГПНТБ СО РАН. -Новосибирск, 2016. –104 с.

23.Самохина, М.М. Библиотека как социальный институт и её функции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/t_09.php.

24.Семеновкер, Б. А. Эволюция информационной деятельности:бесписьменное общество / Б. А. Семеновкер.– М., 2015. – 144 с.

25.Социальная философия: защищена 13.03.2007 / И.П. Тикунова; науч. рук. М.Ю. Опенков; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Помор.гос. ун-т им. М.В. Ломоносова". − Архангельск: [б.и.], 2014. − 129 с.

26.Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб.:Профессия, 2014. – 432 с.

27.Столяров, Ю.Н. Сущностные функции библиотек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=144

28.Юдина, И. Г. Информационная функция библиотеки: теория и современная практика / И. Г. Юдина, О. JI. Лаврик // Библиосфера. -2015.-№4.-С. 37-42.