Безработица и проблемы социальной защищенности

Безработица и проблемы социальной защищенности.

Статьи по теме
Искать по теме

Определение безработицы и причины её возникновения

По определению Международной организации труда, безработный- это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Сначала все лица подразделяются на две группы:

1. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:

1. Занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях.

2. Безработные – лица 16 лет и старше, которые:

а) не имеют работу (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);

в) готовы приступить к работе;

г) обучаются по направлению государственной службы занятости.

Безработица – это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда как на интегрированном рынке труда, так и в различных его сегментах.

Коэффициент безработицы рассчитывается по следующей формуле:

Кбезр = (численность безработных/численность экономически активного населения)*100%

Данные о безработице разрабатываются по полу, по возрасту, по семейному положению, по образованию, профессиональной принадлежности и по продолжительности безработицы.

Факторы, влияющие на динамику безработицы

1. Демографические факторы – изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.

2. Технико-экономические факторы – темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких РОССИЙСКИХ производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.

3. Экономические факторы – состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый "всплеск" безработицы связан со снижением реального объема ВНП.

Причины и виды безработицы

Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.

Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила такие формы безработицы, как текучая, скрытая и застойная, которые возникали на уровне микроэкономики.

Текучую безработицу мы обнаруживаем, когда временно становятся незанятыми работники умственного и физического труда, обладающие рабочей силой нормального качества. Из-за неравномерного развития отдельных отраслей и регионов, особенно из-за периодически повторяющих спадов в экономике, спрос на рабочую силу бывает временами недостаточным и, наоборот, потребность в ней возрастает в период хозяйственного подъема. Из-за связи с экономическими циклами такую безработицу называют также циклической.

Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей (которая не выдерживает конкуренции с крупными предприятиями), а также разоряющиеся мелкие производители и торговцы. Такие резервы труда обнаруживаются, когда возросшая потребность в работниках быстро восполняется за счет указанной части общества. По имеющимся оценкам, более 500 млн человек, или 1/3 экономически активного населения, в развивающихся странах не имеют работы или заняты неполный рабочий день.

Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий. Это главным образом люди, живущие на случайные заработки, например работающие на дому лишь в определенные сезоны.

Современный этап развития производства породил причины безработицы, имеющие макроэкономические масштабы. Эти причины непосредственно связаны с научно-технической революцией.

К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.

Широко развивается и структурная безработица, которая обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники сходящих с исторической сцены видов производства попадают в тяжелое положение, поскольку теряют не только занятость, но и профессию.

С 70-х годов западные экономисты признают неизбежность двух видов безработицы – структурной и фрикционной. Под фрикционной (лат. frictio – трение) понимается безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое, кто временно теряет сезонную работу, или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Попавшим в такое состояние нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.

Сейчас в западной экономической литературе подсчитывается естественный уровень безработицы – сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень характеризует долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Данный показатель время от времени уточняется с учетом изменения состава трудящихся.

С позиции новоклассической теории, признающей действенными только рыночные силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими авторами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.

Теоретическое определение социальной защищённости

Социальная защищенность, как следует из анализа законодательных актов и научных публикаций, – это уровень и состояние реализации социальных прав личности правовыми средствами, выраженные в устойчивом благополучии человека, в высоком уровне его благосостояния1. Другими словами, социальная защищенность – это те правовые условия, которые на базе социально-экономических и культурных реальностей дают возможность для благоприятного индивидуального развития личности, реализации ее творческих и производственных возможностей и способностей.

Социальная защищенность населения – это совокупность механизмов, предусмотренных законодательными и нормативными актами для сохранения доходов (или их части) отдельным лицам или семьям, которые их больше не имеют в связи с потерей трудоспособности из-за старости или инвалидности, болезни, беременности (материнства), безработицы, смерти кормильца семьи, а также для материальной поддержки многодетных и малообеспеченных групп населения, учащейся молодежи и др.

При определении размеров социальной помощи исходят как из потребностей населения, нуждающегося в поддержке, так и из реальных ресурсов, которыми располагает государство для этих целей на данном этапе экономического развития страны. Нормы социального обеспечения служат, как правило, индикаторами социальной политики государства.

Исходя из задач и направлений деятельности органов и учреждений социального обеспечения, в задачи статистического наблюдения входит сбор следующих сведений:

- размеры социальных выплат и их источники;

- численность лиц, охватываемых социальным обеспечением по его видам;

- средние размеры социальных пособий, приходящихся на их получателя.

В связи с разнообразием социальных выплат остановимся лишь на статистике основных их видов.

Социальная защищенность – это результат действия механизмов социальной защиты, когда лицо, оказавшееся в силу причин объективного или субъективного характера в неблагоприятном положении, располагает, по его собственному мнению, возможностью воспользоваться определенным минимумом гарантированных государством благ.

Социальная безопасность граждан ничуть не менее важна, чем безопасность государственная. Более того, социальная безопасность населения в условиях мирной жизни – истинная государственная безопасность и есть.

Социальная защищенность в значительно большей степени, чем форма собственности на средства производства, определяет общественный строй. Это общественный договор, определяющий жизнь всего народа и складывавшийся десятилетиями. Процесс переопределения социальной безопасности граждан России и изменение общественного договора должны быть проведены не только корректно, разумно и сбалансированно, но и этически грамотно.

Виды социальной защищённости

Социальная защищенность может быть реальной или мнимой.

При реальной социальной защищенности субъект убежден в достаточности предоставленных ему благ, равно как и в возможности их получения, и к тому же существуют эффективно действующие механизмы социальной защиты, которыми он при необходимости может воспользоваться.

При мнимой социальной защищенности у субъекта есть представление о достаточности предоставленных ему благ и возможности их реального получения, но существующие механизмы социальной защиты не позволяют реально воспользоваться ими.

Социальная защищенность – это степень (уровень) эффективности, состояние, результат защиты. В этой связи можно выделить качественный критерий, по которому возможна оценка уровня социальной защищенности. Он может быть высоким, минимальным и низким. Социальная защищенность также может быть необходимой и достаточной.

Необходимая социальная защищенность сотрудников определяется:

- урегулированностью решения проблем нормами права;

- полноценным ресурсным обеспечением;

- сформированностью системы органов государственной власти, осуществляющих выполнение взаимосвязанных мероприятий на федеральном и региональном уровнях;

- наличием учреждений социальной защиты, ориентированных на оказание правовых, экономических, социально-психологических, медико-реабилитационных услуг;

- разработанностью и функционированием новых базовых социальных стандартов и нормативов качества жизни, механизмов их индексации, реформирования и адаптации новых форм социальных выплат;

- непрерывно действующей системой контроля усилий за решением наиболее важных проблем на каждый отдельно взятый момент времени;

- регулярно проводимым мониторингом состояния социальной защиты с анализом факторов, обусловливающих ее недостаточность.

Достаточная социальная защищенность реализуется через систему социальной защиты, которая должна обеспечить:

-функционирование институциональных, организационных и финансовых механизмов социальной защиты;

-создание устойчивой нормативной правовой базы правового регулирования социальной защиты, обеспечение надежного ее функционирования;

-реальную компенсацию и выполнение гарантий, установленных законами в соответствии с теми или иными условиями;

-достаточно высокий уровень жизни;

-духовно-нравственную основу;

-адресность различных мер социальной защиты применительно к различным категориям населения.

Однако в кризисных условиях, при отсутствии экономических возможностей социальной защиты, ее формально-юридическое закрепление сводит проблему к абстрактной декларации.

Проблемы социальной защищённости в России

Ощущение социального неблагополучия, распространенное в стране, обостряется массовой безнадзорностью детей, нищетой инвалидов, заброшенностью и полной беззащитностью стариков, особенно одиноких.

Другой проблемой является то, что, миллионы людей все еще заняты на убыточных предприятиях, конкурентоспособность которых восстановить невозможно. Прямое социальное следствие этого – низкие зарплаты в сельском хозяйстве, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, большинстве подотраслей машиностроения.

В качестве социального норматива, соответствующего желаемому российскому образу жизни, можно предложить не просто "достойную" заработную плату, а занятость на эффективных рабочих местах, связанных с производством конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, и позволит обеспечить достойную зарплату.

Проблема социальной безопасности и социальной защищенности граждан остается одной из самых злободневных в России.

Важным с точки зрения социальной безопасности является качество трудовой жизни как обеспечение эффективной занятости населения и защиты работников в сфере труда.

Социальная безопасность – это и качество социальной инфраструктуры, и ее развитие, качество услуг населению, доступность социальных услуг для большинства населения.

В обеспечении социальной безопасности имеет значение также качество окружающей среды: экологическая устойчивость, снижение рисков и возможного ущерба от природных и техногенных катастроф, дискомфортности жизни населения в экстремальных и суровых климатических условиях.

Социальная безопасность включает обеспечение безопасности жизни населения – предотвращение насилия и преступлений против личности и собственности, снижение рисков и возможного ущерба от террористических и иных угроз.

Важным индикатором ее является удовлетворенность людей своей жизнью: улучшение социального самочувствия, отсутствие расхождений в представлениях о качестве жизни общества и власти.

Наконец, социальная безопасность определяется уровнем жизни населения, реальными доходами, обеспеченностью жильем, преодолением бедности и допустимым уровнем социально-экономического неравенства.

3. Способы решения проблем социальной защищённости и безработицы

Решения проблем социальной защищённости граждан

К числу особо уязвимых категорий относят женщин, молодежь, работников с недостаточным образованием и низкой квалификацией, людей предпенсионного возраста, инвалидов.

Основными принципами, в решении проблем социальной защищённости могут стать:

- обеспечение равных стартовых возможностей на индивидуальном уровне;

- ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоев;

- формирование на этой базе образа жизни, приемлемого для максимального числа ее укладов.

Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи. Так, целесообразно предоставлять дополнительные вычеты по подоходному налогу работника, если у него на иждивении находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес, когда муж и жена (или совместно с другими членами семьи) открывают кафе, мини-гостиницу, магазинчик, мастерскую по оказанию бытовых услуг. Государство могло бы материально поддерживать семейные клубы, где люди встречаются и проводят свой досуг, в виде, например, бесплатного предоставления помещения, телефонов и т. п. (разумеется, занятие бизнесом на этой площади должно быть запрещено).

Сегодня социальные проблемы в России должны решаться путем повышения качества и уровня жизни людей, и это объединяет все эти приоритетные программы. Именно в этих целях были разработаны национальные проекты.

Опыт реализации национальных проектов позволил уже сегодня обсуждать, в какой именно форме государство и общество должны продолжить развитие институтов и формирование социальной инфраструктуры по заявленным приоритетам.

Эти приоритеты необходимо рассматривать в качестве стержня, вокруг которого разворачивается дальнейшая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей. Сами эти проекты могут меняться, а их направленность на обеспечение достойной жизни и повышение творческих возможностей человека остается нашим долгосрочным приоритетом.

Социальные и экономические факторы способствуют ограничению рождаемости. В большинстве российских семей рождение ребенка автоматически переводит семью в число бедных. Поэтому важно создать комплексную систему эффективного социального сопровождения семей с детьми. И серьезный технологией преодоления сложившейся ситуации станет повышение зарплат-до уровня реальной стоимости жизни. Конечно, при этом возрастет и база налогообложения, выплат в фонды обязательного социального и медицинского страхования, Пенсионный фонд, но все-это вернется доходами семей.

Острой темой демографической политики является сиротство, социальное сиротство, обеспечение законных прав таких детей.

Необходимо обеспечить более эффективное регулирование всего комплекса вопросов опеки и попечительства в нашей стране на основе минимальных государственных стандартов организации-работы и деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних. В том-числе регулирование системы устройства детей в патронатные семьи. Нужен федеральный закон о введении патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Нельзя допустить, чтобы гарантии и права в приемных и патронатных семьях настолько были дифференцированы в масштабах всей страны.

Институт приемной семьи надо всячески развивать и оказывать ей должную материальную и моральную поддержку. Поддержка семей усыновителей, опекунов, приемных и патронатных семей должна осуществляться не только государством. Обществу тоже предстоит научиться относиться к людям, принявшим на воспитание ребенка-сироту, как к заслуживающим всемерного уважения. Отмечу, что во многих-регионах целенаправленно проводятся кампании, направленные на формирование позитивных представлений. Угрозу национальной безопасности России создают также глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малоимущих граждан.

Если проанализировать положение граждан не только по доходам, но и по жилищной обеспеченности, вскрываются гораздо более высокие масштабы материального неблагополучия и социальной дифференциации в стране. Численность самого нижнего класса бедных, по оценкам ВЦУЖ, составляет порядка 42%, или около 60 млн. человек. К сожалению, до сих пор практически не удалось выработать, сколько-нибудь серьезно обоснованных стратегических подходов к проблеме преодоления бедности и снижения социально-экономического неравенства. В этом плане здесь необходимо подчеркнуть необходимость внесения существенных корректив в политику доходов:

1. отказаться от политики "дешевого" работника в большинстве отраслей экономики, недооценки доходов от трудовой деятельности и снижения-доли заработной платы в доходах населения;

2. значительно ускорить приближение минимальных социальных стандартов (минимальный размер оплаты-труда, базовая пенсия и др.) не только к прожиточному минимуму соответствующих групп населения, но и к восстановительному потребительскому бюджету, обеспечивающему нормальное воспроизводство работающих по найму, пенсионеров, малообеспеченных и многодетных семей и др. категорий населения;

3. восстановить прогрессивную шкалу налогообложения личных денежных доходов, так как это делается в подавляющем большинстве развитых стран;

4. создать для населения и организаций условия, при которых они были бы-заинтересованы в легализации своих доходов;

5. развивать механизмы регулирования трудовых и предпринимательских доходов на основе системы социального партнерства (генеральное тарифное соглашение, отраслевые соглашения, профессиональные соглашения и др.). Все это надо решать в рамках разработки Стратегии социального развития как стратегии социальной безопасности, где одной их центральных задач должно стать преодоление бедности в ее нынешнем виде и снижение социально-экономического неравенства. Жилищная проблема остается ключевой в системе социального обеспечения-военнослужащих. Для решения жилищной проблемы необходимо не только разработать и принять дополнительные меры по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, но и осуществить переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.

Способы решения проблемы безработицы

Государственные структуры пытаются решить проблему безработицы, создавая новые рабочие места. Для этого необходимо открывать новые производства, однако мир не нуждается в новых товарах. Во множестве областей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве имеет место перепроизводство. Зерно залеживается в хранилищах, молоко выливают в канализацию, портовые автостоянки забиты новыми автомобилями, и т. д. Проблема не в том, чтобы создать, а в том, чтобы продать уже созданное.

Следует сокращать рабочий день, и за счет этого обеспечивать работой тех, кто ее не имеет. Это хлопотно и невыгодно владельцам предприятий, но поможет снять социальную напряженность.

Многие из нас нуждаются в том или ином виде помощи. Это престарелые, больные, социально не адаптированные люди. Тех, кто не имеет работу можно привлекать к оказанию социальной помощи. Это сплотит и оздоровит наше общество и поможет достойно пережить тяжелые времена.

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы решить проблемы социальной защищённости граждан, ориентирами достижения долгосрочных целей социальной политики должны стать стандарты качества жизни россиян, которые на государственном уровне гарантировали бы нам качество и безопасность жизни и здоровья, социальную безопасность стариков, детей-инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития всех слоев нашего общества.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Литература

1. Белова, В.Л. Ведение в макроэкономику. Безработица // Социал.-полит.журн.-2009.-N1

2. Брагин, В.Оценка естественного уровня безработицы в России в 2006-2009гг.: эмпирический анализ / В.Брагин, В.Осаковский // Вопросы экономики.-2009.-N3

3. Власов, В. Стипендия безработным // Соц.защита.-2008.-N7

4. Гаврилина, А.К. Прекращение трудовых отношений и защита от безработицы // Труд.право.-2003.-N6

5. Гордон, Л.А. Социальные эффекты и структура безработицы в России / Гордон Л.А., Клопов Э.В. // Социол.исслед.-2011.-N1

6. Голенкова, З.Т. Безработные: особенности российского бытия / Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. // Социол. Исслед.-2001.-N5

7. Куликов, В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. – 2005. -№1

8. Нанавян, А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экон. наука соврем. России.-2009.-N4.

9. Новиков, К. Беззаботные безработные // Коммерсантъ-Деньги. – 2006.-N 17-18. – C. 81-86

10. Сочнева, Е. Н. Анализ современной модели социальной политики России // Проблемы современной экономики. – 2008

11. Холостова, Е. И. Социальная политика: Учебное пособие.- М.: Инфра- М, 2009

12. Четвертина, Т.А., Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта// Вопросы экономики. М.: 2008.,№11

13. Четвернина, Т.А. Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы) // Проблемы теории и практики управления М.: № 4. 2006