Бенчмаркинг

Бенчмаркинг.

Статьи по теме
Искать по теме

Согласно, Бернардо де Суза (Bernardo de Sousa), специалисту по контролю за качеством Ciba Geigy, за последние 50 лет мир увидел четыре этапа изменений в философии управления:

1950е годы – "Управление заданиями" (Management by Objectives);

1970е годы – "Графики Ценностей" – "собаки", "денежные коровы", "ниши" и "восходящие звезды" (The Value Chart);

1980е годы – "Опередить конкурентов" (Beat The Competition);

1990е годы – Концентрация на "Процессах" (Focus on Processes).

Самые последние изменения в философии менеджмента указывают на повышенное внимание к конкуренции. Происходящие со временем изменения в философии менеджмента отражают изменяющуюся конкурентную среду. В 50х годах, когда спрос был больше предложения, в задачи менеджмента входило лишь установление конечных критериев и отслеживание процесса их достижения. Однако уже в девяностых годах предложение значительно превышало спрос и менеджмент начал задумываться о том, как опередить показатели конкурента в производственных и маркетинговых "процессах".

Понятие бенчмаркинга

Существует огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга. Одни считают его продуктом эволюционого развития концепции конкурентоспособности, другие – программой по улучшению качества, другие же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики. Однако существует общий знаменатель, к которому можно привести различные определения бенчмаркинга. Записав его в простой и ясной форме, мы пришли к следующему определению:

Бенчмаркинг – это процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса.

Целью бенчмаркинга является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, чем у вас. Но этого недостаточно: после нахождения лучшего способа управления и ведения дел, вы по-прежнему должны будете самостоятельно найти ответ на вопрос "как сделать это лучше?".

Таким образом, Бенчмаркинг позволяет выявлять и использовать в своем бизнесе то, что другие делают лучше. Практика показывает, что взгляд на свою организацию сквозь призму опыта лучших мировых компаний или лидеров отрасли дает возможность найти новые ориентиры для повышения эффективности управления и решить прикладные вопросы, такие как:

- Оптимально ли количество работников в том или ином подразделении?

- Можно ли и дальше сокращать удельные издержки и на сколько?

- Почему производительность труда в моей компании в 5 или в 10 раз меньше, чем у зарубежного конкурента?

- За счет каких методов продвижения наш конкурент сумел увеличить долю рынка на 5%?

- Как правильно выстроить взаимодействие сбытовиков, разработчиков и производственников? Как это делают лучшие компании?

- Какие модели организации бизнеса в нашей отрасли наиболее эффективны?

- Как адаптировать лучший опыт к условиям нашей организации?

Впервые метод бенчмаркинга был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США). Впервые целенаправленно использовать бенчмаркинг начала компания Rank Xerox в момент тяжелейшего кризиса в 1979 году для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими. В настоящее время бенчмаркинг считается самым эффективным направлением консалтинга.

Виды бенчмаркинга

- Внутренний – сравнение работы подразделений компании.

- Конкурентный – сравнение своего предприятия с конкурентами

- Общий – сравнение компании с непрямыми конкурентами

- Функциональный – сравнение по функциям (продажи, закупки и т. д.).

- Бенчмаркинг процесса – деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.

- Глобальный бенчмаркинг – расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг.

- Бенчмаркинг затрат.

- Бенчмаркинг характеристики.

- Бенчмаркинг клиента.

- Стратегический бенчмаркинг, охарактеризованный выше.

- Оперативный бенчмаркинг.

- Ассоциативный бенчмаркинг – бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе. Протокол этой кооперации содержится в Кодексе поведения бенчмаркинга.

Сам процесс бенчмаркинга проходит несколько этапов. Сначала определяется потребность фирмы в изменениях – либо после анализа изменений внешней ситуации, либо после сравнения с другой фирмой. Далее проводится оценка эффективности компании, изучаются основные процессы, определяются способы количественного измерения тех или иных характеристик. Затем выбирается партнер, который согласен на проведение исследования, то есть готов предоставлять данные о себе. В некоторых случаях это может быть исследование ряда компаний в одной или нескольких отраслях, который позволяет составить "собирательный" образ компании-эталона. Последующий анализ позволяет оценить различия в эффективности, выявить причины своего отставания, опыт, который можно использовать у себя.

Роль консультанта в процессе сравнения компании-клиента с лидерами заключается в том, чтобы помочь адаптировать опыт других компаний к реалиям и специфике своего бизнеса и социально-экономического окружения, а также стать "катализатором" тех изменений и преобразований, которые необходимы организации.

Практическое применение бенчмаркинга

Применение бенчмаркинга заключается в четырех последовательных действиях:

1. Понимание деталей собственных бизнес-процессов.

2. Анализ бизнес-процессов других компаний.

3. Сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых компаний.

4. Внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва.

Бенчмаркинг не может быть одноразовым анализом. Для получения должной эффективности от применения этого процесса необходимо сделать его интегральной частью процесса инноваций и усовершенствований в вашем бизнесе.

В последние годы такие организации как правительственные агентства, больницы и университеты также начали открывать для себя преимущества бенчмаркинга и применяют его основные постулаты для улучшения своих процессов и систем.

В Европе применение и популярность бенчмаркинга по прежнему весьма умеренна. Значительные различия в понимании бизнес-процессов в разных странах значительно замедляют его внедрение в бизнес-процессы различных секторов экономики.

Бенчмаркинг представляет собой искусство выявлять то, что другие фирмы делают лучше, а также изучение их методов работы. Может показаться, что речь идет о банальном шпионаже, однако все, о чем будет говориться, соответствует этике ведения бизнеса. В основу бенчмаркинга положена идея сравнения деятельности не только предприятий-конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Практика показывает, что грамотное использование опыта конкурентов и успешных компаний позволяет сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать выбор стратегии деятельности вашей организации.

Фактически бенчмаркинг – это альтернативный метод стратегического планирования, в котором задания определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей конкурентов. Технология бенчмаркинга стягивает в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов. Для понимания методов бенчмаркинга необходимо определить его связь со стратегическим планированием.