Банкротство и санация кредитной организации

Банкротство и санация кредитной организации.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и сущность банкротства кредитной организации

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство – это неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Главный смысл этой процедуры – возрождение экономики, бизнеса, производства. С этой точки зрения банкротная процедура является не только неизбежной реальностью для большинства предприятий, но и очевидным благом. Банкротство – это средство защиты от кредиторов, возможность получить отсрочку по уплате долгов, провести реструктуризацию и обновить бизнес.

Признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:

- наличие денежного обязательств должника долгового характера;

- неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения:

- наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

В российской практике выделяются следующие основные процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение (см. рисунок 1).

Банкротство и санация кредитной организации

Рисунок 1 – Схема процедур банкротства предприятия

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя. Тем же определением суда назначается временный управляющий. При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.).

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

Процедура финансового оздоровления может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года. Арбитражным судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры финансового оздоровления либо до его отстранения арбитражным судом.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; прекращается исполнение по всем исполнительным документам, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника. Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение заключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником – с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки их погашения.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда, после чего производство по делу о банкротстве прекращается. Соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения или существенного нарушения должником его условий.

Санирование кредитной организации, сущность санации

Термин "санация" происходит от латинского "xanare" и переводится как оздоровление или лечение. Финансово-кредитный словарь трактует это понятие как систему мероприятий, проводимых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий. Таким образом, санация является одной из предусмотренных законодательством процедур финансового, экономического оздоровления предприятий, предотвращения банкротства.

В современных условиях, в соответствии с международной практикой и мнением большинства зарубежных и отечественных специалистов, под санацией как экономической категорией понимается комплекс последовательных, взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, организационно-правового, производственно-технического, социального характера, направленных на преодоление финансового кризиса кредитной организации и возобновление или достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера. Целью финансовой санации является оптимизация финансовых потоков предприятия: покрытие текущих убытков и ликвидация причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий производственно-технического и организационного характера.

Финансовая санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения. Целостный взгляд на этапы разработки санационной концепции отдельного предприятия представляет собой так называемая "классическая модель санации", которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

В случае возникновения на предприятии кризисной ситуации данная модель предполагает проведение анализа ее причин (причинно-следственный анализ). На основе результатов анализа принимается решение либо о ликвидации предприятия, либо о проведении неотложных санационных мероприятий. В случае решения о санации определяются ее цели, формируется санационная стратегия, разрабатываются санационные мероприятия. Это оформляется в программу санации, создается ее проект. В соответствии с этими документами осуществляется реализация, координация и контроль хода санации (см. рисунок 2).

Неотъемлемым и важнейшим компонентом санационного процесса является координация и контроль проведения запланированных мероприятий. Внутренние контрольные органы должны постоянно выявлять санационные резервы и своевременно подготавливать квалифицированные решения относительно ликвидации возможных препятствий, возникновение которых возможно в процессе проведения оздоровительных процедур.

Традиционно санация осуществляется за счет следующих внешних источников:

- слияния предприятия с более мощной компанией;

- выпуска новых ценных бумаг для мобилизации денежного капитала;

- увеличения банковских кредитов и предоставления субсидий;

Банкротство и санация кредитной организации

Рисунок 2 – Алгоритм санации кредитной организации

- уменьшения выплат по облигациям и отсрочки их погашения;

- полной или частичной покупки государством акций предприятия.

Финансовая санация может также осуществляться с помощью привлечения средств владельцев (акционеров, вкладчиков) кредитной организации; при помощи основных кредиторов; персонала предприятия.

В научной литературе по вопросам финансового оздоровления предприятий часто встречается такое понятие, как "чистая санация", которая заключается в том, что убытки покрываются исключительно за счет сформированных на предприятии резервных (страховых) фондов.

Условия и необходимые признаки санации кредитной организации

Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (ст. 3 и 4) указывает на 3 равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка:

- финансовое оздоровление банка;

- назначение в банк временной администрации;

- реорганизацию банка.

В соответствии с данным подходом критерии, при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в санации, те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

Непосредственно процесс санации может включать в себя:

- оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и пассивов банка;

- изменение организационной структуры банка;

- иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

Соответствующие процедуры санации подробно изложены в Инструкции Банка России № 84-И от 12.07.1999 г. "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций". Ниже выделены их основные моменты.

Исходные положения.

1. Банк, его учредители (участники) обязаны по собственной инициативе принять необходимые и своевременные меры для его финансового оздоровления при возникновении хотя бы одного из оснований для подобных действий, предусмотренных ст. 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В случае возникновения указанных оснований территориальное учреждение Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.

2. Указанная инициатива банка в соответствии со ст. 11 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение 3 дней проинформировать о направлении ходатайства территориальное учреждение Банка России, а указанные органы управления банка должны в течение 10 дней принять соответствующее решение и в течение 3 дней проинформировать о нем территориальное учреждение Банка России по установленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное учреждение Банка России.

3. Не позднее 20 дней с момента принятия органами управления банка решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" обязан разработать план санации и представить его в территориальное учреждение Банка России. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий

Требование Банка России о принудительной санации банка.

1. При наличии хотя бы одного из ранее указанных достаточных оснований территориальное учреждение Банка России вправе направить в банк требование об осуществлении санационных мер, если:

- извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки;

- в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка;

- в Банк России поступили заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п.1 ст. 35 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (т.е. заявления об отзыве у банка лицензии и признании его банкротом), если банк действительно нуждается в санировании.

3. В случае получения такого требования руководитель исполнительного органа банка должен в срок не позднее 5 дней обратиться к высшим органам управления банка с соответствующим ходатайством, одновременно рекомендовав конкретные меры финансового оздоровления банка, способы и сроки их выполнения, а также в течение 3 дней с момента представления ходатайства направить в территориальное учреждение Банка России извещение об этом.

Названные органы управления банка, получив указанное ходатайство, должны в срок не позднее 10 дней принять по нему решение и в течение еще не более 3 дней направить в территориальное учреждение Банка России извещение по установленной форме.

4. В срок не позднее 30 дней с момента получения указанного требования Банка России банк обязан разработать план своего финансового оздоровления и представить его в территориальное учреждение Банка России, а последнее – установить контроль за исполнением банком предъявленного ему требования.

Модели и методики прогнозирования банкротства кредитной организации

Модель Альтмана. Среди качественных методик уделяется наибольшее внимание рассмотрению модели Э. Альтмана. Данная методика представляет собой наиболее широко известную модель оценки риска банкротства. Оценка в рамках данной модели представляет собой линейную функцию основных балансовых коэффициентов. При разработке модели Альтман изначально рассматривал 22 финансовых показателя, характеризующих кредитную организацию, однако в ходе исследования значимыми были признаны только 5 из них.

Модель Альтмана имеет следующий вид:

Z = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + 0,999X5 (1)

где

X1 – отношение оборотного капитала к общим активам

X2 – отношение нераспределенной прибыли к общим активам

X3 – отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к общим активам

X4 – отношение рыночной стоимости акций к стоимости балансовых обязательств

X5 – отношение объема продаж к общим активам.

Альтман определил граничные значения функции – 1,81 (наступление дефолта) и 2,99 (выполнение обязательств).

Модель Альтмана не лишена недостатков в плане применимости в России, тем не менее, на ее основе в нашей стране разработана и используется на практике компьютерная модель прогнозирования вероятности банкротства. Применение данной модели для российских условий было исследовано в работах М. А. Федотовой, которая считает, что весовые коэффициенты следует скорректировать применительно к местным условиям. Однако, новые весовые коэффициенты для отечественных предприятий ввиду отсутствия статистических данных по организациям – банкротам в России не были определены.

В общем виде можно отметить, что многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозирования банкротства в отечественных условиях не принесли и не могли принести по вышеизложенным причинам достаточно точных результатов. Были предложены различные способы адаптации западных моделей к российским условиям, о чем упоминалось выше, но корректность этой адаптации также вызывает сомнения у специалистов.

Адаптированные методики оценка риска банкротства. Новые методики диагностики возможного банкротства, предназначенные для отечественных кредитных организаций и, следовательно, лишенные по замыслу их авторов многих недостатков западных моделей, были разработаны Иркутской государственной экономической академией, О. П. Зайцевой, Р. С. Сайфуллиным и Г. Г. Кадыковым.

Однако, и в этом случае не удалось искоренить все проблемы прогнозирования банкротства предприятий. В частности, определение весовых коэффициентов в модели О. П. Зайцевой является не совсем обоснованным, так как весовые коэффициенты в этой модели были определены без учета поправки на относительную величину значений отдельных коэффициентов. Так, нормативное значение показателя соотношения срочных обязательств и наиболее ликвидных активов равно 7, а нормативные значения коэффициента убыточности предприятия и коэффициента убыточности реализации продукции равны нулю. В связи с этим даже небольшие изменения первого из вышеназванных показателей приводят к колебаниям итогового значения, в десятки раз более сильным, чем изменение вышеназванных коэффициентов.

В другой попытке адаптации к российским условиям – в модели, разработанной Р. С. Сайфуллиным и Г. Г. Кадыковым, небольшое изменение коэффициента обеспеченности собственными средствами с 0,1 до 0,2 приводит к изменению итогового показателя ("рейтингового числа") на: R1 = (0,2 – 0,1) * 2 = 0,2 пункта.

К такому же результату приводит и значительное изменение коэффициента текущей ликвидности от нуля (от полной неликвидности) до двух, что характеризует высоколиквидные предприятия: R2 = (2 – 0) * 0,1 = 0,2 пункта.

Поэтому и в этой модели, и у О. П. Зайцевой значения весовых коэффициентов являются недостаточно обоснованными.

Методика ФСФО РФ. Еще большую критику у специалистов вызывает методика ФСФО РФ, принятая еще в 1994 году. Первое, о чем необходимо сказать, – нормативные значения трех коэффициентов, по которым делается вывод о платежеспособности предприятия, завышены, что говорит о неадекватность критических значений показателей реальной ситуации. Например, нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, равное 2, взято из мировой учетно-аналитической практики без учета реальной ситуации на отечественных предприятиях, когда большинство из них продолжает работать со значительным дефицитом собственных оборотных средств. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности едино для всех предприятий, а значит, не учтены отраслевые особенности экономических субъектов.

В мировой учетно-аналитической практике нормативные значения коэффициентов платежеспособности дифференцированы по отраслям и подотраслям. Там, например, коэффициент текущей ликвидности дифференцируется в США в пределах от 1,0 (сфера торговли и общественного питания) до 1,7 (промышленность). Использование подобной практики в России могло бы дать положительный результат. Отечественная практика расчетов указанных показателей по причине отсутствия их отраслевой дифференциации и дальнейшее их использование не позволяют выделить из множества предприятий те, которым реально грозит процедура банкротства.

Методика балльных оценок. Выше рассматривались и анализировались только коэффициентные методы прогнозирования банкротства. Вкратце необходимо отметить особенности применения метода балльных оценок – показателя Аргенти (А-счета). Матрица для расчета показателя Аргенти .

Матрица для прогнозирования банкротства по методу А-счета

Банкротство и санация кредитной организации

Согласно данной методике, исследование начинается с предположений, что (а) идет процесс, ведущий к банкротству, (б) процесс этот для своего завершения требует нескольких лет и (в) процесс может быть разделен на три стадии:

1. Недостатки. Компании, склонные к банкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго до фактического банкротства.

2. Ошибки. Вследствие накопления этих недостатков компания может совершить ошибку, ведущую к банкротству (компании, не имеющие недостатков, не совершают ошибок, ведущих к банкротству).

3. Симптомы. Совершенные компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшение показателей (скрытое при помощи "творческих" расчетов), признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущего к банкротству, который часто растягивается на срок от пяти до десяти лет.

При расчете А-счета конкретной компании необходимо ставить либо количество баллов согласно Аргенти, либо 0 – промежуточные значения не допускаются. Каждому фактору каждой стадии присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель – А-счет.

Основным достоинством показателя Аргенти является то, что в нем впервые была предпринята попытка упорядочивания и систематизации показателей, по которым описаны в так называемых списках обанкротившиеся компании на Западе. Таким образом, исследователю остается только сравнить признаки уже обанкротившихся компаний с аналогичными признаками исследуемой. Поскольку опыт применения этого метода в нашей стране еще не велик, сложно говорить как о его недостатках, так и достоинствах.

Литература

Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"// Российская газета. – 1999. – № 164.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)"//Российская газета. – 2002. – № 209-210.

Викулин А.Ю., Тосунян Г.А. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. Учебно-практическое пособие – М.: Дело, 2002. – 320 c.

Викулин А.Ю., Тосунян Г.А. Реструктуризация кредитных организаций. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002. – 352 c.

Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент/Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007. – 255 с.

Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб.-практ. пособие / С.А. Карелина. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 360 с.

Лаврушин О.И.Управление деятельностью коммерческого банка. Банковский менеджмент. – М: Юристъ, 2002. – 688 с.

Радыгин А.Д. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования. – М.: ИЭПП, 2005. – 432 с.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Под общ. ред. д.э.н., проф. А.Г. Грязновой.-М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.

Бджола В.Д. Финансовая санация предприятий: формы и источники//Финансовые исследования. – 2001. – № 4. – С. 17-21

Котенков В., Сазыкин Б. Диагностика развития и финансовой устойчивости банков//Аналитический банковский журнал. – 2006. – №8. – С. 27-33.

Крюков А.Ф., Егорычев И.Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов// Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 2. – С. 35-39