Банковские риски и причины их возникновения

Банковские риски и причины их возникновения.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность банка и содержание банковской деятельности

Первые банки в виде, наиболее приближенном к современным банкам, появились на мануфактурной стадии капитализма, в XIV и XV вв., прежде всего в итальянских городах Венеции и Генуе. Создание банка как особого института товарного хозяйства связывают не с развитием товарно-денежных отношений, а с потребностью в специальных учреждениях, регулирующих денежное обращение и проводящих в достаточно широких масштабах кредитные операции. Само слово "банк" происходит от итальянского banco – стол. В связи с этим многие ученые считают, что банки возникли раньше, уже в античном и феодальном хозяйстве в ответ на потребность в посредниках при платежах, поскольку "банко" уже в X в. в Италии устанавливались на площадях, где велась торговля. Единообразной системы монет не существовало, поэтому и потребовались менялы, разбирающиеся во множестве обращающихся монет, оценивающие их и дающие советы по обмену.

Также следует отметить, что исторические прообразы будущих банков существовали и ранее. Так за 2300 лет до н.э. у халдеев были торговые компании, которые выдавали ссуды. В Древнем Вавилоне практиковались прием вкладов и уплата по ним процентов. Эти же операции, а также обмен денег за плату в IV в. до н.э. имели место в Греции. Залогом при этом выступали корабли и товары, дома, драгоценные вещи, рабы. Предоставление банковской ссуды сопровождалось взиманием высоких процентов. На Руси во времена Ярослава Мудрого была установлена предельная ставка 20% годовых.

Таким образом, история показывает, что в разное время банковские операции выполняли как отдельные лица, так и некоторые церковные учреждения. Храмы, надежные места хранения ценностей, стали одновременно своеобразными банковскими учреждениями.

Первые банкиры поняли, что накапливать денежные богатства непроизводительно, что можно получать выгоду, отдавая их во временное пользование либо открывая самостоятельные торговые и ремесленные предприятия. Вместе с кредитными операциями получили развитие и расчеты по обслуживанию вкладчиков.

Имеющиеся свидетельства позволяют предположить, что появление банков относится к той ступени развития денежного хозяйства, на которой кредитные, денежные и расчетные операции стали концентрироваться в едином центре. Таким образом, первые банки возникли в период становления государства на этапе оживленного развития товарного обмена, денежных и кредитных отношений.

Признаком банка является и то, что кредит становится платным. Ссудный процент покрывает расходы банкирского дома и обусловливает производительное использование заемщиком ресурсов, полученных во временное пользование.

Согласно этимологическим словарям русского языка слово "банк" употребляется с 1707 г. Картотека среднерусского словаря Института русского языка слово "банкир" отмечает в письмах и бумагах Петра Великого (1704–1705 гг.). Предшественницей банков в России считают Монетную канцелярию, основанную в Петербурге в 1733 г. и предназначенную для выдачи ссуд "всем без различия состояния людям" под залог золота и серебра с уплатой 8% годовых.

Современные банки с позиций сложившихся представлений о сущности банка можно охарактеризовать следующим образом: "банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит товар особого рода в виде денег, платежных средств. Помимо данного продукта банки предоставляют услуги, преимущественно денежного характера".

Основной продукт банка в сфере услуг – кредит. Банковский кредит предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал: заемные денежные средства должны совершить кругооборот в хозяйстве заемщика и возвратиться к исходной точке с приращением в виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости.

Банк работает в основном на чужих деньгах, аккумулируемых на началах возвратности, а предприятие осуществляет свою деятельность преимущественно на собственных ресурсах.

Банк выпускает ценные бумаги, совершает операции по учету и хранению ценных бумаг других эмитентов.

В банке работают преимущественно служащие, а не рабочие.

Банк – торговое, посредническое, а не промышленное предприятие. Он "покупает" и "продает" ресурсы, функционирует в сфере перераспределения, содействует обмену товарами, имеет своих "продавцов", хранилища, особый "товарный запас", его деятельность во многом зависит от оборачиваемости.

На этом сходство между банком и сферой торговли заканчивается. Фундаментальное отличие банка от торгового предприятия заключено в основе банка – кредитном деле, потребовавшем особой организации.

Деятельность банка носит не только коммерческий, но и общественный характер. Более всего его сущности соответствует термин "институт".

Получение прибыли банком не является специфической целью, делающей его предприятием особого рода. Банк отличает от других предприятий то, что он создает особый продукт – платежные средства. Прибыль, к которой стремится банк, не определяет всю его коммерческую деятельность. Согласно современной теории большее значение для банка имеют его конкурентная позиции на рынке и репутация стабильно развивающегося экономического субъекта.

Структура банка – такое его устройство, которое дает ему возможность функционировать как специфическому институту. С этой точки зрения банк включает четыре обязательных блока.

Первый блок – банковский капитал как специфический капитал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, существующий преимущественно в заемной форме и находящийся в движении.

Второй блок – банковская деятельность, отличающаяся от деятельности других предприятий и институтов характером продукта, ставшая главным занятием банка.

Третий блок – группа людей, имеющих специальные знания в области банковского дела и управления банком.

Четвертый блок – производственный (техника, здания, сооружения, средства связи и коммуникации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды производственных материалов). С помощью составляющих этого блока обеспечивается нормальное функционирование основной деятельности банка. Т.е. в современном мире нельзя осуществлять банковскую деятельность, не имея специальным образом оборудованных помещений.

Исходя из рассмотренных элементов банка, можно дать следующее определение сущности банка:

"Банк – это денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах".

Банковская деятельность имеет определенные особенности:

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства.

2. Банк – в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражающих движение материальных потоков, банк "покупает" их и "продает" другим экономическим субъектам по более дорогой цене.

3. Банк – это коммерческое предприятие. Операции банков совершаются на платной основе.

4. Деятельность банка носит предпринимательский характер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают "работать" у других.

5. Банк – не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер.

Работая в сфере обмена, "банк действует как особый институт, осуществляющий регулирование денежного оборота в наличной и безналичной формах".

Содержание банковской деятельности основывается на функциях, выполняемых банками. Согласно современной теории их три:

1. Аккумуляция средств;

2. Трансформация ресурсов;

3. Регулирование денежного оборота.

Банк аккумулирует свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов.

Результат деятельности банка – банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает рядом отличительных особенностей и носит в основном нематериальный характер. Чаще всего это безналичная форма, предстающая как записи по счетам; вещественная форма – банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы.

На традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции. На дополнительных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др.

Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка являются кредитование, организация расчетного процесса, депозитные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций.

Операция – конкретный вид действий по созданию банковского продукта. Банковская деятельность – сложный процесс, реализуемый в рамках банковской системы, подчиняющийся единым правилам ведения операций. Операции осуществляются посредством финансовых, бухгалтерских и технических приемов и способов, в совокупности образующих технологию банковских услуг.

Банковская деятельность основывается на принципах, под которыми следует понимать правила, которыми руководствуется банк в процессе создания своего продукта. Банки придерживаются следующих принципов:

– ориентация на запросы клиентов. Они дают банку работу, формируют его доходы, определяют успех его деятельности;

– взаимная заинтересованность банка и клиента;

– рациональная деятельность, в частности, правило рационального кредитования, предусматривающее ряд требований к оценке ссудополучателя, обеспечения кредита;

– платность. Этот принцип позволяет банку компенсировать затраты на производство банковского продукта и получать прибыль. Бесплатными могут быть отдельные второстепенные банковские операции;

– соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных организаций;

– строгое исполнение принятых обязательств, в том числе в соответствии с судебными решениями;

– приоритет отдается переговорам и поиску компромисса в случае возникновения разногласий и споров.

Помимо банков в банковскую систему входят специальные финансовые институты, которые выполняют банковские операции, но не имеют статуса банка, другие учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность денежно-кредитных институтов. Банки как элементы банковской системы могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами, прежде всего с банковской инфраструктурой. Банковская инфраструктура – совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков.

Место рисков в банковской деятельности и их классификация

Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Отсюда следует, что под риском понимается возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери.

В явлении "риск" можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:

– возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;

– вероятность достижения желаемого результата;

– отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;

– возможность материальных, нравственных и др. потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Существование риска непосредственно связано с неопределенностью. Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта.

Различают следующие три типа ситуации:

1. Ситуация определенности, когда выбор конкретного плана действий из множества всегда возможных приводит к известному, точно определенному исходу;

2. Ситуация риска, при которой выбор конкретного плана действий, вообще говоря, может привести к любому исходу из их фиксированного множества. Однако для каждой альтернативы известны вероятности осуществления возможного исхода, т.е. каждая альтернатива характеризуется конечной вероятностным множеством;

3. Ситуация неопределенности характеризуется тем, что выбор конкретного способа действий может привести к любому исходу из фиксированного множества исходов, но вероятности их осуществления неизвестны. Здесь можно выделить два случая: либо вероятности неизвестны в силу отсутствия необходимой статистической информации, либо об объективных вероятностях вообще говорить не имеет смысла.

Таким образом ситуация риска характеризуется следующими признаками:

– наличие неопределенности;

– необходимость выбора альтернатив действий (при этом нужно иметь в виду, что отказ от выбора также является разновидностью выбора);

– возможность оценить вероятность осуществления выбранной альтернативы, т.к. в ситуации неопределенности вероятность наступления событий в принципе неустанавливаема.

Ситуация риска – это разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определенно. Иными словами, риск – это оцененная любым способом вероятность, а неопределенность – это то, что не поддается оценке.

Банк – предприятие особого рода, находящееся в рисковых условиях деятельности. С учетом характера банковской деятельности, "риск – это ситуативная характеристика деятельности любого банка, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные или благоприятные последствия в случае неуспеха или удачи".

Стремление коммерческого банка к получению большей прибыли ограничивается возможностью понести убытки. Банк обычно предпочитает свести риск к минимуму. Следовательно, риск есть стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям. Риски тем выше, чем выше шанс получить прибыль. Любой банк старается выбрать то решение, при котором уровень риска минимален, ищет оптимальное соотношение риска и деловой активности, доходности. Важно предусмотреть риски заранее.

С точки зрения стоимостного выражения банковского риска существует три варианта развития рисковой ситуации и, соответственно, три варианта риска.

Допустимый риск – это риск решения, в результате неосуществления которого, банку грозит потеря части прибыли. В пределах этой зоны банковская деятельность в целом или отдельная операция сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

Критический риск – это риск, при котором банку грозит потеря возможного дохода. То есть зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных банком в данную операцию или крупный проект.

Катастрофический риск – это риск, который ведет к банкротству банка. Потери могут достигнуть величины, равной активам банка.

Наиболее распространенной является классификация банковских рисков по ряду несвязанных критериев:

– по времени возникновения;

– по степени;

– по методу расчета;

– по типу банка;

– по сфере влияния;

– по сфере действия;

– по основным факторам возникновения;

– по составу клиентов;

– по характеру учета операций;

– по возможности регулирования.

По времени возникновения риски делятся на ретроспективные, текущие и перспективные. Анализ ретроспективных рисков, их характера и способов снижения дает возможность прогнозировать текущие и перспективные риски. Операции банка подвержены прошлому и текущему рискам, а в отдельных случаях – будущему риску. Текущий риск присущ операциям по выдаче гарантий, акцепта переводных векселей и т.д. Будущий риск заключается в самой вероятности оплаты гарантии, оплаты векселя, погашения кредита через определенное время. Риск тем выше, чем дольше совершается операция.

По степени банковские риски разделяют на низкие, умеренные и полные. Степень риска характеризуется вероятностью события, ведущего к потере банком средств по данной операции, и выражается в процентах или коэффициентах. Так, активы банков разбиваются на группы в зависимости от степени риска вложений и возможной потери части стоимости. Одна и та же операция может быть связана с разным уровнем риска. Например, долгосрочные ссуды банка, выданные под строительство нового предприятия, имеют высокий уровень риска, при страховании этой суммы в государственных органах степень риска уменьшается.

По методу расчета риски бывают комплексными и частными. Комплексный риск включает оценку и прогнозирование величины риска банка и соблюдение экономических нормативов банковской ликвидности. Частный риск основан на создании шкалы коэффициентов риска или взвешивания риска по отдельной банковской операции или группе.

По типу банка риски коммерческих банков подразделяются на специализированные, отраслевые и универсальные. Специализированные банки несут повышенные риски по специфическим операциям, которые они предоставляют. Для отраслевых банков важен расчет среднеотраслевого риска. Универсальные банки учитывают в своей деятельности все виды банковских рисков.

По сфере влияния банковские риски подразделяют на внешние и внутренние.

Внутренние риски делятся на риски в основной и вспомогательной деятельности банка. Риски в основной деятельности самые распространенные: кредитный, процентный, валютный, риск по факторинговым и лизинговым операциям, риск по расчетным операциям банка и операциям с ценными бумагами. Риски во вспомогательной деятельности банка – это потери по формированию депозитов, по банковским злоупотреблениям, по забалансовым операциям, риски утраты позиций банка на рынке, потери репутации банка, состава его клиентов, снижения банковского рейтинга и т.д.

Внутренние риски подразделяются также на риски, связанные:

– с активами банка – кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондентскому счету, по финансированию и инвестированию и т.д.;

– с пассивами банка – риски по вкладным и прочим депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам;

– с качеством управления банком своими активами и пассивами – процентный риск, риски несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, структуры капитала, левереджа, недостаточности капитала банка;

– с риском реализации финансовых услуг – риски операционные, технологические, инноваций, стратегические, бухгалтерские, административные, злоупотреблений, безопасности.

К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью банка или конкретного клиента:

– страховые риски – связаны с авариями, пожарами, грабежом и т.п.,

– риски стихийных бедствий – вызваны природными явлениями непреодолимой силы,

– правовые риски – от изменения законодательства в отношении банковской деятельности, его нарушения, отсутствия законодательного регламентирования каких-то видов деятельности,

– конкурентные риски – связаны с возможностью слияния банков и небанковских учреждений, появлением новых видов банковских операций и сделок, снижением стоимости услуг других банков и т.д.,

– экономические риски – вызваны неустойчивостью валют, инфляцией, неплатежеспособностью или банкротством клиентов банка, злоупотреблениями клиентов, хищениями ими валютных средств, выплатой поддельных чеков.

По сфере действия банковские риски можно классифицировать как риски стран, риски финансовой надежности отдельного банка, например, недостаточность капитала банка, несбалансированная ликвидность, недостаточности обязательных резервов, и риски отдельного вида банковской операции, например, неплатежи или невозмещение по кредиту.

По основным факторам возникновения банковские риски подразделяются на экономические и политические. К первым относятся риски, обусловленные изменением политической обстановки, неблагоприятно влияющим на деятельность банка: закрытие границ, военные действия, смена политического режима и другие подобные риски. Ко вторым относятся риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике банка или страны: риск несбалансированной ликвидности, изменение конъюнктуры рынка, уровня управления.

Риски классифицируются также по составу клиентов. Разнообразие требований мелких, средних и крупных клиентов определяет степень самого риска. Мелкий заемщик больше зависит от случайностей рыночной экономики, чем крупный, а значительные кредиты, выданные одному крупному клиенту или группе связанных между собой клиентов, часто являются причиной 6aнковских банкротств. Банковский риск зависит также от принадлежности клиентов банка к разным отраслям – это так называемый отраслевой риск. На уровень отраслевого риска банка оказывают влияние факторы, которые воздействуют не на сам банк, а на его клиентов: деятельность альтернативных отраслей, внутриотраслевая конкуренция, сложность вхождения новых производителей в отрасль, наличие или отсутствие товаров-заменителей, рыночная сила покупателей, рейтинг поставщиков.

По характеру учета операций банковские риски делятся на риски по балансовым операциям и риски по забалансовым операциям. Те и другие подразделяются на риски активных и риски пассивных операций. К рискам активных операций относятся процентные и портфельные риски, риски инфляции кредитные, транспортные, лизинговые, факторинговые и другие. К рискам по пассивным операциям относятся риски, связанные с увеличением уставного капитала за счет прибыли, кредитов, полученных от других юридических лиц, депозитных операций и пр.

К балансовым рискам банка относят кредитный риск, процентный риск, риск ликвидности и риск нарушения структуры капитала.

Внебалансовые риски означают, что банк окажется не в состоянии ответить по выданным гарантиям, заключенным сделкам с ценными бумагами, валютным сделкам.

По возможности регулирования выделяют открытые риски, т.е. банк не имеет возможности локализовать данный вид риска, и закрытые риски, которые банк в состоянии локализовать. Таким образом, закрытые риски впоследствии поддаются минимизации и/или ликвидации, тогда как в случае с открытыми рисками банк может только прибегнуть к услугам страховых компаний, чтобы получить страховую компенсацию в результате наступления страхового случая.

В основе управления банковскими рисками лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска и увеличению прибыли в неопределенной хозяйственной ситуации. Таким образом, конечная цель изучения причин возникновения рисков в банковской деятельности и нахождения путей их минимизации соответствует задаче извлечения банком прибыли из проводимых операций. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для банка соотношении прибыли и риска.

Банковские риски и причины их возникновения

Актуальные проблемы российских банков, связанные с рисками в банковской деятельности

В настоящее время российская банковская система характеризуется повышенной степенью риска по причине экономического кризиса 2008 года. В этих условиях Центральный Банк России способен амортизировать негативные последствия, связанные с высокими темпами развития банковской системы в докризисный период, с помощью эффективного планово-нормативного регулирования. В то же время аналитики не усматривают приближения нового банковского кризиса в ближайшем будущем.

Традиционно, риски в банковской деятельности при неблагоприятном изменении мировой конъюнктуры рынков сырьевых товаров, например, падение мировых цен на нефть и другие сырьевые товары возрастают вместе с рисками, связанными с предоставлением крупных кредитов, как физическим лицам, так и коммерческим компаниям. Поэтому в настоящее время, российские банки обеспокоены в основном проблемами, связанными с просроченными кредитами вследствие упрощения требований к заемщикам.

Это обусловлено тем, что если в течение определенного времени действуют простые условия и требования для выдачи кредита на существенные суммы, то система в конечном итоге дает сбой. В этой ситуации очень высокий уровень риска, что население и коммерческие компании "наберут" столько денег в долг, что не смогут расплатиться по кредитам. В результате многие банки терпят убытки и может разразиться новый масштабный банковский кризис, выйти из которого невероятно трудно.

Несмотря на осознание последствий такой политики по отношению к кредитованию, в погоне за быстрой прибылью банки зачастую не требуют детальных отчетов о доходах населения. Соблазн заполучить клиента, который будет платить по кредитам внушительный процент годовых, слишком велик. Более того, при отказе заемщика выплачивать полагающуюся сумму у банков всегда остается поле для маневра. Кредитные учреждения просто-напросто привлекают сторонние организации – коллекторские агентства. Для получения причитающихся денег в арсенале таких организаций имеется соответствующий набор средств. Поэтому последствия такого риска часто преуменьшаются во многих банках.

В целом же, с точки зрения Центрального Банка России, экономические показатели страны улучшились: хорошие макроэкономические показатели промышленного производства; рост доходов населения страны, платежеспособного спроса не позволят разразиться новому банковскому кризису в стране. Однако финансы и финансовая система в рыночной экономике – важные ее составляющие, поэтому работу по чрезмерному кредитованию следует сократить.

В настоящее время Центральный Банк России предпринимает серьезные усилия по дальнейшему оздоровлению банковской системы. В том числе действует практика отзыва лицензий у недобросовестных банков на осуществление банковских операций, что способствует повышению качества банковской деятельности в стране в целом. В этой связи возникают риски для банков, связанные с подозрительными операциями, которые так или иначе неправомерно осуществляют различные коммерческие организации.

Поэтому для банков одним из приоритетных направлений управления рисками является организация повышенного контроля над подобными операциями, чтобы избежать санкций Центрального Банка России. Устранением ситуаций, связанных с подобными операциями, занимаются внутренние органы банков.

Наиболее радикальным шагом в российском банковском секторе стало усиление системы страхования вкладов. Если банк неожиданно оказывается банкротом или у него отзывают лицензию, вкладчики гарантированно получают часть своих средств обратно от государства. Банки, которые по тем или иным причинам не попали в систему страхования вкладов, оказались на грани вымирания, так как никто не понесет деньги в банк, где нет государственных гарантий, а понесут в рядом стоящий законопослушный банк, имеющий государственные гарантии по вкладам.

Однако мелкие банки обещаниями дать огромные проценты продолжают собирать деньги с доверчивых граждан. Причем часть кредитных организаций, не вошедших в систему страхования вкладов, существуют за счет проведения каких-то других операций. Именно они и попадают под подозрения Центрального Банка России. Зачисление банка в систему страхования вкладов еще не означает, что банк ответит по своим обязательствам по вкладам.

Большинство российских банков среднего и даже крупного масштаба остаются по международным критериям финансово маломощными и неконкурентоспособными с иностранными банками. Поэтому правительство продолжает активно защищать свою банковскую систему от иностранных крупных банков и защищает отечественные банки на переговорах по вступлению в ВТО. Поэтому остается риск поглощения иностранными банками российских банков, что может привести к захвату финансовой системы другими странами. Причем недавний кризис только усугубил данный риск, увеличив возможность возникновения такой ситуации для многих небольших и средних банков. Поэтому проблема укрупнения российских банков, рост их активов, собственного капитала, конкурентоспособности – одна из важнейших задач, решаемых Центральным Банком России на современном этапе.

Эта задача должна решаться в основном за счет объединения, концентрации распыленного капитала мелких и средних банков. С другой стороны, банковская система должна развиваться по линии оптимизации с точки зрения обслуживаемых клиентов:

1. Для крупных капиталоемких предприятий с длительным производственным циклом производства продукции необходимы крупные банки, способные выдавать крупный синдицированные кредиты и на длительный срок.

2. Для предприятий среднего бизнеса должны существовать и развиваться банки со средним капиталом.

3. Для предприятий малого бизнеса с небольшими капиталами, но быстрой оборачиваемостью капиталов должны существовать небольшие, компактные банки.

Еще одним рисковым фактором банковской деятельности является распыленность капитала по многочисленным мелким банкам. В результате крупные отечественные компании по-прежнему предпочитают брать крупные кредиты за рубежом. Единственной финансовой организацией в России, способной конкурировать с зарубежными европейскими банками, является Сбербанк. По этой причине для российских банков велик риск того, что они не смогут заключить договор на крупную операцию, так как крупные российские компании обратятся в зарубежные банки.

"Одним из многочисленных рисковых факторов, сдерживающих рост отечественных банков, является ориентация банков на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики". Соответственно, одной из главных задач Центрального Банка России является предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях. Практика показывает, что большинство подобных банков не входят не только в списки крупных и крупнейших, но и хоть сколько-нибудь значимых.

Причины банковских рисков

Причины возникновения банковских рисков:

1) состояние экономики страны (падение производства, уровень инфляции, финансовая неустойчивость предприятий);

2) состояние банковской системы (низкий уровень капитализации, снижение доходности банковских операций, уровень менеджмента и др.);

3) несовершенство банковского законодательства;

4) место банка на финансовом рынке и уровень конкуренции среди банков;

5) состояние клиентской базы банка;

6) неудовлетворительный менеджмент банка.

На наш взгляд в первую очередь необходимо рассмотреть то, как отразился мировой экономический кризис на состоянии банковской системы в РФ и как отразился на росте банковских рисков.

Сегодня многие аналитики пытаются оценить потенциальные потери российского банковского сектора. Наряду с компанией "Ренессанс-Капитал" такую работу провел и Сбербанк России (см. табл. 1).

Таблица 1. Оценка потребности в рекапитализации банков

Ожидаемая доля проблемных кредитов, %

10

15

20

30

По расчетам "Ренессанс-Капитала"

Необходимые вливания капитала, млрд руб.

81

443

1013

2588

в том числе в топ-30 банков

63

363

851

2164

Количество банков из топ-30, нуждающихся в рекапитализации

11

19

23

26

По расчетам Сбербанка

Необходимые вливания капитала, млрд руб.

202

585

1161

2691

в том числе в топ-30 банков

170

460

910

2170

Количество банков из топ-30, нуждающихся в рекапитализации

22

26

27

29

Из-за разницы в методологии и предположениях оценки несколько различаются, но в каждом из сценариев показывают примерно одинаковый порядок необходимых средств. Банкам будет трудно самостоятельно найти на рынке ресурсы для рекапитализации. Поэтому государство во многом должно эту обязанность взять на себя. Сегодня наступил критически важный момент, когда государству предстоит выработать курс на проведение рекапитализации. Должны быть даны четкие сигналы, в первую очередь частному банковскому сектору.

Еще одной причиной возникновения банковских рисков является конкуренция банков. Чем больше банков на рынке тем выше конкуренция и тем выше банковские риски. Для банковской сферы характерна высокая степень развития отношений конкуренции.

Банковская конкуренция это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.

Она имеет целый ряд специфических черт, отличающих ее от конкуренции в других секторах рынка.

Особенности банковской конкуренции состоят в следующем:

1. банковская конкуренция отличается развитостью форм и высокой интенсивностью;

2. конкурентами коммерческих банков выступают многие другие категории конкурентов. С универсальными банками конкурируют специализированные банки (сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки, обслуживающие предприятия малого и среднего бизнеса, клиринговые, инновационные банки), небанковские кредитные организации, нефинансовые организаци и( кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, клиринговые палаты, финансовые брокеры, инвестиционные компании, пенсионные фонды, почта, торговые дома);

3. конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, на других как покупатели;

4. внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта и услуг;

5. банковские продукты и услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных "внешних" (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется пре имущественно посредством перелива капитала;

6. в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих отраслей, что ведет к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере;

7. ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта, услуги рекламы;

8. банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики различных кредитных организаций;

9. наряду с индивидуальной может иметь место групповая банковская конкуренция.

Отсутствие контроля за клиентской базой влечет за собой повышение банковских рисков. Главный недостаток многих банков при организации работы с клиентской базой – отсутствие управляемости этой базой. Причем база должна рассматриваться как обычный объект управления, необходимо прогнозировать и планировать ее развитие; определять приоритеты, ресурсы, сроки изменений; заниматься организацией и коррекцией рабочих процессов по изменению базы; создавать оптимальную организационную структуру; прописывать соответствующие технологии, решать вопросы мотивации участников данного процесса, создания системы контроля. Во всей системе управления клиентской базой есть один ведущий принцип, без которого невозможны серьезные улучшения в работе с клиентами и немыс­лимо качественное управление. Речь идет об информационном обеспечении процесса создания и управления качественной клиентской базы банка; о наличии аналитичности в действиях всех ее управляющих органов. Особое внимание к этому принципу обусловлено прежде всего необходимостью знать реально число фирм, организаций, частных лиц, довольных или недовольных своим взаимодействием с банком в качестве клиентов. По оценке консалтинговой фирмы IMD (исследование 2009 г.), из 15% клиентов, недовольных обслуживанием в конкретном банке, 10% никуда не жалуются, но их недовольство вызывает значительные потери реальных и потенциальных. Незнание этой довольно опасной группы клиентов ведет к потерям в клиентской базе, потерям в бизнесе.

Без сильного и конкурентного банковского сектора страна будет жить от кризиса к кризису, от преодоления последствий старых пузырей к формированию новых. Поэтому от того, какая политика в отношении банковского сектора будет выработана сегодня, зависит будущее страны на много лет вперед.

Методы управления банковскими рисками

В последнее время банки заняты усовершенствованием своих подходов к управлению рисками. Однако автоматизация этого процесса – дело не простое. Как правильно выбрать систему управления рисками и сократить издержки при ее внедрении.

Качественное управление риском повышает шансы коммерческого банка добиться успехов в долгосрочной перспективе. Деятельность по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска принимается совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения.

Знать о возможном наступлении риска необходимо, но недостаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска, и каковы его последствия.

Выявление риска может осуществляться различными способами:

1. анализ объективных факторов (вероятностный анализ исследования операций),

2. анализ субъективных факторов (интуитивное предсказание тенденции поведения рынка).

В настоящее время российские участники финансового рынка в управлении рисками опираются на интуицию, чей-то авторитет и на предыдущий опыт. Лишь незначительный процент руководителей способен учитывать риск, с применением математических методов.

В процессе управления рисками для участника финансового рынка весьма важным является вопрос: входить или не входит в рисковую ситуацию? Различное поведение, в связи с этим, характеризуется индивидуальной склонностью к риску. В принятии решения, связанного с риском, важную роль играет информированность участника, его опыт, квалификация, деловые качества. Готовность идти на риск в немалой степени также зависит и от результатов реализации предыдущих решений, принятых в тех же условиях. Ошибки, допущенные ранее в аналогичной ситуации, диктуют выбор более осторожной стратегии.

Процесс управления риском достаточно динамичен и его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации в целом, финансового состояния коммерческого банка. Особое значение в решении рисковых задач играет интуиция, которая представляет собой способность находить правильное решение проблемы и инсайт, т. е. осознания решения некоторой проблемы.

В процессе управления риском следует учитывать следующие правила:

1. нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал,

2. всегда нужно помнить о возможных последствиях риска,

3. нельзя рисковать многим ради малого,

4. положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений,

5. всегда существует несколько решений рисковых задач.

Банковская деятельность является наиболее регулируемой со стороны государственного надзора. Центральный банк уже давно ввел "принудительную систему" контроля рисков, включающую создание обязательных резервов под обязательства банка, резервов под возможные потери по активным операциям, требования к размеру капитала, лимит открытой валютной позиции, высокий статус службы внутреннего контроля. Это обстоятельство немаловажно, но полная картина рисков может быть составлена только самим банком.

После создания картины рисков (портфель рисков) следует их количественная и качественная оценка. Ее цель – определить приемлемость уровня риска. Качественная оценка предполагает установление ориентира в качественном выражении. Например, "минимальный риск", "умеренный риск", "предельный риск", "недопустимый риск". Основанием для отнесения к той или иной группе является система параметров, различная для каждого портфеля риска. Качественная оценка дается каждой операции, входящей в состав портфеля рисков, и по портфелю в целом.

Количественная оценка означает присвоение количественного параметра качественному. Измеряется в денежных единицах, например, в рублях или в долларах. Количественная оценка позволяет создать сопоставимую базу для всех видов риска.

Необходимость контроля над рисками и создания для этой деятельности специальных подразделений зафиксировано в законодательстве как Европейского Союза (Директива Европейской Комиссии 93/6), так и всех развитых стран мира. Фактически речь идет о введении единого показателя риска, обязательно приводимого в отчете всеми корпорациями и финансовыми организациями. В связи с этим достаточно остро встает вопрос обучения теории управления рисками всех участников финансовых рынков – представителей корпораций, финансовых организаций и законодателей.

Управление рисками представляет собой одну из функций менеджмента банка и основывается на определенных принципах, к которым относят:

1. осознанность принятия рисков;

2. управляемость принимаемых рисков;

3. сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности проводимых операций;

4. сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми возможностями банка;

5. экономичность управления рисками;

6. учет временного фактора в управлении;

7. учет возможности передачи рисков.

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя способами: снижением, сохранением и передачей риска.

К числу наиболее часто встречающихся конкретных методов управления рисками относят следующие методы: метод избежания рисков или отказа от них, принятие рисков на себя, предотвращение убытков, страхование, передача рисков.

Из них наиболее часто применяемыми банками является метод избегания рисков или отказа от них. В практике работы банка существуют крупные риски – риск банкротства, возникновения обвинения в причинении ущерба и т.п. Эти риски могут быть частично уменьшены, но не ликвидированы полностью. Так как уменьшение таких рисков практически не снижает опасность последствий их реализации, наилучшим методом работы с ними могут быть попытки вообще избежать всех возможностей их возникновения. Уклонение от таких рисков означает, что причины возникновения крупных катастрофических убытков ликвидированы. Поэтому целью использования метода управления крупными, возможно катастрофическими рисками, является создание таких производственно-хозяйственных условий, при которых шанс возникновения подобных рисков заранее ликвидирован. Применяя этот метод управления, предпочитают избегать рисков, нежели пытаться получить прибыль.

Такой метод управления рисками является особенно эффективным, когда велики вероятность возникновения убытков (реализации рисков) и возможный размер убытка. Избежание рисковых ситуаций в этом случае является наилучшей и единственной практической альтернативой. Метод применяется к однородным и неоднородным рискам, к единичным и массовым рискам, так как размер возможного ущерба, независимо от конкретных значений параметров однородности и количества рисков, все равно является большим и нежелательным.

Метод принятия риска на себя является альтернативой предыдущему. Суть этого метода заключается в покрытии убытков за счет собственных финансовых возможностей. Использование данного метода оправдано в тех случаях, если частота наступления убытков невысока, или величина потенциальных убытков невелика (и поэтому они могут быть покрыты за счет текущего потока денежных поступлений).

Убытки при данном методе управления рисками могут покрываться либо за счет текущего денежного потока, либо за счет средств резервных фондов, специально создаваемых для этих целей. При определении необходимого размера средств, специально предназначенных для покрытия таких убытков, должен приниматься во внимание следующий фактор – предполагаемые убытки могут произойти в течение короткого периода времени или в течение периода низких доходов. Использование данного метода управления рисками – сознательное и незапланированное. Незапланированное принятие риска вряд ли можно рассматривать как метод управления, однако, игнорировать такую возможность неправильно. То, что банк не знает о некоторых рисках, так как не смог их выявить заранее, не делает эти риски менее реальными.

Данный метод управления рисками используется достаточно часто, потому что во многих ситуациях убытки столь незначительны, что банк может покрыть их самостоятельно.

Метод предотвращения убытков также применяется довольно часто. Основа этого метода управления рисками состоит в проведении мероприятий, направленных на снижение вероятности их наступления. Применение этого метода оправдано в случаях, если:

- вероятность реализации риска, т. е. Вероятность наступления убытка, достаточно велика – именно на ее снижение и направлено применение метода;

- размер возможного ущерба небольшой (в противном случае целесообразно использование метода отказа или уклонения от рисков, применение которого оправдано в случаях, когда вероятность реализации риска высока и размер возможного ущерба также значителен).

Использование данного метода управления рисками связано с разработкой и внедрением программы превентивных мероприятий, выполнение которых должно контролироваться и периодически пересматриваться (с учетом произошедших изменений).

Предупреждение убытков благодаря превентивным мероприятиям уменьшает частоту их возникновения. Однако применение превентивных мер обосновано только до тех пор, пока стоимость их проведения меньше выигрыша, обусловленного этими мероприятиями. Оценить выигрыш порой бывает трудно, поскольку превентивные меры могут оправдать себя лишь спустя несколько лет.

Если выигрыш от превентивных мер все же превышает расходы по их проведению, этот метод следует использовать для любых рисков, независимо от того, принимаются ли они на себя или же передаются в страховые компании.

Страхование. Суть этого метода управления заключается в снижении участия банка в возмещении ущерба за счет передачи страховой компании (страховщику) ответственности по несению риска. Применение данного метода управления рисками на уровне банка оправдано в следующих случаях:

1. Если вероятность реализации риска, т. е. появления ущерба, невысока, но размер возможного ущерба достаточно большой. Независимо от однородности или неоднородности рисков, а также от количества рисков, использование страхования целесообразно. Однако, если риски однородные и их много, банк может управлять ими на основе не страхования, а самострахования, когда страховые фонды образуются внутри самой организации. В этом случае, ввиду массовости однородных рисков, создание страхового пула становится оправданным. Если же риски неоднородны, то, независимо от их количества (массовые или единичные), использование страхования особенно оправдано – ввиду неоднородности рисков и возможных больших убытков банк не сможет обеспечить себе финансовую устойчивость на основе самострахования.

2. Если вероятность реализации рисков, т. е. появления ущерба, высока, но размер возможного ущерба небольшой. Страхование оправдано, если риски однородные или неоднородные и их много. Конечно, ввиду малого размера возможного ущерба, банк может их оставить у себя, однако массовость таких рисков может привести к значительному ущербу, поэтому использование страхования является в данном случае более предпочтительным. В случае, когда риски однородные и массовые, банк может управлять ими на основе самострахования. Самострахование предполагает создание финансовых механизмов, позволяющих заранее создать фонды для финансирования возникающих убытков. Самострахование как метод управления рисками позволяет усилить систему стимулов для проведения превентивных мер, улучшить процедуру возмещения убытка, повысить прибыльность компании за счет инвестирования собранных страховых резервов внутри группы.

В последнее время бурно развивается отличная от страхования группа методов передачи риска. Передача рисков означает, что одна сторона, подверженная риску возникновения убытков, находит партнера, который может принять на себя ее риск. Как уже отмечалось, одним из возможных способов передачи риска является страхование. Как только страхователь уплачивает страховую премию (делает страховой взнос), ответственность по риску сразу же передается страховой компании (страховщику).

В ходе реализации методов управления банковскими рисками в практической деятельности используются различные приемы, среди которых на практике наиболее используемыми являются установление внутрибанковских нормативов и лимитов, диверсификация операций, формирование достаточного уровня резервов на покрытие потерь, хеджирование.

Установление нормативов и лимитов подразумевает установление ограничений на величину финансовых операций, проводимых банком, и последующий контроль его исполнения. Данный метод используется для избегания опасной концентрации кредитных и рыночных рисков и поддержания ликвидности банка на требуемом уровне.

Следующий метод – диверсификация, т.е. распределение активов и пассивов по различным компонентам, как на уровне финансовых инструментов, так и по их составляющим с целью снижения риска. В основу данного метода положен портфельный подход, который предполагает восприятие активов и пассивов банка как элементов единого целого – портфеля, обладающего характеристиками риска и доходности, что позволяет эффективно проводить оптимизацию параметров банковских рисков.

В качестве основных форм диверсификации банковских рисков используются следующие:

1. диверсификация портфеля ценных бумаг;

2. диверсификация кредитного портфеля;

3. диверсификация валютной корзины банка;

4. диверсификация источников привлечения средств.

Формирование резерва на покрытие потерь позволяет покрыть риск за счет собственных средств банка, зарезервированных ранее. Для эффективного применения данного метода банк определяет оптимальный размер резерва, то есть такую его величину, которая была бы минимальна, но в то же время достаточна для покрытия возможных убытков. Таким образом, банки с помощью количественных и качественных методов оценивают вероятность потерь по своим операциям и на основании оценки возможных убытков принимают решение о величине резерва. С другой стороны, величина резервов регулируется нормативными актами Банка России и подлежит контролю.

Согласно законодательству банки обязаны создавать резервы на возможные потери по всем банковским операциям, по которым существует риск потерь: кредитные операции, срочные операции, операции с ценными бумагами, операции с резидентами оффшорных зон, факторинговые операции и др.

Данная мера направлена на обеспечение банками стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли в связи со списанием потерь. При этом рост резерва увеличивает расходы (уменьшает капитал), а уменьшение резерва, напротив, увеличивает доходы (капитал).

Метод ограничения потерь посредством постановки лимитов ограничивает величину потерь определенной величиной, в случае ее превышения позиция должна быть закрыта автоматически. Если не применять таких ограничений, потери могут быть увеличены до критичного уровня.

Использование одного финансового инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов, на цену другого, связанного с первым инструментом – хеджирование – применяется для снижения риска потерь, связанных с изменением рыночных факторов, путем применения различных инструментов.

Фактически хеджирование означает создание встречных требований и обязательств по операциям с ценными бумагами, валютой или реальными активами. При заключении фьючерсных контрактов и опционов хеджирование выступает формой страхования цены и прибыли от нежелательного изменения, в результате чего резкие колебания можно сгладить. Очень часто для хеджирования крупных кредитных рисков используются производные кредитные инструменты.

Производные инструменты позволяют инвестору "перепродать" часть кредитного риска своего портфеля, не продавая напрямую обязательства компании-заемщика, а покупая и продавая контракты, дающие право получения некоторых выплат от третьей стороны в случае ухудшения кредитного состояния компании-заемщика. Третья сторона здесь выступает в роли перестраховочной компании, своего рода гаранта по части риска, покрываемого условиями производного инструмента. При правильном применении производные кредитные инструменты позволяют уменьшить риск кредитного портфеля инвестора.

Хотя в России на настоящий момент рынка производных кредитных инструментов практически не существует, наиболее дальновидные банки в борьбе за клиента уже сейчас начинают занимать "нишу" предоставления услуг по продаже производных кредитных контрактов.

Органами банковского надзора проводится постоянная работа по совершенствованию методов управления рисками в кредитных организациях.

В заключении подчеркнем, что для менеджмента кредитных организаций на современном этапе важным является построение систем управления рисками и в их рамках выбор методов управления адекватных характеру и масштабам деятельности кредитных организаций.

Литература

1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управление рисками. – М.: Юнити, 2009.

2. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2009.

3. Деньги. Кредит. Банки. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2010.

4. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, 2009.

5. Догиль Л.Ф. Управление хозяйственным риском. – М.: Книжный дом "Мисанта", 2010.

6. Лапченко Д.А. Оценка и управление рисками. Теория и практика. – М.: Амалфея, 2007.

7. Панова Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дело и сервис, 2009.

8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010

9. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками. – М.: Проспект, 2008.

10. Агафонова И. П. Технология оценки рисков и формирования рейтинга инновационного проекта при организации его финансирования в банке // Финансовый менеджмент. – 2009. – N 6. – С. 66-78.

11. Елена Розанова Матрица банковских рисков: перезагрузка // Журнал "Банковское дело" № 7, 2009 С.30-47

12. Клавдия Васильева Банковские риски России // Экономика и жизнь №05 (9321) С.40-49

13. Ковалев П. П. Управление рисками кредитного портфеля посредством сценарного анализа // Финансы и кредит. – 2009. – N 40. – С. 60-65

14. Костюченко Н. С. Ошибки, которые не должны повториться // Банковское дело. – 2010. – N 2. – С. 70-73

15. Лаутс Е. Б. Правовые вопросы обеспечения стабильности деятельности банков на рынке производных финансовых инструментов // Предпринимательское право. – 2009. – N 4. – С. 26-31

16. Юрченко Е. Г. Совершенствование управления кредитным риском в сфере потребительского кредитования на основе скоринга востребования // Управление риском. – 2009. – N 2. – С. 44-50.