Банковские рейтинги

Банковские рейтинги.

Статьи по теме
Искать по теме

Важное место в системе комплексного экономического анализа занимает оценка экономической деятельности на основе рейтинга, как комплексного экономического показателя, учитывающего несколько критериев. Применение рейтинга позволяет быстро и эффективно выбирать делового партнера, принимать адекватные управленческие решения, вследствие чего в мировой практике широко распространены рейтинги предприятий, банков, инвестиционных фондов, страховых компаний.

Основные подходы формирования рейтингов

Процесс ранжирования экономических субъектов необходимо начинать с определения и разработки оценочной системы, которая формирует выбор предпочтений при проведении комплексных сравнительных оценок объектов экспертизы. Оценочная система должна включать в себя следующие составляющие:

- критерии, характеризующие объект оценивания;

- шкалы, на основе которых оценивается объект по каждому из критериев;

- принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев определяется итоговая рейтинговая оценка или формируется совокупность однородных кластеров (классов сходства).

При разработке первой компоненты рейтинга отбор необходимых критериев первоначально должен осуществляться на основе целей анализа, когда необходимо выявить совокупность показателей, которые возможно использовать при ранжировании на основе поставленного критерия сравнения (надежность, деловая активность, репутация в прессе, прибыльность, финансовое состояние). На следующем этапе отбора необходимых критериев необходимо отобрать наиболее информативные показатели, которые будут адекватно оценивать различия, возникающие при анализе того или иного обобщенного критерия. На следующем этапе необходима разработка шкал, на основе которых будет оцениваться тот или иной критерий. При этом шкала должна обладать свойством адекватности, то есть должна обеспечивать инвариантность суждения относительно шкалы измерения.

Далее необходима разработка принципов выбора, на основе которого будет формироваться итоговый рейтинг. В методологическом плане следует выделить два основных подхода к построению комплексных рейтинговых оценок в зависимости от используемых технологий расчета:

- бухгалтерский (балансовый) подход;

- экспертный подход.

Бухгалтерская оценка использует анализ только количественных показателей и реализуется на основе официальной финансовой отчетности банка. При построении подобных оценок широко используются количественные шкалы, показатели, рассчитываемые на основе публичной финансовой отчетности и интервально-статистические методы анализа и обработки данных; возможно также оценивание на основе построенных математических и математико-статистических моделей функционирования кредитного учреждения.

Экспертная оценка дается специалистами на основе их опыта и квалификации по любой доступной информации и на основе анализа количественной и качественной информации. Естественно, что использование экспертного подхода к построению рейтингов позволяет при определенных условиях выявить все нюансы и учесть неколичественную информацию, что в конечном итоге позволит построить адекватную оценку сложившейся ситуации, однако использование данного метода сопряжено с рядом трудностей, таких как недостаток информации, проблема компетентности и согласованности экспертов, влияние субъективных факторов на оценку специалиста, сложность организации работы группы экспертов, порой недостаток адекватных оценочных систем, несовершенство технологий проведения экспертиз и методов обработки информации, а также относительная дороговизна подобных исследований.

В связи с этим, наиболее целесообразно при построении оценочной системы использовать оба метода. Так в практике ранжирования банков существует достаточно примеров совмещения двух подходов, когда первоначальное построение оценочной системы проводилось на основе анализа экспертами эталонной группы, и полученная таким образом система использовала исключительно количественные показатели, итоговое ранжирование проводилось без участия экспертов, которые производили только настройку итоговой формулы один раз в течение достаточно длинного периода.

Существует два основных способа построения рейтингов:

- составление единого рейтинга, ранжирующего все объекты по комплексному показателю сравнения (частному критерию, общему баллу или латентному показателю);

- составление категорий (классов, групп, сегментов), внутри которых может использоваться ранжировка по одному или нескольким признакам.

Первый подход преимущественно используется при количественном анализе, когда оценочная система формируется на основе нескольких количественных показателей, в результате чего посредством заданной метрики объекты однозначно ранжируются в порядке возрастания (убывания) рейтингового числа. При использовании данного метода всегда можно указать, какой из сравниваемых объектов предпочтительнее. В качестве метрики используется либо один из частных показателей, либо сводный комплексный, который формируется как функция от нескольких частных критериев.

Второй подход основан на другом принципе. Первоначально предполагается, что нельзя в силу, каких либо причин явно выявить предпочтения относительно каждого объекта по отношению ко всем с сохранением свойства транзитивности. Тогда производится деление исследуемой совокупности на группы на основе работы экспертной группы или посредством применения к количественным данным процедуры классификации. Данный подход в этом отношении является более гибким, так как позволяет производить анализ разнородных объектов. Так анализ банков, заметно различающихся по размерам целесообразно проводить в соответствии с данным методом, так как структура показателей крупных и мелких банков сильно варьируется при переходе от одной группы к другой.

Основные типы переменных, используемых при анализе информации

Важнейшим методологическим вопросом является определение итогового критерия оценивания и выбор основных показателей сравнения. Несомненно, от этого вопроса зависит не только промежуточная работа по формированию рейтинга, но напрямую и итоговый результат ранжирования. Так признак классификации банков может отражать как отдельные стороны деятельности банков (прибыльность, ликвидность, платежеспособность), так и деятельность банка целиком. При этом по существу от результатов выбора параметров формируемой модели оценки будет зависеть ее конечный результат, и правильный отбор наиболее информативных показателей построит позволить точную работающую модель, не прибегая к последующим доработкам и изменениям.

В зависимости от типа используемых данных следует выделить четыре основных группы показателей:

Абсолютные показатели, являющиеся по существу основными параметрами, на основе которых происходи расчет остальных. Данные показатели берутся непосредственно из финансовой отчетности банка. Обычно являются наименее информативными, так как отражают запас и при сопоставлении объектов, различных по величине, возникают сложности с интерпретацией различий;

Относительные показатели (финансовые коэффициенты), которые рассчитываются как отношение одного абсолютного показателя к другому. Преимущественно применяются при анализе структуры, состава и качества абсолютных показателей;

Динамические показатели, которые характеризуют тенденцию изменения основных показателей деятельности банка во времени;

Качественные показатели, характеризующие неколичественные характеристики банка, например репутацию, опыт, возможность государственной или иной поддержки.

Для комплексного анализа положения банка в методику необходимо включать те типы показателей, которые в наиболее полной мере способствуют целям и задачам ранжировки. Однако необходимо учесть, что для различных типов показателей необходимо использовать соответствующие переменные, которые наиболее выгодно применять при оценке соответствующего показателя. Существует три основных типа показателей:

- количественные переменные, когда возможно точно определить, на сколько условных единиц один объект предпочтительнее другого. Широко применяются при статистическом анализе данных на основе бухгалтерского подхода. Являются наиболее информативными.

- порядковые (ординальные) переменные, показывающие только порядок отношения, то есть, предпочтительнее ли данный объект, чем другой, но не указывающие, на сколько; либо указывающие, принадлежит ли данный объект к заданной группе или нет. По сути являются дихотомическими переменными, широко используются при обработке и анализе информации на основе экспертного подхода, являются наименее информативными из всех видов типов.

- ранговые переменные, демонстрирующие место объекта в упорядоченной совокупности банков. Занимают промежуточное положение между количественными и порядковыми переменными. При анализе могут встречаться случаи, когда ранги двух объектов неразличимы, тогда каждому из этих объектов приписывается ранг, равный среднему арифметическому тех мест, которые они делят.

Следует отметить, что при выборе методики сравнения, и, в частности, итогового отношения, на основе которого будет формироваться итоговый рейтинг, необходимо руководствоваться тем типом используемых переменных, так как для каждого из них предусмотрена своя технология обработки информации. В особенности, данный нюанс необходимо учитывать, если модель предполагает использование нескольких типов переменных.

Однако, при формировании рейтинга необходимо не только правильно выбрать тип используемых в анализе переменных, но и определить те показатели, которые данные переменные будут оценивать.

Сравнительный анализ показателей банка

Надежность банка - интегральный комплексный показатель, который должен учитывать все основные аспекты работы банка, поэтому итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры деятельности банка. Модель должна по возможности включать оценки основных укрупненных групп параметров:

- ликвидности;

- устойчивости;

- деловой активности;

- риска;

- прибыльности;

- состояния оборотных средств.

Ликвидность банка заключается в наличии возможности и способности выполнить обязательства перед клиентами и различными контрагентами в исследуемых периодах. Предполагается оценка ликвидности банка с учетом изменений в динамике структуры оборотных активов и привлеченных средств, ликвидных активов и счетов до востребования, депозитов и активов, чувствительных к изменению ставки процента и рыночной конъюнктуры.

Анализ устойчивости основан на сопоставлении изменений в динамике следующих показателей: привлеченных и собственных средств, позволяющих определить финансовую устойчивость с позиции обеспеченности привлеченных средств собственным капиталом банка, срочных депозитов и счетов до востребования, позволяющих определить финансовую устойчивость с позиции управления активно-пассивными операциями, ликвидных активов и привлеченных средств, позволяющие сопоставить обязательства банка и его возможности по их погашению в краткосрочном периоде.

Показатели деловой активности отражают активность банка (деловой оборот на финансовом рынке) и характеризуют эффективность использования активов и пассивов. Показатели состояния оборотных средств служат измерителем политики достаточности и маневренности собственных средств учреждения. Для анализа данной категории применяются следующие соотношения:

- соотношение собственных средств-нетто и оборотных активов;

- соотношение собственных средств-нетто и -брутто.

- Оценку рискованности политики учреждения банка можно проанализировать, используя группу относительных показателей:

- обеспеченность наиболее рискованных активов, вовлеченных в оборот, собственным капиталом;

- обеспеченность чувствительных к ставке процента пассивов собственными нетто-средствами;

- коэффициент рискованности активов, определяемых как отношение активов, взвешенных по степени риска к совокупным активам банка.

- В качестве характеристик прибыльности банка можно использовать следующие показатели:

- прибыльность на 1 рубль совокупных активов, показывающий зависимость прибыли от размера банка;

- прибыльность на 1 рубль собственного капитала банка;

- прибыльность на 1 рубль заемного капитала банка, показывающий эффективность использования заемных средств.

Для построения комплексной рейтинговой оценки в оценочную систему должны включаться показатели, характеризующие все стороны деятельности банка. Только в этом случае можно рассматривать итоговый рейтинг как действительно комплексную оценку.

Значение рейтинговой оценки банка

В условиях жесткой межбанковской конкуренции для принятия экономически обоснованных решений по проведению активных операций с коммерческими банками (КБ) клиенты нуждаются в объективной информации о финансовом состоянии этих КБ. Для получения такой информации необходима классификация КБ, которая может осуществляться по их рейтингам. Рейтинги КБ позволяют любому клиенту сравнивать и оценивать состояние различных КБ без проведения глубокого анализа их деятельности. Наличие же рейтинга российской банковской системы (РБС) в целом необходимо как Правительству и ЦБ России для выработки решений по управлению РБС, так и целому ряду национальных и международных организаций. Учитывая предстоящее вступление России в ВТО и ожидаемое увеличение количества высокоресурсных иностранных банков на российском рынке банковских услуг, наличие точных количественных рейтингов отдельных российских банков и РБС в целом также необходимо для регулирования квоты допуска иностранных банков на российский рынок, в т. ч. и для решения вопросов конкурентоспособности российских и иностранных банков на территории России.

Наличие высокого рейтинга КБ и РБС дает им ряд известных преимуществ, таких как:

- возможность расширения занимаемой доли рынка;

- повышение рентабельности работы и конкурентоспособности на рынке заемных ресурсов за счет снижения стоимости привлечения ресурсов и установления ставок в зависимости от рейтинга;

- повышение доверия со стороны клиентов, рост привлекательности в качестве заемщика, а значит, привлечение новых клиентов и их ресурсов.

Исторически известны следующие рейтинговые системы оценки экономического состояния КБ.

Среди зарубежных рейтинговых систем наиболее широко распространенной является система CAMEL, которая является заочной и дает 5 качественных уровней состояния КБ. Количественные оценки отсутствуют.

Оценка ликвидности банковского сектора

Банковская деятельность относится к одному из наиболее рискованных видов предпринимательской деятельности. Коммерческий банк должен обеспечить сохранность доверенных ему средств, возвратить их собственникам в установленный срок либо по первому требованию, не неся потерь, уплачивать процент за привлечённые ресурсы, т.е. поддерживать определённый уровень ликвидности.

Актуальность темы определяется тем, что управление ликвидностью является центральной проблемой деятельности любого банка, от нее зависит платежеспособность, надежность и доходность каждого банка, а, значит, всей банковской системы страны.

Целью работы является теоретическое изучение проблем ликвидности российских коммерческих банкови методов ее поддерживания.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие ликвидности коммерческого банка, выявить проблемы ликвидности банков на современном этапе, изучить методы оценки ликвидности коммерческих банков.

Ликвидность коммерческого банка является одной из важнейших обобщенных качественных характеристик деятельности банка. Под ликвидностью понимается способность банка удовлетворять потребность клиентов и кредиторов банка в финансовых ресурсах в течение операционного дня с приемлемым уровнем издержек.

Банк считается ликвидным, если суммы его денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. В целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв, который необходим для удовлетворения практически любых непредвиденных финансовых нужд.

Существует ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на ликвидность, такие как экономическая и политическая обстановка в стране, эффективность государственного регулирования и контроля, качество управления деятельностью банка, сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам и другие факторы.

Различают ликвидность, накопленную банком, к которой относятся денежная наличность, высоколиквидные ценные бумаги, и покупную, например привлеченные межбанковские кредиты, выпущенные банковских векселей, депозитные и сберегательные сертификаты.

В теории экономического анализа существует два подхода к характеристике ликвидности: как запас и как поток. Принцип запаса включает в себя определение уровня возможности коммерческого банка выполнять свои обязательства перед клиентами в определенный конкретный момент времени. Принцип потока анализируется с точки зрения динамики, что означает оценку способности коммерческого банка в течение определенного периода времени изменять сложившийся уровень ликвидности.

Причины проблем ликвидности российских банков различны. Ими могут быть наличие высоко рискованных инвестиций, некачественных активов, отток капитала, невозврат ссуд из-за низкого уровня кредитоспособности заёмщиков и другие проблемы.

Существуют основные методы анализа ликвидности банка, к которым можно отнести метод конверсии средств, метод группировки активов по степени ликвидности, метод сравнения показателей ликвидности с их нормативами, установленными Банком России.

Для управления ликвидностью банка применяется метод распределения активов в зависимости от их источников или метод конверсии средств, суть которого заключается в том, что средства, мобилизованные из различных источников, используются по-разному. Главная идея данного метода заключается в сопоставлении по срокам и суммам активов и пассивов банка. Для этого источники и основные направления размещения средств группируются и сопоставляются таким образом, чтобы средства определенной группы пассивов размещались в определенные группы активов с учетом доходности вложений и поддержания ликвидности банка.

Существенное влияние на ликвидность банка оказывает сбалансированность активов по суммам и по срокам. Размещая привлеченные ресурсы в активы срочного характера, банк не должен упускать из виду, на какие сроки и в каких суммах они предоставлены вкладчиками.

Метод расчета коэффициентов, применительно к анализу ликвидности, состоит в том, что на основании получаемых расчетных значений и контроля их соответствия установленным значениям можно количественно оценить существующий уровень ликвидности и определить изменение потребности банка в ликвидных средствах.

Ликвидность коммерческих банков является гарантией надежности и стабильности банковской системы страны. Поэтому государство в лице Центрального банка РФ ведет постоянный контроль над ликвидностью банков через нормативы, установленные инструкцией № 110-И "Об обязательных нормативах банка".

Оценка уровня ликвидности осуществляется путем сопоставления фактических значений коэффициентов с их нормативными значениями. Банк России обязывает коммерческие банки рассчитывать и соблюдать следующие обязательные нормативы ликвидности: норматив мгновенной ликвидности Н2 регулирует риск потери банком ликвидности в течение 1 операционного дня и минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств до востребования; норматив текущей ликвидности Н3 характеризует ликвидность банка в краткосрочном периоде; норматив долгосрочной ликвидности Н4 показывает, в какой мере долгосрочные вложения банка сформированы за счет долгосрочных источников средств.

Российские банки в целом остаются уязвимыми в случае проблем с ликвидностью и доверием к банковской системе.Результаты стресс-тестов российских кредитных организаций, которые провел Центрального банка РФ, выявили, что некоторые банки в ближайшем будущем могут столкнуться с проблемой ликвидности.

Ухудшение прогноза развития российской банковской системы со "стабильного" до "негативного", о котором объявило международное рейтинговое агентство Moody's, последовало из-за сокращения объемов ликвидности банков, замедления роста кредитования и ухудшения качества активов.

В процессе управления ликвидностью должно поддерживаться объективно необходимое равновесие между стремлением к максимальному доходу и минимальному риску.

Управление ликвидностью в банке включает: сбор и введение в информационную банковскую систему информации о состоянии ликвидности в банке; расчет и анализ состояния мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности; составление текущего и краткосрочного прогноза ликвидности; контроль за соблюдением установленных предельных значений коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности; выработка рекомендаций по восстановлению ликвидности.

Для повышения ликвидности банка теоретически можно выделить некоторые направления его деятельности: требование погашения ссуд до востребования; выпуск собственных долговых ценных бумаг; расширение масштабности пассивных операций по привлечению средств клиентов; невозобновлениессуд у которых истекает срок погашения; осуществление займов на денежном рынке в частности от Банка России, снижению издержек в ходе реализации активов и привлечения пассивов.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы с ликвидностью в банковском секторе до сих пор существуют и для их решения каждый коммерческий банк должен самостоятельно обеспечивать поддержание ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, так и прогнозирования результатов деятельности и проведения в последующем научно обоснованной экономической политики.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.)

3. Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 г. № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".

4. Банковские операции: учеб. пособие для среди. проф. образования/ под ред. Ю.И.Коробова. М.: Магистр, 2007.

5. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по

экономическим специальностям и специальности "Финансы и

кредит"/(Е.Ф.Жуков и др.); под ред. Е.Ф.Жукова, Н.д. Эриашвили. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

6. Владимир Меркулов, Вождение по банкам // Коммерсантъ. Деньги. - 2011. № 33 (690).

7. Каджаева М.Р. Банковские операции: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр "Академия". 2006.

8. Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции: учебник. — М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007.

9. Стратегия развития Сбербанка России на период до 2014 года

10. Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело: Учебник для средних профессиональных учебных заведений/ Под ред. проф. А.М.Тавасиева, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

11. Центральный банк Российской Федерации, "Бюллетень банковской статистики". — 2011. № 12 (187).

12. Центральный банк Российской Федерации, "Обзор банковского сектора Российской Федерации". — 2011. № 7.