Банковская система Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации, современные проблемы и перспективы развития.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и признаки банковской системы.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, размещение указанных средств физических и юридических лиц

Банковская система чаще всего рассматривается как совокупность банков, обслуживающих потребности экономических субъектов. Согласно так называемому институциональному подходу, в банковскую систему входят разного рода банки, зарегистрированные в стране, банковская система представляет собой необходимую совокупность банков, небанковских кредитных учреждений и банковской инфраструктуры, обеспечивающих её устойчивое развитие. Банковская система Российской Федерации – включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Банки и организации банковской инфраструктуры образуют блок системы, позволяющий выполнять присущие ей функции в экономике.

Система по собственному содержанию обращена к сохранению единства, налаживанию взаимосвязей составляющих в целях выполнения ею роли в экономике. Поэтому вполне оправдан функциональный подход, рассматривающий банковскую систему через призму деятельности банков, их процедур вмешательства, компанию деятельности банка и ее регулирование. В определенном смысле банковская система – это соединение институционального и функционального принципов при раскрытии её содержания.

Банковскую систему определяют также как совокупность участников денежно-кредитного рынка – коммерческих и специализированных банков, небанковских институтов, выполняющих депозитные, ссудные и расчетные операции и действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Эта система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк, реализуя государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Характерная черта банковской системы (наряду с концентрацией банков) – их достаточно широкая специализация. Существуют центральные (эмиссионные), коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки. По этой причине, с одной стороны, возникает конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы; с другой стороны, отсюда проистекает и стремление усилить государственное регулирование деятельности банков (в отношении клиентуры, банковских процентов и др.).

Блоки и элементы образуют единство, отражая специфику целого и выступая носителями его свойств.

Банковская система обладает рядом признаков:

1. Имеет специфические свойства.

2. Действует как единое целое.

3. Является динамичной.

4. Выступает как система закрытого типа.

5. Обладает характером саморегулирующейся системы.

6. Является управляемой системой.

В систему нельзя включать другие субъекты, которые работают на рынке и подчинены выполнению других целей. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, складывающимися между ними. Сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее элементов.

Банковская система представляет собой многообразие частей, подчиненных единому целому, таким образом индивидуальные банки связаны и могут при необходимости заменять друг друга. Система динамична, дополняется новыми компонентами, совершенствуется. Внутри системы постоянно возникают новые связи. Банковская система закрыта в той мере, в которой она должна соблюдать банковскую тайну. Саморегулируемость системы означает, что на нее влияют изменения экономической конъюнктуры, политической ситуации. Система является управляемой, поскольку центральный банк в различных формах подотчетен только парламенту либо органу исполнительной власти, проводит независимую денежно-кредитную политику. Деятельность коммерческих банков (деловых банков) регулируется экономическими нормативами, общим и специальным банковским законодательством. Ведется надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны центрального банка или других специализированных государственных органов.

Являясь частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов. Она подчинена общим юридическим нормам общества, её акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую систему, как и она сама, только если строят общую систему как единое целое и не противоречат общим устоям и принципам. Банковская система тесно взаимодействует с окружающей средой, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система.

Структура и особенности функционирования банковской системы России.

Законодательство определяет структуру банковской системы, устанавливает сферу деятельности, подчиненности и ответственности для различных институтов, входящих в систему. По критерию права собственности кредитно-финансовые институты различаются:

-государственные кредитные и кредитно-финансовые (все центральные банки и отдельные кредитные банки (КБ) или специализированные институты, национализированные полностью или путем приобретения государством контрольного пакета акций);

- частные кредитные и кредитно-финансовые (частные финансовые институты могут быть образованы на базе любой формы собственности);

- кооперативные;

-смешанные (представляют разные формы собственности).

В международной практике преобладает акционерная форма банковской организации. По характеру деятельности банки делятся на коммерческие и специализированные. Коммерческие банки, обычно, универсальные. Универсальные банки осуществляют все виды кредитных, расчетных и финансовых операций. Специализированные банки ограничивают количество банковских операций одним-тремя видами услуг или выделяют один из видов деятельности. Эти банки классифицируются в основном по трем критериям:

- отраслевой;

- функциональный;

-по клиентам.

В соответствии с территориальным признаком банки делятся на, национальные, международные, а так же региональные, межрегиональные, муниципальные, заграничные (например, российские банки за рубежом).

Банковская система Российской Федерации, современные проблемы и перспективы развития

Рис. 1. Структура банковской системы

Кроме того, в процессе централизации и концентрации банковского капитала возможно возникновение различных объединений банков и др. кредитных организаций: корпораций, консорциумов, ассоциаций и т.п. Небанковским организациям принадлежат различные союзы, фонды, общества и другие коммерческие организации, которые осуществляют на финансовом рынке некоторые банковские операции в соответствии с полученной лицензией. Совокупность кредитных учреждений страны, форм и методов кредитования представляет собой банковскую систему. Структура банковской системы представлена на рис. 1.

Современные банковские системы, как правило, двухуровневые: I уровень – ЦБ, II уровень – все виды КБ и другие кредитные организации, лицензированные ЦБ.

Коммерческий банк (КБ) – кредитная организация, создающая свои ресурсы преимущественно путем привлечения средств на депозиты и работающая на принципах банковской коммерции.

Основным принципом является прибыльность банковской деятельности. Современный этап деятельности коммерческих банков в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется переходом к маркетинговым принципам организаций работы банков, когда интересы получения прибыли подчиняются долгосрочным перспективам работы на высококонкурентном финансовом рынке – банковской системе любой страны присущи как общие закономерности развития, так и национальные особенности.

Двухуровневая банковская система начала формироваться в нашей стране в конце 1980-х гг., и на сегодняшний день ее можно считать полностью сформировавшейся.

В действующем законодательстве закреплены ключевые принципы организации банковской системы России, к которым относятся следующие:

– двухуровневая структура (реализуется посредством четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков);

- универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности (универсальность российских банков означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют универсальные функциональные возможности, другими словами, обладают правом осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции – краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные; коммерческая направленность банков второго уровня проявляется в том, что в соответствии с законодательством приоритетной целью деятельности банков и кредитных организаций в Российской Федерации является получение прибыли).

- осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком

(принцип заключается в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк Российской Федерации).

Банк согласно российскому законодательству – это кредитная организация, имеющая исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

- открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;

– привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;

– размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности.

Из числа отличительных качеств, присущих банковской системе России в настоящее время, возможно, отметить следующие.

1. Достаточно большое число кредитных институтов. На сегодняшний день, количество участников рынка – более 1,2 тыс., что

создает потенциал для банковской конкуренции.

2. Концентрация активов у крупнейших банков. Банков достаточно много, но они крайне неоднородны по размеру, более 40% всех банковских активов сосредоточено в пяти крупнейших банках, что является фактором, ослабляющим конкуренцию.

3. Неравномерность территориального распределения банковского рынка. На данный момент более 50% российских банков находится в одном городе – Москве. Здесь банковская конкуренция наиболее интенсивна. В противоположность этому в некоторых отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока банковская сеть ограничивается единственным учреждением (как правило, отделением Сбербанка России)

4. Внедрение на банковский рынок небанковских учреждений. Особенно активно этот процесс шел в середине 1990-х гг., ему способствовали высокий уровень инфляции, необработанность законодательства в финансовой сфере, разворачивание рынка ценных бумаг на волне приватизации государственной собственности. Однако и сегодня небанковские учреждения: инвестиционные институты, расчетно-клиринговые организации, страховые компании и т.д. – играют заметную роль в предоставлении финансовых услуг физическим и юридическим лицам.

5. Локальный характер банковских рынков. Поскольку большая часть рынков (особенно в провинции) имеют ярко выраженную региональную ориентацию и не имеют развитой филиальной сети в "чужих" регионах, конкуренция на каждом отдельно взятом региональном рынке разворачивается почти исключительно между местными банками. Таким образом банковский рынок страны оказывается разбит на множество

относительно обособленных локальных рынков.

В процессе становления двухуровневой банковской системы в России происходит преодоление деформации кредитных отношений, характерных для административно – командной системы управления экономикой, и формирование регулируемых кредитных отношений.

Правовой статус и функции Центрального банка и коммерческих банков.

Идея создания центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда стало очевидно, что дальнейшее развитие рынка вообще и денежного рынка в частности невозможно без центрального банка как одного из органов государственного управления и надзора.

Центральный банк- это денежно-кредитное учреждение, которое находится на верхнем уровне двухуровневой банковской системы и выполняет задачи эмиссионного центра страны, главного расчетного центра страны и органа регулирования экономики, "банка банков", банка правительства. Отношения центрального банка с коммерческими банками строятся на административных принципах, что, тем не менее, не входит в противоречие с основой рыночной экономики. С конечными потребителями банковских услуг центральный банк практически не вступает в контакт.

Банк России издает нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми физическими и юридическими лицами. К ним относятся указания, положения и

инструкции.

Правовой статус, функции, принципы деятельности и организации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 12 апреля 1995г., Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" от 2 февраля 1990г., а также нормативными актами Банка России.

Банк России является главным банком Российской Федерации, подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Уставный капитал (в размере 3 млрд руб.) и другое имущество Банка России, в том числе золотовалютные резервы, являются федеральной собственностью. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральными законами. Декларируется независимость Центрального банка от органов распорядительной и исполнительной власти.

Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Данное положение не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации, а также в капиталах ряда банков, созданных на территориях иностранных государств Центральных Банк Российской Федерации находится в собственности государства. Участие других субъектов, включая коммерческие банки, в этой собственности не предусмотрено. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

Банк России тесно связан с Правительством Российской Федерации, участвует в разработке государственной экономической политики. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации. Министр финансов и министр Министерства экономического развития и торговли или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Подобно центральным банкам

других стран, Банк России является одновременно банком и государственным органом.

Банк России образует общую централизованную систему с вертикальной системой управления. В структуру Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, требуемые для осуществления деятельности Банка России.

Цели деятельности Банка России:

1. защита и обеспечение устойчивости рубля;

2. развитие и укрепление банковской системы России;

3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы.

4. развитие финансового рынка Российской Федерации.

5. обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения указанных целей Банк России выполняет следующие функции:

1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2. защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов

государственной власти.

3. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3.1. утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

4. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

5. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5.1. осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

6. устанавливает правила проведения банковских операций;

7. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

8. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

9. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9.1 принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

10. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

10.1. осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

11. осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных

бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

11.1. осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

11.2. осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

12. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

13. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14. определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

15. утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

15.1. утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

16. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

17. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса РФ;

17.1. принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

17.2. осуществляет официальный статистический учет прямых

инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17.3. самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;

18. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1. осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

18.2. является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

18.3. осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

18.4. осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

18.5. организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее – финансовые сообщения);

19. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Все вышеперечисленные функции Банка России можно сгруппировать в пять функций, которые в основном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран:

1. Проведение денежно-кредитной политики;

2. Монопольной эмиссии наличных денег и организации их обращения;

3. Банка банков;

4. Банка правительства;

5. Внешнеэкономическую.

На втором уровне банковской системы России, находятся универсальные и специализированные коммерческие банки. Коммерческий банк – денежно-кредитное предприятие, занимающееся оказанием на платной (коммерческой) основе банковских услуг физическим и юридическим лицам в условиях рыночной конкуренции с другими коммерческими банками.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом о Центробанке, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Согласно законодательству в России функционируют в основном универсальные коммерческие банки, которые совершают обширный круг операций на финансовом рынке. К этим операциям относятся: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдачу гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. п. Кроме того, действуют и специализированные банки.

В России в сравнении с другими странами часть специализированных банков, довольно мала. Среди них особенную роль играет Сберегательный банк России – наиболее большой банк по размерам собственного капитала, активам, количеству клиентов и филиальной сети, средств физических лиц (на него приходится 52% всех вкладов).

Кроме того, к числу специализированных банков относятся ипотечные банки, которые занимаются кредитованием недвижимости под её залог. Инвестиционным банкам в нашей стране все еще весьма тяжело выжить в связи с неразвитостью рынка ценных бумаг, отсутствия большого объема эмитентов корпоративных ценных бумаг. По этой причине такие банки с целью получения прибыли в большей степени выполняют роль универсальных банков, нежели специализированных.

В целом стоит отметить, что специализированные банки только начинают развиваться, и в условиях стабилизации и развития экономики их развитие будет продолжаться.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности – частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается вероятность создания банков, основанных только на государственной форме собственности, которые согласно действующему законодательству могут реализовывать свою деятельность на коммерческой основе.

Допускается привлечение иностранных инвестиций для формирования уставных капиталов российских банков. Центральный банк устанавливает ограничения на участие иностранного капитала, преследуя цель создать

наиболее благоприятные условия с целью развития и формирования российских коммерческих банков и охраны от экспансии зарубежных банков. По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытые и закрытые) и паевые. В России основную часть коммерческих банков составляют – акционерные общества.

Реализация деятельности в пределах реально имеющихся ресурсов – первый и основополагающий принцип деятельности коммерческого банка. Это означает, что коммерческий банк должен не только добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов, но и обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями. Наличие в активах банка значительного числа займов с повышенным риском требует от банка повышения части собственных средств в общем объеме его ресурсов. Финансовая независимость – второй важнейший принцип деятельности коммерческих банков. Финансовая независимость подразумевает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка, а так же экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Действующее законодательство дает коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении их фондами и доходами. Доход банка, остающийся в его распоряжении уже после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением высшего органа управления. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя, отвечает по своим обязательствам всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения – в этом заключается третий принцип. Предоставляя ссуды и осуществляя другие активные операции, коммерческий банк отталкивается в первую очередь от рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться лишь непрямыми финансовыми (а не управленческими) способами – это четвертый принцип. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Одной из важных функции коммерческого банка является посредничество в кредите, исполняющееся посредством перераспределения денежных средств, временно высвобождающих в ходе кругооборота фондов компании и денежных доходов частных лиц. Отличительная черта данной функции заключается в том, что основным аспектом перераспределения ресурсов выступает рентабельность их использования заемщиком.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Главным образом внутренние накопления хозяйства, а не иностранные инвестиций должны составлять основную часть средств, требуемых для развития экономики. Существенное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков. Решая вопрос о применении имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы лично оценить риск будущих вложении.

Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными независимыми субъектами. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единственный государственный банк. Формирование системы самостоятельных коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и увеличению в связи с этим риском, которые обязаны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы нацелены на осуществление расчетных операции между филиалами одного банка, а платежные документы по форме считаются внутри банковскими документами.

В связи с развитием фондового рынка формируется и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (инвестиционного брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические (агентские) функции при купле продажи ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.

Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Как инвестиционная компания банк занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантии по их размещению в пользу третьего лица; куплей продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Когда банк распологает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким расположением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда.

Во всех государствах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики.

Литература

1. Конституция Российской Федерации Ст. 75.

2. Ст. 3 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 2.12.1990, в наст. Время ФЗ от 10.06.2002г.

3. Ст.7 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 2.12.1990, в наст. Время ФЗ от 10.06.2002г.

4. Ст.4. ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" с изменениями и дополнениями.

5. ФЗ от 2.12.1990г. № 395-I "О банках и банковской деятельности".

6. Банковское дело: под ред. Г.Г. Коробовой 2-е изд. 2015г. Издательство: Магистр, НИЦ ИНФРА-М.- 766с.

7. О.И. Лаврушин "Банковская система в современной экономике" 2016г.

8.Банковское дело: учебник для вузов/ Е.П. Жарковская – М.: Издательство "Омега-Л", 2012.

9.Банковское дело/ Т. М. Костерина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 332 с.

10. Деньги, кредит, банки: у / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 620 с.

11.. Банковское дело: Г.Г. Коробовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. – 592c.

12. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2013. – 400с.

13. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.Ф. Жукова, 4-е изд. М.: ЮНИТИ, 2011. – 783с.

14. Ильясов C.М., Бацына C.Ю., Цапиева О.К. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России // Деньги и кредит. № 7.2012.

15. Банковское дело: учебник для вузов/ Е.П. Жарковская – М.: Издательство "Омега-Л", 2012.

16. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2014.

24. К.Юдаева О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации// Вопросы экономики. 2014. № 9.