Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза.

Статьи по теме
Искать по теме

Объектами судебной экспертизы ДТП и ТС являются:

- транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотоколяски, трамваи, троллейбусы, тракторы и иные самоходные механизмы, прицепы и полуприцепы, велосипеды); системы, агрегаты, узлы, детали ТС и их части;

- место ДТП;

- психофизиологические процессы водителя ТС;

- материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертного исследования.

На настоящем этапе развития экспертного знания ДТП изучается как предельное состояние системы "водитель – автомобиль – дорога – среда движения" (ВАДС), характеризующееся прекращением ее нормального функционирования. Для объективного установления причин ДТП и факторов, их вызывающих, требуется комплексное исследование всех указанных элементов, определение состояния каждого из них в статике, а также оценка их структурных взаимосвязей в динамике.

ДТП рассматривается как длящийся многоэтапный процесс, а его механизм анализируется как совокупность дискретных событий-элементов, каждое из которых вносит вклад в развитие события ДТП в целом. При этом в структуре ДТП выделяются семь основных стадий: 1) исходная стадия развития происшествия; 2) начальная стадия; 3) возникновение опасной дорожной ситуации; 4) ответное реагирование системы дорожного движения; 5) управляемая аварийная обстановка; 6) неуправляемая аварийная обстановка; 7) финальная стадия с фиксированными последствиями.

Методика судебной экспертизы ДТП и ТС основана на методах криминалистики, а также механики, физики, математики, биологии, психологии и ряда других наук.

С учетом разнообразия задач и объектов судебной экспертизы обстоятельств ДТП и ТС она подразделяется на следующие виды: судебно-экспертное исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; судебно-экспертное транспортно-трасологическое исследование; судебно-экспертное исследование транспортных средств.

2. Исследование обстоятельств ДТП.

Предмет экспертного исследования определяется ситуацией ДТП, которая может быть следующей:

столкновение движущихся ТС;

наезд ТС на неподвижный объект;

наезд ТС на пешехода;

занос, опрокидывание ТС.

С учетом ситуации ДТП судебная автотехническая экспертиза проводится с целью установления: соответствия действий участников ДТП в сложившейся дорожно-транспортной ситуации техническим требованиям Правил безопасности движения и эксплуатации ТС; механизма происшествия с учетом конкретной сложившейся обстановки; наличия или отсутствия у водителя технической возможности предотвращения ДТП.

Объектами экспертизы обстоятельств ДТП являются преимущественно материалы уголовного дела–протоколы осмотра места происшествия и ТС, протоколы следственого эксперимента, заключения по результатам проведения экспертизы состояния ТС и т.п.

Типовые вопросы, ставящиеся на разрешение судебной автотехнической экспертизы:

1. С какой скоростью двигалось ТС к моменту начала торможения?

2. Какова должна быть безопасная скорость ТС по условиям видимости дороги или по условиям его устойчивости на повороте?

3. Какой остановочный путь имеет ТС в условиях места происшествия?

4. Какое время необходимо для остановки ТС в данных дорожных условиях?

5. На каком расстоянии находилось ТС от места наезда (столкновения) в определенные моменты: начала движения пешехода по проезжей части дороги; появления пешехода в поле видимости водителя из-за неподвижного или подвижного препятствия; реагирования водителя с последующим применением торможения; выезда другого ТС на проезжую часть пересекаемой дороги; начала торможения впереди идущего ТС; загорания определенного сигнала светофора и т.д.?

6. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) в конкретный момент времени путем торможения с момента возникновения опасности.

7. Исследование материалов дела, относящиеся к предмету экспертизы.

3. Исследование технического состояния транспортных средств.

Предметом судебно-экспертного исследования транспортных средств являются обстоятельства, связанные с установлением:

технического состояния транспортного средства;

причин и времени образования технической неисправности (до, в момент или после ДТП);

возможности обнаружения неисправности до момента наступления ДТП, а также влияния ее наличия на развитие ДТП.

Объектами исследования являются транспортные средства, их системы, агрегаты, узлы, детали, а также их части.

На разрешение экспертизы транспортных средств могут быть поставлены вопросы:

1. Какова причина образования неисправности тормозной

2. системы, рулевого управления, ходовой части, системы электроосвещения автомобиля?

3. В какой момент относительно ДТП произошло разрушение данной детали (узла)?

4. Мог ли водитель или лицо, ответственное за техническое состояние ТС, обнаружить неисправность каких-либо систем, агрегатов, узлов или деталей ТС перед началом его эксплуатации?

5. Могла ли обнаруженная неисправность привести к нарушению режима движения (снижению эффективности действия тормозной системы, самопроизвольному уводу ТС в сторону и последующему опрокидыванию и т.д.)?

6. Находится ли обнаруженная неисправность в причинной связи с происшедшим ДТП?

6. Горела ли разбитая электролампа фары автомобиля в

момент происшествия?

4. Подготовка материалов, направляемых на автотехническую экспертизу.

Подготовка материалов для назначения судебной экспертизы по исследованию обстоятельств ДТП имеет ряд особенностей.

В постановлении или определении о назначении экспертизы должны быть указаны следующие основные исходные данные: состояние проезжей части (ее ширина, тип покрытия, наличие и величина уклонов); тип и техническое состояние транспортного средства, его загруженность; скорость и направление движения пешехода, расстояние, пройденное им до места наезда по проезжей части дороги и в поле видимости водителя; скорость и направление движения транспортного средства или величина его тормозного следа; какой частью и на каком расстоянии от начала тормозного следа транспортного средства сбит потерпевший; радиус поворота дороги, координаты места происшествия (наезда, столкновения и т.п.); место расположения осколков стекол, осыпавшейся грязи и т.п.; видимость и обзорность дороги с места водителя; момент, когда водитель должен был и мог предвидеть препятствие (если этот момент установлен следствием, судом).

На разрешение судебной экспертизы не должны ставиться вопросы о том, какие требования Правил дорожного движения нарушил водитель или пешеход, о непосредственной (основной, главной) причине дорожно-транспортного происшествия, о моменте, когда водитель должен был и мог предвидеть препятствие, а также вопросы, относящиеся к оценке доказательств и юридической квалификации преступления, о наличии или отсутствии вины водителя (пешехода).

Вместе с постановлением или определением о назначении судебной экспертизы по исследованию обстоятельств ДТП в распоряжение эксперта следует представить:

протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия;

масштабную схему дорожно-транспортного происшествия;

протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

протокол следственного эксперимента, если он производился;

протоколы допросов свидетелей и участников ДТП.

В протоколе осмотра места ДТП должны содержаться данные о характере и типе дорожного покрытия, о ширине и состоянии проезжей части и обочин дороги, наличии кюветов, величине угла подъема или крутизне спуска и радиусе поворота; наличии дорожных сигнальных знаков и способе регулирования движения; месторасположении тормозного следа, его длине и характере (юз или след качения заторможенного колеса), точке наезда, месте столкновения, их привязке к элементам дороги и других неподвижных ориентиров; наличии следов крови, тормозной жидкости, масла, а также о'сколков стекла и других отделившихся от ТС деталей; об обстоятельствах, при которых были обнаружены и изъяты вещественные доказательства; направлении движения автомобиля до столкновения, в момент столкновения и после него; о характере, форме и размерах повреждений, возникших на предметах дорожной обстановки; видимости дорожного полотна из кабины водителя.

К протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия прилагаются фотоснимки, сделанные на месте происшествия по правилам судебной фотографии (ориентирующие, обзорные, узловые, детальные).

В схеме дорожно-транспортного происшествия требуется указать: точное положение транспортных средств относительно элементов дороги и предметов (неподвижных ориентиров) дорожной обстановки; размеры и положение следов торможения, иных следов и вещественных доказательств; положение потерпевшего и транспортных средств, данные, характеризующие дорогу, в частности, вид дорожного покрытия (бетон, асфальт, булыжник) и его состояние (сухой, мокрый, загрязненный, гололед, снежный покров); наличие и место расположение дефектов пути; профиль пути с указанием точной величины угла подъема или спуска, радиус поворота; ширина проезжей части, обочин, кюветов и характеристика внешнего окружения дороги, обзорности, видимости, наличие предметов, ограничивающих ее, и их точное месторасположение размещение дорожных знаков.

В протоколе осмотра и проверки технического состояния транспортного средства должны быть отображены: полная характеристика технического состояния тормозной системы, рулевого управления, ходовой части, приборов освещения и сигнализации автомобиля, буксирного и седельного устройства автопоездов, а также другого дополнительного оборудования; описаны все основные параметры, характеризующие состояние агрегатов (узла), такие, как величина максимального замедления или тормозного пути, полученного при экспериментальном торможении на твердом покрытии, величина люфта рулевого управления, наличие люфтов в шарнирах тяг, величина давления воздуха в шинах, падение давления воздуха в пневмосистеме и при неисправностях необходимо указать, в чем они заключаются.

Для целей содействия сотрудникам органов дознания и предварительного следствия в процессе назначения судебной автотехнической экспертизы разработаны компьютерные программы, позволяющие правильно оформлять постановление и иные материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Подготовка материалов для производства экспертного исследования транспортных средств имеет ряд особенностей.

Транспортное средство должно быть доставлено эксперту либо в неизменном виде сохранено на месте.

До начала производства экспертизы не допускается регулировка механизмов, замена узлов и деталей, доливка масла и тормозной жидкости, а также производство иных ремонтно-вос-становительных работ. Отдельные узлы, детали, их части представляются на исследование вместе со всеми крепежными и соединительными деталями. Имеющиеся следы и разрушения должны быть изолированы от механического воздействия и влаги.

В протоколе осмотра ТС описываются внешний вид и положение изымаемого узла, условия его демонтажа. Положение узла на ТС должно быть сфотографировано. Доставка ТС, предназначенных для исследования тормозной системы, рулевого управления, трансмиссии, ходовой части, разрешается только путем полной погрузки.