Авторское право

Авторское право.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и источники авторского права и права смежного с авторским

Об авторском праве можно говорить в различных его значениях. Прежде всего, авторское право – подотрасль единого гражданского права и в этом смысле представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по использованию и защите авторских произведений.

Авторским правом также называется сфера знаний о правовом регулировании данных отношений и соответствующая научная деятельность, а также соответствующая учебная дисциплина. Словосочетание "авторское право" часто используется для указания на сами субъективные полномочия авторов и других лиц.

В соответствии с традициями правоведения здесь социальная жизнь также воспринимается через призму правоотношений, и поэтому понятие авторских правоотношений является одним из ключевых. Авторские правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами ангорского права, складывающиеся между правообладателями (а торам и, обладателями смежных прав, а также некоторыми другими субъектами) и всеми прочими лицами по поводу использования (иногда – и создания) объектов авторского права.

Источники авторского права:

– Конституция Российской Федерации.

– Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4).

– Международные Конвенции (Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886 г.) и др.).

– Международные договоры.

Авторскими правами признаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения; право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства (ст. 1255 ГК РФ).

Авторское право

Рисунок 1. Авторские и смежные права

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства – это право автора произведения или иного правообладателя на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Использование произведения предполагает осуществление правообладателем следующих действий:

1) воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, а также показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и/или зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой;

8) сообщение по кабелю, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения. Под переработкой программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Правообладатель может распоряжаться исключительным нравом на произведение. Исключительное право носит срочный характер. Согласно ст. 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет после его смерти. Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через 70 лет после его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение его жизни и на протяжении 70 лет после смерти. Если произведение было обнародовано после смерти, то исключительные права в отношении такого произведения действуют в течение 70 лет после обнародования произведения, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Право авторства и право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем или без указания имени, т.е. анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен (ст. 1265 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений – личное право автора на внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Без согласия автора произведение не может быть изменено. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Право на обнародование произведения – правовая возможность правообладателя осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (ст. 1268 ГК РФ). При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

Право на отзыв – это личное право автора, предполагающее возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки (ст. 1269 ГК РФ). Данное право не может быть применимо к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект, например в кинофильм, иное аудиовизуального произведения, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единую технологию.

Право доступа – это право автора требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, в том числе осуществлять фото- и видеосъемку произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 1292 ГК РФ).

Право следования – это личное право автора на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация.

Объекты современного авторского права

Объект авторского права по отношению к автору – это право собственности автора. Другими словами объект авторского права – охраняемый результат творческой деятельности, который характеризуется определенной формой.

К объектам авторского права относятся:

1. литературные произведения;

2. драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

3. хореографические произведения и пантомимы;

4. музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;

5. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

6. произведения декоративно- прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

7. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

8. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

9. программы для ЭВМ (ст. 1259 ГК РФ).

Данный перечень является открытым.

Таким образом, авторское право характеризуется наличием особых объектов интеллектуальных прав. Данные объекты находят применение в культурной, научной, развлекательной сфере человеческой жизнедеятельности и охраняются как в целом законченные произведения, так и их отдельные части (например, производные, составные).

Авторским правом охраняются также производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения, и составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. К тому же авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого груда автора.

Существует ряд объектов, которые не включаются в круг объектов авторских прав. Речь идет об официальных документах государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, международных организаций, официальных переводах, государственных и муниципальных символах и знаках, произведениях народного творчества (фольклор), не имеющих конкретных авторов, и сообщениях о новостях дня, программах телепередач, расписании движения транспортных средств и т.п. Таким образом, не могут быть установлены авторские права на законы и другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, или флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.д. Но если речь идет о проекте закона, то право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). При этом авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

В зависимости от формы выражения объекты авторских прав подразделяются на обнародованные и необнародованные произведения, т.е. выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Обнародованные и необнародованные произведения охраняются в равной степени, однако при возникновении спора о нарушении авторских прав для суда имеет значение цель использования объекта авторских прав.

Субъекты авторского права

Обычно субъектами авторских правоотношений именуют тех, кому могут принадлежать различного рода авторские права. Поэтому помимо собственно авторов к числу участников авторских правоотношений относят также наследников авторов и иных правопреемников, работодателей авторов служебных произведений, создателей аудиовизуальных произведений, лиц, выпускающих в свет периодические издания (например, журналы), обладателей исключительного права, а также организации, осуществляющие коллективное управление имущественными правами обладателей авторских прав.

Обладатели смежных прав (например, исполнители произведений) также могут именоваться субъектами авторских правоотношений, но в силу специфики данных прав их обычно выделяют в самостоятельную группу.

Как известно, отдельные авторские правомочия (в том числе исключительное право) могут для использования передаваться любым другим заинтересованным лицам по договору. Правоотношения по реализации этих прав, возникающие у первичного правообладателя также можно именовать – в широком смысле – авторскими, но субъектный состав здесь не имеет специфики. Например, нет никаких специальных правил относительно того, кто именно может приобрести у автора исключительные права на использование его произведения, отменено даже лицензирование издательской деятельности.

Рассмотрим субъектный состав авторских правоотношений подробнее.

1. Авторы. Само наименование "авторское право" указывает на центральную роль именно автора в данной сфере, ведь без автора нет и не может быть никаких авторских правоотношений.

В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором является гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности (в ст. 4 Закона об авторском праве используется термин "физическое лицо", что, кажется, точнее). Правда, такое легальное определение подвергается критике: труд предполагает целенаправленную деятельность, тогда как объекты авторского права могут появляться в результате и юридически значимых поступков – действий, непосредственно не направленных на приобретение, изменение или прекращение правоотношений.

Автор может публиковать свои произведения как под собственным именем, так и анонимно, он может также использовать другое имя – псевдоним (ст. 1265 ГК РФ). В подобном случае речь по существу идет об элементе такого авторского правомочия как право на имя. Обязанности защиты интересов автора, который выступает анонимно или под псевдонимом, возлагаются на издателя. Он рассматривается как представитель автора и обязан защищать его права, обеспечивать их реализацию (представительство в силу закона, см. п. 1 ст. 182 ГК РФ). Автор может раскрыть свое действительное имя, что освобождает издателя от обязанностей по представительству, но даже и тогда автор может продолжать публиковаться под псевдонимом или анонимно.

К сожалению, российская практика изобилует негативными примерами в отношениях между издателями и авторами. Так, издатели довольно часто требуют от авторов указать в договоре о том, что псевдоним принадлежит им, а не автору.

Право считаться автором в большей степени зависит от того, действительно ли данным лицом создан объект авторского права, а вовсе не от того, что представляет собой этот человек. Автором может стать любой гражданин независимо от возраста и состояния психики; известны многочисленные случаи, когда произведения музыкального, прикладного искусства и живописи создавались детьми и психически больными людьми.

2. Соавторство. В авторском праве возможно и соавторство. Соавторство возникает при одновременном наличии двух условий:

а) участие соавторов носит именно творческий характер;

б) участие проявилось в создании такого произведения, результат которого обладает единством формы и содержания, либо достаточной внутренней связью разных форм при едином содержании. Примером здесь может служить песня, компонентами которой выступают музыкальная и текстовая части.

Не признаются соавторами лица, которые оказывали автору лишь организационную, техническую, финансовую или иную помощь (содействие). Подбор материалов, оформление работы, редакторская правка, передача фактов и тому подобное содействие не ведут к соавторству. Иначе говоря, вклад каждого должен соответствовать тому, чтобы можно было утверждать об участии в формировании системы образов или понятий, присущих данному произведению. Известны многочисленные случаи, когда действующие липа различных литературных произведений пытались добиться признания их соавторами.

А.П. Сергеев правильно отмечает, что возможна и противоположная ситуация: если записавший историю рассказчика ничего нового не внесет, а лишь зафиксирует услышанное, то не он, а рассказчик должен признаваться автором.

Известно, что довольно долго длились судебные процессы Э.М. Хемингуэя с лицами, объявлявшими себя прототипами действующего лица в произведении "Старик и море". Отказы судов признать их соавторами следовали не в связи с тем, что не они рассказали историю, положенную в основу сюжета книги, а потому что не они придали ей требуемую образность.

Возможно и промежуточное решение, когда оба (писатель и рассказчик) будут объявлены соавторами (при установлении творческого вклада каждого).

Следует учитывать, что соавторство отсутствует в случаях, когда ранее созданное произведение переработано другим лицом таким образом, что возникает новое произведение. Таких случаев практика знает немало. При использовании элементов одного произведения может быть создано иное, самостоятельное произведение.

В теории авторского права принято выделять раздельное и нераздельное соавторство. Примеров раздельного и нераздельного соавторства много. Например, нераздельное соавторство типично для литературных произведений братьев Жемчужниковых и А.Н. Толстого (псевдоним "Козьма Прутков"), а коллективная монография, где каждый из соавторов написал лишь определенную часть – раздельное произведение В качестве примера можно привести современные учебники, где каждый из соавторов пишет лишь свой раздел.

Для первых произведений характерно как единство, так и нераздельность. Для вторых – наоборот: необходимо установить, что каждая из частей может использоваться отдельно, независимо от других частей.

Наряду с авторами обладателями авторских прав могут быть и иные правообладатели, однако только авторы могут обладать личными авторскими правами, такими как право авторства, право автора на имя и т.д. Таким образом, иные правообладатели могут пользоваться и распоряжаться лишь исключительными правами на произведения науки, литературы и искусства, имеющими имущественный характер.

Перечень субъектов, относящихся к правообладателям, более широк: если автором может быть только физическое лицо, то правообладателями могут быть физические, юридические лица, публично-правовые образования. К таким правообладателям относятся правопреемники автора, лица, получившие авторские права по договору или в силу закона. Ими могут быть как граждане Российской Федерации, так и граждане других государств, лица без гражданства.

Так, исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется: на произведения, обнародованные на территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации; на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается на территории РФ за авторами – гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

Охрана авторских и смежных прав

Российским государством и обществом уделяется повышенное внимание вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, особое место среди которых занимают объекты авторского права и смежных прав. В связи с расширением информационного пространства и распространением технических средств связи, совершенствованием процессов передачи информации осуществление правовой охраны авторских и смежных прав становится затруднительным и менее эффективным. Однако развитые государства стремятся на национальном уровне улучшить правовые средства охраны интеллектуальных прав, объединить свои усилия и принимают различные международные соглашения, направленные на охрану авторского права. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав (Москва, 25 июня 1993 г.); Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.); Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.); Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.).

Для охраны авторского права и смежных прав применяются особые знаки. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "С" в окружности – ©; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК РФ).

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов – латинской буквы "Р" в окружности; имени или наименования обладателя исключительного права; года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305 ГК РФ).

Однако кроме российского законодательства при разрешении споров, связанных с нарушением авторских и смежных прав, необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав, которые закреплены, в частности, в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, а также в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:

1) национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран – участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

2) возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;

3) предоставления охраны во всех странах – участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством. Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы – граждане этой страны.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 19 июня 2006 г. № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории РФ, необходимо учитывать, что охрана предоставляется авторам, которые являются гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет, и авторам, которые не являются гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой конвенции, и в стране – участнице Бернской конвенции. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

В Российской Федерации вопросами охраны авторских и смежных прав занимается Минкультуры России.

Гражданско-правовая и административная ответственность за нарушение авторских прав в РФ

Авторские права, как и иные интеллектуальные права, могут защищаться способами, предусмотренными ГК РФ, "с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права" (п. 1 ст. 150 ГК РФ).

Применяемые способы защиты существенным образом различаются в зависимости от того, какое именно право было нарушено.

Защита личных неимущественных прав (ст. 1251 ГК РФ) может осуществляться, в частности, путем:

– признания права;

– восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

– пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

– компенсации морального вреда;

– публикации решения суда о допущенном нарушении.

Кроме того, защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общими положениями ст. 152 ГК РФ.

Данные положения подлежат применению в случаях нарушения личных неимущественных прав как авторов, так и иных лиц, в том числе при нарушении права на указание имени или наименования лица, организовавшего создание сложного объекта (п. 4 ст. 1240 ГК РФ), издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 7 ст. 1240 ГК РФ), изготовителя аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ), работодателя при использовании служебного произведения (п. 3 ст. 1295 ГК РФ), изготовителей фонограмм (п. 1 ст. 1323 ГК РФ), изготовителей баз данных (п. 2 ст. 1333 Кодекса) и публикаторов (п. 1 ст. 1338 ГК РФ).

Защита исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ) может осуществляться, в частности, путем предъявления требования:

– о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

– о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

– о возмещении убытков. Требование может быть предъявлено к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

– об изъятии материального носителя – оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав (п. 5 ст. 1252 ГК РФ);

– о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины.

Следует специально отметить, что такую же ответственность, какая установлена за бездоговорное использование произведений, несут также лицензиаты и иные лица, вышедшие за пределы использования, разрешенные им по договору с правообладателем, например использовавшие произведение способами, не предусмотренными договором, или по окончании срока его действия (п. 3 ст. 1237 ГК РФ).

Согласно ст. 1301 и 1311 ГК РФ авторы, исполнители и иные обладатели исключительных прав на произведения или объекты смежных прав вправе наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты специальной компенсации за нарушение исключительных прав.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (абзац второй п. 3 ст. 1252 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 1252 ГК РФ компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков, хотя с его стороны является целесообразным предоставление доказательств, подтверждающих примерный размер возможных убытков или дохода нарушителя, так как это поможет суду при принятии решения об определении разумного и справедливого размера подлежащей взысканию компенсации.

В случае если правообладатель требует выплаты компенсации в размере двукратной стоимости экземпляров или прав, он обязан также предоставить доказательства, подтверждающие обоснованность заявленной им стоимости экземпляров произведений или прав на произведения.

Согласно абз. 3, п. 3 ст. 1252 ГК РФ правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования либо за допущенное правонарушение в целом.

Особо следует обратить внимание на то, что взыскания компенсации могут требовать только обладатели исключительных прав и только в случаях нарушения их исключительных прав либо также в тех случаях, в которых возможность взыскания такой компенсации специально предусмотрена Кодексом, как это имеет место, в частности, в отношении норм о защите технических средств и информации об управлении правами (ст. 1299, 1300, 1309 и 1310 ГК РФ).

К специальным способам обеспечения исков, связанных с нарушениями авторских и смежных прав, отнесены такие меры, как:

1) запрещение ответчику совершать определенные действия в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;

2) наложение ареста на экземпляры произведений или объектов смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

Кроме того, органы дознания или следствия обязаны принимать меры для розыска и наложения ареста на такие экземпляры произведений, материалы и оборудование, осуществлять при необходимости их изъятие и передачу на хранение. Указанные меры должны осуществляться в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством.

Одной из новелл части четвертой ГК РФ является также закрепление возможности ликвидации юридического лица в случае, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1253 ГК РФ). Такое решение принимается судом по требованию прокурора. Следует дополнительно обратить внимание на то, что установленные ГК РФ способы защиты исключительных прав может применять также лицензиат, которому выдана исключительная лицензия, если нарушение третьими лицами исключительного права затрагивает права, полученные им по лицензионному договору (ст. 1254 ГК РФ).

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

Согласно указанной статье административным и правонарушениями признаются:

1) ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, в случаях если такие экземпляры являются контрафактными или на них указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;

2) иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, подпадающих под более жесткие нормы и относящихся к недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ).

Определение контрафактности экземпляров должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует обратить внимание на наличие существенных ограничений для применения норм рассматриваемой статьи, в частности необходимости наличия данных, свидетельствующих о том, что указанная в ней незаконная деятельность осуществляется "в целях извлечения дохода".

При отсутствии таких целей административная ответственность не применяется, но правообладателем могут быть использованы любые способы защиты его прав, предусмотренные ГК РФ. Нарушитель также не привлекается к административной ответственности за нарушение авторских или смежных прав в том случае, если против него возбуждено уголовное дело по ст. 146 УК РФ.

Статьей 7.12 КоАП предусмотрено, что совершение указанных в ней правонарушений влечет наложение административного штрафа.

При этом осуществляется также конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена ст. 146 УК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 146 УК РФ присвоение авторства (плагиат) в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

На практике применение данных положений оказывается затруднено, в частности, в связи с тем, что доказать умысел на совершение плагиата достаточно сложно, тем более что в ряде случаев заимствование действительно может иметь случайный характер. Целесообразность защиты авторства с использованием положений уголовного законодательства не находит однозначной поддержки у специалистов.

Согласно ст. 146 УК РФ устанавливается ответственность за совершение следующих действий: незаконное использование объектов авторского права и смежных прав или же приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров в целях сбыта.

Следовательно, к уголовной ответственности могут быть привлечены не только лица, незаконно использующие произведения и объекты смежных прав, например изготавливающие контрафактные экземпляры, но также лица, осуществляющие их приобретение, хранение или перевозку в целях сбыта.

Ответственность может наступить только при наличии вины в форме умысла и при совершении соответствующего деяния в крупном размере, который, как уже указывалось, определяется в примечании к рассматриваемой статье: деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает 50 000 рублей.

Наконец, ч. 3 ст. 146 УК РФ устанавливает квалифицирующие признаки, при наличии которых совершение действий, указанных в ч. 2 той же статьи, будет рассматриваться в качестве тяжкого преступления, и за его совершение может применяться наказание в виде лишения свободы на срок

Практика рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских и смежных прав была обобщена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака".

В частности, в п. 1 постановления Пленума отмечается, что при решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, суду надлежит установить факт нарушения этим лицом авторских или смежных прав и указать в приговоре, какое право автора или иного правообладателя, охраняемое какой именно нормой закона Российской Федерации, было нарушено в результате совершения преступления. При этом потерпевшими по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 146 УК РФ, могут являться как авторы, исполнители, производители фонограмм, вещательные организации, так и иные лица, которым авторское право или смежные права принадлежат на основании закона, переходят по наследству либо по договору.

Плагиат может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени (п. 3 постановления Пленума).

Незаконным по смыслу ст. 146 УК РФ следует считать умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации, которым регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав (п. 3 постановления Пленума). Устанавливая факт незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суд должен выяснить и указать в приговоре, какими именно действиями были нарушены права авторов произведений, их наследников, исполнителей, производителей фонограмм, организаций кабельного и эфирного вещания, а также иных обладателей этих прав.

Такими действиями могут являться совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав воспроизведение, продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению, распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

В п. 5 постановления Пленума разъясняется, что под экземпляром произведения следует понимать копию произведения, изготовленную в любой материальной форме, в том числе в виде информации, зафиксированной на машиночитаемом носителе. Экземпляр фонограммы представляет собой копию на любом материальном носителе, изготовленную непосредственно или косвенно с фонограммы и включающую все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Разрешая вопрос о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, суд должен оценивать все фактические обстоятельства дела, в частности обстоятельства и источник приобретения лицом указанного экземпляра, правовые основания его изготовления или импорта, наличие договора о передаче права пользования, соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора, заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения.

Исходя из диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ необходимым условием наступления уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм является совершение указанных деяний в целях сбыта.

Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом. Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.

Предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта следует считать оконченными преступлениями с момента совершения указанных действий в крупном размере независимо от наступления преступных последствий в виде фактического причинения ущерба правообладателю (п. 6 постановления Пленума).

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 146 (плагиат) только при условии причинения крупного ущерба.

Учитывая, что применительно к ч. 1 ст. 146 УК РФ ущерб, который может быть признан судом крупным, в законе не указан, п. 24 постановления Пленума отмечает, что суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела. При этом следует учитывать положения ст. 15 ГК РФ, в соответствии с которой если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

При установлении признаков крупного или особо крупного размера деяний, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ, судам рекомендуется (п. 25 постановления Пленума) исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям.

При необходимости стоимость контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности могут быть установлены путем проведения экспертизы.

Если деяниями виновного, формально подпадающими под действие ч. 1 ст. 146, причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, либо если они совершены в размере, не превышающем пределы крупного (ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ), содеянное может повлечь за собой гражданско-правовую или административную ответственность по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.

При квалификации действий виновных по п. "б" ч. 3 ст. 146 УК РФ как совершенных группой лиц по предварительному сговору суду следует устанавливать, какие конкретно действия совершены каждым из исполнителей и другими соучастниками преступления.

По смыслу ч. 2 ст. 35 УК РФ уголовная ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности каждый из соучастников совершает часть действий, входящих в объективную сторону указанных составов преступлений. Согласно ч. 3 ст. 146 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, использующее для совершения преступления служебное положение. Таким лицом может быть (п. 27 постановления Пленума) как должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, так и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ.

При квалификации действий виновных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 146 УК РФ, не должен учитываться причиненный потерпевшему моральный вред, в том числе связанный с подрывом его деловой репутации (п. 28 постановления Пленума). Требования о компенсации морального вреда могут быть рассмотрены в рамках уголовного дела путем разрешения предъявленного потерпевшим гражданского иска.

В п. 29 постановления Пленума обращается внимание судов на необходимость выполнения требований ст. 60 УК РФ о назначении лицам, виновным в нарушении прав, справедливого наказания в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного. Судам надлежит учитывать, в частности, характер и степень нарушений охраняемых законом прав, роль лица в совершении преступления, размер причиненного ущерба.

Исходя из положений ч. 3 ст. 47 УК РФ если указанные преступления были совершены с использованием виновным своего служебного положения, судам следует обсуждать вопрос о лишении виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, имея в виду, что эта мера может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда она не предусмотрена соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Оборот контрафактных экземпляров произведений или фонограмм нарушает охраняемые федеральным законодательством авторские и смежные права, в связи с чем указанные экземпляры произведений или фонограмм подлежат конфискации и уничтожению без какой-либо компенсации. Судам надлежит исходить из того, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, и любые доходы от этого имущества конфискуются, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. Орудия и иные принадлежащие обвиняемому средства совершения преступления, в частности оборудование, прочие устройства и материалы, использованные для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, подлежат конфискации (п. 30 постановления Пленума).

Также отмечается необходимость учета положений гражданского законодательства, в соответствии с которыми контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также оборудование и материалы, используемые или предназначенные для нарушения исключительных прав, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожаются за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

Суд вправе принять решение о прекращении уголовного дела на основании ст. 76 УК РФ в отношении лица, впервые совершившего преступление, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 146 УК РФ, если оно примирилось с потерпевшими и загладило причиненный им вред, либо прекратить уголовное преследование лица на основании ст. 75 УК РФ в связи с деятельным раскаянием. При этом до принятия решения о прекращении дела суд должен убедиться в том, что причиненный потерпевшему в результате преступления вред действительно заглажен. Кроме того, виновному лицу должны быть разъяснены последствия такого решения, а также право возражать против прекращения уголовного дела либо уголовного преследования.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 1994.-№32.-С.3301

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012

5. Постановление Пленума Верховного Суда № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" РФ от 19 июня 2006 г.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака

7. Авернов А.П. Авторское право в РФ – М.: Юрайт, 2012.

8. Авторское право и смежные прав / Под ред. И. А. Близнеца – М.: Проспект, 2011

9. Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2011.

10. Гражданское право: Учебник. Т. 2. Полутом 2 / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: Юрайт, 2010.

11. Пиляева В.В. Гражданское право – М.: Кнорус, 2011.

12. Рыженков А.Я. Гражданское право России – М.: Юрайт, 2012.

13. Хохлов В.А. Авторское права: законодательство, теория, практика М.: Городец, 2010