Аттестация на государственной службе

Аттестация, как метод повышения эффективности работы государственной службы

Статьи по теме
Искать по теме

Указом Президента Российской Федерации "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" от 01.02.05. №110. утверждено положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее "Положение").

В соответствии с Положением целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

В более широком понимании аттестация решает следующие задачи:

- формирование кадрового состава государственной гражданской службы;

- повышение профессионального уровня гражданских служащих;

- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной переподготовки гражданского служащего;

- изменение условий оплаты труда гражданского служащего.

- определение преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей в госоргане.

В соответствии с Указом Президента РФ, аттестация проводится один раз в три года. До истечения 3х лет после проведения очередной аттестации, возможно проведение внеочередной аттестации гражданского служащего.

Внеочередная аттестация может проводиться

по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по решению руководителя, связанного с изменением условий оплаты труда гражданского служащего либо с планируемым сокращением должностей в госоргане.

Аттестации не подлежат служащие:

- проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

- достигшие возраста 60 лет;

- беременные женщины;

- находящиеся в отпуске по беременности, родам, уходу за ребенком до достижения им 3х лет. Аттестация этой категории гражданских служащих возможна не ранее, чем через год после выхода из отпуска;

- в течение года с момента сдачи государственного квалификационного экзамена.

Замещающие должности гражданской службы категорий "руководители", "помощники, советники", с которым заключен срочный служебный контракт.

Для проведения аттестации гражданских служащих по решению руководителя издается правовой акт, содержащий положения:

- об утверждении графика проведения аттестации;

- о формировании аттестационной комиссии;

- о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

- о подготовке необходимых документов для работы аттестационной комиссии: справка-объективка аттестуемого (установленной формы),

- должностная инструкция, отзыв руководителя о работнике (см. приложение 1.).

Кроме того, проводится разъяснительная работа среди государственных служащих о задачах аттестации и порядке ее проведения, ознакомление каждого государственного служащего, подлежащего аттестации с "Положением о проведении аттестации".

Для проведения аттестации гражданских служащих руководители соответствующего органа государственной власти утверждают состав аттестационных комиссий.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии включаются работники Департамента государственной службы Администрации области и государственно-правового управления Администрации области, а также независимые эксперты из представителей научных, образовательных и других учреждений (не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии).

Не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Не менее чем за неделю до начала аттестации каждый гражданский служащий должен быть ознакомлен с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

При каждой последующей аттестации в комиссию представляется аттестационный лист предыдущей аттестации.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. В случае неявки его на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин, аттестация переносится на более поздний срок, а гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности.

Результаты аттестации сообщаются аттестуемым непосредственно после подведения итогов голосования, где принимается одно из следующих решений:

1. Соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2. Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется для включения в кадровый резерв;

3. Соответствует замещаемой государственной должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4. Не соответствует замещаемой государственной должности.

Если аттестуемый не согласен с итогом аттестации, аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии, после рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о его служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии.

Оценка служебной деятельности служащего основывается на определении его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. Основным документом, регламентирующим деятельность работника, является должностная инструкция. При подведении итогов аттестации должны учитываться профессиональные знания государственного служащего, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также деловые и личные качества работника.

С аттестационным листом гражданский служащий знакомится под расписку. Аттестационный лист служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в личном деле.

Гражданский служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности направляется на повышение квалификации или переподготовку, либо с его согласия переводится на другую государственную должность.

При отказе гражданского служащего от повышения квалификации, переподготовки или перевода на другую должность руководитель вправе принять решение об освобождении его от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В течение одного месяца после проведения аттестации гражданских служащих издается приказ государственного органа или его руководителя, в котором анализируются результаты проведения аттестации и утверждаются следующие мероприятия:

1. подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2. направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

3. понижается в должности гражданской службы.

Перечисленные решения принимаются руководителем органа государственной власти не позднее, чем в течение месяца со дня аттестации гражданского служащего. По истечении указанного срока изменение служащему надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), перевод его на другую должность или увольнение по результатам данной аттестации не допускаются. Время болезни и отпуска гражданского служащего в месячный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие).

В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, – это закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в положении об аттестации персонала организации. Менеджерам по персоналу, приступившим к разработке локального положения об аттестации, необходимо знать, что Минтруд России в своих разъяснениях уточняет: локальный акт должен учитывать правила, которые были установлены ранее актами СССР, а также желательно учесть рекомендации, данные по разным отраслям профильными министерствами.

Правовые основания организация и проведения конкурса на аттестацию:

- ФЗ от 27.05.2003г. "О системе государственной службы Российской Федерации" № 58-ФЗ;

- ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации

(с изменениями на 25 декабря 2008 года)

- Указ Президента РФ от 1.02.2005г. "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" № 110;

– Указ Президента РФ ОТ 1.02.2005Г. "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и оценка их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" № 111.

– Правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии (сроки, порядок ее работы);

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии;

е) о процедуре проведения аттестации, квалификационного экзамена.

Рассмотрим процесс проведения аттестации. Первым этапом является подготовка списка служащих, подлежащих аттестации, квалификационному экзамену. Данный шаг состоит из ряда важных компонентов:

Мониторинг кадровой ситуации государственного органа.

1.Аттестация проводится один раз в три года. Внеочередная аттестация может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

- о сокращении должностей;

- об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

- по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности служащего.

Аттестации не подлежат:

- проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

- лица, достигшие возраста 60 лет;

- беременные женщины;

- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

- замещающие должности категории "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

- в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

2.Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничений срока полномочий:

- должности гражданской службы категории "специалисты" и "обеспечивающие специалисты";

- должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы;

- гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, сдают квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя.

Утверждается ежегодно представителем нанимателя.

В графике проведения аттестации, квалификационного экзамена указываются:

- наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

- список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

- дата, время и место проведения аттестации;

- дата предоставления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их предоставление соответствующих подразделений государственного органа.

Этап второй- это организация проведения аттестации, квалификационного экзамена. На данном этапе могут использоваться следующие технологии:

- технологии разработки состава и структуры данных об аттестуемых;

-технологии организации работы аттестационных комиссий;

- технологии разработки оценочных методов и приемов;

- технологии предупреждения возникновения конфликта интересов

Основной шаг на этом этапе- сбор информации и подготовка документов, являющихся определяющими для проведения аттестации, квалификационного экзамена.Данный шаг включает в себя 1.Отзыв об исполнении подлежащим аттестации или включенный в список на сдачу квалификационного экзамена гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

2.Дополнительным источником информации могут стать анкеты (Приложение № 14 анкеты "Аттестация" и "Руководитель"), которые заполняются непосредственным руководителем и аттестуемым, а также опросный лист аттестуемого.

3.Сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Следующий шаг на данном этапе это выбор независимых экспертов. Число независимых экспертов при проведении аттестации должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной Число независимых экспертов при проведении аттестации должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав независимых экспертов:

- представители научных и образовательных учреждений.

Функции независимых экспертов:

- экспертная оценка аттестуемых (участие в заседании аттестационной комиссии);

- экспертная оценка процедур и методов оценочных мероприятий (участие в разработке процедуры оценки)

Рекомендации по выбору независимых экспертов.

1.Должны быть рассмотрены и исключены возможности возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые независимыми экспертами решения:

- независимые эксперты не должны состоять на государственной службе;

- независимые эксперты не должны состоять в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с членами аттестационной комиссии, аттестуемыми;

- независимые эксперты не должны работать на постоянной основе.

2. Квалификационные требования.

- наличие высшего образования в сфере управления кадрами, государственного управления или в другой релевантной сфере;

- наличие практического опыта в сфере управления кадрами, государственного управления не менее 2 лет;

- знания теории управления персоналом, основ государственного управления;

- хорошие аналитические способности и навыки общения.

3.Оплата работы независимых экспертов осуществляется за счет республиканского бюджета РК в порядке, установленном законодательством.

1.Определение функций аттестационной процедуры, квалификационного экзамена. Необходимо определить функции, которые должна выполнять процедура аттестации в данном организационном контексте. Функции должны быть определены в отношении конкретной должности или группы однородных должностей.

Например:

- оценка уровня квалификации;

- обучение и развитие навыков;

- вознаграждение;

- мотивация;

- карьерное продвижение;

- коммуникации.

2. Анализ ограничений.

- ограничения по времени;

- по возможностям использования ресурсов;

- по характеру и продолжительности процесса обработки информации;

- этические ограничения;

- ограничения в выборе методов оценки.

3.Синтез и моделирование процедуры оценки.

Описание процедуры таким образом, чтобы она выполняла нужные функции, не нарушая наложенных ограничений. На основе профессиографического анализа определяются качества и навыки, требуемые для выполнения обязанностей по конкретной должности. Определение факторов оценки, их ранжирование. Выбор методов оценки осуществляется на основе проверки соответствия отобранных методов функциям оценки, надежности, валидности. Посредством методов оценки должно определяться соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой должности, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности. Оценка методов может производиться по следующей схеме:

- сильные стороны;

- слабые стороны;

- возможности;

-риски.

4. Оценка.

Оценка валидности смоделированной процедуры.

Аттестационная карта составляется на основе собранной и проанализированной информации. Аттестационная карта вкладывается в пакет итоговых документов и является официальным документом.

1.Анализ предоставленных руководителем и служащим анкет. В случае необходимости разработка превентивных мер.

2.Обеспечение прозрачности в проведении процедуры оценки за счет за счет ее четкой регламентации.

3.Отрабатывание состава независимых экспертов конкурсной комиссии.

Также перед аттестацией необходимо провести работу с членами аттестационной комиссии..

1.Ознакомление членов конкурсной (аттестационной) комиссии с данными об аттестуемых, процедурой проведения аттестации, квалификационного экзамена. Не позднее, чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв руководителя на аттестуемого служащего.

Не позднее, чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений и о возможности присвоения ему классного чина.

2.Разъяснение механизма проведения аттестации, квалификационного экзамена и используемых оценочных технологий.

Но разъяснительную работу необходимо провести не только с членами комиссии но и с аттестуемыми.

Работа со служащими, подлежащими аттестации, квалификационному экзамену

Четвертым и заключительным этапом аттестации является этап. Подведение итогов.

На данном этапе можно использовать следующие технологии

- технологии накопления данных;

- технологии оценки проведения аттестации

Затем после проведения аттестации необходимо провести правовое оформление результатов аттестации. Оно включает в себяследующее: Обработка материалов аттестации. Материалы аттестации, квалификационного экзамена представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения

Затем идет процесс накопления данных. и обжалование результатов аттестации, квалификационного экзамена.

Проведение процедуры обжалования результатов аттестации, квалификационного экзамена (в случае необходимости).

Индивидуальный служебный спор – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются:

- комиссией государственного органа по служебным спорам;

- судом.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал о нарушении своего права.

служащий, подавший заявление о несогласии с результатами аттестации, имеет право на ознакомление только со своими результатами оценочных мероприятий. По результатам заседания выносится решение:

- об отмене решения конкурсной (аттестационной) комиссии;

- об утверждении решения конкурсной (аттестационной) комиссии.

Дальнейшее обжалование результатов аттестации (квалификационного экзамена) происходит в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

До принятия федерального закона процесс обжалования может осуществляться следующим образом. В течение 5 рабочих дней со дня объявления результатов аттестации (квалификационного экзамена), гражданские служащие, в случае несогласия, обращаются с письменным заявлением с аргументированным изложением своей позиции в конкурсную (аттестационную) комиссию. По заявлению проводится совещание конкурсной комиссии. В заседании принимают участие члены конкурсной комиссии и аттестуемый гражданский служащий, подавший заявление. В заседании также могут принимать участие члены комиссии по служебным спорам. Члены конкурсной комиссии заслушивают аттестуемого и предоставляют основания принятия ими решения. Гражданский

Наконец завершающий этап – это оценка проведения аттестации, квалификационного экзамена.

1. Оценка процедуры аттестации, квалификационного экзамена. Анализ мнений членов конкурсной комиссии о процедуре оценки.

2.Оценка адекватности использованных методов функциям оценки.

3.Оценка валидности использованных методов оценки.

4. Проведение итогового совещания с анализом эффективности реализации аттестации, квалификационного экзамена и обсуждением полученных результатов.

5. Составление отчета по работе аттестационной комиссии. В отчете содержится анализ:

- квалификации членов комиссии, системы методов оценки;

- позитивные и негативные моменты организации аттестации, квалификационного экзамена;

- эффективность использованных методов и критериев оценки;

- качество работы внешних экспертов;

- рекомендации по достижению задач и выполнению функций аттестации, квалификационного экзамена.

Литература

Конин Н.М. Административное право РФ – М.: Проспект 2008

Манохин В.М. Государственная служба // Советское административное право. Государственное управление и административное право. М. 1978.

Масленникова Е.В. Государственная гражданская служба в РФ – М.: Ось -89 2009

Щербаков Ю.Н. Государственная и муципальная служба – Ростов на Дону, Феникс 2008

Явкина К.Л. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы – М.: приора 2008