Ассортиментная политика туристической фирмы

В настоящее время ужесточение конкуренции на рынке туристических услуг как между турагентами, так и между динамично развивающимися туристическими операторами требует регулярного пересмотра ассортиментной политики туристической фирмы.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности ассортиментной политики турфирмы

Формирование ассортимента в туристической деятельности – процесс постоянный, поскольку требования рынка всегда ставят проблемы его улучшения, а их решение имеет соответствующую направленность. Формирование ассортимента туристической фирмы может осуществляться разными методами, в зависимости от масштаба реализации туристических услуг, целей и задач, стоящих перед фирмой.

Для динамичного развития туристической фирме необходимо регулярно пересматривать и совершенствовать свой ассортимент, так как потребительские предпочтения в сфере туризма меняются по экономическим и геополитическим причинам.

Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной факторной взаимозависимости практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать туризм в качестве действенного инструмента стимулирования социально- экономического роста на национальном, региональном и местном уровнях.

В системе рыночных отношений устойчивое функционирование туристских организаций и возможность выполнения ими социально-культурной миссии в первую очередь зависят от ассортимента, качества туристских услуг, предлагаемых населению.

Существенное место в туристском продукте (предложении) региона или туристского центра занимают товары (в общем случае) туристского ассортимента. Ассортимент существенным образом зависит от характерных черт, присущих посетителям, генерирующих устойчивый синдром тратоголии.[17, с.77]

Умения фирм создавать для себя новые сегменты рынков сбыта, а не только своевременно и с опережением обновлять ассортимент и номенклатуру производимой продукции, становятся одними из важнейших характеристик успешных бизнес-организаций. Потенциал эффективности сетевых форм организации связан с изменением содержания и функций управления. Управление отрывается от служебных постов и должностной регламентации, распространяясь на тех людей и те ситуации, которые требуют конструктивно верных решений. Независимо от должностного положения, люди, вовлеченные в критические ситуации, участвуют в обсуждении и создании стратегических аспектов экономической организации. Способность сетевых моделей быстро устанавливать контакты между сотрудниками ведет к коллективной интерпретации критически важных для предприятия событий. В связи с этим развитие системы управления туристскими предприятиями должно быть основано на сетевом взаимодействии между всеми организациями туристской индустрии.

Коммерческий успех туристской фирмы зависит также от того, какой туристский продукт она предлагает, какие туристские услуги оказывает и насколько качественно все это делается. Главной стратегической задачей туристской фирмы в этих условиях является построение бизнеса на такой модели коммерческого успеха, в которой факторы ускорения изменений играют положительную роль. Эта модель туристского менеджмента основана на уровне отношений фирмы с клиентами и стоимостью реализации туристского продукта.[13, c.88]

В условиях развития туристской отрасли и динамики рынка мирового международного туризма управление ассортиментной политикой туристского предприятия становится все более актуальной задачей. Проведенные исследования показывают, что ассортиментная политика является ключевым фактором роста конкурентоспособности туристского предприятия. Она призвана ответить на ряд важнейших экономических вопросов,- какой туристский продукт, для кого и в какой временной промежуток производить. Сложившиеся в Российской Федерации рыночные отношения, насыщение туристского рынка разнообразными предложениями, трансформация общества из "общества производительности и благосостояния" в "общество свободного времени", рост требовательности у туристов, поиск новизны и появление новых видов и направлений в туризме – все эти факторы в корне изменяют подходы к формированию ассортиментной политики в туристских предприятиях. Как показывает практика, прямое копирование зарубежного опыта управления ассортиментом неприемлемо, а отсутствие научного подхода к формированию ассортиментных решений в экономике России зачастую приводит к неадекватной ассортиментной стратегии и принятию ошибочных решений при формировании ассортиментных комплексов туристского предприятия. Адекватная ассортиментная политика туристского предприятия должна базироваться на целенаправленных исследованиях вопросов планирования ассортимента с учетом его целей, ресурсов и воздействия внутренних и внешних экономических факторов, поэтому проведенное научное исследование представляется актуальным как с теоретической точки зрения, так и с позиции практической значимости.[39, c.56-57]

Ассортимент в туристической фирме – это перечень всех видов предлагаемых туров или услуг с указанием следующих реквизитов:

  • наименование тура;
  • маршрут тура с указанием мест ночевок или стоянок;
  • ценовое предложение;
  • сроки осуществления поездок;
  • перечень входящих в стоимость услуг.[8, с.99]

Ассортиментная политика туристского предприятия предполагает определение набора ассортиментных групп, наиболее целесообразных с точки зрения повышения экономической эффективности деятельности туристского предприятия, как в тактическом, так и в стратегическом периоде. Одним из направлений ассортиментной политики туристского предприятия является рассмотрение соотношения турпродуктов, находящихся на различных этапах жизненного цикла. Ассортиментная политика решает широкий круг задач, среди которых можно выделить:

  • Наиболее полное удовлетворение потребительского спроса, основанное на дифференциации потребностей и спроса;
  • Рациональное использование потенциалов туристского предприятия (имиджа фирмы, опыта деятельности, ноу-хау и др.);
  • Оптимизация совокупных финансовых результатов деятельности туристского предприятия;
  • Эффективное использование методов современного маркетинга;
  • Привлечение и разработка новых потребительских сегментов рынка при относительной стабильности финансовых результатов.

Единая ассортиментная политика туристского предприятия опирается на ряд основополагающих методологических принципов, анализ которых поможет при разработке факторного комбинационного метода управления туристским предприятием на основе ассортиментных комплексов. Перечислим эти принципы:

  • Принцип долговременной стратегической ориентации;
  • Принцип синергизма;
  • Принцип стратегической гибкости.

В зависимости от профиля работы туристической фирмы ассортимент может быть широким (предполагающим различные туры в различных географических направлениях, например, автотуры /авиатуры /круизы) или узким, глубоким (предлагающим различные модификации тура: большой выбор отелей, дополнительных экскурсий, вариантов питания) или мелким.

Туристский продукт, представленный на рынок, выступает в качестве туристского предложения, он должен соответствовать потребностям туристов как в комплексе, так и по отдельным составляющим. Услуги и товары должны соответствовать предложенным маршрутам и целям туров. Например, горнолыжный тур: проезд и размещение в местах горнолыжного спорта и отдыха (Альпы, Балканы, Пиренеи, Татры, Карпаты, Кавказ, Памир); услуги: размещение на горнолыжной турбазе, в гостинице, пользование специальными трассами горнолыжного спуска как для начинающих, так и для опытных туристов, подъемниками, бугелями, соответствующее питание и досуговое обслуживание; товары: карты, схемы районов отдыха и трасс, буклеты, горнолыжное снаряжение, солнцезащитные очки, головные уборы, мази и кремы, сопутствующие товары, сувениры местной промышленности и т. д.

В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. В широком смысле это экономическое благо, предназначенное для обмена.

Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только на месте ее производства, то продукт туристский может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, которые продают путевку на путешествие. Приобретая путевку, покупатель еще не приобретает туристские услуги, хотя уже и заплатил деньги, но приобретает гарантии отдыха. Поэтому задача туроператора – включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки.

Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т.е. полезностью, или способностью удовлетворять определенные потребности людей. Полезность продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого количества людей, т.е. по возможности он должен иметь массового потребителя.

Массовое потребление товаров определяется меновой стоимостью – количественным отношением, в котором потребительные стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров.[15, c.42]

Иногда туристский продукт ассоциируют с туристским пакетом – обязательным комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер и предлагается в широкую продажу. Туристский продукт включает только четыре обязательных элемента: туристский центр; транспорт; услуги размещения; трансфер. Действительно, приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, клиент имеет не только значительные скидки от туроператора, поскольку он приобрел серийный туристский продукт, он всегда может просить туроператора расширить его за счет включения других услуг или сможет это сделать самостоятельно непосредственно в туристском центре.

Туристский пакет – часть туристского продукта, точнее – обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету).

Тур – первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на предлагаемый маршрут и в конкретный срок.1

К основным (профильным) услугам турагенства относятся:

  • выбор вида туризма и маршрута тура (места отдыха);
  • уточнение количества дней тура;
  • выбор категории отеля;
  • организация питания;
  • выбор трайлера (средства доставки туристов);
  • организация культурной программы;
  • уточнение цены тура с учетом системы скидок.

Необходимо отметить некоторые особенности оказания профильных туристских услуг.

По количеству дней туры можно разделить на три категории:

  • краткосрочные (2-7 дней),
  • среднесрочные (8-14 дней),
  • длительные (свыше 2 недель).

Наибольшей популярностью пользуются среднесрочные туры. При выборе места проживания туристы обычно ориентируются на 3-х, 4-х и 5-ти звездные отели, которые выбираются в зависимости от цены и платежеспособности клиента. Организация питания в туре предполагает следующие возможные варианты:

  • одноразовое питание (как правило, завтрак);
  • полупансион (двухразовое питание в сутки, обычно завтрак и ужин);
  • пансион (завтрак, обед, ужин). [31, c.21]

Приобретая одну услугу, потребитель оценивает весь ассортимент целиком. Один недочет может затмить все оказанные услуги в сервисе, что существенно влияет на формирование конечной оценки потребителя.

В результате повышения спроса на туруслуги фирмы, можно сделать вывод, что ее ассортимент конкурентоспособен. А постоянный анализ своих услуг есть главная задача турфирмы.

Значение ассортиментной политики для туристических фирм

Правильная ассортиментная политика туристической фирмы, дает возможность поддерживать рентабельность компании в зависимости от объективных и субъективных факторов влияющих на туристический бизнес:

1. Объективные:

  • Местоположение офиса туристического агентства;
  • Сезоны (зимний, летний, межсезонье);
  • Сложившаяся на данный момент направленность туристических потоков;
  • Появление новых туристических продуктов на рынке продаж;
  • Покупательская способность клиента.

2. Субъективные:

  • Возможности туристического агентства: размер туристического агентства, количество персонала, его квалификация, материально-техническая база – online-бронирование, или только телефон-факс
  • Позиционирование турагентства – туроператор, турагент, то и другое.
  • Выбор специализации турагентства – лечение, детские и молодежные туры, экстрим – туры, Карибский бассейн, круизы и др.

Важность формирования адекватной ассортиментной политики и управление туристским предприятием на основе ассортиментных комплексов обусловлены следующими важнейшими постулатами, на которые указывают и ведущие специалисты в области туризма:

  • Ассортиментная политика является основным управляемым фактором, влияющим на повышение конкурентоспособности туристского предприятия;
  • Адекватная ассортиментная политика решает широкий круг задач, направленных на обеспечение успешной коммерческой деятельности туристского предприятия;
  • Ассортиментная стратегия туристской фирмы разрабатывается исходя из условий множественности вариантов, основными из которых являются: диверсификация, узкая специализация, дифференциация. [46, с.10]

Приоритетная задача туристской организации – постоянный анализ своих услуг. Насыщенность рынка туризма разнообразными услугами и, как следствие, острая конкурентная борьба туристских фирм за предпочтения потребителей обусловили необходимость и возможность использования различных методов плакирования ассортимента в сфере туризма.

Планирование на современном этапе становится одним из важнейших инструментов управления в случае, если компания продолжит борьбу за выход на рынок с туристическими продуктами и предложением новых услуг. Планирование в туризме помогает координировать торговую политику, правильно осуществлять тактику продаж и получать прибыль. Мы рассмотрим сущность и функции, а также проведем анализ методов внутрифирменного планирования деятельности и ассортимента туристской фирмы.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих социально-экономических целей развития, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг, и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые, при полном использовании ограниченных производственных ресурсов, могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Оптимальная модель управления ассортиментной политикой туристской фирмы должна быть основана на комплексной основе, учитывающей влияние факторов микро- и макроэкономических сред. Ассортиментная политика любого предприятия, занятого в индустрии туризма, опирается на несколько основополагающих методологических принципов.

Планирование в туризме всегда имеет территориальную привязку к определенному географическому пространству, представляющему интерес для туристской деятельности и имеющему туристские ресурсы. Некоторые страны и регионы имеют уникальнейшие природные ресурсы, музеи мирового значения, памятники истории н архитектуры, культовые сооружения древних цивилизаций– наличие этих ресурсов является фактором, определяющим туристские потоки в эти государства. Использование этого критерия при формировании ассортимента будет способствовать созданию привлекательных, уникальных туристских предложений.

Туристский рынок условно разделяется на несколько критериев, наиболее важными из которых являются гендерные и возрастные характеристики потенциальных туристов. К примеру, мужчины и женщины обладают различными потребностями в выборе гостиницы и туристских услуг. Многолетнее исследование отдельных возрастных групп показывает различие между побудительными мотивами и целями путешествий туристов.

Сегментирование ассортимента туристической фирмы по психографическому принципу делит покупателей на группы по принципу принадлежности к определенному социальному классу, стилю жизни и типу личности. Люди, принадлежащие к одной и той же демографической группе, могут иметь совершенно разные психографические профили. С учетом социально-экономических критериев можно сказать, что зависимость между доходами населения и интенсивностью путешествий является определяющим фактором развития туризма. [39, c.121]

Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.

Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.

Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы – с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.

В любом случае главным критерием при оценке решения о расширении ассортимента посредством новых туристических продуктов или о сокращении существующей номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.

Политика изменения ассортимента может базироваться на трех подходах:

1.Вертикальное изменение. Данный процесс является составной частью вертикальной диверсификации деятельности компании и направлен на расширение/сужение производства, связанного с самостоятельным выпуском тех комплектующих, которые ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.

2.Горизонтальное изменение. Одна из составляющих политики горизонтальной диверсификации. Представляет собой изменение ассортимента в рамках уже проводимой деятельности либо в аналогичных направлениях или выход на новые рынки без перехода на смежные уровни в рамках кооперации.

3. Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.

Принятие решения о расширении или сужении ассортимента представляет собой возможность выбора двух различных стратегий:

  • расширение связано с диверсификацией;
  • сужение может быть вызвано необходимостью (целесообразностью) интеграции, как вертикальной, так и горизонтальной.

Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли, полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.

Правовое регулирование ассортимента и ассортиментной политики турфирмы

Правовое регулирование туристской деятельности состоит не только из специальных туристских нормативно-правовых актов. Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического. Бесспорно, что главенствующее место в туристском законодательстве принадлежит Гражданскому Кодексу Российской Федерации (далее, ГК РФ), который направлен на стабильное регулирование гражданско-правовых отношений, определение основных прав и обязанностей предпринимателей, обеспечение и защиту экономических и личных прав граждан.

Законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации туризм признан одной из приоритетных отраслей экономики страны. Однако, на региональном уровне отсутствуют эффективные механизмы его развития: инструменты привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, сохраняются экстенсивные методы использования туристских ресурсов, остаются неразработанными многие научные и практические вопросы туристского менеджмента и маркетинга.

В действующем российском законодательстве оказание туристических услуг регулируется Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ. [1]

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

В сфере ассортимента туристических услуг важную роль играет ФЗ "О защите прав потребителей".[1] Прежде всего, следует уточнить предмет защиты прав потребителей, а именно что такое туристская услуга и состав туристских услуг. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" целиком и полностью ориентирован на туристский продукт, имеющий узкое толкование по составу видов туристской деятельности и услуг.

Туристский продукт согласно положениям ст. 1 – предмет деятельности туроператоров и турагентов. Только туристский продукт подлежит защите средствами и методами института финансового обеспечения туроператора. Туристские услуги вне рамок туристского продукта защиты финансовым обеспечением не имеют априори.

Турагент, хотя и оперирует туристским продуктом на этапе его реализации потребителю, но не участвует в формировании финансового обеспечения и не несет никакой финансовой ответственности перед потребителем или туроператором (если только не будет доказана судом его непосредственная вина и степень умысла в этих виновных действиях), хотя является субъектом посредничества, в том числе на этапе перечисления средств, полученных от потребителя за туристский продукт, к туроператору.

Возникает весьма вероятный риск не передачи денег, полученных турагентом от потребителя к туроператору. Это могут быть рудиментарные причины кражи или мошенничества, или субъективных причин риска финансового менеджмента.

Следует расширить понятийное содержание ассортимента услуг, подлежащих финансовому обеспечению. А можно (и нужно по существу) рассматривать вопрос шире – ассортимент туристских услуг – туристский продукт, комплексные туристские услуги, не образующие туристский продукт по его основным признакам, а также отдельные туристские услуги в части организации туризма.

Помимо выше перечисленных нормативно-правовых актов ассортимент туристической фирмы регулируется системой ГОСТ и ТУ.

Стандартизация объектов туристской деятельности является составной частью системы технического регулирования (см: Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".[3]

В соответствии с пунктом 4.2. Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50644-2009 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 773-ст) безопасность туристов (экскурсантов) при совершении путешествия помимо жизни и здоровья туриста распространяется на его личную неприкосновенность, включая физическое (телесное) и психическое (моральное) состояние, а также частную жизнь.

С точки зрения возможности осуществления онлайн-продаж туров формальное право использования электронных туристических путевок российские туристические компании получили еще в 2008 году, когда Постановление Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 обеспечило саму возможность применения электронной туристической путевки. Однако законодательно данная возможность никак не описана, поэтому компании, которые хотели реализовать свое право использования электронной туристической путевки, вынуждены были руководствоваться тремя законами: Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", Законом РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1 и Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Поскольку данные законы не отражают специфику конкретно электронной туристической путевки, реализация возможности ее использования в практики туристических компаний была существенно затруднена. Поэтому онлайн-продажи на туристических онлайн-сервисах либо реализовывались в ограниченном виде, так или иначе требующем проставления клиентом живой подписи, либо требовали огромных финансовых и материально-технических затрат на организацию соответствующей электронной системы для работы в режиме онлайн. Тогда как для туристических онлайн-сервисов необходимы недорогие комплексные IT-решения, позволяющие соответствовать всем требованиям российского законодательства и при этом выйти на новый качественный уровень взаимодействия с клиентами-туристами и партнёрами. Однако реально обусловленной необходимости в подобных затратах не существовало, а все упиралось в отсутствие законодательно прописанных нормах конкретно по применению электронной туристической путевки.

В части решения законодательных вопросов уже одобрены соответствующие изменения в законопроекте "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности", как отвечающие интересам гражданам Российской Федерации, являющихся потребителями туристических услуг, и интересам туристических компаний. Данный законопроект повышает ответственность туроператора при формировании туристических продуктов перед потребителями. На данный момент организация онлайн-продаж в туристической деятельности возможна только при условии соблюдения требований федеральных законов "Об электронной подписи" [4] и "О персональных данных".[5]

После введения практики ответственности туроператора агентства будут продавать строго продукт туроператора. Государство как регулятор возьмет под свой контроль весь этот бизнес. В результате выиграют и туристические фирмы, и конечные потребители. Рынок будет прозрачным, агент не сможет ошибиться, вписав несуществующие услуги. Это – преимущества для потребителя. Если у оператора налажена технология, при которой агентство может распечатать только тот договор и лист бронирования, в котором описан проданный тур, никаких подводных камней нет и быть не может. Повышение ответственности операторов позволит повысить уровень доверия к туристическим фирмам, а введение практики использования электронных туристических путевок стимулирует рост туристического рынка в целом.

Выводы

В условиях возрастающих потребностей покупателей, усиливающейся конкуренции на рынке туристических услуг, вопросы формирования ассортиментной политики приобретают важное значение для повышения социально-экономической эффективности ее деятельности туристической фирмы.

Ассортиментная политика в сфере туристической деятельности представляет единый комплекс взаимосвязанных управленческих решений, нацеленных на проведение маркетинговых и коммерческих операций по определению позиций каждой отдельной туристической услуги для с учетом мультиформатности туристических фирм, особенностей спроса обслуживаемого населения и возможности формирования туристического предложения из внутрисистемных источников.

Большинство туристических фирм предлагает рынку несколько услуг.

Совокупность всех ассортиментных групп туристической фирмы называют ее товарным ассортиментом. Он характеризуется:

– широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);

– глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);

– насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

– гармоничностью (степенью близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей).

Широта – это общая численность разнородной продукции (ассортиментных групп), предлагаемой туристской фирмой. Глубина ассортимента туристической фирмы – число вариантов каждого отдельного элемента продукции в рамках широты ассортимента. Важнейший показатель ассортимента – это полнота. Полнота – общее количество всех роизводимых (продаваемых) услуг туристской фирмы. Гармоничность – степень близости между туристскими продуктами различных ассортиментных групп с точки зрения общности конечного использования.

Процесс оптимизации ассортиментных комплексов туристической фирмы воплощен в товарной политике, как объединяющий принцип по отношению к составному элементу – управление ассортиментом. Стратегически определенная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс формирования и обновления ассортимента, но и служит для руководства туристской фирмы своего рода указателем общей направленности действий по управлению предприятием, способных сформировать адекватный набор решений по корректировке текущей экономической ситуации в отношении организации.

Литература

1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

2. Федеральный Закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

3. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании",

4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи"

5. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных"

6. Абуков А.К. Туризм на современном этапе. – М.: Инфра-М, 2012.

7. Аванесова, Г. А. Туризм и культурно-досуговая деятельность. – М.: Аспект-Пресс, 2011.

8. Алферов П.Г. Менеджмент в СКСиТ- Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009. Барсукова Н.С. Современные аспекты развития туризма. – М.: Дашков и К, 2011.

9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Невский фонд-Герда, 2010.

10. Бочарова, Н.И. Организация туризма. – М.: Инфра-М, 2010.

11. Буйленко В.Ф. Основы профессиональной деятельности в туризме и экотуризме: учеб. Пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2011.

12. Быкова В.П. Методы повышения эффективности управления туристской фирмой: Препринт. – СПб.: Владос, 2011.

13. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. – М.: Гранд, 2009.

14. Гамов В.К., Старичкова Н.В. Менеджмент в туризме. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

15. Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. – М.: Финансы и статистика, 2009.

16. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2009

17. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме? – М.: Приор, 2009.

18. Дабиян В.И. Ассортимент товаров. Свойства и показатели ассортимента- М.: Норма, 2009

19. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. – М.: Приор, 2009.

20. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса. – М.: Дашков и К, 2010.

21. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2009.

22. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2009.

23. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия обслуживания. – М.: Финансы и статистика, 2009.

24. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы. – М.: Дашков и К, 2010.

25. Карманова Т.Е. Статистика туризма. – М.: Кнорус, 2009.

26. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. – СПб.: Издательский дом "Герда", 2008.

27. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2008.

28. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие. – М.:КРОНУС, 2008.

29. Логинова Е.Ю. Мерчандайзинг- М.: Дашков иК,2010.

30. Лужецский Н.Р. Туризм- М.: Эксмо, 2011

31. Малахова Н.Н. Инновации в туризме и сервисе. – Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2012.

32. Менеджмент: Учебник для студентов вузов / Под ред. В. В. Лукашевича, Н. И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

33. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2009.

34. Напалкова А.А. Ассортиментная политика организации – М.: ВИКУН, 2011.

35. Писаревский Е.Л. Основы туризма. – М.: Финансы и статистика, 2009.

36. Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления. – М.: РМАТ, 2008.

37. Полонская, Л.А. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле / Л.А. Полонская, М.М. Туринская. – Киев: Техника, 1982.- С.74-79

38. Спригайлов Н.П. Анализ развития туристского рынка Санкт – Петербурга // Актуальные проблемы развития сферы услуг. Сб.науч.тр. вып.III – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005

39. Спригайлов Н.П. Формирование ассортиментной политики туристской фирмы // Научные труды Вольного экономического общества России: – М., СПб.: ВЭО, 2006 г С.56-65

40. Сухов Р.И. Организация работы туристского агентства. – Ростов-н/Дону: МарТ, 2010.

41. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – М.-Ростов-на-Дону: изд. центр "МарТ", 2010.

42. Шишковская А.Р. Туризм. Учебник для ВУЗов – М.: Норма, 2011.