Классификация и потребительские свойства телевизоров

Ассортимент телевизоров.

Статьи по теме
Искать по теме

Классификация телевизоров

Телевизоры различаются, прежде всего, по размеру экрана (размер по диагонали). Размер диагонали экрана может выражаться в двух цифрах- размер по диагонали для видимой части изображения и полный размер кинескопа. Размер диагонали экрана указывают в дюймах, реже сантиметрах (см). Как правило, наименование модели телевизора содержит ссылку на размер диагонали. Кроме того, телевизоры подразделяются по способу формирования изображения на экране. В зависимости от реализации каждого способа выделяют следующие типы телевизоров:

– кинескопные;

– жидкокристаллические – ЖК (LCD) телевизоры;

– плазменные панели и телевизоры;

– проекционные телевизоры.

Сравнение типов телевизоров

Тип экрана

Достоинства

Недостатки

ЖК

Невысокое энергопотребление

Низкая цена

Широкий ассортимент

Универсальность

Нормальная цветопередача

Приемлемое время отклика

Искажения при больших углах обзора

Не всегда достаточная яркость

LED

Низкое энергопотребление

Высокая контрастность

Хорошая цветопередача

Небольшие габариты и вес

Универсальность

Приемлемое время отклика

Искажения при больших углах обзора

Высокая цена

Выбор пока ограничен

Плазма

Отличная цветопередача

Приемлемая цена

Высокая яркость

Высокая контрастность

Хорошие углы обзора

Очень малое время отклика

Высокое энергопотребление

Большие габариты и вес

Пока нет моделей с диагоналями менее 32

Кинескопные телевизоры производятся со стандартным (выпуклым) экраном, а также с плоским экранам. Кинескопные телевизоры со стандартным экраном в основном имеют диапазон размеров по диагонали от 14" (37 см) до 29" (72 см). Частота развертки изображения в этих телевизорах составляет 50 Гц. Наиболее применимый формат экрана – 4/3.

В зависимости от размеров диагонали примерная разница цен у кинескопных телевизоров со стандартным экраном составляет 40 – 65%.

Специальная технология производства кинескопов с плоским экраном позволяет избежать искажений телевизионной картинки по краям. Кроме того, в кинескопных телевизорах с плоским экраном возможно применение передовой технологии развертки изображения 100 Гц, которая позволяет устранить мерцание изображения благодаря удвоению частоты сканирования и обеспечивает более плавную передачу движения по сравнению с телевизорами, имеющими стандартный экран. В отличие от кинескопных телевизоров со стандартным экраном телевизоры с плоским экраном имеют более широкий диапазон размеров диагонали – от 15" (37 см) до 36" (90 см). Кинескопные телевизоры с плоским экраном помимо стандартного формата 4:3 могут иметь также широкий формат – 16:9. На мировом рынке кинескопные телевизоры представлены следующими основными фирмами-производителями: АНВ, Bang and Olufsen, JVC, Samsung, LG, Sony, Panasonic, Philips, Thomson, Toshiba, Vetfor, Loewe – и другими.

В зависимости от фирмы-производителя разница в стоимости телевизоров одного типа с примерно одинаковым набором опций может колебаться от 20 до 25%. При этом в данном сегменте производится также элитная техника (например, фирмой Loewe), стоимость которой, при сравнимых характеристиках, может быть выше в 2 – 3 раза, чем стоимость обычной телевизионной техники.

Жидкокристаллические (LCD) панели/матрицы (TFT-панели). В конструкции данного типа телевизоров используется эффект управляемой напряжением поляризации жидких кристаллов.

Жидкокристаллический экран представляет собой абсолютно плоскую матрицу, которая состоит из двух пластиковых или стеклянных пластин, между которыми находится суспензия. Кристаллы в этой суспензии при подаче электрического сигнала изменяют пространственную ориентацию и модулируют интенсивность светового потока, что приводит к появлению на экране изображения. Матрица заключена в пластиковый корпус толщиной до 10 см. Жидкокристаллические телевизоры отличает, прежде всего, высокое качество изображения и звука, очень широкий диапазон и разнообразие размеров экрана (14" (36 см), 15" (38 см), 17", 18", 20", 22", 26", 29", 30", 32", 37" и 40" (100 см) по диагонали), широкий угол обзора (до 170 градусов), компактность, большое количество обязательных опций, возможность использования также в качестве компьютерного монитора, разнообразие вариантов установки (напольная, настенная, настольная и подвесная), небольшой вес (от 3 до 25 кг).Крупнейшими мировыми фирмами – производителями жидкокристаллических телевизоров являются: LG, Panasonic, Philips, Samsung, Sharp, Toshiba, Sony.

Плазменные телевизоры. Принцип работы плазменных телевизоров основан на свечении специальных люминофоров при электрическом разряде в среде сильно разреженного газа. При таком разряде между электродами с управляющим напряжением образуется проводящий "шнур", состоящий из ионизированных молекул газа (плазмы). Подавая управляющие сигналы на вертикальные и горизонтальные проводники, нанесенные на внутренние поверхности стекол панели, схема управления плазменной панели осуществляет "строчную" и "кадровую" развертку растра телевизионного изображения. Изображение на плазменной панели не мерцает, чем выгодно отличается от изображения на экране традиционных кинескопов. Плазменный дисплей совершенно плоский, изображение можно смотреть под углом до 170 градусов. Плазменные панели позволяют значительно увеличить размеры экрана телевизора. Мировыми лидерами в производстве плазменных телевизоров являются следующие фирмы: АНВ, Fujitsu, JVC, LG, NEC, Panasonic, Philips, Pioneer, Samsung, Sony, Thomson, Toshiba, Loewe.

Проекционные телевизоры. В проекционных телевизорах световое изображение формируется (проецируется) на экране телевизора с помощью оптических систем и отражающих поверхностей с целью максимального увеличения картинки.

В зависимости от способа получения изображения проекционные телевизоры подразделяются на следующие разновидности:

- на кинескопах (CRT);

- на ЖК (LCD) матрицах;

- системы на LCD – матрицах отражающего типа (LCoS);

- на микрозеркалах (DLP – Digital Light Processing) используется цифровая обработка света, в основе работы системы – работа микросхемы, внутри которой находятся электростатически управляемые микрозеркала, около 2-х миллионов зеркал, каждое из которых формирует изображение в определенном месте экрана.

Стандартный экран проекционного телевизора представляет собой мелкозернистую пластиковую сетку либо стеклянный экран у ферроэлектрических проекционных телевизоров. Проекционные телевизоры снабжены достаточно широким набором обязательных опций. Таких, например, как различные системы автоматической фокусировки, декодерами и пр. Примерная стоимость проекционного (кинескопного) телевизора с размером диагонали 38" составляет 500 – 700 долларов США. По мере увеличения размера экрана по диагонали на 2 – 4 дюйма стоимость проекционного приемника увеличивается примерно на 15 – 20%. Основными производителями проекционных телевизоров на мировом рынке являются следующие фирмы: Samsung, Sony, Toshiba

Устройство и принцип работы телевизора

Телевизор состоит из устройства отображения визуальной информации (кинескопа, жидкокристаллической или плазменной панели); шасси – платы, которая содержит основные электронные блоки телевизора (телетюнер, декодер с усилителем аудио- и видеосигналов и др.), корпуса с расположенными на нем разъемами, кнопками управления и громкоговорителями.

Телевизионные радиосигналы, принятые антенной, подаются на радиочастотный (антенный) вход телевизора. Далее они поступают в радиочастотный модуль, называемый также тюнером, где из них выделяется и усиливается сигнал именно того канала, на который в этот момент настроен телевизор. В тюнере также происходит преобразование радиочастотного сигнала в низкочастотные видео- и аудиосигналы.

Видеосигнал после усиления подается в модуль цветности (только в телевизорах цветного изображения), содержащий декодер цветности, а затем на устройство отображения визуальной информации. Декодер цветности предназначен для декодирования сигналов цветности той или иной системы (PAL, SEC AM, NTSC).

Аудиосоставляющая подается в канал звукового сопровождения, где происходит выделение звукового сигнала и его необходимое усиление. После усиления аудиосигнал подается на громкоговоритель (динамик), преобразующий электрический сигнал в слышимый звук. Если телевизор рассчитан на воспроизведение стерео или многоканального звука, в составе его канала звукового сопровождения имеется соответствующий декодер многоканального звука, который разделяет звуковую составляющую на каналы.

Кинескопы бывают черно-белого изображения и цветного изображения, отличаются они по конструкции.

Экран кинескопа черно-белого изображения изнутри покрыт сплошным слоем люминофора, обладающего свойством светиться белым цветом под воздействием потока электронов. Тонкий электронный луч формируется электронным прожектором, размещенным в горловине кинескопа. Управление электронным лучом осуществляется электромагнитным способом, в результате чего он последовательно в ходе развертки сканирует экран по строкам, вызывая свечение люминофора. Интенсивность (яркость) свечения люминофора в ходе сканирования изменяется в соответствии с электрическим сигналом (видеосигналом), несущим информацию об изображении.

Экран кинескопа цветного изображения изнутри покрыт дискретным слоем люминофоров (в форме кружков или штрихов), светящихся красным, зеленым и синим цветом под действием трех электронных пучков, формируемых тремя электронными прожекторами. Все кинескопы цветного изображения перед экраном имеют цветоделительную теневую маску. Она служит для того, чтобы каждый из трех электронных лучей, одновременно проходящих через многочисленные отверстия маски в ходе сканирования, точно попадал на "свой" люминофор (первый – на зерна люминофора, светящиеся красным цветом, второй – на зерна люминофора, светящиеся зеленым цветом, третий – на зерна люминофора, светящиеся синим цветом).

Каждый электронный луч модулируется "своим" видеосигналом, что соответствует трем составляющим цветного изображения. Поступая на кинескоп, видеосигналы управляют интенсивностью электронных пучков и, следовательно, яркостью свечения люминофоров (красного, зеленого и синего). В результате на экране цветного кинескопа воспроизводятся одновременно 3 одноцветных изображения, создающих в совокупности цветное изображение.

К современным средствам отображения визуальной информации относят жидкокристаллические экраны, проекционные системы, плазменные панели.

В жидкокристаллических телевизорах LCD (Liquid Crystal Display) изображение формируется системой из жидких кристаллов и поляризационых фильтров. С тыльной стороны жидкокристаллическая панель равномерно освещается источником света. Управление ячейками (пикселями) жидких кристаллов осуществляется матрицей электродов, на которую подается управляющее напряжение. Под действием напряжения жидкие кристаллы разворачиваются, образуя активный поляризатор. При изменении степени поляризации светового потока, изменяется его яркость. Если плоскости поляризации жидкокристаллического пикселя и пассивного поляризационного фильтра отличаются на 90°, то через такую систему свет не проходит.

Цветное изображение получается в результате использования матрицы цветных фильтров, которые выделяют из излучения источника белого цвета три основных цвета, комбинация которых дает возможность воспроизвести любой цвет. Жидкокристаллические телевизоры отличаются компактностью, отсутствием геометрических искажений, вредных электромагнитных излучений, малой массой и потребляемой мощностью, но в то же время имеют малый угол обзора изображения.

В проекционных телевизорах изображение получается в результате оптической проекции на просветный или отражающий экран телевизора яркого светового изображения, создаваемого проектором. Проекторы, используемые в проекционных телевизорах, могут быть построены на электроннолучевых кинескопах, жидкокристаллических матричных полупроводниковых элементах, а также лазерных проекционных трубках.

Основными недостатками проекционных телевизоров являются их громоздкость, высокая потребляемая мощность, низкая четкость увеличенного изображения и узкая зона размещения зрителей перед экраном телевизора.

В основу работы плазменного телевизора положен принцип управления разрядом инертного газа, находящегося в ионизированном состоянии между двумя расположенными на небольшом расстоянии друг от друга плоскопараллельными стеклами ячеистой структуры. Рабочим элементом (пикселем), формирующим отдельную точку изображения, является группа из трех пикселей, ответственных, соответственно, за три основных цвета. Каждый пиксель представляет собой отдельную микрокамеру, на стенках которой находится флюоресцирующее вещество одного из основных цветов. Пиксели находятся в точках пересечения прозрачных управляющих электродов, образующих прямоугольную сетку. При разряде в толще инертного газа возбуждается ультрафиолетовое излучение, которое, воздействуя на люминофоры первичных цветов, вызывает их свечение. Изображение последовательно, точка за точкой, по строкам и кадрам развертывается на экране.

Яркость каждого элемента изображения на панели определяется временем его свечения. Если на экране обычного кинескопа свечение каждого люминофорного пятна непрерывно пульсирует с частотой 25 раз в секунду, то на плазменных панелях самые яркие элементы светятся постоянно ровным светом, не мерцая. Плазменные панели выпускается форматом изображения 16:9. Толщина панели размером экрана в 1 м не превышает 10-15 см, что позволяет использовать их в настенном варианте. Надежность плазменных панелей превышает надежность традиционных кинескопов.

Основные характеристики телевизоров и их описание

Традиционный формат экрана телевизора – с соотношением горизонтальной и вертикальной сторон экрана 4/3. Однако с внедрением новых технологий телевизоры стали выпускать с соотношением сторон экрана 16/9 и гораздо реже с соотношением 16/10.

В настоящее время в современных телевизорах используется прогрессивная и чересстрочная развертки – это методы формирования изображения на экране телевизоров. За одну секунду на экране телевизора "пробегает" 30 кадров (в США и Японии, в Европе этот показатель составляет 25 кадров в секунду), метод формирования каждого и которых определяет прогрессивная или чересстрочная развёртки. В обычных телевизорах используется чересстрочная развёртка. Это означает, что каждый из 30 кадров в секунду прорисовывается за два прохода, сначала прорисовываются чётные линии изображения, затем нечётные. Для передачи чересстрочного сигнала, требуется меньший диапазон частот, так как каждый закодированный кадр виртуально разбит на две части, однако качество такого изображения хуже, чем при прогрессивной развёртке. При формировании изображения в прогрессивной развёртке, кадр прорисовывается полностью за один проход, что требует большего диапазона частот передаваемого изображения, и формирует более качественное изображение.

Телевизионные приемники оснащаются монофоническими и стереофоническими усилителями. Стереотелевизор обеспечивает большие возможности звукового сопровождения, как правило, стереотелевизоры оснащены большим количеством дополнительных настроек звука. У телевизоров возможно различное расположение динамиков: по бокам, на фронтальной части (слева и справа от экрана), внизу и т.д.

Некоторые телевизоры (преимущественно с наиболее сложным техническим оснащением) имеют встроенные декодеры объемного звукового сопровождения Dolby Pro Logic или Dolby Digital. Также многие телевизоры оснащаются вместо декодеров Dolby Pro Logic системой Virtual Dolby, позволяющей имитировать объемное звуковое сопровождение при помощи обычной стереосистемы.

Настройка каналов – настройка телевизора на соответствующие частоты для просмотра телепрограмм. Настройка изображения – возможность изменить изображение: яркость, контрастность, цветовая насыщенность.

Цветовая температура – возможность выбора температуры цвета, т.е.подбора оптимального для восприятия глазом белого цвета. Цифровой гребенчатый фильтр – фильтр для разделения композитного видеосигнала на сигналы яркости и цветности, реализован цифровым способом. Этот фильтр обеспечивает более высокое качество, чем традиционный.

Тюнер – это приемник телевизионного сигнала, у большинства телевизоров тюнер один, если телевизор имеет два тюнера, это позволяет принимать два телевизионных сигнала и реализовать функцию "картинка в картинке".

Функции PiP и РаР обеспечивают одновременное воспроизведение на экране двух различных изображений (например, с двух различных каналов). PiP ("картинка в картинке") – изображение занимает весь экран, дополнительное изображение помещается в углу экрана. РаР ("картинка и картинка") – экран разделен по вертикали на две части.

Звук воспроизводится отдельно, например, с одной картинки звук идет в динамики телевизора, а с другой – выведен через наушники.

Функции РаТ – ("картинка и текст"), обеспечивающая одновременное воспроизведение изображения и телетекста. Поддержка телетекста – способность принимать сообщения службы телевизионной сети, обеспечивающей передачу текстов.

Таймер включения и таймер выключения – функции, позволяющие программировать включение и выключение телевизора в нужные моменты времени.

Отключение при отсутствии сигнала – функция, обеспечивающая автоматическое отключение телевизора, когда канал завершит трансляцию передач.

Sleep-таймер – таймер для автоматического отключения телевизора по истечении определенного, заранее заданного промежутка времени. Обычно предусматриваются промежутки 30, 60, 90 минут.

Режим "защита от детей" обеспечивает блокировку включения телевизора или включения телевизионного канала, нежелательного для просмотра.

Сканирование канала – режим, при включении которого экран разделен на несколько частей, в которых последовательно изображаются стоп-кадры телевизионных каналов, один за другим.

Стробирование – функция, аналогичная предыдущей, только на экране стоп-кадры каналов изменяются через определенные промежутки времени.

Сравнительная товароведная характеристика телевизоров по основным техническим параметрам

В соответствии с ГОСТ 18198-89 к стационарным телевизорам относят телевизоры с размером экрана кинескопа по диагонали не менее 40 см, к переносным – не более 45 см.

Телевизионные приемники также подразделяют по источникам питания: сетевые, батарейные, универсальные.

Встречающиеся на рынке телевизионные приемники можно подразделить по формату телевизионного изображения, под которым понимается номинальное отношение ширины телевизионного изображения к его высоте. По этому признаку телевизоры делятся на телевизоры форматов 4: 3 и 16: 9. Телевизоры последнего формата обеспечивают большую зрелищность вследствие наличия увеличенного горизонтального угла охвата изображения.

Например, "Samsung" LE – 23R41 B формат экрана 16:9, а у LE – 15S51B формат экрана 4:3.

По размеру экрана и диагонали в см., например, "Thomson" с диагональю 54 см (21 дюйм). По особенностям схемы и элементной базы все телевизионные приемники подразделяют на поколения: 1 – 6. Переход от одного поколения телевизоров к другому характеризуется совершенствованием элементной базы, методов конструирования и расширением функциональных возможностей.

Первое поколение телевизоров строилось на радиодеталях и электровакуумных приборах. Во втором поколении телевизоров в качестве элементной базы использовались наряду с миниатюрными радиодеталями дискретные полупроводниковые приборы. Третье поколение телевизоров представляло собой микроэлектронную аппаратуру на интегральных схемах. В четвертом поколении телевизоров использовались большие и сверхбольшие интегральные схемы. Эти телевизоры комплектовались декодером PAL/SECAM, что давало возможность просматривать "в цвете" зарубежные видеофильмы, кодированные по системе PAL. К телевизорам пятого поколения относят аналого-цифровые телевизоры с микропроцессорным (цифровым) управлением, но с аналоговой обработкой сигналов звука и изображения. Микропроцессорное управление также позволяет электронным способом осуществлять регулировку громкости, яркости, контрастности, насыщенности, запоминать их выбранный уровень. Для телевизоров шестого поколения характерна цифровая обработка видеосигнала DDD (dynamic digital definition). Оцифрованная информация может легко обрабатываться компьютерными методами в целях как устранения дефектов изображения, так и создания удобных для потребителя электронных функций.

По характеру звукового сопровождения телевизоры подразделяются на монофонические, стереофонические и объемного звучания, например, у телевизора "Rolsen" С2119 звук моно, а у "Hitachi" С29-F200 звук стерео, "Hitachi" С21-F100 звук моно/стерео.

При переходе к телевидению высокой четкости с форматом кадра 16 х 9 внедрение стереофонического звукового сопровождения становится вполне актуальным. В связи с этим большой популярностью начинают пользоваться стереофонические телевизора, имеющие два самостоятельных звуковых канала, каждый из которых состоит из усилителя звуковой частоты и громкоговорителя. Такие телевизоры позволяют создать у телезрителя впечатление пространственного расположения источников звука.

Телевизоры, имеющие объемное звучание, позволяют телезрителю ощутить себя непосредственным участником событий, происходящих на экране. Эффект surround достигается путем подключения дополнительных акустических систем. При этом, если аналогичная система объемного звучания dolbi surround pro-logic работает с четырьмя звуковыми каналами, то цифровая система объемного звучания dolbi digital AC-3 позволяет цифровым способом разделить стереофонические сигналы на шесть дискретных дифференцированных сигналов, обеспечивая многоканальное цифровое пространственное звучание.

Таблица 4. Характеристики ЖК телевизоров передовых фирм.

Модель телевизора

Samsung UE40D7000

Philips 32PFL7605H

Sony KDL-32EX700

LG 32LE5300

Sharp LC-32LE700

Toshiba 32SL733

Тип

ЖК

ЖК

ЖК

ЖК

ЖК

ЖК

Формат телевизора

16:9

16:9

16:9

16:9

16:9

16:9

Диагональ экрана

диагональ 40" (102 см)

32" (81 см)

32" (81 см)

32" (81 см)

32" (81 см)

32" (81 см)

Поддержка HDTV

+

+

+

+

+

+

HD-формат

1080p

(Full HD)

1080p

(Full HD)

1080p

(Full HD)

1080p

(Full HD)

1080p

(Full HD)

1080p

(Full HD)

Разрешение

1920x1080

1920x1080

1920x1080

1920x1080

1920x1080

1920x1080

Светодиодная подсветка (LED)

800Гц

100 Гц

100 Гц

100Гц

100 Гц

100 Гц

Яркость (кд/м2)

500

450

450

400

450

450

Динамическая контрастность

700000

500000

600000

300000

200000

400000

Угол обзора (градусов)

178

176

178

178

176

178

Время отклика пикселя (мс)

2

2

2

8

6

6

Частота развертки

800 Гц

100 Гц

100 Гц

100 Гц

100 Гц

100 Гц

Прогрессивная развертка

+

+

+

+

+

+

Картинка в картинке

+

-

+

-

-

-

Мультиэкран

-

-

+

-

-

-

TV-тюнер

+

+

+

+

+

+

Поддержка телевизионных стандартов

PAL, SECAM, NTSC

PAL, SECAM, NTSC

PAL, SECAM, NTSC

PAL, SECAM, NTSC

PAL, SECAM, NTSC

PAL, SECAM, NTSC

Поддержка стереозвука NICAM

+

+

+

-

-

+

DVB-T

+

+

+

+

+

+

Поддержка DVB-T MPEG4

+

+

+

-

+

+

DVB-C

+

+

+

+

+

+

Поддержка DVB-C MPEG4

+

+

+

-

+

+

Стереозвук

+

+

+

+

+

+

Объемное звучание

+

+

+

+

+

Процессор Dolby Digital

+

-

+

-

+

+

Суммарная мощность звука (Вт)

20

20

20

20

20

20

Мощность звука

2х10 Вт

2х10 Вт

2х10 Вт

2х10 Вт

2х10 Вт

2х10 Вт

Сабвуфер

+

-

-

-

-

-

AV-вход

+

-

+

+

+

+

Вход HDMI

+

+

+

+

+

+

Вход HDMI на передней или боковой панели

+

+

+

-

+

+

Интерфейс USB

+

+

+

+

+

+

Количество интерфейсов USB

2

1

1

1

1

2

Интерфейс Ethernet

+

+

-

-

-

+

Выход в интернет

+

-

-

-

-

-

Wi-Fi

+

-

-

-

-

-

Выход на наушники

+

+

+

+

+

+

Устройство для чтения карт памяти

-

+

-

-

-

+

Поддержка MKV

+

+

-

-

-

-

Поддержка WMA

+

+

-

-

-

-

Поддержка MPEG4

+

+

+

-

-

-

Поддержка MP3

+

+

+

-

-

-

Поддержка JPEG

+

+

+

-

+

+

Поддержка 24p True Cinema

+

+

+

+

+

+

Поддержка DLNA

+

+

+

-

-

+

Поддержка формата входного сигнала 1080p

+

+

+

+

+

+

Увеличение (Zoom)

+

+

+

+

+

+

Экранное меню на русском

+

+

+

-

+

+

Таймер сна

+

+

+

+

+

+

Потребляемая мощность (Вт)

130

71

91

130

60

90

Размеры с подставкой (ШxВxГ)

916x604x241 мм

777x540x221 мм

811x559x250 мм

785x558x221 мм

773x573x244 мм

810x558x253 мм

Вес (кг)

11.5

11,6

12,7

12,7

13,5

12,6

Размеры без подставки (ШxВxГ)

771x480x30 мм

777x472x42 мм

811x507x65 мм

785x500x40 мм

773x528x103 мм

810x496x53 мм

Вес (без подставки) (кг)

10.1

9,5

10,7

10,5

12,4

10,8

З D

+

-

-

-

-

-

По основным показателям лидирует телевизор компании Samsung.

В настоящее время многие телевизоры внедряют функцию З D. В таблице 4 это телевизор фирмы Samsung. Что касается методов создания трехмерной картинки, то тут компании-производители используют несколько технологий, суть которых в любом случае сводится к получению изображения с нескольких источников съемки. Даже двух камер недостаточно для этого, так как последующее сведение картинки в одну обеспечит просмотр фильма только ровно напротив экрана. Стоит человеку отклониться на какой-нибудь угол, и 3D-эффект исчезает или нарушается. Сведение картинки происходит чередованием кадров то с одной, то с другой камеры.

3D-телевизоры также существенно различаются по способу их просмотра. В большинстве случаев требуются специальные очки, которые идут в комплекте с телевизором. Но есть варианты и без дополнительного аксессуара. Существуют прототипы со специальной ребристой линзой, которая позволяет увидеть трехмерное изображение, не надевая очков.

Транспортировка телевизоров

Телевизор рекомендуется хранить в складских или домашних условиях по группе "Л" ГОСТ 15150 и при необходимости транспортировать любым видом гражданского транспорта в имеющейся индивидуальной потребительской таре по группе "Ж2" ГОСТ 15150 с учетом ГОСТ Р 50905 п.4.9.5. Место транспортировки должно быть недоступным для попадания влаги, прямого солнечного света и должно исключать возможность механических повреждений.

ЖК-телевизоры должны транспортироваться и хранится в соответствии с маркировкой на упаковке. Категорически не допускается падение и любые механические воздействия на упаковку при транспортировке. При разгрузке/погрузке не допускается использование любого вида техники, работающей по принципу зажима упаковки.

Ассортимент телевизоров

Рисунок 2. Правила транспортировки телевизоров

Недопустимо перевозить телевизоры таким образом, чтобы лицевая или задняя поверхность были ориентированы по направлению движения. Левая или правая стороны должны быть ориентированы в направлении движения

Требования к маркировке и безопасности телевизоров

Маркируются телевизоры при помощи специальных промышленных принтеров. Универсальные промышленные каплеструйные принтеры бесконтактным способом маркируют продукцию или ее упаковку. Компактные маркираторы используются для маркировки продукции на складе в автономном режиме. В результате, в соответствии с установленным законодательством, всякий товар обязан иметь маркировку определенного образца.

Сейчас при маркировке телевизоров используются специальные индексы.

В настоящее время первая буква обычно указывает на тип телевизора. L для LCD, P для "плазмы", C для CRT (ЭЛТ) и т. п. Число технологий на рынке ограничено, поэтому перепутать будет достаточно трудно. Не так давно добавилось новое обозначение – U. Это LED-телевизоры, активно продвигаемые на рынке.

Вторая буква названия указывает на регион, в котором телевизор должен продаваться. В частности наш, "родной" регион обозначается буквой E (Европа), например, Северная Америка – буквой N, Азия – A и т. п.

Далее следует размер экрана (диагональ). Традиционно указывается в дюймах. Следом идет буква, обозначающая год выпуска. Обычно это A – 2008 год, B – 2009 год, C – для 2010 года соответственно. Первая цифра, идущая следом, указывает на серию. Следом идет цифра, указывающая на подсерию продукта. Следующая цифра – вариант модели в рамках подсерии. Как правило, отличаются лишь незначительными, косметическими деталями и никак не влияют на основные характеристики панели. У LED-телевизоров цифры не три, а четыре – суть от этого не меняется. Символы, идущие самыми последними, указывают на дизайн модели, цвет корпуса и т. п.

Телевизоры со встроенным тюнером должны иметь маркировку DVB, в противном случае тюнер придется приобретать отдельно.

Безопасность эксплуатации телевизора – свойство, характеризующее вероятность риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя и окружающей среде при обычных условиях эксплуатации. Требования безопасности отражены в ГОСТ РМЭК 60065-2002.

Применение новых технологий получения изображения, различных систем защиты, отключающих телевизор от электрической сети при больших колебаниях напряжения, по окончании трансляции телепередач, таймера "сна" (sleep timer), позволяющего задать время выключения различной длительности, функции Child Look ("Защита от детей"), позволяющей заблокировать включение телевизора или изменение режимов его эксплуатации, значительно улучшило безопасность эксплуатации телевизоров.

Важным элементом маркировки является штриховой код. Штриховой код обязателен при проведении внешнеторговых операций, сертификации импортных товаров. Отсутствие штрихового кода является причиной снижения конкурентоспособности товаров.

Телевизоры хранят в складских помещениях в упакованном виде. Складские помещения должны быть сухие, чистые, проветриваемые. Телевизоры следует защищать от попадания прямых солнечных лучей. Телевизоры нужно хранить при низкой температуре и определенной влажности.

Плазменные панели и жидкокристаллические экраны не создают магнитных полей и рентгеновского излучения, как кинескопы, что служит гарантией их безвредности для здоровья.

Ассортимент телевизоров в магазинах М-Видео, DNS и Media-markt в г. Саратов

Нами изучен ассортимент телевизоров в трех крупнейших магазинах техники г. Саратов. Это магазины: М-Видео, DNS и Media-markt.

Рассмотрим ассортимент телевизоров в каждом из этих магазинов. Во всех трех магазинах телевизоры размещаются на стеллажах и тумбах.

В магазине "Media-markt" ассортимент телевизоров представлен в количестве 378 наименований. В магазине продаются следующие виды телевизоров: LED/LCD телевизоры, плазменные телевизоры, 3D телевизоры.

Рассмотрим соотношение разных видов телевизоров в структуре ассортимента:

Ассортимент телевизоров

Рисунок 3. Структура ассортимента телевизоров в магазине "Media-markt". В магазине представлены телевизоры следующих производителей: Samsung, Philips, LG, Sony, Panasonic, Sharp, Toshiba, Mystery, Thompson и Supra.

В ассортименте представлены телевизоры с диагональю от 20 дюймов. Наибольшим спросом у потребителей пользуются телевизоры от производителей Samsung, Sony, Panasonic. В последнее время увеличился спрос на 3D-телевизоры. Все телевизоры имеют высокое разрешение от 1280х720 до 1920х1080.

В магазине "DNS" находящемся по адресу ул. Университетская 55 ассортимент телевизоров представлен в количестве 177 наименований. В магазине продаются следующие виды телевизоров: LED/LCD телевизоры, плазменные телевизоры, 3D телевизоры.

Рассмотрим соотношение разных видов телевизоров в структуре ассортимента (Рисунок 4). Из данных представленных на рисунке 4 очевидно, что больше всего в магазине ассортимент LED/LCD телевизоров.

Ассортимент телевизоров

Рисунок 4. Структура ассортимента телевизоров в магазине "DNS"

Все представленные телевизоры имеют широкий угол обзора от 178 градусов по вертикали и горизонтали. Самые современные технологии и великолепные функции телевизоров гарантируют необыкновенно четкие изображения, неотличимые от самой реальности, а также глубокий черный цвет и реалистичные цвета. Высокая яркость и высокая контрастность. Все телевизоры имеют высокое разрешение 1280х720 до 1920х1080 пикселей, наличие видеоаудиовходов, современный дизайн, ПДУ.

В магазине представлены телевизоры следующих производителей: Samsung, Philips, LG, Sony, Panasonic, Sharp, Toshiba, Izumi, Thompson, BenQ, Polar, Rolsen, Rubin и Supra. Больше всего моделей в продаже от производителей LG и Samsung (см. рисунок 5). С января 2012 года магазин планирует расширить ассортимент телевизорами марки LOEWE.

Ассортимент телевизоров

Рисунок 5. Телевизоры различных марок в структуре ассортимента.

В магазине "М-Видео" находящемся по адресу ул. Соколовая, в здание ТЦ "Пентагон" ассортимент телевизоров представлен в количестве 164 наименований. В магазине продаются следующие виды телевизоров: LED/LCD телевизоры, плазменные телевизоры, 3D телевизоры. Рассмотрим соотношение разных видов телевизоров в структуре ассортимента (Рисунок 6). Из данных представленных на рисунке 4 очевидно, что больше всего в магазине ассортимент LED/LCD телевизоров.

Ассортимент телевизоров

Рисунок 6. Структура ассортимента телевизоров в магазине "М-Видео"

Согласно данным рисунка 6, больше всего в "М-Видео" представлено LED/LCD и 3D телевизоров. Плазменных телевизоров всего 8 моделей, что составляет 5% от общего количества телевизоров.

В магазине представлены телевизоры следующих производителей: Samsung, Philips, BenQ, LG, Sony, Panasonic, Sharp, Toshiba, BBK, Hair, Akai, Vestel и Supra.

Ассортимент представленных во всех трех магазинах марок телевизоров достаточно высок и постоянно меняется в зависимости от конъектуры рынка. Кроме того, по заказу потребителей магазин DNS готов предоставить любую марку телевизора. Магазин "М-Видио" регулярно обновляет ассортимент новыми моделями, а Media-markt постоянно расширяет ассортимент за счет новых марок телевизоров. Так они одни из первых стали реализоввывать телевизоры марки "Laguns".

Характеристика маркировки и анализ информации для потребителя у телевизоров реализуемых в магазинах М-Видео, DNS и Media-markt в г. Саратов

В качестве объектов для исследования нами выбраны телевизорs марок Panasonic, Samsung и BenQ реализуемые в магазинах М-Видео, DNS и Media-markt в г. Саратов.

При изучении маркировки телевизоров представленных в магазинах мы руководствовались требованиями ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования"

Изготовитель или продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю и/покупателю (далее – потребителю) всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации непродовольственных товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора.

Информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа, прикладываемого непосредственно к конкретному товару и (или) в виде маркировки.

Маркировка телевизора

Маркировка телевизора

Маркировка телевизора

Маркировка телевизора

Информацию для потребителя, предоставляемую непосредственно с телевизором, оформляют на русском языке. Информация может быть полностью или частично продублирована на иностранных языках, а также по требованию заказчика на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной.

Для отечественных товаров, изготовляемых по конструкторской документации, информация для потребителя должна соответствовать ГОСТ 2.601.

Информация для потребителя конкретного товара должна содержать следующие данные:

1 наименование товара;

2 наименование страны-изготовителя;

3 наименование фирмы-изготовителя;

4 основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;

5 правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации, захоронения, уничтожения;

6 основные потребительские свойства или характеристики;

7 информацию об обязательной сертификации;

8 юридический адрес изготовителя и (или) продавца;

9 массу нетто, основные размеры, объем или количество;

10 состав (комплектность);

11 товарный знак (товарная марка) изготовителя (при наличии);

12 дату изготовления;

13 срок годности (или службы);

14 обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);

15 информацию о добровольной сертификации (при наличии);

16 информацию о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе);

17 штриховой код товара (при наличии);

18 специфическую информацию для потребителя (при необходимости).

Наименования товаров должны соответствовать государственным стандартам Российской Федерации, общероссийским классификаторам технико-экономической информации.

Использование в наименовании товара таких характеристик, как "Экологически чистый", "Радиационно безопасный", "Изготовленный без применения вредных веществ" и других, имеющих рекламный характер, допускается только при указании нормативного или технического документа изготовителя, устанавливающего метод проверки (контроля) и позволяющего осуществлять идентификацию этих характеристик товара, а также при подтверждении их компетентными органами.

Наименование страны-изготовителя товара указывается по принятому в ООН названию страны. В информации для потребителя товара следует использовать официальное наименование изготовителя и его юридический адрес.

Если изготовитель товара не является одновременно упаковщиком и (или) экспортером, то наряду с наименованием изготовителя и его адресом должны быть указаны упаковщик и/или экспортер и их юридические адреса.

Наименование фирмы-изготовителя, упаковщика и (или) экспортера может быть написано буквами латинского алфавита с одновременным обязательным указанием названия фирмы-изготовителя буквами русского алфавита, обеспечивающими правильное произношение на русском языке.

Основное назначение отечественного товара или область его применения должно сообщаться потребителю в полном соответствии с нормативным или техническим документом на поставляемый товар.

Правила и условия безопасного хранения и транспортирования товара должны сообщаться потребителю в полном соответствии с требованиями нормативного или технического документа на поставляемый товар.

Правила и условия безопасного и технически эффективного использования товара должны сообщаться потребителю в полном соответствии с требованиями нормативного или технического документа на поставляемый товар.

Правила и условия безопасного и технически эффективного ремонта, восстановления товара должны сообщаться потребителю в полном соответствии с требованиями нормативного или технического документа на поставляемый товар.

Правила и условия экологически безопасной и технически эффективной утилизации, захоронения, уничтожения товара, должны сообщаться потребителю в полном соответствии с требованиями нормативного или технического документа на поставляемый товар.

Основные потребительные свойства и характеристики отечественного товара должны сообщаться потребителю в полном соответствии с требованиями нормативного или технического документа изготовителя.

Информацию об обязательной сертификации товара изготовитель наносит в виде знака соответствия по ГОСТ Р 50460.

Масса нетто, основные размеры, объем и количество товара должны указываться для потребителя или покупателя в метрической системе мер (международная система единиц).

Состав (комплектность) товара должен быть представлен в виде перечня с наименованием "Состав" или "Комплектность".

Информация об оздоровительно-лечебном предназначении товара, отсутствии вредного воздействия на жизнь и здоровье людей и представителей животного мира или других особых его характеристиках представляется с разрешения компетентных органов.

Товарный знак (товарная марка) изготовителя товара проставляется непосредственно на товарах, таре, а также на ярлыках или этикетках.

Срок годности (или службы) исчисляют с даты изготовления и указывают непосредственно на товаре, транспортной таре, упаковке (потребительской таре) с использованием одной из следующих типовых формулировок:

1 "Годен в течение... (дней – месяцев – лет)" или

2 "Годен до... (день – месяц – год)", или

3 "Использовать до... (день-месяц-год)".

4 "Срок службы... (лет – часов – циклов и др.).

В информации для потребителя отечественного товара должно приводиться обозначение нормативной или технической документации, по которой он производится.

Информация о соответствии отечественного товара требованиям государственных стандартов наносится на добровольной основе в виде знака соответствия по ГОСТ Р 1.9.

Информация о добровольной сертификации товара наносится в виде знака соответствия, принятого в конкретной официально зарегистрированной системе добровольной сертификации.

Отечественные товары маркируют в установленном порядке также другими знаками, принятыми в Российской Федерации.

Штриховой код товара, подтверждающий его идентификацию, наносят на товар, на тару и (или) упаковку по правилам, установленным Европейской Ассоциацией товарной нумерации (EAN).

Телевизоры, представленные в трех исследуемых магазинах, сопровождаются специфической информацией для потребителя, например рекламной информацией, характеризующей особые свойства или преимущества данного товара по сравнению с товарами-аналогами, лицензионными знаками, знаками экономичности, повышенной безопасности и другими.

Система гарантийного обслуживания телевизоров, реализуемых в магазинах М-Видео, DNS и Media-markt в г. Саратов, построена в соответствии с нормами ФЗ РФ "О защите прав потребителя" и структурирована таким образом, чтобы активно взаимодействовать с покупателями. То есть покупателю предоставляется вся необходимая информация об интересующем его товаре, и при необходимости он может получить более, развернутую информацию от продавца-консультанта. Покупатель должен иметь возможность ознакомиться с интересующим его товаром ближе, то есть иметь возможность опробовать его в работе на стенде или осмотреть продукцию подробнее.

Гарантийные обязательства продавца относительно реализуемых телевизоров состоят в следующем:

- Покупатель в течение двух недель имеет право вернуть товар с полным возвратом стоимости покупки, если изделие возвращено без механических дефектов;

- После двухнедельного срока покупатель имеет право на претензии в 1-годичного гарантийного срока;

- Покупатель имеет право пользоваться технической поддержкой со стороны фирмы с момента покупки;

Гарантийные обязательства со стороны фирмы действуют в том случае, если указанный недостаток является браком /дефектом/ производителя, а не является следствием деструктивной деятельности пользователя;

В случае нарушения условий эксплуатации, претензии со стороны покупателя по качеству работы не принимаются.

Все пункты гарантийного обязательства со стороны магазинов дают большую свободу покупателю в его действиях, лишь немногим ограничивая его.

Изучив упаковку основных моделей телевизоров в магазинах М-Видио, DNS и Media-markt в г. Саратов было установлено, что информация для потребителя соответствует требованиям ГОСТ.

Виды товаров, которые должны содержать подобную информацию о КЭЭ

С 1 января 2011 г.

С 1 января 2012 г.

Холодильники бытовые

Мониторы компьютерные

Морозильники бытовые

Принтеры

Машины стиральные бытовые

Копировальные аппараты

Кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители

Лифты, предназначенные для перевозки людей

Машины посудомоечные бытовые

Электроплиты кухонные бытовые

Жарочные электрошкафы (электродуховки бытовые)

Микроволновые печи бытовые

Телевизоры

Электроприборы для отопления бытовые

Электроприборы для нагрева жидкостей бытовые

Лампы электрические бытовые

Однако отметим, что не на всех видах товаров из перечисленных должна указываться информация о КЭЭ. Выборка происходит в зависимости от наименования категории товаров (с учетом их характеристик) (см. Приложения 1, 2 к Приказу Минпромторга России N 769). Для примера снова обратимся к бытовым стиральным машинам: содержать информацию о КЭЭ должны только полностью автоматические стиральные машины вместимостью до 10 кг сухого белья (включая машины, оснащенные отжимным устройством). А вот для стиральных полуавтоматических машин со встроенным центробежным отжимным устройством, стиральных машин с ручным отжимным устройством и стиральных машин без отжимного устройства отражение информации о КЭЭ в технической документации, маркировке и на этикетке не предусмотрено.

* * *

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод: подвергнуться административному наказанию торговые организации могут только за реализацию товаров, перечисленных в Приложении 1 к Приказу Минпромторга России N 769, не содержащих информацию о КЭЭ, которые произведены или импортированы после 01.01.2011. Если же на полках магазина розничной торговли находятся товары, перечисленные в Приложении 1, но выпущенные (произведенные, импортированные) до 01.01.2011, за реализацию таких товаров административная ответственность не предусмотрена. Напомним также, что с 1 января 2011 г. к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Основные характеристики телевизоров реализуемых в магазинах М-Видео, DNS и Media-markt в г. Саратов

Рассмотрим основные характеристики 3 самых покупаемых моделей телевизоров, реализуемых в магазинах М-Видео, DNS и Media-markt в г. Саратов.

Таблица 5 Оценка товара по параметрам

№ п/п

Наименование параметра

Модели товара

Samsung LE40D503F7W

Panasonic TX-LR32U3

BenQ E26-5500 Glossy Black

1.

Оценка объективных параметров товара

1.1.

Уровень качества

высокий

средний

средний

1.2.

Материал изготовления

сплавы пластмассы и металлов

сплавы пластмассы и металлов

сплавы пластмассы и металлов

1.3.

Цвет

черный

черный

черный

1.4.

Вес модели (кг.)

8

7

5.1 кг

1.5.

Диапазон рыночной цены (тыс. руб.)

15 900- 20 700 руб.

13 070 -14 990 руб.

9 600 -11 275 руб.

1.6.

Общий внешний вид

современный

современный

современный

1.7.

Уровень сложности конструкции и ее особенности по сравнению с другими моделями изделия

средний

низкий

высокий

1.8.

Основные технические характеристики изделия

1.8.1.

ЖК-телевизор

Диагональ40" (102 см)

Формат экрана16:9

Разрешение1920x1080

Поддержка HDTVесть, 1080p (Full HD)

Стереозвук

Частота обновления50 Гц

ЖК-телевизор

Диагональ32" (81 см)

Формат экрана16:9

Разрешение1920x1080

Поддержка HDTV,

1080p

(Full HD)

Стереозвук)

ЖК-телевизор

Светодиодная (LED) подсветка

Диагональ 24" (61 см)

Формат экрана16:9

Разрешение

1920x1080

Поддержка HDTV, 1080p (Full HD)

Стереозвук

1.8.2.

Диапазон каналов

VHF: 1 – 12

UHF: 21 – 69

VHF: 2 – 12+catv

UHF: 21-69

VHF: 1 – 12

UHF: 21 – 69

1.8.2.

Громкоговоритель

2Вт. – 1шт.

1Вт. – 2шт.

2Вт. – 2шт.

1.8.3.

Источник питания

220-230В 50Гц

220-230В 50Гц

220-230В 50Гц

1.8.4.

Потребляемая мощность

90Вт

90Вт

90Вт

1.8.5.

Терминалы

SCART

AV-вход/выход, SCART

AV-вход/выход

2.

Оценка рыночных параметров товара

2.1.

Конкурентоспособность товара

средняя

низкая

высокая

2.2.

Удобство покупки и транспортировки

нет ручек на коробке – низкое

нет ручек на коробке – низкое

высокое

2.3.

Привлекательность упаковки

средняя

средняя

средняя

3.

Оценка товара в процессе потребления

3.1.

Уровень прочности

средний

средний

средний

3.2.

Частота возникновения поломок в процессе эксплуатации

0,15

0,16

0,6

3.3.

Качества товара, способствующие покупке и потреблению

весьма прост в эксплуатации

низкая цена

Много-функциональность

3.4.

Качества товара, препятствующие покупке и потреблению

неудобный пульт ДУ

очень малое функциональное оснащение

высокая цена

3.5.

Качества товара, которые больше всего нравятся потребителям

хороший, прямоугольный и довольно плоский экран

довольно удобный пульт ДУ

наличие меню, наличие функции Surround

3.6.

Частота дефектов при покупке товара

0.008

0,01

0,011

3.7.

Затраты на эксплуатацию (руб/год)

0

0

0

Данные телевизоры в целом соответствуют требованиям к качеству и информации для потребителя.

3. Выводы

Рынок телевизоров никогда не был статичен, и в разные времена, различный технологии и производители вырывались вперед и держали рынок, но кризис внес свои коррективы и в это бушующее море и на сегодняшний день картина продаж телевизоров резко отличается даже от той, что была на начало года. Безусловными лидерами среди технологий, как в мире, так и в нашей стране сегодня являются жидкокристаллические и плазменные телевизоры.

В зависимости от реализации каждого способа выделяют следующие типы телевизоров:

– кинескопные;

– жидкокристаллические – ЖК (LCD) телевизоры;

– плазменные панели и телевизоры;

– проекционные телевизоры.

Качество телевизоров в РФ регулируется при помощи ГОСТов. Основным является ГОСТ 18198-89. Телевизор рекомендуется хранить в складских или домашних условиях по группе "Л" ГОСТ 15150 и при необходимости транспортировать любым видом гражданского транспорта в имеющейся индивидуальной потребительской таре по группе "Ж2" ГОСТ 15150 с учетом ГОСТ Р 50905 п.4.9.5.

Нами изучен ассортимент телевизоров в трех крупнейших магазинах техники г. Саратов. Это магазины: М-Видео, DNS и Media-markt.

Ассортимент представленных во всех трех магазинах марок телевизоров достаточно высок и постоянно меняется в зависимости от конъектуры рынка. Кроме того, по заказу потребителей магазин DNS готов предоставить любую марку телевизора. Магазин "М-Видео" регулярно обновляет ассортимент новыми моделями, а Media-markt постоянно расширяет ассортимент за счет новых марок телевизоров. Так они одни из первых стали реализоввывать телевизоры марки "Laguns".

Изучив упаковку основных моделей телевизоров в магазинах М-Видио, DNS и Media-markt в г. Саратов было установлено, что информация для потребителя соответствует требованиям ГОСТ.

Литература

1.ФЗ РФ "О защите прав потребителя"

2.ГОСТ 18198-89 Телевизоры. Общие технические условия

3.ГОСТ Р 1.9. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения

4.ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования"

5.ГОСТ 2.601-2006 Эксплуатационные документы

6.ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования

7.Постановление Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. N 36 "О Правилах проведения сертификации электрооборудования"

8.Антон Белоклюев Плазма или ЖК? // Hi-Tech Pro №12, С.45-46

9.Артем Егоров В свете диодов. ЖК телевизоры со светодиодной подсветкой //АudioVideo № 11 2009

10.Екатерина Калышева Производители заработали на 3D-телевизорах в России уже 8 миллиардов долларов //Российская Бизнес-газета" №756 (23) 29.06.2010, 07:30

11.Жив ли рынок телевизоров

12.Новикова А.М., Голубкина Т.С., Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. М.: Дашков и К, 2011.

13.Пескин Александр Так все-таки: ЖК или плазма

14.Правила транспортировки ЖК-телевизоров

15.Телевизор классификация основные ценообразующие параметры в России