АСКО ПВ

Внедрение АСКО ПВ.

Статьи по теме
Искать по теме

В современных условиях большое внимание уделяется внедрению новой техники и автоматизированных систем управления в сфере грузовых перевозок. Огромное значение имеет автоматизация осмотра поездов и вагонов в техническом и коммерческом отношениях на сортировочных станциях с большим объемом работы. Одной из таких современных систем является Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ).

Применение АСКО ПВ при приеме и отправлении поездов обеспечивает улучшение качества коммерческого осмотра вагонов, грузов и контейнеров на них, что способствует повышению безопасности движения поездов, улучшению условий труда и повышению техники личной безопасности работников, связанных с выполнением операций по коммерческому осмотру поездов и вагонов.

Эксплуатация АСКО ПВ в обслуживающем режиме обеспечивает фиксируемые системой параметры коммерческого состояния контролируемых вагонов; зонального габарита погрузки, коммерческие неисправности вагонов и состояние погрузки на открытом подвижном составе, контроль правильности загрузки вагонов и полноты их выгрузки.

Пропускная способность ПКО, оснащенного системой АСКО ПВ составляет не менее пяти поездов в час.

1. Назначение системы АСКО ПВ

АСКВО ПВ предназначена для выполнения в процессе движения поезда коммерческих браков, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов (нарушение габарита погрузки, технических условий размещение и крепления грузов на открытом подвижном составе, перегруз вагонов и др.) Внедрение АСКО ПВ для автоматического выявления коммерческих браков в поездах и вагонах позволяет повысить качество коммерческого осмотра, создать безопасные условия труда и улучшить охрану труда приемщиков поездов 9 приемосдатчиков).

Эксплуатация АСКО ПВ в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок железных дорог возлагается на приемщиков поездов, находящихся в штате железнодорожной станции.

Электронные габаритные ворота предназначены для бесконтрольного выявления негабаритности погрузки вагонов при прохождении состава в зоне контроля. Система предназначена для использования как в составе АСКО ПВ, так и автономно.

Весы – рельсы тензометрические для взвешивания в движении железнодорожных составов предназначены для взвешивания вагонов в процессе движения поездов.

Средства вычислительной техники предназначены для автоматизации сбора, обработки и хранения информации, полученной от средств контроля, а также взаимодействия с АСОУП.

Автоматизированное рабочее место оператора пункта коммерческого осмотра (АРМ О ПКО) предназначается для сбора, обработки и хранения информации полученной от средств контроля системы.

Автоматизированное рабочее место приемосдатчика пункта коммерческого осмотра (АРМ ПС ПКО) предназначено для составления отчетно – учетной документации. При этом автоматизировано решение следующих задач:

- составление актов общей формы ГУ-23 на вагоны с коммерческими неисправностями (оформление, печать акта, корректировка и повторная распечатка, удаление составленного акта);

- выдача оперативных донесений на составленные акты общей формы.

2. Состав и принцип действия

АСКО ПВ включает в себя:

- средства контроля в составе телевизионной системы видеоконтроля (ТС), электронных габаритных ворот (ЭГВ), весов- рельс тензометрического для взвешивания железнодорожных составов (ВР);

- напольное оборудование;

- средства вычислительной техники в составе автоматизированного места приемосдатчика (приемщика поездов) (АРМ ПС ПКО);

- несущую конструкцию.

Телевизионная система видеоконтроля обеспечивает регистрацию видеосигналов в режимах:

- комплексной записи информации от четырех ТВ – камерах при следовании контролируемого поезда по одному пути. Запись сопровождается информацией: текущее время, дата, номер состава, порядковый номер вагона:

- воспроизведение видеозаписи в замедленном темпе для детального выявления коммерческих неисправностей вагона;

- создание архива дежурств;

- одновременного просмотра видеозаписи (три вида: сверху и с бортов) на мониторе или по выбору одного из четырех видов на полном экране монитора.

Осмотр пломб на люках цистерн возможен только в полноэкранном режиме;

- СТОП- КАДРа при воспроизведении для распечатки на принтере изображения вагона с коммерческими неисправностями;

- маштабирования произвольной области экрана;

- детального осмотра ЗПУ на люках цистерн (с помощью четверной телевизионной камеры);

- создания архива на электронных носителях (СО или ВМВ дисках)

Электронные габаритные ворота обеспечивают:

-круглосуточный непрерывный контроль негаборитности подвижного состава с помощью 9-ти пар датчиков негаборитности (Днг);

- формирование, индикацию порядкового номера вагона в поезде;

- сопряжение с АРМ О ПКО;

- прием от АРМ О ПКО данных о номере первого с головы состава вагона;

-выдачу на АРМ О ПКО данных о состоянии 9- ти пар датчиков ДНГ и значение порядкового номера вагона;

- работу как в режиме взаимодействия с АРМ О ПКО, так и автономно;

- контроль работоспособности датчиков;

- формирование импульсов счета вагонов для телевизионной системы видеоконтроля.

Весы – рельсы обеспечивают:

- автоматический весовой контроль и выявление при движении поезда общего продольного и поперечного перегруза вагонов сверх установленной грузоподъемности, а так же нормативов загрузки по тележкам и осям;

- автоматическую регистрацию результатов контроля.

Напольное оборудование система АСКО ПВ включает в себя:

- оборудование системы освещения, предназначенное для обеспечения работы телевизионной системы видеоконтроля в темное время суток. Включение освещения (при наступлении темного времени суток) и выключение (при наступлении светлого времени суток) осуществляется автоматически;

- оборудование систем оповещения, предназначенное для предупреждения вандализма, порчи оборудования, попытки его демонтажа. Включение звуковой сирены производится оператором из рабочего помещения системы.

Автоматизированное рабочее место оператора пункта коммерческого осмотра выполняет следующие функции:

- управление блоком индикации и согласования (БИС) по интерфейсу

RS-232;

-прием от информации о нарушении габарита, погрузка вагонов проходящего состава;

- вывод на печать справки о коммерческих неисправностях вагонов;

- протоколирование в журналах данных о проходящих вагонов;

- редактирование данных о составах и вагонах;

- вывод на экран видеоизображения проходящего состава с трех телевизионных камер;

- хранение в архиве видеоизображений, ограниченное только размером сетевого хранилища;

- просмотр видеоархива на экране ПЭВМВ оконном или полноэкранном режимах;

- воспроизведения изображения с произвольной скоростью в прямом и обратном направлении;

- покадровый просмотр и режим стоп-кадра;

- отображение на экране ПЭВМ негаборитностей проходящего подвижного состава;

- печать видеоизображения;

- поиск видеоинформации и данных о негабарите по времени прохождения состава, номеру состава, порядковому и инвентарному номеру вагона;

- маштабирование произвольных областей изображения в режиме стоп –кадра;

- выявление наличие пломб на люках цистерн (с помощью 4-ой телекамеры);

- тестирование БИС;

- получение по локальной сети данных из натурального листа проходящего состава;

- индикация на экране инвентарных номеров проходящих вагонов;

- звуковая индикация начала состава и нарушения габарита погрузки вагонов;

- получение по локальной сети сообщения с информацией о составе;

- индентификация операторов по индивидуальным электронным ключам;

- обработка сигнала тревоги от датчиков вскрытия шкафов с записью видеоизображений;

- изменения интерфейса программы в зависимости от состава оборудования АСКО ПВ;

- ведения журнала событий;

- экспорт видеофрагментов в формат AVI;

- на SD диска видеоизображения целого состава (не более одного на диск), фрагментов состава и информации АО составу;

- информационное взаимодействие с ВР.

Автоматизированное рабочее место приемосдатчика, пункта коммерческого осмотра решает следующие задачи:

- составление актов общей формы ГУ- 23 на вагоны с коммерческими неисправностями (оформление, печать акта, корректировка и повторная распечатка, удаление составленного акта);

- выдача оперативных донесений на составленный акты общей формы;

- ведение журналов регистрации передачи телефонограмм о вагонах с коммерческими неисправностями в ЛОВД и ВОХР;

-поиск информации по различным атрибутам в базе данных;

- формирование сообщения 273 о криминогенных коммерческих неисправностях для передачи в АСОУП дороги;

- автоматическое ведение книги регистрации коммерческого осмотра формы ГУ 98;

- автоматическое ведение журнала сдачи вагонов с коммерческими неисправностями под охрану формы ХУ-5;

- ведение отчета о вагонах с коммерческими неисправностями формы КНО-5, за различные временные интервалы;

- сброс информации в архив.

Несущую конструкцию составляют заглубленные в грунт типовые железобетонные опоры длинной 13,6 м, или закрепленные на фундаменте (установленные в "стаканы" опоры длиной 10,4м. На опорах монтируется жесткая поперечная (ферма), служащая, как и опоры, местом размещения средств контроля, напольного оборудования и кабелей. Расстояние от нижнего пояса жесткой поперечины до уровня верха головок рельса при новом строительстве должно быть не менее 9600 мм. Не допускается крепление на несущей конструкции проводов контактной сети и ВЛ всех напряжений.

Жесткая поперечина должна обустраивается настилом и ограждением, а опоры несущей конструкции – лестницами, используемыми для осуществления монтажа и технического обслуживания оборудования.

В случае перекрытия жесткой поперечной нескольких путей, допускается в качестве промежуточных опор применять стальные трубы диаметром не менее 168 мм. С толщиной стенок не менее 8 мм.

3. Требования по размещению средств контроля

Система может применятся как на электрифицированных, так и на нее электрифицированных линиях железных дорог.

Несущая конструкция системы АСКО ПВ должна устанавливаться во входных горловинах приемоотправочных парков железнодорожных станций.

При выборе места установки должны учитывается факторы возможного вандализма, порчи оборудования, попытки его демонтажа. В связи с этим, при выборе места строительства, помимо увязки с технологией обработки поездов, рекомендуется несущую конструкцию размещать вблизи служебно-технических зданий, постов, охраняемых объектов станции.

К несущей конструкции системы АСКО ПВ, ВР и рабочему помещению системы должен быть подведено электропитание напряжением 220 В и частотой 50 Гц по I-ой категории надежности, предусмотрена установка электрических шкафов с АВР, приборов учета электрической энергии и автоматов защиты от короткого замыкания.

Для выбора мест размещения системы АСКО ПВ на конкретной железнодорожной станции создается комиссия. Комиссия возлагается главным инженером службы грузовой и коммерческой работы железнодорожной дороги. В состав комиссии, на основании приказа главного инженера отделения железной дороги, должны входить начальник отдела грузовой и коммерческой работы отделения железной дороги, главный инженер станции, главные инженеры ШЧ, ПЧ, ЭЧ, ВЦ и дистанции гражданских сооружений.

4. Требования по размещению средств вычислительной техники

Для размещения технологических стоек, электрических шкафов, мебели и средств вычислительной техники должно использоваться служебное помещение площадью не менее 16 м2. По возможности, удаленности служебного помещения от несущей конструкции должна составлять не более 3км.

В помещении АСКО ПВ должны быть установлены розетки с заземляющим контактом (в количестве не менее 3 шт.) для подключения средств вычислительной техники. Если по технологии работы необходимо включение дополнительных устройств (зарядные устройства для радиостанций и т.п.) количество розеток соответственно должно быть увеличено.

В помещении также должно быть установлено типовое заземление по ГОСТ 12.1.030-81, для обеспечения электробезопасности находящегося в помещении обслуживающего персонала и нормальной работы оборудования. Категорически запрещается использовать в качестве контура заземления паропроводные, водопроводные, газовые, отопительные и другие трубы, радиаторы и.т.п.

Помещение должно быть оборудовано системой вентиляции, кондиционирования и отопления. В помещении должны быть предусмотрены средства связи и подведены информационный канал подключения к СПД.

5. Порядок эксплуатации системы

Средства контроля, напольное оборудование, а также средства вычислительной техники автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов рассчитаны на эксплуатацию в непрерывном, круглосуточном режиме работы. Перерывы в работе системы регламентированы разделом 7 настоящей инструкции.

Средства контроля системы могут применятся при скорости прохождения контролируемого состава через створ несущей конструкции не более 40 км/ч

В случае установки в составе системы АСКО ПВ взвешивающего устройства скорость прохождения состава ограничивающего устройства скорость прохождения состава ограничивается исходя из его технических характеристик.

Средства контроля, напольное оборудование и средства вычислительной техники системы АСКО ПВ должны содержатся в исправном состоянии.

За состоянием средств контроля, наполненного оборудования и средств вычислительной техники проверяют состояние устройств системы АСКО ПВ и обеспечивают надлежащее качество содержания, технического обслуживания и ремонта.

К работе на системы АСКО ПВ допускаются лица, прошедшие соответствующие обучение и подготовку к работе с оборудованием системы.

Дежурные операторы (приемщики поездов) системы АСКО ПВ содержат в чистоте и порядке свои рабочие места и введение им оборудование.

Оператором системы АСКР ПВ ведется "журнал по эксплуатации системы "АСКО ПВ" (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). При эксплуатации на дежурство оператор заполняет графы 1,2,3,13 журнала.

При выходе из строя какого – либо из узлов или оборудования системы дежурный оператор сообщает об этом диспетчеру соответствующей записи в графы 4-9 13 в зависимости от предполагаемой неисправности.

Специалист по ремонту на основании проведенных работ по выявлению и устранению возникшей неисправности заполняют графы 10, 11, 12, 14 журнала по эксплуатации системы АСКО ПВ.

По окончании смены оператор производит передачу журнала оператору заступившей смены.

Видеосигналы от четырех телевизионных камер, входящих в состав ТС, поступают на входы оптических передатчиков видеосигналов и далее по оптико-волоконному кабелю через устройства согласования на входы соответствующих оптических приемников. С выхода оптических приемников видеосигналы поступают на выходы плат видеозахвата специализированного системного блока (ССБ) АРМа О ПКО.

Сигналы от ЭГВ с выходов приемников датчиков негаборитности (ДНГ), датчиков счета вагонов (ДСВ) и датчика начала состава (ДНС) через распределительную коробку поступают на оптический передатчик и далее по оптико – волоконному кабелю через устройство согласования на вход оптического приемника, с выхода которого на вход блока индикации и согласования (БИС), выход которого подключается к ССБ по стыку RS-232.

При получении информации о подходе поезда к зоне контроля, оператор вводит в ССБ с клавиатуры номер (индекс) контролируемого состава и количество локомотивов в нем или получает вышеуказанную информацию в автоматическом режиме из АСОУП.

Информация о начальном номере вагона передаются в БИС, в котором загружаются внутренний счетчик вагонов и начинается циклический опрос сигналов от датчиков.

При входе состава в зону контроля локомотив пересекает луч датчика начала состава. Сигнал с выхода приемника ДНС поступает в БИС, который формирует сигнал начала обработки и передает его в ССБ. При этом начинается процесс записи информации о коммерческом состоянии вагонов и грузов на "жесткий" диск, а информация от телевизионных камер и датчиков электронных габаритных ворот отображаются на экране монитора ССБ.

При пересечении лучей обоих датчиков счета вагона БМС осуществляет счет вагонов от головы состава с индикацией порядкового номера вагона на передней панели БИС, а также на экране монитора ССБ.

При перекрытии любого датчика негаборитности БИС и ССБ формируют световой (с индикации сектора негаборитности на передней панели БИС и монитора ССБ) и звуковой сигналы.

При прохождении состава в зоне контроля на экране монитора ССБ формируются изображение в режиме ПОЛИЭКРАН: в первом, втором и третьем секторах отображается информация от телевизионных камер, соответственно, в четвертом секторе – информация от ЭГВ (зона негаборитности). При этом на ССБ формируется протокол осмотра состава.

Оператор при необходимости использует режим просмотра на весь экран монитора информации только от одной выбранной из четырех телекамер. Кроме того, нажатием функциональной клавиши он производит маркировку кадра изображения вагона с замечательной неисправностью. Кадры изображения вагона с негаборитностью погрузки маркируются автоматически.

Обмен информации между ССБ и сетевым хранилищем осуществляется через сетевой коммутатор. По окончанию контроля состава данные из ССБ передаются в локальную сеть АСКО ПВ. ССБ выдает информацию о состоянии состава на ПЭВМ АРМ ПС ПКО, где формируются отчетно – учетные документы (ГУ – 23, Гу-98, КНО-5, оперативное донесение).

6. Расчет экономической эффективности внедрения системы АСКО ПВ

Внедрение системы АСКО ПВ по совершенствованию организации работы труда приводят к улучшению условий труда и организации трудового процесса, позволяет автоматически выявить коммерческие браки в поездах и вагонах, повысить качество коммерческого осмотра, создать безопасные условия труда улучшить охрану труда приемщиков поездов (приемосдатчиков) и более рационально запланировать производственные задания, экономии затрачиваемого времени на подготовительно – заключительные работы.

Совершенствование средств автоматизации управления технологическими процессами железнодорожного транспорта привело к созданию, и использованию нового класса радиотехнических систем и устройств.

В табл. приведены средние потери рабочего времени без внедрения системы АСКО ПВ.

Потери рабочего времени без внедрения системы АСКО ПВ.

Затраты рабочего

времени

Существующие средние затраты времени, мин.

Затраты времени

при внедрении

системы АСКО

ПВ, мин

Экономия

времени, мин.

1

2

3

4

Непроизводительная работа

11

0

11

Сверхнормативные затраты времени на обслуживание рабочего места

2

0

2

Простои в ожидании работы

2

0

2

Итого:

15

0

15

Высвобождение работников за счет снижения трудоемкости продукции:

Внедрение АСКО ПВ (9.1)

где Т1 и Т2- трудоемкость единицы продукции до и после внедрения системы;

В2 -годовой объем выпуска продукции

Ф2– годовой фонд рабочего времени одного работника (2001 час).

Чэ (ст)=2 чел.

Высвобождение работников за счет экономии рабочего времени

Внедрение АСКО ПВ (9.2)

где Н1 и Н2 – потери и непродуктивные затраты рабочего времени и расчет на одного работника в течении смены до и после внедрения системы (берутся средние данные: Н1 =15 мин (0,25ч), Н2=0);

Чср –рассчитанная численность работников, работающих в бригаде (берется по данным станции или по ранее произведенным расчетам штата бригад);

Нр – число рабочих дней за год (Нр =251).

Чэ= Чэ(ст)э (вр) (9.3)

Чэ =2 чел+ 0,6= 3 чел.

Производительность труда возрастет:

П= Чэ / Чср- Чэ *100% (9.4)

П=3/18-3=2,8 приб/ чел

Экономия фонда заработной платы

При расчете экономии фонда заработной платы учитываются начисления на заработную плату в виде премий (20-40%) и отчислении на социальные нужды (30,4%). Годовая экономия фонда заработной платы Ээп

от высвобождения осмотрщиков со средней заработной платой в месяц tc учетом начислений на заработную плату:

Ээп= t +t (Kn +Kcн ) * Чэ *12 (9.5)

где t – месячный должностной оклад осмотрщика;

Kn – размер премии (0, 2-0, 4);

Kcн – размер отчислений на социальные нужды (0,304).

Ээп – 20020+20020(0,3 + 0,304) * 3*12= 870629,76 руб.

Экономия средств от сокращения простоя поездов

Эп = (N1 –N2) *An

N1 и N2- количество поездно – часов простоя до и после внедрения системы АСКО ПВ;

An – укрепленная расходованная ставка на 1 поезо-час простоя.(величины N1 и N2 и An задаются руководителем проекта).

Эп =(160+60) * 830= 83 тыс. руб

Общая экономия от внедрения мероприятий.

Эо з.п + Эп (9.7)

Эо= 870629,76+83000=953630

Дополнительные затраты, связанные с внедрением мероприятий

На внедрение системы АСКО ПВ составляют смету затрат, в которую включают:

- затраты на приобретения средств видеоконтроля, электронных габаритных ворот, весов – рельс, напольного оборудования, средств вычислительной технике в составе автоматизированного рабочего места оператора и приемосдатчика;

- затраты на организацию дополнительных помещений для операторов системы;

- приобретение или изготовление дополнительных столов;

-приобретение мебели;

Дополнительное оснащение рабочих мест (измерительные приборы, инструмент и т.п.).

Все необходимые данные для этого расчета следует брать по расценкам, действующими на момент выполнения дополнительного проекта.

Получения таким образом стоимость дополнительных затрат обозначается буквой К – единовременные затраты на внедрение мероприятий.

Годовой экономический эффект.

После вычисления всех показателей получают годовой экономический эффект:

Эго – Ен * К (9.8)

где Ен – нормативный коэффициент эффективности (Ен =0,15);

К – единовременные коэффициент затрат, связанных с внедрением системы

Эг =953630 – 0,15*300000= 908630 руб.

Таким образом, годовой экономический эффект от внедрения системы АСКО ПВ составляет 908630 рублей.

Выводы

В условиях внедрения системы АСКО ПВ на станции повысилось качество и скорость коммерческого осмотра; безопасное условия труда приемщиков, осмотрщиков и высвобождение работников за счет экономии времени. Была высчитана общая экономия от внедрения системы в размере 953630 руб., а также годовой экономический эффект в размере 908630 руб.

Литература

1. Сотников И.Б. Эксплуатация железных дорог: в примерах и задачах.

М.: Транспорт 2003-150с.

2. Боровикова М. С. Организация движения на железнодорожном

транспорте. М.: Маршрут, 2003-211с.

3. Бройтман Э.З. Эксплуатационная работа станции и отделений. М.:2003-231с

4. Фефелов А.М.., Лукьянова Ю.Е. Железнодорожные станции. М.: 2004-231 с.

5. Сидорова Е.Н. Автоматизированные системы управления в эксплуатационной работе. М.: Маршрут, 2005-452с.

6. Левин Д.Ю. Диспетчерские центры и технологии управления перевозочным процессом. М.: Маршрут, 2005-177с.

7. Инструкция по применению, размещению, эксплуатации и техническому обслуживанию средств автоматического выявления коммерческих браков в поездах и вагонах.

8. В.А. Гапанович, А.А. Грачев Системы автоматизации и информационные технологии управления перевозками на железных дорогах. М.: Маршрут 2006 – 544с.