Антимонопольная политика

Антимонопольная политика.

Статьи по теме
Искать по теме

Назначение современной антимонопольной политики

В наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением. Появление антимонопольных законов и органов власти связано с тем, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные случаи носят временный характер. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Борьба с монополистическими тенденциями для экономики России является одной из насущных потребностей. Это обусловлено тем, что монопольной власти в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. В таких условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.

Основной проблемой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми сопряжено существование монополий. Недопроизводство, завышенные цепы, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.

Сущность монополий

Монополия (от греч. μονο (mono) – один и πωλέω (poleo) – продаю) трактуется как "исключительное право на какую-либо деятельность по производству, торговле, обслуживанию; рынок, на котором действует только один продавец товара или услуги". В экономике монополия – одна из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:

- существует один продавец уникального товара, т.е. у товара нет близких заменителей, и его продажей занимается одна фирма;

- существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др.

Фирма, работающая на рынке в условиях монополии, контролирует рынок (отрасль) полностью или в значительной степени.

Искусственные монополии возникают в результате сосредоточения у отдельной фирмы производства и сбыта отдельных видов продукции. Такие монополии возникают, если вдруг появляется возможность производить и продавать товар в лучших условиях производства, чем у других фирм, которые отказываются от производства аналогичных товаров. Другой вариант: захват крупной фирмой рынка сбыта на основе организационно-экономического объединения нескольких фирм под своим руководством. И, наконец, когда группа предпринимателей с помощью государства становится единственными продавцами или поставщиками на определённом рынке.

Характерные черты всех монополий:

1. Единственный продавец. Отрасль состоит только из одной фирмы, отрасль отождествлена с ней.

2. Нет близких заменителей. Товар уникален, т.е. покупатель должен покупать его по цене монополиста или обходиться без него. Монополисты не нуждаются в рекламе своих товаров.

3. Диктовка цены. Производитель сам устанавливает цену и может манипулировать количеством производимого продукта.

4. Блокировка вступления. Монополия существует до тех пор, пока будут барьеры для входа в отрасль, которые удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.

Конечно, барьер может быть снят, но есть монополии единственные в своём роде. Очень сложно допустить, что у московского метрополитена появятся конкуренты.

Монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Поэтому отдельно следует выделить государственные монополии, которые возникают также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Такие монополии возникают в ситуации, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары или услуги имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами.

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

Различают закрытую, открытую и естественную монополии.

Закрытая монополия защищена от конкуренции юридически или экономически. Например, патенты, авторское право, определённый денежный взнос за право заниматься этим видом деятельности или предприятие является собственником единственного месторождения природного ресурса.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма на некоторое время становится монополистом по продаже товара или услуги, но не имеет специальной защиты от конкуренции, например, патента. В такой ситуации часто оказываются фирмы, выходящие на рынок в первый раз и с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на этом рынке немного позже.

Естественная монополия – официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. В условиях естественной монополии производство продукции одной фирмой при любом объеме выпуска выгодней, чем производство двумя или более фирмами.

Мировая экономическая мысль однозначно считает монополии нежелательными элементами в хозяйственных системах. Недостатки монополий гораздо хуже всех их достоинств:

1. Обладая исключительным положением, они везде устраняют конкурентов, разрушая нормальный рынок.

2. Снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП.

3. Вздувают цены, обеспечивая себе сверхприбыли.

4. Снижается эффективность производства, что ведёт к стагнации.

5. У монополий практически отсутствует стимул хоть как-то улучшать качество своей продукции или условий производства, нет инноваций.

Антимонопольное законодательство многих стран рассматривает занятие одной фирмой 30-70% рынка как монопольное положение на рынке и вводит различные санкции – регулирование цен, принудительный раздел фирмы и т.д.

Понятие и содержание антимонопольной политики

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

- равные условия для различных форм собственности,

- увеличение количества производителей

- устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

- предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

- запрещение соглашений о разделе рынков;

- запрещение переплетающихся директоратов;

- приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

- налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счет перераспределения ее прибылей;

- ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

- управление государственной собственностью;

- государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

- антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию антиконкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

- обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

- снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

- определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

- защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

- создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определенные сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Направления и инструменты современной антимонопольной политики

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются прямым вмешательством государства в их деятельность, в частности путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Можно выделить три направления антимонопольной политики.

Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Компания не преследуется, если она производит "необычные" товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т.е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

1. предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

2. снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

3. принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;

4. введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях – установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5. введение в особо сложных случаях прямого государственного контроля за ценами и заработной платой;

6. наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

Некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет:

- создания уникального товара;

- эффективного маркетинга;

- разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Существует два подхода к регулированию монопольной власти фирм. С одной стороны, сосредоточение большой доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.

В связи с названным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют (и вместе с тем конкурируют) два подхода:

- поведенческий критерий применения санкций (государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений);

- структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка).

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

Доказать, к примеру, необоснованное монополистическое завышение цен всегда довольно сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена значительно превышает издержки. А издержки у монополиста либо могут быть исходно весьма велики в силу неэффективности, либо искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений. Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом?

В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически исчислить, следует ли против нее применять антимонопольные меры.

Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Так, используя чисто механический образ действия, можно разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, представляющие собой ядро национальной экономики.

Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода. Функциональный подход преобладает по отношению к уже сложившимся фирмам-монополистам. Карательные меры против них принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам. Структурный же подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся монополистическим структурам. При этом если рост фирмы имеет естественный характер, т.е. если она отвоевывает все большую долю рынка благодаря высокому качеству и быстрому обновлению продукции, реализуемой по доступной цене, то никакие меры против такой фирмы не принимаются вне зависимости от величины ее сегмента рынка. Зато когда новая компания формируется путем слияния с другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая гигантская фирма ни на одном рынке, на которых она действует, не превысила бы определенной доли.

Поведенческий подход более либерален по отношению к монополистам, зато при нем мала опасность навредить эффективно действующему крупному предприятию. Именно поэтому его и применяют к уже сложившимся и зарекомендовавшим себя фирмам. Структурный подход жестче, но опасней. По этой причине его целесообразно применять в качестве предупредительных мер, когда существует лишь возможность будущей монополизации рынка.

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.

Еще один из инструментов антимонопольной политики используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение долей в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг.

Цели антимонопольных законов в России и других странах мира

Если говорить о российском законодательстве, то согласно ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" закон направлен "на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков". ФЗ устанавливает ограничения относительно различного рода слияниях, сговорах и недобросовестных приемах конкуренции, которые ведут к увеличению монопольной власти компании. Так запрещаются или ограничиваются:

- Вертикальная интеграция;

- Горизонтальная интеграция;

- Дискриминация;

- Монопольные цены;

- Ограничение предложения;

- Расширение фирмы;

- Связывание товаров;

- Связывающие условия;

- Сговор;

- Хищническое ценообразования;

- Ценовая дискриминация.

Цели антимонопольных законов других стран во многом напоминают цели российского закона. Прежде всего, значительное место во многих зарубежных законах имеет задача борьбы с монополизмом и защиты конкуренции. Однако эти цели необходимо рассматривать как средство достижения других задач. Наиболее важной из таких задач является тем или иным образом сформулированная цель эффективности. Можно выделить четыре варианта ее представления в законах.

Во-первых, многие законы упоминают об общественном благосостоянии. Так, австралийский Акт 1974 года среди прочего нацелен на увеличение благосостояния австралийцев, индонезийский закон говорит о общественном благосостоянии, тайваньский закон о процветании, японский закон о реальных доходах людей.

Во-вторых, законы могут быть нацелены на благосостояние потребителей. Так, в законах Австралии, Белоруссии, Грузии, Индии, Казахстане, Тайваня, Польши, Японии, упоминается о защите потребителей и их интересов. Канадский Акт о конкуренции ставит более четкую задачу предоставить потребителям конкурентные цены и выбор товаров. Закон же о честной торговле Фиджи говорит о продвижении интересов потребителей.

В-третьих, может вводиться задача повышения экономического роста. Так, индонезийский закон говорит об эффективном деловом климате, который мог бы стимулировать экономический рост.

В-четвертых, в ряде случаев законы обходятся без конкретизации критерия эффективности. Так, датский Акт о конкуренции говорит об эффективном распределении ресурсов при помощи работающей конкуренции, другой акт другой акт упоминает эффективность канадской экономики, еще один закон говорит об эффективном функционировании экономики Украины, хорватский закон вводит понятие эффективной рыночной конкуренции, норвежский закон ставит задачу эффективного использования общественных ресурсов.

Другой общей для многих законов целью является честная (или добросовестная) конкуренция. Об этой задаче упоминают, например, законы Армении, Белоруссии, Индонезии, Камбоджи, Тайваня, Кореи, Литвы, Японии. Ряд стран в явной форме ставят задачу обеспечения свободы торговли и конкуренции. Примером таких стран являются Индия, Литва, Хорватия, Япония и Перу.

В некоторых случаях вводится цель поддержки среднего и малого бизнеса. Так, канадский акт говорит о необходимости для такого бизнеса равных возможностей участвовать в канадской экономике. Японский, немецкий и французский законы также имеют в виду эту цель, однако она не представлена в преамбуле и выводится из отдельных норм законов.

Ряд стран упоминают и о некоторых других целях. Так, в Японии закон призван повышать уровень занятости, а в Коста-Рике снимать ненужное регулирование, затрагивающее бизнес.

Но не каждая страна имеет антимонопольное законодательство, что может объясняться различными факторами, например, тем, что такие страны не могут себе позволить реализовывать столь затратную социальную программу, какой является антимонопольная политика.

Таблица 1.

Страны, где отсутствует антимонопольное законодательство

Азия

Африка

Европа

Океания

Северная Америка

Южная Америка

Афганистан

Бангладеш

Бруней

Гонконг

Иран

Катар

Непал

Саудовская Аравия

 

 

Ангола

Ботсвана

Габон

Гвинея

Камерун

Конго

Лесото

Либерия

Ливия

Мавритания

Мадагаскар

Намибия

Нигерия*

Свазиленд

Центрально-Африканская Республика

Эритрея

Эфиопия

Андорра

Фарерские острова

 

Папуа-Новая Гвинея

 

 

Антигуа и Барбуда

Багамские острова

Белиз

Бермудские острова

Гондурас

Гренландия

Доминика

Каймановы острова

Куба

Никарагуа*

 

Гайана

Курасао

Парагвай

Суринам

 

Современная антимонопольная политика в США и России

Особенности антимонопольной политики в США

Активизация государства в данной сфере началась в конце XIX в., в тот период, когда развитие рыночной экономики привело к формированию очень крупных и мощных компаний. Их естественное желание проявилось в том, что они стали решительно наступать на мелкие и средние слои предпринимателей. Допущение такого явления могло привести к монополизации национальной экономики, сворачиванию конкуренции, падению качества благ, снижению их ассортимента, к росту потребительских цен. В итоге проигрывал бы совокупный потребитель.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Последний – это знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как "хартия экономической свободы". Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся, он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с "нечестными" методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

В Бельгии в 1935 г., в Нидерландах в 1933 г., в Дании в 1937 г. были предприняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с "излишней конкуренцией", но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления этой формой монополии.

Акт Селлера-Кефовера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные, т.е. объединение компаний, являющихся последовательными участницами одного производственного процесса.

В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.

Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями. Принятые законы регулируют следующие узловые вопросы: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен.

Антимонопольное законодательство США, содержащее жесткие определения проявления монополистической деятельности, пока считается наиболее разработанным и эффективным. Тем не менее антимонопольное законодательство США содержит ряд исключений, которые введены в него с учетом экономической, военной и политической безопасности и национальной безопасности в целом. В частности, антимонопольный иммунитет распространяется на деятельность американских фирм, занятых в экспортной торговле, транспортной системе, банковском деле, а также на ряд отраслей производства (военную промышленность, атомную энергетику и т.д.).

Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий. Еще русский экономист И.Янжул обратил внимание в своей книге о синдикатах на процветание объединений, которые по закону Шермана были признаны незаконными, уже через три года после принятия данного закона.

Хотя закон Селлера не отменен и по сей день, нынешняя политика федерального правительства США несколько смягчилась по сравнению с 50–60-ми гг. Нынешние ведущие экономисты не полностью разделяют господствовавшее ранее мнение о росте концентрации рынка как об имеющем пагубные последствия для его функционирования. Слияние компаний способно сильно сократить производственные затраты и повысить эффективность производства. Слияние компаний рассматривается сегодня как важный механизм, посредством которого держатели акций могут оказывать влияние на управление. Иногда слияние национальных компаний может усилить их конкурентоспособность на мировом рынке.

Для определения законности практики горизонтальных слияний в качестве оценочного параметра обычно используется индекс Герфиндаля. Он определяется путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов. Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния фирмы, доминирующей на рынке.

Федеральные органы власти, как правило, не возражают против слияний, если индекс Герфиндаля по реализации этих намерений не превышает 1000 пунктов. Такое мероприятие будет признано вполне законным для рынка, на котором оперируют 10 равноценных фирм. При росте индекса на 100 и более пунктов слияния могут оспариваться в законном порядке. Инструкция 1984 г. разрешает слияние крупных фирм и корпораций, если "имеются ясные и убедительные доказательства повышения в этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных затрат либо в случае близкого краха одной из фирм".

Антитрестовское законодательство присуще не только "американскому образу жизни". Другие индустриальные страны также накладывают ограничения на фиксирование цен, практику слияния компаний, а также иные виды консолидирующих мероприятий. Однако уровень активности антимонопольных мер в США значительно превосходит все остальные страны, поэтому ожидается, что по мере интеграции мировой экономики интересы американских производителей несколько смягчат действующее антимонопольное законодательство.

Принципы российской антимонопольной политики

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Высокий уровень монополизации в современной России и его резко отрицательное влияние на экономику делают необходимым проведение в стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Монополизация российского рынка сложилась как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики, которая представляла собой нечто вроде единого народнохозяйственного комплекса, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры, При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Добавим, что к тому же советские монополисты были узкоспециализированы. Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).

Учитывая все это, можно сделать вывод: российские монополии по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация компаний-гигантов возможна путем их разделения на части. Российские монополии, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон устанавливает, что:

1. запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2. запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3. подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4. контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5. при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Законом установлено понятие "доминирующее положение", то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Этот закон действует и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992–1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа. Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в "Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации". Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1. естественные монополии;

2. разрешенные монополии;

3. временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

- они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

- они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм- производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании "маховика" инфляции.

Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

- перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;

- уровень и структуру цены;

- план инвестирования в расширение производства.

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

При декларировании цен предприятия представляют соответствующим органам ценообразования (федеральному или местному) следующие данные:

- предлагаемое изменение цен;

- калькуляцию себестоимости продукции с расшифровкой удорожания затрат;

- объем производства в предыдущем и текущем году;

- достигнутый и планируемый размеры прибыли от реализации, фактическую рентабельность;

- обоснование причин изменения цен.

Таким образом, наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование, налоги, государственные субсидии.

По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

- запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

- запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

- поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;

- проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

- поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это поможет снижению степени монополизации рынка.

Действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда в том, что эту "лечебную процедуру" крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще "теряют рынок" (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Формирование российского антимонопольного законодательства отражает разногласия и противоречия экономики в России и проходит в упорной и сложной борьбе, в которой переплетаются и сталкиваются интересы различных групп предпринимателей, исполнительной и законодательной власти и общества.

Выводы

Стратегическим направлением антимонопольной политики является работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Для России можно выделить три принципиальные возможности понижения степени монополизации:

1) прямое разделение монопольных структур;

2) иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Возможности первого пути в современной России сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются.

Второй путь — иностранная конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Но иностранная конкуренция может оказаться оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления, она может уничтожить целые отрасли промышленности. Очевидно, что использовать столь сильнодействующее средство надо очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны становиться причиной массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь — создание новых предприятий:, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом само предприятие-монополист. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места. Необходимым условием реализации этого пути является длительный экономический подъем.

В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство России сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущая антимонопольная политика.