Антикризисная стратегия развития предприятия

Антикризисная стратегия развития предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и сущность антикризисной стратегии

Собственники и менеджмент большинства российских компаний осознают, что окружающая среда стала для бизнеса значительно более угрожающей, чем это было до последнего времени. Конец 2008 года ознаменовался мировым экономическим кризисом, который затронул Россию наравне с другими странами и продолжается вплоть до настоящего времени.

Конечно, определенные антикризисные меры предпринимаются на уровне федерального правительства и региональных властей, но это не снимает с повестки дня необходимость разработки антикризисной программы для каждой отдельно взятой организации.

Кризисы в микроэкономическом развитии, то есть кризисы в организации, являясь элементом или следствием кризисов на других уровнях экономики, специфичны по содержанию, причинам и закономерностям возникновения и развития.

Причины кризиса зависят от его факторов, поэтому они подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние причины – это угроза извне, а так как социально-экономическая система находится во взаимодействии с множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

К внутренним причинам возникновения кризиса относятся управленческие, производственные и рыночные факторы.

Наличие хотя бы одного фактора уже является предкризисным состоянием, но наибольшее влияние на общее состояние предприятия или отрасли оказывают сложности в управленческих структурах. Именно эти трудности являются наиболее характерными для современного бизнеса, препятствующими нормальному (и эффективному) функционированию систем вследствие возникновения кризисов.

В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Стратегия компании – это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами, стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса.

Правильная постановка целей помогает избежать многих непредвиденных ситуаций, которые могут привести к плачевным последствиям. Чтобы никогда не оказываться в таких ситуациях, руководитель предприятия должен четко понимать те задачи, которые стоят перед его компанией на ближайшее будущее, а также суметь правильно донести эти цели до своих сотрудников.

Поскольку кризисы неотступно следуют за каждым этапом развития предприятия и всей его деятельности в целом, то любое управление должно быть антикризисным, то есть должно учитывать опасности и возможности наступления кризиса. Наиболее предпочтительно создание на предприятии антикризисных отделов, которые непосредственно будут заниматься этими вопросами.

В любой деятельности, в том числе и антикризисной, главное место принадлежит стратегии. От ее выбора часто зависит существование предприятия, она является решающим фактором в момент кризисной ситуации. При приближении или наступлении кризиса все внимание переключается на пути преодоления кризиса, сглаживания процесса протекания и минимизации ущерба он него.

Кризисное состояние организации требует от специалистов проведения определенных мероприятий с целью преодоления сложившихся обстоятельств. Верное использование средств и разработка нужных в конкретной обстановке действий позволит вернуться от спада к развитию и намеченному темпу роста результативных показателей организации. Применение новейших методов управления и антикризисных процедур непременно, так как диктуется современными условиями.

Антикризисная стратегия – это своего рода гарантия стабильного развития организации. Конечно, нельзя говорить о том, что стратегия позволяет полностью избежать кризисных ситуаций. Она лишь позволяет снизить процент их возникновения, а в случае наступления – обеспечить их как можно более быстрое и безболезненное преодоление. Помимо этого, стратегия позволяет сократить срок принятия решения о методе выхода из кризиса, что является немаловажным фактором.

Современная российская и западная литература позволяет представить антикризисную стратегию как стратегическую карту, состоящую из 4-5 уровней разработки и реализации (табл. 1.1.).

В сфере общего управления существуют множество стратегий, каждая из которых в той или иной степени содержит антикризисную составляющую. Но по большому счету их можно объединить в три группы:

- наступательные (стратегии прорыва);

- оборонительные (стратегии выживания);

- стратегии сокращения и смены вида бизнеса.

Таблица 1.1.

Современное многоуровневое представление антикризисной стратегии

как стратегической карты

Уровень

Описание

1

Разработанная и формализованная как интеллектуальная собственность фирмы, антикризисная стратегия на основе аналитических инструментов, включая PEST, SWOT-анализ.

2

Антикризисная политика разрабатывается и проводится в основных сферах деятельность компании: маркетинг, финансы, производство, организации, кадры.

3

Мероприятия, инструменты, кампании, инициативы (как правило, краткосрочные) реализуются как внутри каждой сферы деятельности, так и между ними.

4

Бизнес-интеллект, включая аналитику и панель управления с набором необходимых для анализа, контроля и корректировок антикризисной стратегии ключевых показателей деятельности.

5

Антикризисная политика, а в ее рамках мероприятия, инструменты и другие разрабатываются и проводятся для каждой стратегической бизнес-единицы компании.

Наступательные стратегии созданы, как правило, на базе научных открытий и изобретений, рассчитаны на занятие лидирующего положения на рынке или в отрасли. Для реализации наступательных стратегий необходимы большие финансовые затраты, они обладают высокой степенью риска, но как правило, дают прекрасные результаты. Реализуются подобные стратегии через процессы диверсификации производства, его кооперацию или интенсификацию рынка.

Диверсификация производства может быть вертикальной, которая предполагает внедрение в сферу деятельности поставщиков или потребителей, то есть в предыдущие и последующие звенья большой технологической цепи, и горизонтальной, которая связана с проникновением в смежные отрасли с целью усиления экономической устойчивости организации.

Оборонительные стратегии или стратегии выживания рассчитаны на сохранение компанией существующей рыночной доли и сохранение своих позиций на рынке. Данные стратегии используются, если рыночная позиция организации удовлетворительная или же у организации недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии, так как она боится ответных мер сильных конкурентов.

Стратегии сокращения и смены видов деятельности применяются в ситуациях, при которых организации нужна перегруппировка сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности.

Когда наступает кризис, происходит выбор стратегии сокращения или же оборонительной стратегии. Имеются следующие стратегии сокращения: стратегия разворота, стратегия отделения, стратегия ликвидации, стратегия восстановления и реструктуризации, комбинированная стратегия.

Стратегия сокращения используется, когда выживание организации находится под угрозой. Стратегии сокращения, как правило, рассчитаны на проведение мероприятий, направленных на оздоровление финансового положения предприятия как составной части управления кризисным состоянием и банкротством. При этом предполагается наличие целевого выбора наиболее эффективных средств, стратегий и тактики.

Оборонительные стратегии содержат несколько основных путей защиты: первый путь – неуклонное укрепление конкурентной позиции; второй путь – четкое информирование конкурентов о намерении предпринять серьезные ответные меры в случае нападения. Одновременно могу быть использованы стратегии сокращения и оборонительные стратегии. Некоторые оборонительные стратегии играют роль стратегии изменения ценообразования, переориентирование на покупателей и продукты, стратегия разработки нового товара (услуги) – рационализировать ассортимент товаров (услуг), концентрация на продаже и рекламе.

В условиях оборонительной стратегии имеет место перестройка всех сфер деятельности организации на основе жесткой централизации управления ею. Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонительный – комбинированная стратегия; чисто оборонительный – стратегия сокращения деятельности.

В целом, любые антикризисные мероприятия стратегического и тактического характера эффективны, если они позволяют не допустить несостоятельность и банкротство организации, а в дальнейшем предотвратить тяжелый экономический кризис на успешно работающем предприятии.

Технология разработки и этапы реализации антикризисной стратегии

Разработка антикризисной стратегии означает получение (формализацию) знания, как добиться стратегических целей вывода предприятия из кризиса и достижения экономического роста, успеха.

Алгоритм разработки антикризисной стратегии включает следующие действия.

Анализ внешних факторов, с которыми взаимодействует организация, проводится с целью выявления причин кризиса. Значительный объем приобретенной информации при проведении анализа внешней среды обычно приводит к беспорядку. Однако недостаточный анализ искажает реальное положение. Чтобы сформировать отчетливую и ясную картину развития ситуации, полученные результаты нужно верно соотнести, объединить в единое целое несколько этапов анализа:

- анализ макросреды, ее можно разделить на четыре сектора: политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение;

- анализ конкурентной среды, которая состоит из пяти составляющих: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, возможные новые конкуренты, товары-заменители.

Получив информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев. Сценарии – это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявляться в той или иной отрасли в будущем. Сценарии устанавливают наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учесть организации.

При существовании факторов, которые не подлежат контролю со стороны организации, разрабатываемая стратегия должна помочь организации максимально использовать все преимущества, а также минимизировать возможные потери.

При изучении внешней среды менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности включает в себя – внешняя среда.

Помимо анализа внешней среды организации важно провести основательное исследование ее реального состояния. Кризисная ситуация в организации – знак или слабой стратегии, или ее плохого исполнения, или того и другого вместе. Имея все показатели, менеджер видит, каким должна стать в будущем организация, и может разрабатывать достижимую антикризисную стратегию. Рассматривая стратегию организации, менеджеры должны обратить свое внимание на пять основных аспектов.

1. Эффективность текущей стратегии.

Для начала необходимо определить место организации среди конкурентов, потом размер рынка и группы потребителей, на которые организация ориентируется; затем, переходим к области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждого фактора даст более ясную картину стратегии предприятия, которое испытывает кризис.

2. Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия. Наиболее значимый способ оценки стратегического положения компании – SWOT-анализ.

Анализ внешней среды фирмы позволяет выделить ключевые возможности успеха бизнеса для разработки стратегии. Анализ внутренних факторов развития позволяет выделить ключевые компетенции фирмы для осуществления конкурентной стратегии (сила, слабость, возможности, угрозы).

Сила – это то, в чем организация достигла успеха. Она заключается в навыках, опыте работы, в технологии, в отличном обслуживание клиентов, в узнаваемости.

Слабость – это отсутствие значимого в функционировании компании, того, что у нее не получается в сопоставлении с другими. После того, как сильные и слабые стороны раскрыты, все компоненты внимательно изучаются и оцениваются. Значительной частью SWOT-анализа является оценка сильных и слабых сторон организации, его угроз и возможностей, а также выводы о необходимости стратегических изменений.

3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.

Цены и затраты предприятия соотносят с ценами и затратами конкурентов. Именно так можно открыть лучшую практику выполнения определенного вида деятельности, наиболее действенный способ минимизации издержек и на основе полученного анализа перейти к повышению конкурентоспособности организации по издержкам. Метод, которым осуществляется этот анализ, называется "цепочкой ценностей" (рис. 1.1.).

Вспомогательные виды деятельности

Инфраструктура компании

Прибыль

Управление людскими ресурсами

Технологическое развитие

Закупки

Материа-льное обеспече-ние

Произ-водство

Товаро-движение

Маркетинг и продажи

Обслужи-вание

Основные виды деятельности

Рис. 1.1. Цепочка ценностей

Цепочка ценностей отображает процесс создания стоимости услуги и включает в себя разнообразные виды деятельности и прибыль. Данный метод дает возможность проверить, насколько каждый вид деятельности компании соответствует лучшим показателям в отрасли.

На основе полученной информации, в дальнейшем, можно эффективно спланировать последовательность того или иного вида деятельности, выбрать способ минимизации издержек, определить пути повышения конкурентоспособности организации по издержкам.

4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.

Для оценки ситуации требуются ответы на целый ряд вопросов: укрепится или будет ослаблена конкурентная позиция компании при сохранении применяемой ею в настоящее время стратегии, какое положение занимает компания по основным ключевым факторам успеха по сравнению с конкурентами и имеет ли компания (если имеет, то почему) конкурентное преимущество или находится в благоприятном с этой точки зрения положении. Количественные оценки конкурентной силы показывают слабые и сильные позиции компании, а также позволяют точно оценить возможности фирмы по защите своих рыночных позиций.

5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.

Это направление позволяет обобщить и изучить все результаты, полученные в ходе проведенного анализа и определить, какие именно проблемы, связанные с разработкой и реализацией антикризисной политики являются самыми существенными.

Таким образом, без формулировки проблем, вызвавших кризис на предприятии, без поиска их отражения в реализуемой хозяйственной деятельности нельзя приступать к разработке антикризисных мероприятий всех уровней.

Следующим, не менее важным этапом является диагностика и прогнозирование банкротства. При этом большое внимание уделяется совершенствованию механизма прогнозирования несостоятельности организации с целью предотвращения банкротства.

На практике разработано довольно значительное число методик прогнозирования несостоятельности организации. Однако не все они готовы разрешить задачи по диагностике финансового положения и оценке кредитоспособности. Не всегда зарубежные модели можно адаптировать к практике российской системы бухгалтерского учета, а это в свою очередь, приводит к субъективности прогноза.

Популярными многофакторными моделями прогнозирования банкротства организации являются модель Альтмана, модель Таффлера, модель Лиса, модель Честера, пятифакторная модель Сайфулина и Кадыкова; четырехфакторная модель Иркутской государственной экономической академии.

Большой известностью в этой сфере пользуется работа западного экономиста Э. Альтмана, который с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа разработал методику расчета индекса кредитоспособности. Индекс кредитоспособности (Z) имеет следующий вид:

Z = 3,3 – К1 + 1,0 – К2 + 0,6 – К3 + 1,4 – К4 + 1,2 – К5 (1)

где:

K1 – Доналоговая прибыль / Активы;

К2 – Доход / Активы;

К3 – Собственный капитал (рыночная оценка) / Привлеченный капитал (балансовая оценка);

К4 – Реинвестированная прибыль / Актив;

К5 – Чистый оборотный капитал / Активы.

Критическое значение индекса Z < 2,675 предсказывает о возможном в обозримом будущем (2-3 года) банкротстве. Значение Z > 2,675 – о достаточно устойчивом финансовом положении.

Альтман выделил интервал (1,81-2,99), названный "зоной неопределенности", попадание за границы которой с очень высокой вероятностью позволяет сделать следующие предположения в отношении оцениваемой компании: если Z < 1,81, то компания с очевидностью может быть отнесена к потенциальным банкротам, если Z > 2,99, то суждение прямо противоположное.

Учеными Иркутской государственной экономической академии предложена четырехфакторная интегральная модель прогноза риска банкротства – модель R, которая имеет следующий вид:

R = 8,38К1 + К2 + 0,054К3 + 0,64К4 (2)

Где:

K1 – оборотный капитал / активы;

К2 – чистая прибыль / собственный капитал;

К3 – выручка от реализации / активы;

К4 – чистая прибыль / интегральные затраты.

Вероятность банкротства предприятия в соответствии со значением модели R определяется следующим образом: R меньше 0 – вероятность банкротства максимальная (90 – 100%); R = 0 – 0,18 – вероятность банкротства высокая (60 – 80%); R = 0,18 – 0,32 – вероятность банкротства средняя (35 – 50%); R = 0,32 – 0,42 – вероятность банкротства низкая (15-20%); R больше 0,42 – вероятность банкротств минимальная (до 10%).

Своевременная диагностика указанных показателей позволяет избежать банкротства.

Цели являются отправной точкой систем стратегического планирования, стимулирования и контроля, используемых в организации. Процесс стратегического планирования завершается формулированием методов стратегического анализа и планирования стратегических альтернатив выхода организации из экономического кризиса и реализацией выбора стратегии.

Антикризисная стратегия включает в себя такие направления, как понижение расходов, закрытие отделов, сокращение персонала, уменьшение объемов производства, привлечение дополнительных ресурсов. Но все эти действия, приводят к положительному результату только в случае грамотной реализации выбранной антикризисной стратегии.

Чтобы реализовать стратегию, необходимо перейти к процессу определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).

Реализация антикризисной стратегии включает в себя несколько этапов:

- окончательно понять выработанную антикризисную стратегию и цели, уровень их соответствия друг другу;

- детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью их широкого вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;

- привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегии.

Но независимо от масштабов новой стратегии необходимо обеспечить высокий уровень контроля за ходом ее реализации. Важно также учесть, что могут возникнуть некоторые препятствия на пути реализации стратегии: недостаток ресурсов и денежных средств, сопротивление персонала, ограниченность во времени и т. д. Все эти факторы необходимо рассмотреть еще на стадии разработки антикризисной стратегии и выработать меры по их устранению. В противном случае реализация стратегии, особенно связанная с крупными изменениями (например, реорганизация), может откладываться на неопределенные сроки, что явно не пойдет на пользу организации.

Многое зависит не только от руководства организации, но и от менеджеров среднего и низшего звена, которые зачастую формируют непосредственный результат.

Для успешной реализации антикризисной стратегии не менее важно взаимодействие и сотрудничество различных отделов и уровней организации, которые должны поставить перед собой основную задачу – это преодоление кризисного состояния.

Стратегия – это план, результаты реализации которого невозможно с полной точностью спрогнозировать. Для этого нужно тщательно следить за ходом выполнения стратегии, а если возникнут проблемы, уметь применять альтернативные варианты. Это отличительная особенность антикризисной стратегии. При реализации стратегии могут появиться сложности, которые раскроют пробелы в планировании. Тогда необходимо принимать радикальные меры по решению этих проблем..

Последним и немаловажным этапом реализации антикризисной стратегии являются оценка и контроль над выполнением стратегии. Данный этап помогает выяснить, в какой мере реализация стратегии приведёт к достижению целей организации.

Если организация постоянно отслеживает появление внешней угрозы, а также располагает временем, необходимым для выработки эффективной реакции, оно может ликвидировать все проблемы. Но в условиях кризиса на выработку эффективных мероприятий существуют жестко ограниченный срок. Именно поэтому необходимо стремиться к параллельности работ. А для этого придется изменить сложившуюся систему управления, что больно скажется на работе сотрудников.

Значимую помощь в реализации антикризисного управления могут оказать специалисты, привлеченные со стороны. Нанимается консалтинговая компания "со стороны", которая берет на себя функции антикризисного центра, разрабатывает, а зачастую и внедряет антикризисную стратегию. Такая модель поведения оптимальна для компаний, не обладающих человеческими ресурсами, способными разработать и внедрить эффективное антикризисное управление. Но также это могут быть сотрудники самой компании. Изначальное наличие в компании системы стратегического планирования и заранее сформированной антикризисной команды или отдела является самым оптимальным вариантом.

Литература

4. Бакша Н.В. Антикризисное управление: учебное пособие – Тюмень, Издательство Тюменского государственного университета, 2013 – с. 56, 160.

5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008 – с. 132.

6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. Издание четвертое, переработанное и дополненное. – Киев: Ника-центр, 2008 – с. 613.

7. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: учебное пособие – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – с. 258.

8. Елистратова Т.Г. Проблемы управления трудовым потенциалом организации: дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. н. – Барнаул, 2008.

9. Захаров В.Я. Антикризисное управление: теория и практика: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2009. – с. 89.

10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник 2-е перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. – с. 140.

11. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент. Современный опыт управления – М.: Финансы и статистика, 2009. – с. 173.

12. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М. Проспект, 2009 – с.21.

13. Коренкова С.И. Экономический анализ (Анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие. Курган. Издательство "Зауралье", 2008 – с.147.

14. Королев В.И. Современные технологии менеджмента: учебник / Всерос. акад. внешней торговли – М.: Магистр, 2012. – с. 258.

15. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2010. – с. 185.

16. Круглова Н.Ю. Антикризисное управление. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2009 – с. 18.

17. Кузнецов С.Ю. Антикризисное управление. Курс лекций: учебно-методическое пособие – М.: Финансы и статистика, 2010. – с. 49,50.

18. Кукушкина В. В. Антикризисный менеджмент: монография. – М.: ИНФРА-М, 2011. – с. 234.

19. Магура М. Управление организацией в условиях кризиса. Статья из журнала "Управление персоналом", 2009, №2.

20. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие – М.: Омега-Л, 2009. – с. 84.

21. Макаркина Н.Л. Планирование развития организации: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – с. 54.

22. Попов Р. А. Антикризисное управление: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2008. – с. 268.

23. Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент: учебник; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – Москва: РАГС, 2010. – с. 86.

24. Теплова Т.В. Управленческие решения: стратегия и тактика: учебное пособие – М.: ИЧП "Издательство Магистр", 2009. – с. 128.

25. Терехова С.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011 – с. 72, 198- 201.

26. Файншмидт Е.А. Теория антикризисного управления: учеб.-метод. комплекс; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Междунар. ин-т гос. службы и управления. – Москва: РАГС, 2010. – с. 58.

27. Шамрай А.А. Жизненный цикл малого предприятия: раунд 2 / Нац. ин-т сист. исслед. проблем предпринимательства; – М.: Фонд "Либеральная миссия", 2010. – с. 122.

28. Шарапова Т.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010 – с.96-100.