Анализ речи Джона Мильтона Ареопагитика

Анализ речи Джона Мильтона "Ареопагитика"

Статьи по теме
Искать по теме

Джон Мильтон, Милтон английский поэт, политический деятель, мыслитель. Сын нотариуса, близкого пуританским кругам. В 1632 году окончил Кембриджский университет, получив степень магистра искусств. Уже в ранних произведениях Мильтона (сочинения философского характера, стихи на английском и латинском языках) сказалось знакомство Мильтона с философией Ф. Бэкона и др., его близость к пуританской поэзии: "Жизнерадостный" и "Задумчивый" – лирический диптих; драматическая поэма "Комус" – аллегория борьбы целомудрия с пороком. В 1638 году Мильтон опубликовал элегию "Люсидас", полную намёков на религиозно-политическую борьбу в Англии. В 1638-1639 годах жил в Италии, в 1639 году вернулся на родину, чтобы выступить против т. н. епископальной церкви; борьба против неё была прелюдией борьбы против монархического строя. В период Английской буржуазной революции 17 века Мильтон – выдающийся публицист, сторонник индепендентов. В защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет "Ареопагитика"

Мильтон выступил последователем тираноборческих теорий 16 века, поборником суверенитета английской республики. В 1649-1652 годах в должности "латинского секретаря" вёл международную государственную переписку; сотрудничал в официозном журнале "Меркуриус политикус". Неоднократно высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, порицая нарушение прерогатив парламента, отсутствие религиозной свободы, расправу с демократическим движением. В памфлетах 1659-1660 годов Мильтон предупреждает о том, что торжество Реставрации приведёт к возрождению тирании. К этому времени относятся его переводы псалмов и сонеты.

Анализ речи Джона Мильтона "Ареопагитика"

В первой половине XVII века в Англии большой размах приобрело движение пуритан. Слово "пуританин" – латинского происхождения, оно означает "чистый". Англиканская Церковь образовалась, как известно, в ходе Реформации и пошла по пути принятия доктрин протестантизма. Но, по мнению пуритан, она остановилась на половине дороги, так как сохранила в своей структуре и обрядовой практике много "отбросов папства". Этих христиан не устраивали частичные реформы богослужения и церковной жизни: они ратовали за глубокую и полную реформу на библейских началах. Библию пуритане почитали наивысшим авторитетом в делах веры и единственной основой правильного жизнеустройства. Ссылаясь на Священное Писание, пуритане выдвигали требования по ограничению королевской и епископской власти, выступали за подлинную свободу совести и отделение Церкви от государства. Одним из самых ярких представителей этого движения был великий английский поэт и общественный деятель Джон Мильтон.

Джон Мильтон ратовал за свободу печати. Начало борьбы за свободу печати положил Джон Мильтон в "Ареопагитике", опубликованной в 1644. Мильтон развил мысль о том, что в ходе справедливых публичных дебатов правдивые и положительные аргументы всегда одержат верх над ложными идеями. Общественные дебаты, по его мнению, ведут к гармонии и справедливому социальному порядку. В своей знаменитой речи, обращенной к Английскому Парламенту, он высказался за свободу печати. Мильтон патетически провозгласил: "Правде не нужно лицензирование, чтобы добиться победы". И в 1695 году Английское Постановление о Регулировании Печатной продукции было отменено.

Английское общество середины 40-х годов в разгар решающей схватки между сторонниками старого и нового обществ волнуют совершенно иные, и как им представляется совершенно конкретные вопросы. Одним из признаков новых веяний явились дискуссии о необходимости реформ образования и воспитания. То, что новому обществу после победы потребуется по-новому воспитанный человек, понимали лучшие умы Англии, ставшие на сторону парламента.

Подробнее рассмотрим данное обращение.

Ареопагом называлось верховное судилище в Афинах, к которому оратор Исократ обратился с письменным посланием. Мильтон заимствовал название этого послания. В преамбуле указывается, что в последнее время широко распространилось "множество ложных …клеветнических, возмутительных и мятежных" произведений, "к великому оскорблению Религии и правительства"; что действует множество частных типографий; и что лица, посторонние Книжной компании, нарушают права этой компании.

Как раз незадолго до выхода в свет этого памфлета Английская Революция, вопреки ожиданиям тогдашних либералов, установила в стране жёсткую цензуру – согласно которой "ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных". В своей ответной речи в адрес английского парламента, утвердившего этот нелепый закон, Мильтон, в частности, заявил: "Люди по природе свободны. Свобода – это прирожденный нам дар Божий". По мнению великого слепца, борьба при помощи цензуры со злом, которое может произойти от свободного обращения дурных книг либо статей, не принесет никакого результата, ведь добро и зло растут в этом мире вместе, и отличить их бывает трудно. Поэтому закон о цензуре можно отнести к тем законам, которые "стремятся наложить ограничения на то, что, не поддаваясь точному учёту, тем не менее, может способствовать как добру, так и злу". Мильтон опасался, что в случае введения цензуры место цензоров займут "люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые", которые будут "выедать" из книги все то, что не соответствует их невежественному пониманию. Более того: анализируя последствия цензуры, установленной в Италии и Испании инквизицией, Мильтон справедливо замечает, что тамошние народы, потеряв свободу слова, не сделались "лучше, честнее, мудрее и целомудреннее".

Мильтон в "Ареопагитиках" говорит, что человек нуждается в полной и подробной информации, которую ему и предоставляет пресса. Понимание Дж. Мильтоном войны и тирании как Божьей кары за греховность народа не служит оправданием данного явления. По мнению Дж. Мильтона, поставленный над людьми несет ответственность за народ, является гарантом его защищенности и благополучия. В трактате "Ареопагитика" он отмечает, что в книгах находит выражение то, что является образом Божьим в человеке, воплощается то разумное, что возвышает человека над животными Дж. Мильтон приравнивает свободу книгопечатания к "природной" свободе разумного человека делать выбор между добром и злом.

Выводы

Мильтон выступая против цензуры и продолжая, таким образом, дело предшественников (примечательно, что знаменитая речь Джона Мильтона "Ареопагитика" в защиту свободы печати была откликом на факты ужесточения режима прессы в Англии), английские просветители вскрывали и социально-политический, и социально-психологический, личностный, смысл цензуры.

Гуманист, боровшийся в Мильтоне с богобоязненным пуританином, определил сложный, противоречивый идейно-художественный комплекс поэмы. Вторая поэма Мильтона слабее, хотя и в ней содержится идея борьбы. Творческая эволюция Мильтона шла от традиций Позднего Ренессанса к выработке самостоятельного стиля, в котором намечается общая классицистическая тенденция. Воздействие Мильтона на развитие европейской поэзии прослеживается вплоть до 30-х годов 19 века. Английского поэта и мыслителя знали и высоко ценили в России 18-19 веков, и сам Мильтон проявил интерес к России, посвятив ей "Краткую историю Московии"

Литература

1. Маркс К. и Ф. Энгельс. Соч., т. 20

2. Мильтон Дж. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644) // Современные проблемы. Вып. 1. М.-Новосибирск, 1997. С. 31-79.

3. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи М.:Этно 1999

4. Рокетов А.Д. Джон Мильтон и его потерянный рай Саратов Вестник СГУ 1999

5. Рубинштейн Е.Б. Английский утопизм в эпоху революций Хрестоматия мировой литературы М.: Прогресс 2000