Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие.

Статьи по теме
Искать по теме

Проблема управленческого учета доходов от продаж является сегодня весьма актуальной для многих торговых организаций. Суть ее в следующем. Для большинства управленцев и других внутренних пользователей отчетности торговых организаций показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках недостаточно для принятия оперативных управленческих решений. Поэтому необходима рациональная детализация доходов от продаж, то есть такая детализация количества и суммы продаж, которая позволяла бы с необходимой периодичностью решать как минимум следующие управленческие вопросы:

- какой вид реализуемых товаров наиболее прибылен и почему;

- какой клиент (покупатель) является наиболее "ценным";

- какой центр доходов наиболее эффективен и почему;

- какой размер скидки следует применить к определенной группе товаров, чтобы повысить оборачиваемость товаров без существенного ущерба для финансовых результатов.

Требование рациональности в данном контексте означает, что детализация не должна быть настолько глубокой и сложной, чтобы уменьшать готовность менеджера анализировать выходные данные управленческого учета.

Наши исследования показали, что специалисты планово-экономических служб (отделов бюджетирования) выражают готовность анализировать:

- по поводу каждого управленческого аспекта – не более 3 – 4 показателей; учитывая, что каждый из них может оцениваться в динамике и структуре, целесообразно также проведение сравнительного анализа;

- в аспекте общих целей деятельности каждого специалиста в рамках исполнения должностных обязанностей (например, мерчандайзера, сбытового или транспортного логиста) – не более 10 показателей.

Сбор "лишней" информации считается нерациональным, если принятие более конкретных управленческих решений на основе дополнительных данных требует больших затрат, нежели эффект от их внедрения.

Таким образом, в данной статье нами сделана попытка решить следующие задачи в аспекте рационализации управленческого учета и анализа продаж в оптовой торговле:

- предложена методика отбора "узких мест", требующих оперативных управленческих решений, детального анализа менеджерами среднего и высшего звена посредством сбора достаточной надлежащей информации;

- с точки зрения полезности для внутренних пользователей информации рекомендованы группы базовых показателей, необходимых для принятия оперативных управленческих решений;

- предложен инструментарий сбора аналитической информации средствами бухгалтерского учета.

В отечественной практике методика факторного анализа продаж обстоятельно изложена в трудах Н.П. Любушина, Г.В. Савицкой, А.А. Максютова, где приведены факторные модели, алгоритм и подтверждающие расчеты с выводами.

Результативность функционирования большинства организаций чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности. Любой хозяйствующий субъект обладает определенными возможностями для достижения целей, ради которых он был создан. Как справедливо отмечает В.П. Родичева, в нашей стране основными оценочными показателями традиционно считаются объем реализации и прибыль. Потому наиболее рациональная система сбора и анализа оперативной информации по поводу эффективности продаж должна прежде всего основываться на оценке влияния факторов на финансовый результат от реализации.

Тем не менее большинство прикладных методик не учитывает отраслевых особенностей анализа результатов продаж, а также устойчивости тенденций изменения основных факторов, влияющих на изменение прибыли (убытка) от основного вида деятельности.

В частности, Н.В. Климова, обосновывая методику стратегического решения по увеличению объема продаж, оперирует статическими данными о цене, постоянных и переменных затратах. Это снижает практическую ценность методики в условиях разнонаправленных тенденций жизненного цикла товарного ассортимента в торговле при непредсказуемых колебаниях закупочных и реализационных цен.

Применение комплексного подхода позволит оценить товарную политику в целом сразу по нескольким признакам. Алгоритм предлагаемого комплексного подхода к оценке товарной политики заключается в следующем (см. рисунок).

Алгоритм комплексного подхода к оценке товарной политики предприятий

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Показатели, используемые для расчета общего показателя эффективности товарной политики предприятий, часто используются для целей управленческого учета предприятия, являясь общеизвестными. В то же время в данном подходе мы предлагаем несколько новых показателей. Это показатели эффективности использования жизненного цикла продукции предприятием, показатель производственной эффективности товарной политики, различные показатели вариации товарооборота и зависимости от определенных товарных групп, а также показатель риска товарной политики предприятия. Таким образом, данный подход решает проблемы не только экономической эффективности товарной политики, но и производственной, эффективности распределения рисков в процессе формирования ассортимента.

На первом этапе комплексного подхода к оценке товарной политики предприятий необходимо рассчитать следующую совокупность показателей:

– оборачиваемость запасов предприятия (К1):

К1 = С/З, (1)

С – себестоимость продукции предприятия, тыс. руб.;

З – среднегодовая стоимость запасов, тыс. руб.

Показатель оборачиваемости запасов характеризует, насколько быстро предприятие свои производственные запасы превращает в готовую продукцию, то есть насколько быстро производит товары. Значение показателя показывает, сколько раз предприятие произвело продукт из всех своих запасов в среднем. Этот показатель очень важен для оценки товарной политики, так как он показывает, насколько успешно составлен ассортимент с точки зрения производственных возможностей предприятия;

– оборачиваемость готовой продукции предприятия (К2 ):

К2 = В/ГП (2)

В – выручка предприятия, тыс. руб.;

ГП – среднегодовая стоимость готовой продукции предприятия, тыс. руб.

Данный показатель характеризует, насколько предприятие успешно строит свою товарную политику. Он показывает, сколько раз предприятие за отчетный период продало свою готовую продукцию потребителю. То есть показывает, насколько эффективными были ассортиментная политика предприятия (составление товарного ассортимента с точки зрения оборачиваемости и спроса в периоды максимального спроса на продукт), политика управления жизненным циклом товара (отсутствие товарных групп, находящихся в зоне спада, грамотность ввода новых продуктов), политика управления конкурентоспособностью товарных групп (отсутствие товарных групп, которые хуже продуктов конкурентов по основным параметрам, а также эффективность марочной политики);

– оборачиваемость дебиторской задолженности предприятия (К3 ):

К3 = В/ДЗ, (3)

ДЗ – среднегодовая стоимость дебиторской задолженности предприятия, тыс. руб.

Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности предприятий характеризует эффективность ассортиментной политики. Чем он выше, тем на более платежеспособных потребителей ориентируется предприятие;

– рентабельность продаж предприятия (К4):

К4 =Ппр/В * 100%, (4)

Ппр – прибыль от продаж предприятия, тыс. руб.

Показатель характеризует эффективность использования товарооборота предприятия для получения прибыли. Он показывает, сколько процентов денежных средств предприятие получает в качестве прибыли от продаж с каждого рубля выручки. Коэффициент характеризует эффективность ассортиментной политики предприятия (более высокая торговая надбавка на продукт);

– рентабельность затрат предприятия (К5):

К5 = Ппр / С * 100%, (5)

Показатель, аналогичный предыдущему, с той лишь разницей, что учитывает отдачу от каждого вложенного рубля в производство продукции;

– доля валовой маржи в товарообороте предприятия (К6):

К6 = ВМ / В * 100%, (6)

ВМ – валовая маржа предприятия, тыс. руб.

Данный показатель очень важен для производственных предприятий, так как характеризует эффективность использования добавленной стоимости на продукт. То есть показатель показывает, сколько выручки за вычетом переменных затрат предприятие получает с товарооборота. Этот показатель не учитывает все расходы предприятия, так как некоторые из них (например, управленческие) не имеют прямого отношения к управлению товарной политикой предприятия и искажают реальную картину;

– коэффициент вариации продаж предприятия во времени (К7):

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Коэффициент вариации показывает, насколько предприятие зависит от сезонности спроса на свою продукцию. Увеличение данного показателя свидетельствует также о нестабильности спроса на продукцию, что является большим риском для предприятия. Данный показатель зависит от сферы деятельности, в которой работает предприятие, поэтому оценивать его следует исходя из сложившейся ситуации в этой сфере. В динамике же любое предприятие должно стремиться к сокращению этого показателя;

– коэффициент вариации товарооборота по товарным группам (К8):

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Показатель характеризует зависимость предприятия от одной или нескольких товарных групп, а также от непропорциональности ассортимента. В частности, при его высоком значении предприятие сильно зависит от товарной группы или товарный ассортимент не сбалансирован;

– уровень риска (К9) следует оценивать по следующей методике.

Предприятие оценивает риски по следующим параметрам: угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров-заменителей, угроза увеличения стоимости сырья, угроза снижения цены продукции, угроза снижения экономической конъюнктуры и коэффициент вариации объема продаж за последний год. Данные угрозы взяты из перечня конкурентных сил М. Портера. После расчета рисков рассчитываем сумму вероятностей совместных событий. Затем полученную вероятность суммируем с коэффициентом вариации, сумму делим на два. Полученная величина и есть величина общего риска данной товарной группы.

Расчет вероятности каждого события следует производить в следующем порядке.

1. Угроза появления новых конкурентов.

Данный риск оценивается по показателю "относительное изменение числа предприятий на соответствующем рынке". Сначала рассчитывается индекс появления новых предприятий:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

После рассчитывается среднее арифметическое из нескольких полученных индексов за период:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

2. Угроза появления товаров-заменителей.

Риск возникновения данного события рассчитывается как относительное расширение товарной группы на рынке, т.е. относительный прирост товаров в данной товарной группе за анализируемый период:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

После рассчитывается среднее арифметическое из нескольких полученных индексов за период:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

3. Угроза увеличения стоимости сырья.

Оценивается по показателю относительного изменения стоимости сырья для производства данной товарной группы.

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

После рассчитывается среднее арифметическое из нескольких полученных индексов за период:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

4. Угроза снижения цены продукции.

Оценивается исходя из относительного снижения цены за период. При этом отрицательные изменения цены не следует учитывать:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

После рассчитывается среднее арифметическое из нескольких полученных индексов за период:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

5. Угроза ухудшения экономической конъюнктуры.

Оценивается по показателю:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

После рассчитывается среднее арифметическое из нескольких полученных индексов за период.

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

По всем этим угрозам вычисляем совокупный риск, т.е. вероятность наступления совместных событий.

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие i

При этом если какая-либо из угроз принимает значение больше 1, то считаем такую угрозу равной единице.

После расчета суммы 5 рисков рассчитывается общий риск товарной группы с учетом коэффициента вариации:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

где сигма – коэффициент вариации спроса за анализируемый период, ед.;

– доля максимальной по товарообороту товарной группы (К10):

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

- темп роста товарооборота предприятия (К11):

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Данный показатель характеризует темпы развития предприятия. Его рекомендуемые значения также берутся из сложившихся тенденций в анализируемой сфере деятельности;

– индекс физического объема роста продаж (К12):

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Показатель рассчитывается аналогично предыдущему, за исключением того, что в данном коэффициенте сравнивается только физический объем продаж, без учета цен:

– отношение суммы товарооборота товарных групп за вычетом двух

лидирующих к товарообороту предприятия (К13):

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Показатель характеризует зависимость предприятия от двух товарных групп. Его важность в том, что часто по одной товарной группе сложно оценить, насколько ассортимент предприятия не сбалансирован;

– коэффициент использования жизненного цикла продукции предприятием

(К14):

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Предприятие должно учитывать, какие товарные группы принадлежат к зоне спада. Это важно для того, чтобы обеспечить ему стабильный доход в течение длительного периода времени (больше года).

Принадлежность товарной группы к зоне спада определяется исходя из

формулы прироста товарооборота предприятия (Тпр):

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Затем определяется среднее квадратическое отклонение приростов товарооборота всех товарных групп предприятия сигма:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

где m – число товарных групп предприятия, ед.

Если темп прироста товарооборота товарной группы ниже среднего темпа прироста на 1/2 среднеквадратического отклонения и более, то товарная группа принадлежит к зоне спада;

- интегральный коэффициент производственной эффективности производства

продукции (К15). Расчет данного показателя производится по приведенной ниже методике.

Рассчитывается коэффициент безотходности производства:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

От – вес отходов, полученных от производства данного продукта.

Некоторые отходы от производства товаров могут использоваться при производстве других товаров, что повышает их потребительную стоимость. Поэтому данный коэффициент необходимо корректировать. Сначала рассчитываются чистые отходы от производства товара:

ЧО = От – Отисп, (29)

где ЧО – чистые отходы, кг;

Отисп – стоимость отходов, которые предприятие использует для

производства продукции.

Эти отходы предприятие никак уже не использует. Оно должно стремиться минимизировать их до нуля.

Затем рассчитывается коэффициент чистого производства продукции:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Данный коэффициент показывает, сколько произведено с 1 руб. исходных материалов продукции с учетом направленного на производство других товаров.

Вышеприведенные расчеты привели к первому важному параметру производственной эффективности товарной политики предприятия – коэффициенту чистого производства продукции. Второй показатель – коэффициент использования отходов предприятия как доли отходов, идущих на производство продукции, к общим отходам по продукту:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Данный показатель показывает, насколько интенсивно предприятие использует свои отходы. Любое предприятие должно стремиться к тому, чтобы данный показатель был равен единице.

Общий интегральный показатель производственной эффективности (коэффициент производственной эффективности) товарной политики предприятия рассчитывается как среднее арифметическое между двумя коэффициентами чистого производства и использования отходов предприятия:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Он показывает, насколько предприятие эффективно производит (чем меньше отходов, тем лучше) и насколько использует отходы для дальнейшего производства.

Рассчитанный интегральный коэффициент производственной эффективности товарной политики используется как составная часть комплексного подхода к оценке товарной политики предприятий.

После расчета всех показателей им присваивается оценка по балльной системе (см. таблицу). При попадании значения показателя в определенные рамки ему присваивается балльное значение от -2 до 2 в соответствии с таблицей. В основу такого подхода взята методика экспресс-анализа финансово-экономического состояния предприятий при помощи спектр-балльного метода В.В. Рудько-Силиванова, преобразованная с учетом показателей эффективности товарной политики предприятия.

Таблица 1

Распределение показателей оценки товарной политики предприятий

Показатель

Значения для присвоения баллов показателям

-2

-1

0

1

2

1. Оборачиваемость
запасов предприятия

Менее
3

3 – 5

5 – 6

6 – 8

Более
8

2. Оборачиваемость
готовой продукции
предприятия

Менее
2

2 – 2,5

2,5 – 3

3 – 4

Более
4

3. Оборачиваемость
дебиторской
задолженности
предприятия

Менее
4

4 – 6

6 – 8

8 – 10

Более
10

4. Рентабельность
продаж предприятия

Менее
8

8 – 15

15 – 20

20 – 25

Более
25

5. Рентабельность
затрат предприятия

Менее
12

12 – 20

20 – 25

25 – 30

Более
30

6. Доля валовой маржи в
товарообороте
предприятия

Менее
15

15 – 25

25 – 35

35 – 40

Более
40

7. Коэффициент вариации
продаж предприятия во
времени

Более
50

40 – 50

30 – 40

20 – 30

Менее
30

8. Коэффициент вариации
товарооборота по
товарным группам

Более
50

40 – 50

30 – 40

20 – 30

Менее
30

9. Уровень риска

Более
20

17 – 20

14 – 17

10 – 14

Менее
10

10. Доля максимальной
по товарообороту
товарной группы

Более
50

40 – 50

30 – 40

20 – 30

Менее
30

11. Темп роста
товарооборота
предприятия
(в сравнении с
товарооборотом сферы
деятельности)

Менее
"-15"

"-15" – "-5"

"-5" – "+5"

"+5" – "+15"

Более
15

12. Индекс физического
объема роста продаж (в
сравнении с аналогичным
показателем сферы
деятельности)

Менее
"-15"

"-15" – "-5"

"-5" – "+5"

"+5" – "+15"

Более
15

13. Отношение суммы
товарооборота товарных
групп за вычетом двух
лидирующих к
товарообороту
предприятия

Менее
30

30 – 40

40 – 50

50 – 70

Более
70

14. Коэффициент
использования
жизненного цикла
продукции предприятием

Более
30

25 – 30

20 – 25

15 – 20

Менее
15

15. Интегральный
коэффициент
производственной
эффективности товарной
политики

Менее
0,5

0,5 – 0,6

0,6 – 0,8

0,8 – 0,9

Более
0,9

Затем происходит суммирование всех полученных оценок. После рассчитывается коэффициент эффективности товарной политики предприятия за анализируемый период, равный отношению сумм всех полученных баллов к 30 (максимально возможная сумма оценок).

После расчета можно сравнить полученный показатель с показателем прошлого года.

Применение комплексного подхода позволит предприятиям комплексно оценить товарную политику, а также изменения, проведенные с товарной политикой за анализируемый период, так как только комплексная оценка может дать четкий ответ на вопрос, были ли эффективными проведенные изменения товарного ассортимента. Это связано с тем, что при оценке тех или иных изменений, как правило, рассчитывается изменение прибыли или товарооборота. В то же время значения других, не менее важных для предприятия, параметров могут снижаться.

2 Анализ объема и структуры оптовой реализации товаров

Анализ объема и структуры товаров организации, вложенных в запасы и расчеты дает возможность определить резервы уменьшения потребности в оборотных средствах путем оптимизации запасов, их относительного снижения по сравнению с ростом производства, ускорения расчетов или, наоборот, привлечения средств в оборот при неблагоприятном положении дел.

Увеличение абсолютной суммы и удельного веса запасов и затрат в общем объеме оборотных средств может свидетельствовать о:

- Наращивание производственного потенциала организации;

- Стремление путей вложений в производственные запасы защитить денежные активы организации от обесценения под воздействием инфляции;

- Нерациональность выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасы, ликвидность которых может быть невысокой. Хотя рост запасов и затрат может привести к повышению ликвидности текущих активов, нужно выявить и проанализировать причины отвлечения средств из хозяйственного оборота, поскольку подобное положение дел может привести к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния организации.

При этом необходимо:

- Установить обеспеченность организации нормальными переходящими запасами сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров;

- Выявить излишние и ненужные запасы материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров.

Проведение подобных расчетов, позволяет в какой – то степени определить вклад каждого подразделения организации (складов, цехов) в повышение эффективности использования оборотных средств.

Оценку начинают с анализа показателей оборачиваемости запасов. При этом рассчитываются следующие показатели [8]:

- Коэффициент оборачиваемости запасов – характеризует количество оборотов, которые могут совершать запасы в течение анализируемого периода:

Коб.зап = Vр / СЗ; (33)

Средняя величина запасов (СЗ) = (запасы на начало года + запасы на конец года)/2 (34)

Отсюда

Коб.зап=Vр/(0,5*(запасы на начало года + запасы на конец года)) (35)

В условиях нормально функционирующей рыночной экономики оптимальная величина оборачиваемости материальных запасов составляет 4-8 оборотов в год, но это положение приемлемо лишь для производственных организаций;

- Коэффициент длительности оборота запасов в днях:

Доб=(СЗ*Т)/Vр (36)

Показатели длительности оборота могут быть рассчитаны также отдельно по производственным запасам (то есть сырью и материалам) и незавершенному производству. Таким образом может быть проведена дальнейшая детализация сводного показателя запасов. В этих случаях расчеты проводят следующим образом:

Длительность оборота производственных запасов в днях [26]:

Длпз = (ПЗ*Т)/S (37)

Где ПЗ – средняя величина производственных запасов (тыс. руб.);

S – себестоимость реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.).

Уровень запасов при этом должен быть достаточно высоким для удовлетворения потребности в них в случае необходимости.

Период оборачиваемости запасов сырья и материалов равен продолжительности времени, в течение которого сырье и материалы находятся на складе перед передачей в производство. Роль названного показателя, как правило, бывает вызвана сокращением объемов производства в результате сокращения объемов реализации и появления у организации сверхнормативных запасов сырья и материалов. Иногда увеличение данного показателя оправдано, но только при ожидаемом повышении цен на сырье и полуфабрикаты. Низкий показатель может указывать на недостаточность товарно-материальных ценностей, что в дальнейшем может привести к замедлению бизнеса;

Длительность оборачиваемости незавершенного периода – означает продолжительность времени, необходимого для превращения полуфабрикатов в готовую продукцию. Определяется аналогично предыдущему показателю;

Период оборачиваемости запасов готовой продукции – равен продолжительности времени, в течение которого готовая продукция попадает к покупателю. Длительность оборачиваемости готовой продукции рассчитывается по формуле [38]:

Длгп = (ГП*Т)/Vр (38)

Где ГП – средняя величина готовой продукции (тыс. руб.);

Сокращение этого показателя может означать увеличение спроса на продукцию организации, увеличение – затоваривание сбытов. При проведении оперативного анализа запасов готовой продукции необходимо определить, соответствую ли остатки готовой продукции соответствующим нормативам.

Очевидно, что любые отклонения от нормального уровня запасов по всем перечисленным выше показателям, увеличивают непроизводительные затраты организации. Так, недостаток запасов сырья и материалов и сокращение заделов незавершенного производства могут привести к остановкам производств, нарушению его ритмичности, и, как следствие, к сокращению объема выпуска продукции и невыполнению долговых обязательств с последующим наложением штрафных санкций. Появление сверх нормативных и излишних запасов приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств и омертвению капитала в запасах, росту затрат на хранение с последующим ростам себестоимости и снижением прибыли. Увеличение запасов, как правило, ведет к привлечению заемных средств, росту кредиторской задолженности, что так же отрицательно сказывается на финансовом положении.

С целью определения мобильности запасов рассчитывается коэффициент накопления, который определяется как отношение суммарной стоимости запасов сырья, материалов и незавершенного производства к стоимости готовой продукции и товаров:

Кн = (ПЗ+НП)/(ГП+Т) (39)

Где Кн – коэффициент накопления запасов;

ПЗ – производственные запасы;

НП – незавершенное производство;

ГП – готовая продукция;

Т – товары.

При оптимальном варианте этот коэффициент должен быть меньше 1, но такое соотношение справедливо только в том случае, если продукция обладает конкурентоспособностью, и пользуются спросом. Величина коэффициента более 1 свидетельствует о наличии сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей. Основными причинами образования сверхнормативных остатков для каждого элемента оборотных активов различны, и для каждого определенные в зависимости от сферы обращения.

Для готовой продукции это связано, прежде всего, с ростом конкуренции потерей рынков сбыта, снижением спроса из-за низкой покупательской способности субъектов хозяйствования и населения, высокой себестоимостью продукции, неритмичностью выпуска и отгрузки. Увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия приводит к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах и уплаты процентов по ним, росту кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, работникам предприятия по оплате труда.

Для анализа состава, динамики и причин образования сверхнормативных остатков готовой продукции по каждому ее виду используются данные аналитического и складского учета, инвентаризации и оперативные сведения отдела сбыта, службы маркетинга. С целью расширения и поиска новых рынков сбыта необходимо изучать пути снижения себестоимости продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности, структурной перестройки экономики предприятия, организации эффективной рекламы.

Для незавершенного производства это связано с аннулированием производственных запасов, удорожание себестоимости продукции, недостатки в планировании и организации производства, недостатки покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий. Увеличение остатков незавершенного производства может свидетельствовать, с одной стороны, о расширении производства, а с другой – о замедлении оборачиваемости капитала в связи с увеличением продолжительности производственного цикла.

На основе оперативной отчетности различают следующие виды дебиторской задолженности по срокам оплаты счетов, которые классифицируются по группам:

- Срок оплаты не наступил;

- Просрочка от 1 до 30 дней (до месяца);

- От 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);

- От 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

- От 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

- От 360 дней и более (более года).

К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил либо составляет менее одного месяца. К неоправданной задолженности относится просроченная задолженность покупателя и заказчика. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о нерациональной политике организации по предоставлению отсрочки в расчетах с покупателями, о наличии реальной угрозы неплатежеспособности самой организации-кредитора и ослабляет ликвидность ее баланса. Сомнительная дебиторская задолженность может иметь место и по другим статьям актива баланса: "Товары отгруженные", "Прочие оборотные активы". Так в статью "Товары отгруженные" могут включать неоправданную дебиторскую задолженность в виде:

- Отгруженных товаров и сданных работ по расчетным документам, не переданным в банк на инкассо, по которым истекли сроки, установленные для сдачи документов в обеспечение ссуд;

- Отгруженных товаров и сданных работ по расчетным документам, неоплаченным в срок покупателями и заказчиками.

Статья "Прочие оборотные активы" может включать недостачи и потери от порчи товарно-материальных ценностей, не списанных с баланса в установленном порядке.

Ухудшение состояния расчетов с покупателями и рост неоправданной задолженности подтверждается удлинением среднего срока инкассирования дебиторской задолженности.

Увеличения статей дебиторской задолженности может быть обусловлено:

- Неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров;

- Наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей;

- Слишком высокими темпами наращивания объема продаж;

- Трудностями в реализации продукции.

Резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами (сокращение продаж в кредит, потеря потребителей продукции).

3 Оценка поступления товаров на предприятие

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П "Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 "Баланс предприятия", ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках"; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция – стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или "стоимостного" фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC №15 "Информация, характеризующая влияние изменения цен" нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует "Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости" и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит в основе "Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость". Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

- корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1).

Таблица 2

Динамика товарной продукции

Год

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

Тб=ТПi/ТП0 х 100%

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%

где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо – объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента;

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

- по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn: ВП0 х 100%,

где ВПа – выполнение плана по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 – плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

∆ВПс = ВП1 – ВП1,0,

где ∆ВПс – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;
ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;
ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

При использовании средних цен расчет производится по формуле

∆ВПс = (Ц1 – Ц0) * VВП1,

где Ц1, Ц0 – средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) – VВП0:

Крит. = VВП1,0: VВП0;

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д.) плановому выпуску:

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

где n – число суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1).

Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид

РП = ГПзап.I + ВП – ГПзап.II,

где РП – объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП – объем выпуска продукции за период.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 – ВПн) / ВП0 ,

 где ВП0 – плановый объем продукции для заключения договоров;
 ВПн – недопоставка продукции по договорам.

Анализ оптового товарооборота и оценка поступления товаров на предприятие

Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.