Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

Статьи по теме
Искать по теме

Информация для анализа фактической величины дебиторской и кредиторской задолженности содержится в бухгалтерском балансе, в приложении к нему, в пояснительной записке и регистрах синтетического и аналитического учета. В балансе эти данные представлены в виде дебетового сальдо счетов учета задолженности. Дебиторская задолженность подразделена на долги, платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и задолженность, погашение которой предполагается в течение 12 месяцев после отчетной даты. Кредиторская задолженность в балансе представлена в общей сумме и в разрезе счетов учета расчетов, имеющих кредитовое сальдо.

Информация о величине и структуре долговых обязательств в бухгалтерском балансе взаимосвязана с показателями статей раздела " Дебиторская и кредиторская задолженность" формы № 5, в котором отражаются данные об изменении дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный год. Это позволяет анализировать долговые обязательства предприятий по направлениям их возникновения или получения, видам дебиторской и кредиторской задолженности, степени соблюдения сроков платежей и другим основаниям.

По данным бухгалтерского баланса, приложений к нему и пояснительной записки можно судить о степени обеспечения обязательств и платежей полученных и выданных, динамике движения векселей, об изменении долговых обязательств покупателей по поставленным им товарам (услугам) по их фактической себестоимости. Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе юридических и физических лиц делается на основе данных аналитического бухгалтерского учета.

ПБУ 4-99 "Бухгалтерская отчетность организации" обязывает предприятия раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках дополнительные данные о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности. Кроме того, здесь должна быть приведена информация, полученная по результатам анализа соблюдения расчетно-платежной дисциплины, просроченных долговых обязательств, полноты перечисления налоговых и приравненных к ним платежей, уплаченных или подлежащих уплате штрафных санкций за неисполнение долговых обязательств, в том числе перед бюджетом.

Анализ задолженности – составная часть оценки ликвидности предприятия, его способности погашать свои обязательства. Для этого необходимо изучить и сопоставить объемы и распределение во времени денежных потоков, проанализировать тенденции изменения соотношения краткосрочных долгов и поступивших доходов. Тенденция роста этих показателей указывает на возможность возникновения проблем с платежеспособностью и ликвидность предприятия. Косвенно такой вывод подтверждает и увеличение сроков расчетов с кредиторами.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по данным финансовой отчетности предприятия включает:

-анализ динамики и структуры долговых обязательств;

-анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;

-анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;

-анализ влияния долговых обязательств на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость предприятия.

Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Определение сущности понятия "дебиторская и кредиторская задолженность" вынуждает перейти к вопросу управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия в его повседневной деятельности. При этом управление дебиторской и кредиторской задолженностью рассматривается как необходимость при ведении экономической деятельности.

Целью управления дебиторской и кредиторской задолженностью является обеспечение наиболее эффективной реализации экономических решений в процессе деятельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Недопустимо аккумулировать большую величину дебиторской и кредиторской задолженности;

2. Необходимо прогнозировать последствия роста дебиторской и кредиторской задолженности;

3. Недопустим неоправданный рост дебиторской и кредиторской задолженности.

От управления дебиторской и кредиторской задолженностью в значительной мере зависит эффективность работы организации.

Наращивание суммы дебиторской задолженности и возникновение просроченной дебиторской задолженности является одной из ключевых причин, приводящей к снижению эффективности работы организации. Как следствие, у организации возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.

Дополнительные ресурсы привлекаются как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств: банки, партнеры, физические лица и др. в виде кредитов, займов, финансовой помощи. Однако в настоящее время не все организации могут позволить себе оплачивать использование заемных средств.

Предпосылки для возникновения просроченной и безнадежной дебиторской задолженности появляются на разных этапах ведения хозяйственной деятельности, а в частности: проведения преддоговорных процедур, заключения договора, исполнения договорных операций. Поэтому процесс возникновения и погашения дебиторской задолженности всегда должен находиться под контролем уполномоченных работников организации:

1. Преддоговорные процедуры. Причинами возникновения просроченной дебиторской задолженности может стать работа с несостоятельными и неплатежеспособными организациями, имеющими сомнительную репутацию на рынке. Чтобы снизить риск возникновения данных причин, необходимо проанализировать имеющуюся информацию о потенциальном партнере или клиенте. Кроме того, должна быть проанализирована платежная мораль потенциального клиента. Платежная мораль – это четкое и своевременное выполнение предприятием своих платежных обязательств. Зачастую неоплата счета вызвана не только отсутствием ресурсов у предприятия, но и установленной руководством политикой оплаты счетов, которая не всегда соответствует принципам пунктуальности оплат.

2. Определение возможной суммы кредитования. Следует отметить, что не существует каких-то единых подходов для рассмотрения показателей работы организации. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, репутации предприятия.

3. Заключение договора. Начало отношений с клиентом или партнером, как правило, происходит на переговорах и согласие о продолжении сотрудничества и его условиях закрепляется договором. Договор выполняет следующие функции:

- юридически закрепляет отношения между партнерами, придает им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;

- определяет порядок, способы и последовательность совершения действий партнеров;

- предусматривает способы обеспечения выполнения обязательств.

Поэтому на этапе заключения договора важно предусмотреть и зафиксировать все процедуры договорных отношений. При этом должны быть четко обозначены: реквизиты сторон; обязательства сторон; сроки и способы исполнения обязательств; условия оплаты и поставки; документы для оплаты и принятия товаров, работ, услуг; параметры качества товаров и упаковки, работ, услуг; порядок предъявления рекламаций; обязательства непреодолимой силы; обеспечение обязательств; страхование ответственности; ответственность сторон за выполнения обязательств; порядок изменения договорных отношений и разрешения споров и пр.

Грамотно составленный юристом договор является основой положительного исхода значительной части конфликтных ситуаций и минимизирует ошибки и экономические потери предприятия как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

В процессе хозяйственной деятельности на этапе исполнения договорных обязательств необходимо прослеживать выполнение всех пунктов договора, и при оперативном контроле за выполнением всех условий договора значительно облегчается процедура выявления разногласий по договору или нарушений при его исполнении.

Формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности; выбор вида кредитной политики, определение возможной суммы дебиторской и кредиторской задолженности, формирование системы условий использования дебиторской и кредиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.

Также обязательны контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.

Обеспечение ежедневного оперативного анализа оплаты по кредиторской и дебиторской задолженности существенно облегчают получение полной и достоверной информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности, позволяют своевременно выявлять просроченную дебиторскую кредиторскую задолженность и принимать меры к ее оплате, а также качественно планировать движение денежных потоков компании.

Кроме того, в рамках регулярного финансового анализа рекомендуется анализировать структуру дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе текущей и просроченной. В свою очередь, просроченная дебиторская задолженность разделяется на составные части в зависимости от срока давности. Это помогает четко организовать работу компании по возврату задолженности и своевременно предпринимать необходимые действия по недопущению перехода просроченной задолженности в безнадежную.

Кроме того, постоянный анализ позволяет определять периоды и зависимость роста и снижения сумм дебиторской задолженности, что делает более достоверными результаты финансового планирования и бюджетирования.

Анализ состояния расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами очень важен, так как оказывает большое влияние на увеличение или уменьшение задолженности.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся.

Анализ состояния расчетов с дебиторами и кредиторами необходим не только руководству организации, но и работникам для того, чтобы дать объективную оценку реальности погашения и обеспечения ею обязательств.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности необходим поставщикам и подрядчикам, покупателям и заказчикам, работникам налоговых органов, финансовых служб – всем, кто имеет или намерен иметь хозяйственные отношения с организацией, чтобы убедиться в ее платежеспособности.

Особое значение анализ дебиторской и кредиторской задолженностей имеет для банков, инвестиционных фондов и компаний, которые, прежде чем предоставить кредит или осуществить финансовые вложения, с особой тщательностью анализируют бухгалтерскую отчетность клиентов, в том числе дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Задачи анализа расчетов с дебиторами и кредиторами:

- определить, как изменилась величина долговых обязательств по сравнению с началом года или другого анализируемого периода;

- оценить, оптимально ли соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, если нет – определить, как добиться его оптимальности, что для этого нужно сделать;

- определить и оценить риск дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние организации, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;

- оценить целесообразность увеличения отпуска продукции, товаров и услуг в кредит;

- определить пределы ценовых скидок для ускорения оплаты выставленных счетов;

- прогнозировать состояние дебиторской и кредиторской задолженности в пределах текущего года, что позволит улучшить финансовые результаты ее деятельности.

Можно выделить следующие методы, которые необходимо использовать для проведения анализа расчетов с дебиторами и кредиторами:

- Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

- Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

- Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение основной тенденции динамики показателя.

- Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

- Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный.

- Управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.

Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:

- планирование размера дебиторской и кредиторской задолженности;

- управление кредитными лимитами;

- контроль дебиторской задолженности;

- мотивация сотрудников.

Для управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).

В целом же, приведенные этапы управления дебиторской и кредиторской задолженности базируются на основных функциях управления

Управление – функция организованных систем разной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержку режима деятельности, реализацию их программ и целей. Предлагается в процессе управления дебиторской и кредиторской задолженностью выделять такие этапы.

Первый этап управления – планирование величины дебиторской и кредиторской задолженности – одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской и кредиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.

В процессе выполнения учета дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения.

Третий этап управления – контроль величины дебиторской и кредиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. В эпоху централизованного планирования было достаточно разработать плановые показатели, но в рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием.

На четвертом этапе – анализ дебиторской и кредиторской задолженности – исследуются и выделяются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей.

Пятый этап – этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения.

Для формирования нескольких возможных решений, направленных на улучшение той ситуации, в которой находится предприятие, достаточно информации, собранной еще на стадии анализа. На основе этой информации можно создать систему ограничений относительно соответствующей целевой функции, а также провести ранжирование причин, которые больше всего влияют на величину дебиторской задолженности. Та же причина может вызывать несколько последствий, а устранение этих причин моделируется с целью оценки возможных результатов. Таким образом, разрабатывается несколько альтернативных решений или даже определяется оптимальное решение.

Шестой этап – фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений – на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нескольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения.

Осуществляя управление дебиторской и кредиторской задолженностью, предприятие в первую очередь ориентируется на свою стратегию, увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем содержание своей рыночной доли и аккумуляция денежных средств.

Совершенствование системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Для того, чтобы недопускать просрочек уплаты платежей рекомендовано составление платежного календаря.

Платежный календарь – таблица, в которую заносят все поступления денег в организацию: выручку от продаж, кредиты, займы и др. Календарь должен содержать и записи о платежах фирмы. Например, о расчетах с поставщиками, погашении процентов, кредитов и выдаче заработной платы. Главное предназначение этого документа – контроль кредитоспособности и платежеспособности организации.

В календаре сумма доходов, которые компания планирует получить, должна быть не меньше ожидаемых расходов. Если поступления превысят платежи, документ отразит остаток денег на счете. Это будет означать, что компания платежеспособна. В противном случае вовремя рассчитаться по долгам она не сможет.

Платежный календарь необходимо составлять на основании следующих данных:

-отчет о кредиторской и дебиторской задолженности организации. В нем должны быть указаны суммы доходов и расходов с перечнем договоров, контрагентов и ответственных лиц;

-графики оплаты договоров, в которых отражены сроки платежей;

-графики периодических выплат – налогов, заработной платы и т.п.;

-данные о текущих остатках на счетах.

В первую очередь имеет смысл занести в календарь регулярные выплаты и поступления. Как правило, это такие платежи, как авансы, расчеты по кредитам и займам, оплата процентов, штрафов и пени.

По остальным расчетам необходимо разработать форму заявки на платеж, которую будут подписывать.

Из календаря нужно исключить даты, денежные остатки на которые получились отрицательными. Сделать это можно так:

-"передвинуть" расходы на более поздние сроки, а поступления – на более ранние;

-разделить платеж на несколько частей с разными датами исполнения;

-рассчитаться с контрагентом альтернативным способом. Например, заплатить ему товарным векселем вместо денежного;

-конвертировать одно платежное средство в другое. Так, фирма может продать банковский вексель и получить наличные денежные средства;

-договориться о кредитовании компании. При этом нужно учитывать грядущие выплаты по процентам за пользование заемными средствами.

Для того чтобы оперативно контролировать расходы компании, необходимо ежедневно уточнять перечень и суммы планируемых на очередную дату платежей. При этом необходимо учитывать остатки денежных средств на предыдущий день.

Выводы

Причины, обусловливающие необходимость управления дебиторской и кредиторской задолженностью, следующие.

Во-первых, чем длиннее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов (равно как и в любой другой актив).

Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени обесцениваются, "облегчаются". Этот аспект особенно актуален для текущего состояния российской экономики с ее стабильно высоким уровнем инфляции.

В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник; поскольку все источники средств имеют собственную стоимость, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами.

В связи с ростом дебиторской и кредиторской задолженности, зачастую приводящим к платежному кризису, особую актуальность приобретает задача квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью, основанного на знании механизма ее возникновения и методов ликвидации.

11 приемов, направленных на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью с целью снижения уровня предпринимательского риска:

1. Исключение из числа партнеров предприятий-дебиторов с высоким уровнем риска.

2. Периодический пересмотр предельной суммы кредита.

3. Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами. Ожидание оплаты деньгами может обойтись гораздо дороже.

4. Формирование принципов осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период.

5. Выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого) или потребительского кредита.

6. Определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам.

7. Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий на предприятии должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга.

8. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами-дебиторами.

9. Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности.

10. Использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

11. По возможности предприятиям следует ориентироваться на максимально возможную диверсификацию клиентов-дебиторов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Предприятию следует приложить усилия к недопущению ухудшения показателей кредитоспособности. Такими мерами должны стать:

- совершенствование организации расчетов с дебиторами и кредиторами с целью недопущения опережающего роста кредиторской задолженности над дебиторской;

- сокращение расходов на основные средства и увеличение расходов на формирование оборотных средств;

- сокращение размера оборотных средств в запасах и затратах;

- немедленное сокращение кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Литература

1 О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ ред. от 12.07.2011г. № 210 – ФЗ. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

2 Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12. 2008г. № 307-ФЗ ред. от 11.07.2011г. № 200 – ФЗ. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

3 Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

4 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ М–ва финансов Рос. Федерации от 29.12.1998г. № 34н ред. от 24.12.2010 г. № 186н. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

5 О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]: приказ М-ва финансов Рос. Федерации от 02.07.2010 г. № 66н. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

6 Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.10.2008 № 106н ред. от 11.03.2009 № 22н. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

7 Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 "Доходы организации" [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.05.1999г. № 32н ред. от 08.11.2010 № 144н. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

8 Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации" [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.05. 1999г. № 33н ред. от 08.11.2010№ 144н. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

9 Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06 июля 1999г. № 43н ред. от 08.11.2010 № 144н. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

10 Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учеб. пособие / М. С. Абрютина. – Москва: Дело и Сервис, 2010. – 463 с.

11 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / под ред. проф. В. Я. Позднякова. – Москва: ИНФРА – М, 2009. – 617 с.

12 Анализ результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации: рабочая тетрадь / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т; сост. Н. А. Соловьева, Т. А. Цыркунова, Ю. В. Ерыгин. – Красноярск, 2009. – 84 с.

13 Анализ финансовых результатов деятельности коммерческой организации: рабочая тетрадь / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т; сост. Н. А Соловьева, О. Ю. Дягель. – Красноярск, 2009. – 118 с.

14 Анализ финансового состояния коммерческой организации: альбом наглядных пособий / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т; сост. Н. А. Соловьева, Ш. А. Шовхалов. – Красноярск, 2011. – 54 с.

15 Арабян, К. К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности внешними пользователями: учеб. пособие / К. К. Арабян. – Москва: КНОРУС, 2008. – 304 с.

16 Банкротство: учет, анализ и аудит: учеб. пособие / О. Ю Дягель [и др]; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2008. – 172 с.

17 Банк, В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В. Р. Банк, С. В. Банк, А. В. Тараскина. – Москва: Проспект, 2009. – 382 с.

18 Васильева, Л. С. Финансовый анализ: учебник / Л. С. Васильева, М. В. Петровская. – Москва: КНОРУС, 2006. – 544 с.

19 Данилова, Н. Ф. Экономический анализ деятельности предприятия: курс лекций / Н. Ф. Данилова, Е. Ю. Сидорова. – Изд. 2-е, стер. – Москва: Экзамен, 2009. – 189 с.

20 Дягель О. Ю. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.-практ. пособие для студентов специальности 080502.65 и направления подготовки 080100.62 всех форм обучения / О. Ю. Дягель; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск: КГТЭИ, 2011. – 231 с.

21 Дягель, О. Ю. Теория экономического анализа: учеб. пособие / О. Ю. Дягель; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2006. – 187 с.