Анализ и укрепление финансового состояния предприятия

Анализ и укрепление финансового состояния предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и задачи финансового анализа

Одно из важнейших условий успешного управления финансами организации – анализ его финансового состояния. Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние организации по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности организации интересуют собственников организации, его деловых партнеров, налоговые органы. Все это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе [38, с.257].

Существует несколько точек зрения относительно определения финансового анализа. Так А.Кривенко рассматривает финансовый анализ как "инструмент, необходимый для достижения стратегических целей компании и выполнения ее миссии". В.Ковалев определяет финансовый анализ как "аналитические процедуры, позволяющие принимать решения финансового характера". Более полное определение этого термина на наш взгляд приведено А.Грязновой: "Финансовый анализ – совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу".

Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами, в составе прибылей и убытков.

Локальные цели финансового анализа:

- определение финансового состояния предприятия;

- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

- установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

- прогноз основных тенденций финансового состояния.

Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.

Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.

Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач:

- предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

- характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;

- оценка финансовой устойчивости;

- характеристика источников средств: собственных и заемных;

- анализ прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации [3, с.6-7].

Субъектами анализа являются экономические службы предприятия, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов.

Кредиторы используют результаты анализа для оценки целесообразности предоставления кредита, займа, оценки возможностей организации своевременно и в полном объеме исполнить обязательства по предоставленному кредиту, займу, для определения условий кредитования, оценки гарантийных обязательств.

Инвесторы используют результаты анализа для оценки инвестиционной привлекательности организации, эффективности инвестиций и уровня их риска, эффективности использования имеющихся у организации собственных и привлеченных средств, ее финансовой устойчивости и платежеспособности.

Контрагенты используют результаты анализа для оценки надежности и перспективности деловых связей с данной организацией.

Налоговые органы проверяют своевременность, полноту расчетов по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды, стабильность поступлений денежных средств.

Органы государственной статистики используют финансовую отчетность, результаты анализа для статистических обобщений по регионам и отраслям.

Аудиторские компании (внешние аудиторы) осуществляют проведение финансового анализа в целях публичного подтверждения результатов деятельности организации.

Информационные, аналитические и консалтинговые агентства и компании используют результаты анализа для расчета обобщающих показателей финансовой деятельности организации, подготовки обзоров, оценки тенденций развития отдельных организаций и отраслей, выработки рекомендаций своим клиентам относительно целесообразности инвестирования их капиталов в ту или иную организацию.

Внутренние пользователи (руководители и менеджеры) осуществляют оценку показателей финансового состояния предприятия, устанавливают тенденции его развития, готовят информацию финансовой отчетности, обеспечивающую всех заинтересованных пользователей.

Учредителям важно установить эффективность использования активов, собственного и заемного капитала предприятия, их способность генерировать максимальный объем дохода (прибыли)[3, с.8-9].

Информационное обеспечение финансового анализа деятельности организации представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации. Качество проведения финансового анализа напрямую зависит от репрезентативности используемой информации.

Внешняя информация предназначена для обеспечения руководства необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой оно действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.).

Источники внешней информации:

- издания, публикации, сообщения официальных органов власти;

- отчеты информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний;

- средства массовой информации и рекламы (газеты и журналы, телевидение и радио);

- публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и контрагентов;

- личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами.

Внутренняя информация предназначена для анализа и оценки финансового состояния организации при принятии различного рода управленческих, инвестиционных, организационных, административных и иных решений.

Источники внутренней информации:

- финансовая (бухгалтерская) отчетность;

- статистическая отчетность;

- налоговая отчетность;

- оценочные расчеты по проводимым операциям;

- результаты внутренних исследований;

- акты ревизий и проверок;

- справки, подготовленные соответствующими службами по заданию руководства организации [32, с.2].

В качестве основного источника информационного обеспечения финансового анализа используется бухгалтерская отчетность организации, рассматриваемая как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, содержащая:

- Бухгалтерский баланс;

- Отчет о прибылях и убытках;

- Отчет об изменениях капитала;

- Отчет о движении денежных средств;

- Приложение к бухгалтерскому балансу.

Формы бухгалтерской отчетности, действующие с 2003 г., опубликованы в Приказе Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.[16, с.14]

Каждая форма отчетности содержит определенную информацию, которая позволяет решать конкретные задачи финансового анализа. Бухгалтерский баланс – дает представление об общей характеристике финансового состояния организации, отчет о прибылях и убытках дает представление о финансовых результатах организации, отчет о движении денежных средств – характеризует денежные потоки организации, ее платежеспособность.

Качество финансовой (бухгалтерской) информации в значительной мере зависит от полноты пояснений, которые даются к формам отчетности.

Финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил и стандартов ведения финансового (бухгалтерского) учета.

Виды и методы анализа финансового состояния предприятия

В экономической теории финансовый анализ подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический. Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке подходом к выделению макро- и микроэкономики (рисунок 1).

Микроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности использования экономического и финансового потенциала организации, ее инвестиционной привлекательности, а также обоснования управленческих решений.

Макроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности функционирования экономики в целом (региональный, национальный, международный подходы), конъюнктуры различных сегментов рынка.

Анализ и укрепление финансового состояния предприятия

Рис. 1.- Классификация финансового анализа по масштабности объекта

В зависимости от того, в каких целях проводится анализ, его можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от пользователей информации выделяют:

- Внешний анализ – проводится в целях сравнения результатов деятельности организации с другими организациями по данным бухгалтерской отчетности организации-контрагента.

- Внутренний анализ – проводится в целях изучения деятельности только анализируемого хозяйствующего субъекта.

По временному горизонту выделяют:

- Текущий (ретроспективный) анализ – это анализ результатов текущей финансово-хозяйственной деятельности по отчетным периодам.

- Оперативный анализ – это анализ, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением организацией, и представляет собой в значительной степени инструмент управленческого учета.

- Перспективный (прогнозный) анализ – это анализ будущих результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.

В зависимости от глубины аналитического исследования выделяют:

- экспресс-анализ – проводится для общей и оперативной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации;

- углубленный анализ – проводится для фундаментальной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации.

По признаку регулярности выделяют:

- периодический – проводится регулярно в соответствующие периоды времени (годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный и др.);

- разовый – проводится единовременного по обстоятельствам различного характера.

По полноте изучения деятельности организации:

- полный анализ – всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности организации;

- тематический анализ – изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, представляющих наибольший интерес в данный момент времени [32, с.15-19].

Под методом финансового анализа понимается способ изучения, измерения и обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их улучшения. При проведении аналитических расчетов финансового характера, используется обширная совокупность методов и приемов, заимствованных из различных наук и систематизированных в рамках финансового анализа.

Выделяют следующие методы финансового анализа:

1. Методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировки, метод обработки рядов динамики, индексный метод, графический метод) используются для обобщения совокупности признаков изучаемых процессов и явлений, изучения их структуры и взаимосвязей, анализа количественных характеристик и динамики изменения показателей.

2. Классические методы математического анализа (методы элементарной математики, дифференциальное и интегральное исчисление, вариационное исчисление) применяются как в рамках других методов, так и отдельно.

3. Специальные методы анализа (операционный (маржинальный) анализ) применяются для оценки взаимосвязи между затратами, объемом производства и прибылью и обоснования управленческих решений, направленных на повышение эффективности производственной деятельности организации.

4. Методы детерминированного факторного анализа (метод цепной подстановки, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц, метод пропорционального деления, метод долевого участия, метод логарифмирования, индексный метод, интегральный метод) используются для исследования влияния факторов на результативный показатель в случае его прямой функциональной зависимости от данных факторных признаков. Задача детерминированного факторного анализа заключается в определении и количественной оценке влияния каждого фактора на результативный показатель.

5. Методы математической статистики и эконометрики или стохастического факторного анализа (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, многомерный факторный анализ, кластерный анализ, компонентный анализ, спектральный анализ, методы обработки пространственно-временных совокупностей) применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей представляет собой случайный процесс.

6. Методы рейтинговой оценки (метод суммирования значений всех показателей, метод суммы мест, метод суммы баллов, метод расстояний, таксонометрический метод) используются для исследования совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку деятельности организации. Для получения обобщающей комплексной оценки осуществляют сведение этих показателей в единый интегральный показатель, на основании которого и определяется рейтинг.

7. Традиционные методы анализа:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- метод сравнения;

- факторный анализ;

- метод коэффициентов.

Горизонтальный анализ предполагает расчет показателей темпов роста и прироста показателей, которые используются для оценки динамики основных показателей; кроме того, с помощью этого анализа можно отследить нетипичные изменения показателей, что может использоваться для оценки достоверности отчетности.

Вертикальный анализ основан на расчете показателей структуры, то есть удельных весов части совокупности к совокупности в целом, что позволяет выявить наиболее значимые составляющие в разнообразных экономических показателях.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляется прогнозный анализ.

Сравнительный анализ производится на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов.

Факторный анализ предполагает выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Причем факторный анализ может быть как прямым, то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Метод коэффициентов основан на расчете соотношений между экономическими показателями и позволяет более эффективно, чем другие методы, выявлять наличие проблем у организации, то есть отклонений в деятельности анализируемой организации по отношению к эталону.

Очень широкое распространение получили такие группы коэффициентов: коэффициенты рентабельности, ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости [16, с. 25-26].

Показатели оценки финансового состояния предприятия

Одной из ключевых задач анализа финансового состояния предприятия является изучение показателей, отражающих его финансовую устойчивость. Финансовое положение предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, эффективно использует финансовые ресурсы, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, иными словами, является платежеспособным. Финансовое положение определяется на основе анализа ликвидности и платежеспособности, а также оценки финансовой устойчивости.

В ходе финансового анализа проводятся расчеты по определению ликвидности активов предприятия и ликвидности его баланса.

Внешним проявлением финансовой устойчивости выступает платежеспособность. Платежеспособность – это способность предприятия своевременно и полностью выполнить свои платежные обязательства, вытекающих из торговых, кредитных и иных операций платежного характера.

Способность предприятия вовремя и без задержки платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Предприятие может быть ликвидным в той или иной степени, поскольку в состав текущих активов входят самые разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легко реализуемые, так и труднореализуемые.

Ликвидность актива – это способность легко превратить актив в наличные деньги [65, с.135].

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

При анализе ликвидности баланса осуществляется сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности с обязательствами по пассиву, расположенными по срокам их погашения.

По степени ликвидности активы организации подразделяются на следующие основные группы:

1) Наиболее ликвидные активы (А1): денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

2) Быстро реализуемые активы (А2): краткосрочная дебиторская задолженность.

3) Медленно реализуемые активы (А3): запасы, НДС по приобретенным ценностям, долгосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы.

4) Труднореализуемые активы (А4): внеоборотные активы.

В целях проведения анализа зависимости от сроков погашения обязательств пассивы группируются следующим образом:

1) Наиболее срочные обязательства (П1): кредиторская задолженность.

2) Краткосрочные пассивы (П2): краткосрочные займы и кредиты (кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев), задолженность по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства.

3) Долгосрочные пассивы (П3): долгосрочные обязательства.

4) Постоянные пассивы (П4): капитал и резервы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

Анализ ликвидности баланса выполняется с использованием двух подходов – имущественного и функционального.

Имущественный подход анализа ликвидности баланса достаточно широко известен. Его суть заключается в соотношении активов, сгруппированных по степени ликвидности с пассивами, сгруппированными по степени востребованности.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства:

А1 ≥ П1;

А2 ≥ П2;

А3 ≥ П3;

А4 ≤ П4.

Эта методика в большей степени отражает интересы кредиторов в том смысле, что иллюстрирует способности организации ответить по своим обязательствам.

Функциональный подход анализа ликвидности баланса, основываясь на тех же принципах, тем не менее, имеет ряд особенностей.

Методика группировки актива и пассива по степени ликвидности и сравнения их между собой отражает интересы менеджмента и иллюстрирует функциональное равновесие между активами и источниками их финансирования в основных циклах хозяйственной деятельности (инвестиционный, операционный и денежный циклы) [16, с.64-66].

При анализе ликвидности баланса необходимо обратить внимание на показатель рабочего капитала (или чистого оборотного капитала – ЧОК), который характеризует свободные средства, которые находятся в обороте организации после погашения краткосрочных обязательств.

ЧОК = ОА – КО, (1)

где ОА – оборотные активы;

КО – краткосрочные обязательства.

Уровень ликвидности характеризуется динамикой изменения величины чистого оборотного капитала. Рост показателя отражает повышение уровня ликвидности организации.

Для более качественной и комплексной оценки ликвидности организации кроме абсолютных показателей ликвидности баланса целесообразно использовать финансовые коэффициенты: общей ликвидности, абсолютной ликвидности, быстрой (срочной) ликвидности, текущей ликвидности (таблица 1).

Таблица 1

Коэффициенты ликвидности

Коэффициент

Расчет

Норматив

Интерпретация

Общая ликвидность

А1+0,5×А2+0,3×А3

П1+0,5×П2+0,3×П3

>1

Характеризует общее соответствие оборотных активов и обязательств организации с учетом корректировок на степень ликвидности активов и степень срочности обязательств

Абсолютная ликвидность

__А1__

П1+П2

>0,2÷0,5

Показывает, какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить немедленно

Быстрая (срочная) ликвидность

А1+А2

П1+П2

>0,7÷1

Показывает, какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить по мере погашения дебиторской задолженности

Текущая ликвидность

А1+А2+А3

П1+П2

>1÷2

Показывает, какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить в течение операционного цикла

Цель расчета коэффициентов ликвидности – оценить соотношение различных видов оборотных активов и краткосрочных обязательств для их возможного последующего погашения. Расчет коэффициентов основывается на том, что различные виды оборотных активов имеют различную степень ликвидности в случае их возможной реализации.

Важнейшей характеристикой финансового состояния организации является стабильность ее деятельности в долгосрочной перспективе. Суть оценки финансовой устойчивости организации сводится к расчету показателей, характеризующих структуру капитала и возможности поддерживать данную структуру.

В настоящее время в международной практике и в практике большинства российских организаций оценку финансовой устойчивости проводят с помощью финансовых коэффициентов: коэффициента капитализации (плечо финансового рычага), коэффициента обеспеченности собственными источниками финансирования, коэффициента финансовой независимости (автономии), коэффициента финансирования, коэффициента финансовой устойчивости, коэффициента маневренности собственного капитала, индекса постоянного актива, коэффициента соотношения кредиторской и дебиторской задолженности (табл.2).

Таблица 2

Коэффициенты структуры капитала

Коэффициент

Расчет

Норматив

Интерпретация

Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага)

ЗК/СК

<1,5

Показывает, сколько внешних источников организация смогла привлечь на 1 руб. собственного капитала

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

(СК-ВА)/ОА

0,1 – 0,5

Показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

СК/ВБ

0,4 – 0,6

Показывает долю бессрочных источников финансирования в пассиве баланса

Коэффициент финансирования

СК/ЗАК

0,7 – 1,5

Показывает размер собственных средств, приходящихся на единицу заемных источников

Коэффициент финансовой устойчивости

(СК+ДО)/ВБ

>0,6

Показывает, какая часть активов финансируется из устойчивых источников

Коэффициент маневренности собственного капитала

(СК-ВА)/СК

≥0,5

Характеризует, какая часть собственного капитала находится в ликвидной форме и может быть выведена из организации за достаточно короткий срок

Индекс постоянного актива

ВА/СК

Показывает, долю иммобилизованных средств в собственных источниках

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности

КЗ/ДЗ

≈1

Показывает, какая величина кредиторской задолженности приходится на 1 рубль дебиторской задолженности

В этом случае финансовая устойчивость, как правило, характеризуется:

- соотношением собственных и заемных средств;

- темпами накопления собственных источников;

- соотношением долгосрочных и краткосрочных обязательств;

- обеспечением материальных оборотных средств собственными источниками [32, с.60].

Анализ финансовой устойчивости организации рекомендуется проводить как коэффициентным методом, так и с помощью анализа показателя "чистых активов".

В соответствии с законодательством стоимость чистых активов акционерного общества не должна быть меньше его уставного капитала, поэтому определенный интерес представляет соотношение стоимости чистых активов и уставного капитала.

Расчет стоимости чистых активов (СЧА) в настоящее время осуществляется в соответствии с "Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз, действует по настоящее время):

СЧА = (А – Зув) – (Од + Окз + Зкр + Зуд + РПР + Опр), (2)

где А – активы организации;

Зув – задолженность участников по вкладам в уставный капитал;

Од – долгосрочные обязательства;

Окз – краткосрочные обязательства по займам и кредитам;

Зкр – краткосрочная задолженность;

Зуд – задолженность участникам по выплате доходов;

РПР – резервы предстоящих расходов;

Опр – прочие краткосрочные обязательства.

Показатель стоимости чистых активов характеризует степень защищенности интересов кредиторов организации[16, с.86]..

Экономическая сущность финансовой устойчивости предприятия заключается в обеспеченности его запасов и затрат источниками их формирования.

Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать излишек (недостаток) средств для формирования запасов и затрат, который определяется как разница между размерами источников средств и запасов. Поэтому для анализа, прежде всего надо определить размеры источников средств, имеющихся у предприятия для формирования его запасов и затрат [38, с.264].

В целях характеристики источников средств для формирования запасов и затрат используются показатели, отражающие различную степень охвата видов источников. В их числе:

1.Наличие собственных оборотных средств (СОС) рассчитывается по формуле:

СОС = СК – ВА, (3)

где СК – собственный капитал (стр. 490);

ВА – внеоборотные активы (стр. 190).

2.Наличие собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов (СДИ) определяется по формуле:

СДИ = СК – ВА + ДО = СОС + ДО, (4)

где ДО – долгосрочные обязательства (стр. 590).

3.Общая величина основных источников формирования запасов (ОИЗ):

ОИЗ = СК – ВА + ДО + КО = СДИ + КО, (5)

где КО – краткосрочные обязательства (стр. 690).

В результате можно определить три показателя обеспеченности запасов источниками их финансирования.

1.Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

ΔСОС = СОС – З, (6)

где ΔСОС – прирост (излишек) собственных оборотных средств;

З – запасы (стр. 210).

2.Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов (ΔСДИ):

ΔСДИ = СДИ – З. (7)

3.Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов (ΔОИЗ):

ΔОИЗ = ОИЗ – З. (8)

Приведенные показатели обеспеченности запасов соответствующими источниками финансирования трансформируют в трехкомпонентный показатель S = (ΔСОС; ΔСДИ; ΔОИЗ) и переводят в двоичный код по следующему правилу:

1. Если значение неотрицательное, то оно заменяется на "1".

2. Если значение отрицательное, то оно заменяется на "0".

Данный показатель характеризует тип финансовой устойчивости предприятия. [3, с.77-78] На практике встречаются четыре типа финансовой устойчивости:

1) Абсолютная финансовая устойчивость (S=(1;1;1)). При ней организация не зависит от внешних кредиторов, запасы и затраты полностью покрываются собственными ресурсами.

2) Нормальная устойчивость финансового состояния (S=(0;1;1)). Нормальная устойчивость показывает, что организация платежеспособна.

3) Неустойчивое финансовое состояние (S=(0;0;1)), при котором у организации возрастает риск неплатежеспособности. Тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет дополнительного привлечения собственных средств, сокращения дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов.

4) Кризисное финансовое состояние (S=(0;0;0)) характеризует полную неплатежеспособность организации и ее близость к банкротству. Организация полностью зависит от заемных источников финансирования.

Расчет этих показателей позволяет выявить финансовую ситуацию, в которой находится предприятие, и получить качественную характеристику его финансового состояния [32, с.67-68].

Прибыль – основной показатель эффективности деятельности предприятия, поэтому анализ структуры и динамики изменения объемов прибыли характеризует, на сколько эффективно использовались ресурсы предприятия в расчетном периоде.

Влияние факторов объема продаж, структуры и ассортимента продаж и уровня затрат на 1 рубль продаж можно рассчитать следующим образом:

1. Влияние на прибыль изменения объема продаж.

Прибыль предыдущего года * Темп прироста (снижения) полной себестоимости. (9)

Темп прироста (снижения) полной себестоимости = =Сп1/Сп0–1,  (10)

где Сп1 и  Сп0 – полная себестоимость соответственно отчетного года и предыдущего года.

2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента проданной продукции.

Прибыль предыдущего года * (Темп роста (снижения) выручки –Темп роста (снижения) полной себестоимости проданной продукции). (11)

Темп роста (снижения) выручки = В1 / В0,  (12)

где В1 и В0 – выручка соответственно отчетного года и предыдущего года. Аналогично рассчитывается темп роста полной себестоимости.

3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль проданной продукции.

Выручка от продажи продукции в отчетном году * (затраты на 1 рубль продаж отчетного года – затраты на 1 рубль продаж предыдущего года).

Затраты на 1 рубль продаж = Полная себестоимость проданной продукции / Выручка от продажи продукции (13)

Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается показателями рентабельности (доходности). В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой:

Э = Прибыль / затраты * 100 (14)

При этом в расчете большинства показателей рентабельности в качестве полученного эффекта выступает показатель чистой прибыли, однако может использоваться прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения. На практике наибольшее распространение получил первый из них [3, с.174].

В качестве затрат могут выступать различные показатели, в частности, средняя величина активов, собственного капитала, себестоимости продукции, выручки и др.

Существует два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный, ориентированный на экономию ресурсов и затратный, ориентированный на минимизацию текущих (операционных) издержек.

В зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования организации – объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, – различают, показали производственной эффективности и показатели финансовой эффективности.

Также следует различать показатели экономической и финансовой рентабельности.

Экономическая рентабельность – параметр, исчисленный исходя из величины прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной в бизнес-плане инвестиционного или инновационного проекта (программы). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия [32, с.109-110].

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей (табл.3).

Таблица 3

Показатели рентабельности

Показатель

Расчет

Интерпретация

Рентабельность всего капитала (активов), %

Рса = ЧП/ВБ*100

Характеризует эффективность использования всего имущества предприятия

Рентабельность собственного капитала, %

Рск=ЧП/СК*100

Показывает эффективность использования собственных средств

 Рентабельность основной деятельности, %

Род=ЧП/С*100

Определяет, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль себестоимости реализованной продукции

Рентабельность продаж, %

Рп= ЧП/ВР *100

Показывает долю чистой прибыли в общей сумме реализации (доходов) за минусом НДС и акцизов

Рентабельность инвестиций, %

Ри=ЧП/(СК+ДО) *100

Показывает эффективность использования инвестиций

Рентабельность внеоборотных активов, %

Рва=ЧП/ВА*100

Характеризует эффективность использования внеоборотных активов

Рентабельность оборотных активов, %

Роа=ЧП/ОА*100

Показывает эффективность использования оборотных активов

Коэффициент валовой маржи, %

К=Вп/ВР*100

Показывает долю валовой маржи в выручке от продажи

Индекс финансового рычага

Ифр=Рск/Рса

Характеризует на сколько выгодно для собственников организация использует привлеченные средства

Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете четырех основных показателей:

- рентабельности всего капитала,

- собственного капитала,

- основной деятельности,

- рентабельности продаж.

Рентабельность всего капитала (совокупных активов) показывает, имеет ли предприятие базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию предприятия и перенакоплении активов. Существует два основных способа повышения рентабельности активов:

1-ый – при низкой прибыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;

2-ой – низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, то есть повышением рентабельности продукции.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов участников. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

Рентабельность основной деятельности показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

Факторный анализ рентабельности показывает степень влияния каждого фактора на изменение уровня показателя, его можно базировать на модели:

          ОР – С

Рпр = ----------,                                                                                                 (15)

             ОР

где ОР – выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

      С – себестоимость продукции.

Расчет влияния факторов определяется методом цепных подстановок.

1) Влияние изменения цены на продукцию составит:

         ОР1 – С0       ОР0 – С0

Рц  = -----------  -  ------------,                                                                            (16)

            ОР1                ОР0

где Рц – изменение рентабельности под влиянием изменения цен на продукцию;

ОР1; ОР0  –  выручка от реализации продукции соответственно отчетного и предшествующего года;

С01 – себестоимость продукции соответственно отчетного и предшествующего года.

2) Влияние изменения себестоимости составит:

              ОР1 – С1     ОР1 – С0

Рс /с  =  -----------  -  ------------,                                                                       (17)

                  ОР1             ОР1

где Рс/с – изменение рентабельности под влиянием изменения себестоимости продукции.

Анализ деловой активности. В широком смысле понятие "деловая активность" означает спектр усилий, направленных на продвижение организации на рынке. С точки зрения анализа под этим термином понимается текущая коммерческая деятельность организации. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижения ей поставленных целей, эффективном использовании своего финансового потенциала.

Для оценки деловой активности используют качественные и количественные показатели. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности самой организации с организациями той же отрасли. К качественным критериям относят: широту рынков сбыта, деловую репутацию организации, ее конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей. Анализ деловой активности на количественном уровне осуществляется по следующим направлениям:

- Анализ степени выполнения плана по основным показателям и анализ причин отклонений.

- Анализ и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансовой деятельности организации. В рамках данного направления осуществляют анализ выполнения "золотого правила экономики", характеризующего экономическую деятельность организации:

Тп > Тв > Та > 100 %, (18)

где Тп – темп роста прибыли, %

Тв – темп роста объемов реализации, %

Та – темп роста активов (имущества), %

Экономический смысл данного правила состоит в том, что размер активов (имущества) должен увеличиваться (т.е. организации должна развиваться), при этом темп роста объемов реализации должен превышать темпы роста активов, что означает более эффективное использование ресурсов организации, а темп роста прибыли должен опережать темпы роста объемов реализации, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства.

- Коэффициентный анализ интенсивности и эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько оперативно и эффективно организация использует свои средства.

Как правило, к этой группе относят различные показатели оборачиваемости: оборачиваемость совокупного капитала, оборачиваемость текущих активов, оборачиваемость собственного капитала, оборачиваемость материальных запасов, период оборота материальных запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности и другие (табл.4).

Таблица 4

Алгоритм расчета относительных показателей оборачиваемости

Показатели

Расчет

Интерпретация

Оборачиваемость совокупного капитала

Кск=ВР/ВБ

Отражает скорость оборота всего капитала предприятия

Оборачиваемость текущих активов

Кота=ВР/ТА

Характеризует скорость оборота всех мобильных средств предприятия

Оборачиваемость собственного капитала

Коск=ВР/СК

Показывает скорость оборота собственного капитала или активность средств, которыми рискуют акционеры

Оборачиваемость материальных запасов

Коз=ВР/З

Отражает число оборотов запасов предприятия за анализируемый период

Период оборота материальных запасов

Тоз=Тпер/Коз

Показывает в днях продолжительность одного оборота материальных запасов

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Кодз=ВР/ДЗ

Показывает скорость оборота дебиторской задолженности

Период оборота дебиторской задолженности

Тодз=Тпер/Кодз

Характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности

Оборачиваемость кредиторской задолженности

Кокз=ВР/КрЗ

Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию

Период оборота кредиторской задолженности

Токз=Тпер/Кокз

Отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банками и по прочим займам)

Продолжительность операционного цикла

Цо = Тоз + Тодз

Сумма длительности производственного цикла и периода оборота дебиторской задолженности

 Продолжительность финансового цикла

Цф = Цо – Токз

Период между оплатой за сырье поставщикам и поступлением денег от покупателей

Оборачиваемость основных средств (фондоотдача)

Коос=ВР/ОС

Характеризует эффективность использования основных средств

Эти показатели имеют большое значение для оценки финансового состояния организации, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность организации.

Кроме того, увеличение скорости оборота средств, при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала организации [32, с.106-107]. При проведении анализа используют показатели, характеризующие:

▬ скорость оборота (оборачиваемость) – количество оборотов капитала организации и его составляющих;

▬ период оборота – средний срок, за который возвращаются средства, вложенные в производственно-коммерческие операции организации.

Ни один показатель сам по себе не дает достаточной информации, на основании которой можно было бы судить о финансовом положении предприятия.

Для целей проведения полного и качественного анализа финансовой отчетности предприятия необходимо использовать различные методы анализа. Довольно часто финансовый анализ сводится к простому расчету соответствующих коэффициентов. Такой подход не является обоснованным, напротив, пренебрежение остальными методами не позволяет достаточно глубоко разобраться в структуре производственно-хозяйственной деятельности организации.

Так как число финансовых коэффициентов, которые могли бы быть рассчитаны, постоянно растет по мере прибавления исходной информации, в работе будут рассмотрены 4 группы основных финансовых показателей (финансовая устойчивость, ликвидность, рентабельность, деловая активность), поскольку на практике оказывается достаточным использование относительно небольшого числа показателей для того, чтобы верно оценить финансовое положение предприятия. Расчет же дополнительных показателей не только усложняет, но и вносит путаницу в анализ.

Литература

1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ. "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп.).

2. Федеральный закон от 08.02.1998г. № 14 ФЗ (с изм. и доп.) "Об обществах с ограниченной ответственностью".

3. Бочаров В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

4. Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник для вузов / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – М.: КНОРУС, 2008. – 544 с.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 306 с.

6. Галиаскаров Ф.М. Теория финансового менеджмента: учеб. пособие / Ф.М. Галиаскаров, А.А. Мозалев, Р.М. Сагатгареев. – М.: Вуз. учеб., 2010. – 192 с.

7. Гелета И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. – М.: Магистр, 2009. – 303 с.

8. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учеб. пособие для вузов / О. М. Горелик. – М.: КНОРУС, 2009. – 270 с.

9. Грачёв А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление в рыночной экономике: науч. изд. / А. В. Грачёв. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 543 с.

10. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: учеб. пособие: пер. с англ. / Питер Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2009. – 397 с.

11. Забродская Н.Г. Экономика и статистика предприятия: учеб. пособие / Н.Г. Забродская. – 2-е изд. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2011. – 351 с.

12. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень: учеб. пособие / С.Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2011. – 438 с.

13. Ильдеменов С.В. Операционный менеджмент: учебник / С.В. Ильдеменов, С.В. Лобов; Ин-т экономики и финансов "Синергия". – М.: ИНФРА-М, 2009. – 337 с.

14. Ковалёв В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие / В.В. Ковалёв. – М.: Проспект, 2009. – 333 с.

15. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. – М.: ТК Велби; Проспект, 2009. – 305 с.

16. Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 392 с.

17. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.Т. Гиляровская, Д.В. Лысенко, Д.А. Ендовицкий. – М.: ТК Велби; Проспект, 2009. – 376 с.

18. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. М. А. Вахрушиной. – М.: Вуз. учеб., 2010. – 462 с.

19. Лактюшина З.Н. Финансовый анализ как инструмент экономического управления предприятием: учеб. пособие / З.Н. Лактюшина; ГУУ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – 137 с.

20. Лысенко Д.В. Экономический анализ: учебник / Д. В. Лысенко. – М.: Проспект, 2010. – 376 с.

21. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учеб. Пособие / 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 407 с.

22. Мельник М.В. Экономический анализ в аудите: учеб. пособие для вузов / М.В. Мельник, В.Г. Когденко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 543 с.

23. Менеджмент. Управленческие решения: учебное пособие для вузов / В.Д. Кулиев и др. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 344 с.

24. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 495 с.

25. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: учебник / Н.С. Пласкова. – М.: Эксмо, 2011. – 656 с.

26. Покудов А.В. Как управлять дебитоской задолженностью / А.В. Покудов. – М.: ЭКСМО, 2010. – 157 с.

27. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 481 с.

28. Смагин В.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / В.Н. Смагин. – 2-е изд., испр. – М.: КНОРУС, 2011. – 159 с.

29. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник / А.Н. Стерлигова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 430 с.

30. Тарасов Е.Ю. Дебиторская задолженность: учет, анализ, управление / Е.Ю. Тарасова. – Владивосток: Дальпресс, 2010. – 109 с.

31. Тебекин А. В. Менеджмент организации: учебник / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 408 с.

32. Финансовый анализ. / Под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 192 с.

33. Финансовый анализ: Учеб. пособие. / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина. – М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2011.- 272 с.

34. Финансовый менеджмент: учебник / Н.И. Берзон, В.Д. Газман, Т.В. Теплова, Л.А. Тюгай, В.И. Горелый. Изд. 5-е, стереотип. М.: Academia, 2011. – 336 с.

35. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / А.Н. Гаврилова и др. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 431 с.

36. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2011. – 768 с.

37. Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.М.Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 284 с.

38. Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 383 с.

39. Хромов М.Ю. Дебиторка: возврат, управление, факторинг / М.Ю. Хромов. – М.: Питер, 2010. – 204 с.

40. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет. – М.: Изд-во Инфра-М, 2013. – 107 с.