Анализ и методика управления дебиторской задолженностью

Анализ и методика управления дебиторской задолженностью.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие, содержание и контроль над дебиторской задолженностью

Одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям – это часть общей политики организации по выбору условий реализации продукции на определенный период времени, оптимизации общего размера дебиторской задолженности и по обеспечению ее своевременной инкассации для достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации.

Расчетные отношения возникающие между предприятиями делятся на 2 группы:

- по товарным операциям, которые производятся предприятием в случае, если предприятие является поставщиком готовой продукции (работ, услуг), заготовителем товарно-материальных ценностей, или покупателем;

- по нетоварным операциям, связанным с погашением задолженности банку, бюджету, работникам, внебюджетным фондам и другие расчеты.

В результате этих операций могут возникает дебиторская и (или) кредиторская задолженности. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается как имущество организации, а кредиторская задолженность – как обязательства. Однако тот и другой вид задолженности неразрывно связаны и имеют устойчивую тенденцию перехода из одного в другой.

Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.

Дебиторская задолженность по своему характеру в зависимости от расчетных отношений может подразделяться на нормальную, которая является следствием хозяйственной деятельности организации и просроченную дебиторскую задолженность, которая создает финансовые затруднения для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы.. Такая дебиторская задолженность должна быть в центре внимания, и должны быть приняты срочные оперативные меры по ее исключению.

Для целей учета и анализа дебиторская задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла. Производственно-коммерческий цикл включает в себя: перечисление денежных средств в качестве аванса поставщикам, получение и хранение ТМЦ производства, хранение и реализацию готовой продукции, и погашение дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

С позиций финансового менеджмента дебиторская задолженность имеет двоякую природу. С одной стороны, "нормальный" рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности приемлем для предприятия, так как рост неоправданной дебиторской задолженности может привести также к потере ликвидности.

Дебиторская задолженность в бухгалтерском учете организации отражается как следствие ее гражданских обязательств, возникающих в результате определенной сделки. Сделка, оформленная, как правило, договором, представляет собой определенное действие участвующих в ней субъектов (юридических или физических лиц), результатом, которого является возникновение товарных и денежных обязательств.

В обобщенном виде факторы, влияющие на порядок отражения дебиторской задолженности в учете, оценки и погашения, представляют собой правила и нормы, установленные:

- договором, определяющим порядок расчетов по сделке;

- гражданским законодательством, определяющим порядок совершения сделок;

- законодательными и административными документами по налогообложению.

В условиях рыночных отношений договор – основной юридический акт, из которого возникают обязательственные правоотношения. Он является главным средством регулирования товарно-денежных связей, определяющим содержание правоотношений, права и обязанности его участников.

Общие положения о договорах, понятие и условия договора, их заключение, изменение и расторжение предусмотрены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно статье 454 Гражданского Кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 128 Гражданского кодекса. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. Обязательным условием договора купли-продажи является наименование и количество товара (ГК РФ ст. 455). Дополнительными условиями договора являются срок и цена товара.

Договор купли-продажи, предусматривающий эти обязательства, является важнейшим юридическим документом, регулирующим хозяйственные взаимоотношения поставщика и покупателя. В нем кроме обязательств передать в собственность покупателя товар и получать за него определенную договором цену приводятся требования к качеству, условиям поставки, определяются порядок расчетов, ответственность сторон и т.д.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. (ГК, ст. 506).

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила при купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. (ГК, ст. 567)

Поскольку отгрузка и отпуск продукции разным потребителям производятся, как правило, в течение года неоднократно и в разное время, необходим оперативный учет и контроль за выполнением договоров поставки. Он осуществляется по данным ведомостей отгрузки и реализации готовых изделий, составляемых в разрезе покупателей и номенклатуры реализуемой продукции (работ, услуг).

С контролем за выполнением договоров купли-продажи тесно связан оперативный учет отгрузки и реализации продукции покупателям (заказчикам). Он осуществляется на основе журнал – ордеров (№11), (ведомостей (№16), машинограмм) ежедневного учета продаж готовой продукции.

В регистре оперативного учета отгрузки указывают дату, номер платежного поручения, адрес покупателя, дату выписки расчетного документа, наименование (номенклатурный номер) продукции, расчетный и фактический сроки оплаты и ее величину.

Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской и кредиторской задолженности, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Гражданский Кодекс РФ

3. Налоговый Кодекс в части I и II.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98г. №34н

5. Постановление Правительства РФ от 02 декабря 2000г. № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

6. Положение о бухгалтерском учете "Учет активов н обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Министерств" финансов РФ от 10 января 2000 г..№2н.

7. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99г. №32н

8. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99г. №33н

9. Письмо Минфина РФ от 24.03.2005 N 07-05-06/85 "О порядке исчисления налога на прибыль организации"

10. Приказ Госстроя РФ от 21.04.2003 N 142 "Об утверждении порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса" и другие.

Руководство и административные работники, оказывая влияние на процесс управления дебиторской задолженностью организации, должны иметь полную информацию о ходе всех хозяйственных процессов. Основную информационную нагрузку выполняют три функции управления расчетами: учет, анализ и контроль.

Задача максимального использования экономической информации для принятия оптимальных управленческих решений не может быть решена только в рамках учета, поскольку такая информация характеризует расчеты с дебиторами с количественной стороны, не позволяя принимать эффективные тактические и стратегические решения. В этих условиях следует положительно расценивать процесс взаимодействия учета, анализа и контроля, который находит свое отражение в формировании учетно-аналитической информации управленческой деятельности. Процесс и результаты такого взаимодействия реализуются в рамках механизма мониторинга.

Цель мониторинга – объективная, очищенная от эмоций оценка состояния объекта мониторинга, происходящих с ним изменений и их причин на каждом этапе его жизненного цикла как основа для корректирующих воздействий.

Семантический анализ определений мониторинга позволяет выделить основные составляющие этого процесса:

- непрерывное наблюдение;

- оценка и прогнозирование;

- определение показателей, позволяющих поставить диагноз;

- система сбора, хранения и обработки информации.

Присутствие всех этих компонентов обеспечивает своевременное предупреждение неблагоприятной ситуации.

Все рассмотренные определения мониторинга, абстрагируясь от области их применения, можно разделить на две группы в зависимости от их связи с управлением:

- определения, которые предполагают включение в понятие мониторинга активного управленческого компонента. Это заключается в непосредственном вмешательстве в управление с целью моделирования желаемых параметров объекта мониторинга на основе текущего развития событий;

- определения, предполагающие пассивную роль мониторинга в управлении. Пассивная роль подразумевает так называемый ситуационный менеджмент, т.е. управление по "узким местам".

Экономический мониторинг обычно проводится для поиска тенденций и закономерностей, характерных для определенного периода деятельности организации, ситуации на рынках сбыта, технологического процесса. Мониторинг в хозяйственной деятельности любой коммерческой организации необходим, поскольку он позволяет выявить, насколько часто происходят нарушения в той или иной области. Для достижения достоверных результатов следует проводить наблюдение в течение длительного периода времени. Только в том случае, когда закономерности выявлены, возможен их анализ.

В системе управления дебиторской задолженностью, как и в любой другой системе, выделяют управляющую и управляемую подсистемы, которые соответственно представлены субъектами и объектами управления. К объектам управления следует отнести непосредственно расчеты с дебиторами по товарным операциям (МРДТ). Субъекты управления – службы и органы управления, которые используют единые приемы, характерные для управленческой деятельности в целом, и специфические методы целенаправленного воздействия на объект.

Стратегия управления дебиторской задолженностью по товарным операциям подразумевает общее направление развития ситуации с объектом и пороговые значения (правила и ограничения) по его величине и структуре, которые гарантировали бы достижение приемлемого уровня финансовой устойчивости на данном этапе развития организации. Тактика управления дебиторской задолженностью по товарным операциям – это конкретные методы и приемы достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации в определенной ситуации и в определенный момент времени. Задача тактики управления – выбор наиболее оптимального решения и способов его воплощения в сложившейся ситуации.

Согласно функциональному подходу к управлению Анри Файоля управлять – значит прогнозировать, планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям предполагает решение следующего комплекса задач (рис. 1).

Применительно к расчетам с дебиторами, на наш взгляд, равноправное положение среди приведенных занимают функции учета и анализа (рис. 2)

Сравнительный анализ литературы по вопросам мониторинга позволил сформулировать понятие МРДТ, под которым мы понимаем систему комплексного непрерывного наблюдения, анализа и представления информации о количественных и качественных параметрах дебиторской задолженности, обеспечивающую возможность оперативной подготовки достоверных прогнозов, а также придания дебиторской задолженности желаемых параметров (посредством своевременных управленческих решений).

Объектом этого мониторинга является вся совокупность реализуемых конкретным хозяйствующим субъектом взаимоотношений с покупателями и заказчиками. Данный объект можно отнести к категории сложных в силу большой подверженности влиянию внешних факторов и неоднородности этой группы дебиторов. Причем неясно, какой из факторов спровоцировал изменение, поэтому отличительной особенностью МРДТ является его комплексный характер, так как отслеживаются не только величина, но и структура, динамика, качественные характеристики объекта мониторинга, их взаимосвязи.

Объект МРДТ поддается измерению либо напрямую (с использованием системы общепринятых критериев или индикаторов), либо опосредованно (с привлечением технологий научного исследования). Поэтому для реализации задач мониторинга важная роль отводится обеспечению высокого качества инструментария, разработке критериев оценивания, индикаторов и показателей, процессу измерения, статистической обработке результатов и их адекватной интерпретации. Риск дебиторской задолженности, ее качество – это субъективные понятия, которые необходимо оценить количественно. Методики же, позволяющей дать достоверные результаты, пока не выработано.

Для того чтобы МРДТ успешно мог применяться в практике отечественных предприятий, необходимо разработать механизм мониторинга. По аналогии с финансовым механизмом можно выделить следующие элементы механизма мониторинга расчетов с дебиторами:

- нормативно-правовое обеспечение (законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и письма министерств и ведомств;

- информационное обеспечение (учетные и внеучетные данные о дебиторах и расчетах с ними);

- ресурсное обеспечение – субъекты МРДТ (планово-экономический отдел, бухгалтерия, юридическая служба, отдел маркетинга и ценообразования, служба сбыта, служба внутреннего аудита, руководство), техническое обеспечение (компьютерное и программное) и финансовое обеспечение;

- организационно-экономическое обеспечение – методическое (принципы учета расчетов, приемы обработки информации, методики анализа дебиторской задолженности, методы прогнозирования, способы контроля и т.д.) и инструментальное (формы расчетов, виды сделок, например факторинг, цессия и т.п., рабочий план счетов, графики документооборота, должностные инструкции, порядок взаимодействия субъектов, процедуры контроля, система показателей оценки дебиторской задолженности).

Изучение понятия МРДТ позволяет выделить его следующие функции:

- познавательная, или информационная, функция позволяет получить документированные знания о состоянии задолженности дебиторов и произошедших в нем изменениях путем сбора, накопления, систематизации и обработки информации в рамках хозяйственного учета;

- контрольная функция дает возможность проводить в ходе мониторинга комплексный контроль за соблюдением действующего законодательства, работой конкретного подразделения или службы организации, а также совместной работой всех отделов. МРДТ призван обеспечить правильную оценку ситуации. В рамках реализации этой функции в организации должна быть разработана и внедрена система раннего обнаружения отклонений в ходе хозяйственных процессов и выполнения управленческих решений, а также созданы методики проведения мероприятий, направленных на корректировку неблагоприятных явлений;

- аналитическая функция, с помощью которой можно выявить влияние отдельных хозяйственных операций на финансовое состояние организации, провести глубокую и всестороннюю оценку результатов деятельности и предупредить финансовые риски. За осуществление этой функции отвечает анализ дебиторской задолженности.

Перечень этих функций может быть расширен, но наиболее значимыми, отражающими фундаментальные свойства системы являются указанные. Взаимосвязь охарактеризованных функций МРДТ с содержанием информации и задачами мониторинга представлена на рис. 3.

Учет является источником преимущественно количественной информации для анализа и контроля. Взаимодействие учета и контроля позволяет выявить отклонения от плановых параметров дебиторской задолженности; взаимодействие анализа и учета способно вскрыть причины этих отклонений. На основе этого можно заключить, что анализ и контроль предоставляют не столько количественную информацию, сколько качественную.

Таким образом, мониторинг представляет собой более высокую организационную систему по отношению к учету, анализу и контролю, которые носят дискретный характер, в то время как мониторинг предполагает непрерывность, возможность прогнозирования, нацеленность на предупреждение негативных изменений на основе оперативного отслеживания состояния объекта, что становится возможным только в результате взаимодействия учета, анализа и контроля во времени.

Мониторинг является частью системы управления, способствующей принятию эффективных и своевременных управленческих решений (рис. 4).

Субъектам управления нужны не сами по себе учет, анализ и контроль, а конечный их результат в виде данных о вариантах совершения корректирующих действий. Таким образом, мониторинг осуществляет прямую и обратную связь предварительного управления расчетами с дебиторами с оперативным. Сам по себе МРДТ не может напрямую воздействовать на объект управления, хотя обладает достаточной для этого информацией, его влияние на объект управления проявляется опосредованно через функции организации, мотивации, координации и планирования, т.е. в процессе управления мониторинг не только завершает весь процесс, начатый выработкой цели, но и дает начало новым управленческим решениям.

Создание механизма МРДТ для решения задач управления организацией не означает ослабление содержания самостоятельных функций учета, контроля и анализа, а более четко отражает наличие тесных информационных связей между всеми функциями управления и является дополнительным средством защиты интересов собственников и инвесторов.

Несмотря на изученность каждой составляющей механизма МРДТ, вопросам взаимодействия учета, анализа и контроля в рамках единой системы уделяется недостаточное внимание. Результатом этого является отсутствие единой информационной базы по расчетам с дебиторами, т.е. наряду с дублированием одной информации наблюдается дефицит другой. Особенно это проявляется в период сближения российского бухгалтерского учета с МСФО.

Основы бухгалтерского учета дебиторской задолженности

Характеризуя порядок отражения на счетах бухгалтерского учета некоторых расчетов организации с контрагентами в целом, правомерно вести речь об укреплении синтетических позиций. Укрупнен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Данный счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, также кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей, зачета полученных авансов.

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетный счет" или 52 "Валютный счет" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по покупателям и заказчикам, по договорам (счетам) по срокам оплаты; по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 обособленно.

Постановка на бухгалтерский учет дебиторской задолженности является результатом продажи (реализации) организацией-кредитором своей продукции другим юридическим или физическим лицам. Как следствие этого данный показатель находит отражение в бухгалтерском учете:

- на дату отражения выручки от реализации продукции;

- в оценке показателя выручки от реализации продукции.

Дату отражения задолженности в бухгалтерском учете определяют правила, установленные следующими нормативными актами.

1. Федеральный закон от 22 ноября 1996г. № 129ФЗ "О бухгалтерском учете".

Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности должен быть отражен в учете, как правило, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки – после отгрузки продукции.

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Согласно ГК РФ, обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами денежных обязательств определяется договором и только в случае недостаточности или неясности установленных условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с иными дополнительными условиями. Например; выручка от реализации продукции принимается для учета не только при условии отгрузки продукции, но и после предъявления к оплате расчетных документов.

Следовательно, если продукция отгружена, но расчетные документы не предъявлены поставщиком покупателю к оплате, выручка для целей бухгалтерского учета отсутствует. Однако если в договоре определен срок предъявления расчетных документов к оплате, он может быть принят за основу для определения показателя выручки. Превышение установленного срока будет рассматриваться как нарушение норм налогового законодательства, а также принципа начисления при отражении операций в бухгалтерском учете.

2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ"

При отражении в учете дебиторской задолженности придерживаются принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления) согласно которому все факты хозяйственной деятельности организации отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от состояния расчетов по ним, для целей налогообложения.

4. На субсчете 90/1 "Выручка" учитываются поступления активов признаваемые выручкой. При продаже продукции по договору комиссии или поручения (кроме организаций, занятых в розничной торговле, общественном питании и аукционной торговле) выручка отражается на дату получения извещения от комиссионера или поверенного об отгрузке продукции покупателю. При этом время для получения извещения не должно превышать разумный срок прохождения таких документов.

Наряду с этим, организации, установившие в договоре поставки отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику), могут определять в бухгалтерском учете выручку на дату зачета взаимных требований по расчетам.

В последнем случае необходимо также руководствоваться Положенном о бухгалтерском учете "Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденном приказом Минфина России от 10 января 2000 г..№ 2н, в соответствии с которым организации, осуществляющие расчеты за реализованные товары, работы и услуга в иностранной валюте, могут определять в бухгалтерском учете выручку по мере оплаты продукции (работ, услуг).

5. Постановление Правительства РФ от 02 декабря 2000г. № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", согласно которому организация обязана отразить задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость по отгруженной продукции не позднее 5 дней со дня ее отгрузки (НК 42).

Размер и порядок оценки дебиторской задолженности определяют следующие нормативные акты.

1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (редакция от 24.03.2000, с изменениями от 23.08.2000):

- расчеты с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в суммах, признаваемых организацией правильными. Исходя из данной нормы, дебиторская задолженность отражается в учете в оценке, установленной договором, и зависит от количества и цены реализованной продукции с учетом скидок и накидок, предоставляемых по окончании сделки;

- при совершении операций в иностранной валюте дебиторская задолженность отражается в рублях, в сумме, определяемой путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату предъявления счетов и иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисления денежных средств на валютный счет организации. При этом в соответствующих случаях делаются следующие записи:

Дебет 62 Кредит 90/1 – отражаются договорная стоимость проданной продукции и дебиторская задолженность с пересчетом их в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате;

Дебет 45 Кредит 20, 43 – отражается отгруженная продукция в оценке фактической себестоимости продукции, в связи с этим пересчет ее договорной стоимости из иностранной валюты в рубли не производится.

2. Статья 317 ГК РФ, согласно которой валюта денежных обязательств должна быть выражена в рублях. Договором может быть предусмотрено, что денежные обязательства по сделке подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальные права заимствования" и др.). При этом дебиторская задолженность всегда оценивается в сумме выручки от реализации продукции.

После постановки дебиторской задолженности на учет организация-кредитор до срока ее оплаты решает следующие задачи, вытекающие из законодательных и нормативных актов:

- определяет срок учета дебиторской задолженности: в течение срока исковой давности 3 года, (либо через 4 месяца подать иск или списать дебиторскую задолженность (Указ Президента №2204.).

- определяет текущую стоимость дебиторской задолженности: договорная, договорная с учетом процентов (доходов), рыночная;

- устанавливает текущую стоимость дебиторской задолженности в случае, если ее стоимость выражена в иностранной валюте либо в условных денежных единицах;

- определяет потребность в залоге под отгруженную продукцию и порядок его использования.

Данные решения, определяющие порядок учета дебиторской задолженности, принимаются организацией на основании следующих положений:

1. Сроки оплаты отгруженной продукции должны быть установлены в договорах не выше трех месяцев после даты получения продукции организацией-покупателем. В противном случае сделка будет признана ничтожной. Другими причинами признания сделки ничтожной могут явиться несвоевременное исполнение обязательств по расчетам и не истребование просроченной дебиторской задолженности в судебном порядке.

2. Согласно Гражданскому кодексу России:

- предельный срок взыскания дебиторской задолженности (срок исковой давности) установлен в три года, по истечении которого задолженность подлежит списанию (ст. 196);

- кредитор вправе предусмотреть в договоре наличие залога под отгруженную продукцию, предметом которого может быть всякое имущество, включая вещи и имущественные права. В случае невыполнения покупателем своих обязательств по оплате продукции взыскание может быть обращено на предмет залога в порядке, установленном договором, если законом о залоге не предусмотрен иной порядок.

3. Согласно ПБУ 3/2000 разницы по дебиторской задолженности подлежат зачислению в прибыль или убыток (кроме разниц, связанных с формированием уставного капитала) в том отчетном периоде, к которому относится дата погашения дебиторской задолженности или за который составлена бухгалтерская отчетность, в случае ее непогашения в отчетном месяце. разницы также относятся на финансовые результаты единовременно в конце отчетного периода.

4. Согласно ПБУ 9/99 величина дебиторской задолженности определяется с учетом суммовой разницы (увеличивается или уменьшается), т.е. суммовая разница отражается на счете 90/1 дополнительной проводкой

Дебет 62 Кредит 90/1 в случае положительной суммовой разницы и

Дебет 62 Кредит 90/1 сторнировочной проводкой в случае отрицательной суммовой разницы.

По дебиторской задолженности, возникшей у организации-кредитора, принимается решение, о сроке ее учета исходя из анализа ее законности, то есть исходя из признания или непризнания сделки ничтожной. В данном случае формально для признания сделки законной достаточно правильно составленного договора, предусматривающего оплату отгруженной продукции со стороны покупателя в течение срока, не превышающего трех месяцев с даты получения ими данной продукции.

Однако наряду с этим, в случае просрочки организацией-покупателем оплаты продукции организация-кредитор должна предпринять меры по истребованию дебиторской задолженности путем направления претензии организации-покупателю, а затем предъявления искового заявления в арбитражный суд. Непринятие таких мер может послужить для Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) причиной для признания сделки ничтожной.

В Следует отметить, что не истребованная организацией – кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией – должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации – кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора.

При этом делаются следующие записи:

а) Дебет 91/2 Кредит 62 – списывается дебиторская задолженность;

Дебет 91/3 Кредит 68 – субсчет "Расчеты по НДС"

- отражается задолженность по НДС данной дебиторской задолженности

б) Дебет 007 – дебиторская задолженность ставится на за балансовый учет.

В случае оценки дебиторской задолженности в иностранной валюте в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 62 (91/2,98) Кредит 91/1,98 (62) – дебиторская задолженность пересчитывается по курсу Центрального банка РФ иностранной валюты к рублю на конец отчетного месяца с отнесением разницы на финансовые результаты.

В соответствии с налоговым законодательством разницы, отраженные на счете, учитываются в составе валовой прибыли, подлежащей налогообложению. В случае оценки дебиторской задолженности в условных денежных единицах и принятия решения о выявлении суммовой разницы ежемесячно в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 62 (68) Кредит 68 (62) – доначисляется (списывается) НДС с суммы пересчитанной дебиторской задолженности при изменении за месяц курса условной денежной единицы к рублю;

Дебет 62 (91/2) Кредит 90/1 (62) – дебиторская задолженность на конец отчетного месяца пересчитывается по курсу условной денежной валюты к рублю с отнесением суммовой разницы на финансовые результаты.

Погашение дебиторской задолженности производится, как правило, в порядке, определенном договором, содержащим все существенные условия сделки. К существенным условиям, наряду с предметом сделки, также могут относиться:

- полнота погашения обязательств и порядок предоставления скидок или наценок;

- наличие авансов;

- наличие взаимных услуг и предоставление в оплату материального имущества или выполненных работ,

- возможность переуступки обязательства третьему лицу,

-другие условия.

Наряду с договором на данную операцию оказывают влияние нормы, установленные следующими нормативными документами.

1. Гражданский Кодекс РФ, согласно которому:

- полученная сумма в погашение дебиторской задолженности, не покрывающая ее полностью, направляется, прежде всего, на погашение издержек кредитора по получению исполнения (например, при платеже векселем и последующем его учете) затем на покрытие процентов, а в оставшейся части на покрытие основной суммы долга;

- за пользование денежными средствами кредитора вследствие уклонения от оплаты полученной им продукции, иной просрочки в ее оплате на получателя продукции налагается обязательство по уплате процента, размер которого определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. При этом необходимо иметь в виду, что основная сумма долга (дебиторская задолженность) в этой части увеличивается в бухгалтерском учете и отчетности только на суммы процентов, признанных должником или судом, по иску кредитора;

- организация-кредитор может переступить право требования своей дебиторской задолженности третьим лицам.

2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, согласно которому дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается по каждому обязательству на основании проведенной инвентаризации на счет средств резерва по сомнительным долгам либо на финансовые результаты организации.

3. ПБУ 10/99, согласно которому, в составе внереализационных расходов для целей налогообложения учитываются, в частности, суммы дебиторской задолженности, списанные по истечении срока исковой давности.

В бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 91/1 (63) Кредит 62 – списание дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности.

К дебиторской задолженности помимо задолженностей покупателя можно отнести задолженность поставщиков и подрядчиков, получивших предоплату, но не предоставивших товар либо не оказавших услугу, не выполнившие работы, в том числе в сроки, оговоренные договором.

Для обобщения информации о расчетах по выданным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности, в Плане счетов отдельный счет не предусмотрен.

Однако в Плане счетов указывается, что суммы выданных авансов и предварительной оплаты должны учитываться обособленно от сумм, уплачиваемых при исполнении обязательств по счетам.

Суммы выданных авансов, а также произведенной оплаты при частичной готовности продукции и работ отражаются по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", на котором открывается специальный субсчет "Расчеты по авансам выданным", в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Суммы выданных авансов и оплаты частичной готовности работ, зачтенные поставщиком при оплате законченных работ, отражаются по кредиту счета 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Аналитический учет по счету 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным" ведется по каждому дебитору.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены покупателям расчетные документы.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется:

- по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету,

- при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.

Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

- векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

- векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно.

В современных условиях, когда вероятность банкротства субъектов хозяйственной деятельности достаточно высока, практически каждое предприятие сталкивается в своей работе с невозможностью получения оплаты от дебитора. В результате на балансе предприятия формируется задолженность, возможность погашения которой вызывает сомнение, – так называемая сомнительная задолженность.

Сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Согласно пункту 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998г. № 34н, предприятия могут создавать резервы сомнительных долгов.

До 1 января 1999 года резерв мог создаваться только в конце отчетного года по итогам проведения годовой инвентаризации дебиторской задолженности. Такое ограничение было установлено Положением о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 26 декабря 1994г. № 170. Однако новое Положение по ведению бухгалтерского учета, вступившее в силу с 1 января 1999 года, разрешает создавать резерв в течение всего года.

Для предприятий такое изменение в порядке формирования резерва сомнительных долгов достаточно существенно. Поскольку суммы созданного резерва учитываются в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то использование предприятием права на создание резерва позволяет снизить размер налога на прибыль.

Если предприятие уплачивает налог на прибыль ежеквартально, то проводить инвентаризацию для выявления сомнительных долгов целесообразно по окончании квартала. Предприятиям, исчисляющим налог на прибыль ежемесячно, инвентаризацию дебиторской задолженности следует проводить также ежемесячно.

При этом порядок и сроки создания резерва сомнительных долгов должны быть предусмотрены учетной политикой предприятия.

Предприятие проводит инвентаризацию дебиторской задолженности на последнюю дату каждого отчетного периода, за который составляется расчет по налогу на прибыль. По результатам проведенной инвентаризации руководитель принимает решение о создании по задолженности, непогашенной в срок и не обеспеченной соответствующими гарантиями, резерва сомнительных долгов. Сумма образованного резерва относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При оценке финансового состояния (платежеспособности) должника могут быть использованы внешние признаки несостоятельности (банкротства) указанные в статье 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 24.10.2005) "О несостоятельности (банкротстве)". К таким признакам, в частности, относится неисполнение должником обязательств по оплате в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Обязательным условием создания резерва является истечение сроков погашения задолженности. Если в договоре этот срок не предусмотрен, он определяется в порядке, установленном законодательством.

Так, согласно пункту 1 статьи 486 Гражданского кодекса РФ, по договору купли-продажи товаров покупатель обязан произвести оплату непосредственно до или после передачи товара продавцом.

По другим видам договоров (на оказание услуг или выполнение работ) срок может быть определен по статье 314 Гражданского кодекса РФ. Согласно пункту 2 этой статьи, обязательство должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а также обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня требования кредитора об оплате.

При этом следует отметить, что резервы сомнительных долгов могут создаваться только по расчетам за продукцию, товары, работы или услуги. Поэтому предприятие не может включить в резерв задолженность по уплате признанной или присужденной неустойки, не возвращенным работниками подотчетным суммам, задолженности по возврату предоставленного займа.

По мнению автора, резерв может создать не только продавец, не получивший в срок оплату за поставленные товары (выполненные работы или оказанные услуги), но и покупатель, не получивший предварительно оплаченные товары (работы, услуги).

В бухгалтерском учете создание резерва сомнительных долгов отражается проводкой:

Дебет 91 Кредит 63 "Резерв сомнительных долгов".

Списание сомнительной задолженности отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 63 – Кредит 62 (76...)- в части, покрываемой резервом;

Дебет 91 – Кредит 62 (76...)- в части, не покрываемой резервом.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв будет использован не полностью, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении годового бухгалтерского баланса к финансовому результату.

В бухгалтерском учете это отражается проводкой:

Дебет 63 – Кредит 91.

Одновременно предприятие может принять новое решение о создании резерва сомнительных долгов, включив в него непогашенные долги из резерва прошедшего периода.

В бухгалтерском балансе сумма образованного резерва сомнительных долгов отдельно не показывается. На эту сумму уменьшаются соответствующие показатели баланса, содержащие информацию о дебиторской задолженности, по которой создан резерв. При этом проводка по кредиту счетов учета дебиторской задолженности и дебету счета 63 не выполняется.

В условия перехода к рыночной экономике, когда денежные расчеты стали затруднительными, предприятия очень часто стали использовать натуральный обмен, то есть оплата за приобретение материальных ценностей производится не деньгами, а материальными ценностями. Для осуществления этой операции заключается договор мены.

Договор мены в соответствии со ст.567 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает приобретение товара в обмен на имеющийся товар. Поэтому торговая организация, как одна из сторон данного договора, является одновременно и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который обязуется принять в обмен. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, определенные в гл.30 ГК РФ, если это не противоречит существу мены.

Итак, в ситуации, когда стороны обменивают один товар на другой, заключается договор мены (гл.31 Гражданского кодекса Российской Федерации.) При этом чаще всего считают, что обмениваемые товары имеют одинаковую стоимость, и фиксируют это условие в договоре мены.

Но бывают случаи, что стороны признают товары и неравноценными. Тогда это должно быть выделено в договоре как отдельное существенное условие – таково требование статьи 568 Гражданского кодекса РФ.

Если обмен неравноценный, то сторона, передающая более дешевый товар, должна оплатить разницу в ценах обмениваемых товаров. Причем доплату можно произвести как до, так и после получения товаров. Конкретный порядок такой доплаты устанавливается по соглашению сторон.

Расчеты с дебиторами и кредиторами в рамках договора мены имеют свои особенности, что часто вызывает затруднения у бухгалтеров в учете, определении финансового результата и налогообложении операций по договору мены.

Рассмотрим некоторые особенности учета.

Бартерные операции отражаются в бухгалтерском учете в два этапа: получение товаров от контрагента и отгрузка (отпуск) товаров контрагенту.

При получении товаров по договору мены у торговой организации увеличиваются, с одной стороны, активы в виде товаров, с другой стороны, обязательства перед контрагентом. Погашение возникшей задолженности происходит путем передачи определенного товара.

При реализации товаров, с одной стороны, уменьшаются активы по статье товаров, с другой стороны, возникает дебиторская задолженность покупателя за реализованные ему материальные ценности.

Кредиторская и дебиторская задолженности, возникшие по данному договору, имеют отношение к одному юридическому лицу и только в силу того, что их возникновение обусловлено договором мены, взаимно погашаются.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета товаров, отгруженных по договору мены, регламентирован приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н "Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации". Согласно п.12 ПБУ 9/99 выручка от реализации материальных ценностей, работ, услуг, передаваемых контрагенту, может быть признана в бухгалтерском учете при обязательном наличии пяти условий:

- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

- сумма выручки может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В соответствии со статьей 570 ГК РФ право собственности на обмениваемые товары переходит к контрагенту после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами договора. Необходимо отметить, что норма о моменте перехода права собственности по договору мены является диспозитивной. Договором мены может быть предусмотрен и иной момент перехода права собственности.

Таким образом, если договором не предусмотрен иной момент перехода права собственности, то указанное право перейдет к покупателю только после выполнения последним своих обязательств. Следовательно, до получения от контрагента имущества, переданные ему материальные ценности должны отражаться на счете 45 "Товары отгруженные". Согласно п.29 приказа Минфина России от 28.06.2000 N 60н по статье "Товары отгруженные" отражаются данные об отгруженной продукции (товарах) в случае, если в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету еще не исполнены условия признания выручки от продажи товаров (продукции).

Таким образом, порядок учета отгрузки товаров по договору мены зависит от условия перехода права собственности.

Обычно при совершении операций мены стороны обменивают товар, равный по стоимости. Однако в договоре может быть предусмотрен обмен неравноценными товарами. В этом случае на сторону, обязанную передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, возлагается обязанность оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором (статья 568 ГК РФ).

Бухгалтерский учет такого товарообмена дополнительно включит в себя обычные операции расчетов между покупателями и поставщиками по двум возможным вариантам:

1) товар, полученный торговой организацией, оценен дороже, чем обмениваемый, и торговая организация должна доплатить за полученные материальные ценности;

2) полученный товар стоит дешевле, и поставщик должен перечислить денежные средства торговой организации.

Исходя из смысла п.10 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н, стоимостная оценка товаров, полученных организацией, устанавливается на уровне отпускной цены товаров, подлежащих передаче. Если по условиям договора торговая организация должна доплатить определенную сумму, то стоимость полученных товаров будет равна стоимости передаваемого товара и сумме денежных средств, перечисленных или подлежащих перечислению контрагенту.

Согласно п.6.3 ПБУ 9/99 объем реализации по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, равен стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией.

Согласно п.2 ст.153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной форме. Для определения налоговой базы законодатель рекомендует использовать выручку исходя из доходов, которые связаны с расчетами по оплате. В налоговом законодательстве понятие дохода раскрыто следующим образом: "доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме" (ст.41 НК РФ).

Аналогично раскрыто понятие дохода в ПБУ 9/99: "доходами организации признается увеличение экономических выгод". В соответствии с п.5 указанного положения доход и выручка имеют одну и ту же экономическую природу и содержание, т.е. являются однородными.

Согласно п.6 ПБУ 9/99 выручка принимается к учету в сумме, равной "величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений п.3 настоящего положения)". Объем денежных средств, подлежащих получению от дебиторов, отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Особые положения по учету выручки в бухгалтерском учете сформулированы в п.3 ПБУ 9/99. Так как выручка от продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг является доходом организации, то доходами и, соответственно, выручкой организации не признаются поступившие от других юридических и физических лиц суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных платежей.

Следовательно, выручка представляет собой сумму денежных средств, полученных или подлежащих получению в счет погашения дебиторской задолженности, за минусом сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей.

Теперь рассмотрим, как формируется себестоимость имущества, полученного по договору мены. Для этого необходимо обратиться к пункту 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных ценностей" (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. N 25н. Так, в нем указано, что фактическая себестоимость ценностей, приобретаемых в порядке обмена, определяется исходя из стоимости переданного имущества. А стоимость переданного имущества в свою очередь определяется его рыночной ценой.

В том же порядке определяется и стоимость основных средств, полученных по договору мены. Основание – пункт 3.5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденного приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н.

НДС по такому имуществу исчисляется исходя из стоимости переданных ценностей (п.2 ст.172 Налогового кодекса РФ).

Полученное имущество так отражается в бухгалтерском учете предприятия:

Дебет 08 (10, 41) Кредит 60 – оприходованы материальные ценности, полученные по договору мены;

Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС по оприходованным материальным ценностям.

А вот из бюджета можно зачесть только тот НДС, что не превышает сумму, уплаченную в бюджет с реализации. А бухгалтер делает такую проводку:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- возмещен из бюджета НДС по материальным ценностям, полученным по договору мены.

Сумма же превышения покрывается за счет собственных средств предприятия:

Дебет 91 Кредит 19 – списан НДС по материальным ценностям, полученным по договору мены, в части, превышающей сумму налога, уплаченную в бюджет.

Сущность претензионной работы по дебиторской задолженности

В определенных случаях необходимо разрешение спорных вопросов между кредитором и должником до передачи спора в суд или арбитражный суд в рамках досудебного (претензионного или иного) порядка урегулирования споров.

Досудебный порядок урегулирования споров применяется в случаях, когда он установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002г. № 95-ФЗ для определенной категории споров, либо когда такой порядок предусмотрен договором. Предварительное соблюдение досудебного (в т.ч. претензионного) порядка урегулирования споров не обязательно при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования споров, если такой порядок предусмотрен законом или договором, требуют также положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ, в частности, его ст. 131, 132, 135.

В указанных случаях спор передается на рассмотрение суда или арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка.

Следует обратить внимание на то, что соблюдение досудебного порядка урегулирования споров обязательно не только в случаях, когда такой порядок предусмотрен непосредственно Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ, а так же и в других случаях. Так, федеральный закон может содержать отсылочную норму, предусматривающую, что претензионный или иной досудебный порядок урегулирования определенной категории споров регламентируется подзаконным правовым актом, например, постановлением Правительства РФ или актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство определенной отраслью или сферой управления.

Если досудебный порядок не предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение суда или арбитражного суда без соблюдения данного порядка. Это возможно даже в тех случаях, когда досудебный порядок предусмотрен для конкретной категории споров подзаконным правовым актом, требования которого не основаны на соответствующей управомочивающей норме федерального закона.

Целесообразно также иметь в виду, что если досудебный (в т.ч. претензионный) порядок урегулирования определенной категорий споров предусмотрен не федеральным законом, а законом субъекта Российской Федерации, то несоблюдение в таком случае досудебного порядка не может рассматриваться в качестве препятствия для обращения непосредственно в суд или арбитражный суд с исковым заявлением.

Обратим внимание, что до введения в действие АПК РФ понятие "досудебный порядок" нередко отождествлялось с понятием "претензионный порядок" урегулирования споров. Теперь из смысла норм АПК РФ, как и ГПК РФ, определенно следует, что "досудебным" может являться не только претензионный, но и иной порядок урегулирования споров, который может быть предусмотрен как договором, так и федеральным законом.

Под "иным" порядком следует понимать урегулирование спора, скажем, путем обмена письмами, телеграммами и другими документами, подачи заявления и предоставления ответа на него, прочие согласительные процедуры, реализуемые в документальной форме. При этом судебная практика исходит из того, что возможность проведения переговоров до передачи спора в суд нельзя расценивать как установление досудебного порядка урегулирования спора, поскольку под досудебным порядком понимается установление в договоре условий о направлении претензии или иного письма, установление сроков для ответа на нее и других условий, позволяющих определить, что договор содержит четкую запись об установлении такого порядка.

Указанные формы досудебного порядка урегулирования споров могут быть предусмотрены условиями договора. Кроме того, федеральные законы в ряде случаев императивно устанавливают конкретные формы досудебного порядка применительно к определенным группам правовых отношений. Например, Трудовой кодекс Российской Федерации (СЗ РФ, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014, 3033) для значительного количества трудовых споров предусматривает предварительное обращение в комиссию по трудовым спорам (ст. 382, 385). Пунктом 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора об изменении или расторжении договора. Так, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, то арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ч. 3 ст. 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Регламентация претензионного порядка в договоре

Установление в договоре претензионного порядка урегулирования споров и его использование весьма целесообразны. Дело в том, что судебная процедура разрешения споров достаточно длительна и связана с дополнительными материальными затратами истца, например, на оплату государственной пошлины. При этом предъявление претензии нередко имеет превентивное и пресекательное значение, побуждает должника к надлежащему исполнению лежащей на нем обязанности без обращения в суд. В этом случае часть, а нередко и все возникшие разногласия удается разрешить быстрее и дешевле, чем в судебном процессе. Поэтому можно рекомендовать предусматривать в договорах условия, вводящие претензионный порядок урегулирования споров, которые могут возникнуть в отношениях сторон. При этом необходимо помнить, что если указанный порядок установлен договором, то он должен быть обязательно реализован. В противном случае обращение в суд или арбитражный суд с иском не повлечет рассмотрения исковых требований в судебном процессе.

При заключении договора либо впоследствии, при изменении договора, стороны могут установить в нем, что любые споры и разногласия между ними подлежат урегулированию в претензионном порядке. Вполне допустимо также предусмотреть в договоре, что претензионный порядок применяется лишь для определенных видов споров, а прочие споры разрешаются в судебном порядке.

Например, договор может содержать следующие формулировки условий, устанавливающих претензионный порядок разрешения определенных категорий споров:

1. В своих взаимоотношениях стороны стремятся избегать противоречий и конфликтов, а в случае возникновения таких противоречий – разрешать их на основе взаимного согласия. Если согласие не достигнуто, то споры и противоречия разрешаются в соответствии с настоящим договором и гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Для разрешения споров, связанных с нарушением сроков поставки и оплаты партии товара, применяется досудебный (претензионный) порядок разрешения споров. В этих случаях сторона, право которой нарушено, до обращения в арбитражный суд обязана предъявить другой стороне претензию с изложением своих требований.

Претензия направляется по электронной почте и (или) по факсу и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Датой получения претензии считается день ее передачи по электронной почте и (или) по факсу. Срок для ответа на претензию устанавливается 25 календарных дней со дня ее получения.

Ответ на претензию направляется по электронной почте и (или) по факсу и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в указанный в претензии разумный срок претензионные требования не удовлетворены (полностью или частично), сторона, право которой нарушено, вправе обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд в соответствии с правилами о подсудности, установленными в п.__ настоящего договора. Для разрешения иных споров сторон претензионный порядок не применяется.

3. Споры сторон, не урегулированные на основе взаимного согласия или в претензионном порядке, разрешаются в арбитражном суде (наименование и место нахождения арбитражного суда) на основании ст.__ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Данные формулировки, относящиеся к соответствующим условиям договора купли-продажи (поставки), может быть интерпретирован применительно к другим видам гражданско-правовых договоров с учетом специфики конкретных обязательств.

Многие общие правила, установленные упоминавшимся выше Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992 г. № 3116-1 (утратило силу с 1.07.1995 г.), были восприняты федеральными законами, которые регламентируют претензионный порядок урегулирования споров в настоящее время. Кроме того, эти правила настолько прочно укоренились в юридической практике, что и сегодня могут служить ориентиром при установлении и реализации сторонами договора претензионного порядка разрешения споров, которые могут возникнуть между ними при исполнении договорных обязательств.

Напомним некоторые основные положения, которыми стороны договора, являющиеся хозяйствующими субъектами, могут руководствоваться в случаях, если иное не установлено федеральным законом или принятым в соответствии с ним подзаконным правовым актом.

Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем.

В претензии указываются:

- требования заявителя. Речь идет о четко сформулированных, конкретных требованиях, которые могут быть изложены, например, так: "предлагаем в срок до __________ оплатить поставленную партию товара в размере рублей и пени за просрочку оплаты данной партии товара исходя из прилагаемого расчета в размере ________ рублей. Претензионную сумму ___________ рублей необходимо перечислить на наш расчетный счет № _______________ в___________ (указываются банковские реквизиты заявителя)";

- сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке. При этом сумма претензии может состоять из суммы основного долга (например, стоимости поставленной, но не оплаченной партии товара) и сумм, отражающих денежную оценку мер имущественной ответственности должника (например, неустойки в виде пеней или штрафа, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, обязанности возместить причиненные убытки в определенном размере). Расчет претензионной суммы может содержаться в тексте самой претензии. В случаях, когда расчет является сложным и значительным по объему, он оформляется в виде самостоятельного документа, являющегося приложением к претензии;

- обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство;

- перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств. К претензии в случаях, прямо предусмотренных законодательством, прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, а в остальных случаях – надлежаще заверенные копии этих документов либо выписки из них (если эти документы отсутствуют у другой стороны);

- иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку. Зафиксировать факт направления претензии особенно важно, поскольку если претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен законом или договором, в случае последующего обращения к судебной процедуре разрешения спора к исковому заявлению будет необходимо приложить доказательства соблюдения истцом претензионного порядка (п. 7 ст. 126 АПК РФ, ст. 132 ГПК РФ). В таких случаях в самом исковом заявлении необходимо, в частности, указать сведения о соблюдении истцом досудебного (претензионного) порядка (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

При этом соблюдением указанного порядка признается, в частности, нерассмотрение претензии в установленный срок и отказ в ее удовлетворении (полный или частичный). На практике имеют место случаи, когда ответчики, отвергая исковые требования, ссылаются на нерассмотрение ими претензии. Между тем суды исходят из того, что оставление претензии истца без рассмотрения не может служить основанием для признания претензионного порядка урегулирования спора не соблюденным (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.12.2001 г. № КГ-А40/7319-01).

Доказательствами соблюдения истцом претензионного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий факт ее направления (вручения) ответчику. Независимо от того, была ли претензия фактически получена адресатом, досудебный порядок будет считаться соблюденным. В исковом заявлении необходимо привести сведения о нерассмотрении спора другой стороной, неполучении ответа на претензию в установленный срок, полном или частичном отказе в удовлетворении претензии.

Документами, подтверждающими направление претензии, могут являться, в частности, почтовая квитанция об отправке заказного (ценного) письма с описью вложения; уведомление о вручении такого письма; подлинный экземпляр претензии с отметкой (входящим номером, датой, печатью и подписью должностного лица) адресата о получении претензии и приложенных у ней документов.

Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон, международными договорами, а также контрактами с иностранными фирмами – по требованиям заказчиков и поставщиков товаров для экспорта, заказчиков и грузополучателей импортных товаров, организаций, выполняющих заказы на импорт.

Если к претензии не приложены документы, необходимые для ее рассмотрения, то они запрашиваются у заявителя претензии с указанием срока представления. При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается на основании имеющихся документов.

Организация, гражданин-предприниматель, получившие претензию, обязаны сообщить заявителю о результатах рассмотрения претензии в указанный выше срок.

Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем.

В ответе на претензию указываются:

- при полном или частичном удовлетворении претензии – признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;

- при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии – мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и доказательства, обосновывающие отказ;

- перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств.

При удовлетворении претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению).

При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также направлены документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

Если иное не установлено федеральным законом, то в договоре целесообразно урегулировать отношения сторон для случая, когда в ответе должника о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению). Можно, например, установить правило о том, что заявитель претензии вправе по истечении определенного количества дней после получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством или договором, пеней за просрочку платежа. К поручению прилагается ответ должника.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию заявитель вправе заявить уже не претензионные, а исковые требования.

Урегулирование споров в претензионном порядке

Разновидностью досудебного порядка является претензионный порядок урегулирования споров.

При претензионном порядке урегулирования споров кредитор в силу закона или договора обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник – дать на нее ответ в установленный срок. Указанное требование облекается в форму претензии, т.е. письменного документа, составляемого в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях – в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) юридическими обыкновениями. В претензии могут содержаться, например, требования об изменении или расторжении договора, исполнении предусмотренных им основных обязательств должника, о возмещении убытков, уплате неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, применении иных мер гражданско-правовой ответственности. При полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от него ответа в установленный срок кредитор вправе предъявить иск.

В настоящее время претензионный порядок урегулирования споров, как уже отмечалось, регламентируется условиями договора или нормами федерального закона (подзаконного правового акта при условии прямого указания об этом в федеральном законе). Это связано, в частности, с необходимостью расширения возможностей судебной защиты гражданских прав, а также с тем, что указанный порядок в значительной степени определяется спецификой конкретного обязательства, из которого возникают соответствующие споры. Поэтому сегодня отсутствует и единообразное правовое регулирование претензионного порядка разрешения споров.

В прежние годы большинство споров разрешалось с обязательным использованием досудебного (претензионного) порядка, поскольку советский законодатель исходил прежде всего из необходимости освободить суды, органы государственного и ведомственного арбитража от рассмотрения споров, которые могли быть разрешены без участия судебных органов. Судебная защита прав не являлась приоритетной.

В республиках бывшего Союза ССР претензионный порядок урегулирования споров был установлен постановлением Совета Министров СССР от 17.10.1973 г. № 758 "Об утверждении Положения о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам", которое применялось с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлением от 26.09.1990 г. В дальнейшем указанные отношения регламентировались Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992 г. № 3116-1, которое определяло претензионный порядок урегулирования экономических споров и споров в сфере управления между предприятиями, учреждениями, организациями, органами государственной власти и управления, гражданами-предпринимателями.

С 1.07.1995 г., когда вступил в силу АПК РФ 1995г., досудебный (в т.ч. претензионный) порядок урегулирования споров стал обязательным лишь для указанных в этом Кодексе случаев, которые в настоящее время воспроизведены в новых АПК РФ и ГПК РФ. В соответствии с ФЗ от 5.05.1995 г. "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 19, ст. 1710. Утратил силу. – СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3013) в день вступления в силу АПК РФ 1995 г. прекратило свое действие Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992 г. № 3116-1.

После введения в действие АПК РФ 1995г. наметилась тенденция к отказу многих участников договорных отношений от использования претензионного порядка урегулирования споров в тех случаях, когда этот порядок не являлся обязательным в силу требований федеральных законов. В связи с этим возросло количество споров, передаваемых на рассмотрение в суды и арбитражные суды. Это, в свою очередь, не могло не отразиться на оперативности, полноте и качестве судебных решений.

Регламентация претензионного порядка в федеральных законах

Выше кратко охарактеризованы возможности установления и реализации претензионного порядка урегулирования споров сторонами соответствующих гражданско-правовых договоров. Соответствующими положениями можно руководствоваться, если федеральными законами или принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами не предусмотрены иные правила. В таких случаях правовая регламентация осуществляется при помощи главным образом императивных норм, которые не могут быть изменены соглашением сторон.

Под федеральными законами, которыми предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров, прежде всего следует понимать Гражданский Кодекс РФ, устанавливающий обязательность предъявления претензии к перевозчику до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза (ст. 797). К таким законам относятся также транспортные уставы и кодексы и иные законы, регулирующие отношения, возникающие главным образом в сфере транспорта и связи.

Например, при морских перевозках, согласно ст. 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. (СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 22, ст. 2125. Далее – КТМ РФ) до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

В таких случаях передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам, по общему правилу, не допускается. Исключениями из этого правила являются передача указанного права отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору либо

страховщику. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе (см. ст. 404 КТМ РФ).

Порядок предъявления претензии императивно определен в ст. 405 КТМ РФ. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных документов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза. Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены названные выше документы. Если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претензию, то она считается принятой к рассмотрению.

Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности (ст. 406 КТМ РФ), т.е. годичного срока (см. ст. 408 КТМ РФ).

К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

В соответствии с п. 3 ст. 164 КВВТ РФ срок исковой давности устанавливается:

- по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, – один год;

- по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, – три года.

Иски перевозчиков или буксировщиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающие в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием предъявления таких исков.

Библиография

3. Хахонова Н.Н. Учет, аудит и анализ денежных потоков предприятий и организаций.

4. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

5. Шепухина М.О. Анализ деловой активности организации

6. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности