Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом.

Статьи по теме
Искать по теме

Основные принципы, задачи, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности

В условиях рынка основной целью производственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности является получение максимальной величины прибыли, так как развитие каждого хозяйствующего субъекта осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. Принцип самоокупаемости и самофинансирования является основой экономического существования хозяйствующего субъекта. Реализация цели возможна только при условии создания конкретных видов продукции, работ, услуг, удовлетворяющих постоянно растущие потребности общества.

Потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для создания материальных благ и услуг, ограничены. Дефицит ресурсов обусловливает необходимость выбора: каких, сколько товаров, услуг производить; для кого производить; как распределить. На практике выбор осуществляется не по принципу "либо одно, либо другое", а по принципу "чего-то больше, чего-то меньше".

Цель выбора состоит в том, чтобы установить оптимальное соотношение между максимально возможным ассортиментом продукции, работ, услуг, с одной стороны, и максимально возможным их количеством, обеспечивающим определенный стандарт жизни – с другой.

Хозяйствующий субъект как экономическая система является основным звеном, где происходит реализация цели производства. Учет, планирование и анализ являются важными компонентами этой системы (рис. 1).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Рис. 1. Хозяйствующий субъект как экономическая система

Формирование рыночных отношений обусловливает необходимость развития анализа прежде всего на уровне хозяйствующего субъекта – отдельных предприятий (фирм) и их структурных подразделений, так как именно хозяйствующие субъекты составляют основу рыночной системы хозяйствования. В этих условиях анализ на уровне хозяйствующего субъекта наполняется новым содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью их коллективов, собственников.

Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Ранее отдельные функции экономического анализа выполняли учетные науки, однако по мере углубления экономической работы возникает необходимость в выделении анализа, так как учетные дисциплины не были способны отвечать всем требованиям практики. Экономический анализ комплексно, системно использует фактические данные, прибегая к приемам и способам исследования статистики, бухгалтерского учета, математики. Экономический анализ тесно связан со специальными дисциплинами, такими как статистика, бухгалтерский учет, маркетинг, экономика организаций, экономическая теория, менеджмент (рис. 2).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Рис. 2. Связь экономического анализа со специальными дисциплинами

В современных условиях значительно повышается ответственность руководителей за финансовое состояние предприятий, и соответственно оперативная диагностика и анализ приобретают важное значение.

Несмотря на значительную неопределенность в работе предприятий, в последнее время усиливается значение прогнозного анализа, позволяющего составить обоснованные бизнес-планы.

Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. При этом они, как правило, уже не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала и причинах ее изменения, типах финансирования тех или иных видов деятельности.

Привлечение к расчету финансовых показателей данных внутреннего учета дает возможность более скрупулезно подойти к оценке и составить объективное заключение о финансовом положении предприятия. При этом расчетом показателей процедура экономического и финансового анализа не исчерпывается. Это лишь один из его начальных этапов.

Следующим обязательным этапом является сравнение результатов со значениями, полученными в более ранние периоды. По динамике показателей устанавливаются их более или менее нормальные значения применительно к условиям деятельности данного предприятия. Если сложившиеся на предприятии показатели существенно отличаются от их нормальных (нормативных) значений, то выявляют причину этих отклонений.

Таким образом, результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.

Экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой. Основными функциями экономической деятельности (функции экономического управления) являются:

- информационное обеспечение управления – сбор, обработка, систематизация и группировка информации об экономических процессах и явлениях;

- анализ хода экономической деятельности и ее результатов, оценка возможностей экономической деятельности;

- планирование- оперативное, текущее, перспективное;

- организация управления, т.е. организация эффективного функционирования всех элементов экономической системы хозяйствующего субъекта в целях рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эффективность принятия управленческих решений определяется качеством аналитических исследований.

Учет, планирование и анализ обеспечивают качество управленческих решений. Исходным элементом системы управления является планирование, которое определяет направление и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Важным элементом планирования является определение путей реализации поставленной цели – достижение лучших финансовых результатов.

Без достоверной и полной информации практически невозможно принятие оптимальных управленческих решений. Учет обеспечивает постоянную систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом реализации бизнес-планов.

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяйствующего субъекта. Достижение данной информации возможно только на основе экономического анализа. В процессе анализа "сырая", первичная информация проверяется. Определяются соответствие установленным формам, правильность арифметических подсчетов, сводимость и сопоставимость показателей. Затем информацию обрабатывают; проводят общее ознакомление с документами, их содержанием; определяют и сравнивают отклонения; определяют влияние факторов на анализируемый объект, выявляют резервы и пути их использования, а также недостатки, ошибки. Результаты анализа систематизируются, обобщаются. На основе результатов анализа принимаются управленческие решения. Отсюда следует, что экономический анализ обосновывает управленческие решения, обеспечивает объективности и эффективность управления производством.

Роль анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняются механизм хозяйствования, принципы и методы управления. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообразования, что должно обеспечить повышение эффективности производства.

Разгосударствление, приватизация, развитие новых организационно-правовых форм хозяйствования требуют новых методов управления и предполагают постоянный контроль за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по элементам и статьям расходов, анализа непроизводительных расходов и потерь, что повышает экономическую эффективность производства, увеличивает величину чистой прибыли и возможности материального стимулирования.

Все управленческие решения, принимаемые на уровне хозяйствующего субъекта, являются оптимальными, обоснованными и мотивированными. С целью принятия оптимальных управленческих решений проводится оперативный, текущий и перспективный анализы. Каждый из них связан с определенной функцией управления и планирования.

Принятие решений требует разработки нескольких вариантов решения хозяйственных ситуаций, их обоснования путем проведения экономического анализа, выбора наилучшего варианта управленческого решения.

Таким образом, в условиях рынка проблема минимизации затрат живого и овеществленного труда является исходным моментом в ценообразовании. Цена является одним из определяющих конкурентных преимуществ в условиях рынка и условиях выживаемости. В этих условиях повышается роль экономического анализа как важного средства управления экономикой хозяйствующего субъекта, выявления резервов повышения эффективности производства.

Хозяйствующий субъект как экономическая система является основным звеном, где соединяются факторы процесса производства.

Являясь структурным звеном экономики в целом, хозяйствующий субъект выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач:

- обеспечение потребителей продукцией (работами и услугами) соответствующего качества;

- получение величины прибыли, достаточной для выполнения своих функций;

- выполнение своих обязательств, как внешних, так и внутренних;

- соблюдение законов, нормативов, стандартов.

Для решения этих задач хозяйствующий субъект должен иметь четкое представление о текущем состоянии и перспективах развития. Стержнем экономической деятельности является производство продукции, работ, услуг (конкретные результаты производственной деятельности), прибыль (финансовый результат деятельности).

Чтобы определить перспективу, необходимо изучить:

- спрос на данный вид продукции (работ, услуг);

- возможности данного хозяйствующего субъекта по производству продукции (работ, услуг), исходя из производственной мощности и ее увеличения;

- возможности конкурирующих производств на рынке данного товара;

- возможности поставщиков сырья, материалов и т.д.

В ходе проведенного анализа выявляется потребность в материальных (основные и оборотные), трудовых (рабочая сила) и финансовых (денежные средства) ресурсах; дается оценка ожидаемых экономических результатов хозяйственной деятельности по выпуску продукции, оказанию услуг и выполнению работ; определяются себестоимость, прибыль и рентабельность. Отсюда следует, что объектом анализа на микроуровне является хозяйствующий субъект (завод, фабрика, организация, фермерское хозяйство и т.д.), так как он составляет основу рыночной экономики. Анализ на уровне хозяйствующих субъектов имеет конкретное содержание, связанное с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью.

Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является всестороннее и глубокое изучение экономической информации о функционировании объекта анализа с целью принятия оптимальных управленческих решений, по выполнению программ выпуска и реализации продукции (работ, услуг), выявлению факторов и причин изменения и резервов роста.

Анализ представляет собой исследования влияния внутренних и внешних факторов на результаты работы предприятия.

Основная цель проведения анализа – повышение эффективного функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов повышения.

Проведение анализа включает в себя следующие этапы:

- определение объекта анализа и постановка конкретных задач;

- установление причинно-следственных связей между элементами данного экономического явления;

- определение показателей и методов их оценки;

- выявление и оценка факторов, влияющих на результаты деятельности предприятия;

- выявление резервов роста производства, выработка путей устранения отрицательных факторов и стимулирования положительных.

Соблюдение законов, стандартов и нормативов в процессе реализации производственно-хозяйственной и финансовой деятельности является одной из задач функционирования хозяйствующих субъектов.

При проведении аналитической работы следует исходить из действия объективных экономических законов, учитывать их требования в практической деятельности (закон спроса и предложения, закон денежного обращения и т.д.).

Хозяйствующий субъект является сложной экономической системой, различные элементы которой тесно взаимосвязаны друг с другом. Это требует изучения всех звеньев, всех сторон деятельности, причинно-следственных связей и зависимостей в экономике хозяйствующего субъекта.

На экономические результаты деятельности хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы внутренней и внешней среды, вследствие чего анализ должен осуществляться с учетом влияния и взаимозависимости внешней среды.

В основе принятия управленческих решений лежит объективная и всесторонняя оценка деятельности хозяйствующего субъекта, основывающаяся на точности аналитических расчетов. Для этого необходимо иметь объективную исходную экономическую информацию, которая может быть получена только в результате повышения требований к организации учета, аудита. Использование более совершенных методик анализа повышает точность и достоверность анализа.

Исходя из функций планирования и управления экономический анализ подразделяется на оперативный, текущий и перспективный. Достоинством оперативного анализа является то, что в ходе его проведения своевременно вскрываются причины недостатков в работе, выявляются резервы и принимаются соответствующие меры. Отсюда следует, что результаты аналитических исследований необходимо использовать для разработки конкретных мероприятий, для обоснования и корректировки учетных и отчетных данных. Анализ должен активно воздействовать на ход производства, его результаты.

Общая цель экономического анализа заключается в оценке достигнутых результатов и выявлении резервов повышения эффективности производства хозяйствующего субъекта.

Любое аналитическое исследование следует проводить, руководствуясь определенными методологическими принципами. Важнейшими из которых являются принципы научности, системности, комплексности, регулярности, объективности, экономичности, действенности, конкретности, оперативности, сопоставимости:

1. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и требованиями объективных экономических законов.

2. Анализ должен охватывать все звенья и все стороны деятельности предприятия.

3. Изучение экономических явлений должно осуществляться с учетом всех факторов взаимозависимости и соподчиненности от дельных частей.

4. Анализ следует проводить по плану, систематически, а не от

5. случая к случаю.

6. При проведении анализа следует использовать достоверную, проверенную информацию, отражающую объективную действительность.

7. Затраты по проведению анализ должны обеспечивать многократную отдачу.

8. Материалы анализа должны активно воздействовать на ход производства и его результаты.

9. Результаты проведения анализа должны получать конкретное

10. количественное изменение его показателей.

11. Умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

Содержание и предмет экономического анализа определяют задачи, стоящие перед ним. К числу важнейших задач, решаемых в процессе анализа, относятся:

- научно-экономическое обоснование бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);

- объективное и всестороннее изучение по учетным и отчетным данным выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов;

- оценка экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов с целью повышения результативности производства;

- контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (самоокупаемости и самофинансирования) и оценка результатов его реализации (конечных финансовых результатов);

- выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

- принятие оптимальных управленческих решений на основе предварительно проведенного анализа, оценки хозяйственной деятельности и выявление тенденций в развитии.

Задачи, решаемые в ходе анализа, меняются, поскольку меняются подходы, требования к экономическому анализу.

Анализ хозяйственной деятельности выступает как функция управления производством.

Функция управления – особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции управления классифицируются на общие, или главные, отражающие содержание самого процесса управления, и специфические, отражающие различные объекты управления. Любая специфическая функция может быть осуществлена только с помощью общих функций, так как общие функции не могут осуществляться сами по себе, без приложения к какому-либо объекту управления.

Основные функции экономической деятельности можно определить как:

1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах);

2) анализ хода и результатов экономической деятельности, оценку

3) возможности ее совершенствования на основе научно обоснованных критериев;

4) планирование как функцию управления, предполагающее прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы хозяйствования;

5) организацию эффективного функционирования элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации трудовых, материальных и денежных ресурсов и управленческих решений;

6) контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих

7) решений.

В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, так как экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой. Классификация анализа хозяйственной деятельности необходима для правильного понимания его содержания и определения задач. В основу классификации положены разные признаки.

В зависимости от характера объектов управления выделяют отраслевую структуру народного хозяйства и уровни общественного производства и управления.

Теоретической и методологической основой анализа хозяйственной деятельности во всех отраслях национальной экономики является теория анализа хозяйственной деятельности, или межотраслевой анализ, позволяющий выявить взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними; вскрыть наиболее общие методологические черты и особенности хозяйственной деятельности; обобщающий опыт анализа хозяйственной деятельности в разных отраслях экономики, обогащающий содержание экономического анализа в целом, и отраслевого в частности.

Отраслевой анализ учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и т.д.). Каждая отрасль народного хозяйства имеет свои особенности, свою специфику. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловливает потребность разработки методики анализа с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

По содержанию процесса управления выделяют оперативный анализ, текущий (ретроспективный) по итогам деятельности за тот или иной период и перспективный (прогнозный, предварительный).

Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства и др., вследствие чего выделяют:

- технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы. Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и их влияния на результаты деятельности;

- финансово-экономический анализ, которым занимаются финансовые службы, кредитные органы. Объектом анализа являются

- финансовые результаты, улучшение финансового состояния и

- платежеспособности;

- управленческий анализ. Им занимаются все службы с целью предоставления информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений. Он носит оперативный характер. Результаты его являются коммерческой тайной;

- экономико-статистический анализ. Его проводят статистические органы. Применяется для изучения массовых общественных

- явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли,

- региона, народного хозяйства в целом;

- в современных условиях возрастает роль экономико-экологического анализа (проводят органы охраны окружающей среды и

- экономические службы предприятия). Его содержанием является изучение взаимодействия экологических и экономических

- процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Кроме того, виды экономического анализа классифицируются следующим образом:

- по периодичности (периодический, годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный, разовый, непериодический анализ);

- по содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);

- по методу изучения объекта (комплексный, системный, функционально-стоимостный, экономико-математический, диагностический, маржинальный, корреляционный);

- по охвату изучаемых объектов (сплошной и выборочный);

- по степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработки данных с применением счетно-перфорационной техники, счетно-клавишных машин);

- по субъектам (пользователям) анализа выделяют внутренний (управленческий) и внешний (финансовый) анализ.

На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде не встречаются. Однако значение важнейших принципов их организации и методов необходимо. Ежедневно на каждом уровне управления принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа.

Приступая к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности, рекомендуется прежде всего определить конкретные цели проведения каждой из процедур. Цели определяются аналитиками с учетом интересов пользователей информации, которая будет получена по результатам анализа.

Всех аналитиков и пользователей можно условно разделить на две группы – внешних и внутренних. Интересы их различны, а часто и противоположны. Основной принцип, в соответствии с которым отдельные категории аналитиков и пользователей относят к той или иной группе, – это доступ к информационным потокам предприятия.

Внутренние пользователи, проводя анализ или контролируя его проведение, могут (в меру своей компетентности, разумеется) получать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников (прежде всего из бухгалтерской отчетности) и делать свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.

У финансового и управленческого анализа имеются принципиальные особенности в содержании и организации. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет.

Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа

Классификационные признаки

Финансовый (внешний) анализ

Управленческий (внутренний) анализ

1. Цель анализа

Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли; прогнозирование доходов и потоков денежных средств; выявление дивидендной политики, осуществляемой руководством предприятия

Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей

2. Объект анализа

Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение

Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта

3. Субъекты анализа (исполнители)

Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм; специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии; кредитные агентства и др.)

Различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы)

4. Организация анализа. (периодичность проведения)

Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию -ежеквартально, в статистическое управление – ежеквартально и т д )

Проводятся по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.

5. Информационная база анализа

Бухгалтерская отчетность (формы № 1,2,4,5)

Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа

6. Доступность информации

Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления

7. Потребители информации

Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения

Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.

8. Использование систем учета

Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности

Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели

9. Измерители информации

Преимущественно стоимостные измерители

Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные

10. Использование методов анализа

Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа

Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.

11. Направленность анализа

Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты

Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство

12. Свобода выбора в проведении анализа

Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности

Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий -пригодность, результативность

13. Формы обобщения

Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных

Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений       

14. Вид анализа

Внешний, ретроспективный, тематический

Внутренний, оперативный, текущий, комплексный

15. Степень надежности

Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками

Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита

16. Место принятия решений по результатам анализа

За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющими отчетность для обнародования в целях избежания, например, чрезмерного налогообложения и т.п.

Менеджерами и директорами предприятий, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием

Исходя из функций управления и планирования выделяют oпeративный (ситуационный), ретроспективный (текущий) и перепективный (прогнозный) анализ.

Оперативный (ситуационный) анализ – один из видов экономического анализа, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением системой хозяйствования. Он проводится сразу после совершенствования хозяйственных операций или изменения ситуации за короткий период времени.

Рыночная система хозяйствования характеризуется динамичностью ситуации производственной, коммерческой, финансовой деятельности, а также его внешней среды, что обусловливает возрастание роли оперативного анализа.

Цель оперативного анализа заключается в оперативном выявлении недостатков и своевременном воздействии на хозяйственные процессы по улучшению экономической ситуации. Для оперативного анализа характерным является "проигрывание" хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений.

Текущий (ретроспективный) анализ итогов хозяйственной деятельности проводится по важнейшим отчетным периодам хозяйствования, в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Он проводится по текущим планово-отчетным периодам работы и позволяет оценить работу хозяйствующих субъектов за месяц, квартал, полугодие, год нарастающим итогом.

Текущий анализ основывается на отчетных данных бухгалтерского и статистического учета. Основными задачами текущего анализа являются оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация неиспользованных резервов в будущем с целью повышения эффективности производства, обеспечение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда.

Результаты текущего анализа используются для решения проблем стратегического управления. Научно обоснованное планирование предусматривает глубокий анализ хозяйственного положения к моменту начала планового периода – исходной базы планирования.

Текущий анализ служит базой перспективного анализа. Перспективным (прогнозным) анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без текущего (ретроспективного) анализа невозможно сделать перспективный анализ. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет выявить тенденции, закономерности, неиспользованные возможности. Умение видеть перспективу дает ретроспективный анализ.

Таким образом, текущий анализ является основой перспективного анализа, в то же время он вбирает в себя результаты оперативного анализа.

По пространственному признаку можно выделить внутрихозяйственный и отраслевой анализ и анализ основного звена народного хозяйства.

Первичным структурным звеном народного хозяйства является предприятие любой организационно-правовой формы. Оно осуществляет свою деятельность в промышленности, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве и т. д. Может совмещать несколько видов деятельности. Диверсификация производства является отличительной чертой экономики переходного периода и рыночных отношений.

Первичное структурное звено народного хозяйства (фабрика, завод, объединение, фермерское хозяйство и т.д.) является объектом анализа. В зависимости от поставленной цели проводится анализ либо службами самого хозяйствующего субъекта, либо вышестоящими органами.

В отличие от анализа деятельности предприятия как объекта управления особенностью внутрихозяйственного анализа является его детализация по отдельным структурным подразделениям, оценке их влияния на общие результаты хозяйствующего субъекта.

Внутрихозяйственный анализ может включать все структурные подразделения хозяйствующего субъекта, начиная с рабочего места и заканчивая цехами (или службами, отделами).

При внутрихозяйственном анализе необходимо учитывать особенности их структуры, которая предопределяет потоки экономической информации.

Большое внимание при анализе хозяйственной деятельности необходимо уделять вспомогательным производствам, так как успех и достижения в области роста производительности труда на основных работах снижаются вследствие больших затрат на вспомогательных работах.

Внутрихозяйственный анализ заключается в объективной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий подразделениями; определении и измерении факторов, обусловивших результаты производства; выявлении внутрихозяйственных резервов; определении мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов в будущем; выявлении особенностей развития того или иного структурного подразделения.

Внутрихозяйственный анализ способствует привлечению специалистов технических служб к изучению экономики и управлению производством, дает возможность определить обоснованные нормативные задания по структурным подразделениям.

По своему содержанию внутрихозяйственный анализ отличается от анализа деятельности хозяйствующего субъекта в целом, так как не все показатели деятельности хозяйствующего субъекта могут быть использованы при оценке деятельности структурных подразделений. Основными показателями эффективности рабочих цехов, участков являются затраты на производство или выполнение работ. Только данный показатель позволяет сделать правильные выводы.

Особенностями данного анализа является то, что в основе лежат натуральные показатели, а также с его помощью выявляются связи между экономикой, с одной стороны, техникой и технологией производства – с другой. По своей сути он является технико-экономическим анализом.

Для проведения внутрихозяйственного анализа используют данные отчетности, данные сводных и первичных документов: по учету наличия, движения и использования основных фондов, материальных, трудовых ресурсов, выпуска продукции.

К сводным источникам относятся данные о расходе сырья, материалов, энергии, выдаче зарплаты, выпуске готовых изделий.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, выделяют анализ отраслевой и межотраслевой. Отраслевой анализ учитывает специфику отдельных отраслей экономики, охватывает все уровни управления отраслью – от основного звена предприятия до высшего звена – народного хозяйства. В чистом виде отрасли народного хозяйства не существует, она, как правило, выходит за пределы одного ведомства. Анализ затруднен из-за отсутствия единой системы информации.

Отраслевой анализ охватывает отраслевые объединения. При проведении анализа используются сводная бухгалтерская, статистическая, оперативная отчетность, данные выборочных наблюдений и обследований.

Показатели сводной отчетности в основном получают путем суммирования показателей сводимых отчетов. По отдельным показателям: выработке, затратам на один рубль товарной продукции, использованию средств и предметов труда, – берут средние и относительные величины, полученные на основании сводных данных.

При проведении анализа по отрасли помимо основной сводной отчетности, отражающей итоги работы, используется ряд дополнительных форм отчетности, обобщающих итоги работы (ежегодные октябрьские обследования зарплаты и продолжительности рабочей недели по профессиям и ценам на продовольственные товары и др.).

Годовые отчеты включают объяснительную записку, в которой отражаются причины отклонения от планового задания по важнейшим технико-экономическим показателям, а также меры по дальнейшему улучшению работы отрасли.

Сводные отчеты могут составляться либо заводским методом (путем суммирования показателей отчетов подведомственных предприятий), либо отраслевым. Сводные показатели, исчисленные отраслевым методом, отражают не только качество работы отдельных предприятий, но и удельный вес продукции, и изменение вследствие размещения производства.

Организация и информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Оптимальность управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта во многом зависит от качества проводимой аналитической работы. Хозяйствующий субъект составляет комплексный план аналитической работы и тематические планы.

Комплексный план аналитической работы составляется, как правило, на один календарный год. По содержанию представляет собой календарный план-график отдельных аналитических исследований. Он включает в себя задачи анализа, перечень вопросов, подлежащих исследованию в течение календарного года, определяются время, отводимое на изучение, субъекты анализа, перечень документов, необходимых для проведения анализа, его содержание. Комплексный план определяет источники информации, используемые программные продукты, по которым будет проводиться анализ. Он включает разработку предложений по улучшению работы хозяйствующего субъекта и организацию контроля за ходом выполнения разработанных предложений по улучшению работы.

Тематические планы детализируют комплексные планы аналитической работы. Они разрабатываются по тем вопросам, которые требуют углубленного изучения. В тематических планах определяются субъекты, объекты анализа; направления и цель аналитической работы; этапы и сроки проведения анализа; источники используемой информации; схема аналитического документооборота; конкретные исполнители.

Аналитические исследования в рамках хозяйствующего субъекта должны основываться на новейших достижениях науки и передового опыта, учитывать действия экономических законов, проводиться с использованием новых методик анализа.

Для повышения эффективности аналитических исследований целесообразно использовать научно обоснованные методики. Рациональные методики сбора, обработки и хранения данных, внедрение в практику анализа ПЭВМ, другой оргтехники повышают эффективность аналитических исследований.

Используемая в анализе информация различна по содержанию, качеству и назначению, что требует проверки, обработки информации, ее изучения и оформления результатов. Исходя из этого аналитическую работу можно разбить на три этапа:

1) сбор и проверка исходной информации;

2) обработка и изучение документов;

3) оценка результатов аналитических исследований и оформление результатов анализа.

Экономический анализ является потребителем экономической информации и одновременно каналом выдачи информации для принятия управленческих решений на любом уровне.

Результаты анализа могут быть выражены в двух формах: описательной и бестекстовой.

Описательная форма оформления результатов выражается в форме пояснительной записки, справки, заключения, экспресс-информации.

Пояснительная записка составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. В случае, если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки.

Заключение пишется, когда анализ проводится вышестоящими органами управления.

Пояснительная записка содержит выводы о результатах хозяйственной деятельности и предложения по их улучшению; общие вопросы, условия хозяйствования, результаты выполнения планов, состояние платежеспособности и финансовой устойчивости. Аналитическая часть пояснительной записки должна быть экономически обоснованной, четкой. Как правило, она содержит аналитические расчеты, графики, диаграммы, таблицы. Предложения должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение работы хозяйствующего субъекта, использование выявленных внутрихозяйственных резервов.

Справка и заключение, как правило, не включают общую характеристику предприятия и условия его деятельности. Их содержание более конкретно, акцентировано на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения.

Бестекстовая форма оформления результатов анализа представляет собой макет типовых аналитических таблиц, текст отсутствует. Аналитические таблицы позволяют систематизировать аналитические данные, обобщать материал, представлять его в удобной для анализа форме. Они могут выступать в разных формах, строиться в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели, отраженные в аналитических таблицах, выступают в качестве аналитического и иллюстративного материала.

Практическую направленность результаты итогового анализа получают после принятия соответствующих управленческих решений и действий.

В условиях рынка потребность в аналитической информации значительно увеличивается. Это определяется тем, что возникает необходимость в разработке и обосновании бизнес-планов, комплексной оценке эффективности управленческих решений. В этой связи автоматизация аналитических расчетов становится объективной необходимостью. Вычислительные средства позволяют целиком автоматизировать обработку всех аналитических данных. Использование вычислительной техники повышает продуктивность работы экономистов-аналитиков, оперативность и качество анализа, его общий уровень и результативность. Автоматизация аналитических расчетов позволяет создавать автоматизированные рабочие места экономиста, финансиста, аналитика.

Принятие оптимальных управленческих решений возможно только при условии проведения глубокого всестороннего анализа. Процессы планирования и принятия управленческих решений могут быть эффективны только в том случае, если они базируются на точной и свежей информации.

Все источники экономической информации делятся на плановые, учетные и внеучетные.

Плановые источники информации включают в себя все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, лимиты, нормативные материалы, сметы, ценники.

К внеучетным источникам информации относятся:

- нормативные акты и документы в виде законов, указов, постановлений правительства и местных органов власти, приказов

- вышестоящих органов управления;

- материалы ревизий, аудиторских и налоговых проверок;

- решения собрания коллектива, совета трудового коллектива;

- материалы радио, печати, телевидения, Интернета и т.д.;

- соглашения и решения арбитража и судебных органов;

- -материалы официальной переписи с финансовыми, кредитными, страховыми учреждениями;

- материалы специальных обследований на отдельных рабочих местах;

- материалы периодических и специальных изданий, конференций.

Вся информация, используемая в анализе, делится на внутреннюю и внешнюю, основную и вспомогательную, регулярную и эпизодическую, первичную и вторичную в зависимости от признаков, положенных в основу деления.

Таким образом, экономическая информация неоднородна, сложна, наряду с систематическим ростом объема информации наблюдается ее нехватка для принятия управленческих решений.

Значимость бухгалтерской отчетности для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия многоаспектна и может быть рассмотрена как в рамках теории бухгалтерского учета и финансов, так и с позиции практикующих бизнесменов и специалистов. Прежде всего следует отметить, что концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономически развитых стран. Безусловно, этот факт не случаен. Одним из важнейших принципов бухгалтерского учета является принцип достаточной аналитичности генерируемых в системе и отражаемых в отчетности данных. Очевидно, что далеко не любые полезные сведения могут быть отражены непосредственно в отчетности, часть их приходится давать дополнительно в виде приложений и примечаний к отчетности, аналитических записок, схем, графиков. Это актуализирует проблему содержания и структурирования бухгалтерского отчета.

Цели бухгалтерской отчетности, как и анализа, определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменениях за отчетный период. Конкретизация целей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами; чаще всего строят иерархическую структуру дерева целей.

Остальные элементы основ бухгалтерского учета носят достаточно специфический учетный характер, а их описание можно найти в соответствующей отечественной и зарубежной литературе по теории бухгалтерского учета, в частности, в работах Я. В. Соколова, В.Д. Новодворского, М.И. Кутера, А.Д. Шеремета и др.

Одно из основных достоинств бухгалтерской отчетности как средства коммуникации – ее аналитические возможности. Анализ годового отчета компании входит в число основных разделов текущей деятельности финансовых служб предприятия. Важность его предопределяется тем обстоятельством, что в условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов, являющаяся по сути единственным средством коммуникации, достоверность которого весьма высока и при определенных условиях подтверждена независимым аудитом, становится важнейшим элементом информационного обеспечения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Именно бухгалтерская отчетность в совокупности со статистической и текущей информацией финансового характера, публикуемой соответствующими агентствами в виде аналитических обзоров о состоянии рынка капитала, позволяет получить первое и достаточно объективное представление о состоянии и тенденциях изменения экономического потенциала возможного контрагента или объекта инвестиций.

Производственная, хозяйственная и финансовая деятельность хозяйствующих субъектов в различных отраслях экономики измеряется многочисленными экономическими показателями, которые сводятся в определенную систему. Любой хозяйственный процесс измеряется не одним, а рядом взаимосвязанных показателей. От того, насколько полно и точно показатели отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа. Использование большого количества различных показателей при оценке того или иного явления предполагает их группировку и систематизацию.

В зависимости от положенных в основу измерителей показатели делятся на стоимостные, натуральные и условно-натуральные.

Стоимостные показатели наиболее распространенные. Использование денежного измерителя определяется функционированием товарного производства и обращения в условиях рыночной системы хозяйствования. Важнейшими стоимостными показателями является валовая, товарная, реализованная продукция, розничный и оптовый товарооборот.

В условиях товарного производства продукция производится для рынка.

Указанные стоимостные показатели отражают различные стадии производства, выпуска и реализации готовой продукции, работ и услуг.

Показатель валовой продукции утратил свое значение, которое он играет в плановой экономике, однако он употребляется для анализа производственной деятельности в целом. Важнейшим стоимостным показателем, используемым в анализе, является показатель товарной продукции. Он позволяет сделать в аналитическом исследовании переход к показателю реализованной продукции. Установление заданий в бизнес-плане по объему реализации продукции обусловлено необходимостью более тесной связи производства и потребления.

Натуральные показатели используются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее натурально-вещественном содержании. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем). Применение того или иного измерителя зависит от физических свойств продукции, измеряется в тоннах, погонных и квадратных метрах, в декалитрах, штуках, центнерах и т.д.

Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента, т.е. разной по содержанию, качеству и назначению продукции, производимой хозяйствующим субъектом.

Чтобы выразить разнообразную продукцию в условных единицах, производится пересчет всей продукции на основе коэффициентов. Для этого используется условная единица, в которой пересчитывается весь объем (условные пары обуви в обувной промышленности; кормовая единица, с помощью которой сравнительно оценивается экономичность производства кормов – овса, свеклы, кукурузы и т.д.; в общественном питании – условное блюдо и т.д.). Использование условных единиц делает аналитические расчеты и выводы более достоверными и обоснованными.

По содержанию (или в зависимости от того, какая сторона экономических явлений измеряется) показатели делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации, его структуру и другие аспекты работы хозяйствующих субъектов. Количественные показатели выражаются как в стоимостных, так и в натуральных измерителях.

Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых явлений используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям, техническим условиям, образцам, стандартам оценки экономической эффективности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это показатели, характеризующие качественные параметры продукции, работ и услуг. Они зависят от технологических особенностей того или иного производства. К ним относятся показатели сортности, сертификации продукции, урожайности, продуктивности, ритмичности торговли, выполнения плана товарооборота по структуре товаров, соблюдения рецептуры и технологии приготовления блюд, производительности, себестоимости.

Количественные и качественные показатели связаны между собой: рост производительности труда приводит к увеличению объема выпуска, объема реализации и повышению финансовой устойчивости.

Исходя из сферы применения все показатели делятся на общие и специфические. Общие показатели используются при анализе деятельности всех отраслей экономики. К ним относятся: производительность (выработка, трудоемкость); товарная, реализованная продукция; себестоимость; прибыль и т.п.

Специфические показатели используются только в отдельных отраслях. К ним относят: жирность молока, урожайность культур, продуктивность животных, влажность леса и т.п.

В зависимости от применения отдельно взятых показателей или их соотношения выделяют объемные и удельные показатели. Объемные показатели являются первичными. Они определяют величины оборотных средств, издержек обращения, сметы затрат на производство, прибыли, оптового и розничного товарооборота, количество рабочих.

Удельные показатели вторичны. Они являются производными от объемных: выпуск продукции на одного рабочего, на один станок, на один метр площади, урожайность, продуктивность, материалоемкость, оборот на один квадратный метр площади, уровень издержек и т.д.

По способу формирования различают показатели нормативные (норма амортизации, норма ссудного процента, норматив представительских расходов, рекламы и т.д.), учетные (учетные данные оперативной, бухгалтерской и статистической отчетности), аналитические (оценочные), которые определяются в ходе проведения анализа для оценки результатов.

Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа – от изучения первичных показателей до обобщающих (рис.3).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Рис. 3. Система показателей комплексного экономического анализа

Современное предприятие осуществляет свою деятельность в специфическом пространственно-временном контексте, в определенных юридических рамках. Каждый день руководителям предприятия приходится решать множество задач, оперативных и тактических, связанных с размещением ресурсов, выпуском максимально удовлетворяющей запросам потребителей продукции, причем в процессе производственной деятельности нельзя упускать из виду также социальные и экологические аспекты функционирования предприятия. Например, необходимость выполнять требования экологического или трудового законодательства может серьезно повлиять на результаты деятельности предприятия.

При анализе, а особенно при выработке планов развития, следует принимать во внимание также тот факт, что погоня за сиюминутными прибылями может повредить формированию будущих рынков и, следовательно, доходов. Поэтому перед предприятиями, которые намерены продолжать и развивать свою деятельность неопределенно долго в будущем, остро встает вопрос о соотношении текущих затрат и инвестиций капитального характера. Подходить к решению всех этих проблем следует системно.

Одним из направлений в методологии исследования экономических явлений является системный подход. Он основывается на изучении объектов как сложных схем (явлений), которые состоят из множества элементов с многочисленными внутренними и внешними связями.

Системный подход в экономическом анализе позволяет основательнее, глубже изучить объект, иметь полное представление о нем, увидеть внутренние причинно-следственные связи между частями данного изучаемого объекта.

Особенностью системного подхода являются взаимодействие, взаимозависимость, взаимосвязь всех элементов (составляющих) системы, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена. Принятие оптимальных управленческих решений в условиях рынка возможно только при разработке нескольких альтернативных вариантов решения хозяйственных задач, что возможно только при системном подходе в экономическом анализе.

При проведении системного анализа выделяют несколько этапов.

На первом этапе объект анализа выступает как целостная система. На данном этапе формулируются цель развития системы, задачи, которые она решает, связь между частями (элементами) этой системы, функционирование каждого элемента и системы в целом.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, процесса производства и готовой продукции. Производственные ресурсы, соединяясь в процессе производства под контролем работника, обеспечивают выход готовой продукции. Целью работы является рентабельность. Основная задача заключается в том, чтобы проанализировать все факторы, обеспечивающие высокий уровень рентабельности. Достижение высокого уровня рентабельности возможно либо при максимальном выпуске продукции и данных затратах ресурсов, либо при заданном выпуске продукции и минимальных затратах ресурсов.

На втором этапе необходимо определить систему показателей, которые способны дать полную и качественную оценку всем без исключения элементам (частям), внутренним и внешним связям, условиям, в которых существует система. С этой целью определяются синтетические и аналитические показатели, используемые в анализе (данные табельного учета, списочной и среднесписочной численности, ведомость учета основных средств).

Третий этап предполагает разработку общей схемы системы, определяются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывается схема подсистем, показывающая соподчинение ее элементов. Формируется общая блок-схема комплексного экономического анализа, классифицируют показатели, факторы, формализуются связи между ними. Схема состоит из отдельных блоков, отдельные блоки связаны между собой стрелками, которые показывают наличие внутренних и внешних связей системы. Показатели распределяются по элементам и связям системы, уточняется их перечень (рис. 4).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Рис. 4. Общая схема формирования анализа основных показателей хозяйственной деятельности

В основе экономических показателей лежит организационно-технический уровень производства (качество продукции, техники, технологии, степень концентрации, специализации, кооперирования, ритмичность производства, уровень организации производства и управления). Экономические показатели изучаются в тесном взаимодействии с техникой, технологией, организацией производства.

На уровень экономических показателей оказывают влияние природные условия (особенно в сельском хозяйстве и добывающей промышленности). Степень использования природных ресурсов во многом зависит от состояния техники, технологии и организации производства.

Наряду с техническими, организационными, природными условиями производства на экономические показатели оказывают влияние и социальные условия жизни производственных коллективов хозяйствующих субъектов. Все эти условия определяют степень использования ресурсов: средств труда, предметов труда и самого труда. Интенсивность использования ресурсов проявляется в обобщающих показателях: фондоотдача, материалоемкость и производительность труда.

Эффективность использования производственных ресурсов проявляется в объеме и качестве произведенной и реализованной продукции; в величине потребления или затрат ресурсов на производство; в величине примененных ресурсов, т.е. авансированных основных средств и оборотных фондов.

Системный анализ предполагает исследование взаимной связи и обусловленности отдельных показателей и факторов производства. Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определить их влияние на отдельные результирующие показатели хозяйственной деятельности, позволяют воздействовать на уровень показателей через управление факторами. Отсюда следует, что на четвертом этапе системного анализа выявляются все основные факторы и взаимосвязи, дающие количественные характеристики.

Объем реализованной продукции зависит от изменения остатков готовой продукции на складе, объема выпуска товарной продукции, изменения объема отгруженной и оплаченной продукции. В свою очередь выпуск продукции зависит от уровня использования средств труда, предметов труда и самого труда. Уровень использования ресурсов зависит от организационно-технического уровня производства, который в свою очередь зависит от экстенсивных и интенсивных факторов производства, которые определяют аналитические показатели потребления ресурсов.

При проведении системного анализа необходимо учитывать влияние производственных факторов на обобщающие показатели финансово-хозяйственной деятельности, а также влияние обобщающих (результативных) показателей на показатели, характеризующие отдельные стороны работы хозяйствующего субъекта (например, влияние объема реализации и выручки на качественные характеристики основных и оборотных фондов).

На пятом этапе строится модель системы на основании информации, полученной на предыдущих этапах. В модель вводятся конкретные данные о работе хозяйствующего субъекта: получают параметры работы в чистом выражении. Затем работа с моделью, т.е. оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности, выявление резервов и факторов роста объема производства и улучшения производства.

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности

Метод экономического анализа как общий подход к исследованиям базируется на диалектике и отражает следующие ее основные черты: единство анализа и синтеза, изучение экономических явлений в их взаимосвязи, изучение экономических явлений в развитии, в динамике, взаимосвязь качественных и количественных методов анализа.

Наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре активов предприятия, их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Назначение вертикального анализа – в возможности проанализировать целое через элементы, составляющие это целое. Его широко используют для объективной оценки результатов работы предприятия. Исходным материалом для такой оценки является бухгалтерская отчетность, в частности – бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

При рассмотрении результатов финансовой отчетности вертикальный анализ позволяет увидеть удельный вес каждой статьи в общем итоге, определить структуру средств и их источников, а также произошедшие в них изменения.

Особенности вертикального анализа:

1) Расчет относительных показателей по значениям абсолютных показателей, представленных в финансовой отчетности. Относительные показатели позволяют сглаживать внешние экономические воздействия, которые на абсолютные показатели способны оказывать сильное влияние (например, инфляция), выявляя, таким образом, результаты деятельности собственно предприятия.

2) Обязательное присутствие показателей на разный момент времени. Это позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия в динамике.

Горизонтальный анализ – это оценка темпов роста (снижения) показателей бухгалтерской отчетности за рассматриваемый период. Он помогает оценить темпы роста (снижения) каждой из групп средств предприятия и их источников за рассматриваемый период.

Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются данными об относительных темпах роста (снижения) этих показателей. Для горизонтального анализа преобразуют абсолютные значения показателей в относительные. Для этого данные на начало рассматриваемого периода по каждой статье баланса принимают за 100% и исходя из этого рассчитывают значения по статьям на конец рассматриваемого периода.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняемы. Оба эти вида особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях. Они позволяют сравнивать бухгалтерскую отчетность предприятия, совершенно разных по роду деятельности.

Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр.

Существую три вида таблиц: простые, групповые, комбинированные. В простых таблицах перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления. В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам. В групповых таблицах находит отражение простая группировка, в комбинированных – комбинированная. Они служат целям установления связей между изучаемыми явлениями. Простая же таблица ставит задачу дать только перечень информации об изучаемом явлении.

По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам, порядок расчета показателей, динамику изучаемых показателей, структурные изменения в составе показателей, взаимосвязь показателей по различным признакам, результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя, методику подсчета резервов, сводные результаты анализа.

Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.

Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. При построении экономико-математической модели любого вида процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:

1. Анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели;

2. Определение методов, с помощью которых можно решить задачу;

3. Анализ полученных результатов.

Построение (моделирование) конечной факторной системы для анализируемого экономического показателя хозяйственной деятельности может быть осуществлено как формальным, так и эвристическим путем на основе качественного анализа сущности экономического явления, отражаемого посредством данного результативного показателя. Моделирование факторной системы основывается на следующих экономических критериях выделения факторов как элементов факторной системы: причинности, достаточной специфичности, самостоятельности существования, учетной возможности. С формальной точки зрения факторы, включаемые в факторную систему, должны быть количественно измеримыми.

Типы конечных факторных систем, наиболее часто встречающиеся в анализе хозяйственной деятельности:

- Аддитивные модели

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

- Мультипликативные модели

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

- Кратные модели

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

где y – результативный показатель (исходная факторная система);

xi – факторы (факторные показатели).

Применительно к классу детерминированных факторных систем различают следующие основные приемы моделирования.

1. Метод удлинения факторной системы. Исходная факторная система

y = a1 / a2

Если а представить в виде суммы отдельных слагаемых – факторов

а1 = а11 + а12 + а13 + …+ аin, то y = a11 / a2 + a12 / a2 +... + ain / a2 – конечная факторная система вида

y = Σxi.

2. Метод расширения факторной системы. Исходная факторная система

y = a1 / a2

Если числитель, и знаменатель дроби "расширить" умножением на одно и тоже число, то получим новую факторную систему

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

т.е. мультипликативную модель вида

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

3. Метод сокращения факторной системы. Исходная факторная система

y = a1 / a2

Если и числитель, и знаменатель дроби разделить на одно и то же число, то получим новую факторную систему:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

В данном случае имеем конечную факторную систему вида

y = x1 / x2

Таким образом, сложный процесс формирования уровня изучаемого показателя хозяйственной деятельности может быть разложен с помощью различных приемов на его составляющие и представлен в виде модели детерминированной факторной системы.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Особое значение в анализе хозяйственной деятельности имеет разделение задач на балансовые и факторные. Балансовые методы – это анализ структуры, пропорций, соотношений. Под экономическим факторным анализом понимаются постепенный переход от исходной факторной модели к конечной, раскрытие полного набора количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Рассмотрим детерминированное моделирование факторных систем, т.к. в анализе хозяйственной деятельности предприятия они преобладают, потому что в отличие от стохастического моделирования дают точную сбалансированную характеристику влияния факторов на изменение результативного показателя.

Основные методы детерминированного факторного анализа.

Метод дифференциального исчисления. Метод дифференциального исчисления основан на формуле полного дифференциала.

Для функции от двух переменных z =f(x,y) имеем полное приращение функции Δz:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

где Δx,Δy – факторные приращения соответствующих переменных;

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом – частные производные;

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом – бесконечно малая величина более высокого порядка, чем Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом Эта величина в расчете отбрасывается.

Таким образом, влияние фактора х на обобщающий показатель определяется по формуле

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

влияние фактора y – по формуле

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Индексный метод определения влияния факторов на обобщающий показатель.

Так, изучая зависимость объема выпуска продукции на предприятии от изменений численности работающих и производительности их труда, можно воспользоваться следующей системой взаимосвязанных индексов:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

где IN – общий индекс изменения объема продаж продукции;

IR – индивидуальный индекс изменения численности работающих;

Iλ – факторный индекс изменения производительности труда  работающих      

R1,R0 – среднегодовая численность персонала соответственно в базисном и отчетном периодах;

λ0, λ1 – среднегодовая продажа продукции на одного работающего соответственно в базисном и отчетном периодах.

Индексный метод позволяет разложить по факторам не только относительные, но и абсолютные отклонения обобщающего показателя.

В нашем примере формула (4) позволяет вычислить величину абсолютного отклонения обобщающего показателя – объема выпуска товарной продукции предприятия:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

где ΔN – абсолютный прирост объема выпуска товарной продукции в анализируемом периоде.

Прирост объема выпуска продукции за счет изменения производительности труда работающих определяется:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Метод цепных подстановок в факторном анализе, суть которого – получение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов фактическими.

В общем виде имеем следующую систему расчетов по методу цепных подстановок:

y0 = f (a0,b0,c0,d0…) – базисное значение обобщающего показателя;

            факторы

y0 = f (a1,b0,c0,d0…) – промежуточное значение;

y0 = f (a1,b1,c0,d0…) – промежуточное значение;

y0 = f (a1,b1,c1,d0…) – промежуточное значение;

………………………..

………………………..

y0 = f (a1,b1,c1,d1…) – фактическое значение.

Общее абсолютное отклонение обобщающего показателя определяется по формуле

Δy= y1 –  y0 = f (a1,b1,c1,d1…) – f (a0,b0,c0,d0…).

Интегральный метод факторного анализа. Он основан на суммировании приращения функции, определенной как частная производная, умноженная на приращении аргумента на бесконечно малых промежутках. Основу интегрального метода составляет интеграл Эйлера – Лагранжа, устанавливающий связь между приращением функции и приращением факторных признаков. Для функции z = f(z,y) имеем следующие формулы расчета факторных влияний

1. По методу дифференцирования:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

2. По интегральному методу:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Интегральный метод дает точные оценки факторных влияний. Результаты расчетов не зависят от последовательности расчета факторных влияний. Метод применим для всех видов непрерывно дифференцируемых функций и не требует предварительных знаний о том, какие факторы количественные, а какие качественные.

ABC и XYZ анализ как метод анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Центральной задачей планирования и управления в финансово-хозяйственной деятельности предприятия является размещение готовой продукции или сырья, материалов и комплектующих. С этим процессом связано соблюдение сроков снабжения предприятия необходимыми товарами нужного количества и качества. Размещение непосредственно влияет на величину складских запасов и, таким образом, на затраты на связанный капитал. Задача размещения заключается в том, чтобы в условиях определенных ограничений достичь минимальных затрат. В связи с большим влиянием размещения на ликвидность и рентабельность оно занимает центральное место на предприятии.

Метод размещения товаров на складе выбирают в зависимости от задач, назначения грузов, выбранного способа хранения, необходимости максимального использования объема склада при рациональном расположении секций, предохранения товаров от повреждения, доступности любой ячейки склада для механизмов, быстрого нахождения необходимых товаров.

Размещение может быть свободным, когда прибывшая на склад продукция размещается в любую незанятую ячейку стеллажа или в любое место под штабель, и фиксированным, когда поступившую продукцию размещают в строго определенное место на складе, закрепленное за продукцией данного вида. На складах оптово-розничной торговли применяется фиксированное размещение товаров, что во многом сокращает затраты на поиск товара и исключает возможность потери товаров в складском помещении.

Различают следующие способы размещения товаров:

- сортовой – товары различных видов и сортов размещаются отдельно друг от друга;

- партионный – каждая партия товара, поступившая на склад, хранится отдельно, при этом в состав партии товаров могут входить товары различных видов и наименований;

- партионно-сортовой – каждая партия поступивших на склад товаров хранится обособленно, при этом внутри партии товары разбираются по видам и сортам и также размещаются отдельно;

- пo наименованиям – товары каждого наименования хранятся отдельно.

При размещении товаров используется принцип: "чаще спрос – ближе к проходу". Товары ежедневного спроса хранятся в непосредственной близости от зоны отгрузки, а в случае склада торгового предприятия – в непосредственной близости от зоны комплектации. Существует несколько методов реализации этого принципа.

Метод, основанный на правиле Парето "20/80", предполагает, что на 20 % наименований товаров, как правило, приходится 80 % от оборота фирмы, а на оставшиеся 80% наименований товаров – 20 % от всего оборота. Исходя из этого рассуждения для минимизации количества грузоперемещений на складе интернет-торговли выделяются "горячие" линии и зоны для 20 % ассортимента с наибольшим спросом, расположенные вдоль проездов и в ближайшем доступе от зоны комплектации, а остальной ассортимент размещается в "холодную" зону, там, где доступ к товару затруднен или требует больше грузоперемещений до зоны комплектации. Этот метод размещения товаров прост в расчетах, не требует больших исследований исходящего материалопотока, поскольку основан только на данных о средних величинах спроса по каждому наименованию.

Существует метод, основанный на более сложном рассмотрении характеристик спроса на товары, а также на прогнозных показателях потребления продукции. Метод размещения товаров согласно анализу кривых ABC и XYZ предполагает первоначальный анализ ABC с построением кривой Лоренца соотношения количества наименований товаров и его доли в общем обороте фирмы. По результатам анализа наименования товара делятся на три группы:

А – 15 % ассортимента, составляющие 80 % оборота;

В – 35 % ассортимента, составляющие 15 % оборота;

С – 50 % ассортимента, составляющие 5 % оборота.

Далее с помощью анализа XYZ ассортимент товаров распределяется в зависимости от регулярности спроса на них:

X – товары с постоянной величиной потребности и небольшими колебаниями, высокая точность предсказания спроса;

Y – товары с заранее известными тенденциями определения потребности (сезонные колебания), средние возможности прогноза спроса;

Z – товары с нерегулярным спросом без выраженных тенденций, прогноз потребности неточен.

Анализ XYZ проводится по всему ассортименту на основе определения коэффициентов вариации кривых спроса каждого наименования (берется также стоимостное выражение оборотов), в результате чего ассортимент разбивают на следующие группы:

X – 55 % наименований хорошо предсказуемы в спросе с вероятностью Р = 0,9/ 1;

Y- 32 % наименований с колеблющимся спросом Р = 0,75 / 0,9;

Z – 13 % наименований с эпизодическим потреблением Р = 0/ 0,75.

Результатом совмещения итогов анализов ABC и XYZ является матрица с девятью классами ассортимента, которая показывает для каждого наименования наиболее подходящую для него зону размещения (рис. 5).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как инструмент управления бизнесом

Рис. 5. Разделение продукции в хозяйственной деятельности предприятия по зонам

Метод анализа ассортимента по кривым ABC и XYZ в финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает наилучшие результаты в плане разработки оптимальной системы размещения товаров. При этом количество грузоперемещений сводится к минимуму при операциях комиссионирования, что особенно ценно для складов торговых предприятий, так как существенно сокращает время на поиск и доставку требуемых в заказах товаров в зону комплектации. Это в свою очередь, приводит к сокращению срока исполнения заказа, и тем самым повышает показатель рентабельности продаж. Более того, уменьшаются трудозатраты на перемещение грузов внутри складских помещений хозяйствующего субъекта, что сокращает трансакционные издержки предприятия.

Литература

1. Бухгалтерская отчётность ЗАО "Роспан Интернешнл" за 2004-2005гг. // Газовая промышленность России. – 2006 г. – № 2.

2. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: ДИС, 2001.

3. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов. – М.: "Финансы и статистика", 2002.

4. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М., 2002.

5. Ильенкова Н.Д. Спрос, анализ и управление. – М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: "Финансы и статистика", 2001.

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: "Финансы и статистика", 2000.

8. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.

9. Новодворские В.Д., Пономарева Л.В. "Бухгалтерская отчетность организаций" учеб. пособие – 2-е изд. – Москва, "Бухгалтерский учет", 2003.

10. Порядок составления бухгалтерской отчетности за 2002 год // Главбух. 2003. № 1.

11. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2003.

12. Савицкая Г.В. Экономический анализ, 10-е изд. – М.: ОООО "Новое знание", 2004.

13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: "ИНФРА-М", 2002.

14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: "ИНФРА-М", 2002.