Анализ экономической деятельности предприятия

Анализ экономической деятельности торгового предприятия

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность анализа экономической деятельности и его роль в управлении предприятием

Динамичные условия внешней среды требуют поиска путей повышения эффективности функционирования организации, конкурентоспособности, а также возможностей развития и расширения направлений деятельности, привлечения потенциальных покупателей. В этой связи ведущее место отводится экономическому анализу. Следует подчеркнуть, что в процессе жизнедеятельности каждая организация нуждается не только в оценке внутренней среды, изыскании резервов рационального использования ресурсов, но и анализе факторов внешней среды, способных повлиять на ее развитие.

С каждым годом только повышается роль экономического анализа, развивается его теоретический аппарат и методический инструментарий, появляются новые его виды, приемы и способы, позволяющие всестороннее исследовать экономические явления и процессы.

По мнению А.Д. Шеремета "экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности организаций (предприятий)", а "экономический анализ как практика есть вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации" [35].

Г.В. Савицкая считает, что "экономический анализ представляет собой структурированный процесс исследования экономических явлений и оценки их чувствительности к изменению факторов внешней и внутренней среды и управленческим воздействиям" [28].

Н.С. Пласкова отмечает, что "экономический анализ – одна из отраслей системы экономических знаний, самостоятельная наука со своими методологией, принципами, предметом, системой приемов и способов реализации различных методик" [24].

А.А. Канке, И.П. Кошевая считают, что "экономический анализ заключается в исследовании экономических процессов и явлений, обусловивших их факторов и причин, оценке производственно-хозяйственной деятельности, научном обосновании бизнес-планов и контроле за ходом их выполнения" [14].

Таким образом, экономический анализ является неотъемлемым элементом в деятельности организации, поскольку позволяет исследовать текущее ее функционирование, спрогнозировать развитие в будущем, вскрыть резервы производства, выявить направления повышения эффективности деятельности и является базой для принятия обоснованного управленческого решения.

Необходимо подчеркнуть, что экономический анализ необходим как внешним, так и внутренним пользователям. Существенное различие при этом отводится источникам информации для его проведения.

Так, внутренние субъекты и пользователи могут использовать внутреннюю информацию, в пределах своей компетенции. Им может быть доступна учетная, отчетная, внеучетная, плановая информация организации.

Учетная информация включает данные бухгалтерского (финансового), управленческого, налогового учета.

К отчетной информации относится бухгалтерская, управленческая, налоговая отчетность. Безусловно, в процессе экономического анализа среди внутренней информации особую значимость имеет управленческая отчетность, формируемая для руководителей и необходимая для принятия управленческих решений. Управленческая отчетность ориентирована на обеспечение оперативной оценки деятельности отдела, подразделения, или в целом предприятия, выявления недостатков в работе организации.

Внеучетная информация включает: договоры; приказы руководителей; официальную деловую переписку с кредитными организациями, поставщиками, покупателями; материалы периодических изданий; протоколы совещаний и т.д.

К плановой информации относятся бизнес-планы, прогнозная информация и другая плановая информация, разрабатываемая в организации.

Нормативная информация включает нормативно-законодательные акты, нормативы и т.д.

При этом, информация, используемая при осуществлении экономического анализа, является различной по форме предоставления, содержанию, источникам формирования. Для обеспечения сохранности и качества информации, используемой в ходе экономического анализа необходима разработанная система мероприятий по ее сбору, проверке, обработке, защите и хранению. В настоящее время процесс обработки и хранения информации производится автоматизировано, что повышает оперативность ее поиска, подбора и регистрации. Кроме того, особое значение имеет наличие квалифицированных аналитиков, методическое и техническое обеспечение.

Таким образом, внутренняя информация не доступна для внешних пользователей, она может содержать коммерческую тайну организации.

Экономический анализ внутренней среды предполагает оценку различных взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, отражающих все направления хозяйственной деятельности предприятия, в частности, организационную структуру управления, финансовое состояние, конкурентоспособность, материальную и техническую обеспеченность, политику ценообразования, ассортимент производимой продукции, трудовой потенциал и т.д.

Внешние субъекты и пользователи при проведении экономического анализа, в частности оценки финансового состояния компании могут использовать только публичную бухгалтерскую отчетность.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 "бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам".

Следует отметить, что в настоящее время происходят существенные изменения в нормативно-законодательных документах, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Данные изменения связаны в первую очередь с реформированием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В частности, в соответствии с Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" изменены формы бухгалтерской отчетности по составу и содержанию по сравнению с Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 22.07.2003 г. №67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", утратившим силу начиная с годовой отчетности за 2011 г.

На основании данных бухгалтерской отчетности внешние заинтересованные пользователи могут оценить ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, и в целом финансовое состояние организации, а также результаты ее деятельности.

Как отмечалось ранее, в деятельности организации для определения влияния предпринимательских рисков, выявления возможностей необходим анализ внешней среды.

А. Н. Хорин, В.Э. Керимов отмечают, что "под внешней средой понимается совокупность факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования" [33]. При этом авторы условно внешнюю среду разделяют на две части: макроокружение и микроокружение.

Анализ макроокружения включает экономические, политические, правовые, технологические и социальные прогнозы для определения долгосрочных возможностей организации в условиях прогнозируемых возмущений среды. Анализ микроокружения обычно предполагает анализ рыночного окружения, и он включает в себя анализ покупателей, поставщиков, конкурентов и рынка рабочей силы.

Макроокружение представляет общие условия, формируемые для деятельности организации во внешней среде. Но при этом, в связи со спецификой деятельности, потенциалом, масштабами предприятия степень его влияния на отдельные компании разная.

Микроокружение характеризует составную часть внешней среды непосредственно взаимодействующей с предприятием.

Таким образом, для эффективного функционирования организации необходим комплексный анализ внешней среды, позволяющий выявить возможности и угрозы, определить собственные позиции в деловой среде, установить спрос потенциальных покупателей, спрогнозировать развитие в перспективе.

Благополучное развитие организации зависит от различных факторов, влияние которых можно изучить с помощью экономического анализа. Однако, для того, чтобы добиться значительных результатов необходимо его осуществлять регулярно. В процессе проведения экономического анализа необходимо ориентироваться на системный подход к исследованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия, предусматривающий ее изучение как единого целого, то есть каждый отдельный ее элемент рассматривается во взаимосвязи и взаимозависимости.

Следует подчеркнуть, что в связи с глобализацией и интеграционными процессами в экономике, реформированием бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, выходом многих отечественных организаций на международный рынок не только расширяются возможности экономического анализа в перспективе, но и повышается его роль в деятельности каждого хозяйствующего субъекта.

.

Экономический анализ и его влияние на эффективность подготовки, разработки, принятия и реализации управленческих решений

Конечной целью коммерческой организации является получение прибыли путем рациональной организации труда. Осуществление последней в условиях возрастающей конкуренции в сфере бизнеса практически невозможно без налаженной системы управления. Требование к её качественному функционированию в современных условиях обусловлено как усложненными финансовыми отношениями внутри организации, так и нестабильностью внешней экономической среды. В организации, как и в любом другом экономическом субъекте, оцениваются реальные процессы, происходящие в конкретных условиях, направляются действия на достижение поставленных целей.

На основании стандартных принципов планирования, контроля и управления функциональными элементами осуществляется выполнение плана по предоставлению услуг (товаров). Рациональное обоснование текущей деятельности и ближайшую перспективу развития организации в системе управления обеспечивает экономический анализ. Применение анализа в процессе познания позволяет выяснить сущность рассматриваемого явления, выявить возможные тенденции изменений в объекте деятельности, их влияние на отдельные элементы.

Анализ как метод научного познания в единстве с "синтезом" широко используется в форме экономического анализа. Экономический анализ важен для прогнозирования в процессе развития организации, направляет на исследование и оценку фактической информации о ходе деятельности. Применение различных способов сбора, группировки и аналитической обработки информации снижает риск принятия неэффективных управленческих решений [5].

Современная рыночная экономика порождает потребность в дифференциации анализа в системе управления. Выделяют внутренний управленческий и внешний экономический анализ. В данном случае управленческому анализу противопоставляется не вообще финансовый анализ как анализ финансовых показателей, а финансовый анализ именно для внешних пользователей информации. Такого мнения придерживаются многие отечественные ученые.

Субъектами внешнего финансового анализа, как правило, выступают преимущественно такие категории пользователей, которые не занимаются управлением организацией непосредственно, но интересуются, насколько успешна ее деятельность. К ним относятся налоговые органы, страховые компании, банки, поставщики, инвесторы, органы исполнительной власти, статистические управления, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия. Данные пользователи не имеют доступа к внутрифирменной информации, их информационная база ограничивается публичной финансовой отчетностью.

Целью внешнего анализа является оценка имущественного состава предприятия, его платежеспособности, интенсивности использования капитала и прибыли, финансовой устойчивости, прогнозирования доходов и потоков денежных средств. Управленческому анализу как информационно-аналитическому обеспечению принимаемых решений в организации характерен комплексный подход к производственным и финансовым показателям.

Конфиденциальный характер имеет управленческий (внутренний) анализ, предназначенный для планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений с целью повышения их эффективности. Данный вид анализа призван обосновать сделанные шаги в условиях глобализации рынка. Результаты деятельности предприятия зависят от правильного управления комплексом факторов, следствием чего является достижение основного результата – прибыльности.

Деление экономического анализа на виды носит несколько условный характер, поскольку как управленческий (внутренний), так и финансовый (внешний) являются взаимосвязанными между собой. Во-первых, они дополняют друг друга информацией, обеспечивая таким образом систему управления аналитическими данными, во-вторых, прогнозируют финансовое развитие организации на будущий период. Управленческие решения должны быть логически увязаны, конечные финансовые результаты заранее запланированы с целью увеличения эффективности системы управления. Обеспечение баланса между расходами на достижение результатов и текущими расходами остается одной из актуальных проблем в деятельности организации.

Для благополучного функционирования финансово-хозяйственной деятельности организации в рамках управленческого анализа необходимы [36]:

- анализ предыдущих периодов финансовой деятельности организации с целью выявления доходов, которые отличаются прибыльностью, а также тех расходов, которые не оправдывают вложенные средства;

- осуществление финансового планирования организации на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (на 2–3 года) и долгосрочный (до 5 лет и более) периоды для упорядоченного движения и взаимосвязи финансов;

- осуществление бизнес-планирования коммерческих проектов и отдельных бизнес-операций организации;

- создание информационной базы для принятия управленческих решений.

Для выполнения стоящих перед системой управления задач, необходимо использовать финансовый механизм, которым могут выступать такие инструменты, как банковские депозиты, заемные и валютные операции, ценные бумаги. Эффективность управления финансовыми активами организации заключается в приобретении в достаточном количестве финансовых инструментов, которые могли бы обеспечить доходность, надежность и приемлемую реализацию услуг.

В современных условиях как для анализа финансовой деятельности организации, так и для принятия управленческих решений важным основанием является использование информации, характеризующей экономическую сторону производства. Полномерное управление организацией не может проводиться без своевременной и достоверной информации о проблемной ситуации.

Принятие управленческого решения базируется на анализе специально собранной и обработанной информации. Главной финансовой стратегией в деятельности организации является увеличение собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого в управленческом процессе необходимо поддержание платежеспособности и рентабельности, оптимального соотнесения показателей затрат и доходов. Получить качественную информацию удается благодаря использованию специальных методов и средств обработки, таких, как сравнение, аналогия, индукция, дедукция, анализ, синтез и другие [1].

Руководители компаний полагают, что лучший метод обеспечить себе уверенное будущее – это получить прибыль, все остальное является лишь средством ее достижения. Для них важен только конечный результат – прибыль. Прибыль здесь является основным мотивом собственника, критерием инвестиционной привлекательности и кредитоспособности. Так всем понятно, что рациональное управление и взаимоотношения с потребителем, его удовлетворенность, является главным источником сегодняшнего и будущего дохода, залогом стабильности предприятия. Высокая конкурентоспособность предприятия, выступающая гарантом выполнения обязательств перед участниками бизнеса, заинтересованными в его работе, а также государством, является залогом стабильного уровня прибыли предприятия. Но для оценки управления важным фактором является не прибыль, а "управленческие решения" способствующие стабильному получению этой прибыли.

Корни управленческих решений уходят во внешнюю среду, где в случае необходимости и наличия возможности формируются управленческие задачи. Управленческие задачи приводят в действие процесс принятия решения, который способствует достижению поставленных задач в заранее определенных ценовых и временных рамках. Будет управленческое решение иметь успех или нет, зависит от принятия или непринятия управленческого решения.

Для потенциальных акционеров и инвесторов привлекательность заключается в том, что будет делать организация, и каким будет ее развитие, а также какая будет у нее прибыль. Важным является и то, как руководитель решает вопросы инвесторов, акционеров, партнеров, сотрудников, покупателей, а также в какой степени руководство сможет выполнить свои обязательства, при этом обеспечивая развитие и функционирование компании.

Таким образом, выходит, что управленческое решение зависит от окружающей среды, которая является основополагающей для его конечной оценки.

Разработка управленческих решений является важным управленческим процессом. Понятие "управленческое решение" определяется как явление и как процесс. Управленческое решение имеет несколько определений. Так Российской социологической энциклопедией дается определение управленческого решения как "формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства – подчинения, то есть принимается "за других" и выступает как фактор власти в организации. Принятие такого решения означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели".

Лазарев В.Н. трактует понятие управленческое решение как "творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели" [30].

Пирогова Е.В. дается такое понятие управленческого решения: "Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента" [18].

Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на [16]:

- стратегическое планирование;

- управление управленческой деятельностью;

- управление человеческими ресурсами (производительность, активизация знаний, умений, навыков);

- управление производственной и обслуживающей деятельностью;

- формирование системы управления компании (методология, механизм);

- управленческое консультирование;

- управление внутренними и внешними коммуникациями.

Руководитель должен быть знаком с разными типами решений, для того, чтобы правильно принимать управленческие решения и приводить их в жизнь не нанося вред организации. Существуют различные способы классификации управленческих решений, но большее внимание уделяется факторам содержания решения, то есть, является ли оно важным или нет, сложным или обыденным; частоты принятия решения, является ли оно специальным решением или периодическим; конечного результата решения. В связи с данными факторами управленческие решения делятся на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные решения, это решения, которые ранее неоднократно использовались. В таком случае лучше выбрать один из использовавшихся вариантов. Нетрадиционные, это нестандартные управленческие решения. Они разрабатываются для поиска новых вариантов управленческого решения. У традиционных управленческих решений может быть уже определенный заранее алгоритм принятия.

Например, при составлении графика ремонта машин и оборудования, исходят из норматива, который определяет соотношение между количеством оборудования и количеством ремонтных рабочих. При использовании традиционных управленческих решений, по причине уменьшения вероятности допущения ошибки, уровень эффективности управления повышается, а также и из-за экономии времени, на разработке решений. Высшей формой считаются решения, принадлежащие к нетрадиционному типу. Тем не менее, большинство решений, принимаемые руководством компаний, являются решениями традиционного типа. Эти решения чаще всего принимаются на более низком уровне управления.

Решения нетрадиционного типа, принимаются руководителями соответствующего уровня. Бывает так, что такие решения рассматриваются как решения традиционного типа. В таком случае имеется недооценка сложности данного решения и важности его итога. Это может вызвать неудачные конечные результаты при принятии данного решения. Поэтому определение типа решения, и его правильное использование очень важный аспект управления. Все решения должны быть трезво оценены руководителем, менеджером, и максимально подобраны для положительного конечного результата.

Решения нетрадиционного типа обязательно являются собственно управленческим решением. Решения нетрадиционного типа являются решениями такого типа, если оно направлено на выполнение задачи, которая принесет пользу всей организации на длительный срок; если исход решения содержит высокую степень неопределенности, из-за неточной информации, ограничениями во времени и стоимости; если решение включает в себя перемены в структуре всей компании или в некоторых подразделениях; и так далее.

В Америке принятия управленческих решений связаны в основном с экономической сферой. Даже если конкретные случаи их влияют на государственную политику, на скорость технологического прогресса, на общественную, окружающую и культурную среду, а так же на условия, в которых работают люди, эти полномочия все равно являются экономическими. Здесь лица, которые принимают управленческие решения в правительственных организациях, используют свои властные полномочия, чтобы управлять совокупными ресурсами, получая результат выполнения поставленных задач, в организациях, представителями которых они являются. За счет контроля расходования миллиардов долларов лица, принимающие управленческие решения имеют высокие властные полномочия. Эти полномочия можно определить полномочиями, связанными с управленческими решениями. Их проявления могут иметь и положительный, и отрицательный эффект [32].

В большинстве работ по управленческим решениям описывается, то, что момент выбора находится в пределах комбинированного процесса принятия решений. Согласно этому, управленческое решение представляет из себя ряд функций, которые взаимосвязаны между собой, и вместе составляют процесс принятия решений. Ниже приведены некоторые из них [17]:

1. Постановка задач по управлению. Принятие решений начинается с постановки задач, и данный конкретный цикл заканчивается, когда выполнена задача, которая послужила началом данного цикла.

2. Поиск вариантов. Такой поиск заключается в сканировании внутренней и внешней среды с целью получения необходимой информации, затем использующейся для выработки набора вариантных решений, которые, как представляется на данном этапе, могут привести к выполнению поставленной задачи или к достижению цели.

3. Сравнительный анализ и оценка имеющихся вариантов. Производится сравнение и оценка имеющихся вариантов с использованием соответствующих методов и критериев.

4. Выбор. Менеджер, принимающий решение, выбирает подходящий образ действий из ряда вариантов, то есть он принимает решение.

5. Реализация принятого решения на практике. Решение переводится из плоскости абстрактного умопостроения в плоскость профессиональной реальности.

6. Последующий анализ и контроль. Необходимо убедиться в том, что принятое решение действительно приведет к исходу, удовлетворяющему тем задачам по управлению, которые и привели к началу данного процесса.

Экономическая часть управленческих решений заключается в том, что на реализацию управленческих решений необходимы финансовые и материальные затраты. Организационная сущность управленческих решений предполагает привлечение персонал компании к работе.

Правовая сущность заключается в точном соблюдении уставных и других документов самой организации, законодательных актов РФ, а так же международных обязательств.

Технологическая сущность управленческого решения заключается в обеспечении персонала необходимыми техническими, информационными средствами для реализации управленческого решения.

Факторами, влияющими на качество принятия управленческих решений, являются: применение научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др. Обычно в принятии решения присутствуют три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен.

Управляющие среднего уровня больше полагаются на технику и получаемую информацию. Высокое значение, активизирующее процесс принятия решения, имеют современные средства оргтехники. Для этого необходимо хорошо знать технологию использования технических средств, математику и программирование.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что процесс принятия управленческого решения, это творческая работа руководителя, которая подкрепляется хорошим логическим решением, для вывода положительного конечного результата.

Деловая информация способствует выявлению неопределённых и связанных с риском обстоятельств. Для принятия управленческих решений важно иметь информацию о ценах на продукцию организаций, конкурирующих на соответствующей нише рынка. Также необходимы данные об ожидаемом спросе на продукцию по альтернативным ценам, важно на разных уровнях управления прогнозировать затраты.

В конечном итоге на практике проводится сравнительная оценка альтернативных вариантов действий и выбор того, который в наибольшей степени отвечает целям организации.

Таким образом, роль экономического анализа в системе управления организацией очевидна. Познание финансово-хозяйственных операций носит взаимосвязанный характер, объединяет теорию принятия решений с реальным рычагом управления экономическими объектами. Выявление проблемной ситуации благодаря экономическому анализу позволяет построить схему дальнейшего функционирования организации в современных условиях. Устойчивое и стабильное развитие организации зависит от успешного выполнения финансового плана.