Анализ динамики товарной структуры экспорта в Китай

Анализ динамики товарной структуры экспорта в Китай.

Статьи по теме
Искать по теме

Анализ динамики товарной структуры экспорта в Китай

Рисунок 1.2 – Динамика экспорта и импорта России с Китаем

Импорт китайских товаров на конец 2015 г. в Россию остается на высоком уровне – 50379 млн. долл. США, не считая того, что этот показатель ниже, чем в 2014 г. на 7 %. Экспорт, в свою очередь к 2015 г. составил 42173 млн. долл США что на 6 % выше по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, общий товарооборот в 2015 г. снизился на 813 млн. долл США (1 %). Но, не смотря на это, за последние 5 лет объемы товаров экспортируемых в Китай из России увеличились в 2 раза, с 21 млрд. долл США в 2010 г. до 42 млрд. долл США к 2015 г.

Главной товарной группой экспорта России в Китай к 2015 г. является минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, эта группа традиционно является лидером экспорта России. Их удельный вес в общей структуре 72 % в 2014 г. и 63 % в 2015 г. Несмотря на снижение удельного веса данной группы товаров в общей структуре российского экспорта в КНР по абсолютному показателю объем нефтепродуктов увеличился к 2015 г. на 1,7 %. Второе и третье место в структуре экспорта занимают древесина и изделия из нее и металлы, 9,4 % и 9,1 % соответственно. Объем вывозимых металлов с территории РФ в КНР увеличился к 2015 г. на 1,4 млрд. долл США или 83 %. Изменение объемов древесины, которую реализует Россия в Китай существенно не изменилась и на 2015 г. составила 3,1 млрд. долл США, что на 1,2% больше, чем в 2014 г. По удельному весу из общего объема экспорта России в КНР следующую строку занимают рыба, моллюски и ракообразные (4 %). Их объем составил 1, 09 млрд. долл США. В 2014 г. и 1,2 млрд. долл США в 2015 г. Прирост по данной группе товаров составил 7,6 %. Так же в списке экспорта по укрупненным группам выделили химические товары, руды (к ним же отнесли шлаки и золу), целлюлозу, удобрения, машины и оборудования, драгоценные и полудрагоценные камни. Удельный вес каждой из групп составляет 2 – 3 %. Наибольшее изменение объема по абсолютному показателю из этих групп приходится на машины и оборудование 211 млн. долл США, этот прирост составил 44,6 %.

Но не все группы товаров, которые идут на экспорт, имеют положительную динамику. Так объем продаж России в Китай драгоценных камней сократился почти на 40 % (217 млн. долл США). Объем руды и шлаков так же сократился и к 2015 г. экспорт составил 906 млн. долл США, что на 25 % ниже, чем за аналогичный период предшествующего года. На 8 % и 6 % сократился объем ввозимых российских товаров в Китай по группам удобрения и химические товары соответственно. Точные данные в разных источниках по представленным группам немного отличаются друг от друга, в таблице 1.1 представлены основные товарные группы и объемы экспорта России в Китай по данным ITC Trade Map.

Таблица 1.1 – Основные товарные группы российского экспорта в КНР за период 2014 – 2015 гг.

№ п/п

Наименование

2014 год, январь-декабрь

2015 год, январь-декабрь

Изменения

Объем экспорта (млн. долл США)

Доля в экспорте в целом (%)

Объем экспорта (млн. долл США)

Доля в экспорте в целом (%)

2015 – 2014 гг.

(%)

1

Минеральное топливо, нефть, нефтепродукты

28735,47

72,5

30 187,07

63,7

1,7

2

Древесина, изделия из нее

3088,87

7,8

3125,94

9,39

1,2

3

Цветные металлы

1645,70

4,2

3016,57

9,06

83,3

4

Рыба, моллюски, ракообразные

1088,13

2,7

1 170,83

3,54

7,6

5

Химические товары

1159,37

2,9

1088,65

3,27

-6,1

6

Руды, шлаки, зола

1209,81

3,1

906,15

2,73

-25,1

7

Бумажная масса, целлюлоза

786,05

2,0

835,57

2,52

6,3

8

Удобрения

949,50

2,4

866,89

2,61

-8,7

9

Машины и оборудование

473,09

1,2

684,09

2,04

44,6

10

Драгоценные камни и полудрагоценные камни

508,25

1,3

291,23

0,87

-42,7

11

ИТОГО

39644

100

42 173

100

6,4

Замедление динамики взаимной торговли России и Китая в 2015 г. по сравнению с 2014 г., по данным портала внешнеэкономической информации министерства экономического развития РФ это связано с рядом объективных факторов, сформировавшихся в 2014 г., отложенный эффект от которых в полной мере проявился в 2015 г.

По данным российского экспортного каталога к ним относятся "общая геополитическая напряженность, осложнение ситуации в Украине, введение западными странами экономических санкций в отношении России, ухудшение мировых внешнеторговых условий, в том числе снижение спроса на зарубежных товарных рынках, волатильность глобального финансового рынка, долговые проблемы еврозоны и США".

К тому же влияет замедление темпов экономического роста, как в России, так и в Китае, падение мировых цен на энергоносители и сырьевые товары, которые составляют более 70% российского экспорта в Китай.

Наблюдается снижение покупательской способности китайских продуктов потребителями из России. Это связано с резкими колебаниями рубля к основным мировым валютам, в том числе и юаню. При этом за последние несколько лет значительно увеличился поток российских товаров в Китай. Данная ситуация обусловлена тем, что рубль продолжает падать, российские продукты на мировом рынке дешевеют, а прибыль, полученная уже в иностранной валюте, продолжает увеличиваться.

Можно выделить несколько причин, которые позволяют российскому товару конкурировать с китайскими брендами:

1. Продукция из России экологически чистая и натуральная;

2. Снижение стоимости рубля привело к уменьшению цен на продукты;

3. Значительная часть продуктов не содержит усилителей вкуса и иных вредных добавок (ГМО);

4. Продукты проходят более строгий и внимательный контроль качества;

5. Возможность приобрести те продукты, которых нет в Китае;

6. Вывозить из России дешевле, чем импортировать из Европы.

"Еще в начале 2014 года во время визита в Пекин президент РФ сообщил о намерениях и дальше развивать российско-китайские отношения, а также переориентировать российский бизнес в Китай. В связи с последними событиями, которые привели к запрету импорта и экспорта европейских товаров, наиболее выгодным направлением по-прежнему остается Поднебесная. Многие крупные российские производители продуктов питания уже поддержали эту идею".

К основным категориям экспорта России в Китай относятся:

- полезные ископаемые

- древесина и деревянные изделия

- продукция химической промышленности

- военная и авиационная техника

- ракетно-космическое производство

- продукты питания

- алкоголь

Отдельно рассмотрим, как распределяется оборот товара с Китаем по федеральным округам России. Для этого обратимся к таможенной статистике. Необходимые показатели отражены в таблице 1.2, а именно общие суммы экспорта по федеральным округам, удельный вес вывоза товаров в Китай в общем объеме экспорта по округу, а так же доля округа в общем обороте вывозимых товаров России в Китай.

Таблица 1.2 – Экспорт России в Китай по федеральным округам

Округ

Экспорт в Китай, млрд. долларов США

Доля Китая в экспорте округа, %

Доля округа в общем экспорте России в Китай, %

Центральный

21,768

9,2

58,2

Северо-Западный

1,792

2,6

3,7

Южный

0,186

1

0,5

Приволжский

2,131

3,7

5,7

Уральский

1,538

3,4

3,2

Сибирский

5,25

15,7

14

Дальневосточный

9,436

19,1

14,5

Северо-Кавказский

0,071

5,9

0,2

По абсолютным данным экспорта в Китай первое место занимает Центральный федеральный округ (21,8 млрд. долл США), далее идут Дальневосточный (9,4 млрд. долл.) и Сибирский (5,3 млрд. долл США) округа. Из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов уходит минимальное количество экспорта в Китай 0,2 и 0,1 млрд. долл США соответственно.

Если же взять по доле Китая в экспорте каждого из округов, то лидирующим является Дальневосточный федеральный округ (19,1%), потом Сибирский (15,7%) и Центральный (9,2%). В конце списка Южный (1%) и Северо-Западный (2,6%) округа. Крупная часть из общей суммы экспорта (на 2015 г. экспорт – 42173 млн. долл США) России в Китай осуществляется Дальневосточным федеральным округом – 9436 млн. долл США (22,3 %), из них 8 % приходится на Хабаровский край. Это, прежде всего, обусловлено его близким расположением к границам Китая.

Помимо Поднебесной Хабаровский край экспортирует товары и в другие страны ближнего зарубежья, структура чего представлена на рисунке 1.3.

Анализ динамики товарной структуры экспорта в Китай

Рисунок 1.3 – Экспорт Хабаровского края в страны дальнего зарубежья

2015 г., тыс. долл США.

Китай занимает максимальную долю (51 %) от общего экспорта Хабаровского края в страны дальнего зарубежья. На втором месте по объему ввозимых товаров с территории Хабаровского края находится Корея (22,4 %), за ней следует Япония (13,8 %).

Подробнее рассмотрим динамику экспорта по товарным группам в Китай за последние 3 года (таблица 1.3).

Таблица 1.3 – Товарные группы экспорта Хабаровского края в Китай за период 2013 – 2015 гг.

Наименование товара

Экспорт Хабаровского края в КНР, тыс. долл США

Относительные изменения за период

2013 – 2015 гг., %

2013

2014

2015

Тр,

2014 – 2013 гг.

Тр,

2015 – 2014 гг.

Тр,

2015 – 2013 гг.

Все товары

665 932,6

657 909,4

719 482,4

98,8

109,4

108,1

Рыба, ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные

56 287,37

34 306,43

62 200,8

60,9

181,3

110,5

Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

67,95

180,70

391,4

265,9

216,6

576,1

Злаки

80,67

32,40

386,3

40,2

1192,3

478,9

Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмал; инулин; пшеничная клейковина

54,75

152,40

1 015,3

278,4

666,2

1854,5

Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения; солома и фураж

265,30

1 735,5

654,1

Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

12,77

425,1

3328,8

Какао и продукты из него

0,24

443,3

184687,5

Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений

40,66

231,8

569,9

Разные пищевые продукты

6,56

12,92

887,0

196,9

6865,6

13521,8

Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус

523,58

671,98

2 060,1

128,3

306,6

393,5

Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных

1 502,67

1 388,85

1 830,4

92,4

131,8

121,8

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

210 653

166 649

163 799,2

79,1

98,3

77,8

Натуральный и искусственный мех; изделия из него

982,32

580,07

156,9

59,1

27,1

15,9

Древесина и изделия из нее

385 116,4

468 640,6

477 700,4

121,7

101,9

124,1

Металлы, медь, алюминий и прочие недрагоценные металлы и изделия из них

657,13

2 590,05

6 035,3

394,1

233,1

918,4

Машины, оборудование и механизмы; их части

0

86,77

13,8

15,9

Таким образом, 2006 – 2015 гг. характеризуются положительной динамикой экспорта продукции в КНР, что подтверждается статистическими данными. Основными экспортируемыми группами товаров Хабаровского края в Китай являются:

- древесина и изделия из нее. Удельный вес данной группы товаров на 2015 г. составляет 66 % от общей суммы экспорта Хабаровского края в Китай. Объемы вывозимой древесины за 2013 – 2015 гг. увеличился на 24 %;

- минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки, на эту группу приходится 22,8 % в 2015 г. За последние 3 года объем экспорта по данной категории сократился на 23 %, в 2014 г. он составил 166,6 млн. долл США, что на 21 % меньше, чем в 2013 г., а в 2015 г. – 163,8 млн. долл США, это на 2% ниже чем в предыдущем периоде;

- рыба, ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные, на их долю приходится 8,6 % на 2015 г. Экспорт данной группы за анализируемый период нестабилен, так к 2014 г. объем вывозимой продукции снизился почти на 12 млн. долл США (40 %), а к 2015 г. возрос на 80 %.

На оставшийся экспортируемый товар Хабаровского края в Поднебесную приходится около 2,5 %. Динамика их объемов, кроме меха и изделий из него, машин и оборудования, положительная, и к 2015 г. многие из групп товаров увеличились в десятки раз. Наибольший прирост показали такие группы товаров как злаки, продукция мукомольно-крупяной промышленности, разные пищевые продукты, а так же черные и цветные металлы.

Согласно данным таможенной статистике первый квартал 2016 г. так же характеризуется положительной динамикой экспорта продукции. Так за январь – март 2016 г. объем экспорта составил 252 млн. долл США, что превышает среднее значение одного квартала 2015 г. на 39,3 %. Структура по группам вывозимых товаров Хабаровского края в Китайскую народную республику за 1 квартал 2016 г. представлена в таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Товарные группы экспорта Хабаровского края за январь – март 2016 г.

Регион

Наименование товара

1.01.2016-31.03.2016

Тр, %

2016 – 2015 г.

Всего

Дальнее зарубежье

Экспорт в Китай

Стоимость, тыс. долл США

Стоимость, тыс. долл США

Стоимость, тыс. долл США

Дальний Восток

Все товары

4 747 483,3

4 679 235,1

2 847 877,4

120,7

Хабаровский край

Все товары

362 716,2

362 522,8

250 532,4

139,3

Рыба, ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные

51 801,3

51 749,0

18 245,1

117,3

Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

239,4

239,4

233,8

238,9

Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности, какао

60,7

60,7

4,0

87,3

Злаки, готовые продукты из зерна

3 850,0

3 850,0

249,7

258,6

Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

143,1

143,1

143,1

134,6

Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус

919,4

919,4

919,4

178,5

Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных

1 391,1

1 305,1

939,9

205,4

Руды, шлак и зола

2 056,5

2 056,5

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

46 546,0

46 546,0

40 894,3

99,9

Древесина и изделия из нее; древесный уголь, бумага

207 031,4

207 031,4

187 186,4

156,7

Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них; бижутерия; монеты

19 559,2

19 559,2

Черные и цветные металлы

28 868,5

28 830,2

1 709,9

113,3

Электрические машины и оборудование, их части; аппаратура для записи и воспроизведения звука, изображения, ее части и принадлежности

249,5

232,7

7,1

205,6

Сравнив данные 1 квартала 2016 г. с усредненными за три месяца 2015 г, можно сделать вывод, что экспорт товаров Хабаровского края в Китай имеет положительную тенденцию. Так наибольший прирост по абсолютным значениям приходится на группу товаров "древесина и изделия из нее" 68 млн. долл США (56 %). На втором месте группа "рыба, ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные", их прирост составил 2,7 млн. долл США (17,3 %). Экспорт таких товаров как молочная продукция, яйца, мед, злаки, алкогольные и безалкогольные напитки, остатки и отходы пищевой промышленности, а так же электрические машины и оборудования увеличился примерно в 2, а некоторые и в 2,5 раза.

Единственная группа объем экспорта, которой сократился это "чай, кофе, какао" (-12,7 %). А такая весомая группа в общем объеме вывозимых товаров Хабаровского края, как "минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки" осталась на том же уровне что и в предыдущем периоде с небольшим колебанием в 0,01 %.

Таким образом, в ходе анализа внешнеторговой деятельности России с Китаем удалось выявить положительную динамику экспорта товаров. В 2015 г. его общий объем составил 42 млрд. долл США, что на 6 % превышает значения 2014 г. и на 15 % – 2013 г. В частности динамика экспорта Хабаровского края за анализируемый период, так же положительна. Прирост данных товаров за период 2013 – 2015 гг. составил 8%.

В результате полученных данных, можно сделать вывод о том, что возникает потребность в крупных международных перевозках. А в связи с развитием российско-китайских отношений и нынешней политической ситуацией импорт Китая с территории РФ будет только расти.