Анализ деятельности банка

Анализ деятельности банка.

Статьи по теме
Искать по теме

Банковская система – одна из важнейших структур рыночной экономки.

В процессе развития товарного производства и обращения, развивалась и банковская система. Первоначально банк выполнял функцию "хранилища денежных средств", но в дальнейшем его функции во многом расширились.

Банковская система в России представлена двумя уровнями, первый уровень занимает Центральный банк, а второй коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

На сегодняшний день коммерческие банки занимают значительное место в кредитной системе. Они являются неотъемлемым элементом современного денежного хозяйства и составляют основу рыночного механизма. Современные коммерческие банки имеют значительное влияние, они обеспечивают бесперебойный денежный оборот и оборот капитала, кредитование государства, предприятий и населения, создают условия для народнохозяйственного накопления. Помимо этого коммерческие банки осуществляют куплю-продажу и выпуск ценных бумаг, лизинговые операции, факторинг, операции с драгоценными металлами и многое другое.

Значение и функции коммерческого банка

Коммерческий банк – это кредитная организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения от своего имени на условиях платности, срочности и возвратности [6].

В деятельности коммерческого банка проявляется его двойственная социально-экономическая природа. С одной стороны, банк направлен на извлечение прибыли и является самостоятельной организацией. С другой же стороны, банки являются важнейшими кредитными институтами и ключевым элементов инфраструктуры финансового сектора народного хозяйства. Деятельность банков затрагивает практически все хозяйствующие субъекты, государство и население.

Коммерческие банки различаются по множественным признакам, в том числе по формам собственности, по объемам и видам операций, по территориальному распределению [13, c.25].

Помимо банков существует и другое множество субъектов, при помощи которых происходит перемещение денежных средств: страховые компании, инвестиционные фонды, брокерские фирмы, дилерские фирмы и многое другое. Но в отличие от данных субъектов коммерческие банки имеют два отличительных признака [19, c.34]:

1. Коммерческие банки характеризуются двойным обменом долговыми обязательствами. Это объясняется тем, что банки размещают различные собственные долговые обязательства, а сформированные (мобилизованные) средства вкладывают в ценные бумаги и долговые обязательства, которые был выпущены другими.

2. Банки принимают на себя безусловные обязательства с определенной фиксированной суммой перед юридическими и физическими лицами.

Банкам запрещается заниматься торговой, страховой и производственной деятельностью. Так как банк, выполняя данные операции, может монополизировать определенный сектор экономики.[34, c.208]

Значение коммерческих банков определяется основными функциями, которые банк выполняет. К функциям коммерческих банков относят [36, c.49]:

1. Распределительная функция. Данная функция означает то, что банки посредством ссудных и депозитных операций формируют перераспределение ресурсов между субъектами экономических отношений.

2. Контрольная функция. Банки выполняют ряд функций, которые связаны с контролем за хозяйственными операциями и регулированием экономических процессов.

3. Функция создания денег. Кредитный механизм формирует безналичные деньги в экономике.

4. Расчетная функция. Банки участвуют в расчетах между различными субъектами. При этом они помогают осуществить это максимально безопасно и удобно для клиентов, при помощи различных методов и форм.

5. Финансовое посредничество. Банки выполняют роль посредников между субъектами и помогают сориентироваться во множественном спектре финансовых услуг.

Так как банк является социальной системой, то и его цели основываются на частных целях участников банка. Для владельцев – целью является рост банка в долгосрочной перспективе, то есть увеличение собственного капитала, объема активов, расширение круга клиентов. Для управляющих – рост суммы прибыли в долгосрочной перспективе. Также важны и краткосрочные цели: ограничение расходов, увеличение доходности определенных активов, поддержание необходимого уровня ликвидности и т.д. Для исполнителей банка – повышение уровня доходов в виде заработной платы и других выплат. Для вкладчиков и держателей облигаций – стабильная и устойчивая работа банка и рост доходов по вкладам и облигациям [26, c.33].

Функционирование коммерческого банка можно наглядно представить в виде схемы (рис 1.)

Анализ деятельности банка

Рис 1 – Схема функционирования коммерческого банка

Пассивами банка являются обязательства перед собственнеками и клиентами. Они формируются в результате формирования установного капитала, выпуска ценных бумаг, привлечения средств клиентов на депозитные и другие счета.

К активным операциям банка относят использование от своего имени собвстенных и привлеченных средств для получение дохода.

Функционирование коммерческих банков основывается на некоторых принципах. К данным принципам относят [17, c.71]:

1. Стремление к получению прибыли;

2. Самостоятельный выбор своих клиентов, заемщиков и вкладчиков;

3. Свободное распоряжение привлеченными ресурсами;

4. Предпочтение при прочих равных условиях более ликвидных активов менее ликвидными;

5. Выполнение своих обязательств в первую очередь перед вкладчиками, после держателями облигаций и акционерами;

6. Кредитование заемщиков в пределах имеющихся ресурсов у банка;

7. Избежание или выбор минимального риска;

8. Предпочтение эффективной и устойчивой деятельности на протяжении длительной перспективы краткосрочным результатам;

9. Самостоятельное определение условий осуществления активных, пассивных и других операций.

Информационное обеспечение анализа деятельности коммерческого банка

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий цель: оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиций финансового их обеспечения; выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации; спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов [25, c.9].

Основными задачами финансового анализа кредитной организации, работающей в условиях рыночной экономики, являются [36, c.84]:

- общий анализ финансового состояния кредитной организации и его изменения за определенный период;

- анализ состава и структуры активов;

- анализ состава и структуры пассивов;

- анализ показателей финансовой устойчивости банка и оценка изменения их уровня;

- анализ платежеспособности и ликвидности баланса банка;

- анализ абсолютных и относительных показателей прибыльности кредитной организации;

- анализ деловой активности и результативности финансово-хозяйственной деятельности банка;

- прогнозирование рыночной устойчивости банка и разработка его финансовой тактики и стратегии.

Из перечисленных задач видно, что финансовый анализ играет значительную роль в исследовании деятельности кредитной организации, что он признан существенным сегментом управления.

Содержанием оценки финансовой деятельности банка выступает глубокое и разностороннее изучение различной информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия наилучших управленческих решений по обеспечению выполнения планов кредитной организации, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов. Повышение конкурентоспособности банковского сектора всегда является актуальной задачей его стратегического развития [23, c.144].

Анализ должен представлять собой всестороннее изучение действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество выполняемой кредитной организацией работы, финансовые показатели функционирования банка и указывать возможные перспективы развития дальнейшей деятельности кредитной организации.

Проведение квалифицированного анализа работы банка требует знания многих наук: макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета, маркетинга; в основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, статистики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий. Таким образом, анализ финансовой деятельности коммерческого банка можно назвать местом пересечения многих наук – математики, информатики, экономики, статистики, бухгалтерского учета, права.

Основное направление оценки финансового состояния коммерческого банка: от сложного явления к составляющим его элементам, от результата к выводам о том, как такой итог достигнут, и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу "от общего к частному".

Успешность оценки финансового состояния кредитной организации определяется различными факторами. Можно выделить несколько основных правил, которые следует иметь в виду, приступая к оценке [15, c.96]:

1) необходимо составить четкую программу оценки, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспертам для анализа;

2) при проведении аналитических процедур финансовые показатели деятельности кредитной организации всегда сравниваются с какой-то базой. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно рассматриваться. Назначение такой оценки состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные причины, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны, еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее корректировки. Следует отметить, что последний аспект имеет особое значение – только путем постоянной оценки и корректировки можно создать налаженную систему планирования и поддерживать ее в действующем состоянии;

3) законченность и неделимость оценки, имеющей экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Обычно эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу, как правило, составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и по возможности некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в конкретную совокупность, чтобы была видна роль каждого из них, и не создавалось впечатление, что один из элементов остался неохваченным или, наоборот, не вписывается в рассматриваемую схему. Другими словами, совокупность показателей, которую вполне возможно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, основу, объясняющую логику ее построения;

4) выполняя оценку финансового состояния кредитной организации, нужно учитывать, что, как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей.

Банк России проводит работу по определению состояния банков, которая основывается на официальной отчетности и установленных экономических нормативах деятельности кредитных организаций. При анализе нормативов выявляется насколько значения, указанные в бухгалтерской отчетности, соответствуют истинному финансовому состоянию банка. Кроме того, Центральный Банк Российской Федерации разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков [5].

Выделяют следующие формы банковской отчетности:

1. Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. На сегодняшний день она является наиболее эффективным способом мониторинга финансовой ситуации: в стране, в банковской сфере и в конкретной кредитной организации.

2. Статистическая отчетность представляет собой систему экономических показателей деятельности банка. Она составляется на основе статистической обработки учетных данных за определенные периоды времени и содержит необходимым образом сгруппированные данные о кредитных, расчетно-кассовых, валютных и других операциях банка. Данная информация предназначена для регулирования государством платежного баланса в стране и платежной дисциплины в деятельности банков, а также соблюдения государственных гарантий по отношению к населению.

3. Финансовая отчетность является главным видом отчетности банков, предназначенной для внешних пользователей и составляемой в соответствии с МСФО на базе данных бухгалтерского и аналитического учета. Назначение общей финансовой отчетности состоит, прежде всего, в использовании ее для принятия экономических решений о целесообразности и безопасности инвестирования средств в деятельность банка [20, c.253].

В совокупности все виды и формы отчетности кредитных организаций призваны служить фундаментом любого рода информационной и аналитической работы, поскольку специфика банковской деятельности состоит в определенной степени закрытости и невозможности получить достоверные сведения из каких-либо иных источников.

На основе банковской отчетности осуществляется максимально полный анализ как пассивов, так и активов банка, в том числе [36, c.103]:

- анализ структуры пассивов по источникам формирования ресурсов (соотношение собственного капитала и обязательств);

- оценка направлений размещения банковских ресурсов и их эффективности;

- определение размера собственного капитала, его структуры и достаточности;

- анализ соблюдения основных нормативов достаточности капитала;

- анализ изменения уставного капитала банка;

- исследование и оценка обоснованности распределения прибыли;

- анализ структуры обязательств с позиции затратности и стабильности ресурсной базы;

- разработка стратегии расширения клиентской базы с целью удешевления ресурсов и увеличения прибыльности основных банковских операций;

- оценка деловой активности банка по привлечению и размещению ресурсов;

- разработка прогноза конкурентоспособности и финансового потенциала банка и т.д.

Еще большую значимость приобретают вопросы достоверности, своевременности и прозрачности информации о деятельности кредитных организаций в периоды нестабильности, когда на рынке увеличивается число недобросовестных участников. Наиболее актуальными эти вопросы становятся для так называемых розничных вкладчиков и мелких инвесторов, не особенно искушенных в вопросах финансового рынка и особенно остро нуждающихся в качественной информации для принятия решений об инвестировании своих сбережений в ту или иную кредитную организацию. В этой связи возрастает роль финансового мегарегулятора, функции которого сегодня в России выполняет Центральный Банк РФ, на плечи которого ложится весьма серьезное бремя ответственности за состояние банковской сферы и наличие надежных финансовых институтов на отечественном рынке. Это, в свою очередь, требует повышения стандартов предоставления отчетности кредитных организаций, а также осуществления контроля за ее качеством и своевременностью со стороны Банка России [21, c.280].

Таким образом, дальнейшее поступательное развитие российской банковской сферы и всего финансового рынка в целом обусловливает потребность в наличии и доступности объективной и своевременной информации о финансовом положении каждой кредитной организации и банковского сектора экономики в целом. Только максимально полная, выверенная и достоверная отчетность, а также ее прозрачность может стать залогом формирования качественного рынка банковских услуг – рынка покупателя, который свободен самостоятельно принимать решения.

Важной частью оценки финансового состояния является система показателей финансовой устойчивости (ПФУ), разработанная Международным Валютным Фондом (МВФ) на основе результатов обследования государств-членов и региональных, и международных учреждений, чтобы выделить те показатели, которые считаются наиболее значимыми для макропруденциального анализа на уровне национальных и региональных органов, выступающих и в качестве составителей, и в качестве пользователей данных. Перечень ПФУ удовлетворяет следующим критериям (таблицы 1.1 и 1.2) [18, c.117].

Таблица 1.1

Сравнение набора ПФУ по методике Банка России (базовый набор)

Группы ПФУ

ПФУ по методике МВФ

ПФУ по методике Банка России

1 Показатели капитала

Отношение нормативного капитала к активам, взвешенным по риску Отношение нормативного капитала 1-го уровня к активам, взвешенным по риску

Отношение необслуживаемых кредитов за вычетом созданных резервов к капиталу

Отношение нормативного капитала к активам, взвешенным по риску Отношение дополнительного капитала к основному капиталу Отношение непокрытых резервами активов с риском более 20% к капиталу Отношение созданных резервов по кредитам к капиталу

Отношение недосозданного (по сравнению с расчетным) резерва по кредитам к капиталу

2 Показатели активов

Отношение необслуживаемых кредитов к совокупным кредитам Отношение распределения кредитов по секторам к совокупным кредитам

Отношение необслуживаемых кредитов к совокупным кредитам Рассчитывается, но не входит в состав ПФУ

3 Показатели прибыли и рентабельности

Норма прибыли на собственный капитал

Норма прибыли на активы Отношение прибыли по процентам к валовому доходу

Норма прибыли на собственный капитал

Норма чистой прибыли на собственный капитал

Норма прибыли на активы Норма чистой прибыли на активы

Отношение прибыли по процентам к совокупным активам

4 Показатели ликвидности

Отношение ликвидных активов (3мес.) к совокупным активам Отношение ликвидных активов (3мес.) к краткосрочным обязательствам (до 1 года)

Отношение ликвидных активов (30 дн.) к краткосрочным обязательствам (до 1 года) Отношение высоколиквидных активов (базовых) к совокупным обязательствам

Отношение высоколиквидных активов (базовых) к обязательствам до востребования Отношение ликвидных активов(30 дн.) к краткосрочным обязательствам(30 дн.) Отношение обязательств до востребования к совокупным обязательствам Отношение полученных МБК (за вычетом предоставленных) к совокупным обязательствам Отношение выпущенных векселей и акцентов к капиталу

Отношение обязательств перед крупными кредиторами к ликвидным активам(30дн.)

5 Чувствительность к рыночному риску

Отношение чистой открытой валютной позиции к капиталу

Рассчитывается, но не входит в состав ПФУ

Таблица 1.2

Сравнение набора ПФУ по методике Банка России

Группы ПФУ

ПФУ по методике МВФ

ПФУ по методике Банка России

1 Показатели капитала

Отношение капитала к активам

Отношение капитала к активам за вычетом безрисковых активов

2 Показатели активов

Отношение крупных открытых позиций к капиталу

Отношение географического распределения кредитов к совокупным кредитам Отношение кредитов на жилую недвижимость к совокупным кредитам Отношение кредитов на коммерческую недвижимость к совокупным кредитам

Отношение крупных открытых позиций к капиталу

Отношение совокупной величины кредитов акционерам к капиталу Отношение совокупной величины кредитов инсайдерам к капиталу Рассчитывается, но не входит в состав ПФУ Рассчитывается, но не входит в состав ПФУ

3 Показатели прибыли и рентабельности

Отношение трейдингового дохода к совокупному доходу

Отношение непроцентных расходов к валовому доходу Отношение расходов на персонал к непроцентным расходам

Отношение непроцентных расходов к чистому доходу Отношение чистого дохода от разовых операций к прибыли до налогообложения

4 Показатели ликвидности

Отношение депозитов клиентов к совокупным кредитам

Отношение кредитов клиентам к обязательствам перед клиентами

5 Чувствительность к рыночному риску

Отношение валовых кредитов к совокупным кредитам

Отношение валютных обязательств к совокупным обязательствам

Отношение чистой открытой позиции по инструментам участия в капитале к капиталу Отношение валовых позиций по производным финансовым инструментам по активам и пассивам к капиталу

Спред между ставками по кредитам и депозитам

Чистый спред от кредитных операций

МВФ не устанавливает конкретных или пороговых значений ПФУ. Проведенный анализ подходов банка России и МВФ к формированию и использованию систем ПФУ показал, что набор показателей и методики их расчета очень близки, особенно по базовым ПФУ. Вместе с тем целесообразно, на наш взгляд, максимально приблизить набор показателей, предусмотренных банком России, к набору, предлагаемому МВФ. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию крупнейшие банки Российской Федерации вышли на рынки Восточной и Центральной Европы. Эти процессы усилили важность показателей чувствительности к рыночному риску, структуры доходов, а также географического распределения кредитов. Кроме того, пересмотр и дальнейшее совершенствование системы ПФУ со стороны банка России необходимы для унификации надзорных требований к участию банков в системе страхования вкладов и требований к оценке экономического положения банков.[5]

Для полной и объективной оценки финансового состояния кредитных организаций необходимо предоставление достоверной информации. Необходима открытость в расчетных коэффициентах.

Для того чтобы результаты анализа финансового состояния банка, основанные на числовых показателях, сравнивающих деятельность кредитных организаций, соответствовали реальности, необходимо постоянно координировать дополнительные значения рассчитываемых показателей.

Правовые основы деятельности коммерческого банка

Правовое регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность субъектов регулирования, направленную на упорядочение создания и деятельности кредитных организаций, банковской системы в целом, формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц.

Правовое регулирование банковской деятельности, имеет двойственную правовую природу:

- c одной стороны, оно выражается в принятии органами государственной власти нормативных актов, устанавливающих основы организации и основные параметры банковской системы страны, статус субъектов и правовые режимы банковской деятельности, а также правила осуществления банковской деятельности как совокупности банковских операций и сделок;

- с другой стороны, она проявляется в реализации Банком России, как субъектом банковской системы, внутрисистемного регулирования от имени государства и в публичных интересах путем нормативного регулирования и принятия индивидуально-правовых актов в отношении конкретных кредитных организаций, а также осуществления банковского надзора.

Банковская система в России функционирует по чётко заданным правилам, которые описаны во множестве законов. Первичным источником рождения прав для банковской системы в нашей стране является Конституция Российской Федерации, которая в свою очередь обеспечивает правовое регулирование банковской деятельности.

Следующим ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) [5]. В нём регламентируется статус учреждения, его руководящие элементы, функции и обязанности. Банк России обладает уникальным правовым статусом, поскольку не принадлежит ни к одной из ветвей власти, это особый публично-правовой институт. Банк не отвечает по обязательствам государства и наоборот, хотя его имущество является собственностью Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Ключевым актом для работников финансовой сферы является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) [6]. Он даёт чёткое юридическое определение понятию "банк" – это кредитная организация в форме юридического лица, которое создано для извлечения прибыли и действующее на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Закон регламентирует требования к участникам банковского рынка, определяет их правовую основу, требования к капиталу, механизмы создания и ликвидации, контроля со стороны ЦБ, гарантирует сохранность банковской тайны, заявляет о свободе банковского рынка, описывает межбанковские отношения, права вкладчиков и т.д.

Кроме этого, с регулированием банковской деятельности тесно связаны Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [1] и Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [2], Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" [3], а также множество других законов и подзаконных актов, образующих систему банковского права России.

Банковское дело как вид предпринимательства регулируется нормами гражданского права. В частности Гражданский кодекс РФ определяет организационно-правовые формы юридических лиц, что касается и кредитных организаций, устанавливает понятие и содержание договора банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, ответственность сторон, обеспечение возврата кредита, вводит понятие банковская тайна и т. д [1].

В регулировании банковской деятельности важное место занимают Федеральные законы и подзаконные нормативные акты, т. е. указы Президента РФ, которые конкретизируют Федеральные законы по деятельности банка.

Основную массу подзаконных нормативных актов регулирующих банковскую деятельность принимает Центральный банк РФ, в виде положений и инструкций Центрального банка РФ.

Особое значение для практической деятельности всех банков и кредитных организаций нашей страны представляют правовые акты Центрального банка Российской Федерации, которые относятся к четвертой группе источников. Они издаются Банком России в силу его нормотворческих полномочий и в рамках целей по защите и обеспечению устойчивости рубля, а также по развитию и регулированию банковской системы Российской Федерации. Это установлено статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [5], которая содержит ряд принципиальных требований в отношении этих актов, получивших на практике далеко не однозначное применение и развитие. Определить правовой акт Центрального банка Российской Федерации можно, как "документарное, в определенных формах, волеизъявление Банка России по вопросам его законодательно определенной компетенции в области регулирования денежно-кредитных отношений путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм и установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений". Выделим характерные признаки правового акта Центрального банка Российской Федерации [10, c.272]:

Правовой акт Центрального банка Российской Федерации представляет собой решение, подготовленное и принятое по установленным правилам управленческого процесса (производства по принятию правовых актов Центрального банка Российской Федерации; административно-договорного производства; лицензионно-разрешительного производства; организационно-учредительных процедур); административно-юрисдикционного процесса (процедуры реализации мер предупредительного и пресекательного характера, мер наказания; процедуры применения мер процессуального обеспечения). Правовые акты Банка России – еще и одна из форм выражения управленческой воли, что предполагает наличие признаков, позволяющих судить о них, как и об управленческих решениях [13, c.69].

Правовой акт издается управомоченным на то субъектом. Правовые акты издаются Центральным банком Российской Федерации на основе закона в пределах законодательно установленной компетенции в области денежно- кредитных отношений.

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации направлены на регулирование денежно-кредитных отношений. Правовое регулирование, осуществляемое Центральным банком Российской Федерации, – это целенаправленное воздействие, т.е. осуществляемое в соответствии с заранее намеченными целями, определяемыми управляющим субъектом, либо сформулированными в законе [5].

Правовой акт должен иметь определенную форму, под которой понимается, во-первых, способ выражения вовне предписаний органов управления (устный, письменный); во-вторых, способ изложения правового материала в письменных актах – документах. A.B. Мицкевич выделяет три момента, обусловливающих различие форм правовых актов, принимаемых компетентными органами: а) различие в содержании вопросов, разрешаемых данным органом, а точнее – в степени важности принимаемого решения; б) различия в юридической природе (нормативности или юридической силе) актов; в) существенные различия в процедуре принятия решения [30, c.137].

Применительно к правовым актам Центрального банка Российской Федерации следует рассматривать только их письменные формы, так как "устные веления в деятельности Банка России должны быть исключены в силу особого статуса Банка России в области денежно-кредитных отношений и недопустимости, регулирования общественных отношений в данной области на основе устных распоряжений". Правовые акты Банка России издаются в форме [5]:

- указания (если содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России);

- положения (если основным содержанием является установление системно-связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России);

- инструкции (если ее основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банк России);

- письма и телеграммы (если носит информативный характер и содержит какое-либо сообщение) [33, c.147].

Правовой акт Центрального банка Российской Федерации – юридически властное волеизъявление, в котором проявляются его государственно-властные полномочия. Он выражает волю Банка России по регулированию денежно-кредитных отношений в государстве и отличается государственно-властным характером. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации выражают его властные веления в области денежно- кредитных отношений, обязательны к исполнению субъектами, в адрес которых они вынесены, носят официальный характер, как вынесенные государственным органом в области денежно-кредитных отношений. Здесь, также следует отметить, что те акты, которые непосредственно затрагивают права, свободы и обязанности граждан должны обязательно публиковаться в "Вестнике Банка России" и регистрироваться в Министерстве юстиции Российской Федерации [5].

Правовые акты Банка России рассматриваются, как элемент правовой формы государственного регулирования денежно-кредитных отношений, средство правовой политики в области денежно-кредитных отношений.

Правовой акт Банка России содержит следующие элементы правовой системы – юридические нормы, индивидуальные предписания, интерпретационные веления, автономные решения лиц и в связи с этим по содержанию их можно классифицировать на нормативные, интерпретационные, акты применения.

Юридическое значение правовых актов Центрального банка Российской Федерации заключается, прежде всего, в том, что они являются правовыми средствами внутрисистемного государственного регулирования банковской деятельности в целом, а кроме того, выступают в качестве юридических фактов, являющихся основаниями для формирования денежно-кредитных правоотношений, устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности, могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других актов.

Важным этапом на пути совершенствования процедуры принятия и реализации нормативно-правовых актов, как Банка России, так и других органов власти страны, должно стать принятие единого федерального закона, регулирующего эти вопросы. Так, на разработке в Государственной Думе Российской Федерации уже несколько лет находится проект Федерального закона "О нормативно-правовых актах Российской Федерации", принятый только в первом чтение.

Указанием Банка России от 12.10.2015 №3817-У признаны утратившими силу Положение Банка России от 26 июня 1998 года № 39-У "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" и Положение Банка России от 31 августа 1998 года № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)".

Признание указанных нормативных актов Банка России утратившими силу обусловлено тем, что в настоящее время отношения между банками и их клиентами, связанные с привлечением и размещением денежных средств, в достаточной степени урегулированы законодательством Российской Федерации (в том числе, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О потребительском кредите (займе)"), что исключает необходимость дополнительной регламентации таких операций со стороны Банка России.

Отношения между банком и его клиентами (физическими и юридическими лицами, включая банки) осуществился на основе договоров, заключаемых с учетом требований положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, глав 42,44,45 [1].

При этом в силу ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации "граждане и юридические лица свободны в заключении договора [1].

Регулирование банковской деятельности посредством нормативных актов занимает особое положение в правовом функционировании банков. Их особая роль в экономике страны требует выработки четких законов со стороны государства в лице Банка России. Данная сфера деятельности банков, а именно правовая должна стоять на первом месте в регулировании банковского сектора, чем в настоящее время и занимается Центральный банк РФ.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Основными задачами финансового анализа кредитной организации, работающей в условиях рыночной экономики, являются:

- общий анализ финансового состояния кредитной организации и его изменения за определенный период;

- анализ состава и структуры активов;

- анализ состава и структуры пассивов;

- анализ показателей финансовой устойчивости банка и оценка изменения их уровня;

- анализ платежеспособности и ликвидности баланса банка;

- анализ абсолютных и относительных показателей прибыльности кредитной организации;

- анализ деловой активности и результативности финансово-хозяйственной деятельности банка;

- прогнозирование рыночной устойчивости банка и разработка его финансовой тактики и стратегии.

Из перечисленных задач видно, что финансовый анализ играет значительную роль в исследовании деятельности кредитной организации, что он признан существенным сегментом управления.

Банк России проводит работу по определению состояния банков, которая основывается на официальной отчетности и установленных экономических нормативах деятельности кредитных организаций.

Особое значение для практической деятельности всех банков и кредитных организаций нашей страны представляют правовые акты Центрального банка Российской Федерации, которые относятся к четвертой группе источников. Они издаются Банком России в силу его нормотворческих полномочий и в рамках целей по защите и обеспечению устойчивости рубля, а также по развитию и регулированию банковской системы Российской Федерации.