Ассортимент пушно-меховых товаров

Ассортимента пушно-меховых товаров.

Статьи по теме
Искать по теме

Изделия из натурального меха занимают важное место в жизни современного человека. Меховая одежда, обладающая комплексом положительных свойств, пользуется постоянным спросом покупателей. Она предназначена для защиты тела от холода, а также служит предметом украшения человека.

Изменения, происходящие в последние годы в экономике страны, затрагивают и меховую промышленность. Несмотря на интенсивное развитие текстильной, швейной и трикотажной промышленности, выпускающих одежду из самых разнообразных материалов, значение меха как одежного материала не ослабевает.

Природная красота меха, высокие теплозащитные и эксплуатационные свойства предопределяют его успех. Достоинствами меха являются также его долговечность и возможность многократной реставрации. Мех почти неподвластен изменчивому влиянию моды и времени.

Глубокое и всестороннее изучение современного ассортимента пушно-меховых товаров и перспектив его изменения на рынке являются одной из важнейших предпосылок для развития рынка торговли пушно-меховых товаров.

В последнее время в продаже стало появляться много новых, более модных моделей пушно-меховых товаров, как отечественного, так и импортного производства, стали лучше удовлетворяться возросшие требования населения к разным меховым изделиям. Проблема заключается в необходимости обеспечить полноту ассортимента меховых товаров, улучшения качества и внешней отделки, создания условий, при которых покупатель имел бы возможность без лишних затрат времени приобрести изделия нужного размера, модели.

Ассортимент пушно-меховых товаров

Появление меховой одежды относится к древнейшим временам, когда людям, живущим в районах с холодным климатом, одеждой служили шкуры убитых животных. Возникновение изделий из меха связано с естественной потребностью защиты человека от неблагоприятных факторов климатической среды. Поэтому важной характеристикой пушно-меховых товаров является защитная.

Меха с давних времен считались "мягким" золотом. В IX–XIII вв. пушнина становится одним из основных товаров для торговли с разными странами. За границу вывозили дорогие виды мехов: соболей, горностаев, черных куниц, белых волков, белок, красных и бурых лисиц. Меха ценились наравне с золотом и часто выполняли функцию денег. В Древней Руси мехами собирали дань, платили жалованье, пошлину; принимали меха и как плату за проезд, обучение, церковную службу. Меха считались ценными подарками и при появлении металлических денег.

С развитием общества происходил непрерывный процесс совершенствования и обогащения форм меховой одежды, к ней начали предъявлять требования и как к предмету украшения. Соответственно, наряду с защитной изделия из меха имеют и эстетическую характеристику.

Постепенно стал формироваться ассортимент пушно-меховых товаров. Поэтому к важным характеристикам товаров также относится ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и разновидностей.

Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемых по определенным признакам и удовлетворяющих разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Товарная номенклатура – это совокупность всех производимых товаров (услуг), предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи.

Ассортимент товаров и товарная номенклатура близки между собой. Отличия заключаются в назначении. Ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей покупателей. Товарная номенклатура может иметь иное назначение и применяется для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения. Профессиональная деятельность коммерсантов связана в основном с ассортиментом товаров. Поэтому в дальнейшем рассматриваются вопросы, относящиеся именно к ассортименту товаров.

Торговая классификация и ассортимент пушно-меховых товаров

Ассортимент пушно-меховых товаров отличается огромным разнообразием, единой общепринятой классификации меховых изделий, зафиксированной в стандарте, пока не создано. Существуют различные классификации пушно-меховых товаров. Одной из них является классификация, представленная в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, класс 89 "Меха, меховые и овчинно-шубные изделия", подкласс "Одежда меховая и овчинно-шубная верхняя", который подразделен на семь групп: 89 2100 – "Пальто"; 89 2200 – "Полупальто"; 89 2300 – "Пиджаки, жакеты"; 89 2400 – " Жилеты"; 89 2500 – "Куртки"; 89 2700 – "Полушубки, бекеши, тулупы"; 89 2800 – "Костюмы". Также сюда относится подкласс 89 3000 "Головные уборы меховые", подкласс 89 4000 "Воротники, меха, пластины, скрои, женские меховые уборы". Каждая группа подразделена по видам изделий.

Ассортимент пушно-меховых и овчинно-шубных изделий подразделяют по целевому назначению (семь товарных групп), половозрастному признаку (три подгруппы), а также в пределах подгруппы – по видам изделий, моделям, размерам и ростам (рис. 1).

Анализ ассортимента пушно-меховых товаров

Рисунок 1. Классификация и ассортимент меховых и овчинно-шубных изделий

Верхняя меховая одежда

Женскую меховую одежду сортируют по ГОСТу 8765-93 (см. ГОСТ 8765-93 "Одежда меховая и комбинированная. Общие технические условия"). Ассортимент женской верхней меховой одежды состоит из:

1. манто;

2. пальто;

3. полупальто и жакетов;

4. курток.

Манто отличаются от пальто большим запахом пол, отсутствием застежек, правая полочка может доходить до левого бокового шва, а линия проймы – до линии планки. Проймы рукавов делают более широкими.[12]

Пальто, полупальто и жакеты различаются длиной. Длина пальто – 112-120 см, полупальто – от 80 до 100 см и жакета – от 65 до 15 см. Запах у пальто, полупальто и жакетов не менее 15 см.

Изготавливают пальто, полупальто и жакеты из некрашеного, крашеного стриженого, щипаного или эпилированного меха: каракуля, смушки, мерлушки, мехового козлика, кляма, муаре, меховой овчины, мехового жеребка и опойка, шкур морского зверя, шкурок кролика, колонка, норки, ондатры, нутрии, лисицы, енота, хомяка, белки, крота, суслика, водяной и амбарной крыс, хоря, сурка, тарбагана, бурундука и т.д.

Жакеты изготавливают из вышеприведенных полуфабрикатов для пальто, а также из черевов, бедерок и душек белки, хребтиков зайца – беляка, лап и полулап каракуля и др. Жакеты подразделяют на полуприлегающие по линии талии и прямые.

Изделия производятся разнообразных фасонов, они могут быть однобортными, двубортными, полуприлегающими, прилегающими, прямыми, расклешенными от талии, от верха и т.д. Конструкция верхней одежды не зависит от фасона, и скрой состоит из стана (спина, полы, нижняя часть – подол), воротника, двух рукавов. Рукава кроятся из верхней и нижней половинок, верхняя имеет плечо и пройму. Для женской верхней одежды используются следующие полуфабрикаты: каракуль, каракульча, козлик, опоек, кошка, собака, кролик различных имитаций, мерлушка, муаре, овчина меховая стриженная крашеная, соболь, норка, белка, нерпа, ондатра, хорь, опоссум, сурок, лисица, песец белый и голубой и т.д. Очень популярны щипанные шкурки норки, ондатры, бобра, а также крашенный в яркие цвета пушной полуфабрикат. В одном изделии возможно сочетание различных видов пушнины: норка и шиншилла, норка и соболь, каракульча и песец, ондатра и пекан (североамериканская куница) и т.д.

Современные модели меховой верхней одежды обладают легкостью, хорошей драпируемостью. В зависимости от фасона и моды шкурки в изделиях располагают различными способами. Все стриженные и эпилированные шкурки располагают так, чтобы волосяной покров шел снизу вверх и можно было сделать "зачес" волоса. Длинноволосые виды пушнины подбирают таким образом, чтобы волос был направлен сверху вниз. Часто шкурки располагают в поперечном направлении, "в елочку" или "винтом".

Используются простые и сложные методы раскроя. Изделия простых методов раскроя впоследствии легко реставрируются, а при роспуске или расшивке это сделать практически невозможно. Широко применяются стрижка мехового полуфабриката, имитирующая сложные методы раскроя. Основными тенденциями моделирования являются сочетание меха с текстильными материалами, использование полуфабрикатов с двусторонней отделкой, получения в меховом изделии эффекта вязаной шерстяной фактуры, который достигается с помощью нетрадиционных технологий, предусматривающих раскрой шкурок на узкие полоски и изготовление из этой "пряжи" мехового "трикотажа".

Многочисленные выступления защитников животных привели к возникновению моды на пальто из ткани или кожи на меховой подкладке из ценных видов пушнины.

Ассортимент верхней мужской меховой одежды отличается меньшим разнообразием. Наиболее распространенными являются пальто, полупальто, куртки и пиджаки из меховой овчины, шкурок собаки, жеребка, опойка, мерлушки, нерпы.

Меховую одежду для мужчин в основном изготовляют из следующих видов полуфабрикатов: овчины полугрубошерстной и грубошерстной, стриженой и крашеной под нутрию, шкур меховой собаки натуральной или крашеной, жеребка и опойка натурального или крашеного, мерлушки натуральной или крашеной, шкур тюленя. Наибольшее распространение получили пиджаки, однако находят применение меховые жилеты и нагольные жилеты.

Меховые пиджаки обычно изготавливают стандартных моделей: двубортные с четырьмя пуговицами и петлями на каждом борту; с хлястиком, состоящим из двух половинок: рукава двухшовные, воротник из овчины стриженой или крашеной прямой, отложной, застегивающийся на один металлический крючок и петлю. Пиджак должен иметь два боковых прорезных кармана с клапанами из мехового полуфабриката и один внутренний карман в подкладке левой полы на расстоянии не менее 10 см от борта.

Подкладка – сатиновая или из дешевых видов меха. Между подкладкой и верхом прокладывают слой ваты, ватина или других нетканых материалов. Верх – шкуры однородные по сорту, цвету волосяного покрова, с мягкой и эластичной кожевой тканью. Волосяной покров всех деталей должен иметь направление сверху вниз. Хребтовые линии шкурок, ясно выраженные, должны быть расположены посередине длины деталей.

Обычно пиджаки выпускают шести размеров (с 46-го по 56-й), пяти ростов.

Меховые жилеты изготавливают из овчины стриженой и крашеной, козлика некрашеного и крашеного, лямки крашеной, мерлушки разных видов, шкурок хомяка, сурка. Жилеты шьют мехом внутрь, верх жилета – вельвет, диагональ, плащевая ткань и др.

Нагольные жилеты выпускают из меховой овчины, обработанной под велюр, и из шубной овчины шести размеров и четырех ростов. В нагольные жилеты (трех размеров – одни размер и два смежных) в боковые швы вставляют резинку шириной 500 – 800 мм.

Ассортимент детской верхней меховой одежды включает в себя пальто, пиджаки, куртки, фасоны которых зависят от возрастной группы.

Меховая одежда – пальто, для дошкольной группы практически не отличается по конструкции для мальчиков и девочек.

Детская меховая одежда изготавливается из дешевых видов пушнины и мехового полуфабриката, имеющих небольшую массу и высокие теплозащитные свойства (козлик, кролик, лямка, меховая овчина).

Одежда предназначена для трех возрастных групп: ясельной и дошкольной, младшей школьной, старшей школьной.

Изделия первой группы для мальчиков и девочек по фасону почти не отличается. В основном шьют пальто прямого или расширенного к низу силуэта. Для девочек используют пушно-меховые полуфабрикаты светлых тонов, для мальчиков – более темных. Пальто для девочек школьного возраста производят прямого, полуприлегающего и расширенного силуэтов, однобортные или двубортные, с втачными рукавами, рукавами реглан, с комбинированными рукавами-кокеткой, с воротниками различных фасонов – стойка, круглые, шалевые, в виде капюшона, шарфа и т.д.

Верхняя меховая одежда для детей ясельной и дошкольной возрастных групп выпускается трех размеров (48,52,56); для девочек и мальчиков младшей школьной возрастной группы – четырех размеров (60,64,68,72) и двух ростов; для девочек и мальчиков старшей школьной группы – трех размеров (76,80,84) и двух ростов.

Верхняя меховая одежда для женщин, мужчин и детей производится в соответствии с ГОСТ 8765-93 "Одежда меховая и комбинированная. Общие технические условия" и ГОСТ 28503-90 "Одежда на меховой подкладке. Общие технические условия".

Меховая часть комбинированной одежды

Меховая часть одежды представляет собой воротники, манжеты, отделку (опушь), меховую подкладку (низ). Их сортность определяют по ГОСТу 7069-79.

Воротники подразделяют по фасонам, половозрастным группам потребителей, размерам, цветам, сортам и группам пороков. Фасоны воротников весьма разнообразны и зависят от моды. Классифицируют воротники также на мужские, женские и детские. Обычно воротники изготавливают следующих размеров: мужские и женские – от 44-го до 60-го, детские – от 24-го до 48-го.

В зависимости от способа обработки шкурок – некрашеные, крашеные, щипаные или эпилированные, стриженые, особой обработки волосяного покрова.

Для изготовление мужских воротников применяют следующие виды мехового полуфабриката: шкуры речного бобра, морского котика, выдры, меховой собаки, овчину, каракуль, мерлушку, мехового козлика, лямку, яхобаба, шкурки белки, нутрии, ондатры, кролика, домашней кошки.

По конструкции мужские воротники бывают прямые, прямые с лацканами и шалевые.

Женские воротники по конструкции и внешнему виду разнообразны: прямой, прямой с лацканами, шалевый, молодежный, стойка. Для изготовления данных изделий применяют различный пушно-меховой полуфабрикат почти всех видов (некрашеный, крашеный и особой обработки).

Детские воротники: для мальчиков – прямой, для девочек – прямой и фасона "коломбина". У прямых воротников линии отлета и горловина менее изогнуты, чем у воротников фасона "коломбина", а также отличаются формами концов (овальные, острые). Каждый фасон воротников имеет свой номер. Обычно детские воротники изготавливают из дешевых видов мехового полуфабриката: из хребтиков шкурки белки, шкурок белки-летяги, кролика, бурундука, водяной крысы, суслика, мерлушки, из лямки, мехового козлика, стриженой крашеной овчины.

Допускается подкрашивание кожевой ткани в воротниках из шкурок голубого песца, серебристо-черной, платиновой, черно-бурой лисицы, некрашеных шкурок цветного и серого каракуля. Без подкрашивания кожевой ткани воротники изготавливают из шкурок голубого песца цвета "экстра" со светло-голубым пухом и каракуля белой окраски.

Манжеты – сырье применяется того же сорта, вида, цвета, что и для воротников.

Верхняя часть манжеты должна быть изготовлена из шкурок с лучшим волосяным покровом. Обычно манжеты поступают в продажу вместе с воротником.

Меховая отделка (сырье аналогичное, что и у воротников) – это узкие меховые полоски, пришиваемые к низу, бортам, карманам, середине рукава женских пальто.

Меховая подкладка применяется для одежды с верхом из тканей. Лучший пушно-меховой полуфабрикат подкладки – из белки, хоря, домашней кошки, меховой собаки, овчины, лапы каракуля и лисицы, душки лисицы, так как они имеют упругий длинный плотный волосяной покров. На рукава меховой подкладки обычно используют дешевые виды полуфабриката.

Женские меховые уборы

Ассортимент этой товарной группы предназначен исключительно для женщин и состоит из пелерин, полупелерин, палантинов, шарфов, косынок, плоских и трубчатых горжетов.

Пелерины представляют собой накидки без рукавов, которые изготавливаются из ценных видов меха – норки, белки, соболя, куницы, колонка, горностая, серебристо-черной лисицы, песца, ондатры, каракульчи, шиншиллы и т.д. При шитье применяются сложные методы раскроя – перекидка, расшивка, роспуск. По нижнему краю пелерин часто пришивают хвосты от шкурок. Полупелерина напоминает большой съемный воротник из ценных видов пушнины и меха.

Популярные в последнее время палантины представляют собой широкие (30-50 см) и длинные (200-250 см) шарфы, сшитые из шкурок соболя, куницы, норки, шиншиллы, горностая, белки, каракульчи на подкладке из шелка. Палантины принято накидывать на плечи. Для украшения этих изделий используется тесьма, стразы, шнуры, аппликации из шелка, кожи, оборки из кружева. На концах палантинов нередко пришиваются хвосты от шкурок. Интересны модели палантинов из мехового "трикотажа", связанные из полосок меха норки, кролика по особой технологии.

Горжеты изготавливаются круглыми из неразрезанных шкурок с головкой, лапками и хвостом зверя, или плоскими в распластанном виде на шелковой подкладке. Плоские горжеты шьют в роспуск, и имеют несколько округлую форму. Ассортимент пушных полуфабрикатов невелик – лисица, песец, куница, соболь. Шкурки песца иногда расшивают в длину, вследствие чего они становятся более длинными, а качество волосяного покрова не снижается. Женские меховые уборы производятся в соответствии с ГОСТ 10151-75 "Уборы меховые женские. Общие технические условия".

Меховые головные уборы

Ассортимент меховых головных уборов достаточно велик. Выпускают мужские, женские и детские головные уборы. Размер определяется длиной окружности по внутренней стороне нижнего борта. Размеры головных уборов для мужчин – с 54 по 63; для женщин – с 54 по 62; для подростков – с 54 по 58; для детей – с 49 по 55. Различают головные уборы цельномеховые и комбинированные – с верхом из ткани или кожи. Основные части меховых головных уборов следующие: колпак (мех, кожа, ткань), тулья (подкладка из тканей), настил на тулью (листовая хлопчатобумажная вата, современные нетканые материалы). Фасоны женских головных уборов изменяются достаточно часто в соответствии с модой (шляпа с полями, "фэнтази", ток, берет, боярка, капор, шар и т.д.). Для них используются шкурки песца, лисицы, соболя, куницы, нутрии, горностая, выдры, кролика, белки, каракуля, каракульчи, нерпы, овчины и т.д. Современная мода на меховые головные уборы отдает предпочтение мягким формам, легко драпирующимся и трансформирующимся на голове. Модели традиционных классических фасонов отличает легкость, элегантность, небольшой объем, функциональность. Применяются новые приемы проектирования, позволяющие создать объем за счет конструктивных швов и вытачек взамен традиционного формования. Используются новые каркасные прокладочные материалы сетчатой структуры, которые придают традиционным моделям (ток, боярка, кубанка, чалма) необходимую формоустойчивость, легкость и изящество. Ассортимент мужских головных уборов более стабилен (боярка, московская, гоголь, шапка-ушанка, папаха, кубанка, спортивная, олимпийская, ленинградская). Изготавливаются мужские головные уборы из коротковолосых видов пушно-мехового полуфабриката: каракуля, смушки, мерлушки, шкур морского зверя, опойка, жеребка, кролика, овчины, а также норки и соболя. Меховые головные уборы должны производится в соответствии с ГОСТ 10325-79 "Головные уборы меховые. Общие технические условия".

Меховая галантерея

К этой товарной группе относятся следующие виды изделий: перчатки и рукавицы на меховой подкладке, муфты, сумки из меха или с меховыми деталями, мелкие украшения из меха – броши, заколки для волос и т.п. Для изготовления галантереи используется скорняжный лоскут ценных видов пушнины, дефектные шкурки кролика, мерлушки, лямки и норки.

Бытовые меховые изделия

В настоящее время эта товарная группа становится все более значимой, т.к. вошли в моду изделия для украшения интерьера из меха и пушнины. Ковры изготавливаются из шкур крупных зверей – медведя, леопарда и зебры.

Эксклюзивные пледы и покрывала производят из шкурок норки, рыси, соболя на шелковой подкладке. Чехлы для мебели, подушки шьются из меховой овчины.

Овчинно-шубные изделия

Изделия, изготовленные из шубной овчины без подкладки кожевой тканью наружу, называются нагольными (овчинно-шубными). Эти изделия всегда были традиционными для России и распространены в сельской местности. Ассортимент овчинно-шубных изделий расширился в последние 30 лет за счет использования мехового велюра и меховой овчины с пленочным покрытием. Верхняя меховая одежда, изготовленная из этих материалов с современными отделками и называемая в быту дубленками, стала очень популярна у потребителей из-за своих высоких теплозащитных свойств, износостойкости, относительно небольшой стоимости и огромного разнообразия моделей. Современные технологии крашения мехового полуфабриката позволяют придавать шкурам эффектные, яркие оттенки, обладающие к тому же стойкостью к трению и действию света. Изделия из мехового велюра часто отделывают мехом длинноволосой монгольской овчины, песца, лисицы, норки, применяется декорирование кожей, используется оригинальная фурнитура. Верхняя одежда из мехового велюра и меховой овчины с пленочным покрытием, реализуемая в настоящее время на российском рынке, в основном импортного производства (Турция, Италия, Испания, Китай), хотя в последние годы появились и отечественные марки: "Зетта" (г.Москва), "Мелита" (г.Казань), "Отрада" (г.Самара), "Калинка" (г.Киров), "Маритал" (г.Йошкар-Ола).

Овчинно-шубные изделия подразделяются по половозрастному признаку потребителей: на мужские, женские и детские; по видам: на тулупы, полушубки, пиджаки, пальто, полупальто, жакеты, жилеты; а также по размерам.

Пальто, полупальто и пиджаки мужские выпускают девяти размеров (с 88 по 120), шести ростов.

Пальто и полупальто женские выпускают также девяти размеров (с 88 по 120), пяти ростов.

Верхняя одежда из шубной овчины и мехового велюра для мальчиков и девочек производится девяти размеров (с 60 по 92), двух ростов.

Изделия из шубной овчины и мехового велюра должны изготавливаться в соответствии с ГОСТ 5710-85 "Одежда из овчины шубной и мехового велюра. Общие технические условия".

Особенности формирования ассортимента пушно-меховых товаров в России

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от рационального формирования ассортимента товаров. Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающих высокую прибыльность работы торгового предприятия.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, то есть определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учётом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка.

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, то есть рассчитывается структура группового ассортимента. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.

Поскольку рыночный успех является критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходящую информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.

В условиях рынка процесс формирования ассортимента должен быть направлен, прежде всего, на рациональное распределение товаров между торговыми предприятиями, что затрудняется чрезмерной рассредоточенностью населения, и распыленностью спроса, а также наличием большого количества мелких магазинов в торговой сети.

В процессе формирования ассортимента на каждом торговом предприятии осуществляется набор товаров по различным признакам.

При этом учитывается действие многих факторов, основными из которых являются:

1) тип и размер предприятия;

2) техническая оснащенность торгового предприятия;

3) условия товарного снабжения;

4) численность обслуживаемого предприятием населения;

5) место расположения предприятия по отношению к другим торговым предприятиям;

6) транспортные связи между населенными пунктами и другие специфические факторы, которые оказывают влияние на процесс формирования ассортимента товаров в каждой конкретной фирме.

Перечисленные факторы прямо или косвенно влияют на спрос, а, следовательно, и на результаты деятельности магазина.

При формировании ассортимента товаров на торговых предприятиях следует помнить и о других факторах: социально-экономических (социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, социальное обеспечение и уровень доходов населения, уровень цен на товары и др.), демографических, национально-бытовых и природно-климатических факторах.

Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях должна вестись непрерывно с соблюдением следующих основных принципов:

- учета особенностей спроса населения, возможностей его наиболее полного удовлетворения;

- включение в ассортимент новых заказов, спрос на которые еще не сложился;

- обеспечение выполнения установленных экономических показателей работы торговых предприятий.

Работники должны постоянно учитывать особенности спроса населения и стремиться к его наиболее полному удовлетворению. Следовательно, формирование ассортимента товаров в фирмах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте [5].

Систему факторов, формирующих спрос на пушно-меховые товары можно разделить на следующие основные группы.

1. Экономические факторы. При установлении цен на пушно-меховые товары учитываются размеры денежных доходов населения. В последнее время в нашей стране активно развиваются сети больших по площади и ассортименту магазинов, предлагающих изделия из меха. Спрос на изделия возрос в среднем ценовом сегменте, что связано с ростом доходов населения, развитием кредитных программ, влиянием общемировых тенденций моды. При этом спрос на элитные меховые изделия смещается в сторону все большей индивидуализации. Все чаще потребители хотят носить изделия из более редких видов меха, особой выделки, видеть модели более интересные по крою и оформлению.

Также следует учитывать региональные особенности, связанные с климатом, уровнем доходов, традициями. Регионы, где имеется развитая меховая промышленность, как правило, больше покупают отечественные меховые изделия. Однако, чтобы повысить свою конкурентоспособность и увеличить общую долю на рынке, российская меховая промышленность должна продолжать повышать качество производимой продукции от сырья, качества его переработки до пошива готовых изделий.[8]

2. Социальные факторы, в том числе мода. Многие российские предприятия стремятся закупать обувь для всех социальных и половозрастных групп населения, которая соответствовала бы направлению моды и отличалась качеством изготовления. Необходимо учитывать, что ассортимент товаров потребления постоянно обновляется, поэтому на предприятии постоянно проводится работа по формированию спроса, путем активного включения новых товаров в ассортимент магазина.

3. Природно-климатические факторы. Формирование ассортимента пушно-меховых товаров зависит от сезонных колебаний спроса населения. Так, в зимний период в меховых магазинах появляется больше изделий из теплых мехов (изделия, изготовленные из шубной овчины, норки, каракуля, бобра и ондатры – шубы, утепленные пальто и полупальто; меховые головные уборы), так как именно эти виды меховых изделий в данный момент пользуются наибольшим спросом у населения; в весенне-осенний период увеличиваются покупки таких видов меховых изделий, как полупальто, пальто из овчины, норки; в летний – расширяют ассортимент разнообразных жилетов.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

Основной работой по изучению спроса является сбор, обработка и анализ информации. Одна из самых известных меховых компаний в нашей стране ЗАО "Союзпушнина" для изучения покупательского спроса проводит опросы покупателей для выявления потребностей. Также применяется метод наблюдения, который проводится для систематического получения сведений о том, какие группы товаров и их разновидности имеются в продаже и каких нет, на какие группы товаров спрос в магазине не удовлетворяется, по каким образуются излишние товарные запасы [18].

Отметки о наличии товаров в магазине делаются на основе осмотра ассортимента, а отметки о том на какие товары спрос населения не удовлетворяется и по каким товарам образовались излишние товарные запасы – на основе мнений продавцов и заведующих отделами.

На основе полученных данных, предприятия производят закупки товаров. Рекомендуется с целью изучения покупательского спроса, проводить социологические исследования и на их основе производить закупки меховых товаров. Это позволит обеспечить удовлетворение покупательского спроса и приведет к повышению экономической эффективности магазина.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.

В России суровые климатические условия делают меховую одежду незаменимой в холодное время года, обеспечивая высокий спрос на изделия из меха в осенне-зимний период. И в то же время на российском рынке изделия из меха и с меховой отделкой, являясь самой дорогостоящей из всех групп товаров легкой промышленности, традиционно относятся к предметам роскоши. Три четверти россиян предпочитают зимой носить шубу, меховое пальто, дубленку или куртку с меховой отделкой.

Россия всегда была "меховой" страной, имеющей богатейший опыт охоты, звероводства, выделки и производства меха, была всегда лидером пушного звероводства. В старинных русских городах одежда имела свою оригинальную историю. Первоначально это были шерсть домашних животных, шкуры и меха, кожа, лыко и древесная кора, позднее – с развитием земледелия, специалисты-мастера изготовляли ткани, одежду и обувь и, конечно, вносили много нового в технику производства. Важнейшим фактором изменения одежды было классовое и имущественное расслоение, которое в городах шло несравненно быстрее. Меха шли на одежду людей зажиточных. У каждого северного народа были свои обычаи и своя меховая одежда. К примеру, верхней мужской одеждой чукчей была глухая, широкая и короткая одежда-кухлянка (ирын), состоящая из двух отдельно сшитых меховых рубах, вдетых одна в другую. У коряков была одежда, характерной особенностью которой являлись рукава и пришитая по подолу полоса темного меха. [20]

При нынешнем ритме жизни отдаются предпочтения укороченным моделям, шубам до бедер – в них удобно и управлять автомобилем, и перемещаться на общественном транспорте, и ходить пешком. В регионах с долгой холодной зимой преобладает спрос на длинные шубы. Раньше производители старались совершить максимальное количество операций со шкурами (покрасить, затонировать, украсить), с помощью лазерной обработки наносили на мех рисунки и орнаменты, то сегодня наблюдается стремление к естественности, сохранению красоты натурального меха. Обработка меха становится все более технологичной. Норку белую обрабатывают тефлоновым напылением толщиной в несколько микрон. В другом случае норку стригут так, что изделие выглядит, как драпированная ткань. Также окрашивают шиншиллу в оранжевый и желтый цвет.

Стало более четким деление меха на "возрастной" и молодежный.

В суровых погодных условиях меховые элементы всегда актуальны, но, к сожалению, из-за наличия небольшого уровня доходов не каждому доступны меховые изделия, поэтому на мировом рынке появились меховые детали: воротники, оторочки, рукавицы, шапки-ушанки и даже обувь, декорированная мехом. Безусловный лидер – классический вариант гладкой, стриженой норки, однотонный – черный, темно-коричневый, белый или серый, расклешенным полупальто, строгим пальто или короткой курточкой с капюшоном.

В России популярны шубы из мутона. Сейчас шубы из овчины драпируют. Эффект достигается с помощью новых технологий обработки, благодаря которым шкурка становится особенно мягкой и легкой.

Отечественные производители создают актуальные декоративные решения для меха. Это выжигание лазером орнамента, окраска меха в яркий, неестественный цвет и нанесение принтов, чаще всего анималистических. Дубленки предпочтительны с кудрявым руном, приталенные или имитирующие куртку-косуху натуральных цветов – песочных, охристых, коричневых, бежевых оттенков. Манжеты очень объемные – иногда меховой отворот доходит до локтя. Пояс в дубленках помогает сохранить изящность силуэта и часто делается меховым либо кожаным со всевозможными декоративными вставками.

Одной из особенностей мехового ассортимента в России является появление в последнее время маленького, расклешенного до бедер, с рукавами три четверти пальто. Используются меха в виде пышного воротника и манжетов. По-прежнему актуальной остается оторочка мехом капюшонов.

Три четверти россиян предпочитают зимой носить меховое пальто или дубленку. Стал хорошо развиваться мужской ассортимент меховых изделий. Хотя три года назад, согласно мировой статистике, дизайнеры шили для мужчин лишь 8% меховых вещей. Революция наметилась уже в позапрошлом году: по данным Американского Совета по вопросам меха (FICA), количество меховых вещей в мужском гардеробе увеличилось на 65%.

Наиболее продаваемым и популярным мехом на российском рынке остается норка. Из дорогих мехов сегодня в моде соболь и куница – помимо своей естественной красоты, они всегда служили показателем высокого статуса владельца. Кроме того, в этом году дизайнеры уделяют много внимания меху рыси и черно-бурой лисицы, используя эти меха в основном для отделки одежды и аксессуаров.

Для России свойственно занимать ведущие позиции на модных показах разнообразных аксессуаров с применением меха. Испокон веков пушной зверь, добытый на Урале или в Сибири, высоко ценился во всех государствах Европы, из него изготавливали высококачественные теплые шапки, накидки, верхнюю одежду. Если раньше наша страна являлась больше поставщиком сырья, то сейчас отечественная коллекция норковых шуб вновь актуальна. Все фасоны шуб из норки или других зверьков сшиты на уровне мировых стандартов, что подтверждают многочисленные призы и сертификаты, полученные на выставках, ярмарках, показах.

Одной из особенностей ассортимента пушно-меховых товаров в России является то, что в России помимо изящных меховых изделий из норки, не менее популярной является, шуба нутриевая. Эта особенность объясняется тем, что мех нутрии отличается значительной плотностью, имеет шелковистую подпушь (около 3 см) и жесткую ость различной длины (в среднем 6 см). Следовательно, изделия из этого меха очень теплые, что так необходимо в суровом климате нашей страны. По своим показателям качества (теплый и легкий мех) изделия из нутрии практически не уступают норке, но при этом они стоят гораздо меньше. Очередным достоинством шубы нутриевой является ее достаточно высокая устойчивость к влаге, которой предостаточно в климате нашей страны.

Мех песца очень популярен в нашей стране. Новые модели курток, шуб и пальто из меха стриженого бобра очень практичны (есть капюшон и кулиски), водоустойчивы (бобер живет в воде), непродуваемы (очень плотная мездра), легки, красивы и очень носки (до 18 сезонов). Поскольку обитает песец в суровых климатических условиях, то его мех является одним из самых теплых.

Особенности формирования ассортимента в нашей стране характеризуются тем, что большим спросом пользуются меховые изделия практичные, износостойкие, доступные по цене и максимально адаптированные к зимней погоде средней полосы России.

Литература

1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 2000.

2. Беседин А.Н. Товароведение и экспертиза меховых товаров [Текст]: учеб. для вузов / А.Н. Беседин, С.А. Каспарьянц, В.Б. Игнатенко.- М.: Академия, 2007.- 208 с.

3. Бурова М. Товароведение непродовольственных товаров: Конспект лекций.- М.: ПРИОР,2001.- 160с.

4. Горячев С.Н. Конкурентоспособность российского меха – стратегическая задача научных исследований в меховой промышленности. – В сб. докладов II международной научно-практической конференции "Российская меховая промышленность XXI века".

5. Грибанова И.В. Товароведение непродовольственных товаров: учеб. пособие / И.В. Грибанова. – 2-е изд. – Минск: Выш. шк., 2007. – 191 с.

6. Закомурная Е., Стажкова Е. Мех: история, мода, практические советы. Издательство "Олма-Пресс", 2002

7. Киселев А.В. Красота и практичность меха. "Индустрия моды", 2007. – №4(24), с. 74

8. Малахова Е.Г. Состояние мехового рынка: перспективы развития. "Российская торговля", 2008. – №5, с. 77

9. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. – Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. – 336 с.

10. Николаева М.А.Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов.- М.: НОРМА, 2002. – 283 с.

11. Симонов А.И., Акхузин Б.А. Меховая промышленность – отрасль больших потенциальных возможностей. – В сб. докладов II международной научно-практической конференции "Российская меховая промышленность XXI века".

12. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник/ под ред. проф. А.Н. Неверова. – М.: МЦФЭР, 2006. – 848 с. – (Серия "Высшая школа").

13. Товароведение и экспертиза пушно-меховых и кожевенно-обувных товаров / Серия "Учебники, учебные пособия. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

14. "Товароведение и экспертиза пушно-меховых товаров: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2001 г.

15. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Товароведение и экспертиза товаров" / Ф.А. Петрище. – М.: Дашков и К°, 2004. – 512 с.

16. Товароведение, экспертиза и стандартизация [Текст]: учеб. / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко, А.П. Снитко.- М.: ИТК "Дашков и К", 2009.- 668 с.

17. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: Учебник УМО / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2006.- 239 с.

18. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров (парфюмерно-косметические товары, пушно-меховые товары, кожевенно-обувные товары, электротовары, металлохозяйственные и ювелирные товары): Учебное пособие для вузов. – М.; МарТ, 2003.