Молодежная политика и активная гражданская позиция

Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие молодежи, молодежной политики

На сегодняшний день понятие молодежи еще остается предметом различных толкований. На протяжении истории человечества, по мере развития общества и науки, понятие молодежи постепенно менялось и уточнялось. В толковом словаре В. Даля (середина XIX в.) понятие "молодежь" определялось как "молодые люди обоего пола", а в Большой советской энциклопедии молодежь трактовалась как "социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств" [16].

В современных трактовках под молодежью принято понимать социально-демографическую группу, включающую выделенных на основе обусловленного возрастными особенностями социального положения людей, их места и функций в социальной структуре общества, интересов и ценностей.

Приведенные определения показывают, что основной и неизменной характеристикой молодежи является возрастной признак. В определении молодежи, представленном в первом российском учебнике по социальной политике этот признак является даже единственным: "Молодежь – это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели". В данном учебном пособии указывается также и возрастной интервал группы, подпадающей под понятие "молодежь" – 16 – 30 лет [2].

Однако в действительности проблема возрастной периодизации молодежи не является столь однозначной и бесспорной. На самом деле границы молодежного возраста очень подвижны. На протяжении развития общества возрастная периодизация молодежи часто менялась по мере изменения культуры, способов и форм социализации человеческого сообщества. Молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Исходя из этого понимания, и вытекают основные критерии выделения хронологических границ молодежи.

Перед наступлением собственно молодежной возрастной стадии обычно выделяются две стадии т.н. ранней молодости: отрочество и юность. До начала – середины ХХ века период отрочества определялся в границах 10-14 лет, период юности – в границах 14-18 лет. Период с 18 и примерно до 21-22 лет определялся как период наступления непосредственно молодежного возраста.

Однако изменения, которые принес с собой ХХ век в жизнь общества, отразились и на определении возрастных границ молодежи. С одной стороны, ХХ век стал веком массового приобщения широкого круга молодежи к получению образования (полного среднего, средне-специального и высшего). Следствием этого стало более позднее вхождение значительной части молодых людей во взрослую трудовую жизнь и, соответственно, повышение верхней границы возрастного интервала молодежной группы [27].

С другой стороны, существенные коррективы в определение возрастных границ молодежи внес феномен акселерации, особенно ярко заявивший о себе во второй половине прошлого столетия. Обозначилась новая молодежная проблема: несовпадение зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы. Обнаруженный диссонанс в темпах развития молодежи привел к пересмотру взгляда специалистов на вопрос о возрастных границах молодежи; к постепенному размыванию и отмене жестких возрастных границ молодежи. Поэтому на сегодняшний день в современном мире возрастные границы молодежи определяются достаточно условно: к ней относят людей в возрасте от 14-16 лет и до 25-30 лет [3].

Кроме возрастного признака (количественная характеристика), к основным характеристикам молодежи как социально-демографической группы относятся и качественные характеристики: особенности социального положения молодых людей, их место и функции в социальной структуре общества, а также характерные особенности их интересов, особенности их самосознания и структуры ценностей.

Эти характеристики также во многом подверглись значительным изменениям. В сравнении с молодежью начала ХХ века, современная молодежь как социальная группа во всем мире характеризуется некоторыми новыми чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Сознание молодых более адаптировано к современным реалиям, чем старшее поколение. Все это в совокупности предоставляет молодежи больше ресурсов и возможностей для успешного социального старта и ускоренного продвижения в сторону повышения своего социального статуса [ 32].

Однако все эти позитивные моменты порой не могут перевесить негативные факторы (объективные и субъективные), которые часто создают препятствия и барьеры для реализации личностных возможностей молодежью в полном объеме. В процессе социализации молодежь испытывает влияние нескольких относительно автономных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, общества сверстников, молодежных и юношеских организаций, неформальных объединений, средств массовой коммуникации и т.д. под влиянием этих факторов и в зависимости от систем воспитания и нравственных установок, характерных для данного общества, у молодых людей вырабатывается специфическое молодежное мировоззрение и стиль жизни – субкультура.

Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев и образа жизни, которые при определенных условиях могут предрасположить молодого человека к отклоняющемуся, асоциальному поведению, крайние проявления которого выражаются во вхождении в криминальные молодежные группировки, приобщении к наркотикам, алкоголю, пустому времяпровождению и т.д. Совокупность этих угроз и опасностей, постоянно сегодня сопровождающих жизнь молодого поколения, дает серьезные основания для отнесения молодежи к группе повышенного социального риска.

Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек только начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга и отдыха – все эти вопросы имеют объективный характер и от их решения во многом зависит положение молодежи в обществе. В целом молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества [29].

Все эти вопросы можно успешно решать только при поддержке общества. Большинство качественных показателей, характеризующих положение молодежи как социально-демографической группы общества, включая ее правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическую активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры и т.п., напрямую связаны с уровнем социально-экономического развития общества. Именно поэтому во всех развитых странах молодежная политика составляет важную часть государственной политики: именно государство должно брать на себя большую часть ответственности по созданию благоприятных условий для развития молодого поколения своих граждан.

За последние годы в связи с коренной реформой социально-экономических и политических основ общества произошли весьма заметные изменения в самосознании российской молодежи. Современное юношество стало принципиально иным, чем прежние поколения. Его отличает большая открытость, но и одновременно, как подчеркивают многие отечественные исследователи, большая заземленность взглядов и интересов. Многие из них не строят и не пытаются строить свою жизнь в соответствии с определенными принципами и только приспосабливаются к определенным обстоятельствам. Значительная часть современной российской молодежи особо не утруждает себя проблемой самоопределения, большинство их желаний и целей связано с личным, главным образом, материальным благополучием, которой должно как бы свалиться на них. Представители этой части молодежи словно плывут по течению, хотят куда-то уехать, главным образом в Америку, Францию и в другие страны [32].

Во многом такая оценка самосознания современной российской молодежи является справедливой. Современная массовая культура, во многом заимствующая западные культурные образцы, оказывает громадное влияние на формирование морально-этическим ценностей и норм современной российской молодежи: "Цивилизационный слом, происходящий в России, искусственно навязывает российской молодежи самое примитивное в индустриальном обществе сознание, которое в самих США преодолено и существует лишь в мифологизированной форме в масс-культуре, чем моложе сегодня житель России, тем больше шансов у него стать носителем сознания полуграмотного и полупьяного "покорителя Дикого Запада" с "вечным пальцем на спусковом крючке".

Эффективно противодействовать этим тенденциям возможно только в рамках продуманной и действенной социальной политики. Одним из наиболее эффективных способов на сегодня является создание возможностей для самореализации молодого поколения в процессе самодеятельности, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при активной поддержке государства и социальных институтов. Так, одним из направлений современной российской молодежной политики является поощрение развития всяческих форм самоорганизации молодежи. Многие политические партии и движения, например, партия "Единая Россия", имеют свои молодежные отделения. В последние годы молодежь и сама все чаще начинает создавать свои организации, самодеятельные объединения и т.д.

Круг основных проблем молодежи традиционно связан с ее спецификой как особой социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. В практическом смысле эти проблемы образуют целый комплекс проблем т.н. "жизненного старта", включающий вопросы получения образования, начала трудовой жизни, формирования семьи, интернализации сформированных в детском возрасте норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, закладывания основ для последующего успешного профессионального роста и продвижения и т.д.

За последние десятилетия из-за общего кризисного социально-экономического состояния российского общества все эти традиционные молодежные проблемы значительно усугубились и обострились.

Прежде всего, сегодня в стране идет интенсивный процесс депопуляции молодежи. По данным Государственного доклада о положении молодежи и государственной молодежной политики, число граждан к концу тысячелетия в возрасте от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн. человек, или 22% от численности населения страны [30].

Одной из основных социально-экономических проблем молодежи по-прежнему остается безработица. В возрастной категории до 18 лет и 18-24 года она является в несколько раз выше, чем в других возрастных категориях, а в структуре зарегистрированных безработных около трети составляют молодые люди.

Среди работающей молодежи значительная часть сегодня начинает свою трудовую жизнь в стесненных обстоятельствах (с низкой зарплатой и т.д.). Это изначально накладывает ограничения на возможности выбора профессии. В целом среди молодежи изменилась мотивация профессионального выбора: на смену выбора будущей профессии исходя из склонностей и интересов личности, пришел принцип профессионального выбора исходя из размера оплаты будущего труда. Сегодня значительное число выпускников не работает по полученной специальности: данные ученых показывают, что деятельность 45% молодежи не соответствует их профессиональной подготовке. Многие молодые люди ушли и продолжают уходить из своей профессиональной сферы в сферу "свободных" трудовых отношений: так, например, на сегодня среди 2,5 млн. "челноков" и полумиллиона охранников молодежь составляет более 90% [27].

Другая актуальная проблема молодежи связана с потребностью в жилье. Молодые люди, вступая в брак, по большей части сегодня не имеют возможности купить жилье, а возможностей для получения бесплатного жилья сегодня больше не существует. В результате многие молодые семьи сегодня вынуждены снимать комнаты и квартиры, тратя на это большую часть своего заработка. Часто это оказывается причиной отказа молодых семей от рождения детей. По результатам многих исследований, потребность в жилье, необходимость его улучшения входит в тройку наиболее актуальных проблем молодых семей.

Социальный статус молодежи непосредственно связан с их деятельностью: учебой или работой. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде сегодня относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами, и коммерциализация, зачастую сопровождающаяся криминализацией их трудовой деятельности.

Криминализация и коммерциализация затронула не только трудовую сферу молодежи, но и сферу их досуга, во многом сегодня определяя образ и стиль жизни молодых людей. Эксперты с тревогой отмечают все больший рост криминализации среди молодежи. С одной стороны, молодежь все чаще становится субъектом противоправных деяний. Происходит постепенное омоложение преступности. Так, например, в 1996 г. возраст 62,4 тыс. преступников составлял 14-15 лет, 129,6 тыс. – 16-17 лет, 367,5 тыс. – 18-24 года, 244,3 тыс. – 25-29 лет. Особо тревожит усиление группового характера молодежной преступности: за последние годы в России заметно увеличилось число подростков, совершающих групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в ряде регионов достигают и 70% [16]..

С другой стороны, молодежь сама все чаще становится объектом нападения противоправных действий. Социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. В этой связи приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей.

Проблему безопасности молодежи сегодня особенно усугубляет угроза распространения наркомании. Сегодня большую часть потребителей различных психоактивных веществ составляют подростки и молодежь в возрасте от 13 до 24 лет. В общей сложности за последние пять лет по России в 14 раз увеличилось число детей и подростков, попавших в учреждения здравоохранения из-за употребления наркотических и токсических веществ. В Республике Татарстан, по данным Уполномоченного по правам человека в РТ Р.Г. Вагизова, среди потребителей наркотиков доля лиц, не достигших 30-летнего возраста, составляет 76% [33]..

Массовое распространение наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде во многом объясняется стремлением современных подростков уйти от реальных проблем в иллюзорный мир. Наркомания является одним из таких способов. Другим не менее опасным способом, распространенным среди молодежи, является попытки суицидов (самоубийств). В России на протяжении уже многих лет эти показатели остаются стабильно высокими. Так, по данным статистики, в 1999 г. по России в целом добровольно лишили себя жизни 52,9 тыс. человек. При этом нужно учесть, что на каждую подобную акцию приходится 7 – 10 неудачных суицидных попыток, которые, как правило, не фиксируются [30].

Эти и другие негативные тенденции сегодня становятся мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу как для самой молодежи, так и для нормального функционирования всего общественного организма. По мнению специалистов, причины роста наркомании, токсикомании, алкоголизма, усиление криминализации молодежной среды и т.п. в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых бы стоило упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные наборы норм и стандарты поведения.

Все негативные последствия такой неблагоприятной ситуации возможно эффективно снижать только в рамках осуществления адекватной молодежной политики, проводимой на уровне государства и общества. В России сегодня осуществляется государственная молодежная политика, основными целями которой являются:

- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;

- создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется на путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики в РФ строится на следующих принципах:

- принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

- принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

- принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

- принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Разработка практических мер по осуществлению государственной молодежной политике была осуществлена в дном из основных документов по развитию государственной молодежной политики – федеральной программе "Молодежь России", одобренной Указом Президента России от 15 сентября 1994 г №1922. Позднее эта программа приобрела статус президентской [29]..

Данная программа содержит 15 подпрограмм, в том числе подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, подпрограмму создания системы информационного обеспечения молодежи и т.д. Согласно этим подпрограммам, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов формируется комплекс социальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и информационной поддержки, служб помощи молодой семье, молодежных досуговых центров и т.д.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. При этом на уровне регионов направления государственной молодежной политики могут расширяться и дополняться. В силу этого в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, дополнительно регулирующие отдельные вопросы молодежной политики. Так, например, в Республике Татарстан в 1993 г. был принят специальный Закон "О молодежи". Кроме того, в 1999 г. в нашей республике был принят Закон "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий", согласно которому молодым нуждающимся семьям, т.е. семьям в первые три года после заключения брака (а в случае наличия в семье ребенка – вне зависимости от продолжительности брака), в которых один или оба супруга не достигли возраста 30 лет, государство оказывает содействие в улучшении жилищных условий, включая приобретение, строительство или реконструкцию жилья на льготных условиях [33]..

Учитывая весь этот комплекс мер, которые сегодня государство осуществляет в рамках государственной социальной политики, можно сделать вывод об удовлетворительном в целом, внимательном отношении государства и общества к проблемам и потребностям молодежи. В то же время реализуемой государством молодежной политике порой не хватает принятия конкретных мер и решений, направленных на решение проблем отдельных групп молодежи. Возможно, для этого необходимо создание специально координирующего молодежную политику государственного органа (или восстановление ликвидированного в 2000 г. Государственного комитета РФ по делам молодежи).

Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она – оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе – она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи [30]..

Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики – создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе.

Теперь мы можем определить значение термина "молодежная политика". Для начала обозначим, что входит в понятие молодежная политика.

Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во-вторых, под "молодежной политикой" подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин "молодежная политика" охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи [33]..

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).

Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

Можно утверждать, что государственная молодежная политика – это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Основы формирования молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах:

- ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

- приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;

- единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;

- обеспечения предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, в области охраны здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации [6]..

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

- возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;

- создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- воспитания и образования молодежи;

- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

- использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

- создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода в рамках образованной Правительственной комиссией по делам молодежи. Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом:

- целей и конкретных задач государственной политики, признании молодежи в качестве стратегического ресурса устойчивого социально-экономического развития, укрепления демократического правового государства и гражданского общества, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности Российской Федерации;

- реальных возможностей государства, результатов, достигнутых в осуществлении социально-экономической политики, в том числе в области государственной молодежной политики;

- актуальности и специфики социальных проблем молодежи, в том числе различных возрастных, профессиональных и иных групп молодых граждан.

С учетом названных положений приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:

- воспитание патриота – гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;

- воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

- воспитание гражданина – труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;

- воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений [7].

Понятие активной гражданской позиции

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности – это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития [31].

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности – патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней.

Основным вектором в формировании и развитии гражданской позиции является развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социального явления, ситуаций, процессов, тенденций развития, формирования гражданского сознания, а в результате – самоопределение и самореализация самой личности.

Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей [32].

Потребность как движущая сила развития личности побуждает к творческой активности в том случае, если она опосредована общественными отношениями. Жизненная позиция реализуется в деятельности и требует от личности активности. Активность есть отражение определенных интегральных черт личности: убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, нравственных и волевых качеств.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Говоря об активной гражданской позиции подростков, мы опираемся на то, что это жизненная установка, которая в подростковом периоде только начинает свое развитие, поэтому для обозначения этого процесса используем термин "становление" активной гражданской позиции подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

Первый этап – осознание своего "Я".

Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.

Третий этап – готовность к проявлению "Я".

Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем [16]..

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Понятие детских и молодежных общественных объединений

Современные детские и молодёжные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Общественные объединения – наиболее динамичные институты гражданского общества, его неотъемлемая часть, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений. Среди них общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, местные. По данным социологов, более половины молодых людей поддерживают их существование, при этом войти в их состав хотели бы вдвое меньше. Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи. [27]

Российские реформы и преобразования вызвали к жизни много различных общественных движений. И хотя количественный их рост отнюдь не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства. Объединяясь по мотивам удовлетворения общности интересов, детские и молодежные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики – ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества. Помимо обсуждения способов решения той или иной проблемы, молодежные организации предоставляют некие преимущества для развития конкретного человека как личности в контексте определенной общественной культуры. Несмотря на тенденцию роста численности организаций и их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат скептические реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу. Но это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения вести дело, руководить и подчиняться руководству, в конечном счете – становления правового государства и гражданского общества.

В последние два года все большая часть молодежи высказывается в пользу политических молодежных организаций (7-17%). Исследования свидетельствуют, что идеи социализма не утратили своей актуальности не только в сознании старших поколений, но в известной мере и молодежи. Действуют Компартия РФ, ее молодежная фракция, РКСМ, объединяющий, по оценке руководства, более 25 тысяч человек в 70 региональных организациях. В декабре 1998 года в Москве состоялся XXV съезд ВЛКСМ, на который собрались делегаты из стран бывшего СССР, представляющие 38 тысяч человек этой организации. Реальность пока такова, что ни РКСМ, ни ВЛКСМ не завоевали широкого признания у молодежи (12-14% высказались в октябре 1998 года за участие в организации типа комсомола), привлекательнее для юношества организации и объединения, наиболее приближенные к жизненным потребностям молодежи (юридические, правовые – 39%, экономические, финансовые фонды, поддерживающие молодежь – 45%, досуговые – 34%).[30]

Молодежные организации, существующие в современной России. можно классифицировать по различным основаниям. Для дальнейшей нашей цели – изучения взаимодействия государства с молодежными организациями в плане правового регулирования, государственной молодежной политики, а также надзора и контроля, целесообразно рассмотреть молодежные организации России в зависимости от их отношения к политике, спектра деятельности, регионального охвата и уровня взаимодействия с государством.

По отношению к политике и политическим структурам эти организации можно разделить на 4 группы [24]:

1). Аполитичные – их деятельность политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам).

2). Идеологические – руководители и лидеры которых умалчивают о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или отвергают саму возможность участия в политическом процессе. Однако при этом в программных документах фиксируются совершенно определенные идеологические положения, например, они создаются "в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления", чтобы обеспечить "развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала молодых людей как ответственных граждан своей страны". К таким организациям, например, можно отнести гражданско-патриотические, поисковые объединения.

3). Политические – молодежные организации, создаваемые при тех или иных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках. Политические партии, кровно заинтересованные в собственном воспроизводстве, стремятся рекрутировать будущих членов своих организаций из детской и молодежной среды и создавать для них определенные организации при партиях в качестве функциональной ниши. В качестве примера можно привести молодежный союз "Отечество", общероссийскую организацию "Молодежное единство" и другие молодежные крылья политических партий.

4). Политико-просветительские – общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты. Характерными особенностями деятельности подобных формирования являются: во-первых. отсутствие ориентации на доктрину определенной политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др. Многие из подобных общественных формирований в 1990-1991 гг. объединились в Ассоциацию "Школа демократической культуры".

По спектру деятельности можно выделить[27]:

1). Организации, выделяющие в своей деятельности приоритетные направления – творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно-досуговые, исторические, профессиональные (Молодежный союз юристов), социальной направленности. Подробнее мы остановимся на них, говоря о реализации государственной молодежной политике совместно с общественными организациями.

2). Организации, организующие деятельность в рамках свободного времени молодежи, не выделяя приоритетных направлений – штабы и союзы учащейся молодежи, студенческие организации.

3). Организации, реализующие широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные. Наиболее крупными молодежными общественными объединениями в России на 2002 год являются:

- общероссийская Ассоциация общественных объединений "Национальный совет молодежных и детских объединений России";

- общероссийская общественная организация "Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России "Интеграция";

- общероссийская общественная организация "Российский союз молодежи",

- общероссийская общественная организация "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ);

- общероссийская общественная организация "Союз МЖК России";

- общероссийская общественная организация "Молодежный союз юристов Российской Федерации",

- общероссийская общественная организация "Национальная молодежная лига",

- общероссийская общественная организация "Молодежное единство". [28]

К примеру, одной из крупнейших молодежных общероссийских организаций сегодня является Российский Союз Молодежи. Сегодня РСМ – крупнейшая молодежная общероссийская организация России. Территориальные организации РСМ работают в 76 субъектах Российской Федерации, в программах РСМ участвуют около 5 миллионов молодых людей. За эти годы полностью сформировалась новая модель организации и определилась система ценностей РСМ, которая строится на концепции воспитания жизнеспособного поколения, что предполагает его конкурентоспособность во всех сферах жизни и определяется следующим качествами: образованность, патриотизм, активная гражданская позиция, владение культурой общения, информационная культура, нравственность. Кроме того, в последнее время происходит осмысление исторического опыта комсомола как уникальной молодежной организации с богатым арсеналом форм работы с молодежью (конкурсы молодых талантов, фестивали и смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Белая ладья", научно-техническое творчество молодежи, МЖК, ССО, шефская работа в армии и на флоте, военно-спортивные игры, поисковые отряды по местам боевой и трудовой славы, оборонно-спортивные лагеря, соревнования по прикладным военно-техническим видам спорта) [22].

По региональному охвату организации подразделяются на:

1). Региональные – городские, районные, областные, краевые и др. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне, как основа их государственной поддержки.

2). Межрегиональные. В последние годы в ряде субъектов РФ произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений: межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников молодежной сферы" (Тульская область), межрегиональная Ассоциация клубов международной дружбы учащейся молодежи "Дом мира" (Владимирская область), межрегиональная ассоциация служб трудоустройства молодежи (Пензенская область). Часто такие организации создаются на базе объединения нескольких молодежных организаций. Например, в конце октября 2001 года была проведена учредительная конференция Московской областной общественной организации "Молодежь Подмосковья ХХ1", учредителями которой выступили Молодежная общественная организация "Подольский студенческий союз", Межрегиональная общественная организация развития культуры, образования и спорта "Содружество" Красногорского района, Московская областная молодежная общественная организация "Молодежная перспектива – Подмосковье ХХ1 век" Балашихинского района, Центр молодежных и детских программ "Отечество", Мытищинский районный союз молодежи, молодежные организации и движения г.Электросталь, Раменское, Егорьевск, Ивантеевка, Одинцовского, Дмитровского, Люберецкого, Солнечногорского, Пушкинского, Коломенского, Сергиево-Посадского района.

3). Международные. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют отделения таких международных молодежных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодежи "Синдесмос" и другие.

По уровню взаимодействия с государством можно выделить:

1). Включенные в Реестры организаций, пользующихся поддержкой государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций. По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр включал в себя 48 организаций, из них 32 молодежных. За четыре года проведения конкурса на соискание государственных грантов среди молодежных и детских общественных объединений было рассмотрено 350 проектов и программ, рекомендовано на предоставление государственной поддержки 120 проектов и программ на сумму около 4 млрд. руб. В 2002 году в Федеральном реестре 57 общественных организаций, из них 42 молодежных и 15 детских.[27] Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне как основа их государственной поддержки. Так, в Санкт-Петербурге составлен реестр молодежных и общественных объединений, в котором указаны 462 организации, в Вологодской области 16 организаций.

2). Не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции. Например, по данным Министерства юстиции РФ, на начало 2002 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений.

3). Не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей. К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций (73% против 27% зарегистрированных), так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется. На первоначальном этапе некоторые организации не могут даже уплатить регистрационный взнос в сумме 2000 рублей. Это крайне плохо, так как сужает круг общественных объединений, на которые распространяется действие федерального и регионального законодательства, направленного на поддержку молодежных общественных объединений, не позволяет отследить степень эффективности, реальности деятельности общественных объединений. Ведь в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О поддержке молодежных и детских общественных объединений", государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном законом порядке и обратившимся за такой поддержкой к федеральным органам исполнительной власти молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. Таким образом, получается, что незарегистрированные в органах юстиции организации не признаются государством ни в качестве субъекта взаимоотношений, ни в качестве объекта поддержки. А ведь задачу государственной поддержки без того делает непростой разнообразие организаций по направлениям деятельности, недостаток опыта публичной деятельности их руководства и членов, крайне небольшая численность и ограниченные ресурсы большинства из них.

В настоящее время идет дискуссия о том, должны ли молодежные организации быть крупными и массовыми, или же им следует быть небольшими, но свободными от давления государства или каких-либо политических сил, чтобы не допустить возврата к всеобщности и всеохватности одного-единственного молодежного движения. Так, В.И. Скоробогатова, первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи, считает, что: "надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации. Это неизбежно ведет к слиянию государственных и общественных структур и заранее программирует деградацию гражданского общества."[28] А в материалах Министерства образования РФ говорится, что "прежний советский опыт и практика зарубежных государств говорят о целесообразности иметь сильные, высокоавторитетные молодежные организации, которые имели бы свои программы и проекты по решению молодежных проблем, являлись бы проводниками государственной молодежной политики".[29]. По моему мнению, ближе всего к решению этой проблемы подходят молодежные организации, создающие между собой союзы и объединения, которые позволяют каждой организации действовать независимо, но взаимоотношения с государством строить от лица этого объединения, чтобы, с одной стороны, участвовать в этих отношениях на равных, а с другой стороны – не рассеивать внимание и силы органов государственной власти среди множества разнообразных мелких организаций, минимизируя количество объектов взаимодействия. Так, в 2001 году в России создана Общероссийская ассоциация общественных объединений "Союза молодежных организаций Российской Федерации ("СОЮЗМОЛ"), целями которой являются: объединение на региональном и федеральном уровнях различных общественных политических, государственных, профессиональных и других молодежных организаций, отстаивание приоритетов в решении молодежных проблем в государственной политике, привлечение молодежи к участию в выработке и принятии управленческих решений от муниципального до государственного уровня, активное участие в создании и совершенствовании законодательной базы, ориентированной на системное обеспечение правовых норм защиты и поддержки молодых россиян.[30] Также создан Национальный совет молодежных и детских общественных объединений.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что существующая агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции не является совершенной, необходимо вносить изменения. Во 2 главе будет проведен анализ, который нам поможет выявить те недостатки, на которые особенно стоит обратить внимание.

Зарубежный опыт реализации молодежной политики

В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей Республиканской молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.

Формирование европейской молодежной политики:

- расширение социального участия молодежи, содействие социальной интеграции молодежи и, тем самым, становлению ее полноценного гражданства в условиях общества риска;

- расширение так называемого неформального образования, работающего в режиме тренингов, программ повышения квалификации. Под неформальным образованием понимается образование, получаемое молодыми людьми вне школы. В изменяющемся мире этот институт социализации приобретает все большее значение в силу своей мобильности и способности к быстрой переориентации с учетом актуальных потребностей. Это позволяет дать молодым людям знания, способствующие их лучшей ориентации и адаптации к условиям современности. Его целью является усиление социальной интеграции молодых людей в общество, формирование устойчивых социально значимых идентичностей в условиях риска;

- осуществление социологического анализа положения молодежи и основных направлений политики в странах-членах Евросоюза на основе принятой в 1997 г. "Программы оценок национальной молодежной политики".

Создание и поддержка механизмов мобильности молодежи, в частности, путем введения повсеместной системы скидок в сфере культуры, страхования, на транспорте.

Взаимодействие в области информации и консультирования молодежи посредством деятельности некоммерческих консалтинговых структур.

С учетом социально-экономических и политических изменений внутри Европейского сообщества определены основные направления деятельности Совета Европы в области молодежной политики. Среди них:

1. Содействие социальной интеграции молодежи посредством обеспечения благоприятных условий для самореализации и преодоления вызовов времени различными категориями молодых людей.

Применительно к Российской Федерации: предотвращение дискриминации, маргинализации и отчуждения молодежи в сфере труда и образования, предоставление социальных гарантий социально уязвимой молодежи, снижение риска социального отчуждения молодых россиян, поддержка новых форм социальной интеграции молодежи в обществе риска.

2. Привлечение молодежи к активным формам участия в формировании единого европейского демократического пространства.

Применительно к Российской Федерации: преодоление апатии и пессимизма молодежи через реабилитацию в ее сознании демократических ценностей, с одной стороны, и противодействие нарастающему экстремизму как форме молодежного нонконформизма – с другой.

3. Содействие становлению полноценного гражданства молодежи через общественную активность молодежи.

Применительно к Российской Федерации: содействие общественно значимым формам социального новаторства молодежи, в том числе развитие гражданских инициатив молодежи, инвестиции в творческие союзы молодежи, восстановление доверия общественным структурам и организациям, сближение целей деятельности молодежных объединений с подлинными интересами молодежи, содействие включению молодежи в процессы самоуправления на местах, приобщение молодежи к культурно-историческим традициям, преодоление ценностно-нормативного кризиса (аномии) в сознании молодых людей с целью укрепления ее гражданских идентичностей и формирования гражданского общества в России.

Рассмотрим молодежную политику Германии. Молодежная политика Германии – это многообразное и разносторонне явление. Совершенно иной подход ко всем сферам развития молодежи, к семье, его можно назвать подростково-центристским. То есть, всем миром решается конкретная проблема конкретной группы в конкретных обстоятельствах.

Если появляются проблемы, то появляется некто, имеющий соответствующее высшее образование, социального работника или психолога в самой Германии. Создает так называемый "Ferrein" – общественно полезную организацию, которая предлагает государству свой проект решения определенной проблемы, выигрывает конкурс и получает от государства деньги для работы. Чиновники, перечисляя деньги, опираясь на общественные организации, действуют на уровне здравого смысла, соотнося ситуацию с возможными последствиями.

В Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства [33].

В молодежной работе государство уступает место союзам, обществам, религиозным объединениям, фондам и другим независимым организациям, благодаря чему создается широкий спектр предлагаемых услуг, что отражает многообразие направлений общественного развития и открывает широкие возможности перед молодежью и родителями. Признак федеративного устройства – широкий перенос задач на уровень, близкий населению: на города, районы и общины. Это проявляется и в сфере помощи молодежи: основную часть финансовых расходов несут земли и общины.

Работа построена так, что с одним и тем же подростком, оказавшимся в кризисной ситуации, работают несколько организаций. Как только он попадает в поле зрения одно социального работника, допустим школьного – и с ним работают специалисты в учреждении; выходя на улицу, подросток оказывается объектом внимания сотрудника уличной службы, который предлагает ему занятия в разных кружках, секциях.

В зависимости от ситуации с подростком работают разные специалисты. Были суицидные попытки – направляется в кризисный центр для работы с психологом. Требуется профессиональное образование – ему предлагают несколько программ на выбор с роком обучения от 3 месяцев до 5 лет. Не может жить в семье – ему снимают жилье, в 14 лет там подросток уже имеет право уйти из дома, и ему будут оплачивать квартиру. Чиновники только координируют работу социальных служб по поводу каждого конкретного ребенка, собирают совещания, на которых оценивают результаты и обсуждают, что еще необходимо предпринять. Могут даже нанять конкретного педагога для одного подростка. Сейчас они широко применяют принцип педагогики выживания и "приживания". То есть отправляют подростка и взрослого человека в другой город или даже в другую страну, где он должен суметь адаптироваться и справится со своими переживаниями и страхами.

Главное, что не государство занимается, например, помощью бывшим "девушкам легкого поведения", больным СПИДом или тем же трудным подросткам, оно доверяет эти функции населению, то есть общественным организациям. Ни в одном государстве не найдется столько чиновников и государственных учреждений, способных решить множество молодежных проблем – это не реально [31].

Значит надо искать выход их этой ситуации и доверять гражданам своей страны. Что и делается в Германии, где все основано на доверии и общественным организациям и людям, которые в них работают.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:

Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.

Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных "свободных носителей" молодежных услуг.

Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных (районных) органов власти, как более, приближенных, к конкретным потребителям, и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.

В третьей главе мы внесем свои предложения по совершенствованию методов агитации молодежи к проявлению активной гражданской позиции.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993 г., № 237. Ст.132.

2. Федеральный Закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.07.1995 г., № 27. Ст. 2503.

3. Федеральный Закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.05.1999 г., № 18. Ст. 2206.

4. Федеральный закон от 14.04.1995 г. "Об общественных объединениях" //принят Государственной Думой (с изменениями на 17 мая 1997 года)

5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ, 24.06.1993 г., № 25. Ст. 903.

6. Закон Иркутской области от 08.02.2000 г. № 12-ОЗ "О государственной молодежной политике в Иркутской области" // Восточно-Сибирская правда 02.03.2000

7. Закон Иркутской области "о Государственной молодежной политике в Иркутской" (в ред. Законов Иркутской области от 30.10.2001 N 8/54-оз, от 18.11.2003 N 57-оз)

8. Закон Иркутской области "об областной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской" (в ред. Законов Иркутской области от 07.10.2002 N 40-оз, от 02.04.2003 N 17-оз, от 29.11.2004 N 55-оз) Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 27 июня 2001 года N 9/7-ЗС

9. Закон "о благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Закон Иркутской области от 15.05.1998 N 15-оз (ред. от 16.12.2005) "О муниципальной службе Иркутской области" (Принят Постановлением ЗС от 22.04.1998 N 20/5-ЗС)

10. Закон Иркутской области "о государственной социальной программе Иркутской области " от 11.07.2001 г.

11. Распоряжение главы Администрации Иркутской области от 17.06.2004 N 210-рг " о поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов"

12. Постановление губернатора Иркутской области от 29.12.2001 г. № 181/636-п "О концепции региональной государственной молодежной политики в Иркутской области"

13. Постановление "Об областном конкурсе детских и подростковых клубов по месту жительства на соискание грантов от администрации Иркутской области". Принят постановлением Законодательного собрания Иркутской области 19 января 2000 года N 37/6-ЗС4)

14. Постановление от 29 декабря 2001 г. постановление от 29 N 181/636-п "о концепции региональной государственной молодежной политики в Иркутской области".

15. Постановление от 11 мая 2004 г. N 293-п "О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской" (в ред. постановления губернатора области от 28.01.2005 N 26-п, от 21.04.2005 N 172-п

16. Постановление от 27 июня 2005 г. N 275-п Об общественном совете по вопросам молодежной политики при губернаторе Иркутской области.

17. Постановление от 25 марта 2004 г. N 173-п "Об утверждении положения о конкурсе авторских вариативных программ в сфере реализации государственной молодежной политики на соискание грантов администрации Иркутской области".

18. Обращение Совета Федерации ФС Российской Федерации № 33-СФ "К Правительству Российской Федерации по вопросу об основных направлениях государственной молодежной политики и о мерах по ее реализации" от 08.02.2006 г.

19. Положение от 27 июня 2005 г. N 118-п "Об агентстве по реализации программ общественного развития и молодежных проектов".

20. Постановление от 20 июня 2007 г. N 33/7 – ЗС " О Положении о молодежном парламенте Иркутской области"

21. Изменения и дополнения в закон Иркутской области "об областной государственной поддержке молодежных и детских организаций в Иркутской области"

22. Доктрина по государственной молодежной политике. – М.: 2002. – С. 47

23. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Труд молодежи в общественном производстве // Социально-трудовые проблемы и пути решения. Ч 1. – М.: АТиСО, 1998. – С. 39.

24. Елькин В.А., Елькина Н.В. Государственное управление и экономическая политика. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – 304 с.

25. Социально-экономическое положение г. Иркутска, январь-декабрь 2005 г. / Федеральная служба государственной статистики. Иркутскстат. Иркутский отдел государственной статистики. – 2009. – 32 с.

26. Статистический бюллетень "Иркутская область в цифрах и графиках", январь-декабрь 2009 г. / Росстат. Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики по Иркутской области. – 2006. – 12 с.