Административное задержание граждан

Административное задержание граждан.

Статьи по теме
Искать по теме

Основание и виды задержания лица подозреваемого в совершении преступления

Задержание в российском уголовном процессе – это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительного получения санкции прокурора или судебного решения. Цели задержания – пресечь преступную деятельность, предупредить сокрытие подозреваемого от следствия и суда, воспрепятствовать фальсификации подозреваемым доказательств и другим его попыткам помешать достоверному установлению обстоятельств уголовного дела.

Цель задержания:

1. Пресечение преступной деятельности.

2. Предотвращение уклонения от следствия и суда.

3. Способ получения доказательств (например, задержание с поличным).

4. Устранение возможности уничтожения вещественных доказательств, следов преступления, воздействия на поведение других субъектов уголовного процесса (соучастников, потерпевшего, свидетелей и их родственников), оказания влияния на работу сотрудников правоохранительных органов и суда.

5. Создание условий проведения следственных действий, где требуется присутствие или участие подозреваемого.

Предельный срок задержания – 48 часов (ч.2 ст.22 Конституции РФ ), однако он может быть продлен судьей по ходатайству дознавателя, следователя или прокурора не более чем на 72 часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания (п.3 ч.6 ст.108). Срок задержания начинает течь с момента фактического лишения свободы ("захвата" на месте совершения преступления). В этот срок включается время задержания подозреваемого в административном порядке.

Задержание возможно в двух формах: 1) без постановления органа дознания, следователя, прокурора до возбуждения уголовного дела, 2) на основании постановления органа дознания, следователя, прокурора после возбуждения уголовного дела. Первая форма задержания ("захват на месте") уголовно-процессуальным законом не регламентирована – она предусмотрена Уставом патрульно-постовой службы милиции.

В числе лиц, обладающих правом задержания подозреваемых, не указан дознаватель, из чего следует, что постановление дознавателя о задержании подозреваемого и протокол задержания должны быть утверждены начальником органа дознания.

Задержание допускается, если лицо подозревается в совершении преступления, наказуемого не только лишением свободы на определенный срок, но и арестом, пожизненным лишением свободы, а также смертной казнью (ст.54, 56, 57, 59 УК РФ).

Перечень оснований задержания, содержащийся в ст.91 УПК, является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит.

Виды задержания

1. В порядке ст. 91 УПК РФ.

2. В порядке административного принуждения за административные правонарушения.

3. В иных случаях (например, задержание психически больного).

По отношению к наличию подготовки

1. С предварительной подготовкой.

2. Без предварительной подготовки.

По количеству задерживаемых

1. Одиночное.

2. Групповое.

По времени задержания

1. Одновременное задержание всех соучастников.

2. Неодновременное задержание соучастников.

По месту задержания

1. В помещении.

2. Вне помещения.

3. В транспортном средстве.

4. В жилом помещении.

5. По месту работы подозреваемого.

6. В учреждении, организации, предприятии, не являющимся местом работы подозреваемого.

7. На вокзале, в аэропорту, в морском (речном) порту.

8. В лесу, в горах, на открытой пустынной местности.

По выбору момента задержания

1. По "горячим следам".

2. В пути следования к месту совершения преступления.

3. С поличным.

4. Без этого.

В иных случаях

С захваченными преступником заложниками.

В п.1 ч.1 ст.91 УПК имеются в виду и такие случаи, когда лицо застигнуто при приготовлении к преступлению, а также при покушении на него. Задержание непосредственно после совершения преступления применяется при преследовании подозреваемого "по горячим следам".

Очевидцы могут указать на лицо, совершившее преступление (п.2 ч.1 ст.91 УПК ), как на месте его совершения, так и при проведении процессуальных действий, например опознания.

Пункт 3 ч.1 ст.91 УПК применяется, как правило, в случаях, когда в ходе процессуальных действий (обыска, личного обыска, выемки и др.) на одежде, теле, в жилище лица будут обнаружены явные следы преступления.

В ч.2 ст.91 УПК (иные основание задержания) имеются в виду ситуации, когда, например, потерпевший опознал преступника на улице, служебная собака привела к дому подозреваемого, подозрение возникло в связи с применением методов ОРД и т.д.

УПК РФ не упоминает о задержании подозреваемых частными лицами с последующей передачей их государственным органам. Однако в соответствии со ст.38 УК такое задержание допустимо; оно рассматривается как основание, исключающее преступность деяния в случаях, когда задерживаемому причинен вред. Тем более допустимо задержание, не причинившее какого-либо вреда подозреваемому, за исключением того, что он насильственно лишается свободы.

Недопустимо использовать задержание как средство принуждения подозреваемого к признанию им вины (приказ Генерального прокурора РФ "Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений" от 21 февраля 1995 года).

Лица, обладающие диплматическим и иным иммунитетом, задержанию не подлежат (ст.3 и 449 УПК ).

Срок 3 часа, отведенный для составления протокола, начинает течь с момента, когда подозреваемый фактически доставлен в орган дознания, к следователю или прокурору.

Если задержание произведено по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, то протокол должен быть составлен лицом, вынесшим это постановление.

При доставлении подозреваемого в орган дознания протокол задержания должен быть составлен дежурным помощником начальника этого органа или другим должностным лицом, обладающим полномочиями дознавателя, с последующим утверждением его начальником органа дознания.

При наличии признаков преступления одновременно с составлением протокола задержания должно быть возбуждено уголовное дело.

Личный обыск задержанного проводится непосредственно перед составлением протокола задержания без вынесения постановления о производстве обыска и его санкционирования (ч.2 ст.184 УПК ). Личный обыск в момент фактического задержания лица регламентирован нормами административно процессуального права. Если он проводился, то на это должно быть указано в протоколе задержания с обозначением того, кто проводил обыск, и изъятых при этом предметов и документов.

Протокол задержания – комплексный правоприменительный акт, содержащий сведения об обстоятельствах задержания, результатах личного обыска и содержании объяснений задержанного.

Уведомить прокурора о задержании подозреваемого вправе не только начальник органа дознания, но и дознаватель. До истечения 48 часов с момента фактического задержания подозреваемого орган дознания, следователь с согласия прокурора вправе обратиться с мотивированным ходатайством к судье районного (городского) суда о продлении срока задержания максимум на 72 часа. В ходатайстве должны быть указаны причины продления срока задержания, к нему должны быть приложены процессуальные документы, подтверждающие необходимость задержания. В заседании суда могут участвовать и давать объяснения лица, возбудившие ходатайство, и прокурор. Заседания проводятся закрыто. В ч.4 ст.108 УПК указано, что подозреваемый и защитник вправе участвовать в этом заседании и возражать против продления срока задержания. Такое же право предоставлено подозреваемому и его защитнику Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст.5).

Защитник может быть допущен к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица, включая личный обыск и составление протокола задержания (п.3 ч.3 ст.49 УПК). Под фактическим задержанием в данном случае следует понимать "захват на месте" (но в этот момент пригласить защитника, как правило, невозможно). Возможность участия защитника в деле обычно возникает после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору. В этом смысле необходимо толковать ч.2 ст.48 Конституции РФ, установившую, что каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года по жалобе В.И.Маслова указано: "Право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если уполномоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, – удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность". В.И.Маслов был принудительно доставлен в орган дознания, где находился 16 часов – допрашивался в качестве свидетеля, предъявлялся для опознания; с ним проводились очные ставки, но его требования о вызове защитника отвергались на том основании, что он – свидетель, а не подозреваемый. Рассмотрев жалобу В.И.Маслова, КС признал ч.3 ст.48 УПК РСФСР неконституционной, поскольку она предусматривала допуск защитника к участию в деле лишь с момента провозглашения протокола задержания подозреваемого. Постановление КС по делу В.И.Маслова сохраняет силу и в настоящее время.

Время, в течение которого задержанный доставлялся в орган дознания (в отдаленных местностях весьма продолжительное), охватывается понятием "фактическое задержание", присутствующим в ст.49 и п.11 ст.5 УПК, но в этот период невозможно обеспечить участие защитника в деле. Однако указанное время входит в срок задержания подозреваемого и последующего его ареста.

Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического лишения его свободы передвижения (п.14 ст.5, п.2 ч.2 ст.46 УПК).

Защитник должен быть допущен для участия в допросе задержанного без получения предварительных разрешений следователя (дознавателя), в производстве которых находится уголовное дело (постановление Конституционного Суда РФ о проверке положений, содержащихся в статьях 47 и 51 УПК от 25 октября 2001 года).

Личный обыск подозреваемого производится не во всех случаях, а лишь при наличии оснований, указанных в ст.182 УПК.

Личный обыск, осуществляемый в момент "захвата на месте", Уголовно-процессуальным кодексом не регламентирован.

Закон допускает освобождение от задержания не тем лицом, которое приняло решение о задержании: если дело находится в производстве дознавателя или следователя, то дознаватель вправе освободить задержанного начальником органа дознания, следователь – задержанного прокурором. Эти должностные лица вправе освободить подозреваемого, срок задержания которого продлен судьей на 72 часа (п.3 ч.6 ст.108 УПК ), но еще не истек, не ставя судью в известность об этом.

Судья вправе освободить задержанного, если им подана жалоба на незаконность или необоснованность задержания (ст.125 УПК).

Подозрение следует считать неподтвердившимся (п.1 ч.1 ст.94 УПК), когда доказано, что подозреваемый не причастен к совершению преступления, и при этом исчерпаны все возможности для сбора дополнительных доказательств его вины. Если было возбуждено уголовное дело, уголовное преследование подлежит прекращению за непричастностью подозреваемого к совершению преступления (п.1 ч.1 ст.27 УПК).

Отсутствие оснований для заключения подозреваемого под стражу, указанных в ст.97 и 99 УПК, делает его задержание бесперспективным.

Задержанный подлежит освобождению не только при нарушении требований ст.91 УПК, но и в других случаях несоблюдения порядка задержания, в частности, когда выяснилось, что преступление не наказуемо лишением свободы; в течение срока задержания уголовное дело не возбуждено; должностное лицо, задержавшее подозреваемого, не наделено необходимыми полномочиями; подозреваемый задерживался ранее по тому же подозрению; отсутствует протокол задержания или постановление органа дознания, следователя, прокурора о задержании; протокол задержания или постановление о задержании ненадлежащим образом оформлены (нет подписей, не обозначено время задержания и т.п.).

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента фактического лишения свободы, если не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При продлении срока задержания подозреваемый подлежит освобождению по истечении установленного судьей срока. Судья вправе продлевать задержание несколько раз, но общий срок неоднократно продленного им задержания не может превышать 72 часов. Хотя о продлении судьей срока задержания говорится в главе 11 УПК "Меры пресечения", речь идет все же именно о задержании, поскольку в п.3 ч.6 ст.108 УПК установлено, что продление указанного срока допускается для собирания доказательств "обоснованности задержания". Если судья отказал в продлении срока задержания, подозреваемый освобождается немедленно. В подтверждение того, что подозреваемый в этом случае должен быть освобожден, ему выдается копия определения или постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя или следователя о заключении подозреваемого под стражу.

Справка об освобождении подозреваемого служит основанием для получения компенсации за причиненный вред в порядке гражданского судопроизводства, если задержание было незаконным.

Начальник места содержания подозреваемого вправе и обязан немедленно освободить его, если истек установленный законом предельный срок задержания – 48 часов или срок задержания, продленный судом (72 часа), и мера пресечения в виде заключения под стражу не избрана.

Подготовка к задержанию

В подготовку к задержанию входят

1. Выбор места и момента задержания.

2. Изучение места предстоящего задержания.

3. Изучение личности задерживаемого.

4. Определение состава участников проведения задержания, ее оснащение и инструктаж.

5. Выбор способа проникновения в помещение, где планируется провести задержание.

6. Выбор способа сближения с подозреваемым вне помещения.

Наиболее важными факторами достижения результата в ходе задержания, которые обязательно следует использовать при определении его момента, является фактор внезапности и наличия у подозреваемого или в помещении, где он скрывается, наиболее важных по делу доказательств.

Этапы задержания

1. Подготовка к задержанию.

2. Фактический захват лица, подлежащего задержанию.

3. Доставление к месту назначения.

4. Оформление протокола о задержании (иногда отдельного протокола личного обыска).

Эффект внезапности возможен при следующих условиях:

1. соблюдение строгой конспирации в ходе подготовки задержания;

2. принятие верного тактического решения о способах проникновения в помещение, где находится подозреваемый и способах сближения с ним;

3. использование отвлекающих внимание подозреваемого приемов (например, сознательное создание конфликтной, даже скандальной ситуации одним-двумя сотрудниками группы захвата между собой или с гражданами; благовидный предлог обращения за помощью и т.п.);

4. проведение оперативно-тактических мероприятий по созданию наиболее благоприятных условий для задержания подозреваемого (с поличным; в условиях, исключающих бегство, уничтожение изобличающих подозреваемого документов, вещественных доказательств и т.д.);

5. использование беспомощного состояния подозреваемого (пьян, находится под влиянием наркотиков, болен, спит и т.д.).

Место задержания 0выбирается с учетом возможности использования его особенностей для реализации эффекта внезапности и изъятия вещественных и иных доказательств.

Общие положения тактики задержания

Под тактикой задержания понимается совокупность специфических приемов и средств, обеспечивающих наиболее рациональное производство задержания в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Задержание подозреваемого как следственное действие нужно отличать от заключения под стражу как меры пресечения и от привода как принудительного доставления свидетеля, потерпевшего, обвиняемого и других лиц, если последние не являются без уважительных причин по вывозу органов расследования или суда.

Помимо процессуальных, существуют единичные и групповые виды задержания; одновременные и неодновременные; после подготовки или без нее. Осуществляться они могут в помещении, на открытом воздухе, по месту жительства, по месту работы, в общественном месте.

Разработка тактических приемов, повышение их научной обоснованности и эффективности требует обязательного и полного учета психологической характеристики действий и поступков лиц, связанных как с совершением, так и с расследованием преступлений. Под психологическим изучением личности в следственной деятельности следует понимать целенаправленную деятельность по установлению определенной совокупности данных, характеризующих личность и имеющих значение для выработки правильных решений по проведению следственных мероприятий, оказанию психологического воздействия на личность и т.п.

Тактические особенности различных видов задержания

Тактика задержания несовершеннолетних

Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, определяющих правовое положение несовершеннолетних на разных стадиях уголовного процесса и в рамках разных уголовно-процессуальных институтов. В целом специфика производства по делу в отношении несовершеннолетнего проявляется в следующем:

- данная категория дел имеет особый предмет доказывания;

- преимущественное выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство;

- особые правила допроса несовершеннолетнего (не более 2-х часов без перерыва, а в общей сложности не более 4-х часов в день; обязательное участие педагога или психолога в допросе подозреваемого или обвиняемого, не достигшего 16 лет);

- возможность удаления подсудимого из зала судебного заседания в целях предупреждения оказания на него отрицательного воздействия;

- возможность прекращения уголовного преследования и освобождения от наказания несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера, а также с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних.

Учет психологических особенностей личности позволяет предвидеть поведение индивида в конкретных ситуациях (например, при задержании преступника, определении при этом тактических приемов задержания). Получению необходимой информации об особенностях личности способствует наблюдение, которое осуществляется с целью выявить определенные черты характера и темперамента, мотивы и интересы и др.

Другой психологический аспект следственной тактики образует проблему психологического контакта следователя с лицами, оказавшимися в сфере его деятельности, индивидуально – психологического подхода к каждому из них.

Перечислим особенности психологического подхода к тактике задержания несовершеннолетних.

1.Предвосхищение событий, упреждение нежелательных действий. Сущность данных приемов направлена на то, чтобы действия группы задержания опережали противоправные действия преступника. Это достаточно простая задача в случае задержания в ограниченном пространстве, но чрезвычайно сложная при переходе данного этапа задержания к массовому скоплению людей. Требует хорошей слаженности группы задержания. Как правило, задержание одним сотрудником ОУР упреждение не проводится

2.Сбор информации о силах, средствах и планах противодействующей стороны – реализуется посредством сбора информации о планах и намерениях преступника (в том числе и используя возможности оперативного аппарата). При этом уделяется внимание сокрытию информации и дезинформации противоборствующей стороны.

3. Применение средств и приемов, неизвестных противной стороне. Сюда следует отнести и приемы негласного осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий (негласный осмотр, негласный опрос, скрытое наблюдение, применение негласного аппарата и др.), которые проводятся в тайне от проверяемого, а также приемы зашифрованного осуществления отдельных следственных мероприятий. В основном это сбор информации о родителях, опекунах. Реже – сбор информации о друзьях и знакомых, т.к. в таких случаях гораздо сложнее сохранение оперативной тайны.

4. Использование фактора внезапности состоит в том, чтобы застать несовершеннолетнего врасплох, когда он еще не принял мер к сокрытию факта противоправного деяния, орудий преступлений и предметов, добытых преступным путем. Чаще всего это происходит при задержании преступников на месте совершения преступления с поличным либо при вывозе, перепрятывания оружия, орудий совершения преступления или продаже ценностей, добытых преступным путем и т.д. Для несовершеннолетних нередко бравирование совершенным преступлением, достаточно часто после совершения преступления он не пытается скрыть орудия преступления. В этом случае О\У должен быть особенно внимательным, т.к. излишняя самоуверенность в себе, характерная для несовершеннолетнего, может послужить поводом для нападения на о\у или причинения травм, которые могут быть использованы для опровержения законности задержания.

5. Побуждение к действиям в затрудненной обстановке при ослабленных силах. Так, лишая разыскиваемого преступника надежного убежища (у родственников, знакомых), вынуждаем его скрываться без документов в ненадежных укрытиях, что дает возможность легче и быстрее его обнаружить. Эта тактика достаточно порочна, но, тем не менее, эффективна. Как правило, задержание происходит либо в затруднительных для несовершеннолетнего преступника ситуациях или когда он утерял возможность к активному сопротивлению, но в этом случае, возможны проблемы по оформлению в СИЗО.

6. Уклонение от встречи в невыгодных условиях при неблагоприятном соотношении сил и средств. Иногда целесообразно задержать производство какого-то следственного действия до удобного, более благоприятного момента. Например, когда задержание преступника представляет угрозу для окружающих. Для несовершеннолетних – задержание в кругу возможных свидетелей или родственников. Как показывает практика, более 50% дел, когда задержание произошло в кругу родственников, не доходят до суда или имеют оправдательный приговор

7. Нанесение удара в наиболее слабое, незащищенное место состоит в том, чтобы при реализации следственных данных начинать с таких приемов, которые бы дали возможность получить доказательственную информацию и разрушить возможную "оборону" противника, т.е. возможность отрицания противоправных действий, выдвижения алиби, своих версий и т.п. Часто это начинается с задержания таких участников, на которых есть достаточный материал для их изобличения и от которых, учитывая их психологические особенности можно быстро получить правдивые показания. Это приемлемо, если имеется возможность выделения дела в отдельное производство. В настоящее время практически не применяется.

8. Предупреждение об угрозе нежелательных действий. Предупреждение о применении мер процессуального или силового принуждения часто более эффективно, чем само применение мер принуждения. Активный момент задержания. Как правило, используется отвлекающая группа, демонстрирующая наличие возможность применения силовых мер.

9. Концентрация сил и средств на главных, наиболее уязвимых участках обороны противной стороны состоит в том, чтобы в процессе осуществления следственных мероприятий получить нужную информацию не о любых действиях подозреваемого или обвиняемого, а лишь о тех, которые имеют определяющее значение в его изобличении.

10. Разобщение сил противной стороны. Если формируется преступная группа, осуществляются меры к ее разобщению, выведению из под влияния преступника лиц, случайно оказавшихся в ней, компрометация организатора и активных участников группы перед остальными, а в последствии документирование их преступных действий, применению к ним предусмотренных законом мер. Особенно эффективна для групп несовершеннолетних, входящих в ОПГ.

11. Использование сил и средств противодействующей стороны в своих целях. Применение этого приема основано на привлечении в качестве союзника кого-нибудь из противоборствующей стороны. Обычно это подруга несовершеннолетнего (в среднем 50% эффективности) или друзья (не более 10-15% успеха). В ряде случаев, эффективно установления контакта с родителями, но в настоящее время, в связи с ограничением времени разработки, применятся крайне ограничено

Задержание предпочтительнее проводить в помещении, так как в этом случае до минимума сведена возможность побега, исключаются вмешательство и скопление посторонних лиц, имеется больше возможностей для проведения личного обыска, изъятия у задержанного предметов, имеющих доказательственное значение. Однако задержание в помещении имеет и отрицательные моменты: оно становится известным семье и соседям и т.д.

Успех операции по задержанию подозреваемого вне помещения обеспечивается выполнением следующих тактических правил:

1. за подозреваемым до задержания устанавливается тщательное наблюдение;

2. группа захвата должна быть убеждена по внешним признакам и одежде в личности задерживаемого;

3. сближение с задерживаемым осуществляется под предлогом;

4. в момент захвата и предварительного личного обыска нельзя требовать от задержанного предъявления документов. Это может быть использовано подозреваемым для применения оружия.

Операция по задержанию в организационном отношении завершается конвоированием задержанных в отдел милиции, а в процессуальном – производством тщательного личного обыска и составлением протокола задержания и личного обыска.

Тактика действий при задержании вооруженных и особоопасных преступников

При планировании действий по розыску, задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) расчет сил и средств производится в два этапа. На первом этапе рассчитываются силы и средства, необходимые для розыска преступников, на втором – силы и средства, необходимые для их задержания.

Для расчета сил и средств на первом этапе следует условно разделить территорию субъекта Российской Федерации на оперативные зоны (зоны розыска), определить направления наиболее вероятного движения преступников и места возможного их укрытия, затем на этих направлениях определить рубежи, которые преступники не могут незамеченными объехать на транспортных средствах (обойти пешком), установить места расположения временных розыскных постов (постов наблюдения, заслонов, засад, секретов, КПП и других нарядов). Если на рубежах расположены постоянные розыскные посты, то они также включаются в общую систему нарядов. По маршрутам вероятного движения преступников направляются группы преследования, а навстречу – поисковые группы. Железнодорожные станции, платформы пригородных поездов, пристани, аэропорты (аэродромы) прикрываются заслонами (розыскными постами). Все наряды органов внутренних дел и внутренних войск, несущие службу по охране общественного порядка, дорожно-патрульную службу, выполняющие задачи по охране объектов и т.п., ориентируются на розыск преступников. Может предусматриваться и создание группы воздушной разведки, применение которой организуется после получения данных о характерных признаках используемого преступниками автотранспорта (марка и цвет автомобиля, государственный регистрационный номер) или особенностей группы преступников, движущейся пешим порядком (численность, одежда).

На втором этапе для задержания преступников численность необходимых сил в каждой оперативной зоне (зоне розыска) определяется исходя из максимально возможной численности группы преступников, условий местности и характера укрытия.

2. Права и обязанности задержанного гражданина

Любое задержание осуществляется в ходе предварительного расследования уголовного дела органами уголовного преследования, как правило, милицией.

Задержать гражданина можно только по подозрению в совершении преступления, наказанием за которое предусмотрено законом лишение свободы, при наличии одного из условий:

1. имеется какое-либо из перечисленных ниже явных оснований для подозрения:

- лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

- потерпевшие или другие очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

- на человеке, его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (следы борьбы, похожие на кровь пятна и т. п.);

2. имеются другие, не столь явные данные, дающие основания для подозрения, но:

- лицо покушалось на побег;

- лицо не имеет постоянного места жительства;

- не установлена личность подозреваемого.

Задержание к несовершеннолетнему может применяться только в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью преступления, в совершении которого он подозревается, то есть несовершеннолетний может быть задержан лишь за совершение преступления, максимальное наказание за которое превышает 5 лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ).

О любом случае задержания орган дознания (милиция) обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня, часа, года, месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола; протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

С момента предъявления подозреваемому протокола задержания гражданин имеет право требовать вызова защитника (адвоката), а сотрудники правоохранительных органов обязаны обеспечить его явку. Задержанному должны быть объяснены его права.

В течение 24 часов о задержании письменно уведомляется прокурор, который в течение 48 часов с момента получения извещения о задержании обязан дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного. Таким образом, максимальный срок задержания не должен превышать 72 полных часов.

Задержанные содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС) в довольно тяжелых условиях; как правило, они не получают горячей пищи и постельного белья.

ЗНАТЬ О ПРИЧИНЕ СВОЕГО ЗАДЕРЖАНИЯ

"Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения" (п.п.1 п.4 ст. 46 УПК РФ ).

НА НЕМЕДЛЕННОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ О ЗАДЕРЖАНИИ

"По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (ч.3 ст. 27.3. КоАП).

"Дознаватель, следователь или прокурор… уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому" (ч.1 ст.96 УПК ).

НА УЧАСТИЕ АДВОКАТА С МОМЕНТА ЗАДЕРЖАНИЯ

"Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения"

(ч.2 Ст. 48 Конституции РФ ).

НЕ ДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРОТИВ СЕБЯ И СВОИХ РОДНЫХ

"Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…" (ч.1 ст.51 Конституции РФ).

НА СВОБОДУ ОТ ПЫТОК

"Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию" (ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

"Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению" (ч.2 ст. 5 ФЗ "О милиции").

НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

"Лица, задержанные, заключенные под стражу… имеют право на получение медицинской помощи… за счет средств бюджетов всех уровней" (ч.1 ст. 29 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

НА СОБЛЮДЕНИЕ СРОКОВ ЗАДЕРЖАНИЯ

"Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов" (п.2 ст.22 Конституции РФ).

"Срок административного задержания не должен превышать три часа" (п.1 ст.27.5 КоАП).

"Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов" (п.3 ст.27.7.КоАП).

ЗНАТЬ, ЧТО ЗАПИСАНО В ПРОТОКОЛАХ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛАХ ДЕЛА. ПРИ НЕСОГЛАСИИ – ВНЕСТИ СВОИ ВОЗРАЖЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОДПИСИ

"… должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы…" (п.2 ст.24 КРФ).

"Физическому лицу … должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу" (п.4 ст.28.2. КоАП).

"Подозреваемый вправе … знакомится с протоколом следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания" (п.8 п. 4 ст. 46 УПК ).

НА ОБЖАЛОВАНИЕ ЛЮБЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

"Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему … государственному органу, … должностному лицу, государственному служащему" (ст.4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").

Обязанности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС:

- соблюдать порядок содержания в ИВС, установленный федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка ИВС;

- выполнять законные требования администрации ИВС;

- соблюдать требования гигиены и санитарии, иметь опрятный внешний вид;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- бережно относиться к имуществу ИВС;

- проводить уборку камер и других помещений ИВС в порядке очередности;

- не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников ИВС, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

- не препятствовать сотрудникам ИВС, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания в ИВС, в выполнении ими служебных обязанностей;

- не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц;

- соблюдать установленный распорядок дня и тишину;

- обращаться к сотрудникам ИВС на "Вы" и называть их "гражданин" и далее по званию либо "гражданин начальник";

- при входе в камеру сотрудников ИВС по команде вставать и выстраиваться в указанном месте, при конвоировании держать руки за спину.

ОБЖАЛОВАНИЕ

1. Каждому задержанному должно быть обеспечено право на обращение с жалобами к начальнику места содержания под стражей и дежурному прокурору.

При содержании в ИВС представители администрации ИВС ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном виде, так и в устной форме. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение.

Жалобы на действия и решения следователя, дознавателя или прокурора направляются в течение 3 дней. При отсутствии средств на почтовые расходы письма отправляются за счет ОВД.

Преследование заявителей за обращения и жалобы не допускается.

2. В соответствии с Федеральным Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" по поводу нарушения прав можно направить жалобу в суд по месту Вашего нахождения или нахождения ответчика. В суд по месту нахождения подается и жалоба об обжаловании законности и обоснованности содержания под стражей.

Жалобы должны рассматриваться в 10-дневний срок, а об обжаловании законности и обоснованности применения меры пресечения содержание под стражей в 3-дневный срок.

Литература

1. Конституция Российской Федерации

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ

3. Уголовный кодекс Российской Федерации

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

5. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека"

6. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

Литература

7. Административное делопроизводство, Под ред. Лившица Я. З. М: 1975

8. Административное принуждение и административная ответственность// сборник нормативных актов М.: Бек, 1998.

9. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М: 1996

10. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М., Зерцало, 2002.

11. Бахрах Д. Н. Производство по делам об административно-правовых нарушениях. М: 1999

12. Волкова С.. Новые подходы к решению проблем безнадзорности и беспризорности. Газета "Петровка, 38", 2001 г.

13. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.. Административное право. Учебник. М., ТК Велби, 2002

14. Демин А.А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие. М., Зерцало, 2002 Агапов А.Б. Административное право. Учебный курс. М., Статут, 2002.

15. Килясханов И.Ш. Права и свободы граждан в сфере административно-юрисдикционной деятельности милиции. Омск, 1996.

16. Кого забирает вытрезвитель, а кого "скорая"? // Газета "Магнитогорский рабочий" за 31.05.02 г.

17. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" – "Хозяйство и право", 1998, N 7-12

18. Кононов П.И. Нормы об административном задержании граждан: изменения необходимы // Журнал российского права. 1997. № 11.

19. Котельникова Е. А., Семенцова И. А., Смоленский М. Б.. Административное право. Ростов-на-дону, Феникс, 2002

20. Международное право. отв. Ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. – М: Междунар. отношения, 1995.

21. Миловидова Ю.. Целители человеческих душ. Газета "Петровка, 38", 2003 г.

22. Мюррей (Murray) против Соединенного королевства (судебное решение) от 28 октября 1994г. //Сб: Европейский Суд по правам человека: избранные решения М., 2000, Т.2.

23. Насонов В. Я., Коньшин В. А., Петров К. С., Редкоус В. М.. Административное право Российской Федерации. М., Академия, 2002

24. Овсянко Д. М.. Административное право в схемах и определениях. М., Юристъ, 2002.

25. Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1989.

26. Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М: 1964.

27. Степанов Е.. Комментарий к таможенному кодексу РФ. М., Юристъ, 2003

28. Студеникина М. С. Что такое административная ответственность. М: 2002.

29. Чумакова А.. Дети, которые не нужны никому. Информационно-аналитический сборник "Правительство-город-люди" N 13 (149) 2001.