Административное управление и менеджмент, основные черты и особенности

Административное управление и менеджмент, основные черты и особенности.

Статьи по теме
Искать по теме

Постулаты теории управленческой деятельности

Основополагающим разделом науки об управлении является теория управления, в которой исследуются следующие основные проблемы: место и роль управления в системе общественных отношений, возникновение и развитие науки управления, предмет, содержание, методология науки управления, экономические основы и закономерности управления, информация и управление, теория управленческих решений.

В процессе своего становления и развития теория организации и управления основывается не только на данных других дисциплин, но и на систематическом научном обобщении управленческой деятельности.

Структура управленческой деятельности включает в себя определенные элементы, функция организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определённой структуры, поддержания режима специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Управленческая деятельность выступает, прежде всего, как процесс взаимодействия между управляющей и управляемой системами.

Управляющая система выдаёт определённые команды, которые принимает управляемый объект. Тем самым управляющая система представляет совокупность тех органов и лиц, которые осуществляют целенаправленное воздействие, а управляемая – является тем объектом, на который направлены определённые управленческие воздействия с целью придания ей конкретных форм развития (поведения) в интересах достижения намеченного результата.

В соответствии с общей теорией управления, взаимоотношения между управляющей и управляемой системами строятся по законам обратной связи.

Обратная связь – обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Обратная связь характеризует системы регулирования и управления в живой природе, обществе и технике. Различают положительную и отрицательную обратную связь. Если результаты процесса усиливают его, то обратная связь является положительной. Когда результаты процесса ослабляют его воздействие, то имеет место отрицательная обратная связь. Отрицательная обратная связь стабилизирует протекание процессов. Положительная обратная связь, напротив, обычно приводит к ускоренному развитию процессов. В сложных системах, а особенно в управленческой деятельности социальных систем, определение типов обратной связи затруднительно, а подчас и невозможно.

Иногда обратная связь в этих системах рассматривают как передачу информации о протекании процесса, на основе которой вырабатывается то или иное управленческое воздействие. В этом случае обратную связь называют информационной. Понятие обратной связи как формы взаимодействия играет важную роль в анализе управленческой деятельности сложных систем в живой природе и обществе, в раскрытии структуры материального единства мира.

Управление может осуществляться в виде одноразового акта и в качестве непрерывного процесса воздействия на объект управления.

Управленческая деятельность должна носить непрерывный характер в силу постоянства и непрерывности этого процесса.

В системе управленческой деятельности важно отличить непосредственные воздействия от посредственных, прямые – от косвенных.

Например, в экономике конечным объектом управляющего воздействия являются процессы воспроизводства в их совокупности или в виде составных его элементов (процесс накопления, распределения и перераспределения и др.). На различных уровнях и иерархических ступенях эти процессы могут подвергаться прямому регулированию, но могут управляться косвенно, через воздействие не на сам процесс, а на соответствующие органы (их структурные подразделения). Управленческая деятельность, как целенаправленное непрерывное организующее воздействие на протекающие в обществе социально-экономические процессы требуют соответствующего приложения общественного труда. Функции управленческой деятельности могут выполняться отдельными лицами или специальными органами управления, основывающими свою деятельность на разделении и кооперации различных видов работ. В современных условиях управление осуществляется, как правило, специальным аппаратом" численность и структура которого зависит от объёма работ и специфики управленческой деятельности.

В теории и на практике понятие об управленческой деятельности нередко применяется в смысле сферы приложения управленческого труда или совокупности органов и лиц, осуществляющих целенаправленные организующие воздействия на те или иные объекты.

Непрерывность управленческой деятельности даёт возможность говорить об управленческом цикле, т.е. об определённой последовательности выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же работ. Можно выделить следующие крупные технологические стадии управленческого труда:

1) определение целей управления;

2) выработка и принятие управленческих решений на основе изучения практики и тенденций поведения управляемого объекта;

3) организация исполнения принятого решения, которая предполагает доведение его до управляемого объекта, обеспечивает поддержание устойчивой взаимосвязи между их элементами, а также создает необходимые материально – технические и другие предпосылки для выполнения принятого решения;

4) контроль за исполнением и оценки результатов управления с целью выработки информации для принятия нового управленческого решения.

Эти стадии могут подразделяться на более дробные виды работ, выполняются различными лицами (структурными подразделениями) и в различных формах. Например, определение целей управления может осуществляться в форме планирования, постановки общих задач, выработки основных направлений движения.

Управленческая деятельность имеет место в разнообразных сферах.

Хотя она носит различный характер в зависимости от объектов, органов, средств и методов управления, тем не менее, его организация строится на некоторых общих основах.

Управление различается, прежде всего, своими объектами и целью, а также методами и средствами. При этом в качестве первоосновы выделяются важнейшие экономические и социальные процессы, которые принимают различные организационные формы. По отношению к выделенным процессам предприятия входящего в различного вида акционерные общества, объединения, общественные организации, правительственный аппарат любого ранга и т.д. является органами управления. Однако следует иметь в виду, что перечисленные выше объекты управления, являются также сами объектами управления со стороны вышестоящих органов. Какова же роль и назначение управления в современный период? Обеспечивать согласованность, порядок, взаимосвязь и взаимодействие между различными частями составного целого – такова важнейшая функция и основное назначение любого вида управленческой деятельности на современном этапе.

Согласованность может осуществляться различными методами: координации руководства, контроля, надзора, убеждения, принуждения и т.п. Однако по своему содержанию согласованность всегда предполагает установление и поддержание объективно требуемых количественных и качественных взаимосвязей между различными видами труда и деятельности, последовательность их осуществления во времени и пространстве, определённое распределение имеющихся средств в интересах наиболее успешного достижения целей управления. В любой системе важнейшее значение имеет установление согласованности (взаимосвязи между целью и средствами достижения целей управления).

Основная функция управления, связанная с обеспечением согласованности и взаимодействия между различными частями единого целого, предполагает его социально-экономическую роль и значение. От организации управления во многом зависит эффективность, результативность совместных действий. Она оказывает определяющее влияние на слаженность всего механизма взаимодействия между управляющей и управляемой системами и тем самым порождает новую производительную силу общественного труда. Имея возможность познавать закономерности функционирования всей управленческой деятельности с учётом её многосторонних связей и зависимостей, управление заключает в себе активное, творчески организующее начало по преобразованию сложившихся условий развития в соответствии с целями и программами управления. Однако неправильно чрезмерно преувеличивать роль управления, пологая, будто от качества управления зависит плодотворность функционирования всей системы. Эффективность управления определяется слаженностью работы, как управляющей системы, так и всего механизма управления в целом.

В целом управленческий труд имеет дело со сбором и анализом различной информации.

Основными задачами, решение которых необходимо в любом управленческом деле, является:

1) определение направлений и целей изменений управляемого объекта;

2) указание путей для реализации поставленных целей;

3) обеспечение внедрения достижений научно-технического прогресса;

4) оперативное регулирование и координация деятельностью управляемого объекта;

5) самоконтроль субъекта управления по совершенствованию структуры и организации управленческого аппарата;

6) проведение контроля за результатами управленческой деятельности.

Для решения управленческих задач используются различные методы: административные, экономические, правовые, социально-психологические, экономико-математические.

Характерными особенностями административных методов управления являются: прямое воздействие на управляемый объект; обязательный характер выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений; строго определенная ответственность за невыполнение указаний и распоряжений.

Акты управления, осуществляемые управленческими органами, предстают в двух основных видах: нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты не имеют конкретного адресата. Они включают в себя общие нормы действий применительно к определенным условиям. К ним можно отнести: положения о структурных единицах и их подразделениях управляемого объекта, должностные инструкции и др. Индивидуальные акты управления адресуются к определенным конкретным объектам управления. К таким актам относятся приказы, циркуляры, распоряжения, указания.

Оптимальное сочетание нормативных и индивидуальных актов управления является определенной основой эффективности управленческого труда. При этом, конечно, эффективность управленческого труда не может сводиться к составлению бумаг и оцениваться количеством принятых решений, а требует учета воздействия решений на показатели управляемого объекта. Непосредственные результаты управленческих решений выступают в виде тех изменений, которые они вносят в сложившуюся комбинацию отношений между людьми в процессе их совместной деятельности.

Измерение эффективности управленческого труда непосредственно связано с оценкой деловых и личных качеств управленческих кадров. Важное значение, здесь имеет рациональное распределение прав и обязанностей между руководителем и подчиненным ему аппаратом управления. Однако, в целом, оценка эффективности при всех условиях должна быть комплексной.

Не подлежит сомнению, что эффективность управления во многом предопределяется квалификационным и идейным уровнем управленческих кадров. Однако сам этот уровень определяется не способностями, а результатами. Поэтому на практике оценку эффективности следует осуществлять как по личным качествам управленческих кадров, так по стилю и методам работы отдельного руководителя и всего аппарата управления, а также по показателям работы управляемого объекта.

Можно выделить следующие показатели эффективности и действенности системы управления на отдельных последовательных стадиях управления:

1) обоснованность постановки задач перед управляемой системой;

2) количество и качество выполняемых конкретных заданий;

3) количество и качество принимаемых решений;

4) степень воздействия управленческих решений на изменение показателей управляемого объекта.

Обычно под показателем эффективности теоретики понимают конкретное свойство или признак, по которому оценивается эффективность.

Показатели, как правило, дают количественное выражение результативности затрат. Главный показатель из числа учитываемых, который оказывает решающее влияние на результат, можно принимать за критерий, мерило оценки. В принципе, различные стороны управленческой деятельности и различные стадии её организации проявляются в многообразных показателях. Так, деловитость руководителя характеризуется его компетентностью, собранностью, оперативностью, целеустремленностью, организованностью и других признаками.

Важным показателем эффективности управленческого труда является степень его воздействия на дисциплину труда, на установлении социально-психологического климата в коллективе, чуткости, внимательности, в умелом использовании различных мотивационных факторов.

Совершенствование всей системы управления в современных условиях неразрывно связано также с применением технических средств.

В целом проблема эффективности управленческого труда требует еще своей дальнейшей разработки. Анализ управленческой деятельности на современном этапе представляет собой анализ определённой системы организации сознательного поддержания и регулирования необходимых количественных и качественных взаимосвязей в совокупном (совместном) общественном труде в интересах выполнения определённой задачи.

Экономические основы управления

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

В современных условиях термин "экономика" используется в нескольких значениях, как:

- хозяйство района, страны, группы стран или всего мира;

- комплекс наук, занимающихся изучением народного хозяйства в целом, отдельных отраслей или экономических субъектов, а также некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т.д.);

- исторически определенная совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Из приведенных значений понятия "экономика" со всей очевидностью следует, что в нее входят вопросы управления.

Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.).

Управленческие отношения и управление производством как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, имеющие самое непосредственное отношение к любой экономической системе, восходят и к главной проблеме любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в основных вопросах экономики или видах экономического выбора:

1. что следует производить и в каком количестве?

2. как, каким образом следует производить; кто и какую работу должен при этом выполнять?

3. для кого должны быть предназначены результаты производства или кто будет покупать товары и услуги?

Любой из этих вопросов можно отнести к сфере управленческой деятельности. Почему же эти вопросы считаются фундаментальными вопросами экономики и экономической теории? Потому, что экономика как наука возникла значительно раньше, чем управление, и для изначальной экономики как вопросы, так и ответы на них достаточно тривиальны.

В рыночной экономике ответы на эти вопросы даются, прежде всего, объективными законами развития, выражающимися действием рыночных механизмов спроса, предложения и ценообразования, движением и тенденциями развития экономических процессов.

Предмет экономической теории составляет изучение закономерностей поведения людей и их отношений в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Очевидно, что закономерности и законы экономики познаются апостериорно, т. е. с временным лагом между происходящими явлениями и их теоретическим осмыслением.

Однако организационно-экономические отношения не могут быть реализованы без управленческой деятельности людей. И даже при самом совершенном действии рыночных механизмов, как бы автоматически отвечающих на все указанные выше фундаментальные вопросы экономики, ответы являются результатом не только исследования закономерностей развития экономики, но и конкретного сознательного принятия решений, т. е. результатом управления. Понятно, что принятие решений в конкретной деятельности не всегда или совсем не следовали выявленным (где-то и кем-то) закономерностям, но накапливаемый опыт управления в конкретной экономике как раз и служил для изучения и установления экономических законов. А социально-экономические законы, в отличие от законов естествознания, проявляются как тенденции на фоне различных по величине отклонений. Причем именно отклонения от ранее установленной закономерности, как правило, служат основой для установления новых закономерностей. Совершенно очевидно, что рыночные механизмы уравновешивания спроса и предложения также действовали с большими отклонениями. Но сбои и отклонения рыночной "невидимой руки" управления (по А. Смиту) ощутимо проявляли себя по мере развития производительных сил и окончательно были осознаны в период великого кризиса и депрессии, разразившихся в конце 20-х годов нашего столетия.

Поэтому менеджмент (управление) особенно стал развиваться и как сфера деятельности, и как наука на определенной ступени развития производительных сил и обострившихся при этом противоречий с производственными отношениями рынка совершенной (свободной) конкуренции. Научное осознание роли менеджмента совпадает, по-видимому, по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего и управляющего фактора производства.

Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения.

Экономические основы управления, таким образом, заключаются в использовании познанных объективно проявляющихся законов экономики в практической экономической деятельности, а смены управленческих подходов и теоретических моделей отражают закрепление новых, более совершенных, производственных отношений соответственно требованиям эффективного развития производительных сил.

Понятно, что производство материальных благ, их распределение и потребление осуществляются не стихийно, а подчиняются как объективным, не зависящим от людей, так и установленным (правильно или неправильно) людьми законам. В числе этих законов и прав особенно важны те, которые проявляются в отношении собственности.

Сущность и содержание менеджмента

Употребляя понятие "менеджмент" мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как

- способ, манера обращения с людьми;

- власть и искусство управления;

- особого рода умение и административные навыки;

- орган управления, административная единица.

В других словарях иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Понятие "менеджмент" рассматривается также, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Сущность и содержание менеджмента представлена на рис.1.1.

Менеджмент как функция (вид деятельности) – это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др., создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям.

Административное управление и менеджмент, основные черты и особенности

Рис. 1.1. Графическое представление сущности и содержание понятия "Менеджмент"

Менеджмент как процесс определяет собой интеграционное событие, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Менеджмент как орган или аппарат управления современных организаций является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Главная задача людей, занятых в этом аппарате - эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее целей.

Менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Самый главный фактор – это люди, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду. Поэтому менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

Административное управление и его составляющие

Административно-государственное управление – это осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. Государственное администрирование – это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики.

Во всех перечисленных выше определениях речь идет об объективной характеристике административно-государственного управления и государственного администрирования. Действительно, административная власть имеет объективную природу: администрация прежде всего подчинена закону и подотчетна представительным органам. Издаваемые администрацией акты управления развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке существующие законы.

Однако властные полномочия реализуются людьми. Их исполнение – процесс волевой, умственный, эмоциональный, который может осуществляться как правомерно, рационально, так и волюнтаристски, иррационально. Поэтому административно-государственное управление как субъективная категория может изменять реальную действительность в лучшую и худшую стороны. Это – громадная созидательная и разрушительная сила. Субъективация власти происходит с того момента, когда человек занял руководящую должность, которая, будучи первичной организационной единицей, компонентом аппарата, имеющим часть его компетенции, не безличностна. С ее помощью индивидуальная воля служащего трансформируется в государственную. Должность можно сравнить с ролью, а служащего – с актером, играющим хорошо или плохо написанную для него автором роль.

Административная должность, трансформируя индивидуальную властную волю в государственную, многократно усиливает первую во всех ее проявлениях, как положительных, так и отрицательных. История знает немало примеров, когда административная власть "пигмея" превращала в "гиганта". Это личностное усиление происходит посредством всех элементов, составляющих содержание данной должности: ее авторитета, полномочий и др. Вступление в должность одновременно нередко бывает связано с получением различных материальных и нематериальных благ, что не может не влиять на личные качества руководителей. У последних может гипертрофироваться вкус к власти, и тогда происходит обратный процесс: государственная воля трансформируется в личную, государственная власть присваивается должностным лицом, используется в собственных видах и интересах. В итоге руководящий работник служит не обществу, а самому себе, его личная воля (ставшая государственной) задает тон последней, направляет ее по нерациональному, неправомерному или даже преступному пути.

Одна из форм присвоения административной власти – злоупотребление ею, когда руководитель использует вверенные ему служебные полномочия для протекционизма, незаконного приобретения различных социальных благ и т.д. Значительно более деформированная форма присвоения государственной воли – демония административной власти. Под последней понимается одержимость воли руководителя, стремящегося решить крупные государственные задачи и одновременно преследующего собственные эгоистические цели (жажда большой власти, славы, почестей и т.д.). Наиболее опасное ее проявление – стремление к расширению сфер деятельности, бесконтрольному властвованию. Демония власти толкает руководителя идти дальше возможных пределов, не считаясь с человеческими, материальными и финансовыми издержками, пренебрегая интересами конкретных людей, их субъективными правами. "Многовековой опыт показал, что исполнительная власть по природе своей "стремится к независимости и бесконтрольности. Этому способствуют многочисленные факторы: возможность опереться на бюрократический аппарат, ею же создаваемый, всегда и везде противостоящий представительным органам как их антипод; распоряжение орудиями принуждения..., владение информацией, связанное с безнаказанностью ее сокрытия или извращения, и т.п.".

Стремление административной власти стать всеохватывающей, неограниченной, бесконтрольной обусловлено некоторыми факторами.

Первый фактор – генезис власти, прогрессивное развитие которой идет по пути разделения, отделения от "единой и неделимой" двух других – законодательной и судебной, укрепления последних и расширения их влияния на административную. А она, используя существующие традиции, взгляды, структуры, стремится не уступать своих позиций, освободиться от контроля, превратить его в фикцию, красивый орнамент своего могущества.

Второй фактор, не менее мощный, – чрезвычайные обстоятельства, войны, эпидемии, стихийные бедствия, технические, экологические, экономические катастрофы, массовые беспорядки, требующие установления чрезвычайных режимов, в условиях которых роль и полномочия исполнительной власти резко усиливаются. Часто властолюбивые руководители провоцируют возникновение таких ситуаций, а иногда просто обманывают людей, убеждая их, что чрезвычайные условия уже возникли или реальна угроза их быстрого наступления (запугивание агрессией, усилением классовой борьбы и т.д.).

Третьим фактором является зависимость от администрации других властей. Последние возникают позднее, не сразу создают свою финансовую базу, другие средства воздействия, их аппараты малочисленны и т.д. Администрация активно участвует в подборе кандидатов в депутаты и на судебные должности, осуществляет организационно-материальное и информационное обеспечение представительных и юрисдикционных систем, подготавливает для одних вопросы, а для вторых – уголовные дела, помогает удовлетворять материальные и культурные потребности депутатского и судебного корпусов, соблазняя их представителей должностями, зарубежными командировками, а в наших условиях еще и квартирами, машинами, дачами, разнообразными привилегиями.

Четвертый фактор – сущностные особенности самой административной власти: ее универсальность, огромный аппарат, экономическая мощь, наличие в ее непосредственном ведении многочисленных источников информации, большого арсенала принудительных средств. К этому нужно добавить объективно обусловленную и закрепляемую правом "свободу усмотрения", оперативную самостоятельность "исполнительно-распорядительных органов", которая резко возрастает в условиях чрезвычайных ситуаций.

Демония исполнительной власти свое логическое завершение получает в тоталитарных обществах, при создании административно-командных систем, в которых администрация поглощает гражданское общество, в структуре государства доминирует управленческий аппарат, а приказы и импульсы, не встречая сдержек и противовесов, с огромной силой устремляются вниз от центра к периферии.

Что можно противопоставить демонии административной власти? Прежде всего создание эффективной системы сдержек и противовесов, которые могли бы смирить демонические свойства административной власти и превратить ее в институт, надежно служащий обществу.

Развитие гражданского общества и обеспечивающего его потребности законодательства наряду с разделением властей – необходимые условия превращения административной власти в исполнительную власть правового государства. Создание сильной законодательной и судебной властей позволяет сократить полномочия администрации, демократически ее формировать, направлять и контролировать. Активизация работы законодательных органов, развитие административной юстиции, образование хозяйственных судов и ряд других мероприятий – это важные шаги в реализации идеи разделения власти. Действенным фактором демократизации управления является закон. Он придает формальную определенность деятельности субъектов управления, упорядочивает ее, четко устанавливает их полномочия, создает преграду произволу. С помощью законов представительные органы направляют деятельность исполнительно-распорядительного аппарата, предусматривают ответственность субъектов управления за противоправные служебные действия, побуждают служащих правомерно использовать свои полномочия и исполнять служебные обязанности.

Еще одним фактором противодействия демонизму административной власти является высокий уровень профессиональной и политической культуры государственных служащих. Способность должностных лиц прислушиваться к общественному мнению, уважать представителей народа, отвечать перед ними за свои действия, постоянно помнить о пределах своей власти возможна в условиях прочных демократических установлений в государственном управлении и высокого уровня правовой культуры общества. Очень важно, чтобы такие категории, как "подчинение закону", "ответственность перед представительным органом", "уважение прав гражданина", стали правовыми и политическими ценностями, социально осознанными и глубоко прочувствованными каждым должностным лицом.