Абсолютизм Екатерины Второй

Абсолютизм Екатерины Второй.

Статьи по теме
Искать по теме

Вступая на престол, Екатерина поверхностно знала положение дел в империи, свои правительственные средства и ожидавшие ее затруднения, а между тем она должна была сгладить впечатление переворота, путем которого вступила на престол, оправдать незаконное присвоение власти.

Принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербстская, ставшая императрицей Екатериной Алексеевной, должна была показать и доказать, что иных интересов, кроме российских, для нее не существует. И всем своим правлением, в первую очередь ведением внешних дел, она это продемонстрировала: никаких особых отношений с родиной, с Германией, ни в политике, ни в жизни, ни в быту. Переписка с немецкими владетелями велась исключительно по-французски. Полный разрыв с родственниками – ни один из них не приглашался в Петербург. Сама Екатерина за 52 года пребывания в России ни разу не пересекала ее границ. Она отказалась от модного тогда обычая брать в услужение иностранцев – только россияне. Русским по происхождению, она предписала составлять депеши на родном языке. Российская внешняя политика при Екатерине вновь обрела присущий ей при Петре динамизм, утраченный было при его незадачливых преемниках, и импульс исходил от государыни, обладавшей способностью стратегического мышления, целеустремленностью, силой воли, упорством

Политика "просвещенного абсолютизма" в России.

Ряд историков XIX – начала XX в. оценивали правление Екатерины II как одно из самых замечательных в русской истории, ставшее продолжением реформаторского курса Петра I. Годы ее царствования называют "веком Екатерины", несмотря на то, что правила она всего 34 ода, а ее сподвижников – "стаей славных екатерининских орлов".

Особенностью начала царствования Екатерины II явилось то, что, совершенно не имея прав на российский престол, будучи иностранкой, она сумела склонить на свою сторону гвардейские полки и отстранить от власти законного императора Петра III.Новая императрица понимала, что каждый гвардеец считал захват трона своей личной заслугой и поэтому имел право требовать от нее проведения той политики, которая соответствовала интересам дворян – ведь из их представителей и формировались гвардейские полки.

В целом политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". Во второй половине XIX в. во многих государствах Европы стала популярной идея французских просветителей о "союзе государей и философов". В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление "мудреца на троне", покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали Карл III Испанский, Фридрих II Прусский, Густав III Шведский, император Иосиф II Австрийский, русская императрица Екатерина II. По мнению Фридриха II, "нет ничего лучше, чем самодержавная власть в руках справедливых, гуманных и добродетельных королей; нет ничего хуже, чем власть заурядных королей". Политика "просвещенного абсолютизма" выражалась в проведении реформ в духе Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Однако Великая французская буржуазная революция (1789 – 1799) заставила европейских правителей немедленно отказаться от идей "просвещенного абсолютизма". В понимании сути и целей политики "просвещенного абсолютизма" существует некая неопределенность, нет точного значения данного термина, при этом общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина, являвшегося основным носителем идей европейского просвещения, типологически было сходно с сознанием его современника – европейца. Это было время всеобщей увлеченности идеями Просвещения, поскольку их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Особой популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Эпохе "просвещенного абсолютизма" была присуща определенная идеология, для которой характерны следующие черты:

идея равенства всех людей;

государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

все реформы, основанные на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: "все для народа, и ничего – посредством народа";

просвещение – одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина, которая не только читала произведения французских просветителей, но и переписывалась с Вольтером и Дидро. В письмах к ним императрица не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего правителя русская императрица подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. Без сомнения, она предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это позволило историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику "просвещенного абсолютизма". Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом, внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти, внушить русскому обществу мысль о справедливости и гуманности действий и взглядов императрицы.

Большая часть отечественных историков, рассматривающих "просвещенный абсолютизм" как надстройку феодального общества в период, когда товарно-денежные отношения становятся важным фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение противоречий между крестьянством и дворянством заставили Екатерину II встать на путь "просвещенного абсолютизма", который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства. В любом случае стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, рационально организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования созидательного характера, коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

Внутренняя политика Екатерины II.

Основная идея политики Екатерины II заключалась в превращении России в "законную монархию". Этому должна была способствовать созданная самодер­жцем система законов, обязательная для всех. Формой правления при этом для многонациональной, раскинувшейся на огромной территории России могло стать только самодержавие. Для осуществления указанной цели Екатерина II наметила "пять предметов" – правил управления государством:

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять монарх.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Для просвещения нации в стране была создана система народного образования. Помимо учебных заведений для высших слоев общества в городах были открыты бессословные училища с единой методикой и программой обучения. Кроме того, большое внимание уделялось изданию книжной продукции.

Для осуществления второго пункта своей программы Екатерина II созвала Уложенную комиссию с привлечением депутатов от дворянства, жителей городов, казачества, государственных крестьян, народов Сибири и Дальнего Востока, а также сотрудников государственных учреждений. В "Наказе" императрицы Уложенной комиссии содержался ряд идей французского Просвещения, в том числе отмена смертной казни. Кроме того, в 1775 г. в России проводится областная (губернская) реформа, значительно изменившая органы местного управления и закрепившая унитарное устройство государства. Это был один из важнейших государственных актов самодержавной России, основные положения которого действовали до начала XX в. Важнейшим шагом для наведения порядка в государстве было издание Екатериной "Жалованной грамоты дворянству" (1785).

Для исполнения третьего пункта своей программы Екатерина II предусмотрела в своем "Наказе" меры по изменению судебной системы. Были провозглаше­ны принципы презумпции невиновности, права на защиту подсудимых, тщательного расследования уголовных дел. Во исполнение заявленных мер были созданы новые судебные учреждения, отделенные от исполнительной власти. Кроме того, в каждом квартале и части города был создан полицейский участок во главе с начальником, который подчинялся городской управе благочиния.

В целях экономического подъема государства в 1775 г. было разрешено заводить любые предприятия без предварительного согласования с правитель­ством. Эта мера привела к росту ряда отраслей промышленности, особенно легкой. В числе заслуг правительства Екатерины II – рост внешней торговли России, развитие банковского дела, увеличение числа ярмарок. Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей – Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. "Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, – вот принцип, от которого я отправляюсь, – писала она еще до воцарения. –...Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов...". В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа" созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в "Наказе" торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти – не та, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления– это огромность государственного "пространства": "Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства". Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. "Наказ" намечал также направления экономической политики – Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор "Наказа" принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит "закону естественному", но требования освобождения "рабов" не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой – сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.

Реформирование местного управления в первую очередь решало задачу усиления власти монарха. Екатерина II собственноручно начертала проект "Учреждения об управлении губерниями", получивший в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и наделив наместников (под властью каждого наместника, как правило, объединялось 2 – 3 губернии), непосредственно подчиненных императору, широкой единоличной властью. Вместе с тем в основу "Учреждения" 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в.: выборность суда и отделение его от администрации, придание ему характера сословного "суда равных". Наряду с трехъярусной системой выборных судебно – сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии – для дворян, городовой суд и губернский магистрат – для горожан, нижняя и верхняя расправы – для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки (попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности). Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Стремясь создать более реальные гарантии "просвещенной монархии", Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только "равными" (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить "фабрики, рукоделия и всякие заводы". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).

Согласно грамоте городам представители "среднего рода людей" (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права – наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии – откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. д.), освобождались от телесных наказаний. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская "общая дума" из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень "свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить".

Проект "Сельского положения" не был доведен до конца. Французская революция изменила отношение Екатерины II к идеям Просвещения. В 1794 г. в одном из писем она заявляет, что деятельность философов ведет лишь "к разрушению": "что бы они ни говорили и ни делали, – продолжала она, – мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе... лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумие многих, заражающее бешенством двадцать миллионов людей во имя слова "свобода".

Следуя своему желанию сделать российское государство влиятельным на международной арене, Екатерина II проводила активную внешнюю политику, решая не только ряд российских, но и общеславянских задач.

Внешняя политика Екатерина II

Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную (и в определенной мере агрессивную) политику.

Известный русский историк Сергей Федорович Платонов писал: "Если бы в конце царствования Екатерины встал из гроба московский деятель XVI или XVII в., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворенным, так как увидел бы решенными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников".

Вступив на престол, она разорвала заключенный Петром III союзный договор с Пруссией. Благодаря ее усилиям был восстановлен на курляндском престоле герцог Э. И. Бирон. В 1763, опираясь на поддержку Пруссии, Россия добилась избрания своего ставленника Станислава Августа Понятовского на польский трон. Это привело к охлаждению отношений с Австрией, которая, опасаясь чрезмерного усиления России, стала подстрекать Турцию к войне с Российской империей. Русско-турецкая война 1768-1774 годов была в целом успешной для России, однако сложная внутриполитическая обстановка побуждала Россию искать мира, для чего необходимо было восстановить отношения с Австрией. В результате был достигнут компромисс, жертвой которого пала Польша: в 1772 Россия, Пруссия и Австрия осуществили первый раздел части ее территории. С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма.

В войне Англии с ее северо-американскими колониями Россия формально заняла нейтральную позицию и Екатерина отказала английскому королю помочь Великобритании войсками. По инициативе Н.И. Панина Россия выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете, к которой присоединился ряд европейских государств, что объективно способствовало победе колонистов.

В последующие годы происходило укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завершившееся в 1782 включением Крыма в состав Российской империи и подписанием в 1783 Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II, обеспечившего присутствие русских войск в Грузии, а впоследствии ее присоединение к России.

Во второй половине 1770-х гг. сформировалась новая внешнеполитическая доктрина русского правительства – Греческий проект. Основной ее целью было восстановление Греческой (Византийской) империи со столицей в Константинополе и великим князем Константином Павловичем, внуком Екатерины, в качестве императора. В 1779 Россия значительно укрепила свой международный авторитет, участвуя в качестве посредника между Австрией и Пруссией в Тешенском конгрессе.

В 1787 году Екатерина, сопровождаемая двором, иностранными послами, австрийским императором и польским королем совершила путешествие в Крым, ставшее грандиозной демонстрацией русской военной мощи. Вскоре после этого началась новая война с Турцией, причем Россия действовала в союзе с Австрией. Почти одновременно началась война со Швецией (1788-90), пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной войне. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. Война с Турцией закончилась в 1791. В 1792 был подписан Ясский мир, закрепивший влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма. В 1793 и 1795 произошли второй и третий разделы Польши, окончательно покончившие с польской государственностью.

Конец эпохи "просвещенного абсолютизма". Личность Екатерины II.

С кончиной императрицы Екатерины (7 ноября 1796 г.) закончилась целая эпоха русской истории. Долгое и памятное для ее подданных правление Екатерины II наложило весьма существенный отпечаток на историю России. Став по счастливой случайности женой наследника русского престола, оказавшегося недостойным его, устранив императора-супруга с помощью гвардии, она была провозглашена самодержицей всероссийской. В ту пору ей было 33 года (родилась 21 апреля 1729 г.). Екатерина достигла заветной цели, самой желанной для нее с момента приезда в Россию почти 15-летней девочкой. Она, перейдя на новой родине в православие и освоившись с русским языком, старалась понравиться всем, и не только при дворе.

После немецкого захолустья Петербург показался ей городом сказочным и богатым. Но, несмотря на блеск и великолепие придворных маскарадов и фейерверков, роскошь вельмож и лукулловы пиры, она быстро заметила невежество, пустоту и нравственное неряшество двора императрицы Елизаветы. К тому же замужество ее оказалось несчастливым. Но, умело избегая опасностей, связанных с придворной и семейной жизнью, со всеми их интригами, она пробивалась вперед, к своей мечте, верила: "...Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей".

Очень умная и наблюдательная, Екатерина много читала. Запас наблюдений над природой человеческой пополнялся непрерывно – жизнь при дворе давала обильный материал для впечатлений, зачастую не очень радужных. Она не. обращала внимания на невнимание одних, оскорбления других, стараясь искать у всех, больших и малых, независимо от достоинств и пороков, расположения к себе. "Я хотела быть русской,– признавалась она,– чтобы русские меня любили".

И она в конце концов достигла желаемого. Прилежно соблюдала церковные обряды. Читала книги по русской истории (не только их, конечно, – хорошо знала западноевропейскую историю, философию, юриспруденцию и т.д.). Иноземные послы при дворе Елизаветы отмечают ее обширные познания.

"Или умру, или буду царствовать",– не скрывала Екатерина от друзей свои планы еще в конце правления Елизаветы. Достигнув высшей власти в России, она, преодолевая все препятствия, недоброжелательство сына – наследника Павла Петровича и его сторонников, сумела привлечь на свою сторону и гвардию, и все дворянство. Им она жаловала за поддержку очень многое – сотни тысяч крестьян и десятин земли, всякие привилегии.

Конечно, Россия дала много немецкой принцессе – и безмерную власть, и связанные с ней славу и богатство, столь же неизмеримые, и всякие удовольствия. Но и она сделала для государства Российского немало. Сама императрица и ее сподвижники, а она умела их выбирать и привлекать к делу, как и Петр Великий, которому она старалась следовать во всем, сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.

При Екатерине II существенно увеличились территория страны, население (на 75%), доходы (более чем вчетверо). Победы на суше и море прославили русское оружие, воинское искусство. Столь же впечатляющи успехи в хозяйстве и культуре. Но нельзя не видеть при всем этом тяжелого положения трудовых слоев населения. Недаром в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Е. И. Пугачевым.

Выводы

В XVIII в. Россия вступила на путь модернизации. Однако проводимые реформы имели свои издержки, поскольку главным инструментом их осуществления было насилие. Содержание бюрократического аппарата и регулярной армии европейского образца, систематическое участие в военных конфликтах, развитие государственного сектора в промышленности требовали огромных расходов. Вся их тяжесть ложилась тяжким бременем на плечи податного населения страны, круг которого при этом имел тенденцию сужаться. Как правило, денежные поступления в государственную казну не покрывали растущих расходов, поэтому Россия была вынуждена прибегать к внешним займам, что ставило ее в тесные экономические связи с европейскими государствами. Главным противоречием "реформ сверху" было то, что они не могли избавить страну от крепостного права, а наоборот, консервировали традиционные социальные институты. Этим закладывались предпосылки будущего кризиса, первые признаки которого проявились уже во второй половине XVIII в. и затронули не только социально-экономическую, но и политическую сферу. Российский абсолютизм значительно укрепил свои позиции. Основные приоритеты правительственного курса касались усиления дворянских привилегий, что вполне согласовывалось с традициями века "дворянской монархии". Это важнейшее противоречие сдерживало модернизацию страны и ставило ее во второй эшелон развития.

Реакционный поворот наблюдался и во внешней политике Екатерины II. Вообще внешнеполитическая деятельность "просвещенной" императрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768 – 1774 и 1787 – 1791 гг.) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема – по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 гг.) с Россией воссоединились Правобережная Украина и Восточная Белоруссия. Однако на почве ненависти к французской революции и развернувшейся под ее влиянием освободительной борьбы поляков Екатерина II в 1793 г. согласилась на отторжение от Речи Посполитой и польских земель – к Пруссии по второму разделу отошли Гданьск, Торунь и значительная часть Великой Польши. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание – борьбу за освобождение родины возглавил генерал Тадеуш Костюшко. Но Екатерина II поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А. В. Суворов. Раненный в одном из боев Костюшко был захвачен казаками. Видя бегство сподвижников и свой неминуемый плен, Костюшко бросил саблю и, падая с коня, с отчаянием произнес: "Конец Польше".

Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

Литература

1. Политическая история России. Хрестоматия/Сост. В. И. Коваленко и др. М.,1996.

2. История России с древнейших времен до второй половины XIX века Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех.

3. ун – т, Екатеринбург, 1995

4. Платонов О.А. Русская цивилизация. М.,Просвящение 1992.

5. Шмурло Е.Ф. Курс Русской истории в 3 тт. СПб., 1999.

6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990.

Приложение

Абсолютизм Екатерины Второй