Аборт как проблема социально-медицинской этики

Аборт как проблема социально-медицинской этики.

Статьи по теме
Искать по теме

Аборт и его проблемы

Абортом называется всякое прерывание беременности.

Для верного понимания морального аспекта этого вида медицинского вмешательства необходимо осознавать, что беременность – это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной, а с другой – это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу "меньшего зла", следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека [9; 103].

Современные методы диагностики способны выявить некоторые дефекты в развитии плода на ранних стадиях, что дает возможность исключить рождение больных детей с генетическими или врожденными аномалиями развития. В интересах общества сократить репродукцию нарушенных генов, а интересы женщины могут не совпадать с общественными [13; 350].

Проблема аборта неоднозначна и многогранна. В своих проявлениях в обществе она имеет и существенный демографический смысл, социальное значение и даже политическую подоплеку. Многие забывают, что одним из важных моментов является морально – этический аспект проблемы.

Сегодня, среди финансовых и других острых социальных проблем, актуальность аборта не утратила свой смысл в широких общественных массах.

На тему аборта написано много книг, существует множество мнений и точек зрения. Это и составляет разработанность темы.

Доктор медицинских наук, профессор кафедры "Социальные технологии" Ю.Ю. Шурыгина: если выразить умеренную точку зрения, находящуюся между мнениями безусловных противников аборта и защитников права на прерывание беременности, то можно сделать вывод, что аборт не является причиной психических нарушений, но может быть мощным фактором, провоцирующим их развитие. К числу таких нарушений относятся расстройства в виде депрессий чувства тревоги, нарушений адаптации. [16; 90].

Заведующая женской консультацией московской городской больницы № 1 им. Н.А. Семашко Л.П. Каплиенко считает, что аборт – это тяжелейшая моральная травма, даже если женщина абсолютно не сомневается в его необходимости. Через некоторое время может развиваться тяжелая депрессия с навязчивым комплексом вины. Большей степени это свойственно опять – таки молодым, нерожавшим девушкам с позитивным взглядом на материнство [14; 19].

Директор медико – просветительского центра "Жизнь" (Москва), врач – гинеколог Н.Н. Бойко: "В моей практике был случай, когда муж просто за руку отвёл жену на аборт, настоял... Их сыну было, наверное, лет пять. Женщина была уже на большом сроке и понимала, что ребёнка убивает, но просто перешагнула через себя. Через некоторое время после того, как этого ребёночка извлекли, она пошла в туалет и ошиблась дверью: зашла в служебное помещение. Там она увидела, как корчился, умирая, ребёнок. У женщины после этого был ярко выраженный "постабортный синдром", как называют это медики. Она запила. С мужем они развелись, точных причин я не знаю. Спас её второй брак и рождение второго, вернее, третьего ребёнка. Но вот этого, второго, она помнит до сих пор, хотя столько времени прошло: "Мне даже снится, – говорит, что я – убила...". [14; 20]

Главный неонатолог Департамента здравоохранения г. Москвы, д.м.к., проф. Д.Н. Дегтярев отметил, что мы, врачи настроены на то, чтобы поддерживать жизнь любого не доношенного ребенка с признаками сердечной недостаточностью начиная после полных 22 недель беременности (это уровень возможности современной медицины). "Это, конечно, парадокс: мы предпринимаем титанические усилия, а где – то рядом совершенно таких же абортируют, и в несравненно больших количествах. Это трудно понять" [14; 8].

Доктор медицинских наук, профессор Ю.Ю. Шурыгина: в моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по – своему убедительные аргументы как "за", так и "против". В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона. Можно выделить три основные позиции.

- Либеральная позиция. Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тела матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.

- Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь, Следовательно, аборт – это форма убийства человека.

- Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода [17; 143 – 144].

В. Платонов, председатель Мосгордумы: "Я за легальные аборты. Невозможно заставить рожать женщину, если она того не хочет. Этой мерой можно добиться увеличения числа криминальных абортов".

А. Ковалев, депутат Мосгордумы, лидер рок – группы "Пилигрим": "Я против абортов. Понимаю женщину, которая может оказаться в сложной ситуации, но по – человечески это противно. Нам нужно создавать условия, чтобы женщина рожала, даже если она и не хочет потом оставлять у себя ребенка. У нас огромное число семей, которые жаждут усыновить ребенка, но дети почему – то достаются одним иностранцам".

А. Чуев, зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций: "Я, как православный, против абортов, потому что это узаконенное детоубийство. Конечно, сразу запрещать аборты не стоит, но нужно поэтапно снижать их уровень, например, проводя разъяснительную работу. Многие даже не понимают, какой вред наносят аборты физическому, духовному и нравственному здоровью человека" [6; 5 – 6].

Аборт как медицинская проблема


Проблема абортов в современных социально – демографических условиях в Российской Федерации занимает особое место. Трагизм демографической ситуации в России заключается еще и в том, что на фоне крайне низкой рождаемости, значительного числа абортов участились случаи убийства новорожденных детей, возросли социальное сиротство, детская беспризорность и детская подростковая преступность. Распространенность и динамика абортов, уровень материнской смертности после абортов – показатели, по которым оценивается эффективность государственных мер по охране репродуктивного здоровья и здоровья населения в целом. Решение сложных медико-социальных и этических проблем абортов в последние годы в России, как и в мире в целом, осуществляется в рамках Концепции по реализации права на репродуктивный выбор, охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи, определенной документами в области прав человека и документами Всемирной организации здравоохранения. ВОЗ более 30 лет назад признала аборт серьезной проблемой охраны здоровья женщин. Уровень абортов и материнской смертности после абортов находится в прямой зависимости от действующего законодательства в отношении абортов, от развития службы охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, распространенности и доступности современных методов контрацепции, квалифицированной медицинской помощи, эффективности образования, информированности и просвещения в этой области.

Степень риска аборта для здоровья и жизни женщины определяется всем объемом квалифицированной медицинской помощи при проведении аборта, с обеспечением ее доступности, качества и безопасности, включая эффективное консультирование и информирование, психологическую помощь и поддержку, применение современных технологий аборта (прерывание беременности в ранние сроки, медикаментозные методы, адекватное обезболивание), контрацепцию и реабилитацию после аборта.

В структуре причин материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест, несмотря на то, что эта причина является наиболее предотвратимой. Около 70% женщин, умерших после аборта, относились к группе социального риска (малообеспеченные, безработные, без определенного места жительства и др.). Среди умерших преобладает контингент сельских жительниц (67%).

Результаты социологических исследований показывают, что основными факторами, влияющими на принятие решения о прерывании беременности, являются: беременность вне брака (28,8%); низкий уровень жизни (ниже прожиточного минимума – 29,4%); отсутствие жилья (14%). При этом установлено, что незарегистрированный брак, как причина аборта, преобладает в группе пациентов до 18 лет, в то время как в зрелом возрасте на первое место выходят материальные трудности. Изначально нежеланной беременность была только у 68% женщин, в то время как у 32% на принятие решения об исходе беременности повлиял отец ребёнка и микросоциальная среда.

Реализация права на аборт является достаточно проблематичной и с точки зрения экспертов. Фактически врачи вынуждены брать на себя ответственность за аборт и его последствия, в том числе психологические. Психологами и специалистами по социальной работе не полностью укомплектованы даже специализированные столичные центры.

Представляется, что наряду с пробелами в механизме реализации закона существуют и особые вопросы, включая морально – нравственные, профессиональной подготовки врачей -ювенологов, детских гинекологов, специалистов по социальной работе и психологов. В идеале видится создание специальных подростковых (детских) центров репродуктивного здоровья, которых пока единицы.

С точки зрения современного российского законодательства законным считается искусственное прерывание беременности произведенное лицом, имеющим медицинский сертификат по специальности "врач акушер-гинеколог". Однако, в быту довольно часто используются криминальные методы прерывания беременности, нанося непоправимый вреде здоровью женщины.

Осложнения после абортов могут развиться у девушек спустя некоторое время (через нескольких месяцев и даже несколько лет). У 18% девушек через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11% – эрозия шейки матки. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз.

Одним из наиболее грозных осложнений абортов у нерожавших женщин является резкое увеличение риска развития рака молочной железы. Как известно, этот вид рака занимает первое место среди причин смертности от онкологических заболеваний во всем мире. Исследования показывают, что у нерожавших женщин, сделавших аборт, вероятность развития рака молочной железы увеличивается на 300%, а если такая женщина имела несколько абортов, и первый ребенок у нее родился не раньше 35 лет, то риск возрастает в 8 раз.

Особое место среди всех осложнений абортов занимает постабортный синдром. Этот синдром включает в себя различные симптомы, как физиологические, так и психологические. Многие из этих симптомов женщина никак не связывает с прошедшим абортом. Наиболее распространенными признаками постабортного синдрома являются: бесплодие и проблемы с зачатием, преждевременные роды, выкидыши, внематочная беременность, сексуальные расстройства, депрессии, чувство вины, суицидальные наклонности, злоупотреб-ление алкоголем и наркотиками, отчаяние, доминирующее желание еще одной беременности, анорексия (отсутствие аппетита и желания есть), ночные кошмары о детях и т. д. [8; 66-68].

Любой аборт, проводимый как хирургическим, так и нехирургическим способом, неизбежно несет за собой риск осложнений и нежелательных последствий. Если аборта не избежать, лучше воспользоваться нехирургическими способами прерывания беременности, так как они сводят к минимуму вероятность возможных осложнений. При нехирургических методах прерывания беременности нет проникновения инструментов в матку, следовательно, нет ее механических травм, нет воспалительных осложнений и нет осложнений, связанных с применением наркоза [3; 104].

Однако, даже при самых лучших условиях, когда аборт произведен в клинике опытным специалистом, не исключены негативные последствия для здоровья в результате осложнений.

Осложнения со стороны матки – в первую очередь это разрыв шейки матки, кровотечение, перфорация и разрыв стенки матки. Наиболее распространенные методики проведения прерывания беременности предполагают манипуляции внутри матки "вслепую", вследствие чего риск повреждения шейки или стенки матки весьма высок. В зависимости от размеров и локализации такого повреждения производят или его ушивание, или полное удаление матки (гистерэктомию). Кроме того, при многократных выскабливаниях стенка матки может истончаться настолько, что вынашивание беременности становится невозможным. В этом случае женщине рекомендуется стерилизация. Воспалительные процессы в матке нередко возникают в результате инфицирования травмированной шейки или стенки матки во время проведения искусственного прерывания беременности. Следует отметить, что такой воспалительный процесс отличается стойким продолжительным течением и лечение его крайне затруднено. Результатом этого может стать привычное невынашивание беременности и бесплодие [5; 14].

Доступность, бесплатность и кажущаяся простота искусственного аборта создают у некоторых женщин ложное представление о его безвредности. Каждой женщине необходимо знать, что искусственное прерывание беременности не может пройти совершенно бесследно для ее здоровья. Почти у каждой третьей женщины после аборта возникает осложнение, а у прервавших первую беременность – почти у каждой второй. Аборт приводит к эмоциональному стрессу, который нарушает течение всех психических и физических процессов в организме. Установлено, что аборты – основной источник гинекологических заболеваний. Искусственное прерывание беременности часто приводит к серьезным последствиям, иногда необратимым. Наиболее серьезные из осложнений аборта – бесплодие, невынашивание, рецидивирующие воспалительные процессы, не только вызывающие функциональные нарушения яичников, но и приводящие к доброкачественным и злокачественным заболеваниям молочных желез и половой системы женщин. Почти все исследователи отмечают отрицательное влияние искусственного аборта на репродуктивную функцию женщин (преждевременное прерывание последующей беременности, внематочная беременность, бесплодие и др.). После искусственного аборта осложнения при беременности и родах встречаются в 3 раза чаще.

Искусственное прерывание беременности отрицательно влияет и на будущее потомство. Так, отмечено, что у детей, матери которых перенесли в прошлом аборт, наблюдается более тяжелая степень асфиксии, гемолитической болезни, более высокая мертворождаемость и смертность [4; 123].

Вокруг столь сложной и деликатной темы в биоэтической литературе сложились две противоположные точки зрения. Аборт – это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это – просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: "Аборт – это медицинская проблема". Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет моральное чувство, поэтому здесь существует моральная, этическая проблема, и притом – сложнейшая. Ведь прежде, чем прийти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек – врач, и если он делает свое дело, то становится соучастником убийства [9; 73].

К сожалению, в России нет статистики по частоте возникновения постабортного синдрома, но можно с уверенностью сказать, что наберется очень немного женщин, которые смогли избежать его проявлений в том или ином виде [10; 17].

Этические вопросы аборта

Следует помнить, что именно аборт является наиболее части причиной первичного и вторичного бесплодия, причиной материнской смертности.

Церковь (в том числе и Православная) категорически отрицает возможность аборта, считая его этически недопустимым, так как аборт является преднамеренным убийством, не рожденного ребенка и прямым нарушением Божественной заповеди "не убий" (из заявления Церковно – общественного совета по биомедицинской этике). Разновидностью преднамеренного убийства считает Церковь и так называемый евгенический аборт, имеющий целью не допустить рождения больных детей [8; 32].

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Однако философская и научная изощренность этой дискуссии, конечно, совсем не означает, что проблема искусственного прерывания беременности становится более ясной. Специалисты так формулируют ее содержание: "Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы иметь право не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?" [7; 205].

Противники абортов считают совершенно несостоятельной концепцию жизнеспособности плода в качестве обоснования искусственного прерывания беременности. Во – первых, с их точки зрения, эмбрион имеет право на жизнь с момента зачатия. Во – вторых, они постоянно подчеркивают условный характер понятия "жизнеспособность". В – третьих, в публикациях противников абортов приводятся документированные случаи выживания детей, родившихся с массой тела в 450, 420, 360, 340 гр.

Так же они анализируют множество других аспектов проблемы искусственного прерывания беременности. Например, проблема риска, сопровождающего искусственное прерывание беременности: осложнения у матери; осложнения у детей, родившихся у женщин, сделавших аборты; психоэмоциональные проблемы и т.д. Проблему риска противники связывают с проблемой адекватного информирования женщин. Утверждается, что врачи совсем не информируют или даже дезинформируют беременных женщин, принявших решение об искусственном прерывании беременности, о степени зрелости плода и даже о сущности самого этого медицинского вмешательства [7; 208-209].

В моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по – своему убедительные аргументы как "за", так и "против". В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона. Можно выделить три основные позиции.

- Либеральная позиция. Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тела матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.

- Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь, Следовательно, аборт – это форма убийства человека.

- Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода [17; 143-144].

В "Исламском кодексе медицинской этики", в частности, говорится: "Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь не родившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина, приговоренная к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выносит своего ребенка".

Согласно, буддизму, убить – значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: "Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное". Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: "зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа". Поэтому аборт "соответствует уничтожению жизни независимо от стадии".

Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание [7; 206-207].

В заключении можно добавить, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально – этический.

Выводы

Аборты – одна из причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Конечно, проблема аборта многозначна. Она имеет и демографический смысл, она имеет и политическое и социальное значение, а также она имеет очень важный этический аспект. Острота в обсуждении проблем аборта сохраняется, несмотря на то, что эта проблема "стара как мир". Исторически отношение врача к аборту является одной из первых и основных этико – медицинских проблем, сохраняющих свою актуальность и сегодня. Это объясняется тем, что проблема аборта концентрирует в себе отношения между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознания.

Искусственное прерывание беременности распространенно в наши дни более чем когда-либо в предыдущей истории. На данный момент озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов – материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально – правовые – проблемы его допустимости на ранних сроках беременности и законодательной регламентации.

По данным Российской ассоциации "Планирование семьи", Россия удерживает второе место в мире по числу абортов – на 100 родов приходится 208 абортов. К сожалению, не смотря на то, что в арсенале врачей – гинекологов имеется огромное количество средств контрацепции, аборт по-прежнему остается основным методом планирования семьи. Выбор метода прерывания беременности, как правило, определяет женщина вместе с врачом в соответствии со сроком беременности и материальными возможностями женщины [10; 17].

Руководитель рабочей группы по помощи семьям Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, материнства и детства М. Ожегова в статье "Число абортов в России за последние пять лет сократилось" написала: Число абортов в России за последние пять лет сократилось на 24%, однако до сих пор достигает миллиона операций в год.

По оценке министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова в России ежегодно делается 1,6-1,7 миллионов абортов. Россия на первом месте в мире по числу абортов: здесь, даже по официальной статистике, абортом заканчиваются 57% всех беременностей.

Каждый пятый аборт делается подростками до 18 лет.

По официальной статистике, в 2012 году каждая третья беременность в стране прерывалась.

"За пять лет число абортов снизилось на 24%, но миллион беременностей мы с вами теряем ежегодно. Посмотрите, какой ущерб повышению рождаемости. Это не только медицинская проблема, это очень тонкая и чувствительная сфера", – заявила замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева, обращаясь к участникам Всероссийского научного форума "Мать и дитя" и съезда акушеров – гинекологов России.

По данным департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава, в 2012 году на 100 родившихся живыми приходилось 49,7 абортов. В 2003 году этот показатель составлял 230 абортов на сотню родов.

По словам Яковлевой, для того, чтобы сократить количество абортов в стране, необходимо во всех регионах ввести практику работы социально-психологических центров, куда могла бы обратиться женщина, попавшая в трудную ситуацию. Чаще всего причинами аборта женщины называют проблемы с жильем, сложное материальное положение, а также отсутствие мужа или наличие нескольких детей в семье [11; 1].

В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего ребенка. Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье людей. За последние несколько лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми. И, несмотря на все старания российского правительства, количество абортов продолжает расти, и чтобы остановить этот процесс и привести статистику абортов в мировые рамки, понадобится не один год и не одно десятилетие, при условии, что это вообще удастся осуществить.

В современном мире допустимость абортов является одной из наиболее дискуссионных проблем, включающих религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточенное противостояние в обществе. Поэтому необходимость создания биомедицинской этики было крайне необходимо.

Биомедицинская этика рассматривает множество проблем, которые в современном мире являются актуальными. Одной из самых распространенных и значимых проблем биомедицинской этики является аборт и существует множество разных точек зрения на данную проблему.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально – этический.

Литература

1. Авходиев Г.И., Кот М.Л., Беломестнова О.В. Биомедицинская этика: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2009.-216 с.

2. Гиппократ. Избранные книги. – М. – Л.: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1936-Т. 1.-736 с.

3. Байер, К. Здоровый образ жизни [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг / перевод с англ. – М.: Мир, 1997-368 с.

4. Денисов С., Яскевич Я. Биомедицинская этика: Практикум /Под общ. ред. С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич – Мн.: БГМУ, 2011.-255 с.

5. Запрет на плод [Текст] // АиФ газ.-2008.-13 февраля-с. 14

6. Зима, Т. Ахиллесова пята России / Татьяна Зима // РФ сегодня жур.-2007-15 февраля-8 с.

7. Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику: Учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др.-М.: Прогресс-Традиция, 1998.-384 с.

8. Ивачев П. В. Социальная работа в сфере охраны здоровья населения. Учебное издание. Диск по ОСМ. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,-102 с.

9. Коновалова, Л.В. Прикладная этика: по материалам западной литературы/ Л.В. Коновалова. РАН; Ин-т философии.-М.; 1998.-216 с.

10. Марданов, Р.А. Скажи абортам "нет"/Р. Марданов //Женское здоровье жур.-2006.-24 июн – 17 с.

11. Ожегова М.

12. Тен Е. Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.

13. Ткаченко В.С. Основы социальной медицины: Учебное пособие-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2013.-471 с.

14. Фесенко Д.О. Пустые песочницы, – М.: Даниловский благовестник, 2011.-48 с.

15. Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений, – М.: Издательский центр "Академия", 2010.-224 с.

16. Шурыгина Ю.Ю. Репродуктивное здоровье населения: программы планирования семьи и репродуктивные технологии: Учебное пособие-Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010-288 с.

17. Шурыгина Ю.Ю. Основы социальной медицины в вопросах и ответах.-Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010.-184 с.